Баган, Мьянма
Город Баган – это Мьянма в миниатюре. Уникальный древний комплекс состоит из нескольких тысяч буддистских культовых памятников – пагод, ступ, храмов.
Сегодня это застывший каменный город, где главный герой – каменные здания – наполовину одухотворенные пагоды, буддистские храмы, ступы. Здесь же находятся и самые красивые из всех храмов мира. Этот, уже уснувший навсегда город, в далеком прошлом был политическим, культурным и религиозным центром Бирмы. Сейчас остались только отголоски былого величия, к которому стремятся любители утонченной экзотики. Река Иравади – самая большая в Мьянме – держит свой путь мимо Багана и отважные путешественники к заветному городу могут добраться именно по ней. Гораздо интереснее попасть в этот заветное место рекой на маленьком пароме, чем прибыть банально самолетом или автобусом. Эта река величественно украшает окрестности и среди развалин не раз напомнит что вечное, а что проходящее.
Большинство зданий в археологическом и религиозном комплексе Баган были построены в период от 1000 до 1200 годах нашей эры. В течение этого времени Баган был уже во второй раз столицей Бирманской империи. Золотой век Баган началась в 1057 году, когда король Аноета завоевал Татон. Аноета был Буддистом, поэтому он вернул в Баган Писания буддизма Тхеравады.
Anawrata инициировал в свое время массовое строительство различных храмов и других культовых зданий в Багане, которые мы сегодня можем видеть и любоваться на них. И его преемники продолжили эту традицию, заложенное ими. Они в течении 290 лет, построили более 10000 храмов и пагод в Багане.
В ходе своего самого апогея Баган был одним из важнейших религиозных и культурных центров Азии, население достигло до 300 000 человек, и там было около 10 00 храмов и пагод, которые существовали в Багане. К сожалению, произошли несколько землетрясений и нападений врагов, которые подвергли разрушению большинство зданий самой древней столицы Бирмы.
А золотой век заброшенного города Баган закончился в 1287 году, когда область захватили монголы, которые все разграбили. Но, тем не менее, по-прежнему он был самым важный центром буддизма, но политическая значимость уже была утрачена навсегда. Город постепенно пришел в запустение и только в наше время, храмы и некоторые археологические останки, которые выжили, начали восстанавливать.
Правительство Бирмы попыталось восстановить город Баган. Но, к сожалению, реставрация были проделаны без соблюдения тех исходных материалов постройки тех лет и архитектурных стилей зданий. Поэтому ЮНЕСКО не объявил Баган в качестве мирового наследия. Но, Баган, безусловно, все еще является одним из участков планеты, которую стоит Вам посетить и провести там свой отдых и полюбоваться различными архитектурными постройками заброшенного города Баган, это интересно.
Существуют три различные версии о происхождении названия этого храма:
1. Когда король Киянситта просил восемь Архатов (святых) спроектировать храм, они предложили создать его по образу Нанда Мула Пещер в Гималаях. Храм получил название Нанда-Му. А позже это преобразовалось в ‘Ананда’. Подробнее смотрите легенду ниже.
2. Санскритское слово “Ананда” означает “Очень красивый”. Красивый храм получил красивое название.
3. Существует фраза на языке Пали “Ананда Панна”, которое обозначает бесконечная мудрость Будды. Возможно название происходит от этой фразы.
Трудно сказать какая из версий правильная. Оригинальная надпись на камне у храма не рассказывает о происхождении названия. А название “Ананда” среди Мьянмарцев используется уже столетия.
Храм был построен в 452г. м.э. (1091г. н.э.) королем Киянситта. Король был так же известен под именем Хит Хланг Шинг. И имел титул “Sri Tribuvanaditya Dhamma Yaza ”, что обозначает король справедливости, кто сияет как солнце над тремя мирами.
Архитектура храма
Согласно современным археологическим изысканиям, основной план храма похож на чеди Паха Пу в Бангладеше и чеди Накхонпатхон рядом с древним городом царства Дваравати на западе от Бангкока, Таиланд.
Храм построен в форме креста с четырьмя основными религиозными залами, направленными по сторонам света. И основнымстроение в центре.
В Багане всего два храма с таким основанием. Второй храм это Дхаммаян Гуй, который был построен внуком короля Киянситта, королем Наратху. Возможно внук скопировал план своего предка. Было найдено, что по непонятным причинам внутренняя часть кругового прохода храма Дхаммаян Гуй была заблокирована.
Размеры храма от одного выхода до другого 88м и 51м в высоту. Длинна одной внешней стены ограждения составляет 182м. Храм включает в себя около 10.000 маленьких чеди, 1000 ниш и три сводчатых коридора. 10.000 чеди это включая чеди внутри стен, на стенах, на самом храме и внутри храма. Внутренние ниши возможно были установлены что бы уменьшить эхо. Внутренний сводчатый коридор был для монахов, средний для принцессы, королевских сыновей и племянников, а внешний коридор для простых людей.
Архитектурным чудом храма является естественная система вентиляции в виде окон проделанных в отношении стен. В основных четырех залах находятся большие статуи Будды, которые смотрят по 4-м сторонам света.
Над статуями в потолке, система окон расположена таким образом, что свет падает как раза на лицо Будде в каждом из помещений. На четырех сторонах Сикхары находятся ниши, пять на каждой. Крыша всего строения сделана в форме наклонного купола, что является ранним архитектурным стилем Багана. Храм “Ананда” лучшее архитектурное творение в Багане. Землетрясение 1975 года повредило только верхнее чеди над Сикхарой и маленькие чеди вокруг. Но основное здание не пострадало.
Рисунки из Керамики
Среди храмов Багана в которых вы можете найти керамические работы, храм Ананда один из лучших. Изначально в храме не было лестниц ведущих на верх, что и сохранило рисунки в верхней части храма. Но рисунки находящиеся внизу были стерты со временем, тысячами и тысячами прикосновений.
В храме можно найти любые виды керамической росписи стен. В керамических пластинах, окружающих основание храма с юга на север изображены орды воинов бога Мары, марширующих на Будду. И рассказывается о том как они были побеждены. Командиры Мары сидят верхом на различных животных, таких как Слон, Тигр, Лошадь, Лев, Верблюд, Макара (морское чудовище), Бяла, Рогатый олень, Руза, различные Птицы и так далее. Хотя Верблюд и не является родным животным Мьянмы, его изображение можно найти на керамический фресках.
Вдоль основания строения от северного до западного входа и от южного до западного входа на керамических фресках изображены пилигримы из других миров. Это мифические создания такие как Якхи, Наги, Гаруды, Брахманы, боги и богини и многие другие. Все они держат флаги, знамена и различные символы.
На террасах в верху так же можно найти пластинки с изображениями Джатак (Истории о прошлых перерождениях Будды). Начиная от юго-востока первой террасы до северной стороны третьей террасы изображены пластины с 537 Джатаками, каждая пластина представляет определенную историю.
Пластины зеленого цвета до сих пор находятся в отличном состоянии. Последние десять жизней Будды как раз проиллюстрированы в на этих плитках. Под каждой пластиной написан номер Джатаки. Что бы внимательно рассмотреть все плитки с Джатаками на всех террасах потребуется около пяти дней.
Легенда
Король Киянситта как-то раз пригласил к себе монахов, которые медитировали в Пещерах Нандамула в Гималаях. Когда король попросил монахов объяснить ему где они живут, то монахи воспользовались своими магическими силами и подробно объяснили Королю о том где они живут и что их окружает. Удивившись неординарным способностям монахов Король попросил их построить храм в центре Багана, который бы легко вентилировался. Когда монахи закончили работу, король приказал убить их, что бы больше никто ни смог создать подобное сооружение.
Пагода (ступа) Шведагон наиболее выдающийся памятник страны. Пагода - это куполообразные сооружения, символизирующие учение Будды. Обычно они служат хранилищами буддийских святынь и скрывают в себе священные буддийские тексты. В некоторых ступах замурованы сосуды с фрагментами одежды или, к примеру, волосами Будды. Ступы венчает шпиль, по форме напоминающий зонт - символ защиты от лучей незнания. Развешанные на нем колокольчики призваны отгонять злых демонов.
Строительство самой пагоды начал король Анорахта в 1056 году, основатель королевской династии Бирмы. Ануратха успел построить только три террасы пагоды - строительство завершил его наследник Куанситха. Позже в Багане были возведены в общей сложности 43 закрытых пагоды, среди которых пагода Швезигон было номер один. Пристальное изучение ступы показало нам, что все - от основания до верхней части колокола, сделанного в формы купола, орнаменты из перевернутых вниз и вверх лепестков лотоса, все тело построено из каменных кирпичей, которые добывали десятки подданных на горе Тийун.
Современную высоту Шведагон достиг лишь к 1774 году. Перестраивая ступу в очередной раз, король Синбьюшин довел ее высоту до 99 метров над уровнем плиты. В это же время Шведагон обрел и существующий сейчас силуэт.
Вокруг пагоды Шведагон располагается храмовый комплекс. Эти два сооружения на пару тысяч лет старше самого города. Название происходит от «Shwe» (с бирманского - «золото») и «Dagon» (это поселение находилось на месте современного Янгона).
Архитектура Швезигона стала прототипом для большей части более поздних бирманских ступ, в том числе и Мьянмской пагоды Зеди. Около пагоды расположены плиты с именами, украшающими террасы вокруг. Также множество каменных глазурованных кирпичей, отражающих 550 Jatakas (сцены из истории рождения Будды). Цвет глазури в основном зеленый.
Девять чудес пагоды Швезигон:
1. Хти (зонтик) на вершине не имеет железной опоры.
2. Тени ограждения не изменяют своего положения.
3. Бумага, на которой лежат кусочки золотой фольги, после покрытия ступы золотом падают с высоты пагоды, но никогда не приземляется за пределами участка.
4. Территория пагоды может вместить любое количество посетителей и паломников.
5. Рано утром всегда подносят готовый рис к пагоде.
6. Звуки игры на большом барабане на одной стороне пагоды никогда не слышны на другой стороне.
7. Пагода создает иллюзию самой себя на горном хребте.
8. Неважно насколько сильные идут дожди, ни одна капля не остается на территории.
9. Деревья Khayey и Chayar цветут круглый год на всей территории пагоды.
Пагода Шведагон - достопримечательность Мьянмы, олицетворяет страну так же, как Московский Кремль олицетворяет Россию. Храмовый комплекс Шведагон относится к числу крупнейших архитектурных ансамблей не только Мьянмы, но и всей Юго-Восточной Азии. За десятки километров от Янгона, с моря и с суши, виден золотой конус его центральной ступы.
Чтобы попасть в пагоду, надо взобраться на высокий холм. Современные технологии сделали это занятие необременительным - к Шведагону вас доставит эскалатор. А тем, кто находится в тысячах километров от этого удивительного памятника, предоставляется прекрасная возможность полюбоваться на него с высоты на наших панорамах.
Нанпая – самый уникальный по стилю постройки храм Багана и в то же время являющийся самым загадочным местом. Формально являясь храмом буддистским, Нанпая в самом главном своём внутреннем помещении хранит огромную статую Брахмы – верховного божества индуизма. Что статуя четырёхглавого бога индусов делает в этом храме, никто ответить не может. Ни один исторический документ не освидетельствовал о причастии индусов к постройкам Багана.
Массивный, обнесенный стеной храм Дамаянги (XII век) хорошо виден практически из любой точки Багана. сположенный примерно в пятистах метрах к востоку от Швесандо храм знаменит своими таинственными глухими коридорами и мрачной историей. Говорят, что король Нарату построил храм ради искупления своих многочисленных грехов: он удушил собственного отца и брата и убил одну из своих жен, индийскую принцессу, исполняя индуистский ритуал. А еще говорят, что Нарату приказал делать такую кирпичную кладку, чтоб между двумя любыми кирпичами невозможно было просунуть даже иголку. Каменщикам, не справлявшимся с задачей, попросту отрубали руки. Обратите внимание на желобки размером с человеческую руку у западного входа — именно там все это происходило.
После смерти Нарату (его убили в 1170 году) крытую внутреннюю галерею Дамаянги засыпали битым кирпичом, чтобы показать свое отношение к почившему в бозе королю. Правда, существует мнение, что постройка храма датируется более ранним периодом — эпохой правления короля Алаунситу. Если последнее верно, то рассказанная выше история приобретает скорее анекдотический, а не мрачноватый оттенок. Одно из объяснений появления в коридорах гор кирпичной крошки — неуверенность в надежности постройки (в случае обрушения массивной конструкции последствия падения потолка на «кирпичную подушку» были бы не столь разрушительны).
Планировка Дамянги сходна с планировкой храма Ананды с его выступающими портиками и покатыми террасами, только от башенки-«сикхары» к настоящему времени остался лишь небольшой «обрубок». Прогуливаясь по внешней галерее и слушая писк цепляющихся за высокие потолки летучих мышей, вы можете увидеть несколько неповрежденных временем лепных украшений и картин. Три из четырех святилищ Будды были также забиты кирпичной крошкой. В четвертом, западном святилище плечом к плечу стоят статуи Гаутамы и Майтрейи (Мартрейя — Бодхисаттва нового мира, Будда эпохи Pтья-юги). Храм Дамаянги — единственное место в Багане, где рядом стоят два Будды.
Возможно, именно из-за «плохой кармы» Дамаянги остается одним из немногочисленных храмов города, так и не прошедших капитальную реконструкцию. Однако скоро ситуация может измениться. Говорят, что Китай собирается оплатить ремонтно-восстановительные работы. Может быть заодно удастся и разгадать одну из многих тайн храма Дамаянги.
Храм Тхатбйюнню был построен королем Алуанг Ситху в 1144 г. н.э. Это самое высокое строение в Багане. Среди Мьянмарцев распространено короткое стихотворение.
Массивность это Дхамаян Гуй
Возвышенность это Тхатбйюнню
Красота это Ананда
Одним из значений слова Тхатбйюнню является неотъемлемый атрибут Будды, всеведение. Которое Будда приобрел во время своего просветления.
Как и другие большие храмы (Дхамаян Гуй и Ананда) этот храм имеет круговые сводчатые коридоры. Ступа храма имеет четыре террасы. Частью храма так же являются вихара (монастырь) и библиотека. Полностью строение представляет из себя большой комплекс террас направленных на восток.
На верхней террасе находится большая статуя Будды выполненная из кирпича и штукатурки. Будда сидит на лотосовом троне. Голова статуи была повреждена землетрясением в 1975. После землетрясения в разломе головы Будды нашли доломитовую статую Будды меньшего размера. Сейчас она является частью экспозиции в археологическом музее Багана.
Архитектура
Для укрепления строения в каждом углу была установлена каменная плита. Почти в каждой арке в роли ключевого камня ложился песчанник. Сводчатые проходы имеют форму вальмовой крыши, при их строительстве не использовалось ни дерева, ни железа. Для стабильности всей конструкции террасы были сделаны дугообразными. На первом этаже, на севере, юге и западе установлены большие статуи Будды сделанные из кирпича и цемента. Это оригинальные статуи, сохранившиеся до нашего времени.
На потолке и стенах коридоров западного входа была найдена настенная роспись. На юго-востоке стоят два больших камня, которые поддерживают перекладину, на которой раньше находился бронзовый колокол чрезвычайно больших размеров. Колокол был установлен королем Aлун Ситху в честь храма Тхатбйюнню.
Судя по длине перекладины колокол был 5 метров в диаметре. Что делает его одним из самых больших колоколов в Мьянме. В последствии колокол исчез. На капители из камней были найдены резные цветочные узоры. Тхатбйюнню расположен на юго-восточном углу городской стены. Правда на том месте где раньше была стена, охватывающая храм, остались только северные ворота.
В 1994 году для того что бы сохранить храм от разрушения посетителям было запрещено забираться на верх храма через внутренние лабиринты. Правда следует сказать, что прохождение и лазание по внутренней части храма было весьма занимательным процессом.
Храм Суламани был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и находится в Мьянме, в городе Багане, и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.
Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.
Внутри храм Сулмани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.
Она была построена в 1058 году при короле Анаврата для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды.
Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган. Для того, чтобы увидеть закат с неё, вам придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.
Необычный и интригующий храм Phaya Thone Zu является триадой храмов, объединенных узкими, сводчатыми проходами. Все три храма имеют одинаковую форму: квадрат в плане, сужающийся кверху и переходящий в ступу шпиль. По периметрам храмов проложены небольшие террасы, украшенные башенками в углах.
Точная дата строительства Phaya Thone Zu неизвестна. Предположительно, он был возведен в конце XIII века. Архитектура каждого их трех храмов типична для Багана, но объединение их в триаду необычно для данной местности.
Интересно, что стены, пилястры и сводчатые потолки восточного храма и часть центрального храма покрыты картинами, в то время как стены западного храма полностью голы. Это позволяет предположить, что Phaya Thone Zu не был достроен.
Большой храм Тайок Пай был построен в Багане в XIII веке. Храм богато декорирован, особый интерес представляют таблички с высеченными заповедями, которые хранятся в одном из святилищ Тайок Пай. Еще одна реликвия храма - небольшая 50-сантиметровая статуя сидящего Будды в одной из ниш.
Храм выполнен в традиционном для Багана архитектурном стиле, имеет два яруса, увенчанные небольшой ступой. Вход в храм украшен изящными арочными воротами. Каждый угол храма украшен резной башней. На втором ярусе устроена обзорная площадка, с которой видно долину Багана и окрестные достопримечательности.
Храм Мануха находится в деревне Минкаба, расположенной в 2 километрах к югу от стен Старого Багана. Это один из старейших храмов Багана. Он был построен в 1059 году на деньги монского короля Манухи, которого двумя годами ранее взял в плен баганский правитель Аноратха. Пленник хотел построить храм, который напоминал бы ему о родной стране.
Храм имеет довольно необычную для Багана, но не уникальную компоновку: массивная конструкция из трех кубов (больший - посередине, два меньших - по краям) и длинный низкий параллелепипед, примыкающий сзади к сооружению по всей длине. Вся конструкция практически не имеет никакого наружного декора. На крыше храма находится небольшая терраса с венчающей ступой и множество маленьких ступ, расположенных равномерно над всеми углами.
Внутри храма находятся четыре гигантских статуи Будды: три - сидящие в каждом из кубов центрального здания и лежащая – в задней пристройке. Образы сделаны из кирпича, оштукатурены, расписаны и позолочены.
Всем, кто посетит деревню Минкаба, просто необходимо посмотреть на храм Кубьяукджи. Он построен в соответствии с индийским стилем и являет собой образец архитектуры старинной Мьянмы. Предположительно, храм построен в ХI веке.
Если войти во внутрь, то вы увидите прекрасно сохранившиеся мозаику и фрески XI–XIII веков. На них изображены Джатаки — прошлые жизни Будды, это особенная гордость святыни.
Историки и туристы с легкостью могут узнать о том, как жило население Багана в древние времена, о стиле их жизни, особенностях быта, традициях, всего лишь досконально изучив стены храма. Росписи также рассказывают о том, какими были религиозные предпочтения народа в давние времена.
Храм Мьяук Гунен - в центральной части Старого Багана. Был построен в XI веке. Архитектура храма традиционна для строений Багана. Это двухъярусный храм, увенчанный небольшой ступой. На втором ярусе расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на окрестные достопримечательности.
Главная реликвия храма - небольшая статуя сидящего Будды. Статуя хранится в небольшой нише недалеко от входа на первом этаже Мьяук Гуни.
Еще одна достопримечательность - белая каменная табличка, установленная у храма в момент его строительства. На ней высечено проклятие каждому, кто попытается разрушить храм.
Название храма означает "всеведущий" - одна из десяти ипостасей Будды. Храм в XII веке построил король Алаунгситху, наследник короля Ануратха, основателя храма Ананда. Для своего времени был своеобразным экспериментом, потому что он состоит из двух этажей и не является симметричным. Высота Тхат Бинь Ю - 66 метров. Это самый высокий храм в Багане, и с его террас открывается величественный вид на древний город. У центральной лестницы, ведущей в храм, лицом к востоку возвышаются статуи стражей. Каждую террасу, украшенную пилястрами, опоясывают два ряда окон. Свет, проникающий сквозь оконные проемы, пронизывает внутреннее пространство храма и создает эффект легкости. Растительный орнамент на стенах, расположенный в некоторых местах, выглядит изящным и утонченным. Он хорошо сочетается с массивной статуей Будды, сидящего в конце подъема на второй этаж.
Последний из «больших храмов» Багана, Хтиломинло был построен в период между 1211 и 1218 годами королем Нандунгмя, который получил прозвище Хтиломинло. Говорят, что строительство этого храма состоялось на площадке, где король Нарапатиситху выбирал наследника среди пяти своих сыновей. Сыновья стали в круг, в центре которого был установлен зонтик – символ силы, который внезапно наклонился в сторону младшего сына – Нандунгмя, который и стал, в итоге, королем. В переводе с бирманского языка «Хти» обозначает «зонтик», а «Хтиломинло» - это «правитель, на которого указал зонтик».
Храм Хтиломинло – это величественное трехэтажное сооружение высотой 46 метров, которое имеет такую же конструкцию, как и святилище Суламани, появившееся в Багане тремя десятилетиями ранее. Кирпичный Хтиломинло был изначально покрыт белой штукатуркой. Храм квадратной формы расположен на низкой платформе, которая окружена тремя галереями. Верхняя часть имеет еще три открытых террасы, которые украшены множеством терракотовых пластин, на которых изображены сцены из Джатаки – повествования о предыдущих жизнях Будды. К сожалению, некоторые из этих плиток не сохранились до нашего времени.
С каждой стороны квадратного храма есть богато декорированные порталы. Восточное крыльцо немного выдается вперед, нарушая симметричные пропорции храма.
В стенах коридоров, ведущих к внутреннему святилищу, сделаны арочные углубления, в которых установлены маленькие образы Будды. На двух этажах святилища установлены и большие позолоченные статуи Будды. Верхние этажи и террасы закрыты для посетителей.
Храм Нандаманья - это небольшой сводчатый храм в долине Багана, построенный в 1248 году королем Кьязвой. Вход в храм расположен на востоке, перед ним находится небольшая терраса и ступа. Храм не выглядит особо внушительным, хотя и имеет многочисленные декоративные элементы на внешних стенах. Изображение Будды внутри также очень повреждено.
Но Нандаманья достоин внимания из-за картин, которые украшают его стены. На них запечатлены основные этапы земной жизни Будды. Его рождение и смерть матери, затем обрезание волос в знак ухода от мирской жизни, соблазнение Будды сладострастными дочерьми Мары и другие.
Кхэйминга представляет собой группу из нескольких храмов с небольшими ступами. Комплекс расположен к югу от Багана. На территории храма находится уникальная смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на всю долину Багана, окрестные храмы и ступы. Опытные туристы советуют подниматься на площадку на восходе или на закате, тогда пейзаж будет особенно впечатляющим.
Храм Кхэйминга был построен в XII веке королевской семьей. Он является одним из лучших и древнейших образцов архитектуры Мьянмы. В верхней части храма располагается статуя Будды, а изнутри храм расписан красивыми фресками.
Этот храм нередко называют "храмом невезения". Трудности начались с самого начала строительства - по разным причинам работы постоянно откладывались. Позже, когда храм был готов, он нередко страдал от природных катаклизмов. Одна из ступ храма сейчас стоит под углом, она накренилась в результате сильного землетрясения.
В 60 км. юго-восточнее Багана лежит священная гора Попа-Даунг-Калат (1518 м.). Гора Попа считается одной из самых загадочных мест Мьянмы и является местом паломничества вот уже более 700 лет. Считается, что на этой горе обитают духи природы, которым с древности поклонялись бирманские племена.
В 60 километрах от города Баган есть гора - потухший вулкан, расположенная в 1518 м. над уровнем моря, с неприличным для славянского слуха именем Попа. Попа — впечатляющего вида гора, внешне напоминающая замок высотой всего-то 750 метров. Последний раз Попа извергалась в 442 году до нашей эры, и с тех пор больше не опасна. При хорошей погоде гора видна на расстояние до 60 км. Гора Попа — это оазис. На горе больше 200 источников, вокруг которых в плодородной вулканической почве растёт множество трав и деревьев. Вокруг горы расстилается обширный Попа-Маунтин-Парк. С горы Попа виден старый город Баган. С другой стороны горы виден глубокий каньон 914 м глубиной. К юго-западу от горы находится вулкан Таунг Калат высотой 737 метра, который иногда также называется «гора Попа».
На вершине горы находится буддийский монастырь. Место для монастыря выбрано не случайно — гора Попа считается самым мощным из известных в Бирме святилищем духов. В буддистский монастырь на вершине горы каждый день едут паломники со всей Мьянмы. Это наиболее известное и мощное святилище духов (натов) в Бирме. Большое количество паломников посещают гору Попа каждый год, особенно во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре. В средние века во время этих праздников приносились в жертву тысячи животных. Считается, что при посещении горы Попа не следует одеваться в красную или чёрную одежду и приносить с собой мясо, чтобы не раздражать натов.
В настоящее время гора Попа - одна из главных достопримечательностей Мьянмы. Большинство туристов совершают либо однодневную поездку сюда из Багана, либо заезжают сюда по дороге из Багана в другие районы страны. Подняться на вершину горы можно по достаточно крутой лестнице, состоящей ровно из 777 ступенек, которую постороил буддийский монах У Кханди. Подъем, занимающий более получаса, довольно утомителен, но стоит того, так как вид, открывающийся сверху, просто потрясающий. Подниматься на вершину горы Попа разрешается только босиком.
По бирманским поверьям, на вершине Попы живут духи Нат, в честь которых проводятся традиционные апрельские церемонии. Но что можно сказать наверняка, так это то, что по соседству с духами на склонах скалы поселилась армия обезьян, поедающая предназначенные духам дары: кокосы, бананы и конфеты.
Таунг-Калат – красивый буддийский монастырь, рай для обезьян, обиталище золотых Будд и многострадальных духов. Духи, или наты (Nats) – это 37 Великих аристократов, в основном королевской крови, которые были убиты в разное время и при различных обстоятельствах. Впоследствии они стали почитаться как святые, и по всей Мьянме им сооружались памятные фигурки. Собственно, Таунг-Калат и является тем местом где собраны все 37 фигурок великих буддийских духов. В их честь проводится два фестиваля, Найон (Nayon) и Нада (Nadaw), в мае и ноябре соответственно. Но, кроме этого, жители Мьянмы постоянно совершают паломничество к этому святому месту.
Гора Таунг-Калат издавна считалась обиталищем добрых и могущественных натов Мина Махагири (Min Mahagiri), что в переводе значит «Властелин Великой Горы», и его сестры. Махагири был сыном известного кузнеца и всеобщим любимцем. Его популярность в народе была очень высока, поэтому Король Тагаун боялся, что Мин свергнет его с престола. Тагаун приказал схватить принца, но тот скрылся в одной из многочисленных деревень. Тогда король женился на сестре Мина и пустил слух, что дарует Махагири высокий пост при дворе. Мин поверил и вышел из укрытия, но сразу был схвачен, привязан к дереву и заживо сожжен. С ним была казнена и его сестра.
Copyright © 2018
All Rights Reserved |
|