Гид по городам мира





Бангладеш


Страна мировых рекордов: первое место в мире по плотности населения, второе по бедности, одно из первых по кражам и коррупции, первое по плодородию почвы, водостоку, плотности речной системы и наводнениям, самая большая дельта, самый длинный пляж, самый большой мангровый лес и т. д.

Климат и погода

Климат в Бангладеш субтропический и тропический муссонный с жарким и дождливым летом и сухой зимой. Самый холодный месяц – январь (среднегодовая температура воздуха +26С), а самый жаркий – апрель (+33-36С). Среднегодовое количество осадков – 1 525 мм (в предгорьях и горах – 5 080 мм). Дожди идут во время периода муссонов (июнь-сентябрь) и немного в зимний период (ноябрь-февраль). С апреля по май и с сентября по ноябрь на Бангладеш обрушиваются разрушительные циклоны. Лучшее время для посещения Бангладеш – зима, когда там сухо, а море – по-прежнему очень теплое.

История

Цивилизация в районе Бенгала возникла около четырех тысяч лет назад, когда в регионе обосновались народы Дравиданов, Тибето-Бирманцев и Австрало-Азиатов. Точное происхождение слова «Бангла» или «Бенгал» остается неизвестным, однако есть предположение, что оно происходит от слова «Банг», унаследованного от племён дравидов, появившихся в крае порядка 1000 лет до н. э.
Королевство Гангаридай сформировалось, по меньшей мере, в с VII до н. э., сменившись позднее империей Бихар и Империями Магадха, Нанда, Маурьев и Шунга. Позже Бенгал стал частью Империй Гупта и Харша с период с III по VI век н. э. буддийской империи Пала.
Сразу после распада последней правитель Шашанка создал королевство, просуществовавшее порядка двадцати пяти лет. Шашанка считается первым независимым королем в истории Бангладеш. После периода анархии регионом в течение четырех столетий, с небольшим периодом властвования индуистской династии Сена, правила буддийская династия Пала. Ислам проник в регион Бенгала в двенадцатом веке вместе с арабскими торговцами и миссионерами-суфистами, а последующие завоевания мусульман помогли широкому распространению ислама. Афганский полководец Бахтияр Хилджи разгромил войска правителя Лакшмана из династии Сена и завоевал большие области Бенгальского региона в 1204 году. Регион с тех пор управлялся династиями султанов и феодалов несколько сотен лет. К шестнадцатому веку регион Бенгала контролировался Империей Моголов и Дакка стала важным административным центром Империи.
Европейские торговцы начали проникать в регион в конце пятнадцатого столетия. Влияние европейцев усилилось настолько, что в Бенгал перешел под контроль Британской Ост-Индийской Компании в результате Битвы при Плесси в 1757 году. Кровавая бойня 1857 года, известная как Восстание сипаев, привело к передаче власти Британской Короне во главе с Вице-королём. За период колониального владычества полуостров Индостан подвергался голоду несколько раз, включая Великий Бенгальский Голод 1943 года, в результате которого погибло около трех миллионов человек.
В период с 1905 по 1911 года были предприняты ряд попыток разделения региона Бенгала на две области, с городом Дакка в качестве столицы восточной зоны. В ходе разделения Индии в 1947 году регион Бенгала был разделен по религиозному признаку. Западная часть Бенгала отошла Индии, а восточная часть была присоединена к Пакистану, в качестве провинции под названием Восточный Бенгал (позже переименована в Восточный Пакистан) со столицей в городе Дакка.
В 1950 году в Восточном Бенгале прошла земельная реформа, в результате которой была отменена феодальная система заминдари. Однако, несмотря на экономическую и демографическую мощь востока страны, в правительстве и силовых ведомствах Пакистана преобладали выходцы из западной части. Возникновение Движения за статус Бенгальского языка в 1952 году стало первым серьёзным сигналом о наличии трений между двумя областями Пакистана. Рост недовольства усилиями центрального правительства в сферах экономического и культурного сосуществования продолжался на протяжении следующего десятилетия, в ходе которого возникла политическая партия Лига Авами в качестве представителя бангла говорящего населения. За призывы к получению автономии в 1966 году был арестован и заключен в тюрьму лидер партии Лига Авами Шейх Маджибур Рахман и выпущен на свободу только в 1969 году под воздействием общественного мнения.
В 1970 году мощные циклоны обрушились на побережье Восточного Пакистана и стали причиной гибели свыше полумиллиона жителей. Центральное правительство Пакистана проявило посредственную реакцию при ликвидации последствий стихийного бедствия. Раздражение бенгальского населения, помимо «топорных» действий правительства после разрушительных циклонов, вызвала невозможность занять свой офис Шейхом Маджибур Рахманом, чья партия Лига Авами заняла большинство мест в Параламенте по итогам проведения выборов 1970 года. После провала переговоров, в ходе которых Президент Пакистана Яхья Хан пытался найти компромисс с Маджибуром Рахманом, 26 марта 1971 года был отдан приказ на арест последнего и началась операция «Прожектор» по военному захвату территории Восточного Пакистана. Методы ведения войны со стороны армии Западного Пакистана были кровавыми и привели к большим человеческим жертвам. Основными мишенями стала интеллигенция и индусы Восточного Пакистана, и порядка десяти миллионов беженцев пытавшихся найти убежище на территории Индии. Цифры погибших в ходе войны оцениваются от трехсот тысяч до трех миллионов человек.
Накуне своего ареста Шейх Маджибур Рахман формально провозгласил независимость Бангладеш и призвал каждого драться до тех пор, пока последний солдат Пакистана не покинет территорию Бангладеш. Лидеры парти «Лига Авами» установили «правительство в изгнании» в индийском городе Калькутта. Вновь образованное правительство формально принесло присягу в городе Мужиб Нагар округа Кустия Восточного Пакистана 14 апреля 1971 года и первым премьер-министром стал Таджуддин Ахмад.
Война за независимость продолжалась девять месяцев. Партизанские формирования Мукти-бахини и регулярные вооруженые силы Бангладеш во время ведения боевых действий получили поддержку от вооруженных сил Индии в декабре 1971 года. Альянс индийских и бангладешских войск Митро-бахини одержал победу над пакистанской армией 16 декабря 1971 года, в ходе которой в плен было взято свыше 90 000 солдат и офицеров.
После получения независимости от Пакистана Бангладеш становится парламентской республикой, а пост премьер-министра занимает Муджибур Рахман. В ходе проведения парламентских выборов в 1973 году большинство мест в Парламенте заняла политическая партия «Лига Авами». Муджибур Рахман инициировал создание однопартийной социалистической системы во главе со вновь образованным политическим альянсом «БАКСАЛ» во время разразившегося голода периода 1973—1975 годов. Муджибур Рахман практически со всей своей семьей был убит в ходе военного переворота 15 августа 1975 года. После убийства Муджиба в последующие три месяца по стране прокатилась волна кровавых переворотов и контрпереворотов, завершившаяся приходом к власти генерала Зиаура Рахмана, который восстановил многопартийную политическую систему в стране и образовал Националистическую партию Бангладеш. Период правления генерала Зиа закончился в 1981 году, когда он был убит людьми, связанными с военными кругами.
Следующим главой государства стал генерал Хуссейн Мохаммад Эршад, пришедший к власти во время переворота 1982 года и остававшегося у власти вплоть до 1990 года, когда под давлением кругов Запада и вследствие мощных измененией в мировой политике, в результате которых антикоммунистические диктаторы перестали играть важную роль в регионе, был вынужден уйти в отставку. С тех пор в Бангладеш была восстановлена парламентская республика. Вдова генерала Зиа, Халеда Зиа, привела Националистическую партию Бангладеш к победе на всеобщих парламентских выборах 1991 года и стала первой женщиной премьер-министром в истории страны. Однако «Лига Авами» во главе с Шейх Хасиной, одной из выживших дочерей Муджибура Рахмана, пришла к власти в результате следующих выборов 1996 года, но снова проиграла Националистической партии Бангладеш в 2001 году. В 2001 году между Индией и Бангладеш произошёл вооружённый конфликт.
Для прекращения волны политической нестабильности и насилия в обществе, а также учитывая то, что страна страдала от широкого распространения коррупции и беспорядков 11 января 2007 года, были назначены всеобщие выборы под надзором Временного Правительства. В качестве приоритетных задач Временное Правительство назвало борьбу с коррупцией на всех уровнях власти, в результате чего многие видные политические деятели и чиновники разного калибра были арестованы по предъявленным обвинениям в коррупционных действиях. Всеобщие свободные выборы под управлением Временного Правительства прошли 29 декабря 2008 года в ходе которых с огромным перевесом голосов победу одержала «Лига Авами» под руководством Шейх Хасины. В качестве премьер-министра Шейх Хасина принесла официальную присягу 6 января 2009 года.

Достопримечательности

Вихара

Сомапура Махавихара — крупнейший буддийский монастырский комплекс на Индийском субконтиненте. Он расположен в северной части Бангладеша, в местечке Пахарпур. Археологам удалось исследовать только самые верхние исторические слои этого комплекса, но и они датированы 781 годом нашей эры. Сомапура Махавихара был построен буддийским владыкой Дхармапалой из династии Пала. Монастырь был захвачен в IX веке, после чего находится в запустении.
С приходом ислама на территорию Бангладеша, монастырь так и не был восстановлен, пока в 90-х годах организация всемирного наследия ЮНЕСКО не обратила внимание общественности на состояние исторического памятника. Было выделено несколько миллионов долларов на его первичную реставрацию.
Сомапура Махавихара представляет собой четырехугольную пирамидальную структуру, в центре которой находится традиционная ступа. Вокруг нее расположены 177 монашеских келий, которые образуют внешний квадрат здания. Вокруг этого комплекса находятся несколько монастырских построек, ступы и небольшие храмы разных форм, каменные колонны и скульптуры, образующие второй внешний квадрат. Вокруг него расположено еще одно кольцо внешних стен, облицованных по всему периметру терракотовыми плитками и барельефами. Общая площадь комплекса составляет более 85000 квадратных метров.

Мангровый лес Сундарбан

Сундарбан — один из довольно опасных уголков земли: это дебри, где смешались вода и суша, где растения пускают корни не вниз, а вверх, а с ветвей свешиваются самые ядовитые змеи в мире. И над всем этим грохочет, меняя тональность, рев царя мангровых зарослей — бенгальского тигра. Парадокс в том, что Сударбан стал последней защитой для самого сильного хищника планеты, ставшего жертвой охотничьего тщеславия.
Здесь, в Сундарбане, все непостоянно: уровень воды то поднимается, то падает, а очертания суши меняются так, что составить подробную карту местности просто невозможно она устареет к завтрашнему утру.
Сундарбан — обширные заболоченные низовья рек Ганг, Брахмапутра, Мегхна и еще 240 рек, при впадении в Бенгальский залив Индийского океана образовавших самую крупную дельту в мире. Примерно две трети территории Сундарбана принадлежат Бангладеш, одна треть — Индии.
Прибрежное положение Сундарбана приводит к периодическому затоплению морскими приливами материковой части, пронизанной множеством проток, приливных каналов, низменных островов, постоянно меняющих очертания, и ваттов — затопляемых приливом прибрежных участков. Ватты, также прозванные грязевыми берегами, стали достопримечательностью Сундарбана и даже обзавелись собственными названиями. Самый известный — Чангери-Чар.
В Сундарбане два типа экосистем: пресноводные болота и мангровые заросли.
Принято считать, что своим названием Сундарбан - самый большой в мире район мангровых лесов и кустарников — обязан растущему здесь дереву сундри, или эритьера, достигающему 20 м в высоту. Впрочем, лингвисты уверены, что дерево здесь ни при чем: в переводе с языка бенгали это название буквально означает «красивый лес» («сундар» — «красивый», а «бан» — «лес»).
Дерево сундри составляет основу всей мангровой растительности Сундарбана, а также является основным источником древесины для населения прилегающих к Сундарбану областей: выше по течению в дельте Ганга на сравнительно небольшой, но очень плодородной территории проживают более 135 млн человек. На протяжении многих веков эти плодородные почвы возделывались, и на сегодняшний день в Сундарбане сохранились лишь небольшие разрозненные участки девственных мангровых лесов.
В настоящее время дереву угрожает чрезмерная сельскохозяйственная деятельность местного населения, которое нещадно вырубает сундри (из него получаются отличные лодки — главное средство транспорта в лабиринте мангровых проток). В результате изменяются направления русла рек в бассейне Ганга, из-за чего сокращается поступление воды в Сундарбан. Кроме того, деревья гибнут из-за растущей солености воды в этом районе, куда пробивается вода из Бенгальского залива, что спровоцировано изменением береговой линии.
Немало достается Сундарбану от циклонов: район играет роль своеобразного барьера, защищающего Калькутту — столицу штата Западная Бенгалия — и прилегающие к ней районы от их разрушительного воздействия.
Кроме типично мангровой растительности в Сундарбане распространена пальма нипа, папоротник, разновидности вербены.
В старину заросли Сундарбана имели плохую славу: здесь укрывались преступники, в том числе португальские пираты. Во времена британской колонизации повстанцы чувствовали себя здесь в полной безопасности: англичане категорически отказывались лезть в страшные заросли.
Чтобы сохранить стремительно тающие в результате хозяйственной деятельности человека площади мангровых зарослей и живущих в них животных — в особенности бенгальских тигров, — в 1973 г. был создан тигриный заповедник, в 1977 г. — большой природный заповедник, а в 1984 г. на базе обоих был организован национальный парк Сундарбан.
В парке не только охраняют животных, но и высаживают мангровые деревья, чтобы таким образом удовлетворить потребность в дровах для тысячи деревень, что разбросаны вдоль границы парка.
Сундарбан — большой природный регион, находящийся в дельте Ганга, Брахманутры и Мегхны. Регион разделен между Индией и Бангладеш. На индийской территории, на побережье Бенгальского залива, расположен национальный парк Сундарбан.
В национальном парке Сундарбан под охраной закона среди труднопроходимых зарослей живут многие исчезающие виды животных, для которых мангры остались последним естественным убежищем, где они пока еще могут укрыться от человека.
В 1997 г. ЮНЕСКО приняла решение включить Сундарбан в Список Всемирного наследия. Индийская и бан-гладешская части Сундарбана являются частью единой природной системы мангровых зарослей, но по целому комплексу причин — от политических до административных — в список они были внесены по отдельности, как Сундарбан и национальный парк Сундарбан.
Мангровые заросли и леса Сун-дарбана — исконное место обитания знаменитого бенгальского тигра, находящегося под угрозой полного исчезновения. С каждым годом численность тигров сокращается, и сегодня здесь живет не более полутысячи особей. В национальном парке Сундарбан отдельно выделен тигриный заповедник, где тигры находятся под особой охраной по индийскому государственному проекту «Тигр», начатому еще в 1972 г. по решению премьер-министра страны Индиры Ганди (1917-1984 гг.). По этому проекту тигриный заповедник в Сундарбане должен стать своего рода «инкубатором», откуда тигры будут мигрировать (или их станут переселять) в другие леса страны. В заповеднике ведется жестокая борьба с браконьерами, а деревенских жителей, что вырубают леса вокруг поселков, выселяют из закрытой зоны в другие места.
У бенгальского тигра есть три отличительные особенности поведения. Во-первых, они научились плавать в соленой воде. Во-вторых, в ноябре-феврале их можно видеть «загорающими» на берегу. В-третьих, они склонны к людоедству.
Также в зарослях Сундарбана обитает кошка-рыболов и бенгальская кошка, летучая лисица и панголин, в воде живет электрический скат, гангский дельфин и гребнистый крокодил — самое крупное пресмыкающееся. Особенно много опасных для человека змей: питон, королевская кобра, крайт.
Население в Сундарбане немногочисленно, что объясняется трудностями выживания в этих диких местах. К тому же в Сундарбане находятся очаги малярии: здесь самые подходящие условия для размножения малярийного комара. Когда его становится очень много, тучи насекомых вырываются за пределы Сундарбана, и тогда волна эпидемии малярии захлестывает огромные территории на северо-востоке Индии и юге Бангладеш.
Самый крупный город неподалеку от Сундарбана — индийская Калькутта: он второй по площади после Мум-баи и четвертый по населению после Мумбаи, Дели и Бангалора. На состав населения большое влияние оказал раздел Индии и появление в 1947 г. Восточного Пакистана, а в 1971 г. — Бангладеш: туда уехала большая часть калькуттских мусульман, а в Калькутту мигрировало множество индуистов из Бангладеш. Сегодняшняя Калькутта — самый крупный экономический и финансовый центр всей северо-восточной Индии, с развитой промышленностью информационных технологий.
Бангладешский город Кхулна является своеобразными «воротами» в Сундарбан, откуда по многочисленным протокам можно попасть в парк на старинных колесных пароходах, сохранившихся еще со времен английской колонизации. Кхулна — большой промышленный город, но за пределами Бангладеш он больше известен своими креветками, крабами и лобстерами: в условиях дельты среди мангровых зарослей сама природа создала благодатные условия для их разведения и ловли.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

¦ Из 50 известных видов мангровых деревьев 27 растут в национальном парке Сундарбан.
¦ Индийское население Сундарбана поклоняется лесной богине Бонбиби, помогающей людям и тиграм жить рядом. В индийской части Сундарбана сборщики меда, помимо молитвы, надеются еще и на железные маски, защищающие шею. На маске рисуют лицо и надевают ее на затылок, поскольку местные жители уверены, что тигры со стороны лица не нападают.
¦ В 2012 г в национальном парке Сундарбан была проведена первая в истории страны перепись крокодилов, вызванная сообщениями об участившихся нападениях этих рептилий на людей.
¦ Отличительная черта дерева сундри (эритьера) в том, что у него есть проросшие сквозь землю отростки корней и нижней части ствола. В сезон дождей эти отростки поднимаются над водой на 2,5 м и помогают дереву «дышать».
¦ На территории парка запрещена любая хозяйственная деятельность, в том числе вырубка мангровых зарослей, за исключением сбора дикого меда, которого здесь очень много. Ежегодно в парке собирают в среднем 500 центнеров меда и 30 центнеров воска.
¦ Чтобы отучить бенгальских тигров от людоедства, по всему парку расставлены маски людей и человекоподобные чучела, к которым подведен электроток. Также хорошо помогают нейлоновые сети вокруг поселений.

Город мечетей Багерхат

Затерянный среди мангровых зарослей исторический город мечетей Багерхат находится в южной части Народной Республики Бангладеш. Подсчитано, что на его территории расположено более двух тысяч восхитительный мечетей, в более или менее хорошо сохранившемся виде, многие из них были внесены с 1973 года в список ЮНЕСКО и взяты под охрану, как объекты важного исторически значимого наследия. Город Багерхат окружен невероятно живописной тропической местностью, поэтому природа этого места и его богатый растительный и животный мир, также привлекают сюда многочисленных туристов. Название «Багерхат», произошло от двух слов: «багер», с бенгальского – «тигр», «хат» - «сад». Все дело в том, что город посреди мангрового леса, является местом естественного обитания бенгальских тигров.
Город Багерхат основал в 1459 году исламский просветитель, турецкий полководец и просто очень набожный и верующий человек - Улуг Хан Джахан, известный как хан Джахан Али. Позже, этот человек был причислен к лику мусульманских святых, за продуктивную деятельность по внедрению ислама в массы. Исторический город мечетей Багерхат, затерянный среди мангровых болот и тропических зарослей – уникальный образчик средневековой архитектуры Бангладеш. Чтобы посетить этот город, необходимо отправиться к месту слияния двух рек Ганга и Брахмапутры. В пятнадцатом веке город имел иное название – Халифатабад, лишь позже город мечетей был переименован в Багерхат, тем не менее, все эти годы он почитался жителями Бангладеш, как «колыбель ислама» их страны.
Попадая на территорию средневекового города, площадью пятьдесят квадратных километров, затерянного в джунглях, поражаешься его необычности и плотности размещения в нем религиозных памятников ислама. А это объясняется лишь глубокой набожностью хана Джахана, и в подтверждение, есть выгравированная на его могиле надпись. Как не странно, при первом взгляде у этого города нет никаких укреплений и стен, но это тоже легко объяснить: потенциальным захватчикам было бы некуда отступать, только в непроходимые топи мангровых болот Сундербанс. Зато, город имеет отличную для тех веков инфраструктуру: системы водоснабжения, канализации, дополнительные цистерны и резервуары для воды, хорошие дороги и мосты. Многие древние исторические архитектурные памятники, частично разрушила буйная растительность и частые муссонные дожди. Но это не мешает туристам познавать уникальный стиль архитектуры города, названный «Хан-э-Джахан». В городском центре Багерхат триста шестьдесят зданий: вы увидите мечети, жилые дома, пруды, гробницы, некрополь. Для сохранения уникального памятника истории Бангладеш, правительство принимает меры консервации и реставрации. К сожалению, на сегодняшний день уже многие оригинальные черты архитектуры были безвозвратно утрачены: колонны внутри древних мечетей, резные окна, прекрасный фронтон, полоса резного карниза. Но радует и то, что некоторые религиозные и светские здания используются по назначения и сейчас. При финансировании ЮНЕСКО создаются проекты по сохранению исторического города Багерхат.
Мечеть Шаит-Гумбад (Shait Gumbad) – крупнейшая в городе Багерхат, строгая и без архитектурных излишеств, является уникальным примером традиционной ортодоксальной мечети не территории всей Бенгалии. Украшают мечеть лишь многочисленные купола, которых насчитывается – семьдесят семь, плюс четыре купола на угловых башнях, да шестьдесят колонн. Тут большой и просторный молитвенный зал, поделенный на семь узких нефов. Мечеть считается самой старинной на территории Бангладеш. Часто ее называют «Мечетью шестидесяти могил». По местной легенде, основатель города хан Джахан Али имел сверхъестественную силу, благодаря которой смог совершенно удивительным образом переместить из Индии большое число строительного камня для колонн этой мечети и для ее михраба – стенных ниш, указывающих верующим направление на Мекку. И немудрено, что такое количество камня, используемое при строительстве города, произвело фурор среди местных жителей, потому что камень - редкость в мангровых болотах, это побудило людей складывать легенды о могуществе хана-строителя. Внешние стены мечети выложены из местного кирпича. Настоятель мечети Шаит-Гумбад – имам Аль-Хаджи Маллана Хеллалуддин говорит, что до постройки города Багерхата, тут были непроходимые леса, а хан Джахан Али принес в южную Бенгалию религию, культуру и архитектуру, за что его очень почитают и любят жители Бангладеш.
Мавзолей хана Джахана Али – стоит на высоком насыпном холме, окруженный толстыми стенами, он является необыкновенным образцом подобного типа архитектуры. Это место является паломническим для бангладешцев, они приходят сюда молить Святого о мире и счастье, просят избавить от несчастий, болезней и бед. Так как внутри гробницы до сих пор проводятся мусульманские религиозные обряды, попасть внутрь женщинам - невозможно. Рядом со входом в усыпальницу на подносе установлены благовония. Также около мавзолея находится пруд со святой водой, которую мусульманские паломники набирают в емкости для питья, и здесь же купаются прямо в одежде, дабы не смущать женщин.
На территории города Багерхат в Бангладеш имеются и другие мечети, пятьдесят из них уже вошло в созданный организацией ЮНЕСКО каталог древней культуры и архитектуры Бангладеш. Чтобы обнаружить их все, понадобиться много времени, так как многие мечети поглощены зеленой растительностью джунглей. Обязательно стоит посетить городской комплекс Халифатабад, с мечетями Сингар, Биби Беньи, Чунэкколы, а также отдельно расположенные мечети Резы Ходы, Зиндавир.
Туристы, приехавшие в исторический город мечетей Багерхат, обязательно посещают водоем Тхакур Дигхи, расположенный около Мавзолея хана Джахана Али. Тут обитают крокодилы-магеры, про которых сложена легенда, что они исполняют желание тех, кто их покормит. Традиция разведения крокодилов пошла от самого основателя города Багерхат хана Джахана Али, который имел пару ученых крокодилов: Кала Пахар и Дола Пахар, в переводе «Черная Гора» и «Белая Гора». Эти крокодилы везде сопровождали суфия, и даже позволяли ему ездить на них верхом. Конечно, этих крокодилов давно уже нет, но чучело Кала Пахара находится в Музее Багерхата. Потомки тех крокодилов живут в священном пруду, а кормятся щедрым угощением правоверных мусульман - цыплятами.
Город Багерхат в Бангладеш – великий исторический и архитектурный памятник, свидетельствующий о высочайшем уровне развития людей во времена Средневековья и о великой культуре древней Бенгалии. Путешествие сюда рекомендуем совершать в зимнее время - с ноября по март, когда отсутствуют дожди. Именно тогда, вы сможете в большей мере насладиться древним затерянным городом мечетей.

Мечеть Хана Мохаммада Мридха

По дороге в Лалбах расположена мечеть Хана Мохаммада Мридха. Она была построена в 1704 году, о чем гласят две памятные надписи над центральным сводчатым проходом. Мечеть построена в традиционном архитектурном стиле, свойственном для периода Великих Моголов, но внешне напоминает крепость Лалбах. Комплекс мечети дополнительно поднят на высоту пяти метров и находится на специальной платформе, под которой располагаются проходные жилые комнаты.
Главный вход в мечеть находится на восточном фасаде. Здесь имеется лестница, заканчивающаяся воротами и центральными дверями. Поднявшись по лестнице сразу на верхние уровни, вы попадаете в молитвенный зал. Он представляет собой прямоугольное помещение с тремя куполами. Вход в молитвенный зал обрамляют сводчатые арки и полуколонны с обеих сторон. Из центрального зала можно попасть в еще три помещения, в которых находится михраб.
Женщины любой другой религиозной традиции могут попасть внутрь, но перед этим должны получить специальное разрешение. Во время молитвы главные ворота могут быть заперты, но если попросить сторожа, он пустит вас внутрь.

Храм Шивы

Храм Шивы – одна из главных достопримечательностей в Бангладеше, которая находится в деревне Путхиа. И хотя это сооружение называют декоративным, оно было построено в четком соответствии с принципами архитектуры индуизма. Здание храма представляет собой конструкцию из 3 ярусов. Каждый из этих ярусов заканчивается каменными шпилями с ажурной резьбой. В свое время этот храм украшало немало скульптур. Но, к сожалению, в результате междоусобиц многие из них были утеряны. Важно заметить, что вся концепция храма свидетельствует о пышности и изобилии, которое бог Шива способен давать людям. Так, часть его сохранившихся скульптур символизирует милосердное отношение Шивы к людям.

Храм Говинда

Самое значительное количество важных исторических структур индуистов во всей стране находится в Путии, которая расположена 16 километрах западнее Наторе и 23 километрах восточнее Раджшахи. Самым удивительным и захватывающим дух архитектурным памятников деревни является Храм Говинда, который возводился махараджей Путны в 19 веке в период с 1823 года по 1895 год. Храм Говинда представляет собой большое четырехугольное сооружение, которое великолепно короновано множеством декоративных миниатюрных башенок, а также украшено сложнейшими в исполнении терракотовыми барельефами, которые изображают всевозможные сцены из разных индуистских эпосов.

Мост Бангабандху

Мост Бангабандху был построен в июне 1998 года. Этот мост занимает 11 место по своей длине в мире и 6 место в Южной Азии. Он построен через реку Ямуна, которая является самой главной и полноводной рекой страны. Строительство моста сделало возможным соединить западную и восточную части Бангладеш, обеспечив не только стабильные грузовые и пассажирские перевозки, но и поспособствовав передачи электроэнергии и интеграции телекоммуникационных сетей.
Фактически, до строительства моста Бангабандху, река Ямуна делила Бангладеш на две, почти равные и практически не связанные между собой, территории. Единственной возможностью попасть на другую сторону оставался паром. Мост был построен благодаря инженерным разработкам компании Hyundai Heavy Industries, которые обошлись стране в 696 миллионов долларов.
Длинна основного полотна моста над водой составляет 4,8 километра. Он разделен на 47 основных пролетов. Это двухполосный автомобильный и железнодорожный мост, ширина которого составляет 18,5 метров. Кроме того, по мосту проходят телекоммуникационные сети, электрические кабели высокого напряжения и газовый трубопровод.

Озеро Каптаи

На юго-востоке Бангладеш в районе Рангмати туристы в первую очередь стремятся посетить озеро Каптаи. Этот водоём создан искусственно в ходе реализации крупного гидроэлектрического проекта. Огромная плотина, перегородив одноименную реку, погребла под собой значительные площади сельскохозяйственных угодий, деревни и даже дворец царя Чакма. Но прошло время, и природа компенсировала жителям утрату, создав удивительную экосистему. Озеро, поверхность которого покрыта цветущими круглый год лилиями и лотосами. Вечнозеленый лес, буйно разросшийся на берегах. Приютившиеся на склонах соломенные домики на сваях. Во всем гармония, размеренность и естественность.
Для прогулки по озеру лучше воспользоваться катером, хотя местные жители, племя чакма, предпочитают гребные лодки. Гиды с удовольствием покажут самые живописные уголки: заросли цветущих водных растений, уютные бухточки и заливы, подвесной мост, водопад. Можно причалить к берегу и осмотреть старинные особняки махарадж. Построенные в 13-18 веках, они сохранили былое величие и красоту. Тут же, неподалеку, – привлекательные для туристов буддийские мечети и памятники. Если вам интересно познакомиться с незамысловатым бытом бирманской деревни, можно сделать еще одну остановку. Дружелюбные хозяева пригласят в глинобитный дом, покажут домашних животных, посевы риса, с удовольствием сфотографируются. Особенно любопытно увидеть сельские праздники. Их искренняя радость и безграничные позитивные эмоции просто не смогут оставить вас равнодушными.
На озеро Каптаи стремятся попасть любители дайвинга и подводной охоты. При погружении в местах, где растут лилии и лотосы, возникает ощущение сказочного подводного леса. И вот в таком фантастическом мире можно встретиться с огромными (до 50 кг) озерными окунями!

Остров Святого Мартина

Маленький коралловый остров на расстоянии 10 км к юго-западу от южной оконечности полуострова.
Это маленький тропический рай с белоснежными песчаными берегами, обрамленными зарослями кокосовых пальм и обильной морской жизнью.
Это лучшее место в стране для загара, чистое и мирное место даже без вездесущих москитов, способных в любом другом месте страны начисто испортить настроение даже самому терпеливому путешественнику.
В течение дня можно обойти весь остров, так как его территория насчитывает всего 8 кв. км, а во время прилива она уменьшается до 5 кв. км.
Большая часть населения острова, составляющего 5500 человек, живет за счет рыбной ловли, в период с октября по апрель рыбаки из окрестных районов приносят свой улов на оптовый рынок острова, специально создаваемый в это время года. Паром отправляется из Текнафа (Teknaf) на остров Святого Мартина каждый день, это путешествие занимает всего 3 часа.
Добраться до острова Святого Мартина можно в три этапа. Сначала вам нужно долететь на самолете или доехать на автобусе до Кокс-Базара, затем пересесть на автобус до Текнафа, который находится почти на самой границе с Бирмой. Из Текнафа регулярно ходят паромы на остров Святого Мартина. Общее расстояние от Дакки до острова - 510 км.

Пляж Куаката

Пляж Куаката находится в 320 километрах к югу от Дакки, столицы Бангладеш. Это панорамный пляж, находящийся в самой южной оконечности страны. Благодаря своему расположению и открытому обзору, на нем можно наблюдать потрясающие восходы и закаты. Пляж представляет собой песчаную полосу протяженностью около 30 километров. В этом районе Бенгальского залива песок называют мраморным, что связано с его необычным бежево-розовым цветом.
Практически на всей протяженности пляж имеет пологий заход в море и мягкое песчаное дно. С восточной стороны имеется небольшой участок заповедного вечнозеленого леса с мангровыми деревьями. Добраться до мангровых зарослей можно пешком или на велосипеде. Зимой эта часть побережья становится прибежищем сотен перелетных птиц.
Ежегодно пляжи Куаката становятся местом паломничества для индуистских и буддийских общин, которые приезжают сюда на фестиваль «»Раш Пурнима»» и «»Магни Пурнима»». В это время в деревнях на побережье устраиваются большие ярмарки и традиционные священные омовения в заливе.

Пляж Кокс-Базар

Пляж Кокс-Базар расположен близ одноименного города в Бангладеш. Город получил название по имени британского колониального чиновника Х.Кокса. Имеет второе, редко используемое, название Па?нова. Расположен курорт Кокс-Базар в юго-восточной части страны, недалеко от границы с Мьянмой.
Кокс-Базар называют туристической столицей Бангладеш. Климат Кокс-Базара в целом такой же, как и на остальной территории Бангладеш — тропический муссонный, с двумя сезонами: дождливым с мая по октябрь и сухим с ноября по апрель. Местность славится своим чистым морем и огромными пляжами. Всего здесь находится около 220 километров пологих и достаточно широких пляжей с отличительным золотисто-серебристым песком.
Самым популярным пляжем курорта Кокс-Базар является Инани-Бич, который расположен в его южной части. Длина данного пляжа составляет практически сто двадцать километров. Этот пляж входит в число самых длинных пляжей мира. Также популярным среди туристов является пляж под названием Патенга. В 2009 году пляжи вошли в шортлист конкурса «Семь новых чудес природы». Пляжи Кокс-Базара являются чрезвычайно популярным местом отдыха бангладешцев, но иностранный туризм развит пока весьма слабо из-за неразвитой инфраструктуры, также из-за религиозных ограничений — женщинам не рекомендуется находиться там обнажёнными, в купальных костюмах. Хотя на обширном местном побережье можно найти места с более терпимым и демократичным обществом, где обычный купальник не вызовет никаких отрицательных эмоций. К таким пляжам можно отнести Инани и Химачери, которые лежат к югу от города, однако в ночное время суток их нельзя назвать безопасными.
В окрестностях города расположено множество буддистских храмов, сооружённых для религиозных нужд проживавших здесь бирманцев. Курорт Кокс-Базар славится своими живописными белыми пагодами и ступами, которые венчают невысокие холмы над городом. Среди достопримечательностей этой местности можно выделить буддийские монастыри, которые называются "кхьянг", гробницы монастыря Бара-Кхьянг, что расположены возле Раму. Также здесь можно увидеть одну из самых огромных статуй Будды в Бангладеш. Туристов также привлекает находящийся в 50 км от Кокс-Базара сафари-парк Дулхазара. Здесь в естественных условиях обитают пятнистые олени, черные медведи, питоны, павлины, страусы, дикие слоны, львы, бенгальские тигры и многие виды птиц и обезьян.

Водопад Мадхабкунда

Водопад Мадхабкунда – одно из самых популярных туристических мест в Бангладеш. Это один из крупнейших водопадов в стране. Расположен в Барлекха Упализа на расстоянии 72 км от Маулвибазар, и 72 км от города Силхет.
Огромные валуны, окружающий лес и прилегающие к нему потоки привлекает множество туристов, проводятся экскурсии с выездом и двумя-тремя ночевками, а также однодневные поездки. Потоки воды, обрушивающиеся из разлома в скале с высоты около 60 метров, яркая зелень, озеро, образовавшееся внизу, не оставят равнодушными посетителей.
Добраться к водопаду Мадхабкунда можно из Силхета и Маулвибазар по автомобильной дороге, или от Kulaura Junction на поезде, а после следует взять авторикшу. Путешествие к самому Мадхабкунда достаточно экзотично. По пути туристы могут увидеть красоту зеленых чайных плантаций на холмах, проезжая по зигзагообразным дорогам-серпантинам. Каучуковые и лимонные насаждения образуют красивый пейзаж.
Вокруг водопада правительством организован парк, в котором можно увидеть экзотические растения, слонов и других диких животных. В качестве туристического объекта предлагается посетить деревню племени Khashia. Для туристов были построены отели, есть рестораны с хорошей разнообразной кухней.
Оптимальное время визита – с ноября по март, когда стоит относительно прохладная погода и нет большого количества осадков.

Культура Бангладеш

Бангладеш имеет свою собственную неповторимую культуру и традиции. Некоторые из них возникли недавно, другие довольно древние, но жители Бангладеш до сих пор следуют им. И даже будучи за пределами своей родины регулярно отмечают государственные праздники в своих землячествах.
Общество в Бангладеш еще не утратило своего коллективного характера. Старших уважают. В сельской местности молодежь приветствует старших "взятием праха от ног". Им отдана привилегия первым начинать какое-то действо.
Рождение ребенка отмечают раздачей сладостей, сандеша, сандеш питха. На торжество приглашаются гости, они приносят ребенку подарки. Маленькому ребенку обычно наносят на висок черное пятно сурьмой от сглаза. Никогда не восхищайтесь бенгальским ребенком. Это будет расценено как насылание порчи.
Люди в Бангладеш в основной массе еще не утратили веру в языческие ритуалы или традиции. Особенно это выражено в деревнях. Пустой кувшин, ветка ракиты, нечетный номер, птицы саликх или труп - все это рассматривается как неблагоприятный знак для начала путешествия. Баньяновое дерево - предмет благоговейного страха. Сельский житель никогда не пойдет мимо него ночью. Рождение мальчика расценивают как удачу, а рождение дочери в большинстве случаев нежелательно. Это объясняется тем, что дочь надо выдавать замуж, собирать ей приданое. Дочь для бенгальца - "отрезанный ломоть". После свадьбы она полностью переходит в подчинение мужа и его семьи. Сын же, напротив, будет помогать родителям в старости.
Мусульмане и христиане хоронят тела умерших на кладбищах, индуисты сжигают их. Мусульмане проводят поминки "кулкхани" на четвертый день смерти, а христиане на четырнадцатый (чехлам). У индуистов хоронить умершего должен сын, муж или ближайший родственник (мужчина). Женщины не допускаются на место, где совершается кремация. После смерти родителей утром сын обязан обрить голову.

Национальная кухня Бангладеш

Кухня в Бангладеш варьируется от очень сладкой и мягкой до очень острой. Даже туристы из Юго-Восточной Азии и Индии, где к специям относятся с большой симпатией, бангладешская кухня кажется очень острой.
Вообще, бангладешские блюда напоминают про кулинарные традиции северо-восточной Индии. Жители Бангладеш при приготовлении блюд используют чеснок, имбирь, кориандр, тмин, куркуму (карри), перец чили. В сладкие блюда обычно добавляют кардамон и корицу.
В Бангладеш очень популярны рыбные блюда – в этой стране не только есть выход к морю, но также существует большое количество рек и озер. По крайней мере, один раз в день бангладешцы едят рыбу.
Из мяса жители Бангладеш предпочитают мясо птицы и баранину. В последние годы чаще стали делать блюда из говядины. Но самый главный продукт в Бангладеш – это, конечно же, рис, который готовят на пару, жарят и варят.
Туристам в Бангладеш мы рекомендуем попробовать местные шашлыки и блюда из курицы - boti kabab, shutli kabab, Chicken Afghani, Chicken Baghdadi, Chicken Kashmiri, Chicken Tikka.
Традиционные безалкогольные напитки в Бангладеш – сладкий чай с молоком, «ласси» (йогурт), «Misti Dhohi» (подслащенный йогурт) и кокосовая вода.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна