Гид по городам мира
Брусчатка в электростали тротуарная плитка электросталь www.bordur-trotuar.ru.




Мала страна - живописный городок


Мала Страна (Mala Strana) – район Праги, расположенный ниже Пражского Града и отделенный рекой от Старого города. Древние мещанские дома, причудливые переулки и церковь Святого Николая (Kostel svateho Mikulase) делают его крайне живописным местом. Часто именно тут снимают фильмы и рекламные ролики.
Мала страна была основана в 1257 году королем Пржемыслом Оттокаром II и до XVIII века являлась самостоятельным городом, расположенным у подножия пражского замка. Изначально она называлась Новым местом, но уже с XIV века была известна как Мала страна.
Это один из самых удивительных уголков города. Почтенные барочные фасады соседствуют здесь с разноцветными домами с покатыми крышами, крытыми красной черепицей. Среди таинственных переулков и маленьких площадей прячутся многочисленные кафе, рестораны и небольшие магазинчики. Именно эти улочки Малой страны мы можем видеть в фильме Милоша Формана «Амадей».

История

В результате выборочных археологических раскопок на территории Малой Страны было установлено, что люди здесь начали строить поселения еще в I тысячелетии. Следы славянских городищ, обнаруженные в культурном слое, относятся к VII в. С началом строительства на мысе Опуш в IX в. Пражского града интенсивно начали расти и селения Малой Страны. Здесь проходили пути с востока на запад к влтавским порогам, над которыми наводились деревянные мосты. Улицы в Малой Стране, носящие названия Нерудова и Увоз, дублируют направление этого тракта к реке и к торгу, на месте которого образовалась со временем Малостранская площадь, центр района.
Деревянные мосты постоянно сносило при наводнениях, и в 1158-1172 гг., при короле Владиславе I (1110-1174 гг.), был возведен первый каменный мост через Влтаву, названный в честь супруги короля Юдиты, — предшественник Карлова моста. В Центральной Европе это был второй по счету каменный мост после моста через Дунай в Регенсбурге, построенного в 1135-1146 гг. Появление капитального звена тракта послужило мощным толчком для развития Малой Страны, установлению торговых и прочих связей с другими частями будущего города.
В 1257 г. король Богемии Пржемысл Отакар II основал на месте нынешней Малой Страны единую городскую слободу, названную поначалу Новый город под Пражским градом. Одновременно король изгнал отсюда всех чехов и других славян, поселив здесь купцов и ремесленников-немцев. Немецкой по духу и языку эта часть в городе Прага оставалась вплоть до распада Австро-Венгрии в 1918 г., да и потом в ней жили преимущественно немцы. После того как император Карл IV начал строительство Нового города, Новый город под Пражским градом был переименован в Малый город Пражский, при этом расширен и в 1360-1362 гг. окружён стеной, защищавшей также и Пражский град. В народе стену прозвали Голодной — тогда из-за нескольких неурожайных лет подряд в Богемии разразился голод, а строителям платили из королевской казны исправно. Стена неоднократно перестраивалась, и фрагменты ее сохранились. Хотя Мала Страна имела статус королевского города, большими участками земли здесь владели пражский епископ, монастыри — Св. Фомы и Страгов, а также Мальтийский орден. Название Мала Страна утвердилось как официальное в XVII в., но в народе возникло куда раньше.
Неплохо защищенная, Мала Страна тем не менее не стала непреодолимой преградой в эпоху гуситских войн (конфликты на религиозной почве в 1419-1435 гг.): весь этот район подвергался разрушениям, не раз горел. Был отстроен практически заново, но снова сильно пострадал от пожара в 1541 г. В 1611 г. ее разграбили ландскнехты князя — епископа Пассау Леопольда Австрийского. Это была фактически прелюдия к Тридцатилетней войне за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, официальные даты которой 1618-1648 гг. В 1648 г. Мала Страна была безжалостно разграблена еще раз, теперь шведами.
XVII и XVIII столетия стали для Малой Страны периодом интенсивного градостроительства. Возводились дворцы, один другого краше, принадлежащие самым знатным людям.
ак сложился ансамбль Малостранской площади, небольшой, но респектабельной благодаря барочным фасадам выходящих на нее зданий. Хозяева города новейшего времени отнеслись к архитектурному наследию Малой Страны удивительно деликатно, не нарушали его облик зданиями, выбивающимися из сложившейся среды. Разве что в нижних этажах старинных домов устроили кафе, в которых сохранены аутентичные интерьеры, и сувенирные лавки. Большинство этих домов, по пражской традиции, имеют имена собственные — по их первым владельцам. Что же касается дворцов, то многие помещения в них используются ныне парламентом Чехии.

Достопримечательности

Карловый мост
Прежде чем мы дойдем до Малой страны от Мостовых ворот, мы должны пройти по Карлову мосту. Он является образцом красивейших средневековых строений этого типа и старейшим из сохранившихся каменных мостов мира с таким количеством пролетов. Мост имеет почти 520 метров в длину и примерно 10 метров в ширину и опирается на 16 мощных арок. Его строительство было начато в 1357 году во времена правления Карла IV, так как разрушенный наводнением 1342 года Юдифин мост не удовлетворял все возраставшим требованиям горожан. Почти до середины XVIII века Карлов мост был единственной переправой через Влтаву и назывался Пражским. Современное название возникло во второй половине XIX века. Об исключительности моста свидетельствуют не только его возраст и размеры, но и украшающие его барочные скульптуры работы Матиаша Брауна и мастеров из семейства Брокоф. Мост является галереей произведений в стиле барокко. Расположенные вдоль балюстрад скульптуры в основном представляют святых, например, Св. Вита, Св. Лудгарда, Св. Франциска Ксаверия и, конечно, Яна Непомуцкого, который был сброшен в воды Влтавы по приказу Вацлава IV (1361—1419) именно в этом месте. Некоторые скульптуры время не пощадило, иные подверглись частичному разрушению в период наводнения. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, оригиналы скульптур были заменены копиями и перенесены в Национальный музей (Лапидариум). Когда Карлов мост останется позади, мы окажемся у основания Малостранской мостовой башни, одной из двух, соединенных между собой, башен. Малая башня построена в XII веке, а Высокая — в 1464 году веке по приказу короля Йиржи из Подебрад.
Сердце Малой Страны — Малостранская площадь и костел Святого Николая (Храм Святого Микулаша) на ней.
Из культовых сооружений стоит посмотреть:
- Церковь Девы Марии Победоносной
- Церковь Девы Марии под цепью
- Храм Святого Йозефа
- Костел святого Яна Крестителя на Прадле
- Костёл Святого Фомы или Томаша.
Визитная карточка района — одна из самых старых улиц города — улица Нерудова, соединяющая Малу Страну и Пражский Град с Островом Кампа и расположенным на нем Музеем современного искусства (Музей Кампа).
На территории Малого Города есть интересные необычные музеи:
- Музей алхимиков и магов
- Музей Франца Кафки
- Музей призраков и легенд
- Музей КГБ в Праге
Любители дворцово-парковых комплексов могут зайти в Штернбергский дворец и прогуляться по Вояновым садам. Пройтись по лабиринту узких улочек, окружающих Велкопржеворскую и Мальтийскую площади.
А с холма Петршин открывается великолепный вид на Малый Город, особенно если забраться на смотровую площадку Петршинской башни.
Малостранская площадь находится в пражском районе Мала Страна. Когда-то она называлась Итальянский плац, а на ее территории располагался рынок. Красочные ярмарки, многочисленные торговые лавки были неотъемлемыми атрибутами этой площади. Здесь же был установлен позорный столб и регулярно проходили публичные казни.
Во время восстания гуситов подавляющее большинство зданий площади было уничтожено. Серьезные разрушения этому месту принес и пожар 1541 года. То, что мы видим сейчас на Малостранской площади – дело рук мастеров XVII – XVIII веков. Именно тогда прошла последняя глобальная реставрация зданий площади.
Церковь св. Николая
Главным сооружением на Малостранской площади можно назвать церковь Святого Николая. Она делит площадь на верхнюю и нижнюю части. Построена церковь была вместо находившегося здесь ранее готического костела. Почти на протяжении столетия это величественное здание в стиле барокко подвергалось всевозможным перестройкам.
Ей предшествовал готический костёл XIII века, посвящённый Николаю Чудотворцу. В начале XV века он начал поддерживать движение гуситов и выступать за реформацию, а позже стал одним из центров чешского протестантизма.
После того, как в 1620 году протестанты были разбиты католиками в битве у Белой Горы, началось насильственное восстановление и насаждение католичества в Чехии. Костёл передали ордену иезуитов, который хорошо закрепился в этом районе, открыв гимназию и коллегиум. Вскоре, при финансовой поддержке рода Коловратов, иезуиты запланировали снести старый готический костёл, а на его месте построить новую роскошную церковь в стиле барокко. Для этого они выкупили несколько соседних земельных участков. В 1673 году был торжественно заложен первый камень сооружения, строительство которого затянулось на целых 80 лет. Постройку вели фундаментально и помпезно, а когда оказалось, что соседний Храм святого Вацлава препятствует строительству, его было решено снести.
Большую часть церкви (фасад и неф) возвели по проекту Криштофа Динценгофера и освятили в 1711 году. Оставшуюся часть, после смерти отца, достраивал его сын — Килиан Игнац Динценгофер. В 1750 году повесили колокола, а через год завершили работу над куполом. В этом же 1751 году умирает и он, поэтому колокольню на протяжении следующих пяти лет возводил его зять — Ансельмо Лураго. Ещё почти 10 лет ушло на работы по внутреннему убранству новой церкви, которое сегодня поражает своим богатством и великолепием.
В наше время зеленоватый купол и колокольня церкви являются хорошо узнаваемыми символами Праги и широко используются для изображения на сувенирной продукции. Во время своего пребывания в Праге на церковном органе играл Вольфганг Амадей Моцарт.
Достопримечательности Церкви святого Николая:
- фреска «Праздник Пресвятой Троицы» (украшает свод купола);
- фреска, посвящённая св. Николаю (украшает свод главного нефа). Относится к крупнейшим в Европе — её площадь составляет около 1500 м.кв.;
- позолоченная статуя св. Николая (установлена над главным алтарём);
- статуи четырёх отцов церкви (Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский);
- кафедра проповедника;
- алтарные фрески в боковых капеллах.
Для ценителей классической и органной музыки в Церкви святого Николая проходят музыкальные концерты (как правило, с конца марта по начало ноября ежедневно, кроме вторника, в 18:00).
В самом костёле можно подняться на смотровую площадку. Можно осмотреть внутренние помещения. Лифта нет.
Неподалеку от храма долгое время находился фонтан, пока в 1715 году, когда город покинула чума, на его месте не воздвигли чумной столб как знак благодарения Господу за избавление от болезни. В скульптурную группу чумного столба вошли статуи небесных покровителей Чехии, Пресвятой Троицы и девы Марии. Поэтому у этого чумного столба есть и другое название — Марианская колонна. Венчает колонну треугольник с глазом и расходящимися лучами.
Дворцы
На территории верхней части площади расположился Лихтенштейнский дворец. Это масштабное сооружение объединяет целых пять зданий. С историей этого места связаны довольно мрачные события.
Какое-то время во дворце правил Карл Лихтенштейн. Он был известен своей жестокой расправой над 27 лидерами мятежников, из-за чего получил прозвище «кровавый». Помимо прозвища об этом событии нам напоминают 27 столбов с железными головами, установленными перед дворцом.
Лихтенштейнский дворец использовался по-разному. Там располагалась почта, галерея, военный штаб. Сейчас здесь учатся студенты музыкального факультета академии искусств.
В старой части Лихтенштейнского дворца сохранились расписные деревянные потолки, в более новых – мозаичные полы, позолоченные рельефные своды, фрагменты подлинных интерьеров. Во дворе есть летняя киноконцертная площадка. Парк, прилегающий к зданию, стал городским местом отдыха.
Рядом с дворцом Карла Кровавого расположился Дворец Смиржицких. Это место знаменито тем, что именно оно было пунктом сбора оппозиции, здесь рождались мысли о будущих восстаниях и готовились их планы. У здания неоднократно менялись владельцы, также его часто перестраивали. Современное барочное сооружение является собственностью чешских властей.
Украшением нижней части площади служит Кайзерштейнский дворец. Это здание было воздвигнуто в 1700 году и, будем честны, оно меньше похоже на дворец, чем предыдущие два. Его сдержанная архитектура – отражение военной строгости его бывшего владельца, главнокомандующего армии Франтишека Гельфрида из Кайзерштейна.
Самым существенным украшением фасада здания являются четыре статуи на крыше, символизирующие четыре времени года. Вообще же и внешне, и внутренне это здание – типичный представитель архитектуры барокко с плавными перетекающими одна в другую линиями, многоярусностью и растительным декором.
На данный момент здание дворца занимает торговая и промышленная палата. Но и обычным людям можно насладиться внутренним убранством помещений: каждый, кто захочет, может снять зал для проведения банкетов, свадеб и других торжеств.
Еще один дворец в архитектурном ансамбле площади — Гремлингофский дворец. Название ему подарил первый владелец Карел из Гремлинга.
Карел был известным доктором, а потому мог позволить себе построить не просто дом, а пышный дворец стиля рококо на центральной улице города. Сейчас здесь располагается издательство, специализирующееся на медицинской литературе. А среди простых обывателей и туристов это здание известно расположенной там кофейней, открытой еще в XIX веке.
Это заведение пользовалось симпатией многих знаменитостей. Сейчас оно особенно популярно у путешественников.
В барочный ансамбль площади прекрасно вписывается ратуша, построенная в стиле ренессанса. Она появилась здесь в XV веке. Сейчас под ее крышей проходят самые разные культурные мероприятия.
Еще одно примечательное здание XVI века – Великовский дворец. Стоит заметить, что фундамент здания гораздо старше, т.к. раньше на месте дворца находилась старинная готическая постройка. Эркер здания украшен росписью сграффито, нанесённой значительно позже, в конце XIX столетия. Мощные арки в стиле ренессанс. На одной из стен дома солнечные часы.
Техника сграффито — стены здания покрываются несколькими слоями штукатурки. Верхний — светлый, нижний в той же гамме, но значительно темнее. Затем штукатурку верхнего слоя снимают, процарапывая рисунок или узор. Получается вот такая красота.
Староместская площадь в Праге - это живая история. Старейший район Праги называется Старое Место, что переводится просто «Старый Город». Круглый год в Прагу стекается уйма туристов. Поэтому, если хотите побывать на главной площади в тишине, вставайте пораньше и первым делом сюда.
Староместская Ратуша
21 июня 1621 года здесь были казнены 27 участников Сословного восстания. Они выступали против указов и власти короля Фердинанда II. Казнь длилась 8 часов, с 5 часов утра до 1 дня. Среди казнённых были горожане Праги и жители соседних городов. 10 из них были дворянами.
10 лет головы 12 из них висели на Староместской Мостовой башне для устрашения народа. Потом родственники смогли забрать останки и похоронить. Место захоронения обросло легендами. Да и сами казнённые стали частью народных историй. Так, чехи рассказывают, что часть мятежников нашла покой в Тынском храме, а часть в костёле святого Сальватора, но каждый год в полночь 21 июня они встречаются на Староместской площади возле орлоя и слушают ход курантов. Если часы идут правильно, то мученики уходят спокойными за свою родину.
Астрономические часы на готической башне ратуши — единственные в мире по сложности и красоте исполнения. Они не просто показывают время. С помощью уникального механизма можно узнать дату, фазы Луны, восход Солнца, положение знаков зодиака. Механизм называется Пражский орлой.
Его циферблат был полностью спроектирован и закончен в 1490 году. Но и сегодня пражские куранты каждый час собирают толпы людей. Механизм часов приводит в движение фигуры, изготовленные средневековыми мастерами. Начинается торжественное шествие Апостолов. С последними ударами часов на Ратуше появляется петух и оповещает о начале нового часа.
Храм святого Николая (святого Микулаша)
В противоположной стороне площади, прямо напротив места казни, находится белоснежное здание храма святого Николая (святого Микулаша). Первые упоминания о церкви относятся к XIII веку. Когда-то это был гуситский храм. Он много раз перестраивался и менял свой облик. Знамениты его орган и люстра, подаренная русским царём. Сейчас здесь проходят службы, а по вечерам концерты классической музыки. В том числе и органной.
Первые упоминания о храме Святого Николая встречаются в документах XIII века. В то время здание было в романском стиле, но в результате последующих перестроек оно приобрело готические черты. После окончания гуситских войн храм стал принадлежать гуситам. В дальнейшем костел в разное время был лютеранским и католическим.
После реставрации, окончившейся к 1669 году, здание впервые сильно изменило свой облик. Теперь оно стало образцом архитектуры ренессанса с элементами барокко. Но новому строению не суждено было долго радовать горожан.
Церковь значительно пострадала во время пожара 1689 года. Восстановительные работы проходили под контролем представителя самой известной на территории Чехии династии архитекторов Килиана Динценхофера. Над восстановлением церкви трудилась целая команда опытных и талантливых специалистов. Скульптурным оформлением занимался Антонин Браун, над лепниной работал Бернардо Спинетти.
Но уже к XVIII веку вся эта красота стала использоваться как склад и хранилище зерна. Здание переходило то в руки русской православной церкви, то под контроль католиков.
Несмотря на все исторические перипетии, храму удалось сохранить свое величие и изящество вплоть до наших дней.
Южный фасад храма, смотрящий на Староместскую площадь, украшают скульптуры руки А. Брауна. Среди них святые покровители Чехии, аллегорические изображения добродетелей: умеренности, веры, любви, надежды, а также сюжеты из Нового и Старого заветов. Еще одна скульптура – Святого Николая, а по-чешски Святого Микулаша украшает восточный фасад.
Церковь святого Николая внутри – это единое пространство, оформленное скульптурами, фресками Петера Азама а также естественной игрой света-тени. В центре строения поднимается купол. Его украшают скульптуры бенедиктинцев и росписи, иллюстрирующие сцены жизни Святого Микулаша и святого Бенедикта. Роскошь этому месту добавляет люстра формы царской короны. По поводу ее появления здесь мнения расходятся. Некоторые считают, что роскошный светильник подарил храму Николай II. Но согласно иному мнению, это был подарок Александра II, приуроченный к двенадцатому дню рождения сына Николая. Как бы то ни было, этот царский подарок вы заметите наверняка.
Внутри церкви много позолоченных элементов. Особенную красоту им придаёт свет из окон, украшенных витражами. На них лики Святого Вацлава и Святого Николая. Еще одно достояние церкви – действующий орган. Его можно послушать во время концертов классической музыки, проходящих здесь постоянно.
Тынский храм
Напротив Башни (она на юго-западной стороне ратуши) — Тынский храм. Строительство Тынского храма стартовало в XIV веке, а закончилось спустя два столетия, к 1511 году. Авторство проекта здания приписывают Матьё Аррасскому и Петру Парлеру. Внушительный срок строительства здания отразился на особенностях его архитектуры. Ещё бы, — за двести лет изменились тенденции, предпочтения и стили. Менялся и внешний облик здания. Как итог, костел представляет собой строение, где гармонично соединились элементы барокко с чертами готики.
С этим зданием связано много любопытных историй. Например, долгое время считалось, что если человек встанет на могильную плиту, он наверняка распрощается с болью в зубах. Многие горожане были склонны возлагать больше надежд на надгробный камень, чем на стоматологов. Результаты «лечебных практик» — поврежденные могильные плиты вы можете увидеть внутри костела. Не менее интересный факт: дерево, из которого строился костел, использовали для создания виселиц на Староместсткой площади.
Костел производит сильное впечатление. Самый знаменитый элемент экстерьера – это, пожалуй, башни. Они на 80 метров возвышаются над фасадом. Стоя на площади, видишь не просто украшение города, а чувствуешь мрачное дыхание средних веков. Если вы приглядитесь, то заметите, что башни немного разные по величине. Это следствие случившегося в 1679 году пожара. Более того, они еще и несимметричны, что считается одной из черт готической архитектуры.
Подстать величественному облику здания и его внутреннее убранство. Зайдя внутрь, вы попадете в просторную и светлую базилику с барочным интерьером. Здесь девятнадцать богато украшенных алтарей. В одном из них располагается статуя Мадонны с младенцем. А украшением главного алтаря служат картины «Вознесение Девы Марии» и «Троица» мастера К. Шкреты.
Памятник Яну Гусу
Его называют самым известным чехом в мире. Родился в крестьянской семье, но посвятил себя наукам. Ян Гус был ученым, философом, теологом, увлекался филологией и создал несколько трудов по современному (на тот момент) чешскому языку. В 1402 году получил духовный сан. Был близок церкви, но выступал против накопления церковного богатства ценой одурачивания простого народа, закрывая глаза на их страдания и бедность. Выступал против продажи индульгенций, вседозволенности высших духовных санов. Главное же, — Ян Гус требовал Реформы. Его проповеди собирали по 3000 человек. В 1415 году Церковь объявила Яна Гуса еретиком, и приговорила к смерти, если он не отречется от своих идей.
Яна Гуса сожгли в Германии в городе Констанц 6 июля 1415 года. Недовольство его последователей было катастрофическим, а запущенная им идея продолжала набирать сторонников. Так, Ян Гус стал национальным героем Чехии, святым. Памятник на Староместской площади возведен в 1915 году.
Солнечные часы
Всего в нескольких шагах от памятника находятся очень точные солнечные часы, или Меридиан. Раньше рядом с ним находилась Марианская Колонна. В полдень тень от нее падала на Меридиан — так любой житель города мог определить время.
К сожалению, сегодня узнать который час по Меридиану не получится. В 1918 году колонна была полностью разрушена. Сегодня ведутся разговоры о том, чтобы восстановить ее. Часть колонны находится сейчас в Лапидариуме. Марианская Колонна была посвящена Деве Марии — заступнице всех христиан. Ее построили в честь великого события — завершения Тридцатилетней войны, изгнания захватчиков из города.
Недалеко от памятника Яну Гусу находится современная скульптура, посвящённая ещё одному великому гражданину города — Францу Кафке. За памятником начинается сквер. Ещё на площади есть галерея, где выставлены работы величайших мастеров.
Музей алхимиков и магов
Музей алхимиков и магов старой Праги рассказывает о жизни и деятельности английского алхимика Эдварда Келли (1555–1597). Музей считается не исторической, а развлекательной достопримечательностью. Многие из представленных экспонатов являются современными декорациями, макетами и предметами, которым искуственно придан старый вид. Их разрешено трогать и рассматривать, поэтому больше всего здесть нравится детям.
Музей находится в доме «У осла в колыбели», в котором жил и работал Эдвард Келли. Он смог убедить императора Рудольфа II, что способен превращать неблагородные металлы в золото. Заинтересовавшись, монарх взял афериста на полное обеспечение и оплатил обустройство его новой лаборатории. Однако, когда обещанного результата не последовало, Келли был арестован и вскоре погиб при загадочных обстоятельствах.
Имя алхимика ещё при жизни начало обрастать разными легендами и небылицами. Странное название его дома связывают с одной из них. Легенда рассказывает о женщине, случайно увидавшей, что у Келли отрезаны уши (сей факт алхимик удачно скрывал благодаря длинным волосам). В Средние века отрезанные уши являлись стандартным наказанием за обман или мошенничество. В отместку Келли прочёл несколько заклинаний и, когда женщина пришла домой, обнаружила осла вместо своего ребёнка в детской колыбели. Легенда заканчивается тем, что женщине удалось снять наложенные чары с помощью регулярных молитв Деве Марии.
Музей Франца Кафки
В музее находится выставка работ Франца Кафки (1883 – 1924) под названием «Франц Кафка и Прага», рассказывающая о жизни и работе наиболее известного чешского писателя (хотя и с немецкими корнями). Здесь можно увидеть все первые издания книг писателя, его дневники, переписку, рукописи, фотографии, рисунки, а также несколько 3D экспонатов и пять аудиовизуальных работ, сделанных специально для этой выставки. При музее работает книжный магазин, где можно приобрести любое произведение известного автора.
Музей призраков и легенд
Музей призраков и легенд Праги — интересный музей, посвящённый мистическим персонажам и приведениям в истории Праги.
Первое, что видят посетители — гигантская книга слухов. Её страницы с иллюстрациями расклеены во всех залах. Кроме того, бесплатно выдают небольшую книжечку на русском языке. Далее следует подземная часть музея, которая представляет собой воссозданные улочки и укромные уголки старой Праги с обитающими на них приведениями, призраками, духами и прочей нечистой силой. Создатели решили не пугать посетителей внезапно выскакивающими из-за угла призраками, поэтому музей получился совсем не страшным (можно спокойно приходить с маленькими детьми).
Музей КГБ в Праге
Музей КГБ — музей, посвящённый истории и деятельности Комитета государственной безопасности в СССР, сменившего в процессе развития множество форм и названий (ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ и МГБ). Пражский Музей КГБ знакомит туристов с огромной коллекцией интереснейших экспонатов: оружие, техника, шпионское оборудование, предметы быта, фотографии, газетные статьи, обмундирование, агитационные плакаты, подарки и сувениры офицерам КГБ. В наличии даже ампулы с цианидом и пистолет в виде пачки сигарет. Хозяин музея (выходец из России) сам проводит экскурсии и готов часами увлекательно рассказывать про историю каждого экспоната. Со многими из них разрешено фотографироваться. Услуги гида в музее бесплатные.
Вояновы сады
Прогуливаясь по улочкам Малой Страны, мало кто заметит, что за светлой невзрачной стеной спрятался красивый парк с павлинами и фруктовыми деревьями — Вояновы сады. Некоторые называют его старейшим парком в Праге. Верно это лишь частично, так как первоначальные сады были сожжены гуситами, а территорию на 250 лет застроили домами. И только в середине XVII века здесь опять разбили сады, которые мы видим и по сей день.
Теперь подробнее. В 1248 на этом месте воздвигли дворец-резиденцию пражских епископов, а вскоре, и дворцовый сад. Недовольные Церковью гуситы всё это успешно сожгли дотла в 1419. После подавления гуситских выступлений новый дворец, но уже для архиепископа (пражское епископство получило «повышение» при Карле IV), было решено построить ближе к королевской резиденции и тем самым подчеркнуть возврат Чехии в лоно настоящей католической веры. А на сожжённой территории начали строить дома.
Позже здесь появился дом Альбрехта Валленштейна (не путайте с его же дворцом). Когда в середине XVII века император Фердинанд III пригласил в Прагу женский монашеский орден босых кармелиток, он выкупил этот дом вместе в другими зданиями и участками для постройки монастырского комплекса. Кроме Монастыря и Храма св. Иосифа, кармелитки разбили сад — очень женский и потаённый (укрытый от чужих глаз) с элементами сельской тишины (яблонями, грушами, простыми деревянными скамейками). Получилось место, где может успокоиться женское сердце.
Сегодня парк примечателен свободно прогуливающимися павлинами, которые не прочь угоститься чем-то вкусным (не забывайте, что павлинов, уток и лебедей в Праге кормить можно, а вот за кормление голубей, особенно на центральных площадях, предусматривается большой штраф).
На территории Вояновых садов находятся:
- Капелла св. Элиаша в виде гротовой пещеры со скульптурой св. Йозефа (построенная в эпоху раннего барокко в модном тогда стиле «гротовой пещеры»);
- Капелла св. Терезии из Авиллы зрелого барокко — доминанта северной части парка;
- обзорная терраса с нишей и скульптурой св. Яна Непомуцкого (XVIII век). В этой части парка находится небольшой розарий, фонтан и настенные солнечные часы XVII века).
Сады получили своё название в 1954 в честь чешского актёра Эдуарда Вояна. Именно тогда их открыли для общественности. В 1920 южная часть сада была отдана Министерству Финансов. Во время наводнения в 2002 сады были сильно затоплены — вода достигала четырёхметровой высоты.
Штернбергский дворец
Этот образец чешского барокко расположился на Градчанской площади. В галерее, созданной Йозефом Штернбергом.
Внутри комплекса располагается квадратный двор с садом, в центре которого установлена скульптура льва, побеждающего змея, а центральный вход украшает изящная ротонда и фамильный герб. Интерьер дворца отличается изысканной лепниной, зеркалами на потолках, оригинальными фресками XVII века и прочими классическими элементами барокко.
Датой рождения галереи считается 5 февраля 1796 года, когда группа видных представителей аристократии и буржуазии Чехии под предводительством Франца Йозефа Штернберга объединились и организовали «Общество патриотических друзей искусства».
Некоторое время дворец использовался по своему первоначальному назначению и являлся зимней резиденцией Штернбергов. Но благодаря своим владельцам, почитателям науки и искусства, уже на этом этапе он стал культурно-научным центром Праги. Так, в 1770 году в этих стенах было провозглашено частное научное общество, которое со временем перешло на качественно иной уровень, государственный – трансформировалось в чешское Королевское научное общество. В 1796 произошло событие, которое и определило всю дальнейшую судьбу здания. Здесь было организовано Общество патриотов – друзей искусства, во главе которого встал тогдашний владелец замка Йозеф Штернберг. Общество нашло поддержку среди чешской аристократии, коллекция его картин, скульптур постоянно пополнялась благодаря своим щедрым членам. Они же в 1811 году, одержимые идеей, чтобы в стенах дворца располагались только произведения искусства, и были открыты для свободного посещения, собрали необходимую сумму и выкупили его у Леопольда Штернберга. Следующие три года велась подготовка к открытию галереи, и в 1814 году она распахнула свои двери.
Далее дворец ждали архитектурные и строительные преобразования. К середине XIX века появился третий этаж, которого ранее не было, еще одно крыльцо. Чтобы представить, как быстро пополнялась галерея, необходимо пояснить, что уже в это время здесь можно было полюбоваться работами Эль Греко, Питера Брейгеля, Рембрандта, Гойя, Веронезе.
1871 год знаменуется для замка довольно необычным поворотом в его судьбе. Из галереи он превращается в приют для слабоумных, здание было приобретено женским Союзом св. Анны. На этом перипетия не заканчиваются. В 1918 году здесь расположилась интендантская школа при министерстве обороны. И лишь в 1935 году, осознав всю ценность произведений искусства, собранных во дворце, их приобрело государство.
1946 год приносит радостные вести: по решению властей теперь он часть Национальной галереи и начинает использоваться по своему предназначению. Сотрудники Национальной галереи трепетно и с должным уважением относятся как к самим помещениям, так и произведениям искусства, собранным здесь, проводят все необходимые реставрационные работы.
В коммунистическую страницу истории Чехии (1948-1990 гг.) коллекция Штернбергского дворца заметно увеличилась, сюда направлялись картины, скульптуры, конфискованные властями у граждан. Но в настоящее время, после свержения коммунистов, в соответствии с новыми законами многие из них были переданы прежним владельцам, вернее их потомкам. Та же участь ждала даже и сам дворец, но в связи с тем, что Штернберги были уличены в связях с фашистами, было решено оставить его во владении государства.
Здесь собраны произведения искусства со времён античности до эпохи барокко.

Сердце Малой страны — рынок. Основное внимание к себе приковывает собор Св. Михаила, построенный в 1735 году. С его семидесятиметрового купола, присутствующего практически на всех открытках с видами Малой страны, открывается вид на старую Прагу. Создателями храма были Кристоф и его сын Килиан Игнац Динценхоферы — известные архитекторы пражского барокко. Фасад с тремя входами украшают статуи святых. Богатое внутреннее убранство изобилует фресками, статуями и алтарями, которые создали величайшие мастера того времени — Карел Шкрета, Лукаш Кра-кер, Игнац Платцер-старший (фигура Св. Михаила и четыре других статуи святых). Обращает на себя внимание также фреска «Поклонение Святой Троице» (автор — Франц Палка). Почти весь главный неф покрыт фресками, иллюстрирующими житие Св. Михаила. Он занимает полторы тысячи квадратных метров и является одним из крупнейших в Европе. Еще одна любопытная деталь: именно в этом храме играл на органе Вольфганг Амадей Моцарт во время своего визита в Прагу в 1787 году.

Прогулка по Малой стране с ее крутыми улочками напоминает скалолазание, и нам в любом случае придется остановиться в какой-нибудь пивной, например «У кота». Мы можем также посетить бывшую монастырскую пивоварню «У Св. Томаса», работающую с середины XIV века и предлагающую замечательный темный «Браник». Самое время набраться сил, так как впереди у нас очередной этап прогулки по Праге — королевские Градчаны.

Любимый холм
Излюбленным местом прогулок жителей Праги является живописный холм Петрин, расположенный по соседству с Малой страной. В этом месте, когда-то служившем святилищем языческого бога, разбиты прекрасные сады. На вершину холма можно попасть либо пешком, либо на фуникулере с интересным названием - Ланова драга. Всеобщее внимание приковывает к себе башня, построенная в честь Всемирной выставки 1891 года по образцу знаменитой парижской Эйфелевой башни. Неподалеку от башни находится Зеркальный лабиринт, созданный по тому же поводу. Отсюда уже близко до Стены голода - укреплений, построенных в XIV веке пражскими жителями, пострадавшими от голода во время неурожая. К юго-востоку от башни находится Штефаникова обсерватория, там можно увидеть старинный телескоп начала XX века.

Легенды Лихтенштейнского дворца

Всю западную сторону площади занимает Лихтенштейнский дворец. Здесь в 1620–1627 гг. жил «кровавый» губернатор Карел из Лихтенштейна, князь Опавский. Он стал управляющим и полномочным комиссаром в Праге после Белогорской битвы. Именно он председательствовал в суде, который отправил на казнь 27 чешских панов, участников Сословного восстания, предшествовавшего Белогорской битве. Как гласит легенда, казненные на Староместской площади в 1621 году появляются в местах, связанных с их последними днями. Они то ходят около Староместской ратуши, где о пролитой ими крови напоминают кресты на мостовой, то восстают из могилы у костела Сальватора, то мелькают по ночам в Староместской мостовой башне. Все их явления связаны со Старым Местом. И только один из них — Криштоф Кобер из Кобершперка, — появляется еще и на Малой Стране. У Криштофа была пивоварня и винный склад на Мостецкой улице, где он жил со своей женой Анежкой. После казни для его жены наступили тяжелые времена. Жестокий граф Карел Лихтенштейн запретил ей торговать. Ее детей вынудил перейти в католическую веру. В конце концов, Анежке пришлось эмигрировать за границу, а ее имущество досталось Лихтенштейну. Кобер не мог смотреть с небес на эти беззакония, и вернулся на землю в обличии таинственного безглавого белого всадника. Тихо проехал по Малой Стране от костела Яна Гуса к Лихтенштейнскому дворцу на Малостранском рынке. Там вытянулся в седле до высоты второго этажа, где у стола сидел граф и подсчитывал свое неправедно нажитое имущество. Какое-то время он смотрел на графа, а потом легонько постучал в окно. Утром графа нашли мертвым. С тех пор, однажды покинув мир мертвых, Кобер вынужден ездить по улицам. При его появлении начинает дуть странный недобрый ветер. Кобер тихо проезжает по Малой Стране и исчезает.
Невеселая участь постигла и Анежку. Перед смертью она очень хотела вернуться в Прагу, но ей поставили суровое условие — перейти в католичество. Она не захотела предать свою веру, и умерла вдали от родины. Одна из легенд об этом дворце, известном своими великолепными балами, гласит, что из-за них две девушки отдали свои души дьяволу. Первая была дочерью винодела из дома «У золотого льва». На бал девушку пригласил влюбившийся в нее граф. Девушка не решалась идти без сопровождения и заявила, что хоть бы и черт ее взял, но без своего отца она не пойдет. Неожиданно и ее отец получил приглашение. Когда девушка начала танцевать со своим возлюбленным, пол под ней провалился, и послышался дьявольский хохот. Потом еще долго ее дух, жалобно плача, бродил по коридорам дворца.
Другая девушка была дочерью самого богатого малостранского мельника. Она пообещала свою душу дьяволу, чтобы попасть на дворянский бал. По окончании бала она спряталась в дворцовой часовне, чтобы дьявол до нее не добрался, но умерла еще до наступления утра от страха перед адскими муками. С тех пор она пугает посетителей Лихтенштейнского дворца. Молодых людей она заманивает танцевать, а на девушек набрасывается и царапает их. На блестящих балах княжне Лихтенштейнской хотелось выглядеть лучше всех. Когда она обнаружила на лбу первую морщинку, то воскликнула, что отдала бы душу дьяволу, лишь бы не стареть. С каждым годом она становилась все красивее. Но пришло время, и черт унес ее через дыру в потолке. Теперь по ночам она прохаживается по дворцу, держа в одной руке свечу, а в другой — зеркало, в которое любуется собой.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна