Гид по городам мира
Информация семена травы для газона купить цена на нашем сайте.




Агра


Агра – это город, прежде всего, известный своей архитектурой, ведь во время правления моголов сюда стекались самые именитые деятели искусства того времени. Было построено множество парков, дворцов, фортов и мавзолеев.
Каждое из сооружений уникально и неповторимо, что и привлекает туристов приезжать сюда, вглубь Индии. Стоит отметить, что город достаточно густо населен – 1 600 млн. чел. Возможно именно поэтому Агра считается одним из самых небезопасных городов Индии, к тому же и самых дорогих.

Климат и погода

Агра расположена в тропическом климатическом поясе, поэтому для здешнего климата характерны резкие перепады температуры. Днём практически невозможно находиться на улице, потому как температура воздуха поднимается до 46 градусов. И такая жаркая погода держится с начала апреля и длится до конца июля. В ночное время температура снижается до 30 градусов. Большое количество осадков выпадает с середины июня по конец сентября. Большинство туристов приезжают сюда в зимнее время, когда спадает жара, а дни становятся тёплыми и солнечными.

История

Город был основан ещё в начале 15 века. В середине 1526 года Агра была захвачена завоевателем Бабуром, который и стал правителем города после своего захвата. В конце 16 века Агра была провозглашена столицей, так называемой, империи Великих Моголов. В этот исторический период в городе стало процветать строительство зданий и сооружений, стали появляться первые школы. На тот момент в Агре уже проживало около 500 000 местных жителей.
В начале 1658 году к власти пришёл новый правитель – Аурангабд, которым столица была перенесена в Аурангабад. При власти Аурангзеба культурное развитие города словно остановилось и началось время упадка. После 18 века всё чаще стали меняться правители, порой местное население не успевало даже их запоминать. В этот же период на Агру стали нападать воинствующие соседи (джаты, афганы и персы). В середине 1784 году город был полностью опустошён и разорён маратхами. И на этом беда Агры не закончились.
Позднее город захватили англичане, которые окончательно изгнали из стен Агры предыдущих завоевателей. 1803 год стал для города спасительным. Под властью Великобритании Агра превратилась в известный торговый центр Индии. В городе появились железные дороги, муниципальный транспорт, стали работать заводы и фабрики. В середине 1857 году городские жители подняли восстание, но проиграли его. Силами британской армии непослушные горожане были разогнаны военными.

Достопримечательности

Количество памятников архитектуры в Агре просто поражает. Среди достопримечательностей, которые стоит посетить следует выделить такие: Форт Агра, Тадж Махал, Фтехпур Сикрим, Усыпальница Итемад-уд-Даулы, Гробница Акбара в Сикандре, Махура и т.д.

Тадж-Махал

Тадж-Махал — величайший памятник индийской архитектуры — стоит на берегу реки Джамна (Ямуна) в городе Агра. Одно из величайших творений человечества создано волей султана Шах-Джахана и руками мастеров, собранных со всей страны и за ее пределами.
Девушка, которую индийский принц Джахан однажды увидел на рынке, была настолько красива, что он сразу же привёл ее во дворец, сделав своей любимой женой: Мумтаз Махал удалось настолько пленить мужа, на других женщин он не смотрел до самой её смерти. При этом дома она не сидела, всегда сопровождала его в военных походах и была единственным человеком в мире, которому он доверял и с кем часто советовался.
Это даёт основание утверждать, что история о том, что Мумтаз была плебейского происхождения – далёкий от реальности миф. В действительности имела она знатное происхождение, являлась дочерью визиря и была дальней родственницей матери Джахана, а потому получила чрезвычайно хорошее образование (в противном случае конструктивные советы молодая женщина давать сумела бы вряд ли).
Вместе они прожили около семнадцати лет, за это время Мумтаз народила мужу четырнадцать детей, и при родах последнего ребёнка скончалась. Сначала её похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.
В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.
Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.
Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.
Строительство
Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.
Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.
Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней. Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры. Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.
Архитектура
Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки. Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей). Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось. Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).
Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.
Главным сооружением этого архитектурного комплекса, что находится в городе Агра, является сооружённый из белого мрамора мавзолей Тадж Махал. Лучше всего он просматривается с реки, поскольку стена с этой стороны не установлена.
Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета.
Такую воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения – четыре малых купола и минареты.
Мавзолей Тадж Махал, Агра повествует миру о прекрасной истории любви между Джаханом и Мумтаз Маха, и обладает неимоверной красотой. Высота и ширина мавзолея составляет 74 метра. Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид. Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу.
Верх купола украшает месяц, рожки которого направлены вверх (до XIX ст. он был золотым, а потом его заменили точной копией, изготовленной из бронзы).
По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой башни (минарета) высотой около 50 м (наклон был предусмотрен на раннем этапе строительных работ, чтобы при падении они не смогли навредить основному сооружению). Стены Тадж Махал (Агра) разрисованы тонким узором и возведены из мрамора белого цвета со вставленными в него самоцветами (всего – 28 видов драгоценных камней). Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.
Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой. Раньше входные двери были сделаны из чистого серебра, но позже, как и многие другие ценные элементы декора были украдены (кем – история умалчивает).
Интерьер
Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом. На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.
Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.
После завершения строительства Тадж Махал, Агра сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги).
После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой. Так закончилась история любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне.

Любопытные факты

- В девичестве любимая жена падишаха носила имя Арджуманад Бану Бегам. Она была дочерью особо доверенного сановника падишаха (а не бедной девушкой, встреченной падишахом на рынке, как рассказывают легенды). Она стала женой Шах-Джахана, когда тот еще только задумывал свержение отца. Тем не менее имя Мумтаз-Махал (на санскрите означает «Лучшее украшение дворца») ей подарил именно его отец Джахангир во время свадебной церемонии.
- Мумтаз-Махал скончалась, но успела дать жизнь четырнадцатому(семеро из них скончались в младенческом возрасте) и последнему ребенку падишаха — дочери по имени Гаухарара Бегум. Та прожила долгую жизнь и скончалась в 1706 г. в возрасте 75 лет. Никаких сведений о ее жизни не сохранилось.
- Хроники того времени рассказывают, что вместо привычных бамбуковых лесов архитекторы предложили использовать леса из кирпича, поскольку так сподручнее работать с тяжелым мрамором. Каменные леса сами по себе походили на огромное здание. Сановники падишаха опасались, что на разбор лесов уйдет несколько лет. Кто-то предложил остроумное решение проблемы: жителям Агры объявили, что любой может забрать столько кирпичей, сколько хочет. И строительные леса оказались разобраны за несколько дней.
- Четыре минарета по углам площадки, на которой стоит мавзолей, установлены под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону. Наклон предусмотрен нарочно, чтобы при падении минареты не повредили мавзолей.
- Кто именно архитектор Тадж-Махала — точно неизвестно. Авторство приписывают разным людям, чаще всего персу Устаду Ахмаду Лахаури родом из города Ясы (нынешний Туркестан, см. статью в этом выпуске). В плане Тадж-Махал похож на мавзолей более раннего могольского правителя — второго падишаха Хумаюна (1508-1556 гг.). «Устад» на фарси означает «очень ученый человек» и используется как часть имени.
- В наше время мавзолей Тадж-Махал ежегодно посещают 7-8 млн чел.
- Согласно легенде, Шах-Джахан I, после того как лишился трона, оказался в заточении в Красном форте Агры, из бойниц которого с тоской и болью смотрел на созданное им каменное чудо до самой смерти. Индийские исследователи настаивают, что мы имеем дело с сентиментальным преданием. В действительности же Шах-Джахан I пребывал в заточении в Красном форте (Лал-Кила) Шахджаханабада — ядра нынешнего Старого Дели, что в двух сотнях километров от Агры.
- В 1830 г. генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк предлагал разобрать Тадж-Махал и распродать по частям строителям и любителям древностей. Лишь отсутствие тех, кто взялся бы за такой трудоемкий подряд, предотвратило разрушение.

Форт Агра

Город Агра - крупнейший туристический центр Индии, расположенный в северном штате Уттар-Прадеш. В средние века была главным городом империи великих Моголов. Агра удачно устроилась на берегу реки Ямуны. Всемирную известность Агре принес не только Тадж-Махал, но и городская крепость, в простонародье называемая Красным фортом. Красный форт или дворец Акбарабад расположен в центральной части Агры, в непосредственной близости от мавзолея Тадж-Махал. Эту древнюю индийскую крепость начал строить шах Акбар. Она обнесена крепостной стеной из красного песчаника. Высота стены достигает 20 метров (местами выше), а протяженность периметра составляет 2,4 км.
Снаружи расположен крепостной ров, полностью окружающий стены. Ширина защитного рва доходит до 9 метров, а глубина - до 10 метров. В старину, крепостной ров был до краев заполнен водой и населен крокодилами. Сегодня из животных здесь остались бурундуки и обезьяны, постоянно снующие по стенам форта и спускающиеся к туристам, чтобы выпросить какое-нибудь лакомство. Красный форт, имея неприглядный внешний вид, изнутри поражает своим великолепным убранством. Это целый архитектурный ансамбль, удивляющий своей красотой и неповторимостью. Внутри городской крепости расположена изумительная по красоте Мечеть Жемчуга, а также зеркальный, блистательный (в прямом и переносном смысле) дворец Шиш Махал, дворец Джахангира и другие постройки. ЮНЕСКО в 1983 году включила Красный форт в список мирового наследия. Форт и сегодня является одной из ключевых крепостей Индии.
История Форта
У этой крепости очень богатая и интересная история. Первое официальное упоминание о форте Агры датировано 1080 годом, после его захвата газневидами. В те времена это была обычная крепость из кирпича.
Спустя 400 лет в Агру перебрался Сикандар Лоди - первый Делийский султан. Из этой крепости он и управлял делами султаната. Затем власть перешла к его сыну Ибрагиму. Моголы появились в Агре после победной битвы при Панипате. Сам Бабур (первый великий могол) отправил сына Хумаюна захватить крепость. В схватке при Панипате Хумаюн разгромил войско Ибрагима. Ибрагим погиб в этом сражении. Кстати, захватив форт, моголы заполучили очень знаменитый трофей - бриллиант Koh-I-Nor (Гора Света). Это один из крупных (105 карат) бриллиантов в мире. Так крепость перешла к моголам.
Акбар Великий (сын Хумаюна), разрушил старую крепость. По инициативе Акбара, третьего падишаха династии тимурид и прямого потомка Тамерлана, в 1565 году начали строить новый форт - тот, который дошел до нас. Акбар существенно укрепил могущество Моголов. Завоевывая новые территории, он расширил границы государства. По приказу Акбара была перенесена столица из Дели в Агру. К середине 1571 года Красный форт был в круговую обнесён двойной стеной.
Впоследствии, форт только расширялся, и менялась его отделка. Если третий падишах отдавал предпочтение красному песчанику с отдельными мраморными элементами, то при Шах-Джахане, обессмертившем себя постройкой Тадж-Махала, в качестве строительного материала исключительно употреблялся белый мрамор, отделываемый золотом с инкрустацией из драгоценных камней. В середине 17 века столица Индии вернулась обратно в Дели. В связи с этим Красный форт Агры утратил своё былое значение.
Захватив власть в 1658 году, Аурангзеб (сын Шах-Джахана), отправил отца в Красный форт под домашний арест, где тот и скончался в 1666 году.
В 1803 году форт Агры был захвачен британскими колонизационными войсками. В 1857 году, во время народного индийского восстания (восстание сипаев), форт был ареной ожесточенных вооружённых столкновений. Уходя из Агры, англичане частично разрушили и разграбили крепость.
По сей день Красный форт в Агре служит индийским военным. В связи с этим часть крепости для посещения туристами закрыта, а внутрь можно попасть лишь через Лахорские ворота (Ворота Амар Сингха).
Культурное значение Форта
Великие Моголы оказывали покровительство индо-мусульманской архитектуре и внесли в нее элементы персидского стиля. В эпоху династии тимуридов были созданы великолепные шедевры архитектуры, в том числе и Форт в Агре. При строительстве форта произошло слияние индусской и мусульманской культур, приведшие к развитию нового архитектурного стиля, в котором основные элементы остались индусскими, а внешние формы и отделка стали персидскими. Как следствие, появление новых ремесел. Например, изготовление мозаики и производство глазури. Возникло много мастерских, изготавливающих золотые и серебряные изделия.
Индусы научились готовить новые изысканные кушанья - барфи, балушаи, плов, гулабджамун и другие яства.
Наши дни
В 2004 году Форт в Агре получил престижную архитектурную премию Ага Хана, а почта Индии по такому случаю выпустила памятную марку с изображением форта. Премия премией, а часть форта требует срочной реставрации, хотя кое-какие работы, конечно же, ведутся. Многое сохранилось в идеальном состоянии, как будто только сейчас ушли строители. Конечно, не возможно уже восстановить в первозданном виде то, что вывезено британскими военными колонизаторами в 19 веке. Понимая это, индийские реставраторы вместо расхищенного англичанами серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней используют краски. Не устоял форт и от натиска вандалов, как местных жителей, так и заезжих туристов. Повсеместно можно увидеть следы их работы, за исключением помещений занятых индийской армией. А это составляет примерно три четверти от всей площади форта. Форт открыт для посетителей ежедневно с шести часов утра до половины шестого вечера.

Фатехпур Сикри

Древняя столица империи Великих Моголов находится в Индии недалеко от Агры. Среди многочисленных достопримечательностей есть особая загадочная тема, волнующая настоящих путешественников — любителей истории и необычных мест. Это — города-призраки. По непонятной нам причине шумные пёстрые улицы пустеют, жители покидают дома, дворцы темнеют под ливнями, храмы зарастают буйной тропической растительностью или ветшают от горячих ветров.
Память о таком месте сохраняется в легендах, а город становится призраком. Бывает, что спустя столетия, а иногда и тысячелетия город случайно находят. И тогда учёные ломают голову над тем что же случилось, археологи собирают ценнейшую информацию, а туристы... туристы спешат увидеть своими глазами древнюю загадку и составить собственное представление об увиденном. Фатехпур Сикри находится под охраной ЮНЕСКО с 1986 года.
Индия. Штат Уттар-Прадеш. Район Агра. Город-призрак Фатехпур Секри (Fatehpur Sikri). Встречается название Фатехпер Сикри.
История
В XVI веке легендарный правитель империи Великих Моголов шах Акбар I решил построить новую столицу, дав ей звучное имя — Город победы. Так переводится Фатехпур Сикри. Был составлен проект с планировкой широких улиц и площадей, непохожих ни на что известное ранее в Индии.
Были приглашены лучшие мастера и архитекторы из Персии и разных регионов Индии, создавшие прекрасные здания дворцов, павильонов и храмов. Впоследствии именно эти образы, доработанные и доведённые до совершенства, стали характерным отличительным стилем архитектуры Великих Моголов.
14 лет индийские рабочие возводили столицу империи.
Была решена проблема водоснабжения: прорыты каналы с многочисленными ответвлениями, создано огромное на тот момент водохранилище и несколько подземных водохранилищ.
Водоносы круглый день черпали воду из колодцев и развозили её по городу.
Благодаря постоянному орошению, город за короткий срок превратился в зелёный сад.
Инженеры средневековья применили интересную технологию строительства зданий: материалом служили цельные блоки камня-песчаника, но работали с ним как с деревом — обтёсывали и вырубали прямо в глыбе окна, двери и внутреннее пространство. Затем блоки скрепляли и плотно подгоняли друг к другу.
Все изящные башни дворца вырезаны из кусков камня, как из дерева. В городе есть здания из мрамора.
Достопримечательностей Фатехпур-Сикри:
- барабанный дом, Наубат-Хана. С него делалось объявление о приезде высокопоставленных гостей.
- здание Диван-и-Ам, где правитель проводил собрания с подданными двора (чиновниками)
Особенность зала собраний в том, что правитель не спускался к своим подданным, а общался с ними с высоты резной колонны, стоящей в зале. Насколько я знаю, такой вид общения с «администрацией» здесь использовался впервые. Вообще же помещение для проведения собраний характерно для многих могольских городов.
- Личные встречи шах Акбар проводил на территории зала Диван-и-Хас.
- С южной стороны дворцового комплекса хорошо сохранились покои Акбара с настенной росписью и высокой кроватью из камня.
- Для министров предназначался дом Раджи Бирбала.
- дворец Мариам-аз-Замани, построенный в начале XVII века — образец гуджаратской архитектуры.
- Беломраморное здание мавзолея Салима Чишти
- К исторически значимым зданиям можно отнести пятиярусный дворец Панч-Махал
- мечеть в индийском стиле Джама-Масджид с высокими воротами Буланд-Дарваза или «Воротами Победы».
- Буланд-Дарваза (Врата Великолепия) — самые высокие ворота в Индии. Их высота 53.63 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Построены в честь победы над Гуджаратом.
Каждая часть города по своему оригинальна и носит поэтичные названия. Так жилая часть города называлась — Даулат-Хана, что означает Обитель судьбы. Пятиярусный дворец Панч Махал это — Ловец ветров.
Рядом с ним находится павильон-беседка. Предполагается, что в ней была одна из первых в Индии женских школ, где знатных девушек обучали грамоте и счёту.
У Акбара I было несколько жен. Одна из них была из раджпутов и исповедовала индуизм, другие были мусульманками. Дворцы жен построены и украшены в соответствии их вкусам и религии.
Есть индийский исторический сериал «Джодха и Акбар:история великой любви», о том как политический союз императора Великих Моголов и раджпутской принцессы Джодхи перерастает в истинную любовь.
Рядом с павильоном-школой стоит дворец турецкой жены Акбара. Его можно узнать по арабескам, изящной резьбы украшениям и крыше с каменной кровлей, имитирующей черепицу.
Перед дворцом находится Ануп-Талао — небольшой бассейн, заполненный водой. Четыре мостика ведут к узорчатой балюстраде в его центре.
Опочивальня императора называлась Хвабгах, что значит — Комната грез. К ней ведёт крытая колоннада, а сама опочивальня находится также рядом с Ануп-Талао.
В Фатехпур-Сикри жила мать Акбара. Её дворец был отделан золотом. На фресках покоев дворца были изображены сцены персидского эпоса «Хамза-намэ» и индуистской «Рамаяны».
Известно, что шах Акбар придерживался широких взглядов в том числе и религиозных. Воинственные и непокорные раджпуты перешли к нему на службу, а сам шах пытался создать единую религию — Божественную веру (Дин-и-Илахи), не противоречащую исламу и включающую в себя лучшие идеи индуизма, зороастризма, учение шиитов и суфиев.
Возможно, на взгляды правителя повлиял святой — суфий Салим из рода Чишти. Святого, Великого Акбара и город Фатехпур Сикри связывает легенда. Жизнь любого великого человека сопровождает тайна, но история жизни Акбара соответствует канонам почти сказочного героя.
Акбар Великий
Сын Насир-уд-дина Мухаммад Хумаюна - первого императора Великих Моголов, завоевателя, посвятившего свою жизнь борьбе с афганской династией Суридов за власть над Северной Индией родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости Умеркот в Синде (сейчас это территория Пакистана).
Родился вдали от своего царства, т.к. отец Акбара — легендарный Хумаюн, захвативший Северную Индию в 1539 и 1540 годах потерпел поражение от своих врагов, был вынужден оставить Дели и укрыться у родственников в Персии.
Так что детские и юношеские годы Акбар провёл при персидском дворе.
В 9 лет он женился на своей двоюродной сестре, которая стала его главной женой.
В 1555 году Хумаюн отвоевал Дели, но правил всего год. Умер и был похоронен в Дели. В Дели находится гробница Хумаюна.
В феврале 1556 года 13-летний Акбар провозглашен шахиншахом (в переводе с персидского — Царь царей). Но настоящим правителем, человеком взявшим на себя ответственность за империю моголов, он станет только через 4 года, разогнав советников и выдворив из дворца регента Байрам-хана.
Он продолжил дело отца по объединению Индии, одержал ряд важных побед.
В 20 лет Акбар женился на раджпутской княжне, дочери раджи Амбера и взял на службу не мусульман, доверив им ответственные посты.
Легенда
В 30 лет Акбар был великим императором и настоящим властителем. Единствеенное, что доставляло ему горечь — отсутствие детей. Акбар мечтал о сыне-наследнике. Но дети его умирали в раннем возрасте, вскоре после рождения.
И вот до Акбара дошёл слух, будто недалеко от Агры живёт святой человек — суфий Салим из великого рода Чишти, который предсказал, что скоро у Акбара родится сын. Император отправился к святому. Несмотря на разные религии, они нашли общий язык. Салим Чишти не просто повторил свои слова, — он сказвл, что у Акбара будет 3 сына. Благословил его и сказал, чтобы жена императора приехала сама.
Легенда говорит, что Салим Чешти убил своего сына, чтобы дух его вошел в тело сына Акбара. Как бы там ни было, но вскоре у Акбара родился здоровый первый сын. В честь суфия, ег назвали Салим.
А счастливый отец решил построить новую столицу Великих моголов в том месте, где жил Салим Чешти и где жена родила ему наследника. Город должен быть просторным, невероятно красивым и зелёным, как райский город. Имя ему будет Город Победы.
Через 14 лет появился Фатехпур-Сикри – красивейший город на холме, длиной в 3 км и шириной в 1 км. С трех сторон его окружала 11-ти километровая городская стена с девятью воротами. С четвертой стороны находилось озеро-водохранилище. Основная постройка города — дворцовый комплекс. Все здания возведены в строгом геометрическом порядке.
Соседство с Агрой давало городу стратегические возможности. В Агре находился арсенал, часть сокровищницы и армия. В случае угрозы гарем, основную сокровищницу и всё необходимое можно было транспортировать в Красный форт Агры менее чем за сутки.
Считается, что строительство Фатехпур-Сикри началось в 1569 году и продолжалось 14 лет. Для такой стройки понадобилось достаточное количество людей. И Акбар их нашел очень быстро. Он нравился людям, был любознателен, начитан, строг и обаятелен. Хотя некоторые источники говорят о том, что он не умел читать. Не похоже на правду.
Акбар построил сильную империю, с властью, опирающейся на воинов-аристократов разных вероисповеданий. Искусства при нём достигли расцвета, сыновья росли здоровыми и сильными, в столицу стекались люди.
И вдруг, через 13 лет, в 1586 году, Акбар покидает город и переезжает в Лахор. В течение 1 года Фатехпур-Секри опустел.
Город становится пустынным и заброшенным, через некоторое время он превращается в город-призрак.
Что же случилось?
Есть 4 версии

- Геологическая
Люди покинули город, т.к. в результате землетрясения ушла вода.
Оппонеты приводят следующие аргументы: Акбара работали лучшие умы империи. Инженеры один раз решили проблему водоснабжения и могли решить её ещё раз. Рабочих рук и денег у шаха Акбара было достаточно.
- Политическая
На севере обострилась политическая ситуация. У границ империи то и дело появлялись войска вражеских династий. Было необходимо присутствие Акбара для защиты границ и ведения войны.
Но тут возникает вопрос: если Акбар ушел на войну, куда ушли остальные люди?
- Духовная
Умер учитель и духовный наставник императора Салим Чишти. Больше Акбару здесь было нечего делать.
В противовес можно сказать только одно: Великий Акбар — не инок и не мальчик, привязанный к пророку.
В городе была возведена гробница Салима. Прекрасное здание строилось не один день и у Акбара было время пережить утрату.
- Психологическая
Акбар Великий стал взрослым мужчиной, ему не нужно было доказывать своё величие. Сыновья росли и пора было закалять их в военном деле.
Какая версия кажется вам самой объективной? Лично мне нравится политическая, но я не вижу противоречия между всеми четырьмя. Они могут существовать одновременно.
Наши дни
Что же мы видим сейчас? Город на территории штата Уттар Прадеш производит впечатление хорошо укрепленного и ухоженного города-призрака.
Многие части этой крепости прекрасно сохранили элементы декора и напоминают нам о старинных временах. Здесь и сейчас живут люди, около 30 тысяч человек. Возможно, во многом благодаря их стараниям крепость находится в отличном состоянии. Многие постройки, несмотря на масштабность крепости, выглядят сейчас совсем небольшими.
Вообще, Фатехпур-Сикри – это не только древняя архитектура. В городе довольно оживленно. Во-первых, большой интерес к этому месту испытывают туристы. А во-вторых, сюда стекаются паломники.
Они приходят в мечеть Джама Масажит (Пятничная мечеть) и к мавзолею Салима Чишти, чтобы возложить цветы и оставить здесь свой лоскут ткани.
Есть поверье, что если вы очень хотите сына, достаточно помолиться на могиле Салима.
Усыпальница представляет собой здание из белого мрамора, а сама гробница украшена полудрагоценными камнями.

Гробница Акбара в Сикандре

В Сикандре, пригороде Агры, находится прекрасное историческое сооружение – гробница Акбара. Великолепие этого мавзолея притягивает к себе туристов со всех уголков мира.
Падишах Акбар Великий из династии Великих Монголов правил страной в период с 1556 по 1605 год. Во время своего царствования он покровительствовал развитию культуры, искуства и науки, что способствовало процветанию страны. Согласно историческим документам Акбар Великий успешно воплотил в жизнь множество проектов, которые улучшили экономическое положение страны. К тому же он осуществил ряд крупных военных, государственных и религиозных реформ. Укрепил могущество своей династии. За что и по сей день его вспоминают и почитают как одного из лучших мусульманских правителей.
Проектирование своей усыпальницы Акбар Великий начал сам, примерно в 1600 году. Завершено строительство было уже после его смерти в 1613 году.
Гробница представляет собой мемориальный комплекс на довольно большой территории – около 48 гектар. Вокруг мавзолея размещен великолепный парк квадратной формы, который окружен стеной с четырьмя шикарными воротами. Каждые ворота украшены непревзойденной мозаикой, направлены они на одну из сторон света. Однако попасть в чудесный парк можно только через одни ворота – южные. Их еще называют Ворота Великолепия. Остальные ненастоящие и являются просто красивой имитацией. У каждых ворот выстроен минарет из белого мрамора, выложены дорожки и каналы для оттока воды.
Здание усыпальницы Великого Монгола строилось из самых качественных и дорогих материалов – мрамора и красного песчаника. Стены и ворота украшены искусной выложенной разноцветной плиткой с использованием каллиграфического орнамента. Это великолепие поистине достойно возлюбленного правителя.
При рассмотрении внешнего вида основного сооружения можно заметить смелые новаторские шаги архитектора, хотя, в общем, здание напоминает стандартные многоярусные постройки, характерные для тех времен. Например, использование мрамора для Индии в начале XVII века было новым и необычным. А в этом мемориальном комплексе белый мрамор используется повсюду – им украсили стены, минареты и дорожки в саду. Это было очень удачным решением. Теплые тона белого мрамора отлично контрастируют с черными и белыми узорами, а богатая мозаика из самоцветов нежна и восхитительна.
Архитектура
Мемориальный комплекс состоит из пяти ярусов и имеет пирамидальную форму. Верхний, пятый ярус выложен из белого мрамора и венчают его четыре остроконечные башенки. Их добавил к усыпальнице сын Акбара Великого – Шахджахан уже после смерти отца.
Первоначально планировалось, что мавзолей будет покрывать еще и огромный купол из мрамора, но этого так и не случилось. Поэтому глядя на здание, вы можете заметить его незавершенность.
Внутри мавзолея, посередине находится открытый двор, в центре которого выставлен символический саркофаг Акбара Великого, украшенный тончайшей арабской вязью. Однако это только имитация, останков великого правителя там нет.
Подлинное захоронение Акбара Великого и его двух возлюбленных жен находится под мавзолеем, в катакомбах. Хотя ходят слухи, что останки самого Акбара Великого были сожжены при разграблении мавзолея, спустя семьдесят лет после его смерти во время восстания джатов против Великих Моголов.
Усыпальница Акбара Великого – это поистине прекрасный памятник архитектуры, созданный гениями и выдающимися творцами того времени. Благодаря искусной работе великих мастеров мы и по сей день можем услаждать свой взор этим архитектурным шедевром.

Усыпальница Итемад-уд–Даулы

Усыпальница, а иначе мавзолей Итемад-уд-Даулы, стоит в центре великолепного персидского парка Агры. Небезызвестная Королева Нур Джехан построила его для своих родителей. Это еще одна история красивой любви, застывшей в камне…
История
Свое начало эта история берет середине XVI века во времена правления Акбара Великого (1542-1605) - одного из самых мудрейших, терпеливейших и справедливых властителей Востока.
Во времена своего правления он прославился своими благочестивыми деяниями, - такими как примирение народов на всей территории страны и разрешил все вероучения на территории страны. Тот факт, что Акбар не умел читать и писать, он сумел окружить себя поэтами и музыкантами, художниками и учеными и при этом он одинаково уважительно относился к людям различных вероисповеданий, искренне считая, что к процветанию империи приведет примирение народов. Множество легенд ходило о величии, богатстве и мире его страны, а с загадочным и удивительным правителем желали познакомиться правители других государств.
Несмотря на роскошь и благополучие, окружавшее Акбара, его счастье было не полным, он оставался несчастным из-за отсутствия наследника. Спустя годы и отчаявшись, император обратился к известному в его государстве старцу-ведуну Салиму Чйши, который проведя ряд мистических ритуалов и обрядов, подарил императору надежду. По прошествии года супруга подарила великому правителю долгожданного сына. Его нарекли Мухаммедом Селимом, в честь старца. А в честь этой знаменательной даты счастливый родитель возвел новый город Фатихпур.
Рос Селим скромным и романтичным юношей. Все время, которое у него было свободное, он проводил в библиотеке императора. Читал книги, а их в библиотеке было немало - около 20 000 экземпляров.
Отрочество лучшее время для первой любви и Селима это время не обошло. Свою первую и самую сильную любовь, которую он пронесет через всю жизнь, он встретил в садах отцовского дворца. Словно стрела амура, сразила его любовь к красавице Мехрунисе. Будучи дочерью придворного служителя императорского дворца, ей была привита любовь к поэзии, музыке и искусству. В равной степени Мехруниса постигала и науки, успехи ее были не хуже, чем у представительниц самых знатных и богатых семей. Селим, был влюблен и очарован Мехрунисой безмерно и, не теряя времени, отправился к отцу. Он признался ему в своей любви и попросил разрешения на брак со своей любимой.
Акбар не только стал возражать, девушка была не их касты, и он поступил с ней так, как поступали в таких случаях в те времена - он выдал ее замуж за другого и выслал семейную чету в отдаленный город. Перед отъездом у Селима и Мехрунисы была короткая встреча. Девушка заливалась горькими слезами и обещала никогда его не забывать, а Селим клялся ей в вечной любви, что никогда не забудет свою возлюбленную.
Нанесенную отцом обиду молодой и горячий юноша не смог простить. В нем стало зреть желание стать правителем огромной империи с целью вернуть себе свою возлюбленную Мехрунису. Он даже предпринял попытку организовать заговор против отца, но бдительное войско Акбара подавило мятеж. Отец простил своего впечатлительного и романтичного сына и сам посадил его на престол моголов в 1602 году.
В те далекие времена при вхождении на престол юноша Селим стал императором Джахангиром. Он получил сильное имя, что означает "Завоеватель мира". Порядки, установленные отцом, еще имели место некоторое время, но все проходит - прошло и это. Иссякло его терпение к различным религиям и верованиям. Как правитель, он обязан был иметь наследника. Ему пришлось жениться, его женами становились индуски. Одна из них и родила ему наследника престола сына Хуррама. Как и его отец, Хуррам, спустя много лет поднимет бунт и учинит заговор против своего отца. Имея много жен-красавиц, Джахангир оставался глубоко несчастным в любви. Рана в его сердце не заживала, любовь не покидала его. Он все также страстно любил Мехрунису.
Прошло несколько лет и однажды его верные слуги донесли ему, что Мехруниса овдовела. Джахангир вынес распоряжение срочно привезти возлюбленную в императорский дворец. Расставаясь, они были юными, а встретились взрослыми. Он возмужал, она стала женственней, красивей и милей. По прошествии нескольких месяцев Мехруниса стала его женой, розой его сердца. Ей дали новое официальное имя Нур Джахан. Но Джахангир с нежностью называл ее Мирза Гияз Бег, что в переводе означает "Светоч Мира".
Будучи страстно влюбленным в свою супругу Джахангир решил возвести дворец для своей любимой вблизи от Лахора. Когда строительство было окончено, дворец стал любимым местом супругов, где они проводили довольно много времени. А со временем став постоянной летней резиденцией императора, был обсажен зеленеющими садами и благоухающими круглый год роскошными цветниками. Этот сад был создан в 1619 году в честь Нур Джахан и назван Шалим Багх - сад любви.
Счастье Джахангира было безмерным. Он полностью погрузился в романтику и перестал уделять время государственным делам. Чего не скажешь о красавице Нур Джахан. Ее трезвый и пытливый ум вскоре дал свои плоды - от управления государством она стала получать удовольствие. И в скорости стала первой "леди" государства. Падишах же утвердил для нее титул "Падишах Бегум". Когда в 1622 году Джахангир решил полностью отдалиться от государственных дел, его жена получила в свои руки безграничную власть. Наследника престола Хуррама совершенно не устраивал такой расклад, и он организовал бунт против отца и заключил его в тюрьму, став полноправным правителем великой Империи Моголов.
Тюрьма подкосила Джахангира и, сбежав из нее в 1627 году, он вскорости умер. Его возлюбленная и безмерно ему преданная Нур Джахан, в скорби по своему любимому, воздвигла мавзолей. Прекрасный образчик верности и любви своему супругу. Она все вложила в этот мавзолей - и свою скорбь, и любовь, и умение руководить. Ее познания в науках отобразились в точности линий, правильности форм. В инкрустацию фасада она вложила все свои чувства, создавая чудесный образец архитектуры. Небольшой и правильной формы, он по праву заслужил свое название "шкатулка с драгоценностями". Внутреннее убранство, инкрустация, и резка по мрамору во многом схожи с Тадж-Махалом. Разбитый вокруг мавзолея сад выложен поделочным камнем и мрамором. Во всем облике мавзолея просматриваются умиротворенность и женственность. Само сооружение мавзолея Итмат-уд-Даула (1622-28гг.) предшествовало на несколько лет строительству Тадж-Махала (1631г.). Поэтому мавзолей Нур Джахан по праву считают предвестником Тадж-Махала. А местные жители часто называют его «Babi Taj».
Спустя несколько столетий англичане завоевали Великую Империю Моголов. Истинные ценители прекрасного, они не уничтожили прекрасные святыни порабощенного ими народа. Не осквернили, не разрушили последнее пристанище истинного романтика Великой Могольской Империи - эстета всех времен и народов императора Джахангира. Неподалеку от его мавзолея в скромной гробнице спит любовь всей его жизни - несравненная красавица Hyp Джахан…

Сад Рамбах

История
Сад был создан могольским императором Бабуром в 1528 году. Название Рамбах сад получил из-за искаженного персидского Аарам Багх – Сад отдыха. Его знают под такими названиями, как «Аалси Багх» – «сад лени» и «Багх-и Нур Афшан» – «сад рассеянного света». Позже жена великого Джахангира – Нурджахан – расширила границы сада.
Архитектура
Сад выполнен в строгом персидском стиле. Строгом – это не значит суровом и молчаливом, нет, персидский стиль индийцы ассоциируют с раем – это стиль солнечности, красоты и изящества.
Внутри сада множество аккуратных, мощеных камнем дорожек, лавочек в тени деревьев, фонтанов. В центре сада имеется водоем, от которого отходит множество каналов. Весь сад представлен аккуратным, коротко стриженым газоном и деревцами.
Жители Индии очень бережно относятся к своей природе. Потому правила посещения просты, но требуют строгого исполнения – бережно относиться к архитектуре парка, не мусорить, не ходить по газону. К скамейкам и фонтанам следует относиться бережно, наверное, стоит отметить, руки в фонтане тоже мыть нельзя. Купаться в речках и каналах запрещается.
Мифы и легенды
Одно из названий садов – Сад лени. Откуда оно пошло? Есть легенда, что Акбар Великий делал предложение своей третьей жене именно в этом саду. Она была обычным садовником, но не согласилась на предложение. Тогда Акбар на протяжении шести дней лежал на траве и ничего не делал, пока возлюбленная не согласилась выйти за него замуж.
Также есть легенда о том, что великий правитель Джахангир в 1621 году остановился в саду, ожидая, пока великие астрологи не укажут ему наилучшее время для вхождения в Агру, после того как правитель захватил Форт Кангры.
Как уже говорилось, жители Индии считают персидский стиль приближенным к божественному. Именно потому сад Рамбах был построен с целью создать Рай для людей. Светящиеся речки, лавочки, деревья, солнце, зеленая трава – именно так представлен Рай.

Мавзолей Чини ка Рауза

Мавзолей Чини-ка-Рауза расположен около города Агра на севере Индии. Это место богато памятниками мусульманской истории и культуры, многие из которых занесены в известный список ЮНЕСКО.
Мавзолей Чини-ка-Рауза был построен в 30-х годах XVII века по указанию Шаха Джахана, правителя Империи Великих Моголов. Он предназначался для погребения праха одного из его министров императора.
Изначально мавзолей представлял собой целый комплекс строений, обнесенных высокой стеной с двумя воротами на северной и южной стороне. Но время было безжалостно к этой гробнице, и до наших дней дошла лишь часть былого великолепия.
Большей часть остались только руины, но сама усыпальница сохранилась относительно хорошо. Она имеет форму квадрата, по углам которого выстроены четыре небольших башни, а на крыше установлен большой купол.
В центральном квадратном зале мавзолея установлена гробница умершего сотни лет назад министра. К ней ведут четыре дорожки, которые соединяют это помещение с четырьмя другими небольшими залами. Моголы очень любили симметрию в архитектуре.
Архитекторы и строители при возведении Чини-ка-Рауза придерживались индийского и персидского стилей в зодчестве: простые и лаконичные линии стен и потолков, покрытых узорами и орнаментами изумительной красоты.
Здесь турист может увидеть удивительный уровень качества работы могольских строителей и ремесленников при отделке стен с использованием цветной китайской плитки. Фронтальная часть усыпальницы – просто великолепна, хотя плитка сохранилась лишь частично.
К сожалению, не все узоры и иная отделка из драгоценных камней и металлов, свойственная могольской архитектуре, дошли до нашего времени. Причиной тому бесчисленные набеги соседних племен и народов и постепенное разграбление Агры и ее мавзолеев в XVII-XVIII веках.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна