Гид по городам мира





Версаль - резиденция Короля-Солнца


Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles.
Туристы, осматривая парижские достопримечательности, с удовольствием посещают Версаль, расположенный в пригороде Парижа. Его слава притягивает толпы желающих подсмотреть, как жил и развлекался самый скандальный из французских королей — Людовик XIV. Когда молодой король посетил дворец своего министра финансов Нико-ля Фуке в Во-ле-Виконт и увидел великолепие этой резиденции, он решил построить себе дворец во сто крат красивее.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.
Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.
Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.
Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.
Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.
Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.
Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.
Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.
Залы Версальского Дворца
В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.
Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.
Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.
В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.
Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.
П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.
В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.
Большой и Малый Трианон в Версале
Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.
В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.
Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.
Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам».
Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.
Деревня Марии-Антуанетты
У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.
Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.
Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.
Сады и парк Версаля
Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.
Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.
Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.
Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.
Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.
На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.
Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.
Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей. Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине. После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.
Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.
Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.
После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение. После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.
После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.
Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.
Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Королевская резиденция
Строительство дворца в Версале, несмотря на размах проекта, было закончено достаточно быстро. Нетерпение короля и огромные вложения ускорили реализацию проекта настолько, что спустя всего 15 лет после начала работ королевская чета смогла переехать во дворец. К строительству приступили в 1661 году, 6 лет спустя был выкопан Большой Канал. В 1671 году Лебрен занялся оформлением дворца. В 1682 году Людовик XIV с супругой Марией Терезой вселились в Версаль. Когда в 1715 году Король-Солнце умер, двор покинул резиденцию. Только в 1772 году юный Людовик XV решил вернуться в Версальский дворец, который после этого ожил. Позже в Версале жили Людовик XVI и Марией-Антуанепой, но во времена Великой французской революции супруги были вынуждены его покинуть. В 1883 году Людовик Филипп превратил Версаль в один из крупнейших музеев мира.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.
Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.
Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут). Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро. Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.
Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.

Призраки Версаля

Одними из самых известных встреч с привидениями в XX веке стали явления призраков людей и построек Малого Трианона, каким он был в Версале в 1770-х годах, до Великой Французской революции 1789 года. Призраки Версаля стали появляться там давно. Первые сообщения о появлении призраков в Малом Трианоне появились в 1870 году, а с 1901 года исследователи психических феноменов считают явления в Версале важными и полными противоречий.
Малый Трианон строился по приказу Людовика XV для его фаворитки, маркизы Жанны-Антуанетты де Помпадур. Когда в 1764 году маркиза умерла, ее место заняла графиня Мари-Жанна Дюбарри, которая после окончания постройки дворца в 1770 году иногда жила в нем. Людовик XV умер в 1774 году, и его внук Людовик XVI отдал Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте.
10 августа 1901 года Версаль посетили две дамы из Лондона, члены Британской академии: Элеонора Джордайн, дочь викария из Дербишира, и Анни Моберли, дочь пастора из Солсбери. Ни та ни другая не были знакомы с планировкой места. Они вышли из Большого Трианона и направились по дорожке в сторону Малого Трианона, но вскоре заблудились.
Когда они вошли в дворцовый сад, Моберли почувствовала то, что позже описывала как ощущение «чрезвычайной подавленности». У обеих женщин было такое чувство, будто они двигаются во сне. Вокруг было безлюдно, стояла странная тишина; это их угнетало и пугало.
Вся окружающая обстановка казалась недоброжелательной, неестественной и какой-то плоской, имеющей только два измерения.
Через некоторое время дамы увидели двух мужчин, которых приняли за садовников в старомодных одеяниях, — на них были серо-зеленые плащи и небольшие треуголки. Женщины спросили у «садовников» о дороге и получили рекомендацию идти прямо.
Впереди показались мостик и беседка, возле которой сидел мужчина в плаще и шляпе с опущенными полями. Он почему-то показался англичанкам неприятным. Этот мужчина «со странной улыбкой» побежал за ними, давая новые советы, как отыскать дворец. При этом слова он произносил в манере, свойственной старофранцузскому языку. А потом он внезапно исчез. Женщины решили, что это один из садовников.
В английском садике около Малого Трианона Моберли заметила женщину в бледно-зеленом платье, сидевшую на маленьком стульчике посреди травы. Джордайн ее почему-то не увидела. Затем внимание обеих дам привлек молодой человек, который вышел из здания дворца, громко хлопнув дверью. Было похоже, что он куда-то спешит. Еще они увидели ведущую к дворцу мощеную дорогу.
Когда позже Моберли и Джордайн обсуждали события этого дня, они пришли к выводу, что все происходившее около Малого Трианона им пригрезилось. Они вспомнили, что, когда покидали Большой Трианон, дул легкий ветерок, а когда они шли к Малому Трианону, воздух казался совершенно неподвижным, а кроме того, было невозможно различить свет и тень.
Моберли сказала, что после встречи с теми двумя «садовниками» в серо-зеленых плащах у нее было такое чувство, будто она идет во сне, на нее напала ужасная сонливость. Это странное приключение двух дам продолжалось около полутора часов.
Джордайн приехала в Версаль во второй раз 2 января 1902 года. И опять она пережила тяжелое, гнетущее ощущение — на этот раз перейдя мост перед Хаме, стилизованной деревушкой Марии-Антуанетты. Там она увидела двоих рабочих, одетых в короткие плащи и шляпы с конусообразной тульей, которые грузили жерди на тележку. На мгновение она отвернулась, а когда снова посмотрела в их сторону, рабочие с тележкой оказались очень далеко от нее. Причем на протяжении всего этого эпизода до нее доносились негромкие звуки оркестровой музыки.
Моберли вторично посетила Версаль только 4 июля 1904 года вместе с Джордайн и в сопровождении их французской приятельницы. Но на этот раз они не смогли найти ни тот окольный путь, по которому прошли в 1901 году, ни беседки, ни мостика около нее. Там, где они тогда видели женщину, сидящую в траве, рос большой старый куст рододендрона. И повсюду были люди, тогда как в 1901 году вокруг было на удивление безлюдно, если не считать тех нескольких человек странного вида, которых они встретили на пути к Малому Трианону.
В течение всех последующих лет после первого посещения Версаля Элеонора Джордайн и Анни Моберли изучали его историю и пытались понять, что же с ними происходило во время первого и последующих визитов. В конце концов они пришли к выводу, что видели призрак Малого Трианона времен королевы Марии-Антуанетты, накануне революции 1789 года, что женщина, сидевшая посреди травы, — это и была сама королева, которая, как говорили, любила сиживать на этом самом месте.
Одежду, которую они тогда видели, в 1901 году уже никто из слуг не носил; дверь, которой хлопнул молодой человек, оказалась в недействующей и разрушенной части часовни. Расположенные рядом беседка и мостик больше не существовали. А два «садовника» были, по всей видимости, призраками дворцовой прислуги. Получалось, что всех кого встречали женщины были призраки Версаля.
То, что произошло с ними в Версале, Моберли и Джордайн описали в вышедшей в 1911 книге «An Adventure» — «Об одном приключении». Высказанная в ней версия событий вызвала неоднозначную реакцию, особенно среди ученой публики, а также у членов Общества психических исследований.
Тем не менее книга имела большой успех. Более того, вскоре стали поступать сообщения от людей, также переживших нечто подобное в Трианоне. Сообщения о призраках Версаля стали появляться все чаще.
Так, англичане Джон Крук, его жена и сын писали, что в июле 1908 года они были в Большом Трианоне и дважды видели «рисующую женщину». Белокурая дама в одежде несовременного покроя — кремовой юбке, белой накидке и простой белой шляпке — сидела на маленькой скамеечке посреди лужайки и что-то рисовала на бумаге. Женщина не обращала на Круков никакого внимания, но, когда Джон, который был художником, попытался взглянуть на ее рисунок, она быстрым движением руки убрала бумагу. Было похоже, что она раздражена.
Со временем Круки пришли к выводу, что видели призрак, поскольку «художница» была видна то отчетливо, то как бы размыто, словно это было изображение, которое пытаются настроить, и оно при этом слегка дрожит. Еще Круки сообщали, что видели также мужчину и женщину в старомодной одежде и слышали, как тихонько играл оркестр.
В октябре 1928 года в Версале побывали две англичанки, Клер Берроу и Анна Ламберт, не читавшие книги «An Adventure». Когда они вышли из Большого Трианона и направились к Малому, Берроу почувствовала необъяснимое ощущение угнетенности. Обе дамы увидели старика, одетого в зеленую с серебром форменную одежду, и спросили у него, как им лучше пройти к дворцу.
Вместо ответа он закричал на них хриплым голосом на старофранцузском наречии. При этом, как показалось англичанкам, в его облике появилось что-то зловещее, и они поспешили прочь. А когда они оглянулись, то не увидели никакого старика — он исчез!.. На пути им попались и другие мужчины, а также одна женщина, и все они были в старомодной одежде.
Когда, вернувшись в Англию, Клер Берроу прочла «An Adventure», она поняла, что они с Анной видели призраков Версаля.
В сентябре 1938 года по саду Малого Трианона шла Элизабет Хаттон, направляясь к деревне Марии-Антуанетты. Внезапно она увидела перед собой на расстоянии примерно 2 м появившихся как бы ниоткуда мужчину и женщину в старинной одежде. Они катили навстречу ей тележку, груженную деревянными чурками. Оба молча прошли мимо, не обращая на Элизабет ни малейшего внимания. А когда та оглянулась, чтобы посмотреть им вслед, то увидела, как они постепенно исчезают, словно растворяясь в воздухе.
10 октября 1949 года Джек и Клара Уилкинсон взяли с собой в Версаль четырехлетнего сына. Там все трое увидели стоящую на ступенях Большого Трианона женщину в старомодном платье, державшую в руках зонтик от солнца. Она совсем не напоминала привидение. Но когда супруги всего на несколько секунд отвели от нее взгляд, чтобы успокоить захныкавшего сына, а потом снова посмотрели на ступени дворца, там уже никого не было...
21 мая 1955 года британский поверенный в делах прогуливался по садам Версаля вместе со своей женой. Когда они вышли из Большого Трианона и направлялись к Малому, все вокруг вдруг изменилось, местность опустела. Неожиданно собралась гроза, сделалось душно, стало тяжело дышать. Жена почувствовала необъяснимую подавленность. Но потом выглянуло солнце, и чета увидела на расстоянии примерно 80 м двоих мужчин и женщину, которые шли им навстречу.
Супруги шли, беседуя друг с другом и одновременно краем глаза наблюдая за приближающейся процессией. И вдруг они заметили, что странная троица исчезла, хотя вокруг было ровное открытое пространство, и скрыться или спрятаться было совершенно негде.
Эти и ряд других сообщений были проанализированы членами Общества психических исследований. К единому мнению они не пришли, но многие исследователи склонялись к тому, что в большинстве случаев действительно имели место паранормальные явления.
К этим последним принадлежал и Г. У. Ламберт. Он разыскал сведения, согласно которым в 1775 году королевские садовники, Клод Ришар, 65 лет, и его сын Антуан, 35 лет, носили зеленые ливреи. Ламберт предположил, что два человека в серо-зеленой одежде, которых видели Моберли и Джордайн, были призраками Ришаров. Клер Берроу, которая также видела человека в зеленом, говорила Ламберту, что ему было на вид около 60 лет.
Ламберт нашел 8 важных подтверждений тому, что и Моберли с Джордайн видели призраков, а не реальных людей. Однако вопрос о том, что же (или кого же) видели посетители Версаля в описанных выше и многих других подобных случаях, до сих пор остается открытым. Так как все же остается не понятным призраки Версаля там пугают туристов или просто это аномальное место, где прошлое и настоящее как бы временами пересекаются.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна