Гид по городам мира





Беларусь


Происхождение названия страны прозрачно — «Белая» и «Русь». Именно такая она и есть — чистая, светлая, обладающая скромной славянской красотой, без ярких красок и вычурных пейзажей. Это островок спокойствия в самом центре Европы. Кстати, именно здесь находится географический центр Европы: он расположен в 50 километрах от города Полоцка.
Если вы взглянете на карту, то увидите, что Беларусь расположилась между Россией и Польшей и имеет общие границы с Латвией, Литвой и Украиной.
Эта страна всегда отличалась религиозной терпимостью. Именно здесь было распространено униатство — православная церковь признает главенство Папы Римского и католические догмы и при этом сохраняет свою обрядность. Сегодня 70 % населения причисляют себя к православным, около 20 % — к католикам и только 2 % — к протестантам. Также есть общины старообрядцев, синагоги и мечети.
Кроме белорусов на территории республики живут русские (около 11,4 %), поляки (примерно 3,9 %), украинцы (2,4 %), литовцы, евреи и представители других национальностей.
Административно Беларусь поделена на 6 областей с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле и Могилеве.

Климат и погода

В Беларуси властвует умеренно-континентальный климат с теплым летом и холодной, морозной зимой. Осадков выпадает 550–700 мм в год. Самые дождливые месяцы — июль и август. Средняя температура воздуха в январе, самом холодном месяце, составляет – 6 °С, а в июле — +18 °С.
Период с мая по октябрь — лучшее время для посещения страны. Как правило, снег полностью тает к последнему месяцу весны, а погода становится приятной для прогулок. Апрель и май здесь невероятно красивы: пейзажи, тусклые после зимы, будто начинают оживать, наполняясь сочной зеленью. Краски золотой осени в сентябре и октябре также создают изумительно красивые пейзажи. Июль и август — самые жаркие месяцы. Это прекрасное время для отдыха в стране, на лоне природы, у чистейших озер. Впрочем, и зимние месяцы — прекрасный период для путешествия, если одеться потеплее.

История

На территории Беларуси найдены остатки Homo erectus («человек прямоходящий») и неандертальцев. Это значит, что здесь люди жили еще, как минимум, 100 тыс. лет назад. Ученые доказали существование на территории Беларуси Милоградской, Поморской и Днепровско-Донецкой археологических культур.
Примерно в 1 000 г. до н.э. в этом районе кочевали киммерийцы и другие скотоводы. В 500 г. до н.э. на территории современной Беларуси поселились славянские племена, которые впоследствии стали ее автохтонным населением. Даже гунны и авары в 400-600 гг н.э. не смогли заставить славян покинуть эти земли.
В IX веке н.э. в Беларуси жили славянские племена дреговичей, кривичей и радимичей. С образованием Киевской Руси появляются первые белорусские административные единицы – княжества Полоцкое, Туровское и Смоленское.
В XIII-XVI веках Беларусь входит в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а с 1569 по 1795 год – в состав Речи Посполитой (Польша).
После распада Речи Посполитой (это произошло в конце XVIII века) белорусские земли вошли в состав Российской империи.
Во время Первой мировой войны белорусские земли оккупировали немецкие войска, а после окончания военных действий в 1919 году была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.
В 1922 году Белорусская Советская Социалистическая Республика вошла в состав СССР.
Во время Второй мировой войны в Беларуси развернулось сильнейшее партизанское движение против немецко-фашистских войск. За время войны немецкие солдаты разрушили практически все белорусские города, а также сожгли более 3 тыс. деревень.
В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало национальной трагедией для белорусов.
В 1991 году, после распада СССР, была провозглашена независимость Беларуси.

Достопримечательности

Беловежская пуща

Беловежская пуща – самый знаменитый заповедник Восточной Европы и считается таковым по праву. Это самый древний лес, первое упоминание о котором датируется 983 годом. В начале XV века здесь был впервые установлен режим, близкий к заповедному.
Беловежская пуща – наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса. Как полагают многие ученые, он произрастал на территории Европы в доисторические времена. В течение не одного столетия его площадь сокращалась. Сегодня крупный лесной массив в относительно нетронутом состоянии сохранился только в Беловежском регионе на территории Республики Беларусь и Республики Польша.
Государственный национальный парк «Беловежская пуща», который находится в Республике Беларусь, представляет собой единый природный комплекс с Беловежским национальным парком Республики Польша. Его площадь около 152, 2 тыс. га. Национальный парк «Беловежская пуща» расположен на территории Каменецкого и Пружанского районов Брестской области и Свислочского района Гродненской области. Административный центр белорусского национального парка находится в поселке Каменюки Каменецкого района.
Национальный парк «Беловежская пуща» - один из крупнейших туристических центров Республики Беларусь. Сюда приезжают туристы со всего мира.
На территории парка находятся: музей природы, вольеры с животными, комфортабельные отели и гостевые домики, ресторан, спортивные площадки и многие другие объекты инфраструктуры.
Чтобы сделать посещение национального парка «Беловежская пуща» незабываемым, существуют специальные туристические маршруты (пешие, конные, автомобильные). Все желающие могут посмотреть красоту первобытного леса и посетить правительственную резиденцию Вискули, в которой было подписано известное «Беловежское Соглашение» о выходе независимых республик из состава Советского Союза и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
Посетители парка также смогут познакомиться с историческими и культурными памятниками региона: усадьбой Тышкевича, старинным царским трактом и некоторыми другими объектами, расположенными в окрестностях национального парка.
Современный статус Беловежской пущи – государственный национальный парк, основанный в 1991 году на базе исторически сложившейся заповедной территории.
В 1992 году решением ЮНЕСКО он включен в список Мирового наследия человечества. В 1993 году пуще присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 году присужден Европейский диплом.
Животные Беловежской пущи
Животное население Беловежской пущи многочисленно и разнообразно. В списке фауны Беловежской пущи насчитывается 59 видов млекопитающих, 227 видов птиц, 7 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 24 вида рыб и более 11 000 беспозвоночных животных. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров. Самыми крупными представителями грызунов в пуще являются бобр и белка.
К редким видам относятся соня лесная и соня полчек. Часто встречаются в пуще рыжая полевка, желтогорлая мышь и лесная мышовка. Также широко распространен двуцветный кожан. Из хищников в Пуще обитают волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра и др. Из насекомоядных наиболее распространены еж обыкновенный и крот, три вида бурозубок (обыкновенная, малая, средняя) и два вида кутор. Из копытных встречаются зубр, дикий кабан, олень благородный, косуля и лось. Зайцеобразные представлены зайцем русаком, в северной части пущи встречается заяц беляк. В пуще сохранились уникальные сообщества беспозвоночных — обитателей мертвой и гнилой древесины, трутовых грибов, верховых и низинных болот.
Пернатые:
В Беловежской пуще и ее окрестностях учтено 227 видов птиц , в том числе перелетных (141), кочующих (31), оседлых (31), случайно залетных (24). Самым многочисленным отрядом являются воробьиные — 97 видов. Одним-тремя видами представлены гагары, веслоногие, кукушки, козодоевые, стрижеобразные.
Земноводные:
В герпетофауне Беловежской пущи насчитывается 11 видов земноводных . Самая обычная и многочисленная среди них — остромордая лягушка. По численности ей не уступает травяная лягушка. Более редка прудовая лягушка, представленная двумя формами Rana lessonae L. и Rana esculenta L. В застойных водах часто встречается тритон обыкновенный и значительно реже — гребенчатый, обитает краснобрюхая жерлянка. Встречается обыкновенная квакша, обыкновенная чесночница. Часта встречаются в пуще жаба серая и зеленая, достаточно редко - камышовая жаба.
Пресмыкающиеся:
Пресмыкающиеся представлены 7 видами. Самый многочисленный вид — уж обыкновенный, несколько реже встречаются веретеница, ящерица прыткая и живородящая, спорадично — медянка, редко — гадюка обыкновенная и очень редко — черепаха болотная. В водоемах пущи учтено 24 вида рыб. Наиболее многочисленны из них щука, плотва, линь, ерш, пескарь, окунь. Реже встречается язь, лещ, красноперка и другие. Единичные встречи зарегистрированы угря и сома. Единственный представитель класса круглоротых здесь — речная минога.
Растительность Беловежской пущи
Беловежская пуща является настоящим чудом света. По числу видов растений и животных национальный парк не имеет себе равных в Европе. Средний возраст лесов здесь - более 100 лет.
Растительность пущи представляет собой: хвойные леса — 68,8%: сосняки — 58%, ельники — 11%, широколиственные леса — 5,8%: дубравы — 4,6%, ясенники — 1,2%, производные широколиственные леса — 1,1%: грабняки — 1,0%, кленовники и липняки — 0,1%, мелколиственные производные леса — 5,6%: бородавчато березовые леса — 4,9%, осиновые леса — 0,7%, лиственные коренные болотные леса — 18,7%: черноольховые леса — 15,6%, пушистоберезовые — 3,1%, моховые и травяные болота, луга.
Здесь произрастают более 900 видов сосудистых споровых и семенных растений . Наиболее многочисленными являются следующие культуры: астровые (сложноцветные — 84 вида), мятликовые (злаковые — 48), бобовые (48), гвоздичные (41), розоцветные (38), лютиковые (35), капустные (крестоцветные — 35), яснотковые (губоцветные — 35), норичниковые (28).
Самые представительные роды Carex (38), Trifolium (14), Veronica (14), Salix (13), Ranunculus (13). Преобладающими хвойными породами являются сосна обыкновенная и ель европейская, имеется единственная в Республике роща пихты белой. Из лиственных пород встречаются: дуб черещатый, березы повислая и пушистая, граб, ольха черная, ясень обыкновенный, осина. Значительно реже распространен дуб скальный. Из 9 видов кустарников наиболее обычны ивы, калина обыкновенная, крушина ломкая, лещина обыкновенная, волчье лыко, можжевельник обыкновенный и др. Из кустарничков широко распространены черника, брусника, вереск, голубика, багульник болотный, клюква болотная. В Беловежской пуще встречаются примерно 260 видов мхов и мохообразных (более 60% биофлоры республики). Здесь можно встреть 65 редких и исчезающих видов высших растений, 4 вида мха, 16 — лишайников, 7 — грибов, занесенных в «Красную Книгу Республики Беларусь».
Недалеко от Музея природы находятся вольеры с животными. Они занимают около 20 га территории. Там можно увидеть основные виды животных, обитающих в Беловежской пуще: рысь, лисицу, косулю, благородного оленя, зубра, лося, волка, дикого кабана, а также енотовидную собаку и пятнистого оленя. Осмотр вольеров призводится без спопровождения экскурсовода. Этот маршрут интересен не только для взрослых, но в особенности для детей. Ведь вблизи они могут увидеть лесных жителей, о которых до сих пор слышали лишь в сказках или читали в художественной литературе. Можно угостить кусочком хлеба, яблоком или сломанной веточкой привыкших к посетителям зубров, лосей, кабанов, тарпановидуню лошадь, медведя.
Резиденция Белорусского Деда Мороза
В национальном парке «Беловежская пуща» находится резиденция Белорусского Деда Мороза. В 2003 году на территории национального парка открылась резиденция белорусского Деда Мороза. Она расположена в глубине пущи в окружении заповедного леса на бывшем зубропитомнике, куда раньше зимой приходили кормиться зубры. Общая площадь поместья около15 гектаров. Резиденция включает в себя непосредственно поместье Деда Мороза с тронным залом и кабинетом на первом этаже, спальней и балконом — на втором. Недалеко находится также «Скарбница» - хранилище подарков, писем, рисунков, фотографий и поделок, присланных детьми Деду Морозу, у которого даже есть свой собственный музей, где собраны предметы старины. На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке, самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет. На Новый год она является главной достопримечательностью резиденции. На входе гостей встречают два деревянных рыцаря — Дуб-Дубович и Вяз-Вязович. Недалеко от елки установлены скульптурные группы и композиции из дерева по мотивам сказок «Белоснежка и семь гномов» и «12 месяцев». Каждый месяц имеет изображение соответствующего ему знака гороскопа. По преданию, если дотронуться до своего месяца и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Резиденция белорусского Деда Мороза работает круглогодично без выходных дней - с 9 до 18 часов. Посещение платное. Добираться до резиденции нужно от центрального входа в Беловежскую пущу (деревня Каменюки) на транспорте парка - не менее 10 км.

БорисоГлебская церковь

В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалеку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская — по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Храм очень древний — он был выстроен в 1180-е годы.
Свято-БорисоГлебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе - единственный сохранившийся в Гродно храм XII века. Удивительный православный храм Гродно. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. Борисо-Глебская Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества и подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Построенная на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
Точная дата начала строительства Коложской церкви неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы. Сыновья Гродненского князя Всеволода основали храм в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба. Еще одно название церкви, ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «коложань» в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники. Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 году после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа. Большой пожар 1184 года в Гродно уничтожил Нижнюю замковую церковь, и вскоре именно Борисо-Глебская стала главным храмом города. В течение XIV века в результате многочисленных нападений крестоносцев церковь пришла в упадок, а во время войн с Московским княжеством была значительно повреждена войсками Ивана III. И все же главной опасностью для отреставрированного в XVI веке храма оказалась природная стихия. Не однажды церковь на высоком берегу Немана страдала от размывов и оползней. В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов.
Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили более легкие деревянные, а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней. К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его воплощению помешала Первая мировая война. В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений: в 1948 году передана историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника. Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.
Архитектура
Борисо-Глебская церковь – уникальный образец древнего каменного зодчества, возведенный мастерами гродненской архитектурной школы. Проект церкви принадлежит к традициям византийской храмовой архитектуры, но при этом не имеет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве. По плану Коложа – это шестистолпный,трехапсидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части. Его уникальная особенность – множество керамических сосудов - глосников, встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему многие века здесь сохраняется замечательная акустика и так прекрасно звучат церковные песнопения. Кроме того, опорные столбы имеют редкое для православных храмов круглое сечение, и при небольших размерах здания (длина – 21, 5 м, ширина – 13, 5 м) внутри церковь кажется просторной. Это достигается и за счет стен (толщина – около 1,2 м), в кладке которых использовался очень тонкий и плоский кирпич-плинфа. Еще одна знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов. Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески, фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.
Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси, где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской. В 1990-е годы из-за угрозы новых оползней при участии зарубежных специалистов были проведены работы по укреплению берега реки. В то же время ученые предложили проекты реконструкции Коложской церкви – по образу XII века и до катастрофы 1853 года. Однако сложные геологические условия местности и недостаток достоверных сведений о первоначальном облике храма замедляли ход работ. Позже в архивах были найдены чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до большого обрушения. Архитекторами был обоснован проект реконструкции Коложской церкви в облике до 1853 года. Документов о храме ХII века, который на протяжении столетий менялся, мало, однако новые сведения могут быть учтены в проекте. В 2010 году в Беларуси началась общественная акция «Восстановим Коложу вместе!», с помощью которой собираются средства на реставрацию древнейшей святыни. Кроме того, есть идея построить рядом с храмом уменьшенную копию-муляж Коложи XII века. Воссозданная с помощью новейших технологий и материалов, она могла бы стать интересным объектом для туристов.
С древних времен в Борисоглебском храме находилась православная святыня – чудотворная икона Божией матери, которая была копией Виленской иконы Одигитрии. Согласно легенде, образ Пресвятой Богородицы церкви завещал нищий, который по обету носил чудотворную святыню на груди. Рассказывают, что на протяжении столетий, начиная с XVII века, благодаря иконе много раз происходили исцеления людей от недугов. В 1915 году икона при эвакуации была вывезена в Россию и утеряна. Сегодня в церкви сохраняется список, а поиски истинного образа продолжаются. Днем почитания иконы и престольным праздником храма в честь иконы Божией Матери Коложской считается 25 мая. В этот день проводится литургия, совершается крестный ход и торжественный молебен.

Нарочанский заповедник

Нарочанский национальный парк - одно из самых красивых и живописных мест в Беларуси. Это место ежегодно привлекает множество туристов – как самих белорусов, так и гостей из ближнего зарубежья и стран Западной Европы. Нарочанский парк славится не только роскошными пейзажами – данное место известно также своими озерами и реками, целебными минеральными источниками и пьянящим свежим воздухом.
Нарочанский парк – национальная гордость Беларуси. Этот удивительный край расположен сразу в трех областях – Минской, Витебской и Гродненской, а пятая часть его территории покрыта чистейшими голубыми озерами. Так, парк может похвастать наличием в своей черте 43 водоемов, которые разделяются на 4 большие группы: Нарочанская, Мядельская, Болдукская и Свирская. Главной же природной достопримечательностью является Нарочь – самое большое озеро на территории Беларуси.
История
Следует отметить, что Нарочанским озерам уже более 15 тысяч лет, а образовались они при отступлении Валдайского ледника. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, на территорию нынешнего парка в Нарочанском крае отправилась научная экспедиция, обнаружившая в озерах Кузьмичи, Швакшты и Дягили минеральные источники и целебные грязи, после чего здесь был основан климатобальнеологический курорт. На начало второй половины XX века пришлась наиболее активная фаза развития туристической инфраструктуры Нарочанского края: на побережьях Нарочи начали основываться многочисленные туристические базы, дома отдыха и оздоровительные учреждения. В 1963 году состоялось знаковое событие как для края, так и для всей БССР – открытие, пожалуй, самого известного в Беларуси санатория «Нарочь», а спустя некоторое время был построен и один из наиболее популярных детских лагерей – «Зубренок». Многообразие учреждений для отдыха и оздоровления обеспечили этому живописному местечку почетный статус крупнейшей курортной зоны страны. Сам же Нарочанский национальный парк был создан Указом Президента РБ в июле 1999 года с целью сохранения уникальных природных комплексов, а также эффективного применения рекреационных возможностей природных ресурсов.
Флора и фауна
Как уже было сказано, это место славится чистым воздухом, что обусловлено тем, что почти половина территории национального парка в Нарочанском крае покрыта стройными березовыми рощами и густыми сосновыми борами. Нарочанский заповедник отличается многообразной флорой: здесь можно встретить более 1400 видов высших растений, 114 из которых занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Например, венерин башмачок – самая обворожительная, яркая и необычная орхидея, произрастающая на территории страны. Нарочанский край познакомит туристов и с многообразным животным миром – фауна заповедника представлена 314 видами позвоночных животных, среди которых: Олени и лоси; Дикие кабаны; Еноты; Куницы, выдры и барсуки; Бобры; Ондатры. В многочисленных водоемах обитают различные представители водного мира: щуки, окуни, лещи, караси, густеры, ерши. Это обеспечивает Нарочанскому парку широчайшую популярность среди любителей рыболовства. Говоря о фауне края, нельзя не упомянуть и птиц – здесь можно встретить 218 видов пернатых, среди которых более полусотни занесено в Красную книгу.
Конечно же, главной достопримечательностью Нарочанского парка является природа, однако здесь можно посетить и значимые культурно-исторические памятники. Например, любителям истории рекомендуется прогуляться в деревню Нарочь, где находится несколько сакральных достопримечательностей – Ильинская церковь и костел Святого апостола Андрея. Также в числе интересных мест округи – расположенный в деревне Будслав Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, в котором хранится одна из наиболее почитаемых икон в белорусском католическом сообществе – чудотворная Будславская икона Божьей Матери. Ценителям чудес природы будет любопытно посетить дендрологический сад им. С.А. Гомзы, созданный на берегах озер Мястро и Нарочь. На территории дендрария представлена коллекция из 400 пород кустарников, деревьев и трав. Расположенный рядом Музей леса познакомит посетителей с необычной экспозицией: здесь можно узнать обо всех лесообразующих породах Беларуси и о жизни дерева на различных этапах его развития.

Музей паровозов Брест

Экспонаты музея дают возможность почувствовать мощь и красоту, уникальность и значимость многих идей, реализованных при создании железных дорог, а также соприкоснуться с прошлым и по-настоящему оценить всю историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные периоды. Большую популярностью музей пользуется не только у граждан Республики Беларусь, но и у туристов ближнего и дальнего зарубежья. Музей расположен рядом со всемирно известным историко-культурным памятником героической обороны и мужества советского народа в борьбе с фашистской оккупацией во время Великой Отечественной войны - Брестская крепость-герой.
Брестский музей железнодорожной техники был открыт 15 мая 2002 года. Основатель музея – ветеран труда и почётный железнодорожник А.Приветель. Под открытым небом представлена яркая и будто бы готовая вот-вот отправиться в путь железнодорожная техника. Самые старые экспонаты — начала 1900-ых годов. Экспозиция Брестского железнодорожного музея посвящена истории и традициям железнодорожного транспорта Беларуси.На площади почти в три гектара под открытым небом располагается порядка 70 единиц железнодорожной техники:локомотивы, паровозы довоенного, военного и послевоенного времени, тепловозы, паровые краны, коллекция пассажирских вагонов 1903-1940 годов, санитарный и штабной вагоны, вагон с зенитной установкой, вокзальные электрические часы 1953 года, железнодорожный станционный колокол и много других редких экспонатов.
Особой гордостью музея паровозов являются паровоз 1926 года выпуска и тепловоз, доставивший делегацию на Постдамскую конференцию. Специально для старинных паровозов и тепловозов в музее были проложены особые пути, которые отличаются от современных. Общая протяженность путей – 1200 метров. Благодаря этим путям посетители сегодня могут увидеть старинные паровозы в движении.
Особенностью музея железнодорожной техники в Бресте является то, что большинство экспонатов музея действующие. Это позволяет использовать их в киносъёмках и различных экскурсионных тематических поездках. Музей очень любим как жителями города, так и гостями Бреста. Удачное месторасположение музея – недалеко от входа в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» - положительно влияет на узнаваемость и посещаемость музея.
В Брестском музее железнодорожной техники экспонаты можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. При этом сотрудники музе расскажут об устройстве каждого экспоната музея. Музей железнодорожной техники в Бресте посещает множество туристов, выбравших отдых в Беларуси. Интересен музей и иностранным гостям, ведь железнодорожная техника царской России и Советского Союза так отличается от западной.

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Гомельский дворцово-парковый ансамбль был заложен в 1777 году генерал-фельдмаршалом графом Петром Александровичем Румянцевым, которому высочайшим указом Екатерины II за выдающиеся победы в войне с Турцией была дарована «деревенька Гомий».
Румянцев заложил свой новый дворен на месте старого замка Чарторыйских на крутом берегу реки Сож, откуда открывался великолепный вид. В виду грандиозности затеи, были приглашены сразу несколько выдающихся архитекторов того времени, которые должны были возвести великолепный замок: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. Дворец был построен в стиле русского классицизма.
После смерти Петра Александровича его дворец унаследовал сын Николай Петрович Румянцев – видный государственный деятель, канцлер, тонкий ценитель искусства и меценат. Он был страстным коллекционером и собрал у себя некое подобие музейных коллекций живописи, скульптуры, прикладного искусства. При нем к дворцу, вызывавшему всеобщее восхищение, были пристроены два флигеля.
В 1834 году дворец переходит во владение другому выдающемуся военному и политическому деятелю - генерал-фельдмаршалу Ивану Фёдоровичу Паскевичу. Паскевич решил обновить и улучшить свой дворец и пригласил для этого архитектора Адама Идзковского. Была проведена перепланировка внутренних помещений здания, надстроен третий этаж, убраны некоторые устаревшие элементы декора. Специально для личных покоев фельдмаршала была построена башня вместо правого флигеля.
В то же время вокруг замка был устроен грандиозный по своему масштабу парк и сад, в который привозили самые интересные растения со всех уголков света. Русло речки Гомелюк преобразили в Лебяжий пруд. После проведенных изменений, Гомельский дворцово-парковый ансамбль стал считаться одним из лучших усадеб Российской империи.
Сын фельдмаршала Фёдор Иванович Паскевич продолжил дело отца. Он, как и его отец, был страстным коллекционером произведений искусств и щедрым меценатом.
В гражданскую войну большой урон дворцу был нанесен пожаром 1919 года и последующие продажи ценностей. Во время Великой Отечественной войны большинство бесценных экспонатов музея, открытого в 1919 году были утрачены. Из 7540 предметов были возвращены из эвакуации только 200. После войны музей был назван историко-краеведческим и пополнялся, в основном, этнографическими и природными экспонатами, а также были сформированы экспозиции, посвященные строительству социалистического общества в Гомеле.
В 1999 году музей был закрыт на реставрацию. В 2003 году была открыта первая экспозиция в башне. Постепенно музейные залы снова наполнялись произведениями искусства. Этнографический музей был выделен в самостоятельную организацию. Сегодня Гомельский дворцово-парковый ансамбль по праву считается одним из самых больших и интересных музеев Беларуси.

Несвижский замок

Небольшой Белорусский городок Несвиж известен всему миру как хранитель великолепного архитектурного шедевра, резиденции Радзивилов - знатнейшего рода на просторах Великого Княжества Литовского, жемчужину Белорусского зодчества - Несвижского замка Радзивилов, самого известного и посещаемого из замков Беларуси. В 2005 году замковый комплекс в Несвиже был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен он в северо - восточной части городка и окружён живописными прудами на реке Уша и великолепными парками.
Впервые Несвижский замок Беларуси упоминается в летописях 13 -го века, принадлежал он тогда Юрию Несвижскому, известному участнику сражения 1224-го года с татарами на реке Калка. Вплоть до конца 15 - го века Несвижские князья владели замком на правах несения военной службы. После чего, в 1492 году Несвиж и Несвижский замок перешли князьям Кишкам. В 1513 г княжна Анна из их рода обручилась с представителем знатного магнатского рода - Яном Радзивилом. В приданное к молодой жене Радзивил получил и Несвижский замок, ставший резиденцией на несколько процветающих веков великому, богатейшему и знатнейшему роду ВКЛ (Великое Княжество Литовское). Мощное фортификационное и совершенное сооружение своего времени, Несвижский замок считают родоначальником оборонительных сооружений бастионного типа в Белоруссии. Реставрацией замка в Несвиже начали заниматься только в 2004 м году, но уже спустя 7 лет Несвижский замок был открыт для посещения и стал историко-культурным музеем-заповедником «Несвиж». Замок в Несвиже величайший и красивейший из Замков Беларуси, расположен недалеко от ещё одного известнейшего замка Беларуси - Мирского замка, и вполне обоснованно совместное посещение двух прекрасных архитектурных жемчужин Беларуси.
История На территории теперешней Белоруси находилось множество владений и земель принадлежавших Радзивилам. Ян Радзивилл Черный в начале 16-го века разделил свои владения на три майората и распределил земли между тремя сыновьями, центр находился в Несвиже, который совместно с Несвижским замком и достался Николаю Христофору Радзивилу по прозвищу Сиротка, старшему сыну Яна. По путешевствовав по Европе и находясь под впечатлением от непревзойдённого итальянского зодческого искусства Радзивилл Сиротка велел на месте старого, сожженного, деревянного замка построить совершенно новый, из камня, неприступный, достойный положения великого рода Радзивиллов. Строить начали по весне 1583 года, руководил работами архитектор из Италии Джованни Бернардони. По прошествии семи лет на берегах реки Уши возвели могучую и неприступную крепость, самую совершенную для того времени. Имея форму четырёхугольника с размерами стен 170 на 120 метров замок со всех сторон окружили широким рвом и валом. Через ров перекинули деревянный мост, который в случае осады можно было бы быстро разобрать а вал, высотой в 20 метров, укрепили валунами. По углам вала располагались выступающие бастионы. Внутри вала построили конюшни и потайные ходы. Четыре башни по углам бастионов появились позже. На целый век Несвижский замок стал самым укреплённым и совершенным оборонительным замком Беларуси, выдержав немало неприятельских атак. И только в 1706 году Карла XII взял его штурмом. Оборонительные бастионы были взорваны, а дворец разграбили. Не прошло и 20-и лет как Радзивиллы восстановили и укрепили своё родовое гнездо. Реставрацией руководил уже местный зодчий, архитектор Жданович. Но работы по переустройству и расширению замка продолжались ещё до конца 18-го века. В конце 90-х годов хозяином Несвижа стал Станислав Радзивилл, известный под прозвищем «Пане Коханку». При нём Несвижская крепость стала похожа на светский дворец, оборонительные черты отошли на второй план. Формирование дворцово-паркового комплекса завершила закладка пейзажного парка в 1879 году.
Сокровоща Радзивилов
Ходили легенды о богатстве и роскоши интерьеров дворца, а также несметных сокровищах самих Радзивиллов. По преданию в тайниках замка хранилась сокровищница рода на сотни пудов драгоценностей, пополнявшаяся на протяжении веков. Владельцы, по легенде, не имели права ни вывозить её с территории Несвижа ни продавать ни при каких условиях, иначе придёт конец процветанию рода. Замечательная коллекция картин, библиотека редких и дорогих книг, золото и бриллианты, бесценная коллекция оружия, и помимо этого в тайниках дворца знаменитая и бесценная коллекция из 12 золотых апостолов, усыпанных драгоценными камнями. Бытует мнение что их отлил Михаил Казимир Радзивилл из татарского золото, которое он нашёл в начале 16-го века (Напомним, что замок и городок Несвиж в 13 ом веке принадлежал Юрию Несвижскому, славному воителю татар, возможно легенда имеет под собой почву !). Говорят, что после разрушительной и кровопролитной Северной войны только благодаря татарскому золоту удалось отстроить Несвижский замок. После многочисленных попыток украсть золотых апостолов Несвижского замка, настоящие статуи были спрятаны в надёжные хранилисча, а выставлены на показ копии сделали из воска с фальшивыми камнями. Потом рядом с апостолами выставили восковые фигуры грабителей пытавшихся их украсть. Эта коллекция считается первой в мире выставкой восковых фигур.
Упадок рода Радзивилов
До вторжения армии Наполеона могущество и знатность рода Радзивилов не угасала ни на миг и богатство фамильного гнезда - Несвижского замка, соответствовало статусу и богатству рода. Но после того как Доминик Радзивилл, последний несвижский князь, в 1812 году ошибочно присоединился к французской армии, намереваясь с помощью Наполеона возродить былую славу Великого Княжества Литовского, но всё пошло кувырком. Сам Радзивил бежал после поражения, был ранен и умер от смертельного ранения. Начался упадок рода и Несвижского замка Радзивилов. После этого в истории Несвижского замка началась череда смены владельцев, разграбление, вывоз архивов и бесценных собраний и коллекций в императорские запасники Санкт-Петербурга, военные действия и восстания привели к полному разорению дворца. После присоединения Западной Беларуси к СССР в 1939-м году замок покинули последние представители знатного рода. Наступил период советской разрухи и запустения замка. Сегодня историю Несвижского замка собирают по крупицам со всего мира.
Легенды замка
На входе на территорию Несвижского парка расположен Фарный костел, построенный в 16 веке. Если хорошо попросить служащих, то можно попасть в его подвалы, где расположен фамильный склеп Радзивилов. В помещении располагаются 72 гроба, последнее захоронение датируется 1999 годом. Особое внимание привлекает «горбатый» гроб.
Эта легенда Несвижского замка рассказывает, что молодая княгиня влюбилась в простолюдина. Однако рука девушки была обещано знатному дворянину. Не желая мириться с такой участью, влюбленные уговорились бежать и тайно обвенчаться. Заговор был раскрыт, а юноша пойман. Дело было зимой, и юная красавица сбежала прямо с бала в легком платье. Долго просидела она на скамейке в ожидании любимого. Так и замерзла в сидячей позе. Именно поэтому и изготовили для нее гроб, в который и поместили ее в такой позе. Однако данная легенда является не более, чем художественным вымыслом.
В «горбатом» гробу покоиться дама почтенного возраста, а горб – эта ваза с цветами, установленная любящими родственниками. С фамильной усыпальницей связана еще одна легенда. В крайнем боковом помещении расположено 2 больших гроба и 12 детских. Легенда гласит, что у одной из княгинь дети умирали в совсем юном возрасте. По разным данным это либо ее 12 детей, либо семеро детей и пятеро внуков. Несчастная женщина все время носила траур, а после смерти превратилась в сову и стала прилетать к детям, и оплакивать их наводя ужас на проходящих мимо людей.
Слухи и разговоры о подземельях и подземных ходах под старинными замками, дворцами и крепостями не прекращаются ни на день. Понятен неугасающий интерес к таким таинственным и мифическим историям, подземелья и хранилища сокровищ для бурной фантазии превращаются в слова синонимы. Интерес к таким легендам неустанно подогревают фильмы и книги о приключениях славных малых любых времён и народов.
Есть неумирающая легенда о подземной дороге между Несвижским замком и Мирским замками, по которой хозяева путешествовали на карета друг к дружке в гости. Существование такой подземной магистрали исследователями не принимается на веру. Но под Несвижским замком и в самом деле имеются подземные ходы. Хоть и не таких потрясающих габаритов, и назначение у них другое, фортификационное. Подземный ход длиной около двадцати метров соединял между собой дом пушкаря и боевую позицию на бастионах, по нему незаметно и беспрепятственно подавали ядра и порох на пушечную галерею. Есть ещё один подземный ход сорокаметровой длины по которому можно попасть во внутренний двор. Предназначался он для отвода ливневых вод и во время осады по нему можно было снабжать осаждённый замок водой из рва. Эти подземные ходы прекрасно сохранились и в скором времени будут открыты для свободного доступа посетителям. Кроме этих подземных ходов в Несвижском замке есть ещё несколько, в состоянии похуже, доступа к ним не будет. Назначение некоторых из них до сих пор определить не удалось. Начало одного из них находится в небольшая комната, примерно 20 – 25 квадратных метров, в комнате этой нет ни окон ни дверей. Попасть в комнату можно через дыру в стене, обнаруженную случайно.
В роду Радзивиллов было немало романтических историй и легенд. Одна из них связана с удивительным природным явлением: сплетёнными между собою дубом и сосной, что растут на дороге из Несвижа. Этот памятник природы связан в народной памяти с многими легендами. Разумеется, романтического характера.
Одна из таких легенд гласит: дочь рода Радзивиллов полюбила пастуха. Путешествия верхом по парку позволили девушке, которую держали фактически взаперти до замужества, познакомиться с привлекательным молодым человеком. Они полюбили друг друга, однако отец дочери даже думать запретил о том, чтобы пожениться с плебеем. Ей в мужья был предназначен как минимум богатый дворянин, а то и принц! Но девушка даже слышать ничего не хотела о принцах – принц у неё уже был, и они любили друг друга! Отец пробовал запирать строптивую дочь в её покоях, однако это не помогло. Тогда он начал активно искать для неё подходящего жениха, чтобы сбыть с рук непослушное дитя. Дитя же тем временем сговорилось с любимым, чтобы бежать из родного Несвижа и тайно обвенчаться где-нибудь в деревне или небольшом городе, завести хозяйство и жить долго и счастливо. Разумеется, как и во всех сказках сказывается, чтобы умереть в один день. Суждено было сбыться только последнему.
Разумеется, побег не мог пройти незамеченным в замке Радзивиллов. Исчезновение девушки заметили быстро, и за беглецами была направлена погоня. И как раньше холил и лелеял свою дочь отец, так жестоко он расправился с обоими ослушниками. Молодых людей убили в нескольких милях от замка. Причём, согласно легенде, князь даже запретил их хоронить, что считалось высшей степенью посмертного наказания. Так и оставили растерзанные тела на лесной полянке. А спустя несколько лет выросли на этом месте дубок и сосёнка. Причём и выросли – рядом, и не просто рядом, но сплетаясь своими стволами, как будто обнявшись. Это только самые красивые из легенд Несвижского замка, но далеко не все. Место, насыщенное событиями мирового массштаба, родовое гнездо и усыпальница величайших людей Белорусского края, некоронованных королей Великого Княжества Литовского просто обязано быть окружённым историями и легендами. Многие великие события творились в стенах замка и это отразилось на эпосе местечка.
Легенде о Чёрной Панне Несвижа или Чёрной Даме Несвижского замка уже больше 400 лет. Возникла она на реальных исторических событиях, в центре которых были страстные романтические отношения коронованных особ, которые, как известно, не могут жениться по любви.
Во времена Николая Радзивилла по прозвищу Чёрный, род Радзивилов был очень могущественен, но Николаю было мало титула князя и захотел он стать королём ВКЛ. Решив породниться с будущим польским королём Сигизмундом Августом через свою двоюродную сестру Барбару Радзивилл, которая жила по соседству с Сигизмундом в Вильно. Красавица Барбара и Август полюбили друг дружку и стали тайно встречаться.
Чёрная Панна Несвижа - призрак Несвижского замкаПрознав про это Несвижский Радзивил - Николай Чёрный заботясь о репутации рода потребовал от будущего короля или женитьбы или расстаться с любимой. Сигизмунд обещал оставить Барбару, но после того как Радзивил сделал вид что уезжает, поспешил к любимой проститься, где и был застукан Радзивилом Чёрным. Нарушивший обещание Август согласился на тайную свадьбу с Барбарой. Но мать будущего короля Бона Сфорца ненавидела Радзивилов и искала сыну более выгодную партию в королевских дворах Европы.
После смерти старого короля тайна вышла наружу. Через 17 дней после смерти отца, Август уже руководил заседанием литовского Сейма, где и объявил о своей женитьбе и получил согласие на признание Бабрары королевой. Однако Сейм Речи Посполитой прошел менее гладко. Самые влиятельные магнаты категорически отказывались признавать этот брак. Считалось, что он позорит королевский титул. Однако Август, ранее мягкий и уступчивый, твердо стоял на своем: «Что сделано - то сделано, и никто не вправе требовать от меня изменить клятве, данной мною своей супруге, но, наоборот, вы должны были удерживать меня от нарушения клятвы, данной перед Богом. Я дал своё слово чести быть справедливым к жене, и я не могу его нарушить перед лицом Всевышнего, который видит все мои поступки. Слово чести и клятва перед Богом для меня дороже всех царств мира». Мать сделала всё для расторжения брака, плела искусные интриги, настраивала шляхту.
Спор о коронации Барбары шел на протяжении двух лет. Но все же, упорство Авгутса принесло свои плоды, сопротивление шляхты постепенно ослабело, и в декабре 1550 года Барбара одела Польскую корону.
В знак протеста Бона Сфорца вернулась в Италию. Мать короля принадлежала к древнему роду Медичи, которые имели обширные познания в ядах. Она отдала приказ своему аптекарю устранить Барбару. Аптекарь Монти успешно выполнил указание, подсунув яд вместо лекарства. Через шесть месяцев после коронации Барбара умерла от страшной болезни. Умирала она в тяжких муках. вся покрытая язвами, источающими зловонный запах, который сложно было выносить.
Однако, несмотря на все это, король оставался с любимой женой до последнего вздоха, ухаживал и поддерживал в ней жизнь.
По традиции, Польских королей хоронили в Кракове. Но Август настоял на том, чтобы перевезти тело Барбары на родину - в Вильно: «Не приняли ее тут при жизни, не оставлю ее здесь и после смерти». Весь путь от Кракова до Вильно он прошел пешком, следуя за черной каретой. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе в Вильно, её саркофаг и сейчас находится там.
После смерти любимой король очень сильно тосковал. Он часто наведывался в Несвижский замок к братьям своей возлюбленной. Здесь все напоминало о любимой Басеньке. В один из таких визитов,отчаянно тосковавший король с помощью чёрной магии и алхимиков Твардовского и Мнишека решил вызвать дух Барабары. У ритуала было лишь одно условие - не прикасаться к призраку. Когда появилась видение Барбары, король не смог сдержать своих чувств и бросился к призраку, чтобы обнять, разрушив этим магические чары. Так душа несчастной женщины не смогла вернуться в свой мир, и вынуждена была скитаться по Несвижскому замку.
По одной из версий, она смогла бы приобрести покой, если бы любимый после смерти оказался рядом с ней. Август пообещал любимой, что почувствовав близкую кончину, приедет умирать именно сюда, в Несвижский замок. Однако и на этот раз судьба оказалась слишком жестокой ко влюбленным. Смерть пришла к королю слишком быстро, и он так и не смог выполнить свое обещание. Так и остался призрак на этой земле и вынужден вечно бродить среди живых. Чёрной Панной ее прозвали потому, что ходит призрак в черных траурных одеждах, в знак своей несчастной любви.
Считается, что Чёрная Дама предупреждает жителей Несвижского замка об опасности. Так, видели ее за некоторое время до пожара в замке в 2002 году.
Во времена Великой Отечественной в легенду о призраке Чёрной Дамы верили немцы и побаивались её. Завидев где нибудь неясные тени или очертания они неистово обстреливали это место и быстренько прятались.
Пан выписал из Франции что-то наподобии динамо-машины, ее надо было раскручивать, накапливался разряд и кого-нибудь из присутствующих било током, пан испытал машину на всех присутствующих, потом на теленке, а потом после ее долгого раскручивания на улице разразилась гроза, это конечно было никак не взаимосвязано, но пан назвал себя повелителем грозы и просил именовать именно так и никак иначе.
Гости разошлись и на этом вроде бы все и закончилось, но у одного из гостей в этот момент в Слуцке в дом попала молния и почти все сгорело, он естественно долго не думая, вернулся, спросил считает ли себя по прежнему Кароль Станислав повелителем грозы, получив утвердительный ответ попросил возместить причененный грозой ущерб, деваться пану было некуда, отнекиваясь он бы поставил себя в неудобное положение, скрипя зубами он отдал всю сумму, а машину приказал разобрать и спрятать в подвалах, после того случая с ней он больше не эксперементировал.
Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку один из самых ярких персонажей, про него ходит много историй и совсем не понятно что правда, а что вымысел. В пылу кутежа когда в Несвижском замке было много гостей, а дело было летом, пан пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково было удивление высокой знати, когда весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью. В те времена соль стоила наравне с золотом и ее количество высыпанное на дорогу приравнивалось целому состоянию.
Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впрячь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство. После того как все оценили его изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы не могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.

Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»

Древний Брест был основан в XI веке на мысе, образуемом реками Западный Буг и Мухавец. «Повесть временных лет» называет это поселение Берестье, упоминая его в связи с борьбой Святополка Владимировича и Ярослава Мудрого за великокняжеский престол.
Занимая стратегическое положение на пересечении двух торговых путей, Берестье превратилось в крупный торговый центр. Один из путей вёл по Западному Бугу в Польшу, Прибалтику и Западную Европу; а второй — по рекам Муховец, Припять и Днепр связывал город с Причерноморьем и Ближним Востоком. Приграничный Брест стал объектом борьбы между державами. За 800 лет своей истории город побывал под властью Туровского княжества, Великого княжества Литовского и Польши и лишь в 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой был присоединён к России.
В ходе войны с Наполеоном русские войска отбили захваченный французами Брест и нанесли тяжёлый удар кавалерийским частям противника. Отпраздновав победу, царское правительство решило построить в Бресте мощную цитадель. Подобно Бобруйску, средневековый Брест был снесён, и на месте древнего городища за 6 лет — с 1836 по 1842 годы — вырос современный форпост. Пожар 1835 года, уничтоживший 300 строений, ускорил расчистку территории.
Погорельцы получили денежную компенсацию, ссуды деньгами и лесом и отстроили новый город в 2 км восточнее крепости. 26 апреля 1842 года Брестская крепость пополнила строй первоклассных цитаделей, охраняющих западные рубежи Российской империи.
Главное укрепление цитадели, стоящее на острове в междуречье Буга и Мухавеца, представляло собой две двухэтажные казармы с толщиной стен около 2 метров.
В 500 казематах могли разместиться 12 000 бойцов с необходимым вооружением, боеприпасами и провиантом. Через амбразуры, порезанные в нишах стен, врага обстреливали из пушек и ружей. Четыре выступающие вперёд полукруглые башни прикрывали главную цитадель от огня и позволяли вести фланговый обстрел из метательных орудий. Система подъёмных мостов связывала главное укрепление с тремя искусственными островами, образованными Мухавцом и рвами.
На островах стояли бастионные форты с равелинами. Снаружи Брестская крепость была обнесена 10-метровым земляным валом, в толще которого находились каменные казематы. Из кольцевых казарм в цитадель можно было попасть через четверо ворот; к настоящему времени сохранились трое из них — Холмские, Тереспольские и Северные.
Для нужд гарнизона перестраивались храмы. Так, монастырь базилиан, позднее известный как Белый дворец, использовался для проведения офицерских собраний. В 1864 — 1888 годах инженер-генерал Э. И. Тотлебен усилил крепость кольцом из 9 фортов, в каждом из которых мог разместиться гарнизон из 250 человек и 20 орудий.
Брестская крепость в Первой мировой войне
С 1913 года проводятся интенсивные работы по подготовке крепости к обороне с привлечением крестьян из окрестных деревень и артелей, приезжающих из Калужской и Рязанской губерний. К 1915 году завершилось строительство 14 фортов, 5 оборонительных казарм и 21 оборонительного пункта. Брестские фортификации были хорошо подготовлены, но в самый канун войны грянула военная реформа генерала Гурко, в ходе которой все пехотные дивизии расформировали. К началу Первой мировой войны цитадель не обладала боеспособным гарнизоном (он состоял только из ополченцев), поэтому верховное главнокомандование приняло решение об эвакуации.
Отступая, русская армия частично сожгла самые современные форты. А через три года Брестская крепость стала известной на всю Европу — именно здесь, в стенах Белого дворца был заключён Брестский мирный договор.
22 июня 1941 года в 4 часа утра внезапно и без объявления войны Германия напала на Советскую Россию. В 4:15 немецко-фашистские захватчики открыли артиллерийский огонь по приграничной Брестской крепости, когда красноармейцы ещё спали.
Стали рушиться казармы, склады, вышел из строя водопровод, прервалась связь. Застигнутый врасплох гарнизон был разбит на отдельные очаги и оказался отрезанным от основных сил Красной армии. Немцы окружили крепость плотным кольцом и бомбардировали её тяжёлыми снарядами. 3500 русских бойцов в условиях острого дефицита боеприпасов, провианта и воды сдерживали натиск врага больше месяца. 8 мая 1965 года за героическую оборону цитадель в Бресте была удостоена звания крепость-герой.
В 1971 году в память о подвиге красноармейцев воздвигли мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». В центре комплекса установлена громадная скульптура «Мужество» с изображением головы воины и знамени. Также мемориал включает в себя площадь Церемониалов, надгробные плиты над могилами героев, руины цитадели, скульптуру «Жажда» и штык-обелиск. «Жажда», выполненная в виде фигуры солдата, ползущего к воде, напоминает о том, как много бойцов погибло, пытаясь добыть драгоценные капли. Враг знал о нехватке воды и обстреливал подступы к реке.
Перед руинами Белого дворца горит Вечный огонь. Пожалуй, лучшие слова о подвиге защитников принадлежат писателю Б. Васильеву: «Брестская крепость не пала: она просто истекла кровью». Немцы рассчитывали взять крепость за 8 часов, а весь Советский союз завоевать за 6 недель, но брестские защитники сорвали все планы Гитлера на блицкриг.

Кухня

Кухня Беларуси сформировалась под влиянием кулинарных традиций России, Литвы, Польши и Украины. Белорусская кухня главным образом состоит из овощей, мяса (чаще всего свинина) и картошки.
Самые популярные белорусские блюда – борщ белорусский, холодик по-мински (холодный суп из свеклы), рыба, тушенная с картофелем в горшочке, жаренка (жареное мясо с грибами), битки по-белорусски, клецки с мясом, свекла фаршированная, картофельные клецки и драники.
В белорусских лесах можно найти очень много грибов, поэтому неудивительно что они входят в состав традиционных местных блюд (грибы тушеные, грибы с сыром, грибы, запеченные с картофелем и голубцы с грибами).
Туристам рекомендуем попробовать в Беларуси традиционный местный алкогольный напиток – настойку «Беловежская пуща», крепостью 43 градуса. На Западе почему-то уверены, что ее изготавливают из 100 различных трав. Кроме того, туристам там можно попробовать (лучше всего в небольших количествах) местную пшеничную водку.

Культура, традиции и обычаи Беларуси

Обряды и традиции в Белоруссии имеют довольно много общего со своими славянскими соседями. Предками белорусов были разнообразные восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, а также отчасти древляне, волыняне и северяне. Белорусский этнос довольно неоднороден и подразумевает под собой несколько разных субэтнических групп. В языке у белорусов даже выделяется два разных диалекта – это северо-восточный и юго-западный. Также в Белоруссии проживает, и всегда проживало масса представителей татарской, еврейской, украинской, русской, польской и др. национальностей, причем каждая из них имеет абсолютную свободу самовыражения.
Название страны «Белоруссия» происходит от простого словосочетания «Белая Русь». Белоруссия включает в себя (частично или полностью) такие разные исторические давние области, как Чёрная Русь, Литва, Полесье, Витебская земля, Полоцкая земля, Северщина и Смоленская земля.
Культура этой страны представляет набор древнейших языческих традиций и обычаев, которые у них сохранились лучше, чем среди всех восточноевропейских славян. Несмотря на то, что в Беларуси многовековое господство одержало христианство, там сохранилось множество древних ритуалов, начиная с проведения Масленицы, "Громницы", "Деды" и "Сороки", заканчивая массой обрядов, которые связаны со свадьбой, рождением и смертью. В этой стране всегда существовало великое множество ритуалов, которые были связаны с заготовкой леса, сельским хозяйством и баней, вся природа считалась единым живым существом. Все такие обряды позже вплелись в христианские ритуалы и образовали абсолютно неповторимую и красочную белорусскую культуру. Так же чрезвычайно разнообразен и богат устный и песенный фольклор белорусского народа.
Основной белорусского социума всегда являлась семья, чаще всего она была небольшой, но дружной. Мужчина занимает важнейшее место – отца для детей и основного добытчика и защитника дома. Женщина же является равноправной хозяйкой и распорядительницей домашних забот, матерью и хранительницей очага. Такое положение дел в семье отражалось и в повседневной жизни - металлические и деревянные предметы обихода стали считаться "мужскими", а плетеные и тканные – "женскими". Причем абсолютно всегда предпочтение отдавалось исключительно предметам, которые были сделаны из природных материалов. Национальная обувь, одежда, тип жилищ и даже музыкальные инструменты близки по внешнему виду к другим славянским культурам, но белорусский стиль все равно виден во всех вещах, его не перепутаешь, настолько искусны мастера.
Насчет правил в одежде строгих норм в Белоруссии нет – люди с удовольствием ходят как в обычной повседневной одежде европейских фасонов, так и в национальных нарядах. При деловых встречах принято надевать костюмы в европейском стиле. Деловой визит заранее должен быть согласован и удостоверен уже перед встречей. Рабочий день в большем количестве организаций длится с 09:00 и до 18:00 часов.
Величественная и тихая природа Белоруссии наложила свой отпечаток на лицо народа. Белорусы в большинстве своем крайне добродушны и приветливы, отпечаток на характер отношений между людьми наложила многовековая общинность. Здесь редко можно увидеть шумные сцены при людях, взаимопомощь между белорусами высока, а уважение к старшим и собеседнику тут доминирует. Даже в рабочие отношения вошли традиции взаимного доверия – здесь очень редко обвешивают на рынке, тщательно соблюдают договоренности, а также очень скрупулезно берегут свою репутацию, как в бизнесе, так и в повседневной жизни.

Религии Беларуси

Республика Беларусь — поликонфессиональная страна. В настоящее время в Беларуси существует 26 конфессий (среди них 15 — протестантские). Наиболее многочисленные из них — православная (1224 общины), католическая (432 общины), христиан веры евангельской (491 община), евангельских христиан-баптистов (270 общин). В республике проживают также старообрядцы (35 общин), мусульмане (27 общин), иудеи (25 общин), Греко-католики (14 общин), лютеране (17 общин), морманы, кришнаиты и представители других религиозных конфессий.
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
50% населения страны считает себя верующими, из них: 80% относят себя к православным, 14% — к католикам, 2% — к протестантам.
В настоящее время в республике 983 церкви, 135 строится и 347 костелов, 38 строится.
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
На 1 сентября 2006 года в республике действуют 3030 религиозных организаций, в том числе 2886 религиозных общин и 144 религиозные организации республиканского и общеконфессионального значения (епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения) 25 конфессий и религиозных направлений.
Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях. Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.). В начале второго тысячелетия определились основные сферы деятельности православной церкви, возникло церковное землевладение, сформировалась епархиальная структура. Полоцкая, Туровская и другие епархии, в состав которых в разные времена входили белорусские земли, были подчинены Киевской митрополии, которая до середины XV в. сохраняла относительное единство. В 1472 г. православная церковь Великого Княжества Литовского и Польши получила каноническое признание Константинопольского патриарха.
В конце XIII - середине XVI веков на территории Беларуси основано около 40 православных монастырей, некоторые из них стали центрами церковно-религиозной жизни, образования, иконописи. После заключения Брестской церковной унии (1596 г.) православная церковь на белорусских землях оказалась в трудном положении. Затем вальный сейм Речи Посполитой 1632 г. и привилеи короля Владислава IV санкционировали официальное возобновление деятельности православной белорусско-украинской духовной иерархии. Были созданы православные епархии с центрами в Луцке, Перемышле, Львове и Могилеве. Последняя с середины XVII в. часто называлась Белорусской и к началу XVIII в. осталась единственной православной епархией в Речи Посполитой.
После присоединения белорусских земель к Российской империи в отношении православной церкви начинают действовать общероссийские законы. В начале ХХ в. в Беларуси было 5 православных епархий: Гродненская, Минская, Могилевская, Литовская (охватывала Виленскую и Ковенскую губернии), Полоцкая. В 1914 г. имелось 3552 церкви, 470 каплиц, 21 мужской и 14 женских монастырей.
Установление Советской власти значительно ослабило роль православной церкви в обществе. Декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918) религиозные организации превращались в частные общины верующих, существующие исключительно на свои средства. В 1930-е годы православное духовенство Беларуси, как и духовенство других конфессий, подверглось репрессиям. Закрывались храмы; священники, обвиненные в антисоветской деятельности, высылались в Сибирь, Казахстан, другие ссыльные места. На территории Западной Беларуси до 1939 г. действовала Польская автокефальная православная церковь.
Активизация церковно-религиозной жизни, которая наблюдалась в годы Великой Отечественной войны, сменилась в 50-60-е годы новой волной наступления на церковь. И только с конца 80-х годов началось новое религиозное возрождение. В 1989 г. создан Экзархат Белорусской православной церкви Московского патриархата. Образовано 10 епархий.
В настоящее время Белорусская православная церковь объединяет 1349 приходов. В 2005 году была учреждена новая Бобруйско-Быховская епархия. В состав епархий входят 26 монастырей, 12 братств и 8 сестричеств. Действует 1159 православных храмов, еще 188 находятся в стадии строительства. За последнее десятилетие Белорусской православной церкви передано 810 культовых и других зданий.
Белорусская православная церковь осуществляет огромную работу по духовно-нравственному возрождению белорусского общества. Совместно с общественными объединениями и государственными органами проводится ряд, ставших уже традиционными, мероприятий: Свято-Евфросиньевские педагогические чтения, Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, церковь участвует в ежегодных Днях белорусской письменности и печати. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.
Православная церковь оказывает большую помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, а также нуждающимся в помощи на дому. Этой деятельностью занимаются религиозные братства сестричества. При Белорусском Экзархате создано православное братство врачей, оно оказывает бесплатную медицинскую помощь инвалидам и престарелым. Православное братство при Витебской епархии занимается духовным окормлением и реабилитацией лиц, находящихся в местах заключения.
Православная церковь, объединяющая более 80 процентов верующих в республике, составляет основу религиозной жизни страны, конфессиональной стабильности, веротерпимости и бесконфликтности.
Римско-католическая церковь - является второй по количеству верующих конфессией. Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. привилеем Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало, наряду с другими, почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.
После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: происходило закрытие католических костелов и монастырей, принудительный перевод верующих католиков в православие, ссылка и смертная казнь ксендзов-участников восстаний и т.д.
При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной. Католическое духовенство, как и православное, сильно потерпело от репрессий. Что касается Западной Беларуси, находящейся под властью Польши, здесь положение католической церкви было иным до 1939 г. В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву. После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.
В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси. В 1989 г. была образована Белорусская католическая епархия. В 1991 г. на территории Беларуси созданы 3 римско-католические епархии: Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская.
В настоящее время римско-католическая церковь объединяет 438 общин. В республике действуют 4 римско-католические епархии и Конференция католических епископов, 8 монастырей, 9 религиозных миссий. Кроме того, работают две высшие католические духовные семинарии.
В настоящее время епархии располагают 427 культовыми зданиями, их которых 194 являются памятниками истории и архитектуры, значительное количество костелов реставрируется и ремонтируется, строится более 40 костелов.
Католическая церковь активно занимается благотворительностью. Важную роль в этом играет организация "Каритас", отделения которой открыты во всех епархиях. Они действуют по специальным программам: проект "Дети", проект "Рождественские каникулы", проект "Неделя милосердия" и т.д.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной и культурной жизни Беларуси. Разнообразие социальных сил, втянутых в Реформацию, и их политических целей обусловили различные реформационные движения в Великом Княжестве Литовском - кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. На территории Беларуси первые реформационные общины появились в Бресте, Несвиже, Клецке, Заславле, Минске, Полоцке. К середине XVII в. было создано около 85 кальвинистских, 7 арианских, несколько лютеранских общин. После присоединения Беларуси к Российской империи положение протестантской церкви мало изменилось. Кальвинисты объединялись вокруг Виленского евангелико-реформатского Синода (до 1840 г. - Литовский), лютеране-Курляндской евангелико-лютеранской консистории. С конца XIX в. в Беларуси распространяется протестантское сектантство: баптизм, штундизм, евангеличное христианство, адвентизм 7-го дня и т.д.
Протестантизм в республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которые объединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числа верующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (488 общин).
Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второй половине XVII в. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповское направление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским и филиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.
В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.
Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество татар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После 1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территории Западной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявили автокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начали закрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.
Сегодня в республике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.
Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения - иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозное течение - хасидизм, принявшее здесь самобытную форму - хабад. Примирение между хасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняется вмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения - госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскость образования, против традиционной, "архаичной" религии и языка). После 1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность, синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началось с конца 1980-х годов.
В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна