Гид по городам мира





Краков, Польша


Краков — древний город Польши, который некогда был её столицей. Полное его название звучит как Столичный королевский город Краков. Расположился он на левом берегу реки Вислы. Является вторым по численности населения в стране, имеет репутацию культурной столицы страны. Делится на 7 предместий и Старый город.
Краков является не только административным центром Малопольского воеводства, но и экономическим, туристическим, а также динамически развивающимся научным центром. Но все же ту волшебную атмосферу, которой обладает Краков, создают уникальные архитектурные ансамбли. Именно в Кракове собрано свыше четверти польских произведений искусства, что делает бывшую столицу Польши Европейской столицей культуры. Ежегодно в Кракове проходит множество фестивалей, спектаклей и концертов, что притягивает сюда лиц культуры, искусства и туристов. Кроме того, Краков – чрезвычайно зеленый город, в котором находятся многочисленные зеленые насаждения, парки и комплексы для отдыха.

Климат и погода

Погода в Кракове, как и вообще в Польше, отличается разнообразием и переменчивостью. Летом столбик термометра в ночные часы может опускаться до +11 °С, в дневные воздух нагревается в среднем до +23 °С. Зимой в городе относительно прохладно, средняя температура составляет -6...+2 °С.

История

С возникновением города связано множество легенд, но первое документальное упоминание о городе относится к 965 году. С 1000 года в Кракове расположилась епархия, и город превратился в центр духовной власти Польского государства. В 1038 году был основан замок на Вавельском холме, и Краков стал столицей Польши. В 1241 году город был разрушен ордами монголо-татар. В 1257 году была построена Рыночная площадь Кракова, вокруг которой возник городской район, сегодня называемый Старе Място. В 1364 году был основан Ягеллонский университет, в стенах которого работал, а в 1543 году создал свой знаменитый трактат великий астроном Николай Коперник.
К концу XV века Краков стал культурной столицей Польши. В начале XVI века здесь жили и работали такие известные зодчие и скульпторы, как Франческо Флорентине, Джованни Мария Падовано, Санти Гуччи, Бартоломео Береччи. В 1610 году столица Речи Посполитой была перенесена в Варшаву, но Вавельский замок оставался резиденцией и местом коронации польских монархов до 1734 года. В эпоху трёх разделов Польши между Австрией, Пруссией и Россией Краков претерпел период упадка, закончившийся только после окончания Первой мировой войны.
Во время Второй мировой войны Краков был оккупирован немецкими войсками, которые устроили на его территории Краковское гетто, а в его окрестностях — концентрационные лагеря в Плашуве и Освенциме. Во время отступления немцами были заминированы все памятники и архитектурные сооружения Кракова, однако благодаря своевременным действиям Советской армии и польской Армии Крайова удалось спасти почти все достопримечательности.
В послевоенные годы Краков явился родиной будущего папы римского Иоанна Павла II и известного польского писателя Станислава Лема.

Достопримечательности

Достопримечательностей в этом городе весьма много. Здесь вы увидите остатки крепости XV века, сможете посетить костел св. Марии, выполненный в готическом стиле (XIII век), костел св. Анны, где находится гробница Коперника, резиденцию польских королей, архиепископский дворец, Ягеллонскую библиотеку, Музей Чарторыйских, Национальный музей, где хранятся картины Матейко и Семирадского, а также знаменитый Краковский университет. А вблизи Кракова вы увидите несколько курганов: курган в честь Крака и Ванды, а также курганы Костюшко и Пилсудского.
Экскурсии по Кракову необыкновенно интересны. Наибольшим спросом у туристов пользуется Королевская дорога, проложенная через историческую часть города. Раньше по ней проезжали короли в сопровождении своей свиты. Она охватывает весь Старый город, пролегая через Рыночную площадь к Королевскому замку Вавель. Вавель представляет собой замковый ансамбль и является символом Кракова. Когда-то он был родовым гнездом польского рода Пястов.
На протяжении 6 веков в нем решалась судьба Польши. С замком связано большое количество легенд. Самой интересной является легенда о «вавельском драконе», который обитал в пещере под крепостью. В наши дни вы сможете посетить эту пещеру, где по-прежнему обитает дракон, только теперь уже в виде статуи. В стенах замка вам будет интересно осмотреть королевские покои, а в окружении — небольшие часовни.

Королевский замок на Вавеле

Вавель, расположенный на высоком берегу Вислы и включающий в себя королевский замок, кафедральный собор и систему замковых укреплений, является историческим центром Кракова, древней столицы польского государства. На протяжении многих веков Вавельский замок был резиденцией польских королей, а кафедральный собор — местом их торжественной коронации и усыпальницей. Вавель многолик и многообразен, потому что он — созданный веками пластический образ Польши.
История
Своим великолепием Вавель обязан, прежде всего, королевскому дворцу эпохи Ренессанса. Эта резиденция польских правителей строилась и перестраивалась на протяжении нескольких столетий. Первым сооружением, предназначавшимся для королевской резиденции, был небольшой палатиум, выстроенный в первой половине XI в., когда король Казимир Обновитель сделал Краков столицей государства. С этого времени на Вавельском холме возникает множество каменных построек, сооружаются оборонительные укрепления.
Затем, в начале XII в. возводится небольшой замок в романском стиле, а через два столетия при королях Владиславе Локотке и Казимире Великом он перестраивается во внушительное готическое сооружение. После сильного пожара замок в 1502—1536 гг. по распоряжению Зигмунта Старого был основательно переделан. В течение этого времени строительство последовательно возглавляли Франческо Флорентине, Бенедикт из Сандомира и Бартоломео Береччи.
Зодчие, проектировавшие замок, сумели придать его стенам такой объем, что, несмотря на ограниченность территории, над обрывом вырос грандиозный дворец с характерным для Ренессанса преобладанием горизонталей, Для достижения этого эффекта не понадобилось даже разрушать оставшиеся здесь здания готического дворца Пястов (династии польских королей): они были просто включены в ансамбль дворцовых построек. Но чтобы сохранить единство композиции внутреннего дворика, архитекторам из-за отсутствия места пришлось отказаться от постройки последнего крыла замка и заменить его стеной с галереей, дабы не нарушить общее архитектурное построение.
Архитектура
Ренессансный королевский замок представляет собой монументальный ансамбль, образованный четырьмя крыльями зданий, каждое из которых имеет башню на стыке двух фасадов. Хотя общая концепция замка и близка к флорентийским ренессансным палаццо, которые создавались в то же время, он, несомненно, остается оригинальным произведением архитектуры. Это различие сказывается, прежде всего, в удивительном и последовательном переплетении ренессансных и позднеготических мотивов в каменном кружеве обрамленных окон и дверей, в готической «стрельчатости» окон, в своеобразии двухъярусных колонн третьего этажа галерей во внутреннем дворике и особенно в использовании колористической композиции.
Надо заметить, что цвет изначально являлся одним из решающих компонентов украшения дворца. Это находило выражение не только в полихромных росписях внутренних стен аркадных галерей, но и в сопоставлении красного кирпича стен с белокаменными наличниками и черепицей четырех цветов: желтого, синего, зеленого и белого. Внутренний дворик посыпали ярко-желтым песком, и даже колонны аркады были разноцветными. О внутреннем дворике, составившем прекраснейший фрагмент замка, стоит сказать особо. Замкнутый четырьмя крыльями дворцовых зданий, он окаймлен тройной гирляндой галерей, легко и ритмично разделенных воздушной конструкцией чередующихся опор, арок и балюстрад. Каждый ярус имеет свою высоту, но все они настолько соразмерны и пропорциональны, что весь дворик пронизывает ощущение совершенной гармонии. Стройные колонны первого и второго ярусов поддерживают полукруглые арки мягких, плавных очертаний. Обращают на себя внимание и колонны третьего этажа. Неожиданно тонкие, как бы намеренно удлиненные, чтобы подняться до навеса крыши, который они поддерживают, они кажутся перевязанными нарядной ажурной ленточкой. На самом деле примерно на середине высоты каждая колонна перехвачена своеобразной балясинкой в форме кувшина — тем самым достигается впечатление и стройности колонны и ее прочности, иначе она казалась бы слишком хрупкой.
Такой прием архитекторы использовали неспроста: надо было и создать зрительный акцент на репрезентативном этаже, и увеличить его высоту, и сделать доступной для обозрения роспись фриза на внешнем облике галереи, выполненную в 1356 г: живописцем Дионисом Стубой из Вроцлава. Фрагменты росписи, изображавшей портреты римских императоров в медальонах, растительные орнаменты и декоративные композиции на античные темы, сохранились и поныне на стенах южного и восточного крыла замка. Нарядные галереи, богатая резьба порталов и балюстрад, кованые медные водостоки в виде драконов, раскрашенные колонны, лестницы, сбегающие с галерей прямо во двор, — все это обилие форм, красок и линий создавало картину чрезвычайно живописную.
Помимо этого, галереи играли и функциональную роль, соединяя этажи и комнаты (кстати, последние отапливались печами, топили которые снаружи, с галереи). Наконец, галереи были и просто местом встреч и ожиданий. А сам двор не раз служил огромной сценой для проходивших здесь турниров и придворных праздников. На первом этаже замка располагались служебные помещения, канцелярии, склады, судебные палаты и королевская сокровищница. В глубоких подземельях, надежно защищенных толстыми стенами, в которых сохранились фрагменты романской кладки, находилась оружейная.
Сегодня экспозиция в этой части замка знакомит с первоклассной коллекцией оружия разных эпох, начиная с древнейших копий и щитов. Фоном для нее являются древние стены из неотесанного камня и грубого кирпича. Под самым сводом размещены копии знамен войск, одержавших победу над крестоносцами на Грюнвальдском поле: эти копии были выполнены по настоянию Яна Длугоша, первого историка Польши.
Королевская сокровищница знала всякие дни: и радужные, когда в ней хранились королевские регалии, а в сундуках копились несметные богатства; и черные, когда ее опустошали войны или далекие путешествия, в которые национальные сокровища отправляли для сохранности. Самая тяжелая судьба выпала на долю королевских регалий, когда в 1775 г. сокровищница была примитивнейшим образом разграблена пруссаками. Когда же во время наполеоновских войн Пруссии понадобились деньги, короны польских королей были разобраны и пущены в дело: из золота и серебра начеканили монет, а драгоценные камни и жемчуг предоставили дирекции морской торговли для розничной продажи.
Сегодня в старинных готических залах королевской сокровищницы, где своды скрепляют замковые камни с гербами Ягеллы и Ядвиги, снова по традиции разместились королевские регалии и драгоценности -— на сей раз в музейной экспозиции. Королевская сокровищница находится в той части замка, где сохранились нетронутыми помещения готического королевского дворца времен последних Пястов. Именно в этой части архитекторы, строившие ренессансный дворец, сохранили на внешних стенах здания готические лопатки-лизены из камня, а в угловой части — уникальную башенку, выступающую за стены замка и поддерживаемую огромными скарпами. Это — легендарная «Курья лапка», которая вначале была сторожевым бастионом, а затем в ней располагались любимые комнаты королевы Ядвиги. Здесь она вышивала и шила, отсюда любила смотреть на Краков.
Ниже располагаются покои короля — сумрачные, сводчатые залы со стрельчатыми арками, с каменными лавками в глубоких нишах возле окон, едва пропускающих свет сквозь свинцовые переплеты рам. Всего несколько шагов — и из Средневековья попадаешь в мир Ренессанса. Вокруг аркад внутреннего дворика по всему замку развертывается впечатляющая анфилада залов. На втором этаже - жилые комнаты, королевские и рыцарские. Западное крыло было отведено для королевы и придворных дам, южное — для короля и его приближенных. Здесь находилась и спальня Зигмунта Старого, основателя ренессансного замка.
Главной гордостью короля были залы третьего этажа — «верхние залы», служившие для представительства; здесь проходили королевские советы, здесь принимали послов, здесь устраивались праздничные церемонии и балы. В этих просторных комнатах все иначе: масса воздуха, цвета и света, свободно проникающего через широкие окна. Вечерами залы ярко освещались множеством свечей массивных бронзовых люстр, бра и подсвечников. Комнаты, в которые ведут пышные каменные порталы с резьбой, сочетающей орнаменты готики и Ренессанса, украшают изящные камины и печи, покрытые ярким расписным кафелем. Сюжеты росписей и рельефов — самые разнообразные, сохранился даже один изразец с портретом короля Яна Ольбрахта.
Печи служили не только декоративным элементом в королевском дворце, они прекрасно поддерживали тепло в каменном городке, каким, по существу, был королевский замок. Кстати, в Вавельском дворце гораздо больше, чем в других современных ему дворцах Европы, обращалось внимание на комфортные условия жизни — об этом свидетельствуют и заботливо поддерживающаяся система отопления, и многочисленные ванные комнаты, и устройство специальных покоев для больных.
Однако заботы о здоровье тела не заслоняли забот и о красоте духа. Ренессансные залы третьего этажа представляют собой целостный ансамбль, состоящий из предметов и произведений искусства и воссоздающий атмосферу ликующего наслаждения жизнью, которая характеризует эпоху Ренессанса. Фризы, украшенные росписями; стены, обитые кожей с золотым тисненым рисунком; золоченые расписные и резные потолки; роскошные паркетные полы; превосходная мебель работы польских, французских, итальянских и голландских мастеров; бронзовые светильники; картины кисти первоклассных художников из разных стран Европы; наконец, уникальная коллекция гобеленов, преимущественно фламандских, — все это создавало для глаз и души картину поистине королевского пиршества.
Особым великолепием отличались четыре зала: Сенаторский (он же Тронный), Посольский, Турнирный и Смотра войск. С особой изысканностью был украшен Посольский зал. Его опоясывает лента расписного фриза, изображающая историю жизни человека — от колыбели до могилы. Посольский зал знаменит еще и своим уникальным потолком, в деревянных резных кессонах которого были вкомпонованы деревянные по-лихромные головы, отчего зал назывался также «Под головами». Когда-то их было сто девяносто четыре, до наших дней сохранилось лишь тридцать — остальные сгорели во время сильного пожара на Вавеле в XVII веке.
Легенды
«Вавельские головы», некогда украшавшие потолок Посольского зала, были созданы в 30-х годах XVI в. краковским резчиком Себастьяном Тауэрбахом. Согласно легенде, возникновение столь необычного замысла принадлежит Зигмунту Августу. Взбешенный строптивостью шляхты, отказавшейся на Пиотрковском сейме в 1548 г. признать действительным брак Зигмунта с Барбарой Радзивилл, король из мести приказал вырезать «в сатирическом виде» портреты депутатов сейма, как будто разговаривающих друг с другом. Вряд ли эта легенда соответствует действительности, уже хотя бы потому, что «вавельские головы» были созданы значительно раньше злополучного сейма в Пиотркове. Однако со всей уверенностью можно сказать, что почти каждая из них была портретом конкретного придворного из свиты короля и королевы. Виртуозное мастерство в передаче индивидуальных черт лица, причесок, головных уборов, деталей костюма демонстрирует высокий профессионализм художника, выдвигая его грандиозный «вавельский пантеон» в ряды выдающихся памятников польского Ренессанса.
А Зигмунта Августа «вавельские головы» не оставили в покое и после того, как каждая из них уже заняла свое место в кессонах потолка; рассказывают, что однажды, когда король вершил суд в Посольском зале, он по каким-то соображениям приговорил к казни невиновного человека. Тогда уста одной из деревянных голов раскрылись и изрекли: «Король Август, суди справедливо!»
Впрочем, под этой легендой имеется вполне реальная почва: она подтверждает тот факт, что Посольский зал был также и судебной палатой. И все же главным сокровищем парадных залов королевского дворца являются аррасы — огромная коллекция гобеленов (когда-то их насчитывалось около 400), получивших свое название по имени французского городка Аррас, славившегося в XIV—XV вв. производством гобеленов.
Первым заинтересовался аррасами Зигмунт Старый — его спальню в вавельском замке украшает дивной красоты бургундский аррас XVI в., изображающий рыцарей с лебедем. Однако сама знаменитая коллекция аррасов в Вавеле была собрана сыном Зигмунта Старого, любителем и меценатом искусства Зигмунтом Августом. Коллекция уникальна: как никакая другая в мире, она была выполнена единым центром ткачества по единому заказу, для единого по замыслу ансамбля интерьеров и, естественно, относится к одной эпохе. Формы и размеры гобеленов точно соответствуют формам и размерам стен отдельных комнат и залов Вавельского замка, для которых они предназначались.
В 1595 г. в Вавельском дворце случился пожар, и главный архитектор Зигмунта III, Джованни Тревано, переделал ряд комнат уже в «новом вкусе», в стиле барокко. Тревано сделал барочные оформления окон, порталы из коричневого мрамора, украсил полы мраморной мозаикой, а потолки — расписными плафонами и лепниной.
Последний раз дворец подвергся перестройке в XVII в., когда Станислав Август Понятовский приказал своему придворному архитектору Доменико Мерлини переделать один из залов. Так возник Серебряный зал с типичным для классицизма рядом колонн. Правда, на этом эпоха королей-меценатов, королей-строителей и закончилась.
В наши дни Вавель, бывший когда-то «государством в государстве», стал «государством ученых и туристов». Правда, есть у Вавеля и свои праздники. Так, раз в месяц в Сенаторском зале даются торжественные концерты старинной музыки «Вавельские вечера». Во внутреннем дворике замка устраиваются спектакли в «Дни Кракова». А в ночь на Ивана Купала у подножия замка по течению Вислы, по древнему славянскому обычаю, плывут девичьи венки и украшенные огнями лодки, а из ноздрей бронзового дракона вырываются клубы дыма и пламени — чудо пиротехники XX в., напоминающее о преданиях древних веков.

Мариацкий костёл

Расположен он на обширной Рыночной площади Кракова. И сегодня ничто не мешает увидеть Мариацкий костёл со всеми характерными для готических храмов деталями. Его устремление по вертикали ввысь, тянущиеся к небу многоярусные разновеликие башни — он единственный и неповторимый в любое время суток!
Нарушенная симметрия выделяет Мариацкий костёл среди множества готических храмов Польши. Одну, более высокую и стройную башню венчает высокий готический шпиль, он как бы вырастает из позолоченной короны. Другая башня, более приземистая и мощная, увенчана ренессансным шлемом. Скорее всего, ничего романтического и необычного в этом нет. Объяснить появление двух разных башен весьма просто — часто при строительстве не хватало средств, чтобы закончить две башни одновременно. Поэтому они разные. Но разве могло такое прозаическое объяснение удовлетворить жителей Кракова, города легенд? По этому поводу в Кракове бытуют две легенды. Одна из них очень мирная, но как сейчас модно «16+».
Легенды
Возвести столь величественное здание, как Мариацкий костёл, задача не из лёгких. Говорят, что строительством костёла ведали сразу два известных в Кракове древних рода. Отношения между ними были не лучшими, но строительство растянулось на годы, возникали трудности и поневоле нужно было договариваться. Тогда главы семей решили породниться, поженить своих отпрысков, тем более, что в одной семье подрастал сын, в другой — дочь. Отец сына, заранее ликовал: ведь мужчина – это глава семьи и это означало, что весь его род получит превосходство. Но родитель дочери оказался хитрецом и заключил со сватом договор о том, что их дети будут отдельно руководить возведением двух башен. И чья башня получится выше, надёжнее и лучше, та семья и получала бы преимущество в новом союзе. Такой договор показался выгодным для семьи сына, они думали, что жёны ничего не понимают в строительстве и заранее потирали руки от скорой победы. Не учли они, что «ночная кукушка всегда дневную перекукует»…
После свадьбы молодая каждую ночь настолько добросовестно исполняла супружеские обязанности, что под утро у мужа не оставалось никаких сил. А молодая жена напротив, была полна сил и энергии, получив ночью заряд бодрости.
Так и вышло, что её башня выходила лучше и продвигалась быстрее, чем у мужа. О договоре горожане знали и с большим любопытством наблюдали за строительством. Отец старался образумить сына, но кто же устоит перед женскими чарами? Так семья молодого супруга проиграла спор.
Но за время строительства и бурной семейной жизни супруги так нежно и искренне полюбили друг друга, что вопрос главенства в их семье уже не возникал, что для Средневековья не очень присуще.
Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата — каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал. Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве, он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства — бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть. Напротив костёла, в Сукеннице, хранится и нож, которым брат убил брата.
Кровавая развязка истории взбудоражила весь город. Горожане решили вычеркнуть из городских книг имена братьев — строителей, так бесславно погибших от своей гордыни. В назидание потомкам, недостроенную башню так и оставили незавершённой, а позже прикрыли ренессансным навершием — шлемом.
Кто знает, какая крупица истины хранится в этой фантастической легенде, что в ней вымысел, а что правда? Точно известно одно: чем выше башня, тем дальше с неё видно пожар или войско. Поэтому с XVI века башни костёла были главными сторожевыми вышками. С этим связана ещё одна легенда. В давние времена на колокольню обязательно поднимался воин, чтобы наблюдать за окрестностями и, если приближалась опасность, предупредить об этом горожан. Однажды, юный страж — трубач, находясь на башне костёла, увидел приближение татарской конницы и затрубил тревогу. Но пал, не закончив свою песнь. Его поразила татарская стрела, пронзившая горло героя. С тех пор каждый час на башню костёла поднимается трубач и трубит «хейнал». Он снова и снова обрывает мелодию на той самой ноте, на которой прервалась жизнь средневекового воина, что спас город, возвестив его об опасности. Звучит «хейнал» на четыре стороны. Сначала — на южную, в сторону Вавеля, для короля. Затем она звучит для городских властей, на запад, в сторону ратуши, после -на север, для стражников, в сторону городских ворот и, в последнюю очередь, на восток, в сторону пожарной охраны, которая находится возле Главной почты. С конца XIV века эта традиция прерывалась лишь однажды — с середины XVIII века. Но её возобновили ли уже в 1810 году. И даже во время Второй Мировой войны эта традиция не прерывалась, дважды в день в 12 и в 19 трубач играл свою мелодию. Сейчас музыканта можно услышать каждый час. Лучшее место — во дворике за Мариацким костёлом. После игры трубач приветственно машет туристам рукой, это считается хорошей приметой.
Но на этом легенда о краковском трубаче не заканчивается. Ведь после того, как горло трубача пронзила татаро-монгольская стрела, Польша потеряла независимость. А вернуть её мог только польский трубач. Он должен протрубить свою песнь с самого высокого минарета Самарканда. Почему Самарканда Легенды не требуют достоверной географической привязки к места, а Сарая, столицы татаро-монгольского государства на тот момент уже не существовало, Самарканд был назначен «воспреемником». Вот в 1918 году на самый высокий минарет в Самарканде поднялся поляк и от начала до конца протрубил свою песнь! И что бы вы думали? Вскоре Польша обрела независимость!
Интересно, что «Хейнал» Мариацкого костела стал позывными астрономической обсерватории в Кракове. Это сигнал точного времени, и каждый день ровно в двенадцать часов дня польское радио транслирует «хейнал» по всей стране.
Архитектура
Собор- строение неоднородное. На этом месте начале XIV века стоял романский костёл. Но его уничтожили в 1241 году, во время татарского набега. Старейшая часть храма -главный неф, его высота 28 метров. Его датируют XIII веком, а пресбитерий и корпус трёхнефной базилики веком старше.
Боковые нефы отделяются от центрального могучими филарами. Они переходят в высокий готический свод, который расчленён сетью нервюр. Там, где дуга стрельчатой арки отделяет неф от алтарной части, находится распятие XV века, сделанное самим Витом Ствошем.
Им же создан знаменитый главный алтарь. Три его створки содержат около двухсот деревянных расписанных скульптур святых, исполненных с необычайной тщательностью. На главное дело своей долгой жизни (умер в 93 года) Вит Ствош потратил 12 лет жизни. Главный сюжет — венчание Богоматери венцом Небесной Владычицы. На его боковых крыльях изображены 12 сцен из жизни Богородицы. Вит Ствош собственноручно резал скульптуры из липового дерева, делал детали алтаря, сам расписывал их цветными красками. Работа резчика поражает своим жизнеподобием. В Средние века святых обычно изображали упрощенно-схематически, а Вит Ствош воспроизвёл все пропорции, детали человечекого тела в движении со скрупулезной точностью. Они получились одухотворёнными, они живут…
История
Выполненный в 1477-1489 годах алтарь имеет непростую историю. Его столько раз пытались реставрировать, но каждый раз — неудачно. Огромных полиптих Вит Ствош вырезал из липового дерева. Фигуры святых в алтаре, которые автор собственноручно расписывал, много раз золотили и перекрашивали, закрывая подлинную полихромную готическую роспись. Во время Второй Мировой войны шедевр Ствоша разобрали и вывезли в Германию. А в 1946 году его обнаружил профессор университета Кракова Кароль Эстрайхер. Липовый полиптих реставрировали, дерево обработали особым образом, счистили краску последующих веков.
И История алтаря непростая, но судьба его автора была несравненно драматичнее. Вит Ствош (Фейт Штосс) родился в Южной Германии. Но так получилось, что лучшие свои годы и непревзойдённые творения он отдал Польше. Те 22 года, что скульптор провёл в Кракове — это время напряжённого труда, это годы творческого расцвета. Именно в Кракове Ствош стал зрелым мастером. А вот его родной город принёс ему одни неприятности. Когда скульптор вернулся в Нюрнберг в 1496 году, несчастья посыпались на него, как из дырявого мешка. Они сопровождали Ствоша до самой смерти. Он лишился состояния из-за банкротсва банкира и попался на подделке векселя, чтобы вернуть себе хоть часть потерянных денег За это палач заклеймил Ствоша калёным железом. Его бросили в тюрьму и лишили гражданских прав. И так продолжалось до самой смерти.
«Его сердце взял Краков, словно яблоко с ветки. И, никем не оплакан, он пропал в Нюрнберге», с горечью восклицает поэт. Талант намного пережил самого мастера. Недаром его незаурядная личность привлекла и покорила другого польского гения — поэта Константина Галчинского. Он посвятил средневековому мастеру резца романтическую поэму.
Интерьер
Весь интерьер Мариацкого костёла производит большое впечатление. Это и стремительная величавость структуры здания, и обилие великолепных произведений скульптуры и живописи. А полихромия алтарной части, выполненной по проекту Яна Матейки завершает удивительный образ храма. Купол и фризы, расписанные золотыми звёздами по лазоревому фону необычайно эффектны и декоративны.
ркий, многокрасочный декор интерьера собора — прекрасный плод польского ремесла, достигшего истинных высот в искусстве.
Фрагменты спинок хоров с полихромными рельефами иллюстрируют земную жизнь Девы Марии, которой посвящён костёл. Не устаешь поражаться, с какой глубиной и тонкостью мастер усиливает трагическое напряжение сцены, или наоборот, подчёркивает её лиричность умело подобранным сочетанием красок.
За многие столетия Мариацкий костел приобрёл множество небольших часовенок-капелл, капличек по-польски. Одна из таких часовен освящена в честь святого Антония. В народе её называли Часовней Преступников. По традиции, перед казнью ксендз исповедовал приговоренных к смерти преступников. Здесь же, на площади Главного Рынка им отрубали головы. Также у бокового входа в храм укреплены можно увидеть кандалы, так называемый «обруч грешников» (Kuna). В назидание всем в них заковывали преступников, горожане должны были знать их в лицо. Кандалы расположены на такой высоте, что преступник не мог ни разогнуться в полный рост, ни даже встать на колени.
И не пропустите солнечные часы! В 1954 году они заменили прежние, установленные здесь в XVII веке. По ним можно определить не только час, но и день года.
Сегодня на Рыночной площади Кракова уже не рубят голов. Тысячи туристов щелкают затворами фотоаппаратов, желая запечатлеть овеянный легендами Мариацкий костел. Сотни людей прикрывают глаза ладонью от яркого солнца, вглядываясь ввысь и пытаясь увидеть крохотную фигурку трубача, снова и снова трубящий свою тревожную, внезапно обрывающуюся песнь… О чем он хочет предупредить нас?

Коллегиум Майус

Старейшее здание университета Кракова, Коллегиум Майус, приобрело свои настоящие черты в пятнадцатом веке. В напоминание архитектуре итальянских университетов того времени, здание имеет четырехугольный двор и крытые аркады на первом этаже, простирающиеся по всем направлениям.
История
История происхождения Ягеллонского университета уходит вглубь пятнадцатого века. В 1492 году Марсин Билика, польский ученый – лектор университетов Кракова, Падуи и Болоньи, представил свои астрономические приборы Краковской Альма Матер, положив начало коллекции «научных предметов». Разраставшаяся за счет вкладов и пожертвований королей и магнатов, а также подарков ученых и коллекционеров, коллекция оказалась разбросанной по частям в течение Второй Мировой войны. К счастью, большинство предметов из коллекции вернулось после войны, а коллекция вновь стала доступна для общественности в 1964 году, когда Ягеллонский университет отметил свое 600-летие.
Коллекции музея
Музей знаменит своей богатейшей коллекцией произведений искусства в области живописи, скульптуры, печати и декоративного искусства, но уникальность его определяется коллекцией старинных научных приборов, насчитывающей около двух тысяч предметов, и являющейся единственной в Польше коллекцией такого класса. Среди экспонатов выставки можно увидеть астрономические приборы, которыми пользовался в пятнадцатом веке Марсин Билика, а также уникальную арабскую астролабораторию одиннадцатого века; физические и оптические приборы, химические и фармацевтические сосуды, коллекцию глобусов, самый старый из которых датируется пятнадцатым веком, часы пятнадцатого-девятнадцатого веков, здесь также представлены микроскопы восемнадцатого века, термометры, маятники, весы.
Наряду с художественной коллекцией, эти ценные экземпляры образуют одну из самых интересных экспозиций интерьеров Коллегиум Майус. Среди других экспозиций – средневековая живопись и скульптура, западно-европейская живопись из коллекций Виктории Олека и Эвелины Липко-Липжинка. Выставка, посвященная Старой и Новой наукам, была открыта в 2000 году, и с тех пор пользуется широкой популярностью у посетителей. Ее интерактивный характер позволяет каждому (без особой подготовки) провести какой-либо простейший математический, астрономический или физический эксперимент, или произвести подсчеты, используя инструментальные модели. Внимание посетителей также привлекает реконструированная мастерская алхимиков.

Музей «Подземелья Рынка»

«Подземелья Рынка» - так называется этот музей, посвященный многовековой истории Рыночной площади города. Музей новый и является частью Исторического музея Кракова, который, кстати, тоже советуем посетить, да и находиться он неподалеку - в башне с часами на той же площади.
Музей «Подземелья Рынка» относительно новый, его открыли в 2010 году. В ходе раскопок под главной площадью города были найдены старые улицы, торговые киоски и дома. Ну как такое богатство скрыть от публики? Все было тщательно отреставрировано, оснащено новым мультимедийным оборудованием и превращено в музей. Так что сегодня «Подземелья Рынка» - это удивительный лабиринт площадью 4 тысячи квадратных метров, который рассказывает нам об истории центра города Краков и его обитателях.
Что же конкретно можно увидеть в музее «Подземелья Рынка»? Ну, во-первых, этот музей является прежде всего археологическим памятником, причем одним из самых современных по своей организации в мире. Так что в постоянной экспозиции можно встретить огромное количество археологических находок, иногда вживую, а иногда их 3-D копии на экранах.
Во-вторых, музей не лишен интерактивной составляющей. Например, вы можете попробовать воспользоваться средневековыми весами, которые в те времена были незаменимы на Рыночной площади города. Или отправьте детей в механизированный театр, который раскроет им немало легенд и тайн средневекового Кракова.
Ну и, конечно, сама атмосфера музея не оставит равнодушной. Ценность всех исторических памятников в музее огромна, но без подобающей атмосферы была бы тусклой. Так что создатели «Подземелий Рынка» сделали все возможное, чтобы посетители чувствовали себя вне времени. Проход в музей затмевает дымовая завеса, как бы пропускающая вас в прошлое, а из динамиков доносится аутентичная музыка и обрывки разговоров торговцев. Ну и ,понятное дело, добавляет антуражу само понимание того, что вы и впрямь ходите по рыночным улицам средневекового Кракова.

Театр имени Юлиуша Словацкого

В историческом центре Кракова, на площади Святого Духа, расположился театр имени Юлиуша Словацкого, который постоянно ставит пьесы с 1893 года. Это одна из самых общепризнанных и уважаемых польских сцен.
Здание, возведенное по проекту Яна Завейского, входит в число наиболее ценных памятников архитектуры эклектического стиля в Европе. Его уникальный внешний вид вызывает восхищение. На фасаде присутствует надпись: «Краков – национальному искусству». На фронтоне здания установлены скульптуры Мечислава Завейского, Тадеуша Блотницкого, Альфреда Дауна. Интерьеры украшены фресками венского художника Антона Туха и знаменитого дизайнера Генрика Семирадского. Рядом со сценой сохранилась старинная гримерка знаменитого актера Людвига Сольского.
Легендарный театр Кракова начал выполнять свою роль в качестве национального театра на рубеже XIX и XX веков. Он стал родиной польского направления современного театра, его сценографии, постановки и актерского мастерства. Здесь выросло целое поколение Mloda Polska – во главе со Станиславом Виспянским. На территории достопримечательности прошли премьеры таких широко известных спектаклей, как «Свадьба» (1901) и «Освобождение» (1903). Их относят к числу наиболее важных культурных событий в Польше. В краковском театре имени Юлиуша Словацкого впервые в мире поставлены пьесы, основанные на польской романтической литературе. Сохранение старых традиций в соединении с поиском новых путей в искусстве можно увидеть в спектаклях театра.
Многие видные деятели, такие как Павликовский, Сольский, Фрикс и другие, работали в этом необычном театре, где ставились пьесы блестящих режиссеров. Поколение выдающихся постановщиков, среди них был Кристиан Лупа, дебютировало здесь в семидесятые годы. С театром сотрудничали великие художники, дизайнеры и, конечно, лучшие польские актеры, в том числе Моджеевской, Высока, Сольска, Симашкова, Ярошевська, Ярач, Ломницкий, Холубек.
Сегодня на сцене достопримечательности много молодежи – Мая Клешевська, Агнешка Ольстен, Агата Дуда-Грач, Магдалена Пикорс, Павел Мицкевич. В театре ставятся спектакли маститых режиссеров – Барбары Сасс, Кшиштофа Бабицкого, Януша Вишневского, Мацея Войтецкого, Рудольфа Золо.
Театр имени Юлиуша Словацкого в Кракове постоянно играет уникальную роль в культурной жизни города. Он ставит важные пьесы высокого качества, которые ярко комментируют нынешние дни и творчески хранят польские и европейские традиции.
С 2002 года в театре располагается знаменитый поэтический салон Анны Дымной, а с 2000 – работает открытая сцена, на которой ставятся спектакли в течение летних ночей.

Костел Св. Петра и Павла

Костёл Святых апостолов Петра и Павла является старинной приходской католической церковью Кракова. Костёл представляет собой выдающийся образец классического барокко в Польше.
История
Костел Святых апостолов Петра и Павла считается первым зданием Кракова в стиле барокко. Его строительство было начато еще в 1597 году по проекту итальянского архитектора Джованни де Росси для ордена иезуитов. Свой окончательный облик храм приобрел только в 1635 году. В том же году его торжественно освятили.
В 1772 году, когда орден иезуитов был ликвидирован, костёл остался без постоянно настоятеля и прихода, в результате чего он начал разрушаться. В 1773 году костёл Святых Петра и Павла передали под руководство Комитета образования. В 1796-1809 храм выполнял функции гарнизонной церкви. И только в 1842 году была начата реставрация костёла. В 1960 году он получил статус малой базилики.
В 2001-2002 годах в костёле Святых апостолов Петра и Павла проведен ремонт. В настоящее время в храме установлен орган. Здесь часто проводятся концерты духовной музыки. Внутренний аркадный дворик используется для театральных представлений и художественных выставок.
Архитектура
Здание костёла святых Петра и Павла однонефное. По бокам к нему пристроены часовни. Перед храмом установлено двенадцать статуй апостолов. В настоящее время это только копии ориганальных скульптур. В нишах первого этажа фасада размещены статуи четырех святых: Святого Игнатия Лойолы, Святого Франциска Ксаверия, Святого Алоизия Гонзаги и Святого Станислава Костки. В нишах среднего этажа находятся статуи основателей династии Ваза, Святого Сигизмунда и Святого Владислава, на самом верхнем этаже – статуя короля Сигизмунда III Вазы.
Перед входом в костел на постаментах стоят фигуры двенадцати апостолов (нач. XVIII в.), которые также очень сильно обращают на себя внимание и служат необычным акцентом. На их фоне любят фотографироваться туристы.
Интерьер
Интерьеры Костела монументальны и довольно суровы. Главный алтарь костёла выполнен в 1735 году Кацпером Бажанкой в стиле позднего барокко. На северной стене Костела святых Петра и Павла находится надгробие епископа Андрея Тржебиского конца XVII века. На южной стене расположена картина с изображением Всех Святых, выполненная Симоном Чечовицей в 1763 году.

Музей польской авиации

Музей польской авиации - музей в Кракове, расположенный на территории бывшего аэропорта. Это самый крупный авиационный музей в стране: более 200 самолетов, планеры, вертолеты, большая коллекция двигателей, некоторые из которых – единственные в мире.
Музей польской авиации осуществляет свою деятельность на территории бывшего аэропорта Раковице-Чижины (одного из старейших военных аэродромов в мире). Аэропорт был создан в 1912 году в связи с развитием авиации Австро-Венгерской империи. В 1917 году он стал одним из первых почтовых пунктов в Европе. В 1938 году была запущена гражданская международная линия Варшава-Краков-Будапешт. После обретения независимости, аэропорт утратил свое значение в связи с развитием городов в окрестностях.
Музей был основан здесь в 1964 году. Первоначально функционировал как центр авиационной техники краковского аэроклуба. В 1967 году был передан Главной технической организации и переименован в "Музей Полета". Самостоятельным музеем стал в 1971 году.
Большая часть экспонатов, переданных музею, состоит из неиспользуемых образцов авиационной техники. Некоторые из экспонатов поступили в музей путем обмена с другими музеями мира. Здесь можно увидеть самолеты, ракетные системы, вертолеты (например, JK-1 Шмель - единственная сохранившаяся копия экспериментального реактивного вертолета), а также авиационные двигатели.
В сентябре 2010 года в музее было открыто новое трехэтажное здание площадью 4000 кв. м., которое с высоты птичьего полета выглядит как пропеллер. Каждое крыло имеет свою функцию. В двух из них расположены предметы из постоянной экспозиции, в третьей части находится библиотека, кинотеатр и конференц-зал.

Собор Святых Станислава и Вацлава

Собор святых Станислава и Вацлава на Вавеле – это главная католическая святыня Кракова и место захоронения многих польских королей и известных политиков.
История
На месте современного краковского храма в 1020 году, примерно через 60 лет после начала христианизации Польши, был построен костел Святого Вацлава. Чуть позже, в 1038 году, король Болеслав II Смелый воздвиг здесь же храм в честь Святого Станислава. К сожалению, обе эти церкви Кракова просуществовали сравнительно недолго, и после пожара 1305 года сохранилась только крипта Святого Леонарда. Возрождение культового здания началось стараниями краковского епископа Нанкера, приказавшего построить сначала готическую часовню Святой Маргариты, а затем и базилику, которая была освящена в 1364 году.
В следующие 250 лет, пока Краков считался столицей Польши, собор Святых Станислава и Вацлава на Вавеле служил королевским храмом и местом, где хоронили членов монаршей фамилии. В частности, здесь в 1399 году нашла свое последнее пристанище одна из наиболее почитаемых польских королев – святая Ядвига, а также был установлен саркофаг с телом святого Станислава Щепановского. Примерно в это же время начали переделывать и интерьеры, чтобы они стали в большей мере соответствовать модному в этот период стилю барокко. Однако все это великолепие было уничтожено во время шведского нашествия, а само здание было полностью разрушено.
После «Шведского потопа» собор Кракова был заново отстроен в 1715 году, когда и получил свой современный облик. Чуть позже к нему были пристроены еще два купольных мавзолея.
Что касается истории краковского собора Святых Станислава и Вацлавав XX веке, то он был разграблен во время Второй мировой войны, а в коммунистический период его закрыли по идеологическим соображениям.
В 2010 году в храме были похоронены трагически погибшие в авиакатастрофе президент Польши Л. Качинский и его супруга.
Интерьер
Сегодня собор Святых Станислава и Вацлава представляет собой трехнефную базилику из кирпича и белого известняка, окруженную готическими часовнями. У храма есть три башни, на одной из которых установлен знаменитый колокол "Зигмунд".
Что касается фасада собора в Кракове, то он в оригинальном виде сохранился в основном в верхней части, где можно увидеть копию статуи святого Станислава, сделанную в XIX веке, и барельефы, изображающие святую Маргариту и Архангела Михаила. Над главным входом находится балкон в стиле барокко XVII века с инициалами Казимира Великого.

Краковский зоопарк

Краковский зоопарк (англ. Ogrod Zoologiczny) — зоопарк, находящийся в Кракове на холме Пустельник на территории Вольского леса. Зоопарк является членом Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов.
История
В средние века в краковском Вавеле был зверинец, в котором находились различные обезьянообразные, львы, верблюды, леопарды и грызуны различных видов. Когда польский король Сигизмунд III перенёс польскую столицу в Варшаву, вавельский зверинец пришёл в упадок. С XVIII по конец XIX века в Кракове находились несколько самостоятельных зверинцев. В начале XX века активисты Краковского отделения Общества Естественной природы имени Николая Коперника Винценты Вобер, Казимеж Масланкевич, Леон Гольцер и Кароль Лукашевич выступили с инициативой основания нового зоопарка в Вольском лесе, рядом с монастырём камедулов в Белянах.
Новый зоопарк был торжественно открыт 6 июля 1929 года в присутствии польского президента Игнацы Мосцицкого. На день открытия краковского зоопарка в нём находилось 94 млекопитающих, 98 птиц и 12 пресмыкающихся.
В настоящее время представлены около 1.500 животных 260 видов. Площадь зоопарка составляет 17 га. Ежегодно зоопарк посещает около 300 тысяч человек.

Курган Костюшко

Курган Костюшко (польск. Kopiec Kosciuszki) — искусственный холм, кенотаф, находящийся на холме Сикорник в западной части Кракова дзельницы VII Звежинец. Курган посвящён польскому национальному герою Тадеушу Костюшко и является охраняемым культурно-историческим памятником.
История
После смерти в 1817 году Тадеша Костюшко в Польше стало развиваться его почитание как народного героя. Общественность Кракова, где был похоронен Тадеуш Костюшко, требовала от городских властей установки памятника. В июле 1820 года Сенат Вольного города Кракова принял решение построить курган Тадеушу Костюшко наподобие уже существовавших в Кракове курганов Крака и Ванды. Местом для будущего кургана был выбран холм святой Брониславы на западе Кракова.
Торжественное открытие начала строительства кургана состоялось 15 сентября 1820 года. В течение трёх лет в строительстве участвовали многочисленные добровольцы. 25 октября 1823 года строительство было завершено. В дальнейшем планировалось организация возле кургана деревни для крестьян, участвовавших в восстании Костюшко. Для этого у женского католического монастыря премонстранток был выкуплен земельный участок площадью 40 акров.
В 1846 году планировался очередной ремонт кургана. Однако осуществить в полной мере планы по организации крестьянского хозяйства и ремонта кургана не удалось. В 1850 начали австрийские войска начали сооружать вокруг холма фортификационные сооружения под названием «Форт 2 Костюшко», строительство которого закончилось в 1854 году.
В 1860 году на вершине кургана был установлен памятный гранитный камень с надписью «Kosciuszce». Во время Первой мировой войны памятный камень был удалён и на вершине кургана был расположен наблюдательный пункт. 20 октября 1936 года курган Костюшко был внесён в реестр охраняемых памятников.
В 1937 году в соседнем Вольском лесе был сооружён кургана Юзефа Пилсудского. В время оккупации нацистскими войсками Кракова немцы планировали снести курган, который являлся символом польской независимости. В 1944 году во время освобождения Кракова курган использовался советскими войсками в качестве наблюдательного пункта.
После Второй мировой войны начались работы по разрушению крепости возле кургана, которые завершились в 1957 году. Часть крепости была сохранена и в ней в 1977 году разместилась гостиница и различные радиостанции.
В 1997 году в результате ливневого дождя курган значительно пострадал. Была создана общественная организация «Komitet Honorowy Ratowania Kopca Kosciuszki», которая собирала денежные средства для ремонта кургана в размере 14,7 миллионов злотых. С 10 ноября 2002 года курган был вновь открыт для посещения.

Базилика Святой Троицы

Доминиканская церковь Кракова – действующий католический храм, построенный в 1223 году монахами ордена св. Доминика. Во время нашествия татар он был полностью разрушен, современное готическое здание относится к XIV-XV векам, а интерьеры – к XIX столетию.
Достопримечательностями церкви являются капеллы Збараских, Любомирских и Мышковских, украшенные изваяниями итальянских скульпторов. Особый интерес вызывает творение Бальтазара Фонтана, создавшего часовню святого Яцека. Напротив нее можно увидеть еще два шедевра – огромные полотна Томаша Долабелли "Чудо в Кане Галилейской" и "Тайная вечеря". Также внимание привлекает искусная резьба деревянных деталей. Особенно красивая панорама здания открывается с хоров храма.
Главной святыней Доминиканской церкви Кракова является чудотворный образ Божией Матери Ружанцовой, который является точной копией иконы из римской базилики Санта Мария Маджоре. Другой известной реликвией этого храма являются мощи святого Яцека.

Шоппинг в Кракове

Краков ещё нельзя назвать главным направлением для европейского шоппинга в традиционном понимании. Зато здесь можно найти не только одежду международных брендов, но и вещи, которыми гордится Польша: кружево, изделия из стекла и дерева, украшения. И вдвойне приятно, что совершать покупки в Кракове можно, гуляя по колоритным старым улочкам этого города.
Отправляясь на шоппинг в Кракове, первым делом стоит купить местные сувениры. В качестве подарка туристы выбирают кукол в национальной одежде, глиняные скульптуры и посуду, изделия из серебра и стекла. Лучшим сувениром станет яркое украшение из янтаря. В Кракове представлен широкий ассортимент таких изделий: от бус и браслетов до колец и колье. Также из янтаря создают фигурки разной тематики.
Любителям необычных сувениров стоит заглянуть на блошиные рынки и в антикварные магазины. Из Кракова можно увезти немало артефактов, в том числе военных лет: фляги, шлемы, фарфоровые статуэтки, серебряные сервизы, картины. А сладкоежкам рекомендуется заглянуть в кондитерские магазины, где продаются конфеты и шоколад местной фабрики.
Рынки
Гуляя по городу, любители шоппинга могут отправиться на пешеходную Флорианскую улицу. Помимо своих архитектурных памятников она известна сосредоточением магазинов — сувенирных, ювелирных и бутиков одежды местных и иностранных дизайнеров. А улица Шевская порадует сувенирными лавками народного искусства регионов Польши. Здесь можно купить продукцию народных умельцев: изделия из соломы, глины и дерева, домашний текстиль.
Главный городской рынок Суконные Ряды гарантирует не только знакомство с повседневной жизнью Кракова, но и большой выбор интересных вещей. Сюда стоит прийти за кружевом, деревянной и керамической посудой или оригинальными бокалами для пива.
Торговые центры
Для тех, кто хочет обновить гардероб или купить косметику, в Кракове есть несколько торговых центров:
- Pasaz 13 — торговая галерея с одеждой, аксессуарами и обувью польских и всемирно известных брендов. Здесь работают бутики LFC, Diesel, Diamanti, Andre Grand, Lookbook, Stefanel и мультибрендовый магазин детской одежды Tutti Colori;
- Galeria Kazimierz — молл с широким ассортиментом одежды, товаров для путешествий, украшений, предметов интерьера и косметики. В нём работают магазины марок: Benetton, Calzedonia, Bershka, Camaieu, Ecco, Gino Rossi, Guess, H&M, Intimissimi, Inglot, Pandora, Mango;
- Bonarka — ещё один большой ТЦ с товарами всех категорий. Среди представленных брендов: Zara, Triumph, Reserved, Pierre Cardin, Mango, Camaieu, Aggi;
- Galeria Plaza — здесь выбор одежды скромнее (бренды House, Reserved, Vistula), но заодно можно посетить бутики ювелирных изделий (Swiss, W. Kruk);
- Galeria Krakowska — пожалуй, главный ТЦ Кракова. Одних только магазинов одежды здесь уже больше 60. Среди представленных брендов — Bershka, Benetton, Camaieu, DAGNEZ, Esprit, Gerry Weber, Lacoste, Mango, Lee, Olsen, Marella, Pimkie, Terranova, Max Mara.
Аутлеты
Краков для жителей Восточной Европы — популярное направление для шоппинг-туров. И это совсем не удивительно. Кроме оригинальных сувениров, продуктов питания и вещей из новых коллекций здесь можно купить одежду из прошлых коллекций. Для тех, кто любит шоппинг, но предпочитает на переплачивать, в Кракове есть разумное решение. Ежедневно в этом польском городе работает аутлет Factory, в котором в любое время можно купить одежды или обувь мировых брендов по заманчивым ценам — в среднем на 30-70% дешевле. В аутлете Factory представлены:
- Одежда: Adidas, Benetton, Calvin Klein, Desigual, Mango, Olsen, Puma, Pepe Jeans, Vero Moda, Tom Tailor, Wrangler;
- Спортивные товары: Brugi, Reebok, Nike, Umbro, New Balance;
- Аксессуары: Trespass, Wittchen, Calvin Klein;
- Обувь: Gabor, Ecco, Mustang, Symbiosis.
Ещё один аутлет — Outlet Sport – стоит посетить тем, кто ищет качественную спортивную одежду и обувь известных брендов со скидками. В нём представлены Nike, Etnies, Puma, Everlast, Bench, Quiksilver.
Такс-фри
В Польше, как и в большинстве других стран, есть возможность вернуть часть потраченных на шоппинг средств. Для этого достаточно оформить чек такс-фри. Форму нужно обязательно заполнить и приложить к ней товарный чек. В аэропорту перед регистрацией необходимо предъявить чеки и неиспользованный товар, поэтому не нужно сдавать его в багаж. В Польше минимальная сумма покупки для возмещения налога — от 300 польских злотых. Стандартная ставка составляет 23%, на поделки — 5%, на некоторые лекарства и продукты — 8%. Если времени до вылета мало, можно поставить печать, а компенсацию получить на банковскую карту.
Чтобы шоппинг в Кракове стал максимально удачным, можно взять на заметку несколько полезных советов:
- Сезон распродаж в Кракове проводится дважды в год. Хотя каждый магазин придерживается собственного графика, официально самые выгодные цены — в середине января-феврале и в июле-середине августа. В эти периоды цены снижаются на 30-50%. К концу распродаж скидки доходят до 70%. Но стоит обращать внимание на специальные акции: в магазинах выгодные предложения могут ждать покупателей в любое время;
- В Кракове необходимо ориентироваться на часы работы большинства магазинов. На шоппинг (если это не торговый центр) нужно отправляться в 10:00-18:00 или до 16:00 в выходные. Но есть также ночные магазины. Планируя короткое путешествие в Краков, важно свериться с календарём государственных праздников. На Пасху, День Конституции, Рождество и в другие важные даты многие магазины закрыты. Правда, через 1-2 дня они возвращаются к привычному графику;
- Выбирая одежду, стоит всерьёз присматриваться к польским брендам. Известно, что страна сохраняет позиции лидера по производству текстиля в Восточной Европе, которые зародились ещё в далёком прошлом. Одежда здесь качественная, а цены заметно ниже, чем на вещи известных брендов.
Краков имеет все шансы стать доступной альтернативой популярным шоппинг-направлениям Европы. Ассортимент не разочарует ни тех, кто целенаправленно приезжает в Польшу за покупками, ни тех, кто просто хочет провести пару часов в магазинах в перерыве между экскурсиями.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна