Гид по городам мира





Шаолинь - обитель непобедимых


Из пяти святых гор на севере Китая наибольшим почитанием пользуется Суншань. У подножия этой горы, расположенной к юго-западу от Пекина, находится буддийский монастырь Шаолинь, прославившийся как родина боевого искусства ушу (из которого позднее развилось кунфу). Считается, что ушу возникло из двигательных практик, которым в VI веке обучил здешних монахов пришедший в Шаолинь из Индии Бодхидхарма — основоположник чань-буддизма. Комплекс упражнений, первоначально направленный на восстановление сил после длительных и тяжелых медитаций, впоследствии был дополнен элементами местных боевых искусств. Со временем занятия ушу превратились в изучение техники боя пяти животных: журавля, ужа, дракона, пантеры и тигра. В эпоху Сун (960—1279 годы) приемы этой борьбы были систематизированы.

Многие поколения шаолиньских монахов совершенствовались в боевом искусстве — об этом красноречиво свидетельствуют 48 пар углублений в каменном полу зала Тысячи будд, где проходили занятия кунфу. Настенные изображения рассказывают историю спасения монахами принца Ли Шиминя (будущего императора Тайцзуна). В благодарность за это он даровал им земли, превратив Шаолинь в один из крупнейших буддийских монастырей Китая.

В 1928 году, во время гражданской войны в Китае, монастырь был сожжен правительственными войсками, и множество ценнейших реликвий оказалось безвозвратно утрачено. Культурная революция, в ходе которой культовые сооружения закрывались и разорялись, тоже не обошла Шаолинь стороной (хотя Мао Цзэдун и говорил, что кунфу полезно как для личности, так и для нации в целом). После смерти Мао, однако, монастырь был отреставрирован и ныне вновь переживает расцвет. Сегодня сюда съезжаются мастера боевых искусств со всего мира, чтобы обменяться опытом. Кроме того, Шаолинь ежегодно посещают тысячи туристов - поэтому здесь вы встретите немало сувенирных лавок, будок с мороженым, а также уличных фотографов.

Как дерется журавль
Наблюдая за повадками животных, монахи выработали разные стили борьбы. Один из них - стиль журавля, основанный на характерных движениях этой птицы. Подражая журавлю, борец наносит удары либо свободными движениями рук, напоминающими движения крыльев летящей птицы, либо складывая руки вместе наподобие журавлиного клюва. 

История

Шаолиньсы (кит. "Монастырь молодого леса") был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.
Место для постройки монастыря было выбрано не случайно. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Первоначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Основателем и первым настоятелем монастыря был буддийский монах и миссионер Бато, известный также под именем Фото (Будда То). Как и любой наставник, Бато стремился сделать монастырь чем-то исключительным, своеобразной жемчужиной китайского буддизма. Поэтому он тщательно подошел к отбору первых монахов и их обучению.
Монастырь быстро развивался, количество отшельников колебалось от нескольких десятков до двухсот-трехсот человек. Основной целью пребывания в монастыре стало "прозрение природы Будды" на основе сидячей медитации и активных физических упражнений, включающих занятия ушу, а также работы по благоустройству монастыря и в монастырском саду. Между наставниками постепенно происходит дифференциация — выделяется особый разряд людей, чьей основной задачей становится преподавание ушу. Назывались они либо просто учителя кулачного боя (цюаньши), либо "старейшины в преподавании боевого искусства" (уцзяотоу). Они разрабатывают не только приемы кулачного боя, но и принципы работы с оружием, причем большинство таких методов не изобретается самими монахами, а приходит от народных учителей-мирян.
Согласно устным преданиям, в 520 году в Китай из Индии пришел 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, на китайский его имя транскрибировалось как Дамо. Он был сыном богатого индийского принца, однако решил оставить светскую жизнь и посвятить себя буддийскому учению. После долгих странствий по Китаю судьба привела его в небольшой монастырь Шаолинь в горах Суншань. Дамо проповедовал, что целью буддизма является "прозреть сердце Будды", то есть реализовать Будду внутри себя. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного и интуитивного восприятия истины, свободно и полно входящей в незамутненный разум человека.
Почувствовав, что не находит понимания среди монахов монастыря, Дамо удалился в пещеру, расположенную неподалеку, где, обратившись лицом к стене, провел в позе сидячей медитации (цзочань) почти девять лет. Патриарх погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как рассказывают легенды, он заснул. Проснувшись, Дамо, в гневе на самого себя, вырвал собственные ресницы и бросил их на землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда берет свой смысл чайная церемония, пришедшая в XII веке из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами. Через девять лет "созерцания стены" монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. От патриарха веяло такой глубокой духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что послушники приняли учение сурового наставника как единственно верное.
После того, как Дамо просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за того, что его ноги потеряли двигательную способность. Но патриарх, используя особый комплекс упражнений, восстановил активность своих ног и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом и дыхательно-медитативные методики.
Так ушу вошло в комплекс морально-нравственной и духовной подготовки монахов. Дамо конкретизировал то духовное учение, которым должны были обладать его последователи. Оно выражалось практическим требованием:

Два проникновения и четыре действия.

"Два проникновения" — это два способа достижения просветления. Первый — достижение просветления путем внутреннего духовного развития и созерцания ("духовное проникновение"), второй — путем совершения практических действий, то есть добрых дел ("проникновение посредством действия"). Таким образом постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, физического и психического, видимого явления и его метафизического символа.
"Духовное проникновение" стало фундаментом, на котором в течение многих веков возводилось здание шаолиньской школы ушу. Методики "духовного проникновения" позволяли обрести "истинное состояние" сознания, недоступное обычным людям, выйти на качественно другой уровень переживания мира и достичь таким образом высшего знания.
"Проникновение посредством действия" предусматривало четыре вида поступков — "четыре действия". Они включали воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение Дхарме (буддийскому учению), следование судьбе. Принцип "воздаяния за зло" подсказал монахам тот путь, по которому шло слияние боевых искусств и некоторых постулатов чань-буддизма.
Во второй четверти VII века опытный воин Ван Шигунь поднял мятеж против императора Танской династии Ли Шиминя. Ли Шиминю пришлось спасаться бегством. Скрываясь недалеко от Лояна, император обратился к монахам Шаолиньского монастыря за помощью.
И вот тринадцать вооруженных монахов решили защитить императора. Отряд возглавил один из лучших инструкторов Шаолиня Таньцзун, который обладал редким умением боя с палкой на коне. Передовой отряд Ван Шигуня, преследовавший Ли Шеминя, подошел к Шаолиньскому монастырю, и нападающие даже попытались поджечь обитель. Но тринадцать бойцов приняли тяжелый бой, нарушив буддийский запрет "непричинения вреда живому". Нападающие были разбиты, но самому Ван Шигуню удалось скрыться. Монахи устремились за ним в погоню и через сутки обнаружили его на дороге, ведущей в Лоян, в окружении отборных бойцов.
Завязался бой, охрана мятежника применяла мечи, копья, цепи; монахи же, благодаря великолепной подготовке, действуя лишь тяжелыми посохами, сумели не только разогнать охрану, но и схватить самого Ван Шигуня. Ли Шиминь вновь зашел на трон. Эти события стали, вероятно, поворотным событием в истории Шаолиньского монастыря, позволив ему превратиться в одну из самых богатых и знаменитых буддийских обителей.
Император не забыл услуги, оказанной ему шаолиньскими усэнами (монахами-воинами). Монастырю было пожаловано около 40 циней (250 га) земли, монахам было разрешено пить вино и есть мясо, хотя последним они не злоупотребляли, придерживаясь традиционных предписаний. В связи с разрешением монахам пить вино в народе даже возникла легенда, что именно шаолиньские бойцы создали стиль цзуйцюань (кит. "Пьяный кулак"). Шаолиньскому монастырю было позволено содержать особые монашеские войска (сэнбин) в 500 человек, что было ярким символом того, что императорская власть вполне доверяет монахам.
Знаменитому Таньцзуну, руководителю монашеского отряда, высочайшим указом было даровано звание "дацзянцзюань" (кит. "великий полководец") и, таким образом, он стал первым Шаолиньским усэном, получившим официальное государственное звание. Не были забыты почетными званиями и остальные двенадцать бойцов. Именно после этих щедрых пожалований монастырь получил громкое звание "первый монастырь в Поднебесной по боевым искусствам".
Позднее, во времена правления династии Сун, Император Тайцзу (возглавивший династию Сун с 960 до 976) посетил Шаолинь, после чего направил своих воинов в монастырь для изучения Шаолиньского Кунг-фу.
С приходом в Китай в XIII веке монголов Шаолиньский монастырь был разрушен, сгорели многие постройки, количество монахов упало с полутора тысяч до сотни с небольшим. Казалось, начинается затяжной упадок некогда славной боевой обители. Но в этот момент во главе Шаолиньсы становится настоятель Фуюй, явившийся одной из самых замечательных фигур в судьбе не только монастыря, но и вообще китайского буддизма.
Уже в десять лет юноша из провинции Шаньси, фамилия которого была Чшан, проявлял замечательные способности, вызывая удивление окружающих, например, он мог запоминать огромные тексты, лишь раз взглянув на них. Это было тем поразительнее, что многие древние конфуцианские и буддийские каноны представляют собой сложные дидактические и доктринальные трактаты с разветвленной структурой, и на их заучивание у большинства последователей уходили многие месяцы, а то и годы кропотливой работы. Но юноша не только запоминал их, но мог еще доступно и точно объяснить их скрытый смысл. Окружающие уважительно прозвали его "мудрым ребенком" (шэньэрцзы). С такими знаниями юноше прочили видную чиновническую карьеру, но неожиданно для всех он решил удалиться от мира, принял монашеское имя Фучой и несколько лет учился у известных буддийских наставников. Но не только "Путь Будды" интересовал его, помимо этого он с детства занимался ушу у бродячих усэнов и, благодаря своим необыкновенным способностям, овладел несколькими комплексами, которые по традиции относились к Шаолиньскому монастырю.
Слава о Фуюе — знатоке буддийских канонов, мудреце и носителе тайн Знания — достигла императорского двора. Фуюя назначили высочайшим указом настоятелем Шаолиньсы. Первым делом новый настоятель собрал разбежавшихся монахов и вновь отстроил сгоревшие постройки. Фуюй ввел регулярные настоятельские буддийские проповеди, на которые стали собираться не только послушники Шаолиня, но и монахи из соседних монастырей, которые приходили послушать мудрое слово удивительного наставника. Монастырь и его окрестности вновь стали напоминать монастырский городок. В 1312 году Фуюй был назначен императорским советником по делам просвещения и культуры, а затем — губернатором княжества Цзин. Столь титулованного настоятеля Шаолиньский монастырь еще не знал. Монастырь развивался такими темпами, что уже не мог вместить всех желающих. Поэтому по решению Фуйя были образованы своеобразные "филиалы" Шаолиньсы в Хэлине, Чанъани, Яньму, Тайюани и Лояне. Из суньшаньского Шаолиньсы туда приезжали наставники с проповедями, в том числе и инструкторы ушу.
Реформы Фуюя в области обучения монахов отнюдь не ограничивались комплексами и новыми способами тренировки. Была еще одна мысль, которая волновала посвященного наставника. Она заключалась в том, что при жизни Фуюя монастырь стремительно разрастался, а количество послушников достигало двух тысяч. Все они обучались в той или иной мере боевым искусствам, причем многие – не без тайной надежды, что по выходе из монастыря, став шаолиньскими бойцами, они будут внушать еще большее уважение и благоговейный трепет мирянам.
Ряд монахов нередко желал покинуть монастырь, что в чаньских обителях не возбранялось. Даже те, кто провел под руководством опытных шаолиньских наставников несколько лет, не могли надеяться на передачу истинной шаолиньской традиции боевых искусств. Полный курс требовал около двадцати лет обучения, которое обычно начиналось с детства. Фуюй, считая, что слишком много монахов, возвращаясь в "мир", рассказывают о себе как об истинных "шаолиньских героях", не стесняясь приукрасить свои подвиги, собрал монахов высшего посвящения на совет. Чтобы преодолеть эти искажения и восстановить элитарность шаолиньского усэна, после долгих обсуждений, было решено ввести специальный экзамен. Вопреки многим легендам, этим экзаменом стал отнюдь не пугающий уже одним своим названием "коридор смерти", якобы оборудованный в подземелье монастыря, с бронзовыми бойцами-манекенами, а особый комплекс, представляющий собой квинтэссенцию шаолиньской техники. Этот комплекс, весьма большой и чрезвычайно сложный, был предназначен для отработки поединка в самых различных условиях — начиная от узкого пространства типа монашеской кельи вплоть до открытого поля.
Многие составные части этого комплекса, а особенно его боевая "расшифровка", держались в секрете от начинающих и от пришлых монахов. От покоев, где на высоком троне восседал настоятель, до монастырских ворот было устроено 13 "застав" — особых преград, каждая из которых охранялась опытными монахами-бойцами. Тот, кто желал покинуть монастырь, должен был помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот — Горных врат. Если ему не удавалось сделать это или же он получал тяжелую травму (такое случалось нередко), испытание прекращалось, а монах оставался в монастыре, и к тому же он должен был понести наказание в соответствии с буддийскими уставами.

Современность

В период восстановления Шаолиня его настоятелем становится Дэчань (1907 - 1982 гг.). С девяти лет он был монахом этого монастыря, обучался у самого Чжэньцзюня и прославился своими познаниями в традиционной медицине.
После ухода Дэчаня настоятелем монастыря назначают Хайдэна (кит. "Светильник в Море"). Хайдэн оставался фигурой загадочной, почти мистической, хотя о нем печатали статьи, и был даже снят большой документальный фильм. Утверждалось, что этот человек овладел полными методиками "Алмазного пальца", и когда ему было далеко за 70, он мог стоять на двух пальцах одной руки. Легким нажатием пальцев он валил с ног даже могучих шаолиньских бойцов и останавливал соперников взглядом. При этом Хайдэн был невысок ростом, субтилен, выделялся аскетизмом даже среди буддистов. Спал же он исключительно сидя, скрестив ноги.
После Хайдэна, который скончался в 1989 году, настоятелем Шаолиня стал Суси, он же стал президентом Международной ассоциации шаолиньцюань, созданной в мае 1994 года.
В 1989 команда ушу монастыря Шаолинь, сформированная двумя годами ранее, была переименована в школу монахов шаолиньского кунг-фу. Школа шаолиньского кунг-фу строит своё обучение по примеру исторического образца монахов-воинов Древнего Шаолиня, однако, сегодня кунг-фу понимается, как культурное наследие и целью его преподавания становится сохранение и распространение традиционной культуры, Кун-фу (подлинной культуры Чань и Шаолинь).
В настоящее время Шаолинь является кладезем древних знаний и китайской культуры. Сегодня воспитанники школы Кун-фу Шаолиня выезжают в европейские, азиатские и американские страны, где демонстрируют подлинный дух шаолиньского Кунг-фу. Сам же монастырь превратился в туристический объект, приносящий немалый доход в казну провинции и страны.

Тренировки монахов Шаолинь

После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.
После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.

Основы питания

После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательно добавляют к блюдам лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Результат освоения навыка - образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.
После длительных и тяжелых тренировок в семь вечера послушников ждет ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до самой ночи.
Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе ученики показывают свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна