Лиссабон (порт. Lisboa), каким его знаем мы, это город, отстроенный после 1755 года. Однако его история не столь коротка. Город был основан, вероятно, финикийскими купцами ок. 1200 до н. э. Позднее здесь находилось главное поселение лузитан, с 205 до н. э. по 409 римское поселение Фелицитас-Юлия. Город завоевывался аланами, свевами, вестготами, которые владели им вплоть до арабского завоевания в 714 году. Со времен мусульманского владычества известен под нынешним названием. В 1147 отвоеван крестоносцами во главе с первым португальским королем Альфонсом I, а в 1255 Альфонс III перенес сюда столицу Португалии из Коимбры. Лиссабонское восстание 1640 года освободило страну от испанского господства. В эпоху Великих географических открытий город достиг значительного расцвета. Мощное землетрясение, превратившее 1 ноября 1755 Португалию в груды руин, не пощадило и столицу. Сильнее всех пострадал район Байша, который сегодня, благодаря восстановительным работам, является магнитом для туристов. До великого землетрясения Байша была районом ремесленников. После страшного катаклизма глава Байши Себастьяо Жозе де Нарвало э Мело, известный как маркиз Помбал, принял решение придать ей новый облик. По его распоряжению была проложена новая улица, идущая с севера на юг. Ее назвали Руа-Аугуста. Вокруг были созданы остальные улочки, названные в честь различных ремесел. На одной из них - Руа-до-Оро (Золотая улица) — в 1902 году был смонтирован железный лифт, «Элевадор де Санта-Жюста», поднимающий гостей на смотровую площадку. Высота конструкции — 45 метров. Увы, сегодня лифт не работает, а его функцию выполняет канатная дорога. Над районом возвышается монументальная фигура Христа высотой 110 метров. Ее невозможно не заметить, гуляя по набережной. Создается впечатление, что здесь представлена копия огромной скульптуры — символа Рио-де-Жанейро.
В Лиссабоне погодные условия определяет мягкий средиземноморский климат, благодаря которому летом здесь не засушливо, а зимой довольно тепло. Кроме этого в городе практически всегда светит солнце (260 дней в году), хотя иногда случаются и ливни. Лето отличается сухой и жаркой погодой (+28 градуса), а зима — дождями и отсутствием снега (+15 градуса). Характерной климатической особенностью города являются резкие перепады дневной и ночной температур, достигающие разницы в 8–10 °C. Идеальное время для поездки в Лиссабон — это период с середины мая по июнь, а также сентябрь.
К западу от Байши находятся Шиаду и Байру Алту. Эти районы наполнены звуками фаду и атмосферой искусства. Здесь, в узких улочках кипит ночная жизнь города и именно здесь находятся самые известные галереи и музеи. В Музее археологии собраны прекрасные экспонаты, среди которых надгробные скульптуры Фердинанда Санчеса и короля Фердинанда I, египетские мумии, добыча, привезенная из Центральной Америки. Изюминку придает коллекции обстановка, в которой демонстрируются экспонаты. Для нужд музея использован неф средневековых руин собора, уничтоженного землетрясением. Расположенный неподалеку Музей Ду-Шиаду представляет национальное искусство. Сезонные выставки здесь также проходят в необычном окружении - в монастыре.
Монастырь Жеронимуш
Лучшие памятники старины рассредоточены в Лиссабоне за пределами центра города. Район Белем, хотя и расположен на окраине, является одним из наиболее представительных мест столицы. Именно по этой причине здесь, находится резиденция президента Португалии. Главная достопримечательность Белема — монастырь Жеронимуш.
Монастырь иеронимитов строился почти сто лет (с 1501 года). Король Мануэль I, повелевший начать работы, хотел создать символ португальского могущества, и ему это, несомненно, удалось.
Жеронимуш — настоящая жемчужина мануэлинского стиля, он выстоял даже во время землетрясения 1755 года. Благодарить за это, конечно же, стоит замечательных архитекторов, воздвигнувших нетипичные, устойчивые к землетрясениям своды.
Это место производит сильнейшее впечатление с первых же шагов.
Внешние галереи монастыря — настоящее произведение искусства. Стрельчатые колонны сверху донизу украшены резьбой французского мастера Диого де Боитаси. Архитектор работал над ними до самой своей смерти (1517 г.). Продолжателем его трудов стал Жуан де Кастилла. У преемника Боитаси украшение внешних галерей заняло 27 лет! Автором скульптур западного корпуса является Николя де Шантерен.
Внимание привлекают также «азулейжос», размещенные в трапезной. Они относятся к XVIII веку и представляют сцены из жизни Св. Иосифа.
В монастыре похоронены португальские национальные герои, в том числе знаменитый путешественник Васко да Гама, поэт Фернандо Пессоа и короли Португалии. В той части здания, которая относится к XIX веку, расположен Морской музей и Музей археологии.
дворец Ажуда Однако в районе Белем здание монастыря не главное. Неподалеку расположилась резиденция короля Людвига I — дворец Ажуда XIX века. Немного в отдалении видно здание культурного центра, построенного в 1999 году. Помимо многочисленных кафе и нескольких театральных сцен, в нем находится также Музей дизайна. Тот, кого не интересует современный дизайн, может отправиться в Музей народного искусства, находящийся поблизости.
Дворец Ажуда
Первоначально на месте дворца Ажуда было деревянное здание, построенное для королевской семьи, которая решила перебраться сюда после землетрясения в 1755 году. Это здание еще называли «Королевская лачуга» или «Деревянный дворец». Пожар уничтожил его в 1795 году и на его месте был возведен каменный дворец.
Здание начинало строиться под руководством архитектора Мануэла Ситано де Суза, который планировал сделать его в стиле позднего барокко - рококо. Чуть позже строительство продолжили архитекторы Хосе да Коста и Франсиско Ксавьер Фабри, но здание уже строилось в стиле неоклассицизма. Строительство продолжалось до 1807 года и не было закончено.
Дворец был захвачен войсками Наполеона, а королевская семья была вынуждена покинуть Португалию и укрыться в Бразилии. Строительство продолжалось медленно, местами останавливалось, облик дворца менялся в виду того, что на каждом этапе строительства был другой архитектор. В 1826 году дворец снова стал королевской резиденцией. В 1910 дворец был закрыт после провозглашения Республики и открыт уже в качестве музея в 1968 году.
В музее находится великолепная коллекция произведений искусств, начиная с XV и заканчивая XX веком. Залы дворца украшены мебелью в стиле Людовика XV, гобеленами и статуями. Во дворце много экстравагантных предметов декоративного искусства.
Такое обилие роскоши было результатом беспрецедентного богатства в XVIII веке, когда впервые в Бразилии были открыты алмазы. Поражают своим великолепием Зимний сад, Танцевальный зал, комната Посла, а так же Банкетный и Тронный залы.
До сих пор Дворец используется правительством Португалии для проведения официальных церемоний.
Акведук Агуаш-Либриш
Он уже давно считается одним из символов туристического Лиссабона. Сооружение, построенное в начале 18 века, послужило для населения португальской столицы настоящим спасением. С его помощью решили одну из самых главных городских проблем — местные жители с незапамятных времен страдали от нехватки питьевой воды. К слову сказать, несмотря на то что с момента введения в эксплуатацию Агуаш-Либриш до наших дней немало воды утекло, в прямом и переносном смысле, он до сих пор вносит свой вклад в городскую систему водоснабжения.
Акведук был построен с применением самых последних достижений научно-технического прогресса того времени. Длина его составляет не один десяток километров, однако туристов интересует исключительно один участок, проходящий вдоль долины Алкантара. Именно на этой территории расположены легендарные 30 арок, на сегодняшний день ставшие архитектурным достоянием Португалии.
Долгое время на акведук можно было посмотреть лишь издалека — уж слишком велико его значение и на саму стену туристов не пускали. Однако в настоящее время по ней вновь можно прогуляться. Интерес к конструкции велик еще и из-за того, что она чудом сохранилась после землетрясения 1755 года.
Акведук Агуаш-Либриш находится по адресу улица Calcada Quintinha, дом 6. Пройти к нему можно через приметный парк Jardim do Aqueduto. Время для посещения — с 10-00 до 17-00, в воскресенье, понедельник, а также в дни государственных праздников акведук не работает.
Дворец Келуш
Дворец Келуш возглавляет рейтинг «королевских» достопримечательностей Лиссабона. Действительно, в течение многих лет в его стенах жили португальские монархи. Сегодня роскошная резиденция стала достоянием общественности.
Построенный в 18 веке, дворец Келуш долгое время был летней резиденцией португальских королей. Они не просто отдыхали здесь, но и развлекались что называется на всю катушку — легенды о келушских приемах и балах в свое время будоражили всю Европу.
Сегодня насладиться былым великолепием могут все желающие — для осмотра доступны практически все залы, отлично сохранившиеся до наших дней. Даже пожар, который пришлось пережить дворцу, не сказался на его великолепии — реставраторы бережно и трепетно восстановили каждую деталь внешнего и внутреннего убранства.
Португальские короли не только любили роскошь, но и ценили искусство. Практически в каждом из залов дворца помимо интерьеров можно посмотреть на картины известных и не очень художников, а также на многочисленные статуи.
Помимо дворца заслуживает внимания прекрасный парк. По сей день, как и много лет назад, все кустарники здесь тщательно выстрижены а клумбы благоухают. Завершают картину фонтаны и фонтанчики. По окончании прогулки можно посидеть в одной из беседок или, если повезет, побывать на концерте живой инструментальной музыки.
Дворец Келуш находится в 12 километрах от Лиссабона, добраться до него можно на электричке или автобусе. В любом случае, выйти нужно на остановке Queluz. Двери открыты для посетителей с 9-00 до 19-00, за час до окончания работы приостанавливается продажа входных билетов.
Дворец Мафра
Даже среди роскошных достопримечательностей Лиссабона, его великолепных дворцов и величественных замков дворец Мафра заметно выделяется. Строительство было задумано с размахом и по сей день комплекс поражает своими масштабами.
Строили дворец в 18 веке, причем не просто так, а по случаю. В королевской семье, у Жуана V и его любимой жены Анны Австрийской, после нескольких лет ожидания наконец-то родился первенец!
Естественно, отметили это событие масштабно. По сей день Мафра остается одним из самых больших и роскошных дворцов не только Португалии, но и всей Европы.
Всего он состоит из 1200 залов и комнат, которые по площади могут сравниться с десятью полноценными футбольными полями. Помимо привычных помещений в состав комплекса входят небольшой монастырь, базилика, две романтичные башни, на вершинах которых располагаются колокольни, и библиотека. Фонд последней поражает даже видавших виды искусствоведов, что уж говорить об обычных туристах.
Если повезет, во время экскурсии можно не просто узнать о дворце, но и услышать легендарный звон, который издают больше ста колоколов, звучащих одновременно.
Дворец Мафра располагается в одноименном пригороде Лиссабона. Добраться до него проблематично — общественный транспорт в это место не ходит. Придется арендовать автомобиль или, что гораздо проще, присоединиться к организованной группе. Поездки предлагают практически все туристические агентства Лиссабона. По вторникам, а также в дни государственных праздников дворец закрыт. В остальное время работает с 9-00 до 18-00.
Национальный музей старинного искусства
Этот музей входит в десятку достопримечательностей Лиссабона, которые нужно посетить непременно. Не заглянув сюда, сложно составить полное впечатление о культурной жизни, прошлой и настоящей, португальской столицы.
Когда началась история музея, сказать сложно. Однако долгое время он представлял собой небольшую выставку, организованную при монастыре Святого Франциска. Однако со временем экспонатов стало настолько много, что для них было решено построить отдельное здание. Торжественное открытие состоялось не так давно, в 90-х годах XX века.
Сегодня в коллекции музея — картины, антикварная мебель, скульптуры и даже роскошные ювелирные украшения. Все это условно разделено на три группы, для каждой из которых выделен отдельный этаж.
Первая включает в себя работы европейских мастеров. Здесь можно встретить полотна и известных художников, например Рафаэля, и куда менее популярных. Вторая часть экспозиции музея — это средневековое искусство Азии и Африки.
Португальские мореплаватели интересовались не только товарами, но и живописью, и часто привозили с собой полотна.
Сегодня большая часть из них собрана в национальном музее старинного искусства. И, наконец, третья часть музея посвящена исключительно творчеству португальцев. Именно она вызывает наибольший интерес у тех, кто приехал познакомиться с обычаями, традициями и культурой страны.
Музей находится на улице Rua Janelas Verdes. До одноименной остановки следуют автобусы № 713, 714 или 727. Экспозиция работает с 10-00 до 18-00, посетить ее можно в любой день, кроме понедельника.
Монастырь Кармо
Монастырь Кармо (Convento da Ordem do Carmo) – древний памятник, расположенный в Лиссабоне. Средневековый монастырь был разрушен во время землетрясения 1755 года. Сохранившиеся до сих пор руины готической церкви Кармо (Carmo Church or Igreja do Carmo) являются главным напоминанием землетрясения, разрушевшего город.
Монастырь Кармо распложен на холме в районе Шиаду (Chiado), возвышаясь над площадью Росиу (Rossio square), и обращен лицом на холм с замком св. Георга. Одной стороной монастырь выходит на тихую площать (площадь Кармо), а другой – на лифт Санта Жушта (Santa Justa Lift).
Монастырь Кармо был основан португальским рыцарем Нуно Алварешем Перейра (Nuno Alvares Pereira) в 1389 году для ордена Кармелитов. Альвареш Перейра был Констеблем Португалии, это звание в те времена давало высшую после короля военную власть. На службе у королоя Жуана Первого (King John I) Алвареш Перейра командовал португальской армией в Битве Алжубарота (Battle of Aljubarrota) в 1385 году, в которой Португалия гарантирвала себе независимость, одержав победу над Кастилийской армией.
Первыми жильцами монастыря стали Кармелиты из Моуры (Moura), южной Португалии, которые вошли в монастырь в 1392 году. В 1404 году праведный Альвареш Перейра пожертвовал монастырю все свое богатство, а в 1423 году стал там монахом.
Землетрясение 1 ноября 1755 года разрушило большую часть монастыря и церковь. Навсегда была потеряна библиотека, насчитвающая 5 000 книг. Монастырь позже был реконструирован и в конце концов стал использоваться как казармы. Церковь так и не была полностью восстановлена и стала складом для хранения древесины, а в 1864 году ее пожертвовали Ассоциации португалиских археологов, которые сделали из ее руин археологический музей, открытый для посетителей и по сей день.
Археологический музей в монастыре Карму
Монастырь Карму — одна из самых романтичных достопримечательностей Лиссабона. Он напоминает о далеких временах Байрона, средневековых сражениях, доблестных рыцарях, головокружительных победах и разгромных поражениях. Сегодня в его стенах располагается немало интересного: церковь, жилые корпуса, лифт Санта-Жушта и, конечно же, археологический музей.
История археологического музея началась в 1864 году. Именно тогда группа археологов-энтузиастов организовала при уже не действующем монастыре Корфу небольшую выставку, состоящую их экспонатов, найденных в этом районе. Постепенно сюда стали «стекаться» археологические находки со всей страны.
На сегодняшний день музей занимает подземные помещения монастыря. Сама обстановка располагается к тому, чтобы погрузиться в далекие эпохи и совершить путешествие во времени. Что касается экспонатов, то их здесь предостаточно.
Жемчужиной коллекции считаются богато украшенные саркофаги, в том числе и египетской. Однако куда больше гостей поражают самые настоящие мумии, привезенные в Лиссабон из Перу.
На их фоне экспозиция, посвященная истории архитектуры, выглядит не так впечатляюще. Однако у тех, кто хоть немного разбирается в этом деле или просто считает себя любителем, мнение о ней совершенно иное. Ведь фонтаны разных эпох, великолепная плитка Азулежу и прочие декоративные элементы, представленные в музее, в реальной архитектуре встречаются довольно редко.
Для того, чтобы оказаться в археологическом музее нужно доехать до станции метро Baixa-Chiado. Двери открыты для гостей с 10-00 до 19-00, в любой день кроме воскресенья.
Базилика-де-Эштрела
Базилика-де-Эштрела возвышается над всеми остальными достопримечательностями Лиссабона. Притом в прямом смысле этого слова. Ее, стоящую на холме, можно заметить практически из любой точки города.
Своим внешним видом базилика напоминает дворец Мафра. Тот же стиль позднего барокко с элементами классицизма, только начавшего входить в свои права. Те же витиеватые детали. И, конечно же, оба этих здания выглядят не просто великолепно — роскошно.
Но объединяет их, оказывается, не только облик. Базилика, так же как и дворец, была построена не просто так, а по случаю появления на свет долгожданного наследника. В 1761 году у Марии I Португальской родился сын Жозе. Однако начать работы сразу же не вышло и сделали это лишь в 1779 году. К сожалению, сам королевич до их завершения, в 1790 году, не дожил — скончался двумя годами раньше. Именно поэтому торжественного открытия базилики не получилось, а королева Мария в дальнейшем превратила это место в свою усыпальницу.
Сегодня зайти в храм стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть на многочисленные украшающие его скульптуры. Самые известные входят в группу Рождество, состоящую из 500 маленьких фигурок. Так же здесь собрана неплохая коллекция картин итальянца Помпео Батони. На вершине базилики открыта смотровая площадка, которую по праву можно назвать одной из самых зрелищных во всем Лиссабоне.
Добраться до базилики не сложно — достаточно сесть на трамвай №28, пользующийся неизменной популярностью среди туристов, и выйти на одноименной остановке. Вход — свободный.
Башня Белен
Башня Белен считается одним из семи чудес Португалии и, естественно, входит в число достопримечательностей Лиссабона, обязательных для посещения. Ее внешний облик напоминает о далеких временах торговцев-мореплавателей и первооткрывателей далеких земель. Что уж говорить об истории, в которой отразился не один период развития страны.
Как и много лет назад, башня Белен служит отличным ориентиром для кораблей, а Дева Мария Благополучных Возвращений, скульптура которой установлена здесь, радуется за тех, кто вернулся на большую землю и покровительствует тем, кому до нее еще далеко.
Когда-то башня Белен была не только символом удачных мореплаваний, но и оборонительным бастионом. Сегодня об этом напоминают 16 мощных орудий, установленных в казематах. Но куда больше туристов привлекает второй этаж, где установлена легендарная статуя-покровительница моряков, а также есть небольшой балкон, откуда много лет назад королевская семья приветствовала приплывающие издалека корабли. На вершине башни обустроена смотровая площадка, с которой открывается завораживающая панорама реки Тежу, а также вид на сам Лиссабон.
Что касается внешнего облика башни, то его по праву можно считать уникальным. В архитектуре этого сооружения смешалось огромное количество стилей, в результате чего получилось не традиционная внушительная, а легкая и парящая, но все же крепость. На стенах огромное количество украшений, связанных с морской тематикой. Необычайно интересно их разглядывать и находить то якорь, то морской узел, то что-нибудь еще.
Кафедральный собор
Кафедральный собор Лиссабона (Se de Lisboa — Сэ дэ Лишбоа) или церковь Святой Марии Всевышней (Igreja de Santa Maria Maior) расположен в самом центре Лиссабона, на небольшой возвышенности рядом с районом Алфама. Таким образом башни собора видны из многих точек города. Сэ и по сей день является кафедральным собором Лиссабонского патриархата. Строительство собора началось во второй половине XII века, после отвоевания у мавров Лиссабона королем Афонсу I Энри?киш. С 1910 года имеет статус национального памятника Португалии. Сложно выделить единый архитектурный стиль во внешнем виде собора, так как за время своего существования он несколько раз подвергался реставрациям и каждая эпоха добавила новые элементы как в экстерьер так и в интерьер собора.
Лиссабон являлся штаб-квартирой епископов как минимум с IV века н.э. В VIII веке Лиссабон был завоеван маврами, но в городе и окрестностях все равно была большая популяция христиан. После отвоевания Лиссабона португальцами во главе с королем Афонсу I Энри?киш в 1147 г. было принято решение начать строительство кафедрального собора на месте старой мечети. Строительство собора в романском стиле началось в том же году и велось нормандским архитектором, который уже работал над кафедральным собором (Se de Coimbra) и Монастырем Святого Креста (Mosteiro de Santa Cruz) в Коимбре.
Между XII и XIV веками, во время правления короля Дини?ша I, к собору был пристроен внутренний двор в готическом стиле. Его приемником, королем Афонсу IV, была модифицирована часть собора за алтарем и был пристроен деамбулаторий (полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма — википедия) для семейного пантеона. В XIV веке собор несколько раз страдал от землетрясений. После самого крупного, в начале XV века, собор долго находился на реставрации. В середине XVII века была сооружена ризница в стиле маньеризма, помещение для хранения богослужебного облачения священников (риз) и церковной утвари. В XVIII веке готический алтарь был перестроен в стиле барокко.
Мощное землетрясение 1755 года нанесло огромный ущерб собору. Были разрушены Часовня Святого Причастия (Capella Santissimo), южная башня, внутренний двор, поврежден алтарь включая королевские гробницы, а так же разрушилась часть сводов, что привело к обрушению купола.
В последующие десятилетия кафедральный собор Лиссабона Сэ претерпел множество изменений. Между 1761 и 1785 была перестроена Часовня Святого Причастия (Capella Santissimo). Между 1769 и 1771 была восстановлена южная башня фасада и отреставрирован алтарь, а так же были сделаны несколько окон, что сделало собор более светлым внутри. В 1785-1786 были установлены два резных органа.
Множество изменений в стиле барокко было добавлено в начале XX века, во время последней крупной реставрации собора с целью вернуть ему его средневековое обличие. В 1902 году, архитектором Augusto Fuschini были перестроены своды, отреставрированы и открыты окна, а так же на соборе появились зубцы. После своей смерти в 1911 году проэкт по реставрации был принят архитектором Antonio do Couto Abreu. Были полностью перестроены своды центрального нефа, отреставрирован фасад и переделана роза (круглое окно на фасаде) и сделано множество более мелких изменений.
Заново собор был открыт 5 мая 1940 года. Событие было приурочено к празднованию 800 летия основания Португалии и 300 летия восстановления независимости.
Городской музей
Городской музей — одна из самых наглядных достопримечательностей Лиссабона. За время несколько часовой экскурсии или просто прогулки по залам у гостей есть шанс заглянуть в самые разные эпохи, а также познакомиться с теми или иными областями искусства.
История музея началась несколько столетий назад. С каждым годом он расширялся, коллекция увеличивалась, и сегодня она уже способна поразить даже видавших виды путешественников. Для удобства гостей все экспонаты очень четко разделены на группы, каждая из которых посвящена тому или иному времени или сфере.
Наибольший интерес представляет собрание географических карт 17-20 веков. Португальцы всегда были лидерами в сфере мореплавания и исследования новых земель, и здесь как нельзя лучше можно проследить историю открытий. И, кто знает, может быть есть еще на планете Земля уголки, которые только предстоит нанести на карты?
Еще один зал, на который стоит обратить внимания — посвященный плитке азулежу. Уже не одну сотню лет ее производят всего в двух странах: Испании и Португалии, поэтому ремесло действительно можно считать уникальным. В коллекции представлены необычные и лучшие образцы, изготовленные в разное время.
И, наконец, небольшая, но очень интересная часть музея — уникальный Дом с вершинами, Casa dos Bicos. Необычный шедевр местных архитекторов.
Церковь Санта-Энграсия
Одним из самых красивых мест в Лиссабоне, считается Церковь Санта-Энграсия, построенная из белого натурального камня. 284 года понадобилось, чтобы построить это величественное и роскошное сооружение, ставшее памятником архитектуры.
История церкви Санта-Энграсия в Лиссабоне насчитывает несколько вариантов строительства. В 1568 году, благодаря принцессе Марии, был построен первый вариант церкви. Здание просуществовало 113 лет, и в 1681 году после сильнейшего шторма, в результате которого, храм был сильно разрушен, по указу короля Жуан V, начали новое строительство. Почти 300 лет понадобилось на воздвижение нового варианта церкви. За это время, король потерял интерес к этой церкви, и строительство осталось без финансирования. Еще одной из причин долгого строительства стало сильное землетрясение в Лиссабоне в 1755 году.
И только в 1966 году по приказу Антонио Де Оливейра Салазар, закончили строительство Церкви Санта-Энграсия, автором проекта которого стал королевский архитектор Жоао Антуниш. Лидер страны придал церкви, украсившей архитектуру Лиссабона, статус Национального Пантеона. С 1910 года Церковь Санта-Энграсия в Лиссабоне получила статус национального памятника. Несомненно, такое долгое возведение храма, не могло в народе не остаться бесследно. В разговорной речи португальцев появилось новое крылатое выражение – сравнение «как возведение Санта–Энграсия». Так говорили тогда, когда хотели придать слову значение бесконечности действия. В Пантеоне находятся кенотафы известных людей, таких как Васко да Гама, Генрих Мореплаватель и многих других.
Проект архитектора Антунеса уникален, тем, что не имеет аналогов в архитектуре Лиссабона. Удивительная Церковь Санта-Энграсия представляет собой октаэдрическую форму. По краям - башни без куполов, имеющие форму квадратов. Вместо привычных прямых линий, Франческо Барромини смело предложил – плавные, изогнутые. Входная резная дверь, вверху которой находится барельеф с ангелами и гербом Португалии – притягивает восхищенные взоры.
Сочетание белого и розового мрамора фасада Церкви Санта-Энграсия и витых колонн, придает зданию величественность и изящество. В архитектуре интерьера церкви также присутствуют серо–черный, желтый мрамор, что удачно гармонирует с внутренней отделкой. Пол и стены церкви украшает разноцветный мрамор, придающий стилю барокко неповторимость и известность. Перенесенный в Церковь Санта-Энграссия орган, неописуемой красоты из Кафедрального собора Лиссабона, зачаровывает и поражает.
Купол в Церкви Санта-Энграсия, сооруженный в XX веке, несмотря на огромные размеры, дарит чувство легкости и большого пространства. Небольшие копии скульптур являются неотъемлемым украшением архитектуры здания. Благодаря этой церкви, архитектура Лиссабона стала уникальной и неповторимой. Об истории долгого строительства церкви в Лиссабоне рассказывает выставка поэтапного возведения храма. Как это не удивительно, но стены храма не слышали ни одного богослужения – такова история церкви Санта-Энграсии.
Замок Св.Георгия
Уже не одну сотню лет этот замок стоит на страже достопримечательностей Лиссабона самых разных времен, чести Португалии и ее безопасности. Многие называют его не иначе, как Кремлем.
Величественная и грозная крепость, которая видна практически из любой части города, появилась на берегу реки Тужу в далеком 12 веке. С тех пор она — свидетель всех исторических событий, связанных с Лиссабоном, участник войн и государственных переворотов. Правда, в наши дни Португалии уже давно никто не угрожает и оборонительное сооружение превратилось в музей.
Итак, что ждет гостей за массивными и неприступными стенами. В первую очередь — уютный двор, по которому не спеша прогуливаются павлины. В центе его располагается колоритный ресторан. Хотя так было не всегда — когда-то именно здесь была королевская резиденция, до наших дней не сохранившаяся.
Тут же, во дворе, можно познакомиться с самыми разными средневековыми орудиями.
В подвале крепости располагается небольшой, но очень интересный археологический музей. Посетить его стоит хотя бы ради того, чтобы больше узнать о старом, средневековом Лиссабоне.
И, конечно же, посещение замка Святого Георгия невозможно представить без прогулки по крепостным стенам. Когда еще португальская столица окажется прямо у ваших ног?
Памятник первооткрывателям
Памятник первооткрывателям, возвышающийся на Беленской набережной Лиссабона, неподалёку от площади Праса-ду-Комерсиу, является монументальным ансамблем, посвящённым португальским путешественникам и исследователям, бороздившим океанские просторы в эпоху Великих географических открытий. Высота памятника составляет 52 метра при ширине 20. Его макет был разработан создателями ещё в 1940 году, однако торжественное открытие состоялось только 20 лет спустя. Он целиком выполнен из бетона и украшен скульптурами из известняка.
Памятник сделан в форме классической каравеллы, чья носовая часть увенчана девятиметровой статуей Генриха Мореплавателя, держащего в руках маленький кораблик. За ним, под каменными парусами, сверху вниз, с западной и восточной сторон, выстроились ещё 32 фигуры знаменитых личностей, среди которых можно узнать Антониу ди Абреу, Бартоломеу Диаша, Жуана Гонсалвеса Зарку, Васко да Гаму, Гаспара Кортереала, Диогу Кана, Маотина Афонсу ди Соуза и других известных людей имевших отношение к славе Португалии, как великой морской державы. Под каждой фигурой инкрустированы надписи с именами и фамилиями мореплавателей. Единственной женской скульптурой является образ королевы Филипы Ланкастерской – матери Генриха Мореплавателя.
Отличным дополнением к монументу служит 50-метровая стела, на верхушке которой оборудована удобная смотровая площадка, позволяющая любоваться на городские ландшафты и водную гладь реки Тежу. Внутри монумента расположен лифт. В ходе процесса подъёма перед пассажирами открывается чудесная панорама Белена. Присутствует здесь и небольшой выставочный зал, где проходят временные выставки. Достойна отдельного внимания и площадь, где размещается Памятник первооткрывателям. Прямо перед ним мозаикой выложены огромная роза ветров, составляющая 50 метров в диаметре и карта мира. На самом сооружении выделяется внушительное изображение меча с крестом Ависского ордена на эфесе, характеризующее силу христианской веры.
Памятник первооткрывателям является своеобразным символом Лиссабона, который служит напоминанием о морской славе этого города и воплощает в себе великую историю страны в целом. Поскольку монумент располагается практически в центре города, до него можно легко добраться на общественном транспорте. Многочисленные туристы, приезжающие в столицу Португалии часто приходят сюда, чтобы сфотографироваться на фоне памятника и насладиться окружающей панорамой со смотровой площадки.
Монастырь Сан-Висенте-де-Фора
Одной из самых уважаемых и достопочтенных святынь Португалии по праву называют монастырь Сан-Висенте-де-Фора. Первые упоминания об этой древней церковной обители появились еще в 12 столетии. Более 150 лет монастырь служил в качестве основной резиденции для архиепископа Лиссабонского. Но внимания эта святыня заслуживает не только с религиозной, но и с мирской точки зрения. Это великолепный памятник архитектуры времен позднего ренессанса. Истинное наслаждение доставляет его красочный, праздничный экстерьер. Но и внутреннее содержание монастыря не менее привлекательно, чем внешнее. Его можно назвать настоящей сокровищницей для профессиональных искусствоведов и простых любителей живописи. Внутреннее убранство сплошь состоит из живописных шедевров. Здесь и картины на сюжеты произведений Лафонтена, и необыкновенные по красоте расписные азулежу, и многое другое. Также большой интерес представляет монархический пантеон династии Браганса.
Дословный перевод названия обители на русский язык звучит как «святой Винсент за стеной». Такое название монастырь получил из-за особенностей своего расположения. Возведен он был в 1147 году по приказу португальского правителя Афонсу Энрикеша за стенами старого Лиссабона, в стороне от городских улиц. Строительство было посвящено Винсенту Сарагосскому — святому, покровительствовавшему португальской столице. В монастыре должны были служить монахи-августинцы. Сразу же после завершения строительства в обитель были привезены мощи вышеназванного святого, которые долгое время хранились в Алгарве.
Здание не всегда имело такой облик, в котором предстает перед посетителями сегодня. Первая постройка относилась к романскому стилю, а ренессансные черты обрела только в 16 столетии, после капитальной реконструкции. Тогда же рядом с монастырем возвели одноименную церковь. В начале 19 века монашеский орден потерял былую силу, а затем организация была и вовсе ликвидирована. Святыни отошли архиепископу Лиссабонскому, который распоряжался ими на свое усмотрение. Чуть позднее король Фернанду Второй приказал основать в монастыре монархический пантеон династии Браганса.
Церковный и монастырский фасады представляют собой единое целое. Идеальная симметрия светло-серого священного комплекса поистине завораживает. Лучше всего она просматривается с одноименной площади, на которую и выходит фасадная часть. Стройные пилястры, деликатная геометрия оконных проемов, величественные статуи из мрамора — всё во внешнем облике святыни идеально и доведено до совершенства.
Церковь Святого Роха
Церковь Святого Роха в Лиссабоне – одна из первых иезуитских церквей в странах, где говорят на португальском языке. На протяжении более 200 лет в церкви размещалась иезуитская община, пока они не были изгнаны из Португалии. После землетрясения в 1755 году церковь и подсобные помещения были переданы Лиссабонскому дому милосердия Санта Каса ду Мизерикордия де Лисбоа. Церковь Святого Роха в Лиссабоне была одним из зданий, которое осталось практически неповрежденным во время Великого землетрясения в Лиссабоне.
Церковь названа в честь Святого Роха, католического святого, который покровительствовал больным тяжелыми заболеваниями, паломникам, а также был известен исцелениями людей от чумы. Церковь была построена в XVI веке и была первой иезуитской церковью, построенной в стиле «церковь-аудитория» именно для проведения проповедей. В церкви было много капелл, большинство из них были построены в стиле барокко начала XVII века. Наиболее известная капелла – капелла Святого Иоанна Крестителя XVIII века.
В наружной и внутренней отделке церкви использовались разные архитектурные стили. В отделке капелл Святого Франциска Хавьера, Святого Семейства, а также алтаря видны черты маньеризма. В стиле раннего барокко построена капелла Святого Причастия, в стиле позднего барокко – капеллы Богоматери Учения и Богоматери Благочестия.
Построенная в 1740 году в стиле романского барокко капелла Святого Иоанна Крестителя считается уникальным шедевром в европейской архитектуре. Над проектом работали архитекторы Никола Сальви и Луиджи Ванвителли из Италии. Капелла строилась в Риме на протяжении 8 лет. Затем, после того, как капелла была освящена папой Бенедиктом XV, ее перевезли в Португалию на трех кораблях. Внутри капелла украшена ценными мозаичными панно, на которых изображены библейские сцены, такие как Крещения Христа и Троицын день. Отделка капеллы была сделана в новом для Португалии архитектурном стиле – рокайль, где декоративные элементы – фестоны, гирлянды, ангелы, орнамент в виде раковины - сочетались с классической строгостью.
Лиссабонский зоопарк
Среди достопримечательностей Лиссабона зоопарк выделяется особо. Ведь это место, где можно отдохнуть от архитектурных шедевров и отвлечься от городской суеты. Кроме того, знакомство с миром животных обязательный пункт программы для тех, кто путешествует с детьми.
От большинства других городских зоопарков Лиссабонский отличается тем, что его обитатели живут не в клетках, а в условиях, максимально приближенным к естественным. Львы и тигры отдыхают на травке, напоминающей саванну, обезьянки лазают по деревьям, а носорогу повезло больше всех — его дом напоминает африканскую деревню.
Для того, чтобы гостям было удобно наблюдать за животными, на всей территории зоопарка установлены лавочки и столики. Здесь можно не только передохнуть, насладиться природой, но и устроить небольшой пикник.
В специально установленное время к вольерам с животными подходят служащие и приглашают всех желающих не просто посмотреть на самых разных животных, но и покормить их. Дети от такой возможности приходят в восторг. Естественно, все это делается с соблюдением правил безопасности и не касается хищников.
Те, кому шоу с кормлением недостаточно, могут заглянуть на выступление дельфинов, побывать в царстве рептилий или пощекотать себе нервы, пройдясь по канатной дороге.
Лиссабонский зоопарк находится в черте города, добраться до него можно на автобусах № 16,31, 70, 96, а также на маршрутных такси. Выйти нужно на остановке Jardim Zoologico. В летнее время двери мира животных открыты для посетителей с 10-00 до 20-00, зимой до 18-00. Расписание дельфин-шоу лучше уточнить перед визитом на официальном сайте или в актуальных рекламных проспектах.
Морской музей Лиссабона
Морской музей Лиссабона — уникальный музей, посвященный морю, кораблям и португальским географическим открытиям. Он занимает часть в западном крыле монастыря Жеронимуш (вместе с Национальным музеем археологии), а также современную постройку к северу от монастыря. В экспозиции морского музея — более 17 тысяч экспонатов, среди которых точные копии судов и кораблей от каравелл до крейсеров, элементы судов, форма португальских моряков и офицеров, королевские лодки в натуральную величину, живописные полотна на морскую тематику.
Для многих является странным наличие музея в стенах монастыря, но согласно местной легенде, главный морской исследователь Португалии — Васко да Гама, молился здесь перед походом в сторону Индии. Морской музей Лиссабона был основан в 1863 году королем Луишем, он имел личную заинтересованность в морской истории страны и стремился сохранить свое наследие. К сожалению, оригинальная коллекция, состоявшая из многих исторических моделей кораблей XVI и XVII веков, не сохранилась до наших дней.
В 1916 году случился пожар, вследствие которого все экспонаты были уничтожены. Возродился музей только в 1948 году, благодаря Энрике де Сейшас. В своем посмертном завещании, он распорядился передать всю свою внушительную коллекцию музею.
Сейчас посещая Морской музей Лиссабона можно увидеть большую коллекцию, которая в большей мере, посвящена эпохе географических открытий. Времени, когда португальские судна бороздили просторы океанов и морей, открывая новые земли. Она состоит из масштабных моделей различных кораблей, оружия, глобусов, военно-морских картин, обмундирования мореплавателей и многих других инструментов и элементов.
Самой масштабной моделью выставки считается флагман Сан-Габриэль знаменитого Васко да Гама, на котором он совершил впервые успешное плаванье по открытию пути в Индию, обогнув Африку. А самой старинной — статуэтка Архангела Рафаила, которая присутствовала в этой экспедиции.
Также стоит отметить вниманием, церемониальные баржи, одна из которых была построена для королевы Марии I. Баржа, была укомплектована восьмидесятью гребцами, украшена рельефными скульптурами и позолоченным орнаментом. На ней еще долгое время перевозили знатных пассажиров.
Привлекает посетителей королевская кабина, взятая с яхты королевы Амелии, в которой полностью воссозданы королевские покои. Заслуживает внимание комната, с представленным в ней фарфоровым корабликом и старинный глобус, изготовленный известным мастером Уильямом Джанзом Блауном.
К морскому музею Лиссабона также относится легендарное судно — парусный фрегат Fragata D. Fernando II e Gloria. Корабль пришвартован на реке Тежу и также открыт для посещения туристами.
Музей Востока
Музей Востока расположен неподалеку от Моста имени 25 апреля, простирающегося над рекой Тежу, и находится в здании бывшего товарного склада. Основная тематика музея – уникальные произведения искусства Азии с упором на присутствие Португалии в странах Востока.
Открытие музея состоялось в 2008 году. Для того чтобы превратить бывший товарный склад в музей, понадобилось около 30 млн. евро.
Коллекция музея принадлежит Фонду Востока Португалии и включает в себя индо-португальские образцы, китайские, японские и индонезийские керамические изделия, текстиль, предметы мебели, картины и маски. Один из залов в музее посвящен бывшим португальским колониям на Востоке. Экспонаты воссоздают картину тех дней, когда Португалия была одной из самых влиятельных стран в мире в сфере торговли, специализируясь на пряностях. Посетители могут увидеть редкие экспонаты, которые рассказывают о католической Азии и отображают ее культурное и религиозное разнообразие, в том числе: редкие распятия, украшения и другие предметы искусства, а также уникальные карты и чертежи с самых первых колониальных дней. Чрезвычайно интересная коллекция находится в зале "Боги Азии". Гости музея могут также осмотреть экспонаты из обширной коллекции Квок Он, которая была пожертвована Фонду Востока. Коллекция Квок - это тысячи разнообразных предметов, которые имеют непосредственное отношение к азиатскому искусству, включая индуистские и буддийские образцы.
В музее есть культурный центр, в программу которого входят шоу, театральные постановки, конференции, семинары, которые проводятся в аудитории центра. Учебный центр предлагает курсы, которые расскажут об Азии, к примеру, об ее культуре и кулинарии.
Музей электричества
Музей электричества находится в Белеме, районе Лиссабона, в котором сосредоточено большое количество исторических памятников. Здание музея классифицируется как памятник общественного значения. Музей находится на территории старой электростанции Тежу, которая освещала Лиссабон на протяжении более 40 лет.
Открытие музея состоялось в 1990 году. Через 10 лет музей был закрыт на реставрационные работы и вновь открылся для посетителей в 2006 году. Сегодня в музее представлена для посетителей постоянная экспозиция: они могут увидеть оригинальное машинное оборудование электростанции Тежу и узнать механизм ее работы.
Здание музея – одно из самых уникальных среди архитектурных строений и одно из самых ярких примеров в архитектуре промышленных зданий Португалии первой половины ХХ века. Электростанция Тежу строилась с 1908 по 1951 год. Здание электростанции – железобетонная конструкция с кирпичной отделкой. Фасады выполнены в разных стилях, старые секции – в стиле арт нуво, более современные секции – классицизм. Станция постепенно расширялась и превратилась в большой промышленный комплекс.
Визит в комплекс начинается с Площади Угля, где также проводятся выставки и другие мероприятия. Именно сюда прибывали баржи с углем для станции.
Чтобы попасть в сам комплекс, посетители должны пройти Выставочный зал, строение, в котором расположены бойлеры низкого давления. Далее идет Бойлерный зал, где находятся старые бойлеры высокого давления. В Зольном помещении сжигали уголь. Экспериментальный зал музея поделен на три секции: одна секция рассказывает о видах энергии, вторая – об ученых, которые внесли неоценимый вклад в производство электроэнергии, и третья секция – учебная, в которой есть обучающие модули и игры. Далее следуют Зал воды, Конденсаторный зал, Генераторный зал и Зал управления.
Периодически в музее организовываются конференции и другие учебные мероприятия, посвященные теме электроэнергии.
Музей Галуста Гюльбенкяна
Музей Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне — один из тех подарков, которые поджидают самого любопытного путешественника. Частные коллекции обычно не привлекают столько внимания, сколько большие национальные музеи, а зря, особенно в этом случае.
Дело в том, что этот частный музей обладает более внушительной коллекцией, чем многие национальные. Один список имен потрясает — здесь действительно очень-очень много всего. В том числе и некоторое количество полотен из питерского Эрмитажа.
Галуст Гюльбенкян был одним из тех «граждан мира», каких много появилось в начале 20 века. Он родился в Турции в семье армянского происхождения, жил в Лондоне и Париже, а умер в Лиссабоне в 1955 г. Но главное — это был один из самых влиятельных нефтяных магнатов за всю историю человечества. Именно он во многом и создал современную нефтяную индустрию.
Но еще он был фанатичным коллекционером, а так как умер он миллиардером, то коллекция действительно получилась потрясающая. Галуст Гюльбенкян основал фонд, и по его завещанию этот фонд открыл музей его коллекции и управляет им до сих пор.
Первая часть экспозиции содержит предметы древнего египетского, месопотамского, греческого, римского и персидского искусства. Здесь много уникальных вещей, самых разных. Греческие вазы, египетские гробницы, редчайшие персидские украшения — и все это можно увидеть.
Вторая часть музея посвящена европейскому искусству. Здесь хранятся коллекции картин, скульптуры, резьбы, декоративных предметов. Некоторые древние, некоторые достаточно современные (например, изделия Lalique — они тут тоже есть), эта часть коллекции относится к 11—20 векам. Тем не менее здесь много средневековых предметов.
Отдельный зал занимают собрания средневековых книг и целый раздел манускриптов. Но самая внушительная часть — картины. Полотна Рембрандта, Рубенса и ван Эйка, коллекция английской живописи в отдельных залах — Тернер и Гейнсборо, большое собрание импрессионистов, в том числе картины Клода Моне, Ренуара и Дега. А кроме перечисленного — огромное количество менее именитых живописцев.
В музее большая коллекция старинной мебели (в основном французской) и еще более крупная коллекция золотых и серебряных предметов, самых разных: и ювелирных, и декоративных, и для домашнего пользования.
Особое место занимает коллекция армянского и ближневосточного искусства, здесь очень много интересного, предметы в основном средневековые, и это большая редкость.
Также в музее много изделий в стиле ар-деко. Неудивительно — создатель коллекции жил именно в это время. Собрание получилось внушительное: ювелирные изделия, коллекция стекла и декоративных предметов и отдельно — целый зал произведений Lalique.
В эту коллекцию попали и некоторые произведения из питерского Эрмитажа — сталинское правительство продало часть коллекции, чтобы избавиться от дефицита валюты.
Кроме перечисленных экспонатов, в музее очень много всего. Часы, монеты, посуда, исторические редкости — всего не перечислить. Все предметы здесь в хорошем состоянии и с очень высоким уровнем сохранности — создатель стремился покупать не черепки и обломки, а что-то куда более существенное. Кстати, это именно он придумал слоган «Только лучшее».
Мост Васко да Гама
Планируя тур по Португалии, было бы ошибкой для любопытных путешественников позабыть о европейском автомобильном маршруте «Е01». Пересекая огромнейший залив, образуемый рекой Тежу в Лиссабоне, трасса проходит по самому длинному в Европе мосту, протяженностью более 17 км. Его внешний вид поражает сочетанием красоты и надежности. Достижения современных строительных технологий на этом примере приводят в восторг. Не имея классической формы, он гармонично вписывается в природные пейзажи, удивляет легкостью и в то же время функциональностью.
Настоящее чудо инженерной мысли, мост проектировали полтора года, учитывая ландшафтные и погодные условия, все возможные мелочи, которые могут повлиять на прочность этого грандиозного строения. Не игнорировались и требования ученых экологов, для сохранения экосистемы реки, даже ночное освещение не падает на воду.
Из-за длины, что интересно, специалисты рассчитали погрешность в 80см по причине шарообразной формы планеты. Каждая, даже самая небольшая деталь сконструированы очень надежно, чтобы за срок эксплуатации как минимум 120 лет, сооружение могло выдержать ветер до 250км/час, землетрясения, которые более чем в четыре раза сильнее того, что потрясло Лиссабон в 1755г., сила толчков тогда лишь слегка не достигала 9 баллов.
Подумать только, сваи диаметром в 2,2 метра уходят на глубину 95 метров ниже уровня моря. Шесть полос обслуживают до 52тыс. машин в сутки. При этом если их количество увеличивается (наибольшая пропускная способность до 130тыс автомобилей ежесуточно), открываются еще две полосы дополнительно. Максимальная скорость движения – 120 км/час, она снижается до 90км/час при плохой погоде.
Мост возводили четыре различные компании, перед каждой из них стояли свои отдельные задачи, которые были успешно выполнены. В короткие сроки, всего полтора года, строительство благополучно завершилось. Особое внимание уделялось технике безопасности. Ни одного нарушения не было зафиксировано. Несчастных случаев не произошло ни в процессе работ, ни в последующем использовании моста.
Сроки в этом предприятии имели принципиальное значение для португальцев. Открытие движения приурочено к исторической дате. В 1498 году знаменитый мореплаватель Васко да Гама проложил морской путь, соединяющий Европу с Индией. Мост и назван в его честь. В этот день, 29 марта 1998г, пятьсот лет спустя, по всей протяженности дороги через реку был накрыт огромный праздничный стол с угощениями для всех гостей, пришедших на торжество и более трех тысяч рабочих, участвовавших в проекте.
Элевадoр Санта Жушта
Элевадoр Санта Жушта (Elevador de Santa Justa) — лифт в центре Лиссабона, соединяющий улицы Rua do Ouro и Rua do Carmo с площадью Largo do Carmo. Построен в неоготическом стиле на рубеже XIX-XX веков португальским инженером французского происхождения Раулем дю Пассардом (Raoul Mesnier du Ponsard). Вопреки популярному мнению, Гюстав Эйфель никоим образом не причастен к лифту Санта Жушта.
Работы по постройке начались в 1892 году и 10 июля 1902 года состоялось открытие лифта. Изначально лифт назывался Ascensor Ouro-Carmo (ascensor с порт. подъемник, лифт). До 1907 года работал на паровом двигателе, после чего был электрифицирован. Разница в высоте между остановками лифта — 30 метров, высота всей конструкции 45 метров. Работают две просторные старинные кабины, поочередной поднимающиеся и спускающиеся.
С вершины открывается панорама всего района Байша, с видом на площадь Россиу, замок Св. Георгия, собор Сэ и реку Тежу. Можно подняться на верхнюю площадку (выше остановки лифта) по спиральной лестнице, но компания обслуживающая лифт сделала вход на площадку только для тех, кто купил билеты. Но чтобы попасть на верхнюю остановку лифта не обязательно покупать билет. Вы можете пешком прогуляться до площади Карму (Largo do Carmo) и оттуда пройти к верхней остановке совершенно бесплатно.
Мыс Рока представляет собой самую западную точку всего Евразийского континента, известную еще с древних времен. Располагаясь в национальном парке под названием Синтра-Кашкайш, мыс находится на территории современной Португалии. Сами португальцы называют его Кабо да Рока.
В 40 км от этого мыса располагается живописный город Лиссабон. Насладившись его красотами и достопримечательностями, многие туристы включают в свой маршрут поездку в соседние города — Кашкайш или Синтру. Они находятся в непосредственной близости от мыса, поэтому добраться до «края света» не составит особого труда. Остается выбрать способ передвижения — это может быть и общественный транспорт, курсирующий между этими городами, и арендованный автомобиль, на котором можно насладиться живописными дорогами.
Кстати, в этой местности полно указателей с легко узнаваемой надписью «Cabo da Roca», так что заблудиться вряд ли получится.
Когда-то древние римляне называли это место Promontorium Magnum, что переводится как «Великий мыс». Однако в период, когда европейцы сделали самые выдающиеся открытия в плане географии, это место прославилось как мыс Лиссабона. Однако как бы его ни называли в разные времена, мыс всегда был известен опасным спуском к океану, крутыми обрывами и острыми скалами.
Популярность Кабо да Рока начал набирать лишь с 1979 года, так как до этого единственным «краем света» на всем Пиренейском полуострове считалось другое место — мыс Финистерре.
Луис Камоэнс — известный португальский поэт, живший в XVI веке, описывал этот мыс такими словами: «Это место, где земля кончается и начинается море». Сегодня бьющиеся с грохотом о скалы волны и бескрайний океан по-прежнему вдохновляют любителей романтики и поэтичных пейзажей.
Мыс Рока ежегодно притягивает внимание многих путешественников, оказавшихся в Португалии. Они устремляются сюда, вооружившись фотоаппаратами, чтобы сделать потрясающие снимки, насладиться умиротворяющей атмосферой, а также изумительным по красоте закатом.
Омываемый холодными водами Атлантического океана, мыс привлекает больше всего гостей в летние месяцы, зимой же здесь наблюдается весьма суровая погода, что резко сокращает число туристов. Единственное, что неизменно здесь в любое время года, так это сильный ветер, поэтому местная растительность довольно скудная.
Помимо самой скалы, возвышающейся над живописной местностью на 140 метров, это место известно также маяком, который впечатляет больше всего в темное время суток. Рядом с ним можно найти сувенирную лавку, где всего за 5 евро путешественникам предлагают приобрести сертификат, подтверждающий, что они побывали на «краю света».
Здесь же установлена каменная табличка с координатами местонахождения Кабо да Рока, напоминающая туристам, что они у самой западной точки всей континентальной Европы. Неподалеку располагается отель, в котором лучше бронировать номера заранее, так как в высокий сезон здесь любят останавливаться туристы, приехавшие поглядеть на местные красоты. Если же нет желания селиться в местной гостинице, путешествие можно продолжить, пообедав в одной из ближайших деревушек.
Мыс Рока также соседствует с каменистым пляжем, спуститься к которому можно через извилистую дорогу. Однако в дождливую погоду путешественникам лучше воздержаться от такой прогулки.
Отправившись в Португалию, стоит уделить хотя бы немного времени на посещение Кабо да Рока, во все времена оставляющего сильное впечатление на всех путешественников.
Лиссабон — очень гостеприимный городов. Здесь можно не только отлично отдохнуть, но и попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни. Главными составляющими местного меню являются рыба, кальмары и другие морепродукты. Самые популярные блюда, которые можно отведать в Лиссабоне, — это треска на углях, сардины, волчий окунь, макрель, а также густая похлебка из разных видов рыбы и других морских обитателей.
На гарнир же подают рис, морковь, цветную капусту и отварную стручковую фасоль. Мясо в Лиссабоне популярно не настолько как рыба, однако распространено довольно широко. Так, в любом ресторане местной кухни обязательными пунктами меню являются шницели из говядины, жаркое из маринованного барашка и молочный поросенок. Ну и, конечно же, традиционную португальскую трапезу невозможно представить без превосходных местных вин, которые известны на весь мир. Самым знаменитым из них является портвейн — десертное вино с 20 % алкоголя, а также сухая мадейра.
Кроме морских даров и вина кухня Португалии славится десертами (миндальное печенье со сметаной, пудинг Молотофф, шоколадные трюфели, миндальный пирог и т.д.).
Столица Португалии входит в список наиболее бюджетных столиц на территории Западной Европы. Шоппинг в Лиссабоне – неотъемлемая часть путешествия, ведь в таких магазинчиках, как Luvaria Ulisses (маленький магазинчик перчаток) или книжная лавка Bertrand ощущается неповторимая столичная атмосфера. В Лиссабоне наверняка найдутся сувениры, которые стоит привезти из поездки, главное, знать – где их искать.
Португалия – вторая европейская страна по изготовлению качественной обуви. В бутиках Лиссабона представлена сезонная обувь разной стилистики. Средняя цена около 50 евро.
Это важно! Дважды в год – в начале года и с июля по сентябрь – в столице проводятся распродажи. Это самый лучший период для шоппинга, поскольку цены снижаются в несколько раз, в некоторых магазинах скидки достигают 85-90 %.
Обязательно обратите внимание на сумки, перчатки и кошельки местного производства. Стоимость изделий от 30 евро.
Верхнюю одежду (дубленки и кожаные куртки) в Лиссабоне лучше не покупать, так как представленный ассортимент не слишком разнообразен.
Из экологически чистого материала в Португалии делают совершенно особенные, уникальные вещи. В сувенирных лавках Лиссабона огромный ассортимент изделий из пробки – украшения, сумки, предметы интерьера, записные книжки, зонтики. Цены самые разные – от 5 до 50 евро.
Что касается цен на украшения из золота, они соответствуют расценкам в Европе. Однако качество золота гораздо выше. В столице найдутся магазины, которые заинтересуют нумизматов.
Керамические изделия - достойный сувенир и подарок для близких людей. Для португальской керамики характерны сочная цветовая гамма и необычные узоры. Наибольшим спросом пользуются изделия, имитирующие дворцовую посуду 15-16 веков. В качестве сувенира можно выбрать изделия с изображением местных пейзажей – улочки, холмы.
Стоимость керамики вполне демократичная. За блюдо придется заплатить от 3 до 15 евро, красивая, расписная ваза обойдется в 20-30 евро. В Лиссабоне цены на керамику самые демократичные в стране.
Португальский портвейн почитаем и любим во всем мире, этот напиток согревает холодными вечерами. Для его производства используют особый сорт винограда, который выращивают в Порто. Напиток бывает красным и белым.
Стоимость портвейна зависит от выдержки. Цена бутылки обычного напитка около 3 евро. За бутылку с выдержкой в 10 лет придется заплатить в средне 15-20 евро, а за портвейн с выдержкой в 20 лет – от 25 до 30 евро. Соответственно, стоимость напитка увеличивается пропорционально его выдержке, коллекционеры могут найти портвейн с выдержкой 60 лет.
Полезно знать! Алкоголь лучше покупать в специализированных бутиках. В Лиссабоне наиболее распространен портвейн с разными сроками выдержки. В аэропортах можно купить алкоголь с выдержкой 10 и 20 лет.
Copyright © 2018
All Rights Reserved |
|