Гид по городам мира





Пиза, знаменитый недостаток


Пиза – некогда портовый город, находящийся на расстоянии 10 км от Лигурийского моря. В прошлом имел важное стратегическое и торговое значение в жизни Италии и конкурировал с такими значимыми портовыми городами, как Венеция или Генуя, в связи с наличием выхода к морю.
На сегодняшний день Пиза представляет собой известный на весь мир туристический город, куда съезжаются все поклонники итальянской архитектуры, желающие собственными глазами увидеть знаменитую Пизанскую башню.
Но планируя путешествие в Пизу, будьте уверены, что «падающая башня» — отнюдь не единственное достояние этого старинного города. Как и в большинстве итальянских городов, туристам буквально на каждой улице открываются исторические памятники архитектуры, великолепные дома, церкви, соборы и башни, построенные в прошлые века.
Пиза является частью региона Тосканы и административным центром провинции Пиза. Город граничит с провинцией Лукка, городом Сиена, Флоренцией и Ливорно. Состоит из 39 муниципалитетов.
Пиза располагается в нескольких километрах от Тирренского побережья и занимает площадь около 185 квадратных метров. Пространство города разделено рекой Арно.
Общее население Пизы составляет приблизительно 100 000 человек, большая часть из которых – это студенты Университета Пизы, который является одним из старейших университетов Италии.

Климат

Поскольку Пиза располагается на юге Италии, то для нее характерен средиземноморский климат.
В летние месяцы температуры воздуха в Пизе может подниматься до 30 градусов, большую часть времени стоит солнечная погода с минимальным количеством дождей. Если к этому прибавить еще значительный наплыв туристов, то многочасовые прогулки по городу в летний период могут подойти далеко не всем.
Многие туристы предпочитает приезжать сюда весной, когда еще не так жарко, но очень солнечно и многочисленные сады начинают раскрываться во всем великолепии, что делает максимально комфортными прогулки по Пизе.
Также благоприятная для путешественников погода наблюдается здесь осенью, однако, можно оказаться здесь в немногочисленные дни проливных дождей.
А вот зимой, наоборот, погода может быть непредсказуемой, идет много дождей, часто город накрывает туманом, температура воздуха держится около 3 градусов.

История

Предполагается, что город основали греки, потом он стал этрусским, а с 193 г. до н.э. перешел под власть Рима. Благодаря значительному порту Пиза в XI в. в конкурентной борьбе с Генуей и Венецией стала одной из первых морских и торговых держав на Средиземном море. Успешные войны против сарацин и участие в Крестовых походах принесли морской республике богатство и обширные владения па территории всего Средиземноморья. Торговля и ремесла процветали, граждане управляли республикой под защитой императора. Со строительства кафедрального собора в 1063 г. начинается новая эпоха в тосканском искусстве. В 1220 г. главным скульптором назначается Николо Пизано, великий новатор искусства Возрождения; а его сын Джованни и ученик Арнольфо ди Камбио соединили в своей работе особенности пизанского и флорентийского искусства. Закат эпохи Штауфенов повлек за собой и падение города, поддерживавшего гибеллинов. А в 1284 г. пизанский флот потерпел сокрушительное поражение от Генуи возле острова Мелория, и порт Пизы был блокирован противником. Город потерял все свои владения и торговые связи; внутренние распри привели к тому, что в 1406 г. Пизой завладела Флоренция. А экономический спад вызвал отъезд из города многих богатых семей: число жителей сократилось до 3 тыс.
Когда в конце XVII в. главным портом Тосканы стал Ливорно, Пиза окончательно утратила свое значение. Из-за речных наносов, напластовавшихся в течение столетий, прибрежная линия сместилась, и сегодня Пиза отстоит от моря на 10 км.

Достопримечательности

Большая часть туристических красот сконцентрирована на площади Пьяцца-дель-Дуомо, где стоит Пизанская башня. Здесь же вы увидите просто удивительное количество сувенирных магазинов, предлагающих туристам миниатюрные копии башни во всех различных аспектах (даже башни, которые светятся в темноте). Своей мировой славой Пизанская башня обязана Галилео Галилею: легенда гласит, что философ, чтобы продемонстрировать закон падения тел, поднялся на эту башню и бросал сверху объекты, выполненные из различных материалов.
Каждый думает, что башня Пизы - явление совершенно уникальное. Однако в городе находится еще немало исторических зданий, склонившихся, подобно Пизанской башне. Дело в том, что пизанская почва состоит из глины и песка, что со временем приводит к смещениям в структуре фундамента древних зданий. Так, колокольня церкви Сан-Никола имеет наклон на 2,5 градуса, а колокольня церкви Сан-Микеле Скальци имеет такой же наклон, как и Пизанская башня.
Площадь Чудес
Здесь собраны главнейшие религиозные памятники города: помимо собственно падающей башни – колокольни, на широкой Площади Чудес находятся Собор (поэтому другое название площади – Соборная), Баптистерий и старинное кладбище.
В 1155 году площадь Чудес была окружена стенами, а веком позже здесь появились кладбище (в северной ее части) и новая лечебница (в южной части). Знакомый нам современный вид площадь Чудес приобрела примерно во второй половине XIX века.
История возникновения Площади Чудес
Официально считается, что возникновение названия Площади Чудес связано с творчеством итальянского писателя Габриеле Д’Аннунцио. Именно он в 1910 году в романе «Может быть, да, может быть, нет» окрестил эту площадь «Лугом чудес». С тех пор изначальную Соборную площадь (Piazza del Duomo) стали чаще именовать более сказочным названием — Площадь Чудес.
История создания Соборной площади берет свое начало еще в 12 веке. Первым был построен кафедральный собор Санта-Мария Ассунта в честь победы над сарацинами. Далее в период с 1152 по 1260 годы был возведен баптистерий Сан-Джованни, представляющий собой церковное место для крещения.
Известная на весь мир падающая Пизанская башня, представляющая собой колокольню кафедрального собора, несмотря на свое отдельное расположение, была построена в период с 1173 по 1360 годы. Наклон башни стал отчетливо проявляться уже при возведении третьего этажа из-за особенностей почвы, что, однако, не помешало закончить ее строительство. Благодаря этому наклону Пизанская башня стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей современности.
С 1278 по 1646 годы велось строительство кладбища Кампо-Санто, что переводится как «святое место». Считается, что сюда была привезена святая земля из Иерусалима архиепископом Убальдо Ланфранки. Кладбище славится на весь мир большим количеством древнеримских саркофагов, этрусскими скульптурами и великолепными старинными фресками.
Архитектура Площади Чудес
Большая часть расположенных на Площади Чудес зданий, входящих в соборный комплекс, выполнена в романском стиле с элементами готического стиля. В основном для строительства зданий был использован белый мрамор, благодаря чему в солнечные дни площадь переливается светом и блеском.
Над созданием архитектурных шедевров на Площади Чудес трудились знаменитые итальянские мастера прошлого времени, такие как Бускето ди Джованни Джудиче и Райнальдо (кафедральный собор), Боннано Пизано и Вильгельм фон Иннсбрук (Пизанская башня), Диотисалви и Никола Пизано (Баптистерий Сан-Джованни), Джованни ди Симоне (возведение клуатра вокруг кладбища Кампо-Санто).
Элегантно и очень сложно декорированный кафедральный собор, монументальный баптистерий с многочисленными арками, великолепная мраморная колокольня с тонкими колоннами по всему фасаду, которая, кажется, вот-вот упадет, и воздушная арочная конструкция мемориального кладбища Кампо-Санто – всё это создает неповторимый эффект восторженной красоты и изящества соборного ансамбля.
Легенды Площади Чудес
Именно на Площади Чудес Галилео Галилей сделал самые важные из своих открытий.
С высоты падающей Пизанской башни он сбрасывал ядра различной массы, в результате чего был открыт закон земного притяжения. Внутри Пизанской башни он наблюдал за качающейся церковной лампадой, что позволило ему сформулировать закон постоянства качающегося маятника. А в кафедральном соборе, согласно преданиям, им был открыт принцип движения космических тел.
Падающая башня
Пизанская башня представляет собой уникальное архитектурное творение, на весь мир прославившее город, в котором она находится. Колокольная башня, являющаяся частью собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор), известна не только своим наклоном, угол которого с каждым годом все больше увеличивается. Пожалуй, это также единственная колокольня, построенная отдельно от собора.
История возникновения Пизанской башни
Пизанская башня была построена по проекту архитекторов Боннано Пизано и Вильгельма фон Иннсбрука, которым так и не удалось увидеть ее в завершенном виде.
Дело в том, что возведение башни заняло около 200 лет. Такой длительный период строительства связан с двумя значительным периодами, на которые работы откладывались.
Строительство башни началось в 1173 году, но уже при строительстве третьего этажа в 1178 году башня начала наклоняться. Причиной тому послужила неверная закладка фундамента в сочетании с мягкой почвой. После этого возведение башни было отложено на 100 лет и завершено только к 1360 году.
Как говорят специалисты, тот факт, что Пизанская башня первоначально в проекте была задумана как отклоняющаяся в сторону, является маловероятным и неподтвержденным, скорее всего причина наклона башни кроется в устройстве слишком маленького фундамента для такой высокой постройки и в особенностях почвы.
Архитектура Пизанской башни
Пизанская башня имеет высоту 55,86 м с низкой стороны и 56,7 м с высокой стороны. Ее ширина составляет 15,54 м. Примечательно, что толщина стен башни также не является равномерной по всей ее длине – у основания башни стены почти в два раза толще, чем в ее верхней части.
Фасад колокольни выполнен из белого мрамора и камня, а главный вход сделан из кирпича. Непосредственно над центральным входом установлена скульптура Мадонны с младенцем.
Каждый этаж, кроме первого, представляет собой галерею, наружная сторона которой окружена колоннами с капителями в классическом стиле. У основания колонн располагаются закрытые арки, украшенные различными декоративными элементами. Благодаря такому архитектурному исполнению, пизанская башня выглядит очень воздушной и легкой, что еще больше увеличивает визуальный эффект ее падения.
Пизанская башня обладает цилиндрической формой, выполнена в романо-пизанском стиле и включает в себя 8 ярусов. В башне имеется винтовая лестница, насчитывающая 294 ступеньки. Внутри башни – широкий зал без потолка, на стенах которого изображены в виде барельефов обитатели морей.
Изысканно украшенная звонница на вершине башни вмещает несколько колоколов, самому старинному из них насчитывается около 400 лет.
Примечательно, что колокольня башни, сооруженная в 14 веке, установлена более ровно, чем вся остальная ее часть.
Пизанский собор
Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) является главным кафедральным собором города, возведен в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии в 11-13 веках. Собор представляет собой основу архитектурного ансамбля, расположенного на Площади Чудес или Соборной площади (Piazza dei Miracoli), к которому также относится баптистерий Сан-Джованни (Battistero San Giovanni) и Пизанская башня (Campanile Torre pendente).
История возникновения Пизанского собора
Работы по строительству Пизанского собора были начаты в 1064 году по проекту итальянского архитектора Бускето ди Джованни Джудиче. Средства для возведения собора были взяты из дани, собранной с Балеарских островов. По изначальному проекту архитектора, стиль исполнения собора должен был символизировать расцвет торговых связей Пизы и содержать элементы византийского, исламского и ломбардского стилей. Это так называемый пизанский романский стиль.
Созданием проекта фасада собора в 12 веке занимался знаменитый архитектор Райнальдо, а непосредственно работы осуществлялись скульпторами под предводительством мастеров Бидуино и Гильельмо.
В результате произошедшего в 1595 году пожара Пизанский собор значительно пострадал, но был реконструирован. На протяжении своей истории он не раз подвергался реставрации. Так, интерьер собора был существенно изменен в 17-18 веках. Однако, кафедральный собор продолжает восхищать ценителей итальянского искусства своим архитектурным и интерьерным убранством до настоящего времени.
Архитектура Пизанского собора
Пизанский собор представляет собой настоящий шедевр итальянской архитектуры, созданный в романском стиле.
Внешне собор выглядит довольно монументально. Изначально он имел форму греческого креста с перекладинами равного размера, в центре которых располагался купол. Если посмотреть на план современного собора, то он имеет вид латинского креста.
Его фасад выполнен из белого мрамора и серого камня с дополнением декоративными элементами из цветного мрамора. Над центральным входом можно увидеть имя мастера Райналдо, который является автором фасада.
Основное внимание приковывают к себе мощные двери собора, изготовленные из бронзы. Их созданием занимался Джамболоньи. Однако, эти двери не являются изначальными. Они стали заменой деревянным дверям, которые сгорели в 1595 году во время пожара.
Следует отметить, что верующие входили в собор не через центральные двери, а проходя через портал Порта-ди-Сан-Раньери, возведенные Бонано Пизано в 1180 году. Этот портал расположен непосредственно перед колокольней.Если смотреть на Пизанский собор со стороны центральных ворот, то можно увидеть высоко над ними статую Мадонны с младенцем, а по сторонам – скульптуры четырех евангелистов. Непосредственно над дверьми сооружены четыре ряда галерей открытого типа с несколькими колоннами.
Изначально на фасаде собора (с восточной стороны) была размещена скульптура Пизанского грифона, которая представляет собой самую значительную по размеру металлическую мусульманскую скульптуру 11 века. На настоящий момент оригинал скульптуры находится в соборном музее, а на его прежнем месте находится копия.
Также с внешней стороны собора привлекает внимание гробница Бускето с надписью, означающей дату начала строительства собора.
Интерьер Пизанского собора
Внутреннее убранство Пизанского собора представляет собой настоящее произведение искусства. В первую очередь поражает своей изысканностью черно-белое исполнение мраморных узоров, высокий купол с красочными фресками и позолоченный потолок с изображением герба Медичи. Благодаря этому создается ощущение безграничного пространства внутри собора, похожего на огромное пространство мечети.
Мощные колонны, расположенные между приделом и нефом, изготовлены из гранита, и были привезены в кафедральный собор из мечети в Палермо в 1063 году. Выполнены они в византийском стиле.
Наиболее восхитительной является мозаика в апсиде с изображением Христа, окруженного Девой Марией и апостолом Иоанном. Создатель части мозаики – знаменитый Чимабуэ (Бенвенуто ди Джузеппе), работавший над изготовлением головы апостола в 1302 году. Фреска купола, изображающая вознесение Богородицы, была создана мастером Риминальди.
К счастью, эта мозаика не пострадала во время пожара, произошедшего в 1595 году. Однако, большинство других произведений искусства в соборе, относящихся к эпохе Возрождения, сгорело.
Также особую культурную ценность представляет кафедра, выполненная в 1302-1310 годах известным мастером Джованни Пизано. Она представляет собой великолепный образец скульптуры средневекового периода. В нижней части кафедры располагаются колонны, размещенные на львиных спинах. В основной части кафедры изображены девять религиозных сцен из Нового завета: Благовещение, Рождество, Избиение младенцев, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, Страшный суд. Для создания скульптур был использован белый мрамор.
Не менее искусной является другая кафедра, расположенная рядом с алтарем. На ней изображены 27 эпизодов, взятых из Священной истории. Росписью кафедры занимались тосканские живописцы, такие как Содома, Андреа дель Сарто, Доменико Беккафуми.
При осмотре собора стоит обратить внимание также на икону 13 века, созданную Берлингьери – «Богоматерь с младенцем».
В Пизанском соборе хранятся мощи Святого Раньери, который считается покровителем города. Большое количество верующих приходит в собор поклониться мощам этого святого, обладающего мощной целительной силой.
Также в соборе находится гробница императора Рима Генриха VII. Гробница была искусно декорирована мастером Тино да Камаино в 1315 году. Однако, в настоящее время часть оригинальных скульптур, украшающих гробницу, находится в соборном музее.
Большое количество декора в кафедральном соборе относится к изделиям 17 века. Особенно знаменита дароносица, находящаяся возле алтаря капеллы святого Таинства, изготовленная скульптором Джованни Баттиста Фоджини.
Мемориальное кладбище Кампо-Санто
На Кампо-деи-Мираколи расположено средневековое кладбище Кампо-Санто. По легенде, земля для него привезена из крестовых походов. Благодаря этому знатные горожане могли покоиться в святой земле. Считалось, что земля обладает необыкновенными свойствами - спустя сутки от тела покойника остается только скелет. На кладбище можно увидеть захоронения, относящиеся к разным эпохам, в том числе саркофаги древних римлян. Привлекают внимание фрески, одни из лучших в Тоскане. Самая любопытная из них — «Триумф смерти», созданная после эпидемии чумы в 1348 году. На ней изображены три охотника рядом стремя разлагающимися трупами.
История возникновения кладбище Кампо-Санто
История возникновения кладбища Кампо-Санто берет свое начало с возведения клуатра – специальной крытой галереи в готическом стиле, располагающейся по периметру прямоугольного внутреннего двора или сада церкви. Строительство клуатра, характерного для архитектуры церкви, а не кладбища, связано с тем, что изначально на этом месте планировалось возведение церкви Святой Троицы. Однако, в процессе проведения работ первоначальный проект был изменен, как считают многие историки.
Итак, возведение клуатра было начато в 1278 году известным архитектором Джованни ди Симоне. Как и большинство сооружений того времени, из-за военных действий период строительства кладбища занял длительное время и работы были завершены уже после смерти архитектора в 1464 году. Поэтому кладбище Кампо-Санто является четвертым по времени создания архитектурным творением, возведенным на Площади Чудес.
Вплоть до 1779 года на кладбище Кампо-Санто осуществлялось захоронение самых выдающихся граждан Пизы.
Архитектура кладбища Кампо-Санто
Наружная стена Кампо-Санто включает в себя 43 глухие арки, войти на кладбище можно через двое ворот. Над правыми воротами, изначально являвшимися входом, выполнен изысканный табернакль в готическом стиле с изображением Девы Марии с младенцем в окружении четырех святых. Автором этого произведения 14 века является Джованни Пизано. Правые ворота выходят непосредственно на Площадь Чудес.
Кладбище Кампо-Санто имеет довольно значительные размеры. Основное количество могил размещено под аркадами, но также есть несколько могил, расположенных во внутреннем дворе кладбища. По периметру внутреннего двора также выделяются многочисленные полукруглые арки. Изящно декорированные, эти арки делают кладбище очень воздушным и элегантным.
Часовни на кладбище Кампо-Санто
На территории кладбища расположено три часовни. В 1360 году была построена капелла Амманнати, название которой связано с преподавателем Пизанского университета Лиго Амманнати. Далее, в 1518 году была возведена капелла Аулла, в которой имеется алтарь работы Джованни делла Робиа. После этого в 1594 году архиепископом города Карло Антонио Даль Поццо была создана третья капелла Даль-Поццо с алтарем в честь Святого Иеронима.
В части религиозных ценностей, наибольший интерес представляет капелла Даль-Поццо, в которой хранятся частицы Истинного креста, лоскут одежды Девы Марии, шип из Тернового венца, перенесенные сюда из кафедрального собора в 2009 году.
Саркофаги на кладбище Кампо-Санто
Изначально на кладбище Кампо-Санто было размещено большое количество римских саркофагов. Они располагались в основном вокруг собора. После военных действий осталось только 84 саркофага. Вместе с римскими и этрусскими скульптурами, привезенными куратором Кампо-Санто Карло Ласиньо на это кладбище в 14 веке, саркофаги представляют собой ценное собрание образцов древнеримского искусства.
Так, самые древние саркофаги – это саркофаг Федры и Ипполита, гробница Муз, саркофаг Гая Белиция Наталиса Тебаниана.
Фрески на кладбище Кампо-Санто
Несомненно, большой исторический интерес на кладбище Кампо-Санто представляют также фрески 14 века. Самая старинная фреска на кладбище – «Распятие» — была изготовлена Франческо Трайни в 1360 году. Фрески «Триумф смерти», «Страшный суд», «Ад», расположенные с северной части кладбища, считаются созданными Буонамико Буффальмакко.
Также там можно увидеть фрески работы выдающихся итальянских художников: Андреа Бонайути, Беноццо Гоццоли, Антонио Венециано («Сцены из жизни святых Потита и Эфизия»), Пьеро ди Пуччио, Таддео Гадди, Спинелло Аретино («Сцены из Ветхого Завета»), Джотто ди Бондоне («Эпизоды из жизни Иова»).
К сожалению, большая часть фресок была значительно повреждена во время Второй мировой войны, и до настоящего времени ведется колоссальная работа по их восстановлению.
Легенды кладбища Кампо-Санто
Как повествует итальянская легенда, в 12 веке архиепископ Пизы Убальдо де Ланфранчи, вернувшись из очередного крестового похода, поместил в этом месте капсулу с освященной землей, привезенной с Голгофы. И вскоре на этом месте было основано кладбище, в котором погребенные тела, согласно преданию, за сутки превращались в скелеты. Именно благодаря этой легенде появилось название кладбища Кампо-Санто, переводимое с итальянского языка как «Святое поле».
акже, в расположенной на кладбище капелле Аулла хранится церковная лампа, перенесенная сюда из кафедрального собора. Согласно преданию, именно благодаря наблюдению за раскачиванием этой лампы в соборе Галилео Галилей открыл принцип движения космических тел.
Пизанский баптистерий Сан-Джованни
Пизанский баптистерий Сан-Джованни расположен на Площади Чудес или Соборной площади (Piazza dei Miracoli) и представляет собой часть архитектурного ансамбля вместе с кафедральным собором и Пизанской башней. В историческом, культурном и архитектурном плане он представляет собой не менее значимую достопримечательность города.
История возникновения Пизанского баптистерия
Первый камень Пизанского баптистерия был заложен в 1152 году, а полностью строительство завершилось только в 1363 году. Ранее на этом месте находился другой баптистерий, который должен был заменить новый баптистерий Сан-Джованни. Таким образом, на Площади Чудес постепенно выстраивался кафедральный собор, баптистерий и Пизанская башня.
Архитектором Пизанского баптистерия выступил Диотисалви, после смерти которого продолжением строительства занимался Никола Пизано. Приемник дела Диотисалви внес некоторые изменения в архитектурный облик баптистерия, который приобрел более готический вид. В результате над пирамидальным внутренним куполом, возведенным по замыслу Диотисалви, был сооружен полукруглый купол, который и виден снаружи. Зато представьте, какая акустика в баптистерии от двух куполов!
Интересно, что баптистерий Сан-Джованни также немного наклоняется в сторону, как и Пизанская башня. Но это практически незаметно, так как здание намного более внушительное по размерам, нежели колокольня. Причиной такого медленного падения здания является мягкая глинистая почва, простирающаяся под всей Площадью Чудес.
Архитектура Пизанского баптистерия
С первого же взгляда на Пизанский баптистерий Сан-Джованни туриста удивляют его размеры: обычно баптистерии намного меньше. В высоту здание достигает около 55 метров, окружность составляет свыше 107 метров. Видя такие масштабы, искушенному туристу не терпится попасть внутрь – а ведь там не менее интересно!
Фасад Пизанского баптистерия
Прежде чем стремиться посмотреть внутреннее убранство баптистерия, стоит сначала полюбоваться богато декорированным фасадом здания. Несмотря на размеры баптистерия, он производит довольно воздушное и легкое впечатление. Такое свойство дает материал, используемый для его строительства – баптистерий полностью выполнен из мрамора.
Внешне баптистерий Сан-Джованни выглядит довольно неоднозначно. В нижней его части превалируют архитектурные элементы в виде полукруглых арок в романском стиле, а в верхней части баптистерия арки приобретают форму стреловидных, что характерно для средневекового периода искусства.
Центральный вход в баптистерий расположен со стороны кафедрального собора. По бокам портала размещены колонны в стиле эпохи Возрождения. Визуально он разделен на два уровня: в нижней части представлены эпизоды из жизнеописания Иоанна Крестителя, а выше помещено изображение Христа в окружении Мадонны, Иоанна и ангелов.
Интерьер Пизанского баптистерия
Итак, осмотрев Пизанский баптистерий Сан-Джованни снаружи, становится любопытно, что может скрываться за таким громадным сооружением. Однако, во внутреннем убранстве баптистерия декорирование приобретает более сдержанные черты, но является не менее изящным.
Пожалуй, главной внутренней достопримечательностью баптистерия является фонтан в форме восьмиугольника, созданный Гвидо Бигарелли да Комо в 1246 года. Фонтан располагается в самом центре здания, он предназначался для крещения. Ведь баптистерии возводились специально для крещения в раннехристианскую эпоху.
В центральной части купели располагается бронзовая скульптура Святого Иоанна работы Итало Гризелли.
Настоящим произведением искусства являются скульптуры кафедры баптистерия, выполненные Никола Пизано в период с 1255 по 1260 годы. Эта работа Пизано, изображающая сцены из жизни Христа, считается одной из самых ранних, сделанных уже в стиле итальянского Ренессанса.
Кафедра изготовлена из коричневого, белого и светло-зеленого мрамора. Она установлена на шести боковых колоннах с одной колонной в центральной части. В основании центральной колонны изображены грешник, некрещеный и еретик. Несмотря на свою тяжеловесность, кафедра выглядит достаточной невесомой.
На арках, соединяющих колонны кафедры, можно увидеть изображения апостолов и пророков. Непосредственно под парапетами исполнены шесть добродетелей в аллегорическом виде, а сама кафедра содержит сцены из жизни Христа: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Введение во храм, Распятие, Страшный суд.
Внутри баптистерия также находится несколько известных фресок, таких как фрески Беноццо Гоццоли с изображением сцен из Ветхого завета, фрески неизвестных авторов, рассказывающие об эпидемии чумы и датированные 14 веком.
Площадь Рыцарей
Важные события, происходившие на Площади Рыцарей в прошлое время, и расположенные здесь знаменитые здания заслуживают отдельного внимания любителей итальянской истории и архитектуры.
История возникновения Площади Рыцарей
Построенная в Средние века на месте римского форума, Площадь Рыцарей считалась с 1140 года центральным местом общественной жизни города. Здесь размещались здания городской администрации, церкви, проводились собрания горожан, различные празднования событий городской жизни, принимались важнейшие политические решения.
Во времена Средневековья Площадь Рыцарей именовалась «площадью семи дорог», поскольку она была построена на пересечении семи дорог. Со временем вместо семи дорог осталось пять.
В 1254 году на Площади Рыцарей был возведен главный архитектурный шедевр площади – Палаццо-дель-Пополо-е-дельи-Анциани (Palazzo del Popolo e degli Anziani), что переводится как «дворец народа и старшин». Дворец был возведен в честь победы народного собрания, когда сами горожане получили политическую власть в городе.
С 16 века после второго флорентийского завоевания этот дворец стал местом расположения ордена рыцарей св. Стефана и был переименован в Палаццо-делла-Карована (Palazzo della Carovana). С того же времени на Площади Рыцарей стали размещаться глава полиции и флорентийский комиссариат. В настоящее время в здании располагается Высшая Нормальная школа Пизы.
Остальные здания на площади – это различные конторы, резиденция Подеста и здания суда, построенные в разное время. Также с 1357 года на площади был воздвигнут Палаццо-дель-Оролого или Дворец часов (Palazzo dell’Orologio), служивший для размещения резиденции главы города. Рядом с Дворцом часов в 16 веке была построена церковь Святого Рокка, но в дальнейшем она оказалась застроенной другими зданиями.
Архитектура Площади Рыцарей
Изначальный фасад Площади Рыцарей был значительно изменен в 16 веке знаменитым архитектором Джорджо Вазари, которому в 1558 году Козимо I Медичи, Великий герцог Флоренции, поручил перестроить разнородные здания на площади в едином стиле эпохи Возрождения.
Так, Вазари был архитектурно изменен фасад Палаццо-делла-Карована – главная историческая достопримечательность на Площади Рыцарей, где размещался орден рыцарей. На фасаде дворца появились декоративные граффити и две ниши, содержащие бюсты эрцгерцогов Тосканы.
Далее, с 1565 по 1569 годы по проекту Вазари была построена церковь рыцарей и военного ордена Святого Стефана. Для строительства этой церкви, предназначавшейся только для рыцарей, архитектор принял решение разрушить собор Святого Себастьяна, прежде стоявший на этом месте. В качестве основы проекта фасада был использован рисунок сына герцога Козимо I – Джованни Медичи.
Также Вазари выступил архитектором Дома священника, располагающегося справа от церкви Святого Стефана.
В 1603 году на Площади Рыцарей появился Дворец Приоров (Palazzo dei Priori), построенный Пьетро Франкавиллой.
В центре площади располагается статуя Козимо I и фонтан, созданные тем же известным архитектором Пьетро Франкавиллой.
На противоположной стороне площади возвышается Палаццо-дель-Оролого с двумя башнями: Торре-деи-Гуаланди, именуемая также Башня Муда (справа), и Башня Правосудия (слева).
Легенды Площади Рыцарей
Основная легенда площади связана с Палаццо-дель-Оролого, а именно, с его правой башней – Башней Муда. Согласно преданию, в этой башне скончался в ужасных мучениях граф Уголино делла Герардеска, смерть которого описал Данте в «Божественной комедии». С тех пор жители города рассказывают страшные истории и приводят сведения очевидцев о том, как дух измученного графа бродит по дворцу и ночной площади.

Национальный музей Сан-Маттео

Национальный Музей Сан-Маттео расположен на правом берегу Арно, в километре на юго-восток от площади Чудес. Это самый крупный музей Пизы, обладающий богатейшим собранием средневекового и ренессансного изобразительного искусства. Многие его экспонаты представляют высочайшую художественную и культурно-историческую ценность.
Музей занимает здание бывшего монастыря святого Матфея, построенного в 11 веке и расширенного в 13 веке. Архитектура его имеет характерные черты пизанской романики – пилястры с резными капителями, полукруглые арки и ромбы. Классицизирующий фасад с треугольным тимпаном со стороны входа был пристроен позднее. Архитектурный комплекс музея заключает внутри себя клуатр, в котором в 15 веке были сооружены крытые галереи.
Экспозиция музея разделена на секции. В первых 6 залах располагается секция археологических находок. Здесь можно увидеть множество артефактов, повествующих об истории мировой культуры и, в частности, пизанского региона начиная с древних времен. К особо важным экспонатам этой секции относятся раннехристианский саркофаг 5 века с изображением Доброго Пастыря, скульптуры этрусской и древнеримской эпох и лонгобардские могилы, обнаруженные около пизанского собора.
Большой интерес представляет коллекция керамики, размещенная в 7-12 залах. Здесь представлены гончарные изделия средневековых мануфактур Пизы и сосуды, привезенные из мусульманских стран. В частности, можно рассмотреть декоративные чашечки, которыми были украшены многие церкви в Пизе.
В 13 зале, где располагался пресвитерий старой церкви святого Матфея, можно видеть остатки ее апсидных структур, восходящих к 12 веку. В этом зале размещены скульптуры Пизанских мастеров 12 - 15 веков, многие из которых демонстрируют влияние византийского искусства. Пиза была одним из центров, транслировавших визуальную культуру восточной церкви на территорию Италии.
В следующем зале размещены экспонаты византийского искусства – средневековые иконы и распятия. В 15 зале размещена коллекция монет 13-19 веков, имевших хождение на территории Пизы и других итальянских городов-государств. Залы 16 и 17 посвящены живописи 12 - 13 веков. Это одно из самых интересных мест музея, так как здесь помещены ценнейшие произведения средневековых тосканских мастеров. В 18 зале – иллюстрированные манускрипты 13-14 веков. Далее идет ряд залов со скульптурой и живописью 13 - 14 веков.
Скульптурам, ранее находившимся в Кампосанто, посвящен отдельный зал. Особняком стоят работы знаменитых Андреа и Нино Пизано (14 век). Среди наиболее значимых произведений – полихромная статуя кормящей Богоматери Андреа Пизано. Последующие залы посвящены по большей части живописи 15 - 18 веков.

Дворец Гамбакорти

Дворец Гамбакорти расположен на левом берегу Арно в 800 метрах от площади Чудес к юго-востоку. Его возвели в середине XIV века.
Каждая часть дворца в Пизе построена в уникальном стиле, каждый из которых был типичным для различных эпох истории города и развития архитектуры. Например, полихромный фасад замка, который обращен в сторону берега, был выложен из различных пород камня. Его возводили одновременно с самим дворцом, выполнено он в стиле пизанской готики. Элегантные двойные окна этого фасада размещены в три ряда, каждое из них украшено резьбой и инкрустировано мрамором.
С другой стороны, например, со стороны улицы Via Toselli, уже совершенно другой тип декоративного убранства. Фасад в этом месте переделывали в XVII веке – в эпоху барокко. Над проектом работал известный французский архитектор Пьер Франшевиль. Мастеру удалось наделить здание широким порталом с установленным над ним роскошным гербом семьи Медичи. К дворцу Гамбакорти в Пизе примыкает средневековый внутренний дворик. В нем тоже можно увидеть гербы пизанских магистратов XVII века.
Некоторые помещения во дворце представляют особенный интерес. Потолок в Розовом Зале, например, украшен фреской «Пиза, отдает дань уважения святому Райнерию». Это работа братьев Мелани XVIII века. В зале Балеари раньше собирался городской совет. Здесь хранятся три фрески, которые посвящаются различным военным триумфам Пизы. Над одной из них трудился знаменитый мастер Пьером Дандини в XVIII веке, на ней изображена «Осада Иерусалима».
В зале Гербов содержится. Как уже понятно из названия, целая коллекция гербов граждан Пизы, а также символика города, принятая в различные исторические эпохи. В зале Бракосочетания с потолка свисает копия люстры из пизанского собора, сделанная из дерева. У стены стоит кресло, в котором сидел именитый итальянский физик Антонио Пачинотти, будучи членом городского правления. Именно он изобрел динамо-машину.
Части дворца являются одним целым, представляя собой интереснейший образец стилей архитектуры Италии.
Дворец Гамбакорти сохранился до сих пор, и он достойно возвышается на фоне реки Арно. Сегодня тут находится ратуша. Туристам он больше известен под названием Палаццо коммунале.

Церковь святой Екатерины Александрийской

Церковь святой Екатерины находится в 600 метрах на восток от Площади Чудес. Построена она была в начале 13 века для нужд доминиканского ордена. Позже в том же веке она была расширена, а нынешний фасад церковь приобрела уже в 14 веке. В 1784, после того как орден был распущен, церковь стала приходской.
Фасад церкви разделен на три яруса. Внизу – три полукруглые арки, выложенные из чередующихся серых и белых мраморных блоков. Центральная арка, под которой расположена входная дверь, имеет перспективные архивольты, а в ее тимпане помещено изображение Богоматери с Младенцем. Два верхних яруса содержат галереи стрельчатых арок с элегантными колоннами. В центре фасада – большая готическая роза.
Церковь имеет один основной неф и трансепт и завершается квадратными в плане хорами. Справа находится небольшой неф, достроенный в 14 веке. По бокам – четыре капеллы. Стропильный потолок был реконструирован уже после Второй мировой войны.
Над первым алтарем слева располагается картина Рафаэлло Ванни «Святая Екатерина, принимающая стигматы» (17 век). Далее можно увидеть похоронный монумент одного из архиепископов Пизы, выполненный знаменитыми Андреа и Нино Пизано. Второй алтарь украшен полотном Пьера Дандини «Проповедь святого Викентия Феррера» середины 17 века. В глубине нефа расположена картина 14 века, исполненная двумя видными мастерами Липпо Мемми и Франческо Траини (автора знаменитых фресок в Кампосанто), изображающая «Триумф святого Фомы». В левом трансепте находится Распятие неизвестного мастера 14 века. По бокам от входа стоят статуи работы Нино Пизано, образующие скульптурную группу «Благовещение».
В церкви находятся саркофаги и алтари, реконструированные в 20 веке в стиле, имитирующем проторенессанс 14 века. Таковы, например, алтарь в правом рукаве трансепта и саркофаг под большим алтарем, часть которого – оригинал 14 века. В правом нефе установлена деревянная кафедра 17 века, внутри которой – старая средневековая кафедра, с которой, как считается, проповедовал сам Фома Аквинский. Свод церкви содержит декор в неоготическом стиле, выполненный в первой четверти 20 века.
Из нефа можно попасть в капеллу Кадути, построенную в 14 веке. Интересно, что алтарь капеллы был сконструирован из погребального монумента 13 века, который ранее находился вне церкви. В капелле имеется много произведений искусства. Среди них особого внимания заслуживает картина представителя позднего Возрождения Аурелио Ломи «Мученичество святой Екатерины» (конец 16 - начало 17 веков).
Колокольня при церкви была построена в 13 веке известным архитектором Джованни ди Симоне, работавшим над Кампосанто и над Пизанской башней. Вероятно он же был автором фасада. Купол колокольни был уничтожен молнией в 1860 году и реконструирован в 1930 году.

Королевский дворец

Королевский дворец расположен на правом берегу Арно, в 700 метрах на юг от площади Чудес. Он был построен в 1583 году архитектором Бернардо Буонталенти для Франческо I Медичи как замена старого средневекового дворца Медичи. По проекту в архитектурный массив дворца были включены ранее существующие постройки – дома и старые крепостные башни, возведение которых относилось к 11-12 векам. Эти элементы все еще просматриваются в экстерьере дворца. Слева от дворца можно видеть арку средневекового происхождения, накрывающую переулок. Во внутреннем дворе взору открывается старая башня с порталом, выложенным полихромным камнем, пятиугольным архитравом и двумя оконцами. На первом этаже видны также остатки галерей – две колонны с резными капителями. Ранее здание дворца соединялось с расположенной за ним церковью святого Николая (13 век); в церкви проводились приватные церемонии семьи Медичи.
Двор Медичи любил приезжать сюда в зимнее время. Дворец видел среди своих гостей таких знаменитых ученых, как Галилео Галилей и Франческо Реди. Перейдя к Габсбургско-Лотарингскому дому, дворец получил название «Королевский». Позже здание стало государственной собственностью. С 1989 года здесь располагается Национальный Музей, в котором хранятся различные артефакты, связанные со знатными и королевскими семьями, которым в разные эпохи принадлежал дворец. Здесь есть картины, фотографии, предметы мебели, гобелены, оружие и другие экспонаты, имеющие историческое значение.

Музей синопий

Музей синопий находится на площади Чудес и ограничивает эту площадь с юга. В музее хранятся синопии фресок видных итальянских мастеров, которые раньше покрывали стены Кампосанто и были уничтожены или серьезно повреждены в результате бомбардировок Второй мировой войны. Синопии представляют собой подготовительные росписи, которые отслоились от стен и были перенесены в музей. Они представляют редкую степень сохранности и служат основой для реставраторов, пытающихся восстановить былое великолепие живописного убранства монументального Кампосанто. Кроме самих синопий в музее представлены две мультимедийные инсталляции. Одна из них осуществляет визуальную трехмерную реконструкцию Кампосанто в различные эпохи, другая – посвящена конструктивным особенностям Пизанской Башни и реставрационным работам, помогающим уберечь ее от падения.
Здание, в котором располагается музей синопий, само представляет значительный интерес. Оно было построено во второй половине 13 века и служило приютом, в котором принимались пилигримы, бедняки, брошенные дети. После его возведения площадь Чудес с собором, баптистерием и строящейся колокольней приобрела строгие геометрические очертания. Спроектировал здание Джованни ди Симоне, который примерно в то же время участвовал в строительстве Кампосанто, ограничившим площадь с северной стороны. В архитектурный комплекс приюта входила церковь и большой зал, покрытый масштабным стропильным потолком, имитирующим полихромный мраморный декор. В 16 веке в период флорентийского правления, когда пространства площади подверглись перепланировке, фасад приюта был также изменен. Он был переделан в соответствии с флорентийским ренессансным стилем: были проделаны новые прямоугольные окна и порталы, обрамленные каменной кладкой. Во время Второй Мировой Войны здание пострадало и после практически семи веков функционирование приюта прекратилось. Назначение здания поменялось в 1979 году, когда сюда стали переносить синопии, – в это время еще шла реставрация самого здания. Его древние стены были укреплены металлическими конструкциями на верхнем уровне, которые были соединены лестницами и лифтом. Они позволяют посетителям любоваться декором здания и синопиями с удачных углов обзора.

Церковь святого Фредиана

Церковь святого Фредиана находится в 500 метрах на юго-восток от площади Чудес. Этот храм был выстроен в период с конца 11 по начало 12 веков и представляет собой интересный пример пизанской вариации романского стиля, напоминая другой пизанский храм – аналогичную по стилю церковь святого Петра в веригах. Нынешнему своему облику храм во многом обязан реконструкции, произведенной в 17 веке, однако от средневековой постройки сохранилось несколько важных элементов: фасад, внутренние колоннады с поддерживаемыми ими стенами, небольшой фрагмент южной стены и колокольня.
Фасад здания разделен на три яруса двумя сплошными карнизами, он выложен из почти квадратных блоков белого и серого известняка, которые чередуются, образуя геометрически правильные ряды. Первый и второй ярусы украшены полукруглыми арками, обрамляющими декоративные ромбы. В середине второго яруса находится высокое двойное окно, освещающее неф. Боковые стены церкви были почти полностью разрушены и перестроены в 17 веке в процессе возведения боковых капелл.
Колокольня, квадратная в плане, выстроена в тот же период, что и первоначальное здание церкви. Ее основание составлено из каменных блоков, а верхние этажи с декоративными слепыми арками – из кирпича.
Интерьер частично сохраняет средневековую базиликальную структуру: три нефа, разделенные колоннами с композитно-коринфскими капителями, на которые водружены полукруглые арки. В боковых нефах открываются капеллы, пристроенные в 17 веке. Большая капелла и цилиндрический свод, покрывающий неф, были сооружены в конце 17 века.
В церкви можно увидеть много ценных произведений искусства, среди которых большой интерес представляет величественное Распятие со сценами Страстей, изображенное на золоченой панели (12 век). К эпохе барокко относятся фрески стен работы Доменико Пассиньяно и фрески купола работы Рутильо Манетти, а также картины «Благовещенье» и «Рождество» Вентуры Салимбени и «Поклонение волхвов» Аурелио Ломи.

Музей древних кораблей

Музей древних кораблей (Museo delle antiche navi di Pisa) открылся в Пизе в ноябре 2016 года недалеко от вокзала Сан Россоре (San Rossore). Музей, а точнее 2 открытых на данный момент зала расположились в ансамбле зданий Арсенала Медичи, который сначала служил для стоянки и ремонта судов, а с XVIII века выполнял роль королевских и военных конюшен.
В 1998 году во время ремонта вокзала Сан Россоре были обнаружены остатки 30 древнеримских кораблей. Изначально ученые полагали, что место обнаружения кораблей было портом, но позже пришли к выводу, что корабли затонули в результате серии наводнений, которые происходили на этой территории со II века до н. э. до VII века н. э. Часть экспонатов принадлежали периоду от эллинизма до раннего средневековья, но есть и корабли VIII века до н. э. Из 30 найденных судов 13 сохранились практически идеально, благодаря отсутствию кислорода и грунтовым водам. В грузовых и речных судах были обнаружены веревки, рыболовные снасти, инструменты, остатки глиняных и стеклянных амфор и ваз, ювелирные украшения, личные вещи моряков. В обиходе экспонаты называют «римскими кораблями», но на самом деле суда принадлежали разным регионам: Галлия, Кампания, Адриатика.
Сейчас для посетителей открыты залы номер IV и V, где выставлено 4 корабля. В IV зале стоит первый найденный корабль длиной 19 метров, датированный II веком н. э. и реконструкция почтового катера «Alkedo» времен Августа. В зале V выставлена небольшая речная лодка в форме каноэ и лодка с плоским дном IV-V веков. Для этого зала сейчас ведется реконструкция речного судна для перевозки песка длиной 13 и шириной 4 метра.
Музей связан с «Археологическим Центром по Восстановлению Мокрой Древесины», где на площади в 10650 кв. м., в 1700 лабораториях проходят работы по восстановлению найденных судов.
Этот центр — уникальное учебное заведение и единственная в своем роде европейская лаборатория. Музей будет расширен, планируется открыть 70 секций в 7 павильонах для экспозиций по древней истории Пизы.

Церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери

Церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери — единственная церковь в Пизе, выстроенная в стиле Возрождения. Она стоит на одноимённой площади Кавальери (площади Рыцарей). Строительство церкви для рыцарей ордена св. Стефана, основанного Великим герцогом Козимо Медичи для борьбы с сарацинскими пиратами на Средиземном море, было начато в 1565 г. Проектом руководили Джорджо Вазари и Давид Фортини, и для новой постройки была снесена старая церковь Сан-Себастьяно-алле-Фаббриче-Маджиори, которая стояла на площади как минимум с 11 века.
Новая церковь была освящена в конце 1569 г. Её фасад, отделанный белым мрамором, был спроектирован Доном Джованни де Медичи, незаконнорожденным сыном Козимо, с помощью Алессандро Пьерони (их дизайн предпочли оригинальному плану Вазари).
Колокольня церкви также была спроектирована Вазари, и её достроил в 1572 г. Джованни Фанчелли. Автором главного алтаря стал Пьер Франческо Сильвани. Множество добавлений и улучшений за последние два века сильно повлияли на облик церкви: к ней приложили руку восемь разных архитекторов. Финальная переделка производилась в 1859 г., и результатом стали новые колонны, которые можно видеть и по сей день.
В интерьере церкви можно увидеть множество интересных фрагментов: в частности, пять монохромных картин, иллюстрирующих житие св. Стефана. На потолке помещены шесть картин на деревянных панелях с эпизодами исторических событий, в которых орден принимал активное участие, включая «Возвращение флота после битвы при Лепанто», «Победу у Греческого архипелага» и т. п. Полихромная кафедра была создана Киариссимо Фанчелли, и здесь можно увидеть картину пизанца Аурелио Ломи с изображением Мадонны и младенца со св. Иосифом и Стефаном (1593 г.).
Скульптурный главный алтарь в пресвитерии был спроектирован и создан Джованни Баттиста Фоджини в 1702—1709 гг. На нём можно видеть статую папы св. Стефана и аллегорические фигуры религии и веры, а на бронзовом троне — рельеф, изображающий усекновение главы св. Стефана. Справа находится картина Джорджо Вазари, на которой изображены похороны святого (1571 г.), а рядом — «Рождение Христа» кисти Бронзино (1564 г.).
В церкви Санто-Стефано всего три органа. Первый датируется 1571 г. и сделан кортонезцем Онофрио Зеффирини. Слева от него размещён орган, созданный в Сиене Аззолино Бернардино делла Киайя, реконструированный в 1733 г. Третий орган работы Джованни Тамбурини в 1931 г. заменил старый орган 1733 г. Он единственный из трёх, который функционирует.

Церковь Св. Сеполькро

Церковь Св. Сеполькро – это достопримечательность Пизы, название которой в переводе означает «Храм Гроба Господня». Построена церковь была в начале XII века. Проектировал здание церкви в Пизе архитектор Диотисальви, тот самый мастер, который спустя сорок лет работал над Пизанским Баптистерием и учавствовал в проектировании городского Кафедрального собора. Изначально церковь Св. Сеполькро предназначалась Ордену Госпитальеров.
До XVI века восьмиугольное здание церкви было окружено галереей. Центральный тамбур купола весьма величественного вида, он поддерживается восемью стрельчатыми арками.
Такое название церкви Св. Сеполькро не случайно, ведь внутри хранится увеличенная копия гроба Господнего. Именно в этой церкви когда-то хранились реликвии, привезенные архиепископом Дагобертом из настоящего Храма в Иерусалиме. Кроме того строение Храм Гроба Господня напоминает здание Купола Скалы, который стоит на Храмовой горе в Иерусалиме. Такое сходство даже и подразумевалось, а в облике Сан-Сеполькро однозначно виднеются восточные мотивы. Колокольня церкви подозрительно походит на минарет.
В 1817 году Церковь Св. Сеполькро перешла от Госпитальеров Ордену Мальтийских рыцарей, которые были преемниками госпитальеров. Тогда здание церкви начало приходить в упадок. С 1849 года начинаются реставрационные работы, которые позволили обнаружить первоначальное покрытие пола в храме, располагавшийся ниже уровня улицы на метр. Было решено вернуть церкви Св. Сеполькро ее средневековый облик, для чего нужно было сносить крытую галерею, относящуюся к эпохе Ренессанса, а также каменные своды. Было уничтожено еще и внутреннее убранство храма, которое в 1720 году отреставрировали в стиле барокко. От старой церкви остались лишь ковчег XV века, бюст святого Убальдеска, панель с изображением Мадонны с Младенцем XV века и надгробная плита Марии Манчини.
Порталы церкви Св. Сеполькро украшены иллюстрациями животных и мраморными головами львов. Недостроенная колокольня сделана в пизано-романском стиле.
Церковь Св. Сеполькро больше похожа не на священный храм, а на оборонительную фортификацию. Возможно, уникальная восьмиугольная форма здания церкви для того и была задумано архитекторами, ведь церковь строилась по заказу рыцарей-госпитальеров.
В стенах Церкви Св. Сеполькро в Пизе похоронен покровитель Болоньи святой Петроний.

Сад Скотто

Приблизительно в двух километрах на юго-восток от площади Чудес, на левом берегу Арно располагается так называемая Новая цитадель Пизы и сад Скотто. Название «Новой» крепость получила для того, чтобы не путать ее с уже существующей цитаделью, также находящейся на берегу Арно, только ближе к морю.
Цитадель была построена в середине 15 века во время первого флорентийского правления. Во время восстания Пизы, а также во время столкновений, предшествующих повторному флорентийскому завоеванию, крепость была серьезно повреждена и впоследствии перестроена флорентийским архитектором Джулиано да Сангалло. При проведении реставраций он одним из первых в Италии учел новые технологии ведения боя, сделав стены и укрепления менее уязвимыми для пороховых снарядов. Основным назначением этой крепости было недопущение повторных бунтов со стороны жителей Пизы против флорентийского правления.
От передового сооружения военной архитектуры Ренессанса до наших дней дошли лишь фрагменты стен, несколько башен и южный бастион. Сегодня между остатками Новой цитадели расположен широкий парк, разбитый в 19 веке по желанию ливорнского судовладельца Доменико Скотто, семья которого приобрела цитадель в 1798 году. Большая пустая площадка в центре парка была когда-то засажена растительностью, которую расчистили для проведения представления знаменитого драматурга Карло Гольдони. В тридцатые годы 20 века сад стал публичным местом отдыха, и теперь здесь проводят выставки, театральные представления, концерты и кинопоказы под открытым небом.

Любопытно
Фрески были очень популярны в итальянском искусстве начиная с XIV веха, когда они вытеснили мозаику. Название происходит от итальянского fresco, -свежий». Их рисовали  специальными красками на влажной штукатурке, покрытой несколькими слоями раствора. На слое, называвшемся aniccialo, художник процарапывал эскиз картины. Особый набросок, сделанный красной охрой, назывался sinopia. Случалось, что эскиз возникал не там, где должна была быть картина, его делали, например, на картоне и наносили на стену, распыляя мел или уголь через проделанные по краям контура отверстия. Художник должен был работать быстро, пока не высохла штукатурка. Помощники наносили на arcicciato тонкие слои intocato, белой штукатурки. Ею покрывали поверхность, которую можно было расписать за один день Малейшая ошибка означала, что придется соскабливать штукатурку и начинать все сначала. Хотя рисунок темперой на дереве или на холсте давал прекрасный цветовой эффект, а появление в конце XV века масляных красок позволило использовать новые цвета, ни одна из этих техник не сравнима с фресками.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна