Гид по городам мира





Хельсинки, Финляндия


Хельсинки – столица Финляндии; политический, научный и культурный центр страны. Этот неповторимый, разнообразный, интригующий город способен удивить даже тех, кто хорошо его знает. Причин приехать сюда может быть огромное количество: насладиться тишиной и свежим воздухом в эпицентре городской жизни, полюбоваться архитектурой в стиле модерн, увидеть северное сияние, попариться в знаменитой финской сауне, – но результат непременно один – здешняя атмосфера навсегда поселяется в сердце. Свою столицу финны ласково называют «дочерью Балтийского моря». Хельсинки расположен на берегу Финского залива и тот, кто прибывает сюда по морю, сойдя с трапа, сразу же попадает в центр города. Мегаполис источает особый шарм, который особенно чувствуется летом: оживление на центральных улицах царит до поздней ночи.

Климат и погода

Характер климата в Хельсинки — умеренный, с четким разделением сезонов: холодной и темной зимой, короткой весной, довольно теплым летом и комфортной осенью. Так как Хельсинки является северным городом, то зима здесь всегда холодная и снежная. Средняя температура воздуха составляет не более –4 °C, а иногда доходит до –15 °C. Кроме этого в зимний период постоянно дуют холодные ветра, а продолжительность дня составляет всего 4-5 часов. Летом, которое здесь длится с мая по сентябрь, климат довольно мягкий и комфортный. Изнуряющая жара отсутствует, температура не превышает 24 °C.

История города Хельсинки

12 июня 1550 года был основан Хельсинки.
В 1550 году король Швеции Густав Ваза решил основать порт лицом к лицу с соперничающим в торговых отношениях с Россией Таллином. Так появился Хельсинки и 12 июня, день подписания указа, считается днём рождения города. В 1641 году, чтобы заселить эту местность, король приказал нескольким сотням жителей мелких городков западного берега перебраться на новое место — территории нынешнего городского района Арабиа. Однако оказалось, что место было выбрано неудачно — гавань была слишком мелкой, и в результате город был перенесён в район нынешней Кауппатори (Рыночной площади). Так Хельсинки перенесли на 5 км к югу, к оконечности полуострова Эстнес. После этого развитие города значительно затормозилось из-за постоянных войн, чумы и голода. В период 1713–1721 годов русские войска сжигали и занимали порабощенный, обескровленный город дважды.
Расширение территории, занимаемой городом, произошло в 1748 году за счет возведенной шведами на островах близ Хельсинки крепости Свеаборг (фин. — Суоменлинна), призванной защитить город с моря. Превращение Хельсинки в западный бастион было в то время также в интересах короля Франции Людовика XV, союзника Турции. Во время войны с Наполеоном I 1808/09 годов по Фридрихсгамскому мирному договору Швеция должна была уступить Финляндию России, вследствие этого Финляндия стала автономным Великим Княжеством Финляндским в составе Российской Империи.
12 апреля 1812 года император Александр I объявил провинциальный Гельсингфорс столицей Великого княжества Финляндского.
Административная самостоятельность Финляндии позволила ей сохранить типично северную административную и юридическую систему. Это событие стало для Хельсинки большим политическим шагом вперед. Предоставление самостоятельности Финляндии было исключительным случаем в истории России.
После этого был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём. Он должен был отстроить парадную столицу Великого княжества. На должность архитектора финской столицы в 1816 году был приглашен немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель, работавший в России. За разработкой проекта следили император Александр I и его брат Николай, отсюда заметное сходство центральных частей Хельсинки и Санкт-Петербурга. С этого времени начинается стремительная организованная застройка города.
В 1820-х годах Карл Людвиг Энгель создал проект застройки центральной части города. В результате его реализации появился, например, неоклассический ансамбль Сенаатинтори (Сенатская площадь) с великолепным кафедральным собором. В 1827 году из Турку в Хельсинки был перенесён единственный университет страны. В конце XIX века маленький поселок стал современным европейским городом.
В Крымскую войну 1853–1856 годов Хельсинки был обстрелян англо-французской эскадрой, однако это не причинило ему существенного вреда.
Началось активное развитие полуострова, связанное, прежде всего, со строительством в 1862 году железной дороги, которая соединила его с внутренней частью страны — Хельсинки с Риихимяке и Тампере. Благодаря этому промышленность Хельсинки стал активно развиваться. А в 1870 году появилась и железнодорожная ветвь до Петербурга. С присоединением Финляндии к России в столице стали появляться неоклассические архитектурные ансамбли.
В 1917 году в городе располагался Центробалт. Кроме того, здесь действовало руководство рабочего и демократического движения страны. Хельсинки стал главным центром революционных выступлений 1905–1907 годов, в частности, в поддержку Свеаборгского восстания, а позже и Финляндской революции.
Независимость Финляндии была провозглашена в декабре 1917 года — Хельсинки стал столицей Финляндской республики и местом пребывания секретариата Всемирного совета мира.
После провозглашения независимости в ходе гражданской войны в Финляндии город был некоторое время занят частями финской красной армии, однако в результате наступления генерала Маннергейма из Ваасы, поддержанного немецкими войсками, город перешёл под контроль буржуазного финского правительства.
После окончания гражданской войны город продолжал динамично развиваться. Значительно расширилась его территория, росли новые жилые кварталы. Широкую известность приобрёл, например, город-сад Тапиола (фин. — Tapiola, швед. — Hagalund; административно подчинённый Эспоо).
Начало русско-финской войны (1939–1940 годы) и ее продолжение (1941–1944 годы) доказали мужество финнов и право молодого государства на независимость. Несмотря на серьезный ущерб, нанесенный городу в результате бомбардировок советскими военными самолетами, Хельсинки наряду с Лондоном и Москвой был единственной в Европе не оккупированной за все время войны столицей страны, принимавшей участие в войне.
Во второй половине XX века Хельсинки не раз становился центром международной политической жизни. Например, здесь были организованы многие международные форумы: Всемирная ассамблея мира (1955), Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение (1965), Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Всемирная конференция за прекращение гонки вооружений, за разоружение и разрядку (1976), совещание, посвященное 10-летию СБСЕ (1985), саммит президентов Б. Клинтона и Б. Ельцина (1997) и многих других. В 1952 году Хельсинки был удостоен чести принимать XV Олимпийские игры.
Город приобрёл международную значимость, и на его улицах появились новые отели, магазины, спортивные сооружения и объекты культуры.
После вступления Финляндии в Европейский союз в 1995 году столица заняла внешнюю границу Европейского союза и так называемого шенгенского пространства. В 2000 году представитель Финляндии впервые стал президентом Европейского союза и в декабре того же года в Хельсинки проходил Европейский совет.
В 2007 году в городе был проведён ежегодный конкурс песни «Евровидение».
На финском языке город официально назывался Helsinki ещё с момента основания (1550 год); по-шведски он по-прежнему официально именуется Helsingfors. Во всех остальных языках долгое время употреблялось название Хельсингфорс (в русском — Гельсингфорс) до того, как Финляндия стала независимой (6 декабря 1917 года). И это неудивительно: вплоть до конца XIX века в городе абсолютно преобладало шведское население, хотя население города в 1880 году составляло всего 43 тыс. человек.
Несмотря на формальное подчинение Российской империи после 1809 года, шведско-финское дворянство сохранило свою власть в Финляндии и долгое время отдавало предпочтение шведскому языку. Стремясь ослабить зависимость от Швеции, российские власти стимулировали развитие финского языка, а интенсивная миграция сельских финнов в город быстро изменила демографический и языковой баланс в городе в пользу финнов.
После 1917 года стало употребляться финское название Хельсинки. На советских картах 20-х — начала 30-х годов встречалось искажённое название — Гельсинки (оно же употребляется в современном украинском языке). Тем не менее, шведское меньшинство в столице сохраняется и поныне (6,2% населения города), а шведский язык имеет статус официального наравне с финским.

Достопримечательности

Пожалуй, самое посещаемое туристами место в Хельсинки это Сенатская площадь, главная площадь города. Центр её – белоснежный Кафедральный собор, также известный как Николаевский собор (в честь святого Николая Чудотворца). В архитектурный ансамбль Сенатской площади также входят здание Сената, здание Хельсинского университета и памятник императору Александру II, знаменитому своим покровительством Финляндии.
В Хельсинки расположен самый большой православный храм в Северной Европе – Успенский собор, построенный из красного кирпича и украшенный золотыми куполами.
Одной из самых уникальных архитектурных достопримечательностей Хельсинки является вырубленная в скале церковь Темппельаукио, внутреннее помещение которой образовано фактически необработанной гранитной поверхностью. Благодаря этому церковь славится превосходной акустикой и часто используется как концертный зал.

Кафедральный собор

Кафедральный собор Хельсинки (Helsingin tuomiokirkko), расположенный с северной стороны Сенатской площади, — один из символов города. Его белоснежная громада с зеленоватыми куполами возвышается над центром Хельсинки и служит хорошим ориентиром. Двенадцать апостолов на крыше собора наблюдают за нами с недосягаемой высоты, охраняя город.
История
Кафедральный собор Хельсинки — неотъемлемая часть прекрасного целостного ансамбля центральной части города, застроенного в стиле классицизма (ампира) по плану знаменитого архитектора Карла Людвига Энгеля (Carl Ludvig Engel) (1778–1840) и инженера Юхана Альбрехта Эренстрёма (J.A. Ehrenstrom) (1762–1847). Ранее, до получения Финляндией независимости в 1917 году, храм назывался церковью Св. Николая (Nikolainkirkko).
Кафедральный собор Хельсинки начал строиться по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830 году (архитектор был выходцем из Пруссии, но прославился именно благодаря многочисленным постройкам в Финляндии, ставшей его второй родиной). Собор возвели на месте церкви Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonora kirkko). Этот маленький деревянный храм появился на нынешней Сенатской (ранее Ратушной или Большой) площади еще в 1724-1727 годах и был назван в честь шведской королевы Ульрики Элеоноры, но после того как в 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Финляндии (Великого княжества Финляндского в составе Российской империи), церковь решено было снести: она была недостаточно вместительной и презентабельной. Заодно снесли и еще несколько старых зданий: предстояло создать монументальную площадь в стиле ампир, соответствующую новому статусу города.
Получить примерное представление о том, как выглядел этот разрушенный храм, можно по старым гравюрам, а также фотографиям так называемой снежной церкви, которую в 1997 и 2000 годах выстраивали из снега рядом с кафедральным собором на Сенатской площади. Это была уменьшенная в три раза копия той, разрушенной в 1827 году церкви Ульрики Элеоноры.
После решения Синода о сносе здания старое общинное кладбище сравняли с землей, часть церковного убранства пошла с молотка (равно как и уцелевшие, очень прочные деревянные балки), а кафедра, скамьи, люстры, алтарная рама и орган были перенесены в только что построенную (1824-1826 гг.) «временную» деревянную церковь в районе Камппи. Эту церковь предполагалось использовать для нужд общины, пока строится новый собор, но после окончания строительства город разросся настолько, что решено было оставить ее наряду с собором. Сегодня этот деревянный храм известен как Старая церковь Хельсинки. А о снесенной церкви Ульрики Элеоноры напоминают четыре мемориальных каменных столбика и гранитный медальон с барельефом и надписью около здания Университета Хельсинки, в северо-западном углу Сенатской площади. Столбики указывают на место, где раньше находился алтарь разрушенного деревянного храма. Мемориал (Ulrika Eleonoran kirkon muistomedaljonki), созданный по проекту скульптора Гуннара Финне (Gunnar Finne) (1886-1952), был установлен в 1937 году.
Но вернемся к Николаевскому собору, который заменил снесенную деревянную церковь. Первые чертежи были готовы уже в 1818 году, но строительные работы начались лишь в 1830 году. Как уже было сказано, новый собор возводили по проекту Карла Людвига Энгеля, известного представителя архитектуры классицизма. Однако Энгель в 1840 году скончался, не дожив до окончания строительства и так и не вернувшись в родную Германию.
После смерти зодчего работы возглавил другой берлинский архитектор — Эрнст Лорман (Лорманн) (Ernst Bernhard Lohrmann) (1803-1870). Преемник Энгеля несколько переработал проект, дополнив центральный купол собора четырьмя вторящими ему небольшими куполами. Это делает храм похожим на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, возводившийся одновременно с кафедральным собором Хельсинки. Лорман также соорудил два дополнительных боковых павильона. Один из них, западный, предназначается для колоколов (сегодня в этой колокольне в летнее время работает сувенирный магазин, а зимой она служит конторой общины). В другом павильоне разместилась капелла (здесь по-прежнему проходят камерные богослужения, крещения и венчания; капелла вмещает 70 человек). Кроме того, на крыше собора появились крупные цинковые статуи 12 апостолов, которые не были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля (по некоторым сведениям, идея украсить крышу статуями апостолов принадлежала Николаю I).
Ниже собора, там, где сейчас начинается центральная лестница, ранее располагалось караульное помещение (гауптвахта) с изящной колоннадой, которая видна на следующей гравюре (помимо собора, видно здание Университета и Университетской библиотеки).
В 1839 году гауптвахту по приказу Николая I (и вопреки желанию Энгеля) заменили монументальной лестницей шириной 60 метров. Говорят, что эта лестница — самая высокая к северу от Альп. В качестве материала для ее строительства был использован в основном местный гранит, а также коричневатый гранит-рапакиви.
Собор был освящен только через 12 лет после смерти Энгеля, в 1852 году. Храм получил название Николаевской церкви (Nikolainkirkko) в честь святого Николая — покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I, инициатора строительства храма.
Когда в 1917 году Финляндия обрела независимость, храм переименовали в Большую церковь (Suurkirkko), а в 1959 году, когда в Хельсинки появилась епископская кафедра, собор получил свой нынешний статус главного храма епархии и стал называться кафедральным.
В 1970-х годах была осуществлена реставрация крипты собора, когда ее обустроили для проведения выставок и богослужений. В 1996-1998 гг. были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, а также барельефы, лестница и внутренние помещения. Финский архитектор Вильгельм Хеландер (Vilhelm Helander) выполнил некоторые реставрационные работы в соборе в конце 1990-х годов.
В настоящее время кафедральный собор на Сенатской площади является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Хельсинки. Наряду с собором Турку, это одна из самых значимых протестантских церквей в Финляндии. Храм ежегодно посещают более 400 тыс. человек, в основном именно с туристическими, а не религиозными целями. Примерно половину этого количества составляют финны, а половину — путешественники со всего мира, среди которых, разумеется, не последнее место принадлежит нашим соотечественникам.
В соборе Хельсинки регулярно проходят богослужения (в том числе праздничные службы), церемонии бракосочетания и разнообразные концерты. В храме организуются экуменические богослужения, знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, а также ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии. Кроме того, Университетом Хельсинки и другими учреждениями высшего образования в соборе проводятся специальные торжественные богослужения, посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах. В крипте собора (сводчатом нижнем этаже) в летнее время можно посетить концерты и выставки. Община кафедрального собора Хельсинки на сегодняшний день насчитывает около 29 тыс. человек.
Архитектура
Кафедральный собор Хельсинки выстроен в стиле классицизма и имеет в плане форму симметричного греческого креста (с перекладинами равной длины). Крестообразный храм увенчан центральной купольной башней и воплощает давнюю архитектурную традицию, восходящую к собору Св. Петра в Риме. Хотя в некоторых источниках указывается, что Энгель брал за образец Казанский собор (а в дальнейшем строители якобы ориентировались на Исаакиевский собор), есть сведения, что непосредственным прообразом для Хельсинкского собора послужили церкви-близнецы на площади Жандарменмаркт (Французский и Немецкий собор) в родном городе архитектора, Берлине.
Центральный купол собора Хельсинки поднимается на высоту свыше 80 метров над уровнем моря. Четыре небольших купола, окружающих центральную башню, были, как уже сказано, добавлены после смерти Энгеля. С каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами. Фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами неизвестного автора, изображающими события из жизни Христа. На барельефе над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве».
На крыше кафедрального собора Хельсинки установлены отлитые из цинка фигуры 12 апостолов. Это одна из крупнейших в мире целостных коллекций цинковых скульптур, упоминаемая в большинстве статей о производстве и применении цинка. Трехметровые статуи апостолов выполнили берлинские скульпторы Герман Шифельбайн (Hermann Schievelbein) (1817-1867) и Август Вредов (August Julius Wredow) (1804-1891). Вредов является автором скульптур свв. Андрея, Матфея, Иуды Фаддея, Иоанна, Филиппа и Варфоломея, а Шифельбайн создал образы апостолов Павла, Петра, Фомы, Симона Кананита, Иакова Зеведеева и Матфия. Фигуры апостолов были отлиты на фабрике S.P. Deravanne в 1845-1847 гг. и в 1849 году установлены по углам фронтонов, над колоннами, что сближает композицию храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Впрочем, подобный прием часто использовался и в античной и ренессансной архитектуре.
Св. Петра, покровителя проповедников и слесарей, легко распознать по ключам от Рая. Св. Фома — покровитель архитекторов, строителей и топографов — изображен с линейкой-угольником, а Симон Кананит, являющийся покровителем кожевников, дровосеков и ткачей, представлен с пилой, символом его мученической смерти. Апостол Иоанн, держащий в руках евангелие и чашу (выпив предложенную ему чашу с ядом, он остался жив), является покровителем книгопечатников, книготорговцев и писателей. Левий Матфейбыл мытарем (сборщиком налогов) и считается покровителем таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и всех финансовых служб, а его символ — письменные принадлежности.
Апостол Варфоломей (по преданию, с него живого содрали кожу) изображен с ножом мясника как символом своей мученической смерти. Апостол почитается как покровитель ремесленников, в том числе переплетчиков, кожевников, портных, виноградарей, пастухов и мясников. Апостол Павел, атрибутом которого является меч (символ его казни), считается покровителем теологов и церковных журналистов. Иаков Зеведеев, святой покровитель паломников, солдат и кавалеристов, держит в руке посох с изображением раковины морского гребешка. Апостол Андрей, брат Петра, является покровителем рыбаков, а его символом служит всем известный косой крест, называемый Андреевским. В качестве атрибута Матфия выбран топор (алебарда), которым он был казнен; этот апостол почитается как защитник плотников, мясников и кузнецов. Иуда Фаддей представлен с дубиной (символ его мученической смерти). Наконец, апостол Филипп, покровитель мелких торговцев и валяльщиков, держит в одной руке крест, а в другой — открытую книгу. Крест символизирует его мученическую смерть, а книга олицетворяет всех 12 апостолов, которые умерли, защищая слово Божие. Статуи апостолов Петра, Симона и Фомы установлены непосредственно над главным западным входом в собор, напротив здания Национальной библиотеки. Остальные фигуры апостолов украшают фронтоны с северной, южной и восточной стороны собора. Интересно, что первоначально собор Хельсинки был окрашен в желтый цвет, как и другие здания на Сенатской площади, но с конца XIX века для храма был выбран привычный нам сегодня светло-серый оттенок с белым декором.
Интерьер
Интерьер кафедрального собора Хельсинки отличается предельной строгостью и минимализмом (такой аскетичный стиль отвечал представлениям Энгеля о лютеранском христианстве). Внутреннее пространство, вмещающее 1300 человек, хорошо освещается естественным светом. Как и снаружи, в интерьере преобладает белый цвет. Собор почти лишен внутреннего убранства. По углам центрального зала находятся памятники величайшим деятелям реформации: Мартину Лютеру, Филиппу Меланхтону и Микаэлю Агриколе. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями фигур с памятника Реформации в Вормсе работы Эрнста Ритшеля (1868) и были доставлены в Хельсинки в 1886 году. Изготавливали их в Париже; причем из-за ошибки в расчетах скульптуры оказались меньше предполагаемого, из-за чего скульптору Карлу Магнусу фон Вригту пришлось исправлять ситуацию, добавив внушительные пьедесталы. Статуя отца финской Реформации и создателя финской письменности Микаэля Агриколы является работой известного финского скульптора Вилле Вальгрена (Ville Vallgren), автора фонтана «Хавис Аманда».
В четвертом углу церковного зала установлена круглая кафедра проповедника с золотым балдахином. Кафедра выполнена по проекту самого Энгеля, уже после его смерти (в 1849 году), на зеркальной фабрике H. Hoijer. Ее украшают скульптуры шведской работы. Деревянная поверхность кафедры покрыта штукатуркой и раскрашена под мрамор. Работы по позолоте выполнил художник Чельстрём (J. Kallstrom).
В восточной части храма помещается алтарь. Первоначально Энгель планировал установить на этом месте простой крест. Затем придворному художнику Роберту Вильгельму Экману (Robert Wilhelm Ekman) (1808-1873) была заказана алтарная картина. Однако созданное им полотно «Иисус благословляет детей» сочли недостаточно серьезным для главной церкви города, и в итоге его поместили в интерьер Старой церкви Хельсинки, где картина находится и поныне. А алтарный образ для кафедрального собора выполнил придворный художник Николая I, выходец из прибалтийских немцев Тимофей Андреевич Нефф (Карл Тимолеон фон Нефф) (Carl Timoleon von Neff) (1805-1876). Нефф наиболее известен своими многочисленными портретами красавиц аристократических фамилий, картинами народной жизни, а также религиозными произведениями, среди которых — «Святой Исаакий Далматский» и другие образа для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге. Алтарную картину Неффа «Погребение Христа» (Jeesuksen hautaaminen) император Николай I преподнес собору Хельсинки в подарок. Полотно помещено в классицистическое обрамление с коринфскими пилястрами и фронтоном. Под фронтоном мы видим лавровые венки, которые символизируют четырех евангелистов, а также две маленькие фигурки ангелов, олицетворяющие Слово и Музыку как два главных элемента лютеранского богослужения.
Позолоченные фигуры ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (Gustav Hermann Blaser) (1813-1874), известный своими работами на Дворцовом мосту в Берлине, а также монументальными памятниками в разных городах Германии. Скульптуры ангелов на пьедесталах по бокам от алтаря были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля — это единственное, что Лорман не стал менять. Сегодня эти коленопреклоненные ангелы с молитвенно сложенными руками обращены не к алтарю, а смотрят непосредственно на всех приходящих в храм. Перед алтарным ограждением установлена белая купель.
Еще одним украшением кафедрального собора Хельсинки, причем не только визуальным, является орган. Нынешний инструмент, насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & Son в 1967 году. Нарядный органный проспект, созданный по проекту Лормана, сохранился от предыдущего инструмента немецкой фирмы Walcker (1847). Еще один небольшой орган имеется в крипте. Крипта, вмещающая 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. В летнее время крипта открыта для всех желающих: здесь работает кафе Krypta. Первоначально крипта, представляющая собой сводчатое помещение с земляным полом, использовалось для хранения дров и других хозяйственных нужд. В 1970-х годах в этом подвале была проведена реставрация по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen), и с 1973 года помещение начало использоваться как собственно крипта. После новой реставрации 1996-1998 гг. в крипте был установлен новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган крипты создан в 2006 году финским органостроителем по имени Мартти Портан (Martti Porthan), в необарочном духе. Образцом для него послужил небольшой северонемецкий орган XVII века мастера Арпа Шнитгера.

Памятник Сибелиусу

Нет более спорной достопримечательности в Финляндии, чем памятник Яну Сибелиусу. Издали он напоминает огромный орган, или всполохи северного сияния, а некоторые искусствоведы сравнивают монумент даже с березовой рощей. Конструкция весьма необычна. По сути это шесть сотен стальных труб волнообразно спаянных между собой, легкость им придают многочисленные отверстия и богатая текстура. Памятник весит 24 тонны и установлен в парке Сибелиуса, в центре Хельсинки.
Человек-легенда, даже можно сказать человек-икона, Сибелиус при жизни пользовался невероятной популярностью среди финнов. Сибелиус, кстати, автор национального гимна. Поэтому установку памятника обсуждали всем миром. Как только появилась мысль о создании монумента, сразу же был создан общественный совет, началась компания по сбору средств. На всех этапах проекта проходили беспрецедентные общественные дискуссии. Все население Финляндии, казалось бы, разделилось на два лагеря.
дни настаивали на том, чтобы памятник был выполнен в классическом стиле, другие допускали, что образ Сибелиуса можно передать и с помощью абстракции. 50 скульпторов боролись за право стать автором памятника композитору. Путем жарких споров и даже скандалов был все – таки выбран проект Эйлы Хильтунен – смелый, нестандартный, креативный. Общество было взбудоражено. Эйле Хильтунен все-таки позволили реализовать свой проект, но условие было поставлено жесткое – скульптор должна была непременно угодить публике.
Началась долгая и кропотливая работа. 600 труб различного диаметра нужно было паять вручную в соответствии с концепцией, ни на сантиметр нельзя было отходить в сторону. Даже самое незначительное отклонение могло разрушить всю композицию. Скульптора консультировали лучшие специалисты в области металлургии. По сути, конструкцию длиной 10 и высотой 8,5 метров вручную сделала сама Эйла и ее помощник Эмиль Кукконен. Работа продолжалась почти четыре года, в Лауттасаари пригороде Хельсинки, во временной студии.
Сварка нержавеющей стали является сложной задачей, так как она легко деформируется под воздействием тепла, приходилось также использовать специальные приспособления, чтобы держать трубки прямо. Все кто заходил в мастерскую, постоянно наблюдали следующую картину. Эйла Хильтунен, в кожаной куртке и красном комбинезоне, во многих местах прожженном искрами, сидит на трубе в течение нескольких часов, со сварочной горелкой в одной руке и водяным шлангом для быстрого охлаждения в другой.
От токсичных паров металла не защитила автора проекта даже специальная маска, во время этой работы Эйла приобрела хроническую бронхиальную астму. Физические трудности – это было еще не все. Общественность была настроена враждебно, на скульптора оказывалось жесточайшее давление со стороны критиков, бюджет был крайне скудным. Дополнительные требования со стороны комитета постоянно росли, а деньги не выделялись. Наконец, 7 сентября 1967 года памятник был открыт. На торжественной церемонии присутствовал президент Урхо Кекконен в сопровождении политической, культурной и бизнес-элиты Финляндии.
После того, как все увидели памятник, дискуссии прекратились и недоброжелатели прекратили свои нападки. Потому что реальность превзошла все ожидания. Сегодня памятник Яну Сибелиусу, пожалуй, первое, что посещают большинство туристов. Глав государств и VIP гостей регулярно принимают именно там, парк стал местом проведения многих масштабных мероприятий. Полноразмерные элементы памятника стоят на улице ООН в Нью-Йорке и в Монреале, а уменьшенная копия находится во Дворце ЮНЕСКО в Париже. Выбор материала оказался удачным.
Спустя десятилетия памятник не показывает никаких признаков старения или коррозии. Его серебристые трубы отражают изменение сезона и света, повторяя песню птиц, вздыхая морской бриз, и перекликаясь яростно во время шторма. Люди ходят под ним, фотографируются или просто выбирают одну из близлежащих скамей, чтобы насладиться прекрасной погодой. Поколения уходят, мнения и взгляды меняются, но памятник продолжает древнюю традицию и цель монументальной скульптуры – постоянство.

Хавис Аманда

В центральной части финской столицы неподалеку от Торговой площади располагается бронзовая скульптура под названием Хавис Аманда, которая была выполнена известным мастером Вилле Валгреном. Эта яркая культурная достопримечательность Хельсинки имеет более чем столетнюю историю, ведь установлена она была здесь в сентябре 1908 года. Сама же скульптурная композиция была изготовлена в Париже в 1906 году, при этом моделями Валгрену служили две девятнадцатилетние француженки. Хочется отметить, что Хавис Аманда – это нимфа, которая является символом Хельсинки, поэтому власти города и заказали скульптору запечатлеть этот образ в бронзе, чтобы им могли любоваться местные жители и гости города. Многие туристы, которые берут билет на микроавтобус в Финляндию на час, не замечают красот финской столицы, а очень жаль - ведь в этом городе находится множество достопримечательностей.
Но сам факт появление скульптуры нимфы, выходящей из воды, вызвал неоднозначную реакцию в финском обществе. Особенно негодовали некоторые женщины Хельсинки, которые утверждали, что подобная скульптура могла рождать в головах их мужей неприличные фантазии. Более того, такие организации как Союз финских женщин адвокатов, Финское Общество, а также Союз рабочих возмущались тем, что скульптура совсем не сочеталась с образом финской девушки, олицетворяющей целомудрие, невинность и скромность. Люсина Хагман возглавила движение, цель которого состояла в том, чтобы добиться от городских властей демонтажа скульптуры Хавис Аманды, убрав таким образом ее с глаз порядочных граждан. Многим жителям финской столицы не понравилась цена, которую заплатили городские власти за сооружение скульптуры. По их мнению, восемьдесят тысяч марок можно было с большей пользой использовать для благоустройства Хельсинки. Не остались в долгу и сторонники Нимфы. Они утверждали, что эти женщины ничего не понимают в искусстве, подобная скульптура для них - словно жемчуг для свиней.
Словесная перепалка двух враждующих лагерей завершилась тем, что Нимфа выстояла, многочисленные туристы в наше время могут насладиться чудным творением скульптора Вилле Вилгрена. Сейчас Хавис Аманда является одной из самых любимых скульптурных композиций горожан, а студенты собираются возле нее ежегодно тридцатого апреля, они отмечают здесь окончание учебы, надевая на Нимфу студенческую шапку.

Церковь Темппелиаукио

Церковь Темппелиаукио в скале в Хельсинки — это самая экстравагантная достопримечательность финской столицы и, пожалуй, одна из самых оригинальных церквей в Северной Европе. Это здание воплощает важнейшую отличительную черту Финляндии — сочетание первозданной природы и высоких технологий: церковь вписана в естественный ландшафт и гармонично сочетается с грубыми скальными поверхностями. Уже много лет Темппелиаукио неизменно вызывает восхищение путешественников: одни поражаются экстравагантностью задумки, другие — красотой пейзажа и архитектуры, третьи — потрясающей акустикой.
История
Идея воздвигнуть церковь на том месте, где сейчас находится Темппелиаукио, возникла еще в 1906 году. Однако из-за двух войн (Зимней русско-финской и Второй мировой), а также из-за проведения нескольких архитектурных конкурсов, строительство легендарного здания началось только в 1968 году. Его возглавляли братья Суомалайнены, которые и придумали поместить культовое сооружение прямо внутрь скалы. Дальнейшая история церкви напоминает историю Эйфелевой башни: публика совершенно не была готова к экспериментам и предпочитала традиционную архитектуру смелым и экстравагантным постройкам. Темппелиаукио получала от любителей консервативного искусства такие нелестные прозвища как «антидьявольский бункер» и «мечеть в камне», а на стенах шедевра даже рисовали граффити в знак протеста. Также ее создателей преследовали многочисленные обвинения в дороговизне строительства, хотя в итоге смелый проект обошелся всего в 4 миллиона марок: примерно такая же сумма в те времена тратилась на сооружение обычной школы. В Европе прогрессивные архитекторы очень быстро оценили фантазию братьев Суомалайненов, а вот на родине окончательное признание пришлось уже на нулевые годы.
Церковь сегодня
В наше время Темппелиаукио является одной из самых посещаемых достопримечательностей Хельсинки: здесь ежегодно бывает около полумиллиона человек. Поэтому, если хотите насладиться ее удивительными интерьерами в относительной тишине, то лучше приходить сюда не в туристический сезон или хотя бы в будние дни. Попасть внутрь можно со стороны улицы Лютеринкату. Со стороны постройка многим напоминает загадочный космический корабль в форме тарелки, а внутри посетители нередко поражаются высоте стеклянного купола, хотя это всего лишь оптическая иллюзия. В части стен сохранилась необработанная горная порода, а часть выложена бутовым камнем, что также выглядит весьма необычно: кстати, весь этот интерьер можно оглядеть сверху с облицованного медью балкона. Благодаря удивительной акустике в церкви Темппелиаукио часто проходят концерты классической и органной музыки, а иногда здесь выступают даже металл-группы. Особой гордостью церкви является орган, имеющий 3001 трубу. И, конечно же, здесь нередко можно услышать лютеранскую литургию: кстати, среди прихожан церкви принято подпевать хору. Богослужения здесь идут на финском и английском языках. Интересна церковь также и тем, что вместо колоколов здесь играют динамики, исполняющие музыку, написанную финским композитором Танели Куусисто.

Успенский собор

Успенский собор Хельсинки (по фински Uspenskin katedraali) или Собор Успения Пресвятой Богородицы ( по фински Jumalansynnyttajan kuolonuneen nukkumisen katedraali) или Кафедральный собор Хельсинской епархии Финлядской Архиепископии расположен на острове Катаянокка. Собор ежегодно посещает около полумиллиона туристов.
Создателем собора является архитектор министерства внутренних дел профессор Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Ему поручили создать проект и выбрать место для строительства православного храма в Хельсинки. Составление архитектурного проекта и само строительство храма заняли 11 лет с 1857 года по 1868 год. В 1862 году архитектор А.М. Горностаев скончался и строительство продолжил архитектор Иван Александрович Варнек (1819-1877), который только завершил работу над собором в Суоменлинне (Свеаборг). Успенский собор построен в русско-византийском стиле с элементами романского стиля в 1862-1868 годах, это самый большой православный храм в Западной Европе. Собор был освящен осенью 1868 года во имя Успения Пресвятой Богоматери, празднуемого церковью 15 августа. В 1872 году Успенский собор стал кафедральным.
История
В 1827 году в Хельсинки количество православных не превышало 600 человек, накануне Крымской войны (1853-1856) число православных достигло 1500 человек. В 1854 году настоятелем Свято-Троицкой церкви в Хельсинки (освещена в 1827 году) был назначен Николай Попов, 24-летний священник, только что окончивший Петербургскую Духовную академию. Троицкая церковь была небольшой и во время церковных праздников не могла вместить всех верующих. Новый настоятель поднял вопрос о строительстве новой церкви. Отец Николай обратился за помощью к генерал-губернатору Финляндии графу Федору Федоровичу Бергу (1793-1874), который содействовал лютеранам и католикам в строительстве собственных церквей. Генерал-губернатор отреагировал и первый документ об Успенском соборе датирован мартом 1857 года в нем говорилось о необходимости строительства нового большого православного храма который бы вмещал увеличивающийся православный приход. В апреле 1859 года граф Берг уже просил обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода разрешения пригласить в Хельсинки для этой цели академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева.
Горностаев прибыл в Хельсинки летом 1859 года. Место для храма выбрано на гранитной скале острова Катаянокка (по фински Katajanokka). В этом же году архитектор составил чертежи, которые в были Высочайше утверждены в 1860 году Александром II (1818-1884). Осенью 1860 года с Горностаевым был заключен контракт. Начался сбор средств и пожертвований. На постройку Бергу удалось получить от Святейшего Синода 15000 рублей, к которым император Александр II добавил 20000 рублей. К началу работ общенародный сбор принес 31000 рублей. По высочайшему повелению 25000 рублей было отпущено из Капитула орденов, от московского купечества дано 20000 рублей. Постройка собора обошлась в 223000 рублей, и эта сумма была собрана с помощью добровольных пожертвований. Торжественная закладка храма состоялась в конце лета 1862 года. Руководил стройкой сам Горностаев, однако зимой 1962 года он скончался в возрасте 54 лет. Строительство продолжил архитектор И.А. Варнек. В проект Горностаева он почти не внес изменений, только звонницу заменил колокольней. Осенью 1868 года состоялось освящение и открытие храма. Утварь для храма пожертвовали частные лица.
Архитектура
Успенский собор расположен на вершине скалы составившая естественный фундамент для кирпичного здания. Выбор кирпича как материала для строительства был продиктован местом расположения собора, на возвышенности продуваемой юго-западными морскими влажными ветрами, вследствие чего штукатурка как материал покрытия был неподходящим, поэтому стены собора возвели из кирпича с малым содержанием железных связок и проработанными швами. Для строительства храма кирпич доставляли из крепости Бомарсунд (1832-1854) находящуюся на Аландских островах (крепость была недостроена и разрушена во время Крымской войны в 1854 году) Собор имеет квадратную форму с выступающей полукруглой алтарной частью и трехъярусной колокольней с южной стороны. Колокольня соединена с основной частью храма многоступенчатой галереей. Общая высота собора — 51 метр. Собор увенчан тринадцатью куполами с покрытыми сусальным золотом главками и крестами. Колокольня также увенчана главкой с крестом. Центральный купол символизирует Иисуса Христа, а боковые 12 куполов - апостолов. Снаружи красно-кирпичный храм украшают выступы, колонки, углубления, карнизы, рельефы. Крыльцо с тремя спусками поддерживается двумя гранитными колоннами. На внешней стене храма помещена чугунная доска со следующей надписью: «Сооружен в царствие Императора Александра II. Основание положено в 1860 году при генерал-губернаторе графе Берге. Отстраивался с 1862 по 1865 годах при генерал-губернаторе Рокосовском. Достроен и окончен в 1866-1868 годах при генерал-губернаторе графе Адлерберге. Освящен 13.10.1868 года преосвященным Павлом, епископом Выборгским.»
Интерьер
Внутреннее оформление собора выполнено по эскизам архитектора Горностаева. Центральный купол опирается изнутри на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного гранита и искусно отполированные. Арочные своды, расписаны византийскими орнаментами. На арках сводчатого перекрытия по славянски написаны библейские изречения. Верхняя часть центрального свода и арочное перекрытие над алтарной частью представляют собой голубое звездное небо, над алтарной частью на фоне звездного неба изображен символ Святого Духа — голубь. Скамьи для немощных расположены вдоль стен.

Церковь Святого Иоанна

В сердце Финляндии – Хельсинки, среди таких архитектурных произведений, как: Кафедральный собор Святого Николая (Helsingin tuomiokirkko), Немецкая церковь (Saksalainen kirkko), здание страховой компании «Похьола», вилла Энси (Villa Ensi), дом Маунула (Maunula), больница «Эйра», на тихой улице района Улларлин расположена лютеранская церковь Святого Иоанна.
История
А ведь еще несколько веков назад на протяжении долгого времени, на месте, где сейчас расположена церковь Святого Иоанна в Хельсинки, был лишь пустой холм, на котором из года в год отмечался День Ивана Купала (в Финляндии этот праздник назывался «Юханус» Juhannus). Но благодаря трехлетнему труду (с 1888 до 1891 года) шведского архитектора Адольфа Меландера на этом месте сейчас высится Johanneksenkirkko, где в настоящее время вместо Дня Ивана Купала отмечается праздник Святого Иоанна. К празднику здесь всегда собирается много местных жителей и туристов. Не удивительно! Ведь среди храмов Финляндии по количеству сидячих мест церковь Святого Иоанна в Хельсинки занимает первое место – 2600 мест!
Архитектура
Это необычное строение в неоготическом стиле привлекает взор своим монументальным величеством. Высота его башен, расположенных с обеих сторон главного портала, составляет 74 метра. За счет этих стройных башен издалека церковь Святого Иоанна, расположенная в Хельсинки на холме и построенная из красного кирпича с высоким каменным фундаментом, напоминает костер с языками пламени, поднятыми к небесам. Фасад здания украшен химерами, которые имеют вовсе не устрашающий вид, а даже улыбаются.
Неподалеку от входа стоят фонари, выдержанные в стиле церкви. У входа в здание есть фигурка Святого Иоанна, напоминающая о том, в чью честь была названа церковь.
Но не только это может привлечь людей к этому превосходному памятнику архитектуры. Достаточно заглянуть внутрь церкви Святого Иоанна, где очень много элементов, выполненных из дерева лучшими мастерами Хельсинки и не только. Это и алтарь, и множество скамеек, и отдельные балконы, и необычной красоты резная деревянная кафедра. Также необходимо выделить огромные колонны, выполненные, конечно, не из мрамора, но придающие величие зданию. Отдельно можно отметить алтарь с изображением обращения Апостола Павла к Иисусу по пути в Дамаск. Конечно же нельзя не отметить, что церковь Святого Иоанна просто завораживает своей непревзойденной акустикой, известной во всем мире. Не зря это место популярно для проведения концертов, хоровых выступлений и других мероприятий. Можно многое рассказать о церкви Святого Иоанна. Но лучше приехать в Хельсинки и увидеть воочию все великолепие храма Святого Иоанна.

Часовня тишины Камппи

Часовня тишины Камппи, расположенная в одноимённом районе Хельсинки на площади Наринккатори, является одним из самых необычных архитектурных сооружений столицы Финляндии. Она представляет собой огромную деревянную ступу без окон, созданную из массива, в какой-то степени похожую на яйцо или переднюю часть корабля. Основным её предназначением является возможность для приходящих сюда людей помолиться в уединении или поделиться своими проблемами со священниками, психологами или служащими социальных структур. Беседы проводятся в атмосфере уединённости и полной конфиденциальности. Любой человек может найти здесь понимание и облегчить душу, а также немного отдохнуть от шума и праздности столичного мегаполиса.
Конечно, Часовня тишины Камппи заметно отличается от классических сооружений такого рода и мало чем вообще напоминает настоящую часовню. Тут не проводятся богослужения и массовые религиозные церемонии, однако главный философский смысл данного учреждения полностью соответствует его статусу. Часовня была построена в 2012 году по проекту столичного архитектурного бюро K2S и предполагалась как обитель для людей всех вероисповеданий. Сейчас Часовня Камппи существует под патронажем управлении приходов Хельсинки и городского Департамента социального обеспечения. Строение занимает площадь в 352 кв. м. В нём размещаются часовня с сакристией, фойе, офис, небольшая приёмная, просторный гардероб, туалет и целый ряд других помещений.
Отдельным достоинством необычного архитектурного объекта является обилие деревянных пород, благодаря которым внутри создаётся приятная расслабляющая атмосфера. Специально для посетителей в часовне оборудованы удобные деревянные скамьи, а при желании гости могут взять мягкие серые подушки исполненные в форме необычных камней. Потолок изготовлен из гипсокартона, а свет, в силу уже упоминавшегося отсутствия окон, просачивается по изогнутым стенам, сквозь широкий потолочный люк, вырезанный по всему периметру. Под потолком также установлены лампы дневного света. Для молящихся в Часовне тишины Камппи сделан алтарь, где стоит серебряный алтарный крест, созданный финским рукодельником Антти Ниеминеном.
Здание имеет 2 входа, исполненные в форме изящных стеклянных фасадов, выходящих на площадь Наринккатори и к Стеклянному дворцу. С первого же дня своего появления, Часовня тишины Камппи обрела большую популярность среди гостей и жителей Хельсинки, став одной из его главных достопримечательностей. На данный момент, здание является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля площади Наринккатори и служит обязательным объектом для фотосессии у большинства туристов.

Национальный музей Финляндии

Национальный музей Финляндии — это самое солидное хранилище культурно-исторического наследия страны. Богатые фонды музея охватывают весь период развития финского государства от древности до наших времен. Кроме основных экспозиций, в музее проводятся и временные выставки, посвященные краеведению, этнографии и культурному наследию Финляндии. В музее обслуживаются русскоязычные группы. А если информации все-таки окажется недостаточно, дополнительную литературу можно будет приобрести в музейном магазине.
Здание музея спроектировано выдающимися архитекторами Финляндии и намеренно имитирует стиль средневековых финских замков.
Экспозиция
В Национальном музее Финляндии собрана огромная коллекция экспонатов, повествующих об истории и культуре страны. Собрание музея по праву можно назвать национальным богатством Финляндии. Вся коллекция музея распределена по тематическим блокам и экспонируется в разных залах.
Самый большой отдел — исторический. Он всецело посвящен археологическим ценностям, найденным на территории Финляндии. Здесь собраны уникальные артефакты — пережитки различных эпох и культур: керамика, предметы быта, украшения, оружие и т. д.
Экспозиция «Сокровища» демонстрирует великолепные коллекции медалей, монет, ювелирных изделий и художественно оформленного оружия. Это самая красивая выставка музея.
Еще несколько отделов Национального музея Финляндии хранят информацию об истории развития финской культуры и общества начиная с эпохи Средневековья и по наше время. Особенное внимание здесь уделяется становлению культуры независимой Финляндии.
Архитектура
Здание музея спроектировано выдающимися архитекторами Финляндии и намеренно имитирует стиль средневековых финских замков. Постройка украшена декоративным каменным фундаментом, красивыми романскими окнами и высокой конусообразной башней. Здание Национального музей Финляндии сложно с чем-либо спутать. Своды вестибюля венчают фрески знаменитого художника Аксели Галлена-Каллелы, подобные тем самым, что демонстрировались в финском павильоне на Всемирной парижской выставке в 1900 г.

Музей дизайна

Музей дизайна, который расположен в Хельсинки, обладатель потрясающей коллекции стильных и концептуальных вещей – объектов дизайнерского искусства в фондах 75 тысяч, 40 тысяч рисунков, 100 тысяч изображений. Музей занимается научными исследованиями и документацией в своей области, проводит выставки по истории дизайна и на современные темы.
Музей также организует международные выставки туризма и события на финском искусстве и дизайне. Постоянно действующая выставка носит название «Финская Форма», она представляет историю прикладного искусства и дизайна в Финляндии с конца XIX века до наших дней. Весь первый этаж старинного здания XIX века отдан основной экспозиции. Дизайн является важным фактором финской культуры. На выставке представлены основные работы дизайнеров, которые повлияли на образ жизни в разные периоды и внесли свои штрихи в искусство.
Тур знакомит посетителей с местным дизайном и различными явлениями, позволяя им создавать объекты и попробовать свои силы в различных видах работ. Посетители могут побродить по мастерским, и самостоятельно сделать какую- либо индивидуальную дизайнерскую вещь. Сотрудники музея придерживаются правила, что только работа – лучший способ понять и узнать новые вещи. Музей прикладного искусства был основан в 1873 году, как собрание коллекции местных ремесленников.
Музей дизайна, его преемник, в настоящее время работает на международном уровне, с разными современными формами, но национальная коллекция лежит в его основе. Этот огромный современный центр искусств обеспечивает активную среду обучения для людей всех возрастов, интересующихся дизайном. Это делается с помощью временных выставок и постоянной экспозиции музея. Временные выставки включает в себя лекции, беседы, визиты экспертов и семинары которые открыты для общественности.
В музейном магазине начинают гореть глаза. Здесь можно купить эксклюзивные вещи не только финских, но и международных мастеров. Открытки, плакаты, литература, дизайнерская стильная одежда и декоративные украшения. Ну а местное кафе одно из самых беззаботных атмосферных заведений. Выбор варьируется от легких закусок до вина, кофе и большого разнообразия чаев.

Музей Естествознания

Финский музей естествознания – это независимое исследовательское учреждение при Университете Хельсинки. Он также является одним из трех крупнейших центральных национальных музеев в Финляндии.
Финский Музей Естествознания состоит из 3-х отделов: зоологического, геологического музеев и ботанического сада.
Коллекции музея, включающие в себя ботанические, зоологические, геологические и палеонтологические образцы со всего мира, служат для исследований в области биологии и геологии, а также в образовательных целях.
В музее естествознания выставлены четыре постоянные экспозиции:
«Финская природа»
На этой экспозиции Вы совершите путешествие по всем ландшафтам и временам года Финляндии, от Хельсинки до внешнего архипелага, представляющего широколиственные леса на юго-запад Финляндии. Пройдя мимо ясного озера Пяйянне и осенних полей, двигаемся в направлении северо-востока, где находим сосновые леса и болота, лесной пейзаж, и реки с жемчужными мидиями. Наконец, Вы попадаете в дикие склоны хвойных зимних лесов. Среди экспонатов: чучела всех видов птиц и животных, большая коллекция насекомых, рыбы, много редких минералов.
«Природа мира»
«История жизни»
История развития жизни на земле тысячелетиями будоражила умы людей. Как, почему и когда - это вопросы, на которые наука постоянно пытается дать ответ. Постоянная экспозиция «История жизни» в финском музее естествознания рассказывает о развитии живых организмов в свете новых научных наблюдений.
«История костей»
Кости очень важные живые ткани позвоночных животных. Наличие костей делает возможным перемещение и защищает мягкие органы. Экспозиция «История кости» дает представление о разнообразии позвоночных животных, как и почему они развивались, и что руководило их эволюцией.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал - главный железнодорожный узел города Хельсинки; один из красивейших памятников архитектуры Финляндии. Если приехать в финскую столицу на поезде, то осмотр достопримечательностей начнется прямо с вокзала. Первый вокзал на этом месте был сооружен еще в 1860 году, но в начале 20-века его заменило новое здание. Официальное открытие состоялось в 1919 году, ознаменовав независимость страны.
Главный архитектор проекта - Э. Сааринен. Сегодня это одно из самых оригинальных и величественных зданий в Хельсинки. На входе путешествующих встречают гигантские фигуры атлантов с округлыми светильниками в руках. Они являются работой Э. Викстрёма. Посередине здания возвышается огромная арка из гранита, украшенная в центре часами, на которых можно всегда увидеть точное время.
Со всеми другими частями города Центральный вокзал связан станцией метро «Площадь Раутатиентори». На одной из стен вокзала можно увидеть интересную роспись работы Э. Ярнефельта. На ней художник изобразил озеро Пиелисьярви. Во внутренней части есть ресторан, множество магазинов, отделения банков, аптека, информационный офис.
Поблизости с вокзалом расположено немало туристических объектов, так как территориально он расположен в центральной части Хельсинки. В этом же районе находятся крупнейшие торговые центры и универмаги города.

Морской центр Sea Life

Морской центр Sea Life - один из самых больших океанариумов не только Финляндии, но и всей Скандинавии. В аквариумах центра собрано более ста видов морских обитателей: от самых маленьких - коньков и рачков, до настоящих гигантов - акул и электрических скатов.
Океанариум Хельсинки Sea Life работает вот уже больше десяти лет, и за эти годы у публики появились любимчики: каймановая черепаха, названная в честь героя одного из популярных комедийных шоу Финляндии дядюшкой Нассе, огромный спрут, который любит позировать перед фотокамерами, и колумбийская морская звезда, имеющая целых 19 ног и достигающая более полуметра в диаметре. Гости океанариума могут потрогать морского ежа или некоторых медуз, посмотреть, как кормят морских скатов, дрессируют зебровых акул, и многое другое.
Всего в морском центре Sea Life - 50 аквариумов, в самом большом, 10-метровом стеклянном тоннеле объемом около 250 тысяч литров, живут акулы.

Ботанический сад

Ботанический сад в Хельсинки принадлежит местному Университету, относится к Финскому музею естественной истории и располагается на двух территориях, удалённых друг от друга на три километра. Старая часть сада находится в парке Кайсаниеми, в центре финской столицы и занимает площадь в 4 гектара; новая – располагается на 6 гектарах в Кумпуле. Хельсинкский ботанический сад был создан в 1678 году профессором Элисом Тилландсом в качестве небольшого участка для выращивания лекарственных растений и капусты в городе Турку. После смерти учёного сад пришёл в запустение, но затем был восстановлен учеником Карла Линнея, Перу Кальма. Из Турку в Хельсинки богатая растительная коллекция переехала после серьёзного пожара 1827-го года. Ботанический сад в Кайсаниеми был разбит Францем Фальдерманом – садовником из Ботанического сада Санкт-Петербурга. Из северной столицы России в Хельсинки также была доставлена часть природных экспонатов. Сейчас Кайсаниеми имеет смешанный ландшафт, в котором присутствуют саванные цветы, средиземноморские пальмы, тропические растения и горные леса. В старой части Ботанического сада находятся дендрарий, альпинарий, оранжерея, разнообразные теплицы и многолетние растения, произрастающие на открытом грунте. Новая территория хельсинкского сада в Кумпуле была обустроена в конце XX – начале XXI века. Её природные экспонаты объединены по функциональному (пищевые, «парфюмерные», «медицинские») и географическому признаку. Всего в Ботаническом саду Хельсинки содержится более семи тысяч видов растений. Увидеть их можно ежедневно, с девяти утра до восьми вечера. Вход на территорию Ботанического сада – свободный.

Транспорт

Общественный транспорт города Хельсинки развит довольно широко и представлен трамваями, автобусами, метро и паромами. В продаже имеются единые проездные билеты на 1,2 или 3 дня, которые позволяют пользоваться услугами любого общественного транспорта, а также посещать музеи и достопримечательности.
В центре города наиболее удобны для передвижения трамваи – они ежедневно в любое время года ходят точно по расписанию, указанному на остановках. Кстати, Хельсинки является единственным городом Финляндии, в котором используются трамваи.
Чтобы добраться до наиболее популярных островов Суоменлинна (Suomenlinna)и Коркеасаари (Korkeasaari), можно воспользоваться паромом, отправляющимся от Рыночной площади.
Метро в Хельсинки представлено одной линией, состоящей из 17 станций, и используется в основном для передвижения по восточной и центральной частям города.
Россияне могут добраться в Хельсинки с помощью регулярных поездов из Санкт-Петербурга и Москвы.



Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна