Гид по городам мира





София, Болгария


София — столица Болгарии и один из крупнейших городов Балканского полуострова. Город был основан тысячелетия тому назад, сегодня он продолжает развиваться, становясь культурным и экономическим центром страны. Сегодня в столице проживают 1 млн. 250 тыс. человек.

Климат и погода

София относится к умерено – континентальному климату. Зимы здесь теплые и мягкие, с неустойчивым снежным покровом. Нередко при южных ветрах температура поднимается до + 10 градусов. Редко температура опускается ниже нуля. При вторжениях холодного ветра из Сибири ночью температура может опуститься до – 15 – 20 градусов. Весна в Софии ранняя и продолжительная, а лето прохладное, если сравнивать с другими городами такой же географической широты. Хотя нередко температура может подняться до + 35 и выше, но здесь так, же бывает очень часто пасмурная и дождливая погода.

История Софии

София - это город, имеющий 7000-летнюю историю, один из самых древних городов Европы. В самом центре города и поныне обнаруживают предметы человеческого быта эпохи неолита, находки, датируемые каменным веком и эпохой бронзы. Есть мнение, что причиной заселения этих мест в глубокой древности были горячие минеральные источники, ко торыми изобилует Софийская котловина.
Первым из населявших котловину племен было древнефракийское племя сердов. От них берет начало первое название города - Сердика. Приблизительно за 500 лет до Хр. в этих местах поселились одрисы, которые известны как этнос, основавший свое царство. На короткий период в IV веке до Хр. город находился под властью императора Филиппа и его сына Александра Македонского.
И только в 29 году после Хр. город был завоеван римлянами и в годы правления императора Траяна (98-117) стал центром административной области. Он получил название Ульпия Сердика и стал муниципиумом (центральным городом области).
В городе Софии были сооружены башни, крепостные стены, термы, административные и культовые здания, гражданская базилика и булевтерион (большой амфитеатр). Во II веке он стал центром провинции Нижняя Дакия и за столетие сильно разросся. Вот почему с полным основанием император Константин Великий называл его "мой Рим".
По масштабам город был невелик, но великолепен по своему градостроительному плану и архитектуре, он отличался богатством развлечений, в нем кипела общественная жизнь. Нового расцвета Сердика достигла при императоре Юстиниане, когда город был обнесен мощными крепостными стенами, фрагменты которых можно увидеть и теперь.
Полностью сохранилась и была реставрирована римская ротонда, впоследствии превращенная в раннехристианский храм - церковь Св. Георгия, который находится за отелем "Шератон". В V веке город был захвачен Атиллой а отвоеван Византией вскоре после его смерти. До начала IX века он входил в состав Восточной Римской империи.
После создания Дунайской Болгарии (681 г.) многие болгарские владетели проявляли интерес к Сердике. В 809 году кану Круму удалось включить ее в пределы Болгарии. Город стал называться Средец, что на тогдашнем языке означало "середина, центр, середовище". В самом деле, местоположение города давало ему основание превратиться в центр Балканского полуострова. Это название просуществовало до 1018 года, когда после завоевания Болгарии Византией он был переименован в Триадицу, что в переводе означает "среди гор". После 1194 года название Сердика было восстановлено.
Город многократно подвергался нападениям мадьяр, сербов и крестоносцев. После освобождения Болгарии от византийского владычества он был снова включен в ее границы под новым именем - София. Это название город получил от названия храма Св. Софии, который существует и поныне (рядом с храмом-памятником Св. Александра Невского). Он разросся, превратился в центр развития ремесел и торговли. Возводились новые здания, множество церквей, самой известной из которых была Боянская церковь.
София была завоевана османами в 1382 году. В документах того времени название города сопровождалось эпитетами, выражающими восхищение завоевателей. Однако это не помешало турецким властям изменить eго облик. Христианские храмы приходили в упадок и разрушались, строились турецкие административные здания, мечети, бани, торжища. За пять веков османского владычества София стала неузнаваемой. Раскопки, проводившиеся впоследствии, наглядно показали, как менялся облик города на протяжении его многовековой истории. От времен османского владычества сохранилось мало зданий.
Турецкие правители оценили прекрасное местоположение Софии - перекрестка и важного магистрального пункта Балкан - и поспешили увеличить роль города как центра ремесел и торговли. В XVII веке он уже был самым крупным средоточием торговли на Балканах, а в XVIII через него проходила мощенная камнем дорога из Европы в Малую Азию. В XIX веке была построена первая балканская железная дорога, отрезок знаменитой "Ориент-экспресс". София являлась административным центром санджака (области), на который Османская империя возлагала большие надежды.
После освобождения Сербии в XIX веке Софийский санджак стал пограничным. На город много раз совершали набеги кирджалии, которые периодически грабили и опустошали отдельные его кварталы. В период Национального Возрождения и национально-освободительного движения Апостол свободы Васил Левский создавал в Софии революционные комитеты, видя в ней один из центров будущего восстания. По иронии судьбы после ареста он был доставлен именно в Софию, осужден и повешен в 1873 году.
София была освобождена от османского владычества в январе 1878 года. В то время население города не превышало 12 тысяч, однако благоприятное в стратегическом плане местоположение способствовало тому, что 4 апреля 1879 года София была провозглашена столицей Княжества Болгарии.
За считанные годы население города увеличилось почти в десять раз, коренным образом изменился облик города, узкие турецкие улочки сменились современными мощенными улицами, велось строительство административных зданий, церквей, школ, развивались парки и скверы, были проведены современная канализация, телеграфная и телефонная связь.
София все больше напоминала европейский город, все же сохраняя при этом немало черт Востока. В 20-ые годы XX века она уже приобрела более европейский вид. Вполне современным, неповторимо прекрасным стал ее облик в царствование Бориса III, когда столица обогатилась зданиями в стилях модерн, сецессион, баухаус, неоклассицизм и европейский эклектизм.
И сегодня центр Софии и квартал между Львиным мостом и отелем "Шератон" изобилуют зданиями первой половины XX века. Узкие улочки и газовые фонари сохранялись почти до начала Второй мировой войны. Американские бомбардировки во время войны вызвали большие разрушения в центральной части города.
В то время Болгария являлась союзницей фашистской Германии. В 30-ые и 40-ые годы XX века София стала ареной рабочих забастовок, политических митингов и демонстраций и в то же время оставалась центром культуры, науки и искусства. Перемены, наступившие в политической жизни страны после 9 сентября 1944 года, сказались и на столице.
Строились здания в урбанистическом, сталинистском стиле, самым известным из них был комплекс в центре: Дом партии, отель "Балкан" и ЦУМ. В наши дни эти здания получили несколько иное предназначение. В "Балкане", например, разместился отель "Шератон", а в его продолжении - Президентство; ЦУМ коренным образом преобразован.
Рядом с ним находится здание Совета Министров, а в бывшем царском дворце размещена экспозиция Национальной художественной галереи. София превратилась в крупнейший промышленный центр страны, в котором сосредоточена 1/6 часть всего производства, 1/8 часть населения, основная часть политической и культурной элиты и государственного капитала страны. Облик современной Софии меняется не по дням, а по часам.
Производится реституция - прежним собственникам возвращаются участки земли, здания, строятся новые магазины, открываются офисы частных фирм. Постепенно реставрируются непреходящие культурно-исторические ценности, которые превращают столицу в подлинно европейский город - город древней культуры, впечатляющего настоящего и доброго будущего.

Достопримечательности

София является крупнейшим городом Болгарии, сегодня это динамично развивающаяся столица, отличается сочетанием уникальной архитектуры и большим количеством православных церквей. Кроме того, София является одной из немногих столиц Европы с красивыми пейзажами и близким расположением развитой горнолыжной инфраструктуры – на горе Витоша. В городе много исторических сооружений, дворцов, храмов, соборов, национальных музеев и прочих культурных учреждений.

Собор Александра Невского

На площади Александра Невского в Софии находится одноименный собор. Самый знаменитый храм Софии - собор Александра Невского - воздвигнут в память русских солдат, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. Этот монументальный, крупнейший на Балканах православный храм стал символом освобождения Болгарии.
Вопрос о сооружении памятника болгарского освобождения обсуждался на Учредительном собрании в Тырново в 1879 году. Тогда и было предложено построить в Тырново "храм, посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою". Но в 1880 году Народное Собрание второго созыва приняло решение построить памятник в Софии. Изданное парламентом обращение к народу призывало "внести свою лепту в строительство памятника признательности болгарского народа своим освободителям". Это обращение было распространено по всей стране через городские и сельские общинные управления и окружные управления. Оно было отправлено также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Петербурге, Бухаресте и других городах с просьбой "распространить их среди соотечественников-патриотов, по общинам в Бессарабии, Добрудже, Австрии и России".
Патриотическое начинание возглавила центральная комиссия, созданная в соответствии с решением Народного собрания от 26 февраля 1881 года. Дата закладки храма была намечена на 3 марта 1882 года.
Одобренный первоначально проект русского академика И.С. Богомолова подлежал известной доработке с тем, чтобы лучше приспособить его к местным условиям. Однако ухудшение отношений между русским и болгарским правительствами помешало своевременному началу строительства собора.
В 1896 году центральная комиссия остановила свой выбор на проекте архитектора А.Н. Померанцева - того самого, который построил здание ГУМа в Москве. Это был, по существу, прежний проект Богомолова, в который, однако, были внесены существенные коррективы. Собранные к тому времени средства (выделенные Народным собранием и добровольные пожертвования) составили 900 тыс. левов. В фонд строительства поступили и средства от болгар, живших за пределами своей родины. Многие русские также выразили желание внести денежные средства в фонд строительства храма Александра Невского.
В 1912 году строительство храма, продолжавшееся восемь лет, было завершено. Однако из-за начавшейся Балканской войны он не был открыт. Дело дошло даже до того, что через три года, в 1915 году, по настоянию прогермански настроенного царя Фердинанда Кобурга, кабинет премьер-министра Радославова переименовал храм в "соборную церковь Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия". В связи с этим в правительственном официозе "Народни права" появилась статья о том, что "после объединения болгарской нации предстоит приступить к своему обновлению", а потому-де "имя Александра Невского, присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью Св. Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам".
В 1920 году правительство Александра Стамболийского восстановило первоначальное название храма, утвердив его в законодательном порядке на первой же сессии Народного собрания XVIII созыва в мае того же года. Так спустя 45 лет, в 1924 году, по настоянию общественности состоялось официальное открытие храма.
Храм-памятник Александра Невского воздвигнут на самом видном месте в центре Софии. Его золотые купола видны издалека. Высота храма - 50 м 52 см, площадь - 2600 м?. Он сложен из гранита и белого камня и украшен скульптурно-декоративными элементами: карнизами, фризами, колоннами и др. Его архитектоника включает также элементы русского церковного зодчества. На звоннице храма подвешены 12 колоколов, самый большой из которых весит 12 тонн.
По обеим сторонам западного входа в храм установлены две плиты из каррарского мрамора с текстом на русском и болгарском языках, гласящим, что "сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году. Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12 (24) сентября 1924 года. Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам".
Не только внешний вид, но и интерьер впечатляет великолепием отделки: итальянский мрамор, бразильский оникс, африканский алебастр. Над украшением собора трудились известные русские и болгарские художники: В. Васнецов, М. Мясоедов, А. Киселев, Д. Киплик, М. Судковский и другие, И. Мырквичка, А. Митов, Г. Желязков, С. Иванов, А. Белковски, И. Клисуров и декораторы Борис Михайлов и Харалампи Тачев. Всего они создали около 400 произведений. Две иконы иконостаса написаны В.М. Васнецовым.
Исключительным богатством убранства отличается царский и архиерейские троны собора и алтарная преграда. Мраморная орнаментика выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора Яковлева. Тем, кто интересуется иконописью, советуем побывать в крипте собора. Здешнее собрание икон - увлекательный рассказ о развитии этого искусства в Болгарии на протяжении веков. Такого обилия экспонатов вы не увидите больше нигде. В крипту ведет отдельный вход.

Ротонда Святого Георгия

Ротонда Святого Георгия является древнейшим храмом Софии, который был возведён ещё в IV веке, когда здесь стояла античная Сердика. Долгое время церковь использовалась как баптистерий, а с конца X до середины XII столетия в ней находились мощи Иоанна Рыльского. В XVI веке после завоевания Болгарии турками, мусульмане превратили раннехристианскую обитель в мечеть. После их изгнания были проведены масштабные работы по восстановлению христианского храма, в ходе которых обнаружились уникальные фрески и изображения, закрашенные османами. Самые ранние из них были датированы X веком. Сейчас ротонда имеет статус музея, однако и по сей день в ней регулярно проходят богослужения.
Здание построено из кирпича, выделяясь узкими высокими окнами и шестью полукруглыми пристройками. Высота купола составляет немногим более 13 метров. Во время Второй Мировой войны, как и многие другие сооружения, Ротонда Святого Георгия подверглась серьёзным разрушениям, но после обширной реконструкции обрела вполне презентабельный вид, который можно наблюдать и сегодня. Внутри обители красуются многочисленные фрески, поверх которых чуть более 100 лет назад были изображены замысловатые узоры и написаны молитвы прославляющие Аллаха, а ротонда называлась мечетью Гюл-Джамасы. Для любознательных посетителей церкви-музея оборудован специальный стенд, с описанием и историей храма на английском и болгарском языках.
Ротонда Святого Георгия появилась на свет в эпоху правления императора Константина Великого и сначала выполняла общественные функции, сменив своё назначение в VI столетии уже при Юстиниане Великом. Тогда в империи активно распространялось православие и для усиления его влияния воздвигались ритуальные сооружения. Будучи баптистерием, ротонда рассматривалась как священное место для крещения. Именно тогда на стенах здания появились первые фрески из тех, что были обнаружены в наши дни в ходе реставрационных работ.
Несмотря на свой довольно аскетичный блик, Ротонда Святого Георгия явственно выделяется на фоне современных зданий столицы Болгарии и внушает благоговение своим почтенным возрастом. Вход внутрь обители разрешён ежедневно всем желающим, однако при этом необходимо соблюдать установленные в православии нормы и правила поведения. Оплата за посещение не предусмотрена, но внесение небольшого пожертвования выглядит вполне обоснованным, учитывая высокое культурно-историческое значение этого сооружения.

Боянская церковь

Боянская церковь находится в 8 км к юго-западу от центра Софии. Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.
Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42. В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.
Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства. Церковь стоит у подножья горы Витоша, в пригороде Софии, который когда-то был селом Боян. По названию села получила свое имя и церковь, первоначально же она была храмом святых Николая и Пантелеймона.
История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией. Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.
Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех разновременных построек. Первую датируют XI веком, следующую – XIII, а последнее крыло было достроено в XIX веке.
Первая постройка самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь, построенную согласно местным традициям. Второе строение - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. На первом этаже располагается усыпальница Калояна и его жены Десиславы, а на втором – семейная часовня. Снаружи церковь украшена керамикой. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.
Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи. Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года.
Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения основоположника болгарского монашества, великого отшельника Святого Иоанна Рильского, Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.
Архитектура и внешнее оформление отвечают местным строительным традициям: они скромны и не поражают ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого каменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой стариной и той изящной "стильностью", по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени.
Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.
Неизвестные болгарские художники сумели выйти из рамок традиционной церковной живописи и создать образы, новые для европейского искусства XIII столетия. Исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что болгарские мастера еще за сто лет до ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали в боянской церкви поразительные по своему реализму образы, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью, суровый аскетизм соседствует с внутренним самосозерцанием. Это самые ранние реалистические портреты в монументальной живописи средневековой Европы.
Памятник ЮНЕСКО - Храм святых Николая и Пантелеймона в Софии, более известный как Боянская церковь, был реставрирован и открыт для посещения. В торжественной церемонии открытия принял участие президент Болгарии Георгий Пырванов. Стенописный ансамбль церкви - самый яркий памятник болгарской церковной живописи.
Восстановление церкви началось в 1954 году. Предметом острой дискуссии между болгарскими и зарубежными экспертами стали методы и средства реставрации росписей. Споры и отсутствие финансирования привели к тому, что в течении многих лет Боянская церковь, включенная в список мирового культурного наследия, была "законсервирована" и закрыта для посещения. Завершить реставрацию удалось благодаря частным пожертвованиям. Стоимость работ составила около 80 тысяч евро.
Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

Софийская синагога

Крупнейшая сефардская (еврейско-испанская) синагога в Европе находится в Софии на углу улиц Экзарха Иосифа и Вашингтона. Это единственный еврейский молитвенный дом в Софии. Софийская синагога – один из самых красивых архитектурных памятников в Болгарии.
Синагога построена на месте более старой „Ахава и хасед” (ивр. „любовь и доброта”). Ее строительство было завершено в 1909 году. На освещении присутствовала царская чета - царь Фердинанд (годы правления 1887 – 1918) и царица Элеонора.
Архитектура Софийской синагоги удивительна. Храм состоит из центрального купольного здания и притвора. Зал для молитв имеет восьмиугольную форму. В четырех углах расположены полукруглые ниши с прямоугольными помещениями между ними, а над ними – молитвенное помещение для женщин. Основная люстра весит две тонны и является самой большой в Болгарии. На подиуме из белого мрамора возвышается алтарь, окруженный красивыми перилами.
Вместимость зала - 1170 мест. Интерьер декорирован изделиями прикладного искусства. Фасады украшены богатыми архитектурными элементами, пластическими орнаментами и каменной резьбой. Пол синагоги покрыт венецианской мозаикой.
В Софийской синагоге находятся резиденции Главного раввина Болгарии и Главного раввина Софии. В Центральной синагоге регулярно проходят религиозные службы. Она была закрыта только в период 1943-1944 годов, когда большинство евреев из Софии были депортированы в провинцию. Во время бомбардировок Софии в 1944 г. Синагога была частично разрушена. Пострадали балкон и несколько колонн в главном зале. Была уничтожена и известная иудейская библиотека общины.
При Софийской синагоге с 1992 г. функционирует и Еврейский исторический музей Организации болгарских евреев „Шалом”. Музей является своеобразным продолжением более ранней экспозиции «Спасение болгарских евреев 1941-1944 гг.”. Цель музея – поиск, изучение и сохранение предметов, фотографий и документов, связанных с еврейским культурным и историческим наследием в стране. В нем две постоянные экспозиции – „Еврейские общины в Болгарии” и „Холокост и спасение евреев в Болгарии”. Они показывают религию, быт и культуру евреев, а также историю общины с ее заселения на этих землях до основания государства Израиль. Акцентом в музее является спасение многих болгарских евреев во время Второй мировой войны.

Национальный археологический музей

Этот старейший музей был основан сразу после освобождения Болгарии от османского ига, в 1879 году. Для размещения была выбрана мечеть Буюк, построенная в 1496 году. Первоначально музей имел наименование «Замок-музей Отечества». Старинная девятикупольная мечеть была отреставрирована в 1992 году.
Археологический музей постоянно пополняется новыми экспонатами. На сегодняшний день основу экспозиции составляют почти 60 тысяч различных предметов и около полутора миллионов монет.
Экспозиции охватывают всю изученную глубину истории места, где расположено государство Болгария. Здесь выставлены предметы эпохи неолита из археологических находок. Это глиняная посуда, керамика, объекты древних культов, инструменты и древнее вооружение. Из этой коллекции можно выделить бронзового оленя, относимого искусствоведами к восьмому веку до нашей эры. Далее предметы фракийского периода. Это, конечно, 13 знаменитых необычных Вылчитринских золотых сосудов общей массой 12,5 килограммов.
Историки считают, что это древнейшие из найденных фракийских предметов, они использовались в ритуальных целях. Экспозиция настолько ценна, что для неё выделена отдельная охраняемая комната. Луковитский клад, состоящий более чем из 200 золотых и серебряных предметов. Предполагают, что клад был спрятан во время нашествия кельтов в первой половине четвёртого века. Затем артефакты римского периода. Это, в первую очередь, саркофаг второго-третьего столетия новой эры из окрестностей Ловеча. Ещё статуя Аполлона из позолоченной бронзы. Её обнаружили в Старо-Загоре. Историки считают, что создатель этой статуи был из школы Праксителя. Отдыхающий сатир – копия работы Праксителя, найденная в селе под Плевной. Предполагают, что он попал в Болгарию из Италии еще во втором столетии новой эры. Перед входом установлена копия высеченного в скале у села Мадара всадника. Дополняют экспозицию иконы и фрески с религиозными сюжетами, собранные со всей территории Болгарии. Все экспонаты Археологического музея снабжены надписями на болгарском и английском языках. Любая съемка экспозиций запрещена. На первом этаже есть уютное кафе, куда можно войти и с улицы. О нём говорят: «Музейный клуб». Входной билет стоит около 2 с половиной евро. По последним воскресеньям месяца вход свободный.

Музей социалистического искусства

Музей социалистического искусства (болг. Музей на социалистическото изкуство) – один из филиалов Болгарской Национальной Художественной галереи; расположен на территории Министерства культуры Болгарии, в софийском квартале Изгрев.
Музей социалистического искусства в Софии был открыт 19 сентября 2011 года. Этот музей необычен по составу своей экспозиции – здесь собраны произведения искусства, созданные в период эпохи социализма в Болгарии. Экспонаты музея, привезенные из многих уголков страны, интересны тем, что представляют определенный этап в истории Болгарии.
В сквере перед зданием музея, под открытым небом, на площади 7500 кв. метров выставлены скульптуры различной тематики. Здесь можно увидеть как фигуры известных политиков – например, вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина и болгарского лидера Георгия Димитрова (этот памятник был привезен в Софию из Сопота), так и скульптуры, характерные для эпохи социализма – фигуры трудящихся, пионеров, а также элементы социалистической символики (например, пятиконечную звезду, когда-то венчавшую шпиль Болгарского Народного парламента).
В крытом павильоне расположена картинная галерея, в которой представлены работы, созданные болгарскими художниками в жанре социалистического реализма.
В музее существует небольшой кинозал, в котором демонстрируется кинохроника социалистического периода в истории Болгарии.

Национальный музей военной истории

Национальный Музей Военной Истории в Софии является одной из главных и часто посещаемых достопримечательностей столицы Болгарии. Основанный в 1916 году музей постоянно пополнялся новыми экспонатами, которых к настоящему времени накопилось более 1 миллиона. Экспозиция музея, красноречиво рассказывающая о непростой военной истории страны, состоит из трех частей: внешней, где можно под открытым небом увидеть образцы военной техники разных времен, постоянной и коллекционной. Постоянная экспозиция, расположенная на трех нижних этажах четырехэтажного здания, посвящена военной истории Болгарии, начиная от Средневековья до настоящего времени, ее оригинальная реконструкция, звуковые эффекты и необыкновенное сочетание экспонатов с картинами известных болгарских художников неизменно вызывает большой интерес. Коллекционные залы музея, расположенные на четвертом этаже, содержат экспозицию холодного и огнестрельного оружия, а также коллекцию орденов, медалей и других знаков отличия.

Национальная галерея зарубежного искусства

В столице Болгарии, в Софие, существует несколько художественных музеев. Если Национальная художественная галерея преимущественно предлагает посетителям увидеть произведения, созданные руками болгарских мастеров, то Национальная галерея зарубежного искусства специализируется на иностранных шедеврах.
Галерея отличается незначительным возрастом, так как её открыли только в 1985 году. В основу собрания легли дары частных коллекционеров, а сейчас музейный фонд насчитывает уже более 10 тысяч произведений! Среди них большое количество всемирно известных имен, как Дюрер, Рерих, Роден: Коровин: Ренуар и многие другие.
Музей расположился в залах прекрасного старинного особняка, в котором долгие годы располагалась государственная типография. Несмотря на то, что здание сильно пострадало в годы Второй мировой войны, оно было восстановлено и сейчас оставляет неизгладимое впечатление. Оно построено в неоклассическом стиле по проекту венского архитектора, из-за чего можно сказать, что оно соответствует венскому стилю периода его расцвета.

Национальный дворец культуры

Национальный дворец культуры расположен в центре Софии. Он представляет собой многофункциональный комплекс, синтезирующий современную архитектуру и пластические искусства. Он открыт в 1981 году. Великолепные пространства дворца одухотворены более сотней произведений монументальной живописи, скульптуры, резьбы по дереву, металлопластики, а также гобеленов и произведений других жанров.
В НДК 15 многофункциональных залов, 55 помещений для встреч общей вместимостью более 8 тыс. мест и более 15 000 кв. м выставочной площади. Среди них Первый зал – самый большой и представительный в комплексе. Его площадь составляет 11 000 кв. м и он оборудован стационарными креслами. Общая вместимость зала – 3 692 места.
В залах НДК выступали многие знаменитые артисты – Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Алексис Вайссенберг, Хосе Каррерас, Андреа Бочелли, Николай Гяуров, Рикардо Мутти, Монсеррат Кабалье, Катя Ричарелли, Мирелла Френи, Веселина Кацарова, Дарина Такова, Анна Томова-Синтова, Гена Димитрова, Эмил Чакыров, Эмил Табаков, Юрий Башмет, Найджел Кеннеди, Эмир Кустурица и др.
В НДК проходит Новогодний музыкальный фестиваль, основанный маэстро Эмилом Чакыровым в 1986 году. Во время фестиваля на большой сцене можно послушать великолепные болгарские голоса – Веселину Кацарову, Калуди Калудова, Красимиру Стоянову, Цветелину Василеву и др.
Один из крупных культурных проектов НДК – «Салон искусств». В 2011 году на нем особо было отмечено 25-летие дворца. Уже в одиннадцатый раз подряд в залах и фойе Национального дворца культуры фестиваль муз привлекает многочисленных почитателей.
Специальным сюрпризом фестиваля стали выступления Андреа Бочелли, Дарины Таковой, Стефано Секко и Франко Васалло.
В многочисленных залах дворца каждый может прикоснуться к разным жанрам искусства.
Здесь весь год проходит и ряд выставок. Наиболее популярны среди них - «Сделано в Болгарии» (в ноябре), «Ярмарка книги» (декабрь) и «Отдых и спа Экспо» (февраль).

Национальный театр имени Ивана Вазова

Национальный театр имени Ивана Вазова, расположенный на улице Игнатия Дякона в центре Софии, является символом театрального искусства и главной сценой Болгарии. Он назван в честь легендарного классика национальной драматургии и пользуется большим уважением не только у себя в стране, но и во всей Европе. Театральное здание отличается торжественным видом и шикарной внешней отделкой, при этом внутренний интерьер не менее великолепен и тоже производит сильное впечатление. Театр оснащён современным оборудованием, большой сценой и вместительным камерным залом. В годы Второй Мировой войны сооружение сильно пострадало от немецких бомбёжек, но вскоре было восстановлено. Последняя реконструкция произошла здесь в 2007 году.
Национальный театр имени Ивана Вазова имеет более, чем столетнюю историю. Он был основан в 1904 году, став преемником софийской драматической группы «Слеза и смех», впоследствии перевоплотившись в Болгарский национальный театр. Своё нынешнее название он получил в 1982 году. Само здание было возведено по проекту компании братьев-архитекторов – Фельнер & Гельмер, и за долгие годы своего существования не раз горело, однако всегда возрождалось во всём своём великолепии. Торжественное открытие состоялось в начале 1907 года, на котором присутствовали многие влиятельные люди. На протяжении многих лет менялись директора и руководящий состав театра, однако каждое десятилетие здесь появлялись всё новые талантливые режиссёры и артисты.
Из разных поколений, выступавших на сцене Национального театра имени Ивана Вазова, навсегда свой след оставили такие выдающиеся личности в театральной истории Болгарии, как Адриана Будевская, Николай Лилиев, Хрисан Цанков, Ивана Милева, Таня Масалитинова, Апостол Карамитев, Леон Дэниэл, Иван Добчев, Александр Морфов, Маргарита Младенова и другие. Среди постановок выделяются классические и экспериментальные произведения, включая такие всемирно известные спектакли, как «Братья Карамазовы», «Вишнёвый сад», «Дон Жуан», «Сирано де Бержерак».
В настоящее время, Национальный театр имени Ивана Вазова служит не только культурным учреждением, но и настоящим архитектурным шедевром, украшающим просторы болгарской столицы. Входные билеты на театральные постановки не отличаются дешевизной, однако побывать тут мечтают многие заядлые театралы из разных европейских стран. Впрочем, даже далёкие от высокого искусства люди, с удовольствием фотографируются на фоне выдающегося здания, прогуливаясь по улице Игнатия Дякона, отдавая дань его архитектурному великолепию и славной истории.

Национальный театр оперы и балета

Национальный театр оперы и балета – один из ведущих театральных коллективов Болгарии.
С момента своего создания и по сегодняшний день Национальный театр оперы и балета играет важную роль в поддержке национальной музыкальной культуры и традиций исполнительского искусства.
История
Национальный театр оперы и балета ведет свою историю с 1890 года, когда три болгарских музыканта - Драгомир Казаков, Иван Славков и Ангел Букорещлиев основали первую оперную труппу в Болгарии, которая стала частью Столичной драматическо-оперной труппы. Постановками этого театрального коллектива стало 12 полноценных оперных спектаклей и 11 отрывков из опер с участием болгарских, чешских и итальянских артистов в сопровождении фортепиано и оркестра Шестого пехотного полка и хора Итальянского певческого содружества.
В мае 1891 драматическая часть театра стала обособленной труппой «Слеза и смех», а оперная – была преобразована в Столичную болгарскую оперу. Но в связи с финансовыми трудностями и отсутствием государственной поддержки указом от 1 октября 1892 года было объявлено о закрытии театральной компании.
В начале XX века интерес к опере в болгарском обществе стал постепенно возрастать. Поэтому в 1908 году в Софии было образовано Болгарское оперное содружество. Первыми постановками вновь образованного театра стали «Трубадур» Джузеппе Верди и «Фауст» Шарля Гуно. Дирижировал оперным оркестром известный болгарский пианист, дирижер и музыкальный педагог Генрих Визнер (1864-1951).
В 1909 году оперное содружество представило публике полномасштабную постановку оперы «Паяцы» итальянского композитора Руджеро Леонкавалло. Премьера прошла с огромным успехом. После показа классической оперы, на суд публики были представлены произведения известных болгарских композиторов. Впоследствии, каждый театральный сезон труппа оперного театра ставила около десяти новых спектаклей.
В 1922 году болгарскому оперному театру был присвоен статус Государственной народной оперы. В 1928 году на театральной сцене был поставлен первый балетный спектакль, и название театра официально расширилось – бывший оперный театр стал называться Национальным театром оперы и балета.
В 1944 году, во время бомбардировок города, театр ненадолго прекратил свою деятельность, но в 1945 году – вновь возобновил свою работу. В послевоенные годы в Софии работали лучшие мастера русской оперной сцены - Павел Румянцев, Евгений Соковнин и Борис Покровский, хореографы Нина Анисимова, Николай Холфин, Леонид Лавровский, Юрий Григорович, Вахтанг Чабукиани. Со спектаклями «Война и мир» и «Хованщина» в постановке Бориса Покровского Национальный театр оперы и балета совершил несколько зарубежных гастролей, демонстрируя свой высокий профессионализм на лучших мировых подмостках.
Здание театра на бульваре Дондуков было построено в 1953 году. Большой зал рассчитан на 948 зрительских мест.
В настоящее время театр уделяет особое внимание приобщению к оперному искусству младшего поколения. С этой целью в феврале 2008 года была запущена программа «Мы собираемся в оперу».
За долгие годы существования Национального театра оперы и балета, на его сцене выступало много выдающихся артистов, чьи имена вписаны в историю мировой оперы. Болгарская опера по праву гордится своими лучшими исполнителями – Анной Томовой-Синтовой, Райной Кабаиванской, Александриной Милчевой, Николой Гюзелевым, Стояном Поповым, Бойко Цветановым, Калуди Калудовым, Дариной Таковой, Цветелиной Васильевой, Красимиром Стояновым, Юлианом Константиновым, Орлином Атанасовым и др.

Софийский университет

Софийский университет имени святого Климента Охридского, основоположника славянской письменности, по праву считается самым старым ВУЗом Болгарии. Университет начал свою работу в далеком 1888 году. На то время преподавательский состав насчитывал 7 преподавателей (4 профессора и 3 доцента), обучавших студентов на одном единственном факультете (историко-филологическом). Первым ректором ВУЗа стал известный болгарский лингвист Александр Теодоров-Балан, отдавший почти 70 лет своей жизни делу создания в столице Болгарии ведущего мирового ВУЗа. Уже в 1889 году открыли факультет физики и математики, а через год свои двери студентам распахнул юридический факультет. В 1901 годы на обучение были приняты женщины-абитуриентки. Покровителем университета избран святой Климент Охридейский, и с 1902 года в его честь 25 ноября проводится праздник. Университет постепенно разрастался, и к 1923 году в нем появилось еще несколько факультетов: богословский, ветеринарный и медицинский.
К сожалению, до наших дней не сохранилось первое здание ВУЗа, но сейчас каждый путешественник, посетивший столицу Болгарии может лицезреть прекрасное здание, построенное в 1934 году. Строительство университетского здания было начато 30 июня 1924 года на деньги известных болгарских меценатов братьев Георгиевых. В благодарность, братьям был возведен монумент, расположившийся перед фасадом здания университета Софии. Архитектором проекта стал Йордан Миланов, но чиновники были вынуждены выплатить отступные французу Бреансону, доказавшему в суде, что именно он является автором чертежей.
С 1929 года, после введения ученых степеней, в Софийском университете стала возможной защита докторских диссертаций, первым человеком, защитившим докторскую диссертацию, стал Васил Цанков.
Университет постоянно развивался, в 1985 году было окончено расширение здания - достроены два крыла. На сегодня в здании функционируют 16 факультетов и 3 отделения, тут получают образование около 14 тысяч студентов.
Здание университета размещено в центральной части исторической Софии, по адресу - бульвар Царя Освободителя, 15. По соседству с ним находятся Национальная галерея зарубежного искусства, храмы Святой Софии и Александра Невского и другие исторические памятники Софии.

Статуя святой Софии

В 2000 году болгарская столица обрела новый символ — статую Святой Софии, установленную на месте памятника Ленину. По замыслу автора, известного скульптора Георгия Чапкынова, в ней соединились два начала: православная концепция святой мудрости и божьего благословения (символизирует лавровый венец в правой руке) и образ Афины — древнегреческой богине мудрости (её символ — сова на левом плече).

Памятник Царю-Освободителю

В центре площади Народного Собрания в Софии высится памятник Царю-Освободителю - русскому императору Александру II. На его постаменте выбита надпись: "Братьям-освободителям признательная Болгария". Этот, а потом и другие памятники, мемориалы и музеи, увековечившие подвиг героев - русских солдат и болгар - ополченцев, павших за освобождение Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., появился благодаря Ополченскому комитету, возглавляемому Стояном Займовым.
Средства на сооружение памятника Царю-Освободителю были отпущены Народным собранием Х созыва в 1899 году, а также собраны населением Болгарии при содействии местных ополченских комитетов. Первоначально предполагалось поставить памятник рядом с русским посольством, но впоследствии, в 1900 году, выбор пал на площадь Народного собрания.
В Болгарии был объявлен международный конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе могли участвовать только профессиональные скульпторы и предусматривал ряд обязательных условий для авторов. Так, композиция памятника непременно должна была включать барельефы и скульптурные группы.
В конкурсе приняли участие скульпторы из 12 стран: из Франции - 9, Италии - 5, Болгарии - 3, Чехии - 2, Дании - 1, Португалии - 1, Турции - 1 и Голландии - 1. В состав жюри входили: профессор Этторе Феррари из Римской Академии художеств, профессор Антонен Мерсье из Парижской Академии художеств, профессор Роберт Бах из Петербургской Академии художеств, а также болгарские художники и скульпторы - Иван Мырквичка, Антон Митов и другие. Первую премию жюри присудило проекту №11 под девизом "Рома". Его автором оказался флорентийский скульптор Арнольдо Цокки.
Первый камень в фундамент памятника был заложен в 25-ю годовщину Апрельского восстания - 23 апреля 1901 года. Торжественное открытие памятника Царю-Освободителю состоялось 30 августа 1907 года в присутствии общественности, оставшихся в живых ополченцев и русских гостей, среди которых был и командир болгарского ополчения русский генерал Николай Григорьевич Столетов.
12-метровый памятник состоит из двух частей - полированного гранитного пьедестала с разнообразными барельефами и горельефами и конной бронзовой фигуры императора Александра II. Под статуей расположены бронзовые горельефы на темы освободительной войны 1877-1878 гг.
Все фигуры впечатляют своей выразительностью. Перед нами предстают образы прославленных русских военачальников - генералов И.В. Гурко и М.Д. Скобелева, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Спереди, на фасаде памятника - богиня победы Ника с расправленными крыльями. Её на своих плечах несут русские воины-освободители, а за ними идут болгарские ополченцы. На фоне героев, в горельефе заднего плана представлен болгарский народ в национальной одежде. Он устремился за победоносными войсками, исполненный решимости помочь им разгромить общего врага. Выразительность фигур русских и болгар хорошо передает основной замысел и идею автора памятника - братскую дружбу и бескорыстную помощь, оказанную русскими воинами болгарскому народу.
С трёх сторон гранитного пьедестала под горельефами видны бронзовые барельефы, рассказывающие о важнейших эпизодах войны - сражении под Стара-Загорой, подписании Сан-Стефанского мирного договора и открытии Учредительного собрания в Тырново.

Боянский водопад

Боянский водопад — завораживающее творение природы, с грохотом летящее с высоты 15 метров и восхищающее смотрящих на него туристов. Водопад — пожалуй, единственное, что нарушает умиротворенную тишину этого чудного местечка. Вся окружающая его природа будто находится в сказочном сне. Деревья, вкусно пахнущие цветы, горный воздух, узенькие, лесные тропки — все призвано превратить путешествие к водопаду в неповторимое, надолго запоминающееся действо. Неподалеку от водопада есть отель для особо вдохновленных, не желающих скоро покинуть это место туристов.
Желание водопада понравиться всем настолько велико, что в ясные дни он виден из центра столицы солнечной Болгарии. Во время таяние снега водопад становится полноводным и орошает своими брызгами лес. Не перестает радовать людей водопад даже зимой. Замерзая каждую зиму, водопад превращается в огромный кусок свисающего льда, что привлекает к нему скалолазов и просто любителей экстрима.
Бояна находится в 7,5 км на юго-запад от Софии у подножия горы Витоша и с 1961 г. является одним из кварталов столицы. До квартала можно добраться с помощью автобуса № 64. Необходимо выйти на остановке Боянското ханче и пройти по ул. Белите брези, которая выведет на ул. Поп Евстати Витошки. На пересечении двух вышеназванных улиц привлекает внимание несколько огромных деревьев с конусообразной формой крон. Это мамонтовые деревья, ошибочно названные секвои. Это самые высокие деревья на Земле, достигающие 120 метров в высоту. Мамонтовые деревья находятся во дворе примечательного памятника средневековой болгарской архитектуры и живопики - Боянской церкви. Исключительно ценной в ней является старинная роспись по стенам.
До водопада можно добраться по двум основным дорожкам. Первая расположена напротив течения реки Бояна, а вторая проходит вблизи Боянского озеро. Расстояние от центра Бояны до водопада приблизительно 4,5 км.

Горный массив Витоша

Над Софией, столицей болгарского государства, горделиво возвышается ее символ – горный массив Витоша. Это излюбленное место отдыха столичных жителей, прекрасное в любое время года. Осенью горные склоны чрезвычайно живописны, так и просятся на фото. Зимой здесь можно всласть покататься на лыжах, скейтбордах и санях. Весной, когда природа просыпается, воздух в лесах и рощах Витоши чист и напоен ароматами цветущих деревьев и полевых цветов. Горный массив Витоша сравнительно невелик, площадь его составляет около 280 кв.км. Его наивысшая точка носит название Черни Върх и находится на высоте 2290 м. Имеется еще с десяток вершин на Витоше, расположенных на высоте свыше 2000 м. Популярность горного массива у местных жителей обусловлена изумительным природным ландшафтом, в котором сочетаются леса и равнины, реки и озера, водопады и пещеры. Витоша насквозь пронизана сетью туристических троп и маршрутов, общая протяженность которых превышает 270 км. На берегах реки Струма, а также в непосредственной близости от водопадов Боянский и Самоковището отдыхающие любят устраивать привалы и пикники.
По ряду причин, горный массив Витоша не столь популярен у любителей горнолыжного спорта, как более развитые и современные болгарские курорты Банско, Пампорово, Боровец. Но, тем не менее, он достаточно посещаем как жителями Софии (основной контингент курорта), так и приезжими со всех концов Болгарии, и даже зарубежными гостями. Витоша – самый высокогорный курорт в Болгарии, удаленный от Софии на каких-то 20 км, что позволяет ее жителям в сезон приезжать сюда каждый уикэнд. Здесь созданы неплохие условия для занятий сноубордом, горными лыжами, санным катанием. Снежный покров образуется, как правило, в декабре и держится до конца апреля, а толщина его порой достигает полутора метров. Несмотря на то, что средние показатели температуры в январе составляют минус 6 градуса, погода на горном массиве Витоша не отличается стабильностью и может резко измениться в любую минуту.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна