Эпидавр, город на северо-востоке Пелопоннеса, был центром культа Асклепия — бога врачевания. В святилище бога-целителя — Асклепион — стекались толпы недужных из всех уголков Эллады. Сейчас на территории храмового комплекса ведутся масштабные раскопки, поэтому многие интересные сооружения увидеть, к сожалению, не удастся. Также город знаменит своим огромным театром, где могли разместиться до 17 тысяч зрителей. Начиная с IV века до н. э. в Эпидавре каждые четыре года проходили театральные конкурсы, также посвященные покровителю врачебного искусства, они назывались Асклепии.
Эпидаврский театр расположен недалеко от небольшого поселка Лигурион. Это один из немногих древнегреческих театров, которые не только достаточно хорошо сохранились, но и продолжают действовать и в наше время. Зал под открытым небом обладает уникальной акустикой, а сама его конструкция является образцом сочетания гениальной инженерной мысли, искусно воплощенной в жизнь. Он был возведен вблизи Асклепиона и являлся неотъемлемой частью лечебницы. Жрецы считали, что болезнь не нужно лечить, человека необходимо исцелять, и они были правы, поскольку правильный психологический настрой позволяет отдохнуть телом и душой, что позволяет легче и быстрее справится с заболеванием.
Античный театр в Эпидавре построен в III столетии до н. э. архитектором Поликлетом Младшим. Главная цель его возведения – развлекать знатных пациентов Асклепиона, хотя он часто использовался и в качестве места для городских собраний. Инженерная конструкция была рассчитана более чем на 14 тыс. зрителей, которые размещались на 55 рядах в два яруса. Своеобразный «партер» для элиты находился в нижнем ярусе, на который отводилось 34 ряда, а для обычных посетителей был предусмотрен второй ярус в 21 ряд.
О древнем театре стало известно только в конце XIX века во время археологических раскопок, проведенных археологом Панагисом Кавадисом. В начале 50-х годов XX века, театр был повторно отреставрирован и расширен. Даже сейчас здесь довольно часто проходят различные постановки и музыкальные выступления. Посетители высоко ценят главную особенность открытого зала – его каменные трибуны многократно усиливают звук происходящего на сцене, вследствие чего практически отпадает потребность в установке дополнительной аппаратуры.
Представим себе, что происходило в здешнем театре много веков назад. Одетые в хитоны (свободные льняные одежды), с котурнами на ногах и масками на лицах, актеры буквально из кожи вон лезли, чтобы выиграть конкурс. Это было нелегко: публика на представления приходила искушенная, и жюри учитывало ее мнение. Победителя награждали лавровым венком. В Элладе театр был очень популярен, хотя посещали его в основном мужчины. Присутствие на представлениях женщин, а также подростков не приветствовалось, поскольку исполняемые пьесы зачастую изобиловали грубым юмором и непристойностями. Это, однако, не значит, что греческие спектакли, подобно популярным римским зрелищам, были рассчитаны на дурной вкус. Напротив, драматическое искусство достигло в Элладе исключительно высокого уровня развития. Актеры совершенствовали снос мастерство, учась игре у прославленных собратьев по призванию, а правильной речи и красивой жестикуляции — у риторов. Театр Эпидавра (кстати, как ни трудно в это поверить, он не был самым большим в Древней Греции) — один из шедевров античной архитектуры. Здание построено в конце IV века до н. э. на скалистом горном склоне по проекту Поликлета Младшего. Театр прекрасно сохранился — не в последнюю очередь благодаря своему расположению: здание находилось на окраине древнего города, и брать отсюда камень для новых сооружений средневековым строителям было невыгодно. От древности до нас дошли предназначавшаяся для хора круглая орхестра и фрагменты парода — монументальных ворот, через которые хор проходил на нее. Также сохранились остатки здания, служившего актерам чем-то вроде гримерных и гардероба, и проскениума, где выступали артисты. Эпидаврский театр славился замечательной акустикой. В этом можно убедиться и сегодня: в наши дни здесь каждый год с июня по август проходит Афинский фестиваль, в рамках которого на сцене театра показывают античные трагедии — прежде всего произведения Эсхила, Софокла и Эврипида.
Недалеко от исторического центра города находится еще одна важная достопримечательность Эпидавра – археологический музей, экспозиция которого привлекает не только туристов, но и мировых ученых. В одном из залов представлена реконструкция классического толосового захоронения. Посетители могут собственными глазами увидеть внутреннее устройство гробницы, оценить масштабы строительства и красоту внутреннего убранства.
Среди скульптурных экспонатов стоит выделить декоративную часть колонны (капитель), вырезанную из мрамора знаменитым скульптором Поликлетом. Ее вид поражает воображение – мастерски проделанные в камне завитки и сложные фигурные элементы даже сейчас довольно трудно воссоздать. Кроме того, в музее собрана огромная коллекция из хирургических инструментов, которые были найдены при раскопках святилища Асклепия. Среди музейных экспонатов – дарственные надписи с благодарностями от пациентов, каменные изображения исцеленных органов.
Археологические памятники Эпидавра входят в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, они расположены на разных уровнях живописной долины Арголида. Она окружена высокими скалами, со скудной типично средиземноморской растительностью. В наивысшей точке города находится святилище Аполлона Малеата, на более низком уровне расположен всемирно известный театр, а в самом низу находится асклепион с руинами оздоровительных бассейнов термальных вод, гостиничного комплекса для пациентов и прочими постройками.
Комплекс зданий и сооружений, которые составляют целое Святилище Эпидавра, свидетельствует о культе медицины и целительства в Древней Греции. Храмы, лечебницы, святилища, посвященные богам-покровителям врачевания и медицины, создают впечатление продуманности, завершенности и особой щепетильности по отношению к охране здоровья и ценности человеческой жизни.
Археологический музей в Эпидавре считается неотъемлемой частью исторического центра города, поэтому войти в него можно по тому же билету, который дает право на посещение театра и остальных руин. Целый год музей открывается с самого утра (7:30), так что вы в любом случае успеете осмотреть всю экспозицию до того времени, как жара станет невыносимой.
Добраться в Эпидавр удобнее всего на автобусе с Афин, либо на машине. В последнем случае, нужно следовать по трассе на Коринф, а после того, как вы проедете Коринфский мост, свернуть по направлению к Эпидавру.
Зарождение современной медицины произошло именно в Эпидавре, в святилище Асклепия, где исцелялись неизлечимо больные со всех уголков Греции. Оздоровившихся было очень много — это подтверждают таблицы с благодарственными надписями. Но на чем же основывался результат чудесного исцеления: на приеме порошков, отваров и микстур, или на вере в то, что шанс на оздоровление существует? неизвестно. А известно только то, что исцеление было, а фактическим подтверждением этого есть благодарственная надпись на стелах, хранящихся в данное время в Археологическом музее.
Удивительные археологические, исторические, культурные и архитектурные достопримечательности, органически вписанные в необыкновенно красивый ландшафт, создают впечатление гармонии человеческого гения и природы. Живописные пейзажи, особенный растительный мир, термальные родники – сама природа создала уголок для лечебницы, а мудрые древние греки просто возвели стены для пациентов. Эпидавр можно смело считать частичкой рая на земле, поскольку когда-то здесь творили чудеса.
Copyright © 2018
All Rights Reserved |
|