Гид по городам мира





Тоскана, почти как в раю


Тоскана — административный регион в Центральной Италии со столицей во Флоренции. Площадь Тосканы составляет 20 990 кв, км. На северо-западе граничит с Лигурией, на севере — с Эмилией-Романьей, на востоке — с Умбрией и Марке, на юге — с Лацио, на западе — с Пьемонтом и занимает 320 км побережья Тирренского моря. К ней также относятся острова Тосканского архипелага, в том числе Эльба, Монтекристо, Капрайа, Горгона, Пианоза. Население региона — около 3,5 млн человек, большинство — католики. Широко развитая туристическая база и приятный климат позволяют гостям наслаждаться красотой этого региона долгие месяцы. Особый интерес вызывают Флоренция, Пиза, Сиена и Лукка. Тоскана — сельскохозяйственный регион, здесь выращивают главным образом зерновые культуры, картофель, оливки, бобы, виноград, артишоки, сливы. Кроме того, Тоскана — известный производитель вина и оливкового масла.

Тоскана — один из основных туристических центров мира и один из прекраснейших регионов Италии. Гостей привлекают сюда памятники, музеи и великолепное вино. Благодаря мягкому климату туристический сезон длится с начала весны до конца осени. Тоскана занимает разделенную речными долинами горную и возвышенную территорию Северных и Центральных Апеннин (Лигурийские Апеннины и Тосканские Апеннины). Низины занимают около 8% территории и присутствуют только на побережье (Маремма). К этому же региону относится и прекрасный Тосканский архипелаг с самым большим островом Эльба.

Тоскана — это полные очарования, расположенные на холмах средневековые каменные города, где женщины на порогах домов занимаются шитьем; это горшки с цветами на улицах, виноградники, оливковые рощи и повсюду — произведения искусства. Одним словом, квинтэссенция Италии. Из тосканского диалекта развился современный литературный язык. Во многом это произошло благодаря Данте Алигьери — «Божественная комедия» была написана именно на этом диалекте. Другие знаменитые личности, связанные с Тосканой,— Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Франческо Петрарка, Рафаэль Санти и Сандро Боттичелли.

Тоскана — туристический регион. И хотя в ней есть места, более или менее известные, нет таких, куда не добрались бы туристы. Составляя план поездки, стоит оставить себе немного свободного времени. Людная Флоренция, лучше всего сохранившиеся в Европе средневековые города — Сиена и Сан-Джиминьяно, Пиза с необыкновенной башней, завораживающая Лукка, а между ними — гораздо менее известные, но не менее очаровательные памятники старины, вино в придорожных тавернах и, вдобавок, особенно гостеприимные, хотя порой слишком шумные жители... В Тоскану хочется возвращаться снова и снова.

Тоскана славится своими прекрасными городами и деревнями с узкими старинными улочками и средневековыми замками. Здесь нас ждут дружелюбные, благожелательные, хотя и слегка шумные, хозяева, вкусная еда, изобилие вина и отборные маслины.

Города Тосканы

Вольтерра — бывшее этрусское поселение, «зависшее» над окружающей местностью на круто обрывающемся холме. Там сохранились ворота, крепость Медичи, развалины театра, термы с мозаичными полами, остатки крепостных стен и невероятное количество погребальной утвари в Этрусском музее.
В Сиене интересны гигантский собор, площадь Капмо и находящийся в 42 км к северу многобашенный Сан-Джиминьяно. На юге — аббатство Сан-Гальгано, где Тарковский снимал «Ностальгию».
Ареццо — изящный белокаменный городок с соборной площадью и замком, золотой фабрикой и антикварной ярмаркой в первое воскресенье каждого месяца. Здесь же ставился национальная гордость итальянцев — фильм «Жизнь прекрасна».
Средневековая крепость посреди виноградников, где делается потрясающее вино «брунелло» — это Монтальчино. В замке есть энотека: там к напитку подают закуску — колбасу и сыр. Продолжить же дегустацию можно непосредственно у окрестных виноделов. В тех же краях расположено аббатство Сант-Антимо, одно из самых древних и прекрасных во всей Тоскане.
Пьенцу целиком и полностью придумал в 1458 г. папа Пий II. Всего за 3 года на главной площади были выстроены собор, ратуша, папский дворец и дворец кардинала Родриго-де-Борджиа (будущего Александра VI).
Городок Лукка битком набит абсолютно невероятными церквями. На бело-зелено-мраморном фасаде кафедрального собора не найти ни одной повторяющейся детали, внутри — фрески Тинторетто. Также интересны римский амфитеатр и крепостные стены с тенистым променадом на 4 км.

Туризм

Тоскана является одним из самых посещаемых туристами мест в мире, среди регионов самой Италии она занимает второе место после Лацио. Благодаря своему богатейшему культурному наследию, прекрасным пейзажам, разнообразию ландшафта, Тоскана в состоянии удовлетворить широкую гамму туристических запросов: от осмотра мест культуры и искусства до расслабляющего отдыха в термах или на берегу моря. В целом гостям региона доступны более 12.000 туристических структур любого типа, и именно Тоскана удерживает национальное первенство по количеству гостиниц агритуризма, которых здесь свыше 4.000.
Тоскана гордится своими богатыми туристическими традициями, и не только благодаря таким знаменитым на весь мир городам, как Флоренция, Пиза, Сиена и Лукка. Регион богат и множеством других мест, привлекательных своей красотой и многовековой историей. Небольшие, но при этом интереснейшие городки Сан-Джиминьяно, Вольтерра, Кортона, Пиенца, Питильяно, центры покрупнее, такие, как Ареццо или Лукка, ежегодно привлекают огромное количество туристов, прежде всего, из-за рубежа.
Оздоровительный туризм предлагает множество курортных мест, в первую очередь, в Версилии, куда уже в начале XX века съезжались любители морских купаний. Отличными местами для отдыха у моря богат 100-километровый участок побережья между Ливорно и Пьомбино, называемый «Берегом этрусков», а также тосканская Маремма. Острова Тосканского архипелага, среди которых выделятеся остров Эльба, притягивают любителей подводных погружений и морских прогулок.
Агритуризм и сопутствующий ему эногастрономический туризм хорошо развит во всех сельских зонах региона, в особенности в местечках Мареммы, Кьянти, Муджелло, Крете-Сенези, долин Вал-ди-Кьяна, Вал-ди-Чечина, Вал-д’Орча.
В последнее время в регионе активно развивается и велотуризм: множество оборудованных веломаршрутов на протяжении сотен километров петляют в местах девственной природы среди захватывающих дух пейзажей.
Термальный туризм предлагает широкий выбор центров в Сатурнии, Раполано, Кьянчано и Монтекатини, а комплекс в Монте-Абетоне каждую зиму притягивает лыжников и любителей активного зимнего отдыха.
В качестве примера совершим небольшую экскурсию по дорогам Кьянти.
Трудно сказать, чем больше привлекает к себе путешественников область, расположенная между Флоренцией и Сиеной: старинными городами, бережно хранящими сокровища искусства и истории или неповторимой красотой и разнообразием ландшафта. Первое, что встречается на пути туриста, направляющегося из Флоренции в сторону знаменитых холмов Кьянти - Картезианский монастырь в Галлуццо. Главная церковь Сан Лоренцо и монастырские сооружения, безусловно, заслуживают внимания своей неповторимой архитектурой, характерной для многих картезианских построек. Монастырские ансамбли этого ордена чаще называют Чертозами, а Чертоза-дель-Галлуццо специалистами признана одним из самых выдающихся картезианских комплексов в Италии (она уступает только Павийской Чертозе).
Монастырь был основан в 1342 году. С тех пор небольшое прибежище картезианцев достраивалось и перестраивалось, пока не приобрело современный вид. Самой главной частью всего комплекса был и остается большой внутренний двор, обрамленный по периметру широкой лоджией. Людям знакомым с творчеством Филиппо Брунеллески архитектурное решение двора напомнит знаменитый Воспитательный дом во Флоренции, только вместо младенцев в медальонах изображены святые представители христианской Церкви.
Сердцем Чертозы является церковь Сан Лоренцо, которая в тревожное время выполняла не только духовную, но и волне практическую роль, т.к. была спроектирована подобно настоящей цитадели и служила, помимо прочего, наблюдательной вышкой. Обитель монахов широко известна не только своей архитектурой, ее славу составляют обширная библиотека и удивительная пинакотека, на стенах которой сохранились пять люнет с изображениями сюжетов из жизни Христа работы Понтормо (XVI век).
Продолжая путешествие в сторону Черталдо, сначала минуем небольшой городок Сан-Кашано-ин-Вал-ди-Пеза, известный, прежде всего, церковью Мизерикордия, в которой хранятся несколько картин, представляющих большую художественную ценность, а затем заглянем в Фиано. Раскинувшийся на самом высоком из окрестных холмов, город смотрится удивительно живописно на фоне зеленых полей и туманных гор. Здесь же нашему взору откроются замок Лукардо и церковь Сан Мартино, а немного поодаль - романская церковь, посвященная Святому Лазарю.
Холмистые ландшафты заметно оживляются небольшими речками Пеза и Эльза - это маленькие притоки, питающие знаменитую реку Арно. Как раз на одной из них - Эльзе и стоит городок Черталдо. Более высокая часть города, известная как Кастелло (замок), является очень привлекательной для туристов, т.к. средневековые кварталы, датированные XIII-XV веками, сохранены почти без изменений. В старом городе особенно интересны: Палаццо Викариев (или Палаццо Преторио) и дом Боккаччо. Этот дом неизменно влечет к себе почитателей итальянской литературы, т.к. в нем родился в 1313 году, прожил последние годы жизни и умер в 1375 году Джованни Боккаччо - автор знаменитых новелл "Декамерон". Сейчас здание отдано национальному центру Боккаччо, здесь же располагается уникальная библиотека, в которой собраны произведения знаменитого итальянского автора, изданные в различные годы и на разных языках мира.
Недалеко от дома Боккаччо находится церковь святых Микеле и Джакопо (XIII века), которая была отреставрирована уже в наше время, внутренний двор церкви стоит осмотреть дополнительно. В правой части находится могила Джованни Боккаччо, надгробие для которой выполнил в 1503 году скульптор Джованни Франческо Рустичи. Далее по ходу движения откроется небольшая площадь, где и расположен палаццо Викариев. В разное время он служил и как дворец верховной власти, и как резиденция флорентийских викариев (их гербы красуются на лаконичном фасаде здания). Интерьер палаццо украшен фресками художника Пьера Франческо Фьорентино (конец XV - начало XVI вв.).
Далее следует город Сан-Джиминьяно, который поражает путешественников необычной красотой силуэта со множеством башен. Многим туристам он кажется самым живописным из городов Тосканы. Главные площади Сан-Джиминьяно - пьяцца дель Дуомо и пьяцца делла Чистерна (на которой с XIII века находился резервуар для воды) можно назвать типичными итальянскими площадями, тем не менее их стоит внимательно осмотреть, а также, непременно посетить университетскую церковь и дворец городского самоуправления (палаццо дель Пополо, XIII-XIV вв.), в котором размещена великолепная художественная галерея.
От Сан-Джиминьяно дорога ведет к местечку Поджибонси, немного в стороне от него расположился уединенный женский монастырь Сан-Луккезе.
Монастырь Сан-Луккезе в долине реки Эльса был построен в готическом стиле в XIV веке. До него на этом месте стояла древняя церковь Санта-Мария. Сам монастырь находится в Камальдо – поселении, которое по легенде основали жители Фьезоле, бежавшие после разорения города в 1010 году.
Предание гласит, что в 1220 году церковь и два соседних дома были пожалованы коммуной Святому Франциску Ассизскому. Здесь он познакомился с Луккезе да Каджано, который после смерти был объявлен блаженным и имя которого впоследствии получил монастырь.
Основные работы над новой монастырской церковью закончились в 1300 году, когда был воздвигнут главный алтарь. Внутри можно увидеть статую Богоматери со святыми работы Джованни делла Роббиа, выполненную в технике многоцветной глазурированной керамики, характерной для этой семейной традиции; прекрасную фреску Бартоло ди Фреди, изображающей Святого Николая, принесшего три узелка золота, чтобы спасти трех трогательно спящих на одной кровати дев; цикл фресок Ченнино Ченнини. Здание церкви дополняет клуатр и небольшое кладбище, с которого открывается прекрасный вид на крепость Поджо Империале.

Средневековое селение Монтериджони выделяется на фоне окружающей природы мощными крепостными стенами и четырнадцатью дозорными башнями. Этот форпост был построен в 1213 году, как сторожевое укрепление для охраны северных границ Сиены, которая лежит в окружении мягких холмов, покрытых зелеными виноградниками и серебристыми оливковыми рощами. Здесь в областях Кастеллина и Греве выращивают виноград для знаменитого вина Кьянти.
Стоит заехать и в местечко Кастелло-ди-Бролио - место рождения современного виноделия, производящего вино Кьянти. Именно здесь в 1870 г. барон Беттино Риказоли открыл оригинальный рецепт приготовления самого известного в мире итальянского вина. Для получения божественного напитка он взял несколько определенных сортов винограда, как красного, так и белого, а чтобы добиться характерного вкуса и аромата, добавил в бочки изюм. Не такой уж и сложный состав, но настоящее вино можно отведать только здесь, среди холмов Кьянти, где к божественному аромату винограда добавлен тосканский воздух и итальянское солнце.

Гастрономия Тосканы

Гастрономия - одна из причин посещения Тосканы. Кроме итальянской кухни здесь сложилась традиционная тосканская кухня, для которой характерно использование свежих и сезонных овощей, фруктов, сыров и мяса. Несмотря на простоту приготовления многих блюд, тосканская еда радует богатством и разнообразием вкусов и может удовлетворить любых гурманов. Типичные блюда тосканской кухни:
- Суп в хлебе из овощей
- Томатный суп
- Паста с яйцом или мясом (зайчатины,кабана)
- Рубленое мясо с хлебом
- Стейк по-флорентийски
- Дичь - заяц, кабан, фазан и др.
- Обжаренные овощи, шпинат, бобы с оливковым маслом
- Различные салаты
Местные продукты:
- Оливковое масло
- Хлеб
- Сыр
- Вино
- Мясные ассорти (колбасы, ветчина и т.п.)
- Трюфели
- Овощи и фрукты
Тосканские вина - не меньшая достопримечательность, чем художественные и культурные шедевры. Здесь можно найти вино самых разных видов (белое, красное, игристое) и ценовых категорий. И все оно просто отличного качества. Главный винодельческий район расположен между Флоренцией и Сиеной и называется Кьянти. Это настоящее царство виноградников и агротуризма.

Город Ареццо

Ареццо (Arezzo, Тоскана, Италия) находится на пересечении четырёх долин (Валдарно, Валдикьяна, Вал Тиберина и Козентино), которые составляют эту провинцию. Именно благодаря своему географическому расположению в самом сердце Италии, Ареццо является местом встречи различных цивилизаций и культур. Город сильно пострадал во время Второй Мировой войны, но многие шедевры здесь всё же сохранились.
Посещение Ареццо интересно для людей, глубоко увлеченных искусством. Именно здесь был изобретен способ «нотный стан» — способ записи музыки «кружочками на пяти линеечках», тут родился великий Петрарка и творил художник Вазари.
Если вы несколько устали от толп туристов и шума мотоциклов — вам сюда, в Ареццо.
Достопримечательности Ареццо
Экскурсию по Ареццо стоит начать на площади Пьяцца Сан Франческо, достопримечательностью которой является готическая церковь Сан Франческо (Chiesa di San Francesco).
Церковь была создана в XIII веке и перестроена в 1318-77 г.г. в формах умбротосканской готики. Фасад остался незавершённым: колокольня относится к XVI веку. В огромном пустынном готическом интерьере с часовенками XIV века и эпохи Ренессанса выделяются остатки настенных фресок, выполненных в XIV и XV веках. Напротив находится круглое резное окно в форме розы — розон — с прекрасным витражом работы Гильома де Марсилпат.
На хорах сохранился один из шедевров итальянского Ренессанса: цикл фресок по мотивам «Легенды Святого Креста» (Вера Кроче), выполненный Пьеро делла Франческа в 1453-66 гг. Этот цикл был навеян Золотой Легендой блаженного Якопо да Вараджине. После последней реставрации взору предстало необычайное богатство красок и света, которого Пьеро добился благодаря использованию различных техник, а также благодаря глубоко и по-новому переосмысленной концепции пространства и перспективы. Сцены фресок представляют историю креста, на котором был распят Христос.
Над хорами простирается Распятие с изображением Сан Франческо работы Мастера Сан Франческо (ХIII век). Заслуживают внимания также капелла Гуаскони с фресками Спинелло Аретино (ок. 1400 г.) и капелла Тарлати. Здесь же находится Благовещение, которое приписывают как Лука Синьорелли, так и Бартоломео делла Гатта.
В Аббатской церкви, воздвигнутой бенедиктинцами в ХIII веке и расширенной в середине XVI в, Вазари (колокольня построена в 1650 г.), сохранились Распятие работы Сенья ди Бонавентура и монументальный алтарь Джорджо Вазари. На территории бывшего монастыря справа от церкви располагается элегантный киостр (монастырский дворик) XV века.
На проспекте Корсо Италия, с незапамятных времён являющемся главной городской магистралью, находятся церковь Сан Микеле (XIII в.) с колокольней XIV века; дворцы Палаццо Баччи и Палаццо Алтуччи: дом-башня XIII века и дворец Палаццо Камаяни-Алберготти XIV века.
Рядом с дворцом возвышается так называемая башня Торре делла Багацца (1351 г.), которую во времена фашизма использовали в качестве «ликторской башни» (ликторы – служба охраны и сопровождения в древней Италии).
Напротив дома-башни выделяется один из самых значительных образцов романского стиля в Тоскане — приходская церковь Санта Мария (Pieve di Santa Maria), строительство которой началось в 1140 году и продолжалось, с внесением элементов готики, вплоть до первых десятилетий XIV века. В XVI веке церковь перестраивалась по проекту Вазари и была полностью восстановлена в конце XIX века. Её прекрасный фасад выполнен в романском стиле под влиянием пизанско-лукканской школы (XIII век). Центральный портал украшен изображением Месяцев, мощную башню-колокольню (1330 г.) с окнами, разделёнными колонками, называют башней «ста отверстий». В величественном интерьере располагаются купель Джованни ди Агостино и полиптих работы Пьетро Лоренцетти (1320-24гг).
Площадь Пьяцца Гранде, которую называют также Пьяцца Вазари, является одной из самых живописных площадей в Италии (интересно, что она имеет наклон почти в 30 градусов).
В июне и сентябре здесь проводятся Рыцарские турниры Сарацинов (Giostra del Saracino, третье воскресенье июня и первое воскресенье сентября — мероприятие необычное, красочное и запоминающееся); ежемесячно (в первое воскресенье месяца) устраивается знаменитая Ярмарка антиквариата.
Достопримечательностями площади являются: Публичный фонтан (XVI век), Дворец Суда и элегантный Дворец Собратства Послушников, нижний этаж которого построен в готическом стиле, а верхний — в стиле Ренессанса. Достоин внимания Дворец Лоджий, созданный по проекту Вазари в 1537 году.
На улице Виа Пилеати, продолжении проспекта Корсо Италия, расположены монументальный Преторский дворец (XIV-XV в.в.) и предполагаемый дом Петрарки (Casa Petrarca, на пересечении Via dei Pileati и Via del Orto), в котором размещается сейчас Академия Литературы, Искусств и Наук имени Петрарки. Дом Петрарки – одна из известнейших туристических достопримечательностей Ареццо. Справедливости ради стоит сказать, что достоверно неизвестно, был ли этот дом 13-го века, расположенный на улице Виа дель Орто под №28, тем самым домом, в котором родился великий итальянец. Известно, что Петрарка появился на свет в 1304-м году в Ареццо, о чем он сам говорит в своих сочинениях. В письме к Боккаччо он даже упоминает «улицу, которая называется дель Орто», а в письме к Джованни д’Ареццо он описывает свой визит в дом, где родился, по возвращении из Рима в 1350-м году. Петрарка пишет, что он пришел на небольшую, укрытую от посторонних глаз улицу («викус интимус»), которая в народе была известна как дель Орто, где он увидел домик – небольшой и весьма скромный, но подходящий для проживания изгнанника, каким был его отец.
В последующие годы владельцу дома было отказано в расширении, так как Аретинская Республика хотела сохранить его в том виде, в каком он был, когда в нем жил великий поэт. Вообще же, историки сходятся на том, что Петрарка родился именно на улице Виа дель Орто, но до сих пор спортят о конкретном доме. Некоторые из них утверждают, что дом Петрарки располагался не в конце улицы, а, наоборот, – в ее начале. А на углу дома №4 некогда был небольшой переулок, ведший к городскому колодцу, который также можно было называть «викус интимус».
В любом случае, с начала 19-го столетия прекрасный дом под номером 28 в стиле ренессанса был официально признан Домом Петрарки. В 1926-27-м годах в нем проводились реставрационные работы, в ходе которых были обнаружены элементы 13-го века – дверные арки, табернакль, небольшое окно и фрагменты лестницы. Здание было меньше по размерам и изолированнее, чем остальные дома на улице, а вход в него осуществлялся с небольшого переулка, соединяющего Виа дель Орто и Виа дельи Альберготти. Сегодня, войдя в Дом Петрарки, можно своими глазами увидеть интерьер жилого помещения 13-го века. Экскурсоводы сразу же показывают комнату, в которой родился Петрарка и которая ныне превращена в конференц-зал. Ныне Дом Петрарки занимает престижная Академия Письма, Искусств и Науки имени великого поэта, которая была основана в 1788-м году и может похвастать огромной библиотекой из 20 тысяч томов.
Проходя по бульвару Пасседжо дель Прато с разрушенной Крепостью Медичи, вы попадаете к Собору (Дуомо). Внутри собора располагаются готическая арка Сан Донато, «Магдалина» фреска работы Пьеро делла Франческа и кенотаф епископа Гвидо Тарлати (1330 г.)
Кафедральный собор Ареццо назван так в честь святых Доната и Петра. Собор был возведен на месте раннехристианской церкви а, возможно, даже еще более древней постройки акрополя. Начиная с III века и на протяжении почти семнадцати веков, собор был главной резиденцией епископа этого города, а затем и городов Кортоны и Сансеполькро.
Здание собора было возведено на холме, где был погребен Донат с города Ареццо. Донат принял мученическую смерть и позже был канонизирован церковью.
В 1203 году, следуя приказу действующего Папы Иннокентия III, собор был перенесен в черту города, где находится и поныне.
Мощи святого Доната были перенесены в одноименную церковь в маленьком провинциальном городке в Терамо. Несмотря на это, собор Ареццо не стали переименовывать, и он по-прежнему носит имя святого.
Строительство собора длилось на протяжении 233 лет, начиная с 1278 года. В начале ХХ столетия фасад здания собора прошел реконструкцию. Современный вид он приобрел согласно проекту архитектора Данте Вивиани. Фасад здания украшают скульптуры знаменитых Джузеппе Кассиоли, Энрико Кваттрини и самого Вивиани.
Правая часть церкви сохранила свой первоначальный вид. Изначально она была построена с песчаника. Многоугольная апсида со сводчатыми окнами была возведена в ХIII столетии. В середине ХIV века был построен портал во флорентийском стиле, его украшают две колонны, привезенные из античного храма.
Внутреннее убранство собора представлено центральным нефом и двумя боковыми приделами. Они разделены колоннами со стрельчатыми арками, без трансепта. Собор украшают семь цветных витражных окон. Их задумка и воплощение принадлежит мастеру Гвиллауме де Марчиллатом. Остальные витражи находятся в пресвитерии собора. Обращает внимание величественная мраморная арка в готическом стиле Сан Донато, которая также находится в пресвитерии храма. Она состоит из 12 небольших по размеру столбиков, верх которых венчают шпили и пинакли. Арка была сооружена в ХIV веке стараниями местных мастеров, а также архитекторов из Флоренции и Сиены.
Собор славится также своими деревянными хорами, находящимися в Большой часовне. Их спроектировал Джорджио Вазари. Из других произведений искусства, заслуживающих внимания туристов, стоит отметить барельефы Донателло, статуэтки Андреа делла Роббиа, кенотаф Гвидо Тарлати, картину Пьетро делла Франческа «Мария Магдалина».
В Епархиальном музее находятся три деревянных Распятия (XIII в.), изумительный «Сан Джироламо в пустыне» работы Бартоломео делла Гатта, и драгоценные ювелирные изделия. Рядом на маленькой уединённой площади, окружённой деревьями, стоит церковь Сан Доменико, внутри которой размещается грандиозное Распятие, раннее произведение Чимабуэ.
Прекрасным примером тосканского маньеризма является дом Вазари, в котором жил Джорджо Вазари. Этот дом создан по его собственному проекту (1540-48 гг). Дом Вазари расположен всего в 300 метрах от городского Кафедрального собора, по адресу Via XX Settembre, 55. Его первый владелец, Джорджо Вазари, купил данное строение в середине XVI столетия, в 1540 году. Для приведения дома в порядок хозяин не пользовался услугами архитекторов, он самостоятельно выполнил полную реставрацию, занявшись потом его оформлением. В результате значительной работы, оконченной в 1548 году, здание стало ярчайшим в Ареццо примером маньеризма. Оно оснащено двумя этажами, которые со всех сторон окружены оригинальным живописным садом, в подробностях описанным Вазари в его письмах. Стоит отметить, что наиболее интересными для изучения являются помещения второго этажа, названного «благородным» от итальянского словосочетания piano nobile. Комнаты в соответствии с имеющимся в них декором, выполненным Вазари, обладают интересными названиями, здесь можно посетить «Зал славы и искусств», «Зал камина», а также «Зал Аполлона и муз». Характерным элементом последнего помещения является оригинальная фреска, на ней изображена жена знаменитого художника, образ самого художника можно увидеть в «Зале камина». На собственном изображении Джорджо Вазари читает книгу у окна.
Вазари покупал дом для личного проживания со своей супругой Никколозой, однако им не удалось долго наслаждаться тихой и спокойной жизнью. Совместное пребывание зачастую нарушалось продолжительными отъездами художника, который работал во Флоренции и Риме. В конце XIX столетия дом был значительно расширен, до начала XX столетия он находился в частной собственности, являясь семейной резиденцией. На сегодняшний день строение – это дом-музей, посвященный памяти Джорджо Вазари. Кроме известных произведений искусства, большую часть из которых представляют работы разных тосканских мастеров, творивших во второй половине XVI столетия, в доме Вазари можно увидеть старинный архив, который представляет собой историческую ценность. Из числа наиболее интересных экспонатов стоит отметить собственноручно написанные личные письма Микеланджело, папы Пия V и Козимо I.
Отсюда, минуя церковь (XI-XII в.в.) Санта Мария ин Гради (перестроенную в 1592 г. архитектором Амманнати). можно добраться до Музея средневекового и современного искусства, который размещается во дворце эпохи Возрождения Палаццо Бруни-Чиокки шт, как его называют, Таможенном дворце (XV век). Дворец расположен на монументальном перекрёстке, дополненном дворцами XIV века и эпохи Возрождения.
Музей появился при слиянии муниципальных коллекций и коллекций Собратства Отшельников. Он предлагает подробнейший обзор живописи Ареццо и Тосканы с XIV по XLX века. Здесь представлены произведения Джорджо Вазари, Маргарито Дареццо, Cпинeлло. Аретино, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Людовико Карраччи. Здесь экспонируется «Мадонна делла Мизерикордиа» работы Парри ди Спинелло. а также живопись с XVII века (Грекетто, Пьетро Бенвенути) по XIX век, которая представлена художниками-ташистами Джованни Фаттори и Телемако Синьорини. Кроме того, в музее экспонируются ювелирные изделия, бронзовые скульптурки, майолики (одна из наиболее богатых коллекций в Италии), оружие, монеты и медали.
На старинной улице «Виа Сакра», которая заключила в полукольцо средневековый город, находится церковь Сантиссима Аннунциата. Это здание эпохи Возрождения с незаконченным фасадом и элегантным трёхарочным окном (XVI в.). Внутри находится почитаемая скульптура из терракоты «Мадонна с Младенцем» работы Микеле да Фиренце (ок. 1430 г.).
Археологический музей Меценатов располагается в бывшем монастыре Сан Бернардо, частично размещающемся на развалинах римского амфитеатра (117-138 г.г. н.э.). Собрание музея представлено произведениями из частных коллекций XVIII-XIX веков и предметами, обнаруженными при недавних раскопках. Помимо отдела этрусской и эллинистической культур, в музее находятся предметы, найденные в землях Ареццо (спиральная чаша Эифрониос), Валдикьяна (аттическая амфора) и Казентино. В отделе римской культуры заслуживают внимания так называемые коралловые вазы, или «запечатанные земли», аретинская столовая посуда из керамики, покрытой красной краской, а также аттическая чаша Дуриса, изделия из стекла и драгоценности (мужской портрет, выполненный в технике крисографии — роспись золотыми чернилами по пергаменту), нумизматика, этрусские и римские изделия из бронзы. В музее есть отделы, посвященные доисторической эпохе и палеонтологии.
За чертой города на месте древнего «Фонс Текта» стоит церковь Санта Мария делле Грацие, построенная в 1435-44 г.г. Перед строгой готической церковью располагается элегантный портик со сводами, созданный по проекту архитектора Бенедетто да Майано. Внутри находится центральный алтарь из мрамора и застеклённая терракота Андреа делла Роббиа, которая заключает в себе фрески работы Парри ди Спинелло.
Базилика Санта Мария делле Грацие – одна из религиозных достопримечательностей тосканского города Ареццо. Церковь расположена на месте античного святилища с источником, который в этрусско-римский период был посвящен богу Апполону. В Средние века источник был известен как Фонте Текта.
В 1425-м году святой Бернардино из Сиены тщетно пытался разрушить святилище. Изгнанный из города, он вернулся три года спустя и на этот раз смог добиться разрешения на то, чтобы на месте языческого храма была построена молельня. Именно здесь в 1428-1431-м годах Парри ди Спинелло нарисовал фреску с изображением Мадонны ди Мизерикордия, которая ныне вставлена в мраморный алтарь работы Андреа делла Роббиа. На алтаре изображены Мадонна с Младенцем между двумя ангелами и святые Лаврентий, Донат, Бернардино и Пергентин, а палиотто – алтарная завеса – украшен Пьетой.
Примерно в 1490-м году к молельне был пристроен портик, спроектированный архитектором Бенедетто да Майано. Считается, что на его создание мастера вдохновил Воспитательный Дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. С самой длинной стороны портик состоит из семи аркад с медальонами.
Сама церковь Санта Мария делле Грацие была построена в 1435-1444-м годах по проекту архитектора Доменико дель Фатторе. Она представляет собой здание в стиле поздней готики с единственным нефом и короткой апсидой. Интерьер храма украшен фреской с изображением Папы Римского Сикста IV и кардиналов Гонзага и Пикколомини. Справа находится часовня Сан Бернардино, построенная после смерти святого в 1444-м году.
За Альпи ди Поти находится в 18,5 км на восток аббатство Саи Вериано — романская церковь XI века.

Флоренция

Время безжалостно с ценностями и представлениями. Наверное, прозорливый Николо Макиавелли сильно удивился бы, узнай, чем привлекает современных туристов его родная Флоренция. Он ведь писал, что «ничто не свидетельствует о величии нашего города так явно, как раздирающие его распри».
Известный мыслитель ошибся. Будущее величие его города было в другом. Во времена Макиавелли еще многие помнили жестокое противоборство двух политических партий Италии – гвельфов и гибеллинов. А сегодня у непосвященного это лишь вызовет ассоциацию с какими-нибудь эльфами и гоблинами.
Зато практический каждый знает: Флоренция – это действительно потрясающий воображение город, потому что по количеству подаренных миру гениев равных ему нет. Данте Алигьери, великие Леонардо и Джотто, Боттичелли и Микеланджело, Савонарола и тот же Макиавелли, неугомонный астроном Галилей и неутомимый мореплаватель Америго Веспуччи. Можно даже порадоваться за тех американцев, которые, только побывав во Флоренции, узнали, кто дал имя их континенту.
А бессмертные Петрарка, воспевший прекрасную Лауру, и Боккаччо, рассказавший в «Декамероне» столько занимательного, пока свирепствовала Великая Чума? А местный золотой флорин, по образцу которого стали чеканить золотые монеты во всей Европе? А великолепная династия герцогов Медичи, под сенью власти которых родилось и росло величайшее явление в истории культуры – Возрождение? Все это Флоренция, удивительный город, в котором сосредоточены главные достопримечательности Тосканы, да, пожалуй, и всей Италии (Рим – не в счет!).

Достопримечательности Флоренции

Санта-Мария-дель-Фьоре
Роскошный и изящный собор, настоящее архитектурное чудо, которое украшает Флоренцию уже несколько веков. Строительство храма длилось несколько столетий под руководством таких прославленных архитекторов как Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти, Джованни ди Лаппо Гини и других. Своды собора отделаны фресками XV века, невероятный по красоте фасад декорирован мраморными барельефами, красный купол собора как будто парит над городом.

Баптистерий Сан-Джованни
Восьмиугольное мраморное здание XI-XII века, предназначавшееся для крещения. Здесь принимали христианскую веру представители могущественного семейства Медичи и великий Данте. Строение украшено барельефами, над которыми работали византийские мастера. Наибольшее внимание туристов привлекают восточные ворота баптистерия, где на позолоченных панелях изображены сцены из Библии.

Колокольня Джотто
Колокольня является частью архитектурного комплекса собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Это выдающийся образец итальянского архитектурного искусства, созданный при участии мастера Джотто ди Бондоне. Его имя увековечено в названии кампанилы. В высоту башня достигает 84 метров, на верхнем ярусе располагается смотровая площадка, откуда взору туриста открывается панорама Флоренции. На площадку ведут более 400 ступеней.

Базилика Санта-Кроче
Базилика XIII века, классический памятник итальянской готики. Предполагается, что над возведением храма начал работу архитектор Арнольфо ди Камбио. Согласно легенде, на месте базилики стояла часовня, которую построил Св. Франциск Ассизский. Интерьер украшен произведениями искусства XIV-XV вв. Здесь есть работы Джотто, Бенедетто де Майано, Донателло, Джованни да Милано, Бернардо Росселлино. Базилика принадлежит Ордену Францисканцев.

Базилика Сан-Лоренцо
Архитектурный памятник XV века, выстроенный в стиле раннего Ренессанса. В храме находятся усыпальницы представителей семейства Медичи. Во времена расцвета этой влиятельной флорентийской фамилии базилика Сан-Лоренцо была приходской церковью Медичи. Около главного алтаря находится могила основателя династии Козимо Старшего. При базилике находится монастырь и библиотека Лауренциана.

Базилика Санта-Мария-Новелла
Главная доминиканская церковь Флоренции, памятник архитектуры XIII-XIV столетий. Ранее на этом месте находилась романская молельня, которую отдали в распоряжение монахов Доминиканского ордена. Базилику украшает ажурный фасад, немного напоминающий роспись декоративной шкатулки. Внутреннее пространство убрано греческими фресками и мраморными барельефами. В базилике начинается действие «Декамерона» Д. Бокаччо.

Монастырь и церковь Сан-Марко
Монастырь, который в XIV столетии перешел к Доминиканскому ордену от Конгрегации сильвестринцев святого Бенедикта по воле правителя Тосканы (бенедиктинцы недостаточно хорошо вели хозяйство). Считается, что обитель возникла в XII веке. Во второй половине XIX века в монастыре был создан Национальный музей Сан-Марко. В коллекциях этого музея представлены бесценные экспонаты творцов Возрождения.

Академия изящных искусств
Самая первая европейская академия живописи, основанная в 1561 году при участии и всесторонней поддержке герцога Козимо I Медичи. У истоков академии стояли Аньоло Бронзино, Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. При заведении открыта художественная галерея, где выставлены выдающиеся произведения искусства. Среди них – знаменитый «Давид» работы Микеланджело. Эта пятиметровая статуя является одним из символов эпохи Возрождения.

Музей Барджелло
Музей, который располагается в историческом здании XIII столетия. Сооружение представляет собой настоящий средневековый замок. В прошлые века здесь размещались тюрьма, казарма, резиденция судьи, городской магистрат. Коллекция музея Барджелло считается одной из самых значимых во всей Италии. Здесь хранятся работы Б. Челлини, Микеланджело, Джамболоньи и других прославленных мастеров.

Дом-музей Данте Алигьери
Данте Алигьери – знаменитый поэт, политический деятель, создатель бессмертной «Божественной комедии» и один из основоположников итальянского языка. Старинный каменный дом гения в одном из старейших флорентийских кварталов превращен в музей его имени. Экспозиция рассказывает о жизни Данте и его творческом пути. В музее много картин, на которых изображена Флоренция XIV века.

Палаццо Веккьо
Дворец конца XIII – начала XIV столетий, в котором располагается городской муниципалитет. Здесь веками заседали правители Флорентийской республики и Герцогства Тосканы. Здание венчает башня высотой 94 метра, названная в честь мастера Арнольфо ди Камбио. Палаццо сохранился до наших дней в своем первоначальном виде. Богатое внутренне убранство – заслуга придворного архитектора семейства Медичи мастера Д. Вазари.

Палаццо Питти
Дворец, построенный для семейства Питти в XV веке в мрачноватом архитектурном стиле кватрочето (одно из направлений Раннего Возрождения). В настоящее время в нем располагается один из лучших музеев Флоренции. Вернее, на территории Палаццо Питти находится несколько разных экспозиций: Галарея Палатина, Музей Серебра, Галерея Костюмов, Музей Фарфора, Музей модернистского искусства.

Палаццо Медичи-Риккарди
Многие столетия дворец являлся главной резиденцией Медичи – правящей фамилии Флоренции. Династия пошла от банкира Козимо Старшего, который добился такого высоко положения благодаря своим деньгам и влиянию. В середине XV века для новоиспеченного правителя построили великолепный палаццо. В XVII веке здание было продано семье Риккарди, которая поработала над его расширением и обновлением в стиле Ренессанса.

Площадь Микеланджело
Флорентийская площадь, откуда открывается лучшая панорама на город. Из-за этого на ней всегда многолюдно и шумно. Площадь была создана в XIX веке во время масштабной реконструкции Флоренции. Название было дано в честь непревзойденного творца Микеланджело. В 1873 году на площади была установлена копия скульптуры «Давид» Микеланджело и еще четыре копии творений этого знаменитого скульптора Эпохи Ренессанса.

Площадь Синьории
Исторический центр и одна из самых красивых площадей во всей Италии. Площадь представляет собой гармоничный архитектурный ансамбль, в который входит Палаццо Веккьо, Фонтан Нептуна, Лоджия Ланци и несколько скульптурных групп. Еще в древние времена здесь находился перекресток важных дорог, стоял римский амфитеатр и античные виллы. Но до наших дней эти постройки не сохранились.

Галерея Уффици
Один из самых известных в мире художественных музеев. Культурную ценность Галереи для всего Человечества трудно переоценить – здесь хранятся шедевры Боттичелли, Джотто, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо. При Козимо I из династии Медичи в Уффици располагались административные здания, однако со временем внутри накопилась внушительная коллекция произведений искусства. В XVIII столетии было принято решение открыть на территории публичный музей.

Мост Понте-Веккьо
Переправа через реку Арно, которая была возведена еще во времена Древнего Рима. За прошедшие века мост неоднократно разрушался, смывался и отстраивался заново. В XV веке тут работал флорентийский мясной рынок, из-за чего по окрестностям распространялся дурной запах. Сейчас на Понте-Веккьо место мясных лавок заняли дорогие ювелирные бутики для туристов. Сам мост является частью Коридора Вазари.

Парк Кашине
В XVI веке на месте парка располагались охотничьи владения семейства Медичи. В начале XIX столетия территория была открыта для посещения, а позже парк был продан городским властям. С тех пор Кашине превратился в популярное место отдыха флорентийцев. Он оборудован велосипедными и пешеходными дорожками, указателями, местами для пикников и прочей инфраструктурой. Вход для всех бесплатный.

Сады Боболи
Ландшафтный парковый комплекс, щедро украшенный фонтанами, беседками и цветниками. Сады были заложены в XV веке по желанию супруги Козимо I Медичи герцогини Элеоноры Толедской. В течение веков Сады Боболи несколько раз сменили хозяев. Каждое благородное семейство, которое приобретало эти территории, стремилось внести свою лепту в ландшафт паркового комплекса.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна