Гид по городам мира





Остров Сите - сердце Парижа


Остров Сите – старейшая часть Парижа, а так же сохранившиеся один из двух остров на реке Сена в самом центре города. Благодаря своему удачному расположения, а так же наличию исторических памятников архитектуры Франции, привлекает круглый год многочисленные толпы туристов. Остров Сите никогда не спит, здесь днем и ночью можно увидеть, как разгуливают отдыхающие в Париже.
Остров Сите – остров реки Сена, находится в самом центре Парижа. Считается его старейшей частью, где расположены одни из главных достопримечательностей Парижа. Бульвар на острове под названием Дю-Пале разделяет его почти на равные части, восточная часть принадлежит к четвертому округу, а западная к первому.
Остров Сите соединен с берегами, а так же с соседнем островом Сен-Луи девятью мостами: Новый мост – единственный, который пересекает остров, мост Сен-Луи – ведет на остров Сен-Луи, мост Архиепархии – ведет на левый берег, мост Двойного Денье – ведет на левый берег, Малый мост – ведет на левый берег, мост Сен-Мишель – ведет на левый берег, Аркольский мост – ведет на правый берег, мост Менял – ведет на правый берег и мост Нотр-Дам – ведет на правый берег. Так же на остров ходят метро.

История

История Парижа началась на острове Сите. В первом тысячелетии до н.э. территорию современной Франции заселили племена кельтов. Этот воинственный и загадочный народ сыграл огромную роль в истории Франции. В III веке до нашей эры на острове Сите, одним из двух сохранившихся островов Сены в центре Парижа, обитало кельтское племя паризиев. Современное название города происходит от имени этого племени. Римляне называли кельтов галлами.
Примерно в 52 году до нашей эры римские завоеватели, пришедшие в Галлию, поселились на острове Сите, дав ему название «Лютеция». Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э. При римлянах остров Ситэ оказался на перекрестке двух древних путей: речного по Сене и сухопутного – древнеримской военной дороги с юга на север. Эта дорога, проходя через Ситэ, пересекала Сену. Вся же дорога тянулась от Рима до Кале, где римляне переправлялись в Британию.
В 55 году до н.э. на острове Сите расположил свой главный штаб Юлий Цезарь.
Римский город – Лютеция– состоял из укрепленного лагеря на острове и построек, постепенно возникавших как вокруг его укреплений, так и на высоком левом берегу Сены. Тогда в Лютеции жили примерно 7 тысяч человек.
Нашествие варваров в 267 году заставило жителей с левого берега перебраться на остров, где рукава Сены служили им надежной защитой от врагов. Примерно в 360 году Лютеция была переименована в Париж.
После того, как Галлия была завоевана франками, король Хлодвиг объявил Париж столицей франкского королевства (от названия племени франков происходит современное название страны – Франция).
В 540-550 годах при Хильдеберте I из династии Меровингов на острове Сите была построена первая христианская церковь Парижа — базилика Святого Стефана. Несколько веков спустя на этом месте был сооружён собор Парижской Богоматери.
В период правления династии Каролингов город шесть раз подвергался нападению норманнов, и жители каждый раз укрывались на острове, где они построили крепостные стены. При возведении укреплений пришлось повышать уровень земли. За всю историю такого строительства остров Сите «вырос» на семь метров.
Особенно опасной была осада в 885–886 гг. , когда защитой города руководили граф Одо и епископ Гозлен Парижский. Тогда новым королем в 887 стал граф Одо Парижский.
Период между 887 и 987 был отмечен борьбой между династией Каролингов и родом графа Одо. В 987 году королем бфл избран Гуго Капет, граф Парижский, который положил начало династии Капетингов.
К началу XI века на острове Сите был построен королевский дворец, который вплоть до XIV века оставался резиденцией французских королей. Здесь жили Людовик VI Толстый, Людовик VII Юный, Филипп-Август, его внук Святой Людовик (он же Людовик IX) и внук Людовика Девятого Филипп IV Красивый. При этих королях остров оставался центром уже немалого города, раскинувшегося по обоим берегам Сены. В 1244—1248 годах была возведена часовня Сент-Шапель.
В начале XIV века в западной части острова Сите, на месте нынешнего Дворца юстиции, в окружении фруктовых деревьев стоял королевский дворец. Кафедральный собор и другие культовые постройки располагались в восточной части острова. Остальную территорию Сите занимали рынок, больница «Отель Дьё», трех- и четырехэтажные жилые дома. Тогда на острове было проложено около сорока улиц.
В XIV веке Карл V (династия Валуа) переселился в Лувр, превратив его из маленькой крепости в королевскую резиденцию.
Таким остров Сите оставался вплоть до конца Второй империи, когда префект Осман, которому Наполеон III поручил «переделать и благоустроить столицу», приказал снести все постройки между бывшим королевским дворцом и собором, а на их месте соорудил тяжеловесные здания больницы, префектуры полиции и коммерческого трибунала. Лишь площадь Дофин избежала этой участи. Три старинных улочки сохранились в непосредственной близости от собора. Тогда с Ситэ было переселено 25 тыс. человек.
Сегодняшний остров Сите почти не имеет жителей. Две-три небольших улицы, часть Цветочной набережной и площадь Дофин – не более трех десятков домов составляют жилую часть Сите.

Достопримечательности

Прогулка по острову позволяет увидеть символы Парижа – три архитектурных ансамбля разных эпох: католический собор Парижской Богоматери, архитектурные памятники-музеи Консьержери, церковь Сан-Шапель.

Собор Парижской Богоматери

Силуэт собора Парижской Богоматери узнают люди во всем мире. Это второй, после собора Святого Петра в Риме, настолько необычный католический храм. Собор легко найти — огромное здание его возвышается над островом Сите. Нотр-Дам - это жемчужина французской средневековой архитектуры.
Практически все французские гиды, проводящие экскурсии по Парижу, зачастую говорят, что во время того, как они рассказывают историю Собора Парижской Богоматери и знакомят туристов с его архитектурой, внутренним убранством и бесценными сокровищами, их не покидает ощущение того, что они находятся в месте невероятной силы. В соборе, у которого почти в любое время суток можно увидеть огромные толпы людей, действительно все пропитано атмосферой мистицизма и таинственности.
Интересно и то, что чувство благоговения перед высшими силами испытывают у Нотр-Дама де Пари все без исключения люди, независимо от их вероисповедования. Еще во времена Советского Союза счастливчики, которым удавалось посетить капиталистическую страну, «утопающую в роскоши», в первую очередь стремились не к Эйфелевой башне, а к Собору Парижской Богоматери, с которым они были «знакомы» лишь по рассказам Виктора Гюго.
История собора
Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери. Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны. Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».
Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.
Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света. Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас ежедневно приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты и в историю вошли лишь два из них: Пьер из Монтрейля и Жан из Шелля.
Внешнее и внутреннее убранство собора
Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков.
Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.
За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.
Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.
Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.
Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.
Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.
В наши дни Собор Парижской Богоматери является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!
Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.
Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю. Кроме этого, в типографиях уже запущена печать специального проспекта для паломников, в котором будет подробно описана история Нотр-Дам де Пари, его легенды и тайны.

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений.
Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола.
Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.
Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно….
Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.
Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции.
Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил.
Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

Консьержери

Это мрачное место было главной тюрьмой страны во времена Французской Революции.
Это здание представляет собой только часть большого Дворца Правосудия. С 1391 по 1914 гг в Консьержери располагалась тюрьма. В 1610 году сюда заточили и пытали убийцу Генриха IV Франсуа Равальяка.
Во времена Французской Революции Консьержери стал самым зловещим зданием страны: через это здание прошло свыше 4 000 узников. Именно в Консьержери была заточена французская королева Мария-Антуанетта, которую содержали в крошечной камере вплоть до ее казни в 1793 году. Сюда же отправилась вскоре аристократка Шарлотта Кодс, которая заколола кинжалом Марата — одного из самых кровавых вождей Французской революции.
В 19 веке Консьержери перестроили, но сохранили не тронутой пыточную камеру 11 века, а также часовая башня 14 века.
История
Расположенный на западной стороне острова Сите дворец Консьержери начал свое существование в качестве королевской резиденции под названием Дворец Сите. Это живописное место было выбрано Филипп IV в начале 14го столетия. Он хотел построить дворец, отражающий его богатство и величие. В период Средневековья сооружение считалось одним из величайших в своем роде.
Тем не менее, уже в конце 14го столетия Карл V сменил резиденцию, переехав в Лувр. Дворец Сите (включавший также Палаты Правосудия и часовню Сент-Шапель) в итоге превратился в Консьержери и был передан парламенту под королевские административные офисы. Управление дворцом было передано Консьержу, управлявшему также городской полицией.
В 1391 дворец Консьержери стал тюрьмой, принимавшей как обычных, так и политических осужденных. Богатым заключенным давали самые лучшие камеры в бывшем дворце, в то время как обычным узникам приходилось спать в темном, кишащем крысами подземелье, где они очень быстро умирали от чумы и других болезней. Несколько фрагментов Консьержери сохранились со времен Средневековья: Серебряная Башня, где размещалось королевское казначейство, башня Цезаря, названная в честь римских императоров и Башня Бонбек, где находилась камера пыток.
Французская Революция (1789-1799) стала одним из самых кровопролитных периодов во французской истории. В этот период Консьержери обрела свою печальную славу как место, где заключенные ждали отправки на гильотину. Здесь же был устроен революционный трибунал, осуждавший оппонентов Французской Революции. Согласно записям, Трибунал проходил в Большом Зале Консьержери в период с апреля 1793 по май 1795 года, отправив на гильотину более 2600 узников. По иронии судьбы, основатель Трибунала Максимилиан Робеспьер сам оказался узником Консьержери и был обезглавлен в 1794. Среди знаменитых узников была также Мария Антуанетта.
Когда Революция завершилась, Консьержери продолжала оставаться местом заключения известных узников, включая Наполеона III. Обширная реконструкция дворца состоялась в середине девятнадцатого века, включая преобразование камеры Марии Антуанетты в часовню. Здание было списано со служебного пользования в 1914 и открылось для общественности в качестве национального исторического памятника. Консьержери остается популярной достопримечательностью Парижа, хотя доступ к большей части здания до сих пор ограничен.
Название Консьержери произошло от должности. Консьержем именовался дворянин, которому после переезда королей в Лувр было поручено управлять бывшим дворцом и собирать арендную плату с владельцев лавок, мастерских и прочих, порой сомнительных заведений, снимавших помещения в здании бывшего дворца. Когда здание было превращено в тюрьму, консьерж собирал плату с заключённых за пользование камерами-одиночками и за прокат мебели в них.
Отсюда отправлялся в 1189 году в третий крестовый поход король Филипп-Август вместе со своим родичем и союзником английским королём Ричардом I Львиное Сердце. А за полтора века до того жила королева Франции, дочь киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна, жена Генриха I.
При Филиппе IV Красивом, прозванном Железным Королём, дворец был расширен. В нем построили Зал Стражей — сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи, хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка.
В двухтысячеметровом зале на королевских пирах размещались приглашенные гости за П-образным бесконечной длины столом. Зал был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф. Быков же для обедов этих, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком.
Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал.
Тюрьмой Консьержери стал вскоре после переезда первых королей династии Валуа в Лувр в 1370-х годах. Но обычно эта новая тюрьма пустовала: высокопоставленные узники содержались, как правило, в Бастилии, а тут держали воров и бродяг, которых в те времена было в тюрьмах меньше, чем благородных узников. Из государственных преступников содержали здесь только не дворян, и то много позднее.
По злой иронии судьбы одним из первых узников Консьержери оказался Ангеррану де Мариньи — тот самый, которому Филипп Красивый поручил строительство нового дворца. При наследнике Людовике Х Сварливом он впал в немилость и был казнен в 1314 году. Граф Габриэль де Монтгомери, смертельно ранивший Генриха II, через несколько лет оказался в Консьержери за то, что примкнул к движению Реформации и противостоял Карлу IX. Казнён в 1574 году. Религиозный фанатик Франсуа Равальяк попал в тюрьму через два дня после убийства Генриха IV, его пытали “сапогами”-колодками. После суда его подвергли публичным пыткам, а затем четвертовали с помощью четырех лошадей. Знаменитая отравительница Мари-Мадлен д’Обре, маркиза де Бренвилье в 1676 подвергнута пытке водой, обезглавлена на Гревской площади. Отчаянный разбойник Картуш сидел в башне Монтгомери, выдержал пытки сапогами, но перед колесованием выдал своих сообщников в том числе и из дворянской знати. Был обезглавлен в 1721 году. Страшные пытки вынес Роберт Франсуа Дамьен за покушение на убийство Людовика XV. Он был четвертован. Графине де Ламотт за мошенничество и историю с “Ожерельем королевы” после суда каленым железом выжгли “V” (фр. voluer — вор), публично наказали розгами и отправили в тюрьму Сальпетриер, откуда она сбежала.
Именно здесь находилась в заточении перед казнью Мария-Антуанетта. Кстати, камера, в которой держали Марию Антуанетту, приняла год спустя другого узника. По странной случайности им оказался сам Робеспьер, которого кинули туда раненным после переворота 9 термидора. И тем же путём на ту же гильотину вывезла его скрипучая фура из железных ворот Консьержери. При выходе из камеры бывший диктатор разбил себе лоб о притолоку двери: он забыл, что это по его же приказу притолока была специально сделана ниже роста высокой Марии-Антуанетты, “чтобы заставить гордую австриячку кланяться всякий раз при входе и выходе”, как писал Робеспьер в своем декрете.
Но в дни Робеспьера социальный состав населения тюрьмы изменился. Если еще в 1790-91 годах в первый период революции в огромном зале пара десятков воров играли в пятнашки или в чехарду, как пишет современник, то в 1793 году тут было помещено более тысячи человек. Рядом, в Зале стражей, находились дамы. Достаточно было в те дни просто принадлежать к аристократии, чтобы двери Консьержери распахнулись перед вами. Но отсюда уже не выходили, а только выезжали на огромной скрипучей фуре, которая везла по мостам и набережным под улюлюканье черни к тому месту, где в тот день стояла гильотина. Площадей и любопытных в Париже было много, а гильотина — одна, и её регулярно перевозили с места на место.
Список из 2780 имен обезглавленных можно увидеть на стене музея Консьержери в помещении трибунала. Вице-президент Революционного трибунала Коффиналь, бессменный судья и он же зачастую прокурор в одних и тех же “процессах”, лично отправил на гильотину две тысячи из этих 2780 человек. Но кроме гильотинированных погибло прямо в тюрьме несколько десятков человек, когда в сентябре 1792 г. во внутренний двор ворвалась подогретая якобинцами толпа. Ворвавшиеся вытаскивали первых попавшихся узников, чтобы тут же их повесить. Стража, естественно, на помощь “врагам народа” не спешила.
Перед тем как взойти на фуру, узники, особенно женщины, обязаны были пройти через Туалетный Зал. Последний “туалет” был просто обыском, при котором отбирались все, не отнятые во время предыдущих обысков, драгоценности, затем женщинам стригли волосы и отбирали одежду, давая взамен холщовые балахоны. Так что Робеспьер и его товарищи уже изобрели то, что стало позором середины ХХ века. Только масштабы ещё были не те…
Эта первая во Франции государственная тюрьма была ликвидирована только в начале Первой мировой войны.
Здание Консьержери слито в один ансамбль с огромным, торжественным и довольно неуклюжим Дворцом Юстиции.

Новый мост

В действительности это самый старый мост в Париже, увековеченных в произведениях многих литераторов и художников. Первый камень в основание моста был заложен королем Генрихом III в 1578 году, но открыл мост и дал ему название король Генрих IV в 1607 году.
До его появления остров соединялся с берегами с помощью 4 мостов. Сложно поверить, но в период Средневековья на них стояли дома, размещались торговые лавки. Создавались пробки, перейти на другую сторону было непросто. Предложил возвести дополнительную переправу еще Генрих II, но его сумели отговорить. Вернулись к этому вопросу спустя 20 лет, им занимался Генрих III.
Объявленный в 1577 г. конкурс на создание гениального проекта выиграл известный зодчий Батист Андруе де Серсо. Руководство строительством поручили Гийому Маршану. В последний майский день 1578 г. правитель с супругой заложили в основание фундамента краеугольный камень. В тот день плакало небо теплым летним дождем, скрывая безутешные слезы монарха, скорбящего по погибшему другу, телохранителю Келюсу, погибшему на дуэли от 19-ти нанесенных ран. Заложив в кладку выгравированные королевские гербы, бросив несколько монет на счастье, одетый в траур самодержец удалился. Трагический случай послужил причиной первого названия - мост Плача.
Спустя время властелин, как бы предчувствуя собственную гибель, понимая, что может не увидеть завершенным начатое дело, проехался по незаконченному строению. Предвидение не обмануло. Заканчивал работы Генрих IV, категорически отклонивший идею загромождения 280-ти метровой конструкции, превышавшей шириной (20 м) остальные, лавками и домами, чем вызвал недовольство торговцев, зато появилась возможность, проходя, любоваться красотой речки, живописной местностью. Благодаря собираемой пошлине за перевозку вина родилось смешное прозвище - мост Пьяниц.
Король, мечтая быстрее пересечь реку на лошади, в 1601 г. выставил условие: закончить объект в течение трех лет, лично контролируя выполнение поставленной задачи. Через полтора года его желание осуществилось, стройку закончили досрочно, осталось произвести отделку. Торжественное открытие состоялось в июле 8 числа 1606 г. Брусчатку положили уже в 1624 г.
За новшества, впервые введенные при строительстве (каменные тротуары для пешеходов, отсутствие дополнительных нагромождений), конструкцию, полюбившуюся местному люду, стали величать Пон-Неф. Под товары отвели круглые выступы, а на открытой территории часто показывали трюки бродячие циркачи, назначали свидания влюбленные, проводились деловые встречи, организовывали представления на воде, устраивали фейерверки. Однако, не дремали и воришки, с большой ловкостью занимаясь опустошением карманов зазевавшихся граждан.
Лишь после трагической гибели Генриха IV появилась здесь вылитая из бронзы его конная статуя, первая в столице, установленная овдовевшей королевой уже после смерти мужа, хотя должна была стать украшением при жизни. У нее по-своему интересная судьба, заслуживающая отдельного рассказа.

Скульптура монарха

Заказали ее в Италии скульптору Жану де Булонь, делавшему памятник Козимо Медичи. 75-летний мастер решил воспроизвести подобный шедевр, но скончался, не успев закончить. Его лучшему ученику потребовалось 5 лет на завершение начатой учителем работы. Монумент, весивший 6 т, погрузив на корабль, отправили во Францию. Но в дороге случилась беда: корабль затонул вместе с бронзовым всадником. Через год его подняли со дна морской пучины.
Застывший в бронзе король, оседлавший скакуна, в рыцарских доспехах с жезлом полководца в руке занял предназначенное ему место, когда минуло 4 г. со дня его кончины. 33-летний Франсуа Равальяк, школьный учитель из Ангулема, лишил монарха жизни, нанеся три удара в грудь охотничьим ножом. Казнь его состоялась на Гревской площади. Убийцу, привязанного к четверке лошадей, разорвали животные, отпущенные в разные стороны.
Величественная скульптура, пройдя водное "крещение", продержалась на постаменте до французской революции. Бунтовщики расправились с ней так же, как и с другими символами монархии. Сначала Сена приняла в свои объятия коня, за ним полетело в воду разбитое на куски тело наездника.
Возобновивший монархию Людовик XVIII отдал указ восстановить изваяние. Деньги собирали всем людом. Точная копия была отлита французским скульптором Франсуа Лемо в 1818 г. Однажды, проводя реставрацию, в лошадином корпусе обнаружили коробки, где лежали архивные документы, относящиеся к XVII -XIX векам. Вместе с монетами и экземпляром Вольтера "Генриада" бронзовое чрево содержало "горячий привет", переданный потомкам литейщиком-бонапартистом - небольшую статуэтку Наполеона Бонапарта.
В 2010 г. по случаю 400-летия со дня убийства правителя, сделавшего много хорошего для народа, создали скульптуре подсветку. Теперь, даже ночью, ее хорошо видно издалека. Навеки застывший королевский взгляд обращен на сквер, расположенный рядышком, названный не зря Вер-Галан, означающий слово "повеса" в переводе с французского. Именно таким прозвищем наградили сердцееда-короля за невероятные любовные похождения. Стоит заглянуть туда.

Дом Инвалидов

Будет непростительной ошибкой обойти стороной большущее строение (400х450 м), предназначенное постаревшим, покалеченным, больным военнослужащим. Возвели его по указу самодержца, демонстрирующего королевскую заботу о доблестных воинах. Постройкой приюта занимался с 1671 г. зодчий Либераль Брюан. Вначале рассчитывали на 1500 проживающих, но к 1714 г. заселили более 4 тыс.
Фасад длиной 196 м обращен к реке. Здесь - 15 внутренних дворов. Для ветеранов выстроили в 1679 г. скромную часовенку Сан-Луи де Инвалид, но монарху хотелось иметь еще и личную, считая, видно, унизительным предаваться молитве совместно с калеками. Выполнял заказ архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, возведя настоящий храм, устремленный ввысь на 107 м, видимый со всех уголков. Это была последняя работа талантливейшего зодчего, ставшая ему посмертным памятником.
Фасад украшает двойная колоннада, заканчивающаяся монументальным фронтоном. На массивном барабане разместился продолговатый купол, увенчанный гирляндами из золота, усыпанный цветами. Его завершает фонарик из позолоты и шпиль.
Основное здание состоит из главного зала с возвышающимся над ним куполом. С высоты свода взирают на посетителей 4 апостола, между ними - роспись "Св. Людовик, вверяющий свой меч Христу". Несколько проходов ведут в капеллы.
Одну из построек передали Музею армии. Здесь нашли последний приют маршалы, прославившиеся на войне личности, среди которых известный Руже де Лилль, написавший знаменитую "Марсельезу". В капеллах - захоронения членов семьи Бонапарта. В самом начале, справа, спит вечным сном Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона. Напротив него - младший, Жером. Гробница Наполеона находится в склепе под самым куполом. Бренные останки умершего в 1821 г. императора на острове Св. Елены доставили на родную землю через 19 лет, распределив их в 6-ти разных гробах, установили в крипте в огромном саркофаге.
Императорский покой охраняют изваяния12-ти богинь, олицетворяющих победоносные сражения. На мраморных плитах внизу выгравированы золотыми буквами места побед. Надписи окружены венком из лавра. Рядом - усыпальница его сына, наследника "Орленка", скончавшегося в столице Австрии в 1832 г.
Долго к могиле приходили французские граждане отдать поклон священному праху величайшего императора. Но теперь здесь можно наблюдать только туристов. Прав был А. З. Манфред, сказавший: "Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание". Все в этой жизни проходит…

Площадь Дофина

В западной части острова Сите находится еще одна достопримечательность Парижа - площадь Дофина. В наши дни это, наверное, единственный уголок тишины и покоя в центре французской столицы. Площадь Дофина была создана по приказу Генриха IV и в великолепии не уступала площади Вогезов или площади Согласия. На протяжении XVIII века площадь была одним из центров артистической жизни Парижа. Каждый год здесь проходила художественная выставка, в которой принимали участие малоизвестные дебютанты. Благодаря этой выставке признание получили Шарден и Фрагонар.
История строительства
Строительство площади Дофина было начато во времена правления французского короля Генриха IV (1589-1610 гг.). За эти годы архитектурный облик Парижа заметно изменился в лучшую сторону. Монарх решился построить несколько площадей в окружении зданий, выполненных в едином стиле. Идеи короля пришлись по вкусу жителям столицы и, воплощенные в жизнь, стали ее подлинным украшением. Его замысел как раз и предполагал создание площади Дофина. Строительство было начато в 1607 году, и к этому процессу были привлечены лучшие архитекторы того времени. Своим именем площадь Дофина была обязана наследнику престола, будущему королю Людовику ХІІІ, которого по сложившейся традиции жители страны называли дофином.
По плану монарха в качестве места ее расположения была выбрана территория, прилегавшая к острову Сите. При планировке пространства был использован нестандартный в то время подход, заключавшийся в придании площади формы треугольника. На границах были возведены здания из кирпича, фасады которых были украшены белым камнем. Причем все расположенные на ней дома были сделаны трехэтажными, и на первом этаже каждого из них устроена аркада. Помещения, находящиеся на верхних этажах, использовались в качестве жилых и сдавались внаем.
Такое решение способствовало тому, что вскоре после завершения строительства практически во всех домах на площади были открыты торговые лавки, среди которых было особенно много ювелирных. Благодаря этому площадь Дофина стала довольно оживленным городским районом. На протяжении значительного периода времени она была любимым местом для бродячих артистов, зубодеров, воров и картежников. В восемнадцатом веке она завоевала себе славу центра французской художественной жизни. Ведь на протяжении целого столетия ее пространство служило своеобразным выставочным залом для работ начинающих художников и именитых мастеров.
Популярности площади также способствовала и ее близость к Лувру и Сите, в котором на то время располагалась королевская администрация. Именно поэтому большинство иностранных дипломатов предпочитали снимать здесь комнаты. Кроме того, тут к их услугам были многочисленные таверны, парикмахерские и другие необходимые заведения. А в начале шестнадцатого века был построен Новый мост, благодаря которому на ее территорию можно было попасть с обоих берегов Сены.
Хотя еще при возведении площади было объявлено, что она предназначается наследнику престола, на ней был установлен памятник ее создателю – королю Генриху IV. Конная статуя из бронзы украшала ее территорию вплоть до 1792 года. Однако бурные события того исторического периода не пощадили ее, и она была переплавлена. Тем не менее уже в 1818 году новая статуя самому любезному из монархов, как называли его парижане, была восстановлена и до сих пор украшает Новый мост. Согласно легенде создание статуи было доверено известному скульптору Ламоту, один из подмастерьев которого был ярым приверженцем режима Наполеона Бонапарта. В процессе ее возведения он ухитрился поместить в правую руку статуи миниатюрную скульптуру Наполеона, а внутри лошади спрятал листовки с антимонархическими призывами.
В девятнадцатом веке было решено изменить треугольную форму площади Дофина, для чего снесли часть зданий, расположенных на ее восточной стороне. Благодаря этому с ее территории открывался вид на недавно построенный дворец Правосудия. Но в то же время такое решение совершенно изменяло ее первоначальную форму, которая придавала ей столь уютный вид. Поэтому с течением времени на месте снесенных домов были посажены каштаны. Вид зелени возвращает площади ее первоначальную закрытость и значительно оживляет внешний облик.
Интересные факты из истории
Сразу после окончания строительства площадь Дофина стала излюбленным местом для выступлений комедиантов, среди которых особенно много было выходцев из Италии. Некоторые из них с нетерпением ждал весь Париж. Вплоть до настоящего времени сохранилась слава таких любимцев публики, как Жиль Барри, Мондор и Табарен.
Неизменными спутниками комедиантов в те дни являлись карманные воры, попрошайки, картежники и девицы легкого поведения. Эта коллекция, безусловно, не будет полной и без зубодеров, которые в Средневековье удаляли больные зубы прямо на глазах публики. До настоящего времени сохранилось имя одного из них, Толстого Фомы, который стал известен истории благодаря ловкому рекламному трюку. Он бесплатно вырывал зубы всем желающим в день рождения наследника престола Франции, а также в тот день, когда было объявлено об излечении короля Людовика XV от свирепствовавшей в те времена оспы.
Но все же главным историческим событием, которое имело место на площади Дофина, считается приезд в 1660 году Марии-Терезы Австрийской, молодой жены Людовика XІV. Парижане широко праздновали заключение брака их королем, и приезд молодоженов был обставлен очень торжественно. По замыслу старейшин города путь следования королевской четы должен был пролегать через четыре триумфальные арки. Но в последний момент было принято решение о добавлении еще одной. Для ее сооружения и была выбрана площадь Дофина, благодаря тому, что с места ее расположения открывался очень красивый вид на Париж, в том числе и на Лувр.
Автором проекта арок, а также всего торжественного ансамбля в целом, был известный в то время художник Лебрен. По созданным им эскизам построили трон, который впоследствии был установлен на площади Дофина. Именно на нем восседала юная Мария-Тереза, имевшая прекрасную возможность с выбранного места лицезреть раскинувшийся перед ней город. Все пространство площади пересекали цветочные гирлянды, а окна каждого дома украшали интересные цветочные композиции.
Роль площади Дофина в Париже в развитии художественного искусства
С начала восемнадцатого века площадь Дофина в Париже считалась центром французской художественной жизни. Ведь начиная с 1704 года у французских живописцев не было места для представления своих работ. До этого времени на протяжении почти сорока лет эту роль выполнял художественный салон, организованный королем Людовиком XІV. Но в него имели доступ только титулованные мастера, которые уже были членами Академии. С прекращением работы салона даже они утратили возможность выставлять для показа публике свои лучшие работы.
Выход из положения нашли молодые, еще никому не известные художники. Именно они первыми начали выставлять свои работы в многолюдном месте, где их мог приобрести каждый желающий. Для этой цели была выбрана площадь Дофина, на которой уже традиционно собиралось множество парижан и гостей города. На первых порах вернисажи носили стихийный характер, в большинстве случаев привлекая лишь обычных зевак. Но с каждым годом популярность импровизированной выставки все возрастала, и уже с 1722 года она начала живо интересовать специалистов.
Так, на площади Дофина в Париже был открыт художественный салон, в котором выставлялись произведения академиков. Менее знаменитые художники для выставки своих работ использовали непосредственно ее территорию. Особенной популярностью славился вернисаж в день праздника Христовых Тела и Крови. Он проводился под открытым небом, и если погодные условия были неблагоприятными, то его откладывали ровно на одну неделю. Если же погода и дальше оставалась ненастной, то выставка отменялась до следующего года.
Отчеты о проводимых на площади Дофина выставках печатались в известных художественных журналах. А она сама полюбилась не только обычным горожанам, но и стала излюбленным местом для прогулок парижской аристократии. Благодаря проводимым здесь выставкам обрели известность такие мастера, как Никола Ланкре, Шарден и Фрагонар. Художественный салон на площади Дофина существовал вплоть до Великой французской революции, когда пришедшее к власти правительство запретило праздник Спаса.
Исторический памятник сегодня
Несмотря на значительные изменения в первоначальном облике площади Дофина в Париже, она все же остается достопримечательностью, достойной особого внимания. На ней до сих пор сохраняется непередаваемое очарование старины, благодаря которому кажется, что время вернулось на несколько столетий назад. Необычная треугольная форма скрадывает шум большого города, и на площади царят уют и особая провинциальная тишина.
Несомненным преимуществом этого тихого уголка является непосредственное расположение возле Собора Парижской Богоматери и Латинского квартала.
Многочисленные кафе и небольшие ресторанчики предлагают парижанам и гостям города первоклассные блюда знаменитой французской кухни. А еще на ее территории можно поиграть в средневековую игру в шары, называемую петанк.
К настоящему времени первоначальная архитектура площади практически не сохранилась. За четыреста лет существования большая часть зданий была разрушена. Сегодня из расположенных на ней ранее сорока четырех домов сохранились только два, поэтому в архитектурном плане площадь Дофина не может похвастаться единством стиля. Однако до сих пор за ней сохраняется слава одного из самых красивых и живописных уголков Парижа.

Часовня Сент-Шапель

На другой стороне острова Сите стоит часовня Сент-Шапель, иначе Святая капелла. Из-за изумительной красоты средневековые паломники стали называть ее «Вратами небес». 15 витражных окон отделяют пространство часовни от окружающего мира. Здание было построено в 1248 году по приказу Людовика IX, который пожелал создать достойную оправу для привезенных им из Византии мощей святых. Король хотел именно в этой часовне поместить Терновый венец Иисуса Христа, который потом все-таки остался в Соборе Парижской Богоматери. Башенки часовни украшены элементами, напоминающими острые шипы терновника. В окно над порталом вставлен один из самых красивых витражей в мире. Восхищают также и другие 86 витражей, созданные в 1485 году и иллюстрирующие Откровение Иоанна Богослова.
История
Часовня была необходима для достойного хранения и почитания особо ценных христианских святынь, многие из которых были вывезены из Константинополя во время крестовых походов. Другую часть реликвий Людовик IX приобрел у венецианских купцов, к которым они попали от латинского императора Балдуина II в качестве залога (в их числе были свидетельства Страстей Господних – Терновый венец, часть креста, на котором страдал распятый Иисус Христос, гвозди и наконечник пронзившего его копья).
Когда ларец с терновым венцом был доставлен во Францию, на расстоянии десятков километров от Парижа его встретил Людовик IX и босиком, в грубой рубахе, вместе со своим братом пошел во главе торжественной процессии, под приветствия ликующего народа. К имени этого монарха часто добавляли «Святой», так как он славился благочестием и в годы своего правления построил больше церквей и монастырей, нежели замков, а духовные порывы заставляли его лично таскать тачки с камнями на строительстве религиозных объектов.
Задуманную как реликварий часовню возвели довольно быстро (1242 – 48 г.г.), и она стала настоящим шедевром: ее великолепие поражало и восхищало современников и все последующие поколения. Из глубины веков до нас дошли интересные цифры: строительство двухуровневой капеллы потребовало огромных, по тем временам, затрат в сумме 40 тыс. ливров (графский замок тогда могли построить за 1,2 тыс. ливров), а сделка с купцами при выкупе реликвий обошлась в 135 тыс. ливров.
Сент-Шапель освятили в апреле 1248 г. в честь Святого Креста (верхний ярус) и Девы Марии (нижний ярус). С этого времени каждую Святую пятницу здесь торжественно выносили для поклонения Истинный Крест Господень. Французы верили, что реликвии чудесным образом оберегают короля и всю страну.
Святая капелла выстояла во время пожаров и наводнений, но в годы Великой французской революции (1789 – 99 г.г.) ее, как и многие другие объекты, связанные с монархизмом и религией, не обошла разрушительная ненависть восставших. В этот смутный период часовню неоднократно грабили и громили – она лишилась бесценных святынь и мебели; почти трехметровую раку из позолоченной меди и серебра вывезли на переплавку, внутри и снаружи здания многое было изуродовано.
Одни крушили, а другие спасали. Благодаря этому удалось сохранить органы (их разместили в церкви Сен-Жермен-л’Осерруа) и большую часть статуй (заслуга археолога А. Ленуара). Но некоторые украденные реликвии так и сгинули, а для тех, что удалось найти в круговороте исторических событий, определили иные места хранения.
Часовню, возраст которой приближается к восьми столетиям, несколько раз реставрировали. В частности, в XV веке на ней установили новый шпиль и заменили круглый витраж. В 1830 – 60-х г.г. проводили масштабные работы по восстановлению и нанесению новой росписи на стены, пострадавшие при наводнении в XVII веке, а также по воссозданию уничтоженного в революцию шпиля, реставрации самого здания и уцелевших витражей. Почему «уцелевших»? Да потому, что в 1803 г. в помещениях часовни разместился архив, а перед этим часть витражей была снята и продана или уничтожена. Уже в нынешнем веке реставраторы в течение нескольких лет кропотливо работали над семью витражами, на что было выделено €10,0 млн.
Сент-Шапель включена в перечни национальных исторических памятников Франции и всемирного достояния ЮНЕСКО.
Архитектура здания
Пока не была возведена и освящена часовня в королевской резиденции, реликвии хранились в Святой капелле замка Сен-Жермен, которая в архитектурном плане стала прототипом для Сент-Шапель. Строительство возглавлял знаменитый зодчий – Пьер де Монтрёй, известный также по прозвищу «Пьер из Монтрейля». Считается, что в этом его произведении самым великолепным образом сошлись воедино религиозные представления о мироздании, инженерное дело, геометрия и многие ремёсла.
Согласно замыслу архитекторов, по форме часовня похожа на ларец, предназначенный для хранения религиозных святынь – реликварий, каковым, по сути, она и стала. Ее увенчивает изящный шпиль, взметнувшийся на 75 м, а по периметру крыши разместились злобные химеры, напоминающие тех, что глядят с высоты Собора Парижской Богоматери. Настоящие размеры часовни не потрясают воображение (в длину 35 м, в ширину 11 м), но архитектурные решения и ухищрения позволяют воспринимать это здание как большое и, одновременно, прозрачное, почти невесомое. Многие его элементы похожи на богатую вышивку.
Снаружи восхитительно смотрится сочетание легкости верхних конструкций с мощными контрфорсами и строгим фундаментом. Внутреннее пространство часовни зрительно увеличивается за счет нестандартного размера одного из пролетов: укоротив его на 35 см по сравнению с остальными, авторы проекта создали перспективу, в которой неф кажется длиннее, а окно (так называемая «роза») на западной стене – крупнее.
При строительстве большим новаторством стало использование металлических связей для удержания каменных блоков, хотя это и потребовало огромных затрат (железобетон появился спустя шесть столетий).
Нижний ярус часовни предназначался для придворных, гвардейцев, охранявших дворец, и прислуги. Своды в этой части капеллы невысоки (6,6 м) и здесь, казалось бы, должно быть мрачновато из-за нехватки света, но ее декоративное убранство столь многоцветно, что этого ощущения не возникает. Множество тонких колонн делят помещение на три части – центральный и боковые нефы, а также поддерживают своды, на которые опирается верхний ярус. Благодаря изяществу колонн и слепым аркадам вдоль стен, создается впечатление простора, небольшое пространство как бы расширяется.
Верхний ярус капеллы был отведен для хранения святынь (на специальном постаменте стояла богатейшая рака для них) и молений короля, его семьи и приближенных. Снизу туда можно было попасть по узкой лестнице, а из дворца – через наружную галерею, которая до нашего времени не сохранилась.
Установленные здесь мощные опоры не выглядят таковыми: их основательность скрывается за несколькими тончайшими колоннами, стоящими вплотную друг к другу. Каркас стен сконструировали таким образом, чтобы как можно больше пространства осталось для устройства окон. После установки витражей, общая площадь которых заняла более 600 м2, стало казаться, что стен вовсе не существует – они терялись на фоне потока света, лившегося внутрь капеллы через цветные окна, особенно в солнечные дни.
При оформлении обоих ярусов часовни были проявлены большой вкус и фантазия. На выбор средств и способов обустройства интерьеров повлияли также разница в архитектуре помещений и их предназначении. Множество элементов декора привлекает внимание – то и дело хочется замедлить шаг, вглядеться и полюбоваться, узнать о них более подробно.
Нижний ярус
Окна здесь невелики, но они украшены витражами с повествованием о житии Девы Марии. Эта мозаика была изготовлена в XIX веке и сменила обычные стекла, которые вставили в XII веке после наводнения. В цветовой гамме этого яруса ведущие роли отданы золотой, красной и синей краскам. По всем стенам – декоративные арки, имеющие форму трилистника; в двенадцати медальонах изображены апостолы.
Колонны украшены росписью – лилии на лазурном фоне (королевская геральдика) и, чередуясь с ними, крепостные башни (в честь королевы-матери, Бланки Кастильской). Своды, цвета ночного неба, расписаны золотыми звездами и окаймлены золотым же орнаментом. На полу установлены плиты, отмечающие места упокоения каноников и хранителей церковной сокровищницы.
Верхний ярус
Верхняя – королевская – часть капеллы неповторима по красоте. Здесь только один неф, но его размеры впечатляют: высота 20,5 м, ширина 17,0 м. Благодаря огромным разноцветным витражам, помещение наполнено мерцанием, игрой и переливами света. А когда лучи солнца пронизывают все его пространство, этот эффект настолько силен, что рассказать об увиденном можно лишь с помощью поэтических сравнений и ярких эпитетов.
Кроме устройства великолепного освещения, посредством витражного искусства была решена еще более важная задача: обратившись к Ветхому и Новому заветам, показать историю человечества, начиная от Сотворения мира и заканчивая Апокалипсисом. Большая часть витражей, в которых воплотился этот грандиозный замысел, оригинальна, т.е. сохранилась с XIII века, другие – результат трудов реставраторов. Площадь витражей столь велика, что на них удалось разместить свыше тысячи сюжетов, знакомиться с которыми следует в определенном порядке – перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. Установленный в часовне экран помогает лучше рассмотреть библейские и религиозные сцены, понять их значение. Здесь есть и рассказ о том, как Людовик IX привез святыни в Париж.
Витражные окна сделаны разными по форме. На западной стене окно круглое и выглядит, как раскрывшаяся роза. Контуры ее многочисленных ярких лепестков напоминают языки огня, что делает понятным выражение «пламенеющая готика», часто употребляемое в рассказах о часовне. В восьми окнах имеется по четыре стрельчатые арки, а во всех прочих – по две арки. Цветосочетания тоже разнятся: «роза», выполненная в XV веке, более многоцветна, чем остальные 15 витражей, в мозаике которых преобладают красные и синие элементы, что тоже наводит на мысли о пламени.
Очень интересны опоры, разделяющие и поддерживающие витражи: каждая из них «собрана» из девяти тонких изящных колонн. В простенках установлены 12 статуй апостолов; часть из них – это оригиналы, считающиеся шедеврами скульптурной готики. Прежнее великолепие их росписи и утраченные скульптуры удалось воссоздать во время реставрационных работ.
По всему помещению второго яруса проходит высокий плинтус, а украшающие его аркады выполнены из мрамора столь искусно, что выглядят ажурными. Аркады прерываются большими нишами, две из которых когда-то предназначались для королевских особ. В этой части капеллы просто поражает количество больших и малых архитектурных и декоративных элементов, делающих ее прекрасной и величественной.
Побывав в Сент-Шапель, нельзя не восхищаться гениальностью средневековых зодчих, сумевших создать такой шедевр. Их талант позволил наполнить это здание теплом и радостью света Божьего, что на протяжении столетий вносит в души восторг и благоговение.
О доступе в часовню и к христианским святыням
Сент-Шапель открыта для посетителей ежедневно, за исключением праздников. Вносить туда металлические предметы запрещено – это контролируют дежурящие у входа жандармы. Если доведется побывать в Париже летом, можно не только осмотреть этот впечатляющий исторический и культурный памятник, но и побывать на одном из концертов классической музыки, которые часто проходят в здании часовни и имеют огромный успех у публики.
Реликвии, некогда хранившиеся в королевской часовне, уже более двухсот лет находятся в Соборе Нотр-Дам де Пари. Поклониться им можно в строго определенные дни, с учетом католического церковного календаря:
— Терновый венец выносят в 15-00 каждый месяц в 1-ю пятницу и в Великий пост каждую пятницу;
— частицу Креста Господня выносят с 10-00 до 17-00 в Страстную пятницу.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна