Перу — одно из самых удивительных мест в мире. Это государство находится на западе Южной Америки и соседствует на востоке с Бразилией, на юго-востоке — с Боливией и Чили, на севере — с Колумбией, на северо-западе — с Эквадором. Перу — третья по величине страна в Южной Америке. На площади 12 852 тыс. кв. км проживает около 28 млн. человек. Почти половина из них — индейцы из языковых групп кечуа и аймара, метисы составляют 37%, а креолы — 15%, кроме того, здесь живут негры, мулаты и азиаты.
Перу делится на три различных географических региона: вдоль побережья Тихого океана тянется узкий (шириной 50—70 км) пояс суши с сухим и резко тропическим климатом. Самый обширный регион захватывает Анды (Сьерра) с вершинами, достигающими более 6 тысяч метров. Здесь господствует горный климат. Еще дальше на нос-ток находится Монтания (перуанская Амазония), в которой царит экваториальный влажный климат.
Столица страны — город Лима с населением более 7 млн. человек. Большую часть населения страны составляют католики— 81%. Крупнейшие города: Лима (6 ООО тыс. чел.), Кальяо (750 тыс. чел.), Арекипа (700 тыс. чел.), Трухильо (600 тыс. чел.), Чиклайо (480 тыс. чел.), Куско (300 тыс. чел.). Административно-территориальное деление страны: 25 департаментов.
Перу—республика. Глава государства—президент. Законодательный орган— Демократический учредительный конгресс.
Столицей государства инков был город Куско, расположенный на юго-востоке Перу, в верховьях реки Урубамбы. Территория империи, состоявшая из нескольких провинций, во время расцвета занимала огромные пространства (около 1 млн. кв. км), протянувшись с севера на юг на 5 тыс. км от Рио-Анкасмайо в сегодняшней Колумбии до Рио-Мауле в Чили. Считается, что первые люди, представители земледельческой культуры Маркавелье, появились в этой местности в конце II тысячелетия до н. э.
На севере Перу к этому времени уже существовала более высокая по уровню цивилизации городская культура. Археологические раскопки показывают, что здесь строили храмы, создавали оросительные системы. В середине I тысячелетия н. э. окрестности Куско вошли в состав государства с центром в Уари. Исследователи полагают, что на становление культуры инков помимо цивилизации Уари повлиял еще один центр—в бассейне озера Титикака. Существует также гипотеза о том, что основатели загадочной цивилизации пришли в эти районы с востока, из тропических лесов Амазонии. О связи культур инков и Уари говорит тот факт, что и там и там употреблялось кипу— древнее узелковое письмо.
Легендарным первым вождем инков был Манко Капак. К несчастью для инков, поклонявшихся богу-Солнцу и золоту, металлу цвета солнца, первыми европейцами, достигшими пределов их империи, оказались авантюристы-золотоискатели, для которых не представляла никакого значения культурная ценность того, что они увидели. Навеки утрачен фантастический Золотой сад, который отображал жизнь в империи инков. Различные испанские хроники единодушно утверждают, что все, находившееся в этом саду, было сделано из чистого золота. Здесь в металле были воспроизведены участок поля с всходами маиса, початки которого были сплетены из серебряной проволоки, стадо лам с детенышами, девушки, срывающие с золотых яблонь золотые плоды, птицы, сидящие на ветвях других золотых деревьев и кустарников, змеи со вставными глазами из драгоценных камней, золотые бабочки и жуки. Создатели уникального памятника—представители покоренной инками культуры чиму.
Ко времени появлении в Куско первых европейцев город превратился в административный и военный центр империи. Согласно хроникам, основательную перестройку города, прежде небольшого селения, осуществили 9-й правитель инков, Пачакути Юпанки, и его сын, Тупак Юпанки. Сами инки сравнивали планировку Куско с телом пумы. Крепость Саксауман представлялась им головой животного. Это творение производит впечатление на посетителей Куско как сверхъестественное явление. Саксауман был построен из плотно пригнанных огромных бетонных блоков. Ученые не могут сегодня объяснить, как эти гигантские плиты, весом более 350 т каждая, поднимались инками на вершину горы. Каждый из трех валов крепости имел в длину 360 м и состоял из 21 бастиона. Куско окружали три заградительных вала. Внешний, самый мощный, был построен из блоков высотой в 9 м, шириной — в 5, и толщиной — в 4.
Еще одно величественное сооружение—Трон Инки—гладко отшлифованная скала, на одном из склонов которой вырублены сиденья. Инки поклонялись Солнцу. Существовали также храмы Луны, Радуги, Грома, Молнии, Венеры. Культ Солнца и Луны, почитаемых супружеской парой, объясняет традицию императорского рода инков заключать браки только между родными братьями и сестрами. При этом хроники никогда не указывают на рождение от таких кровосмесительных союзов больных детей. За счет исключительно родственных браков инкам удавалось сохранять замкнутым элитный круг императорской семьи. Когда испанцы прибыли в Перу, то во всей империи нашлось не более 500 представителей царствующей династии.
Поражение империи инков кажется таким же загадочным, как и история ее возникновения и развития. 25 сентября 1513г. отряд под руководством Васко Нуньеса де Бальбоа впервые пересек Панамский перешеек и оказался на берегу Тихого океана. В мае 1532 г. отряд конкистадоров в 177 человек с Франсиско Писарро во главе, заручившись поддержкой испанского короля, прибыл к тихоокеанским берегам Колумбии в поисках загадочной страны Пиру.
В это время в империи инков правил 13-й император по имени Атауальпа, недавно одержавший победу в междоусобной гражданской войне. Под его началом находилось 10 миллионов беззаветно преданных жителей страны, и им не составило бы особого труда расправиться с кучкой пришельцев. Но испанцы, зная об особенностях менталитета индейцев, решили захватить в плен императора, «сына Солнца», и использовать его в своих целях. В столицу инков было отправлено посольство. В результате переговоров было решено устроить встречу императора с предводителем испанцев 16 ноября 1532 г. император был захвачен. Испанцы требовали у индейцев огромный выкуп за Атауальпу: компенсация должна была составить такое количество золота, какое могла вместить комната, где содержался император. Камера имела площадь около 30 кв. м, а расстояние от пола до потолка составляло 294 см. Выкуп составил 5 500 000 кг золота и около 12 000 кг серебра. Однако Атауальпу не освободили. Испанцы приговорили его к смертной казни. В 1572 г. был обезглавлен последний из династии «сынов Солнца»—Амару I.
В последующие за захватом века инки не раз поднимались на стихийные восстания, которые всегда заканчивались их разгромом. Наиболее серьезные волнения проходили в конце XVIII в. Свободу государство Перу получило лишь после того, как к движению за независимость подключились белые переселенцы, креолы. Их не устраивали высокие пошлины, установленные Испанским двором. Два решительных сражения между колонистами и сторонниками короля проходили в 1824 г., 6 августа возле местечка Хунин и 9 декабря у Айачо. Затем перуанцы вели войны с соседями, Чили и Эквадором, за спорные прибрежные территории. Последняя большая война между Перу и Эквадором проходила в 1941 г., а мелкие приграничные стычки продолжаются и по сей день. В июне 1990 г. президентом Перу был избран Альберто Фухимори, выходец из семьи японских иммигрантов.
Перу—аграрная страна с развитой горнодобывающей и развивающейся обрабатывающей промышленностью. Основные товарные культуры: хлопчатник (преимущественно длинноволокнистый), сахарный тростник, кофе, какао. Пастбищное животноводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, лам, альпак. Лесозаготовки. Рыболовство (главным образом сардины, анчоусы). Рыба используется в основном для производства рыбной муки. Главные отрасли горнодобывающей промышленности: добыча руд цинка, свинца, меди, железной руды, серебра, золота, нефти. Пищевая, главным образом рыбная промышленность; цветная и черная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная промышленность. Экспорт: продукция горнодобывающей и металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты, рыбная мука, кофе, хлопок, сахар.
Денежная единица—инти.
Уровень жизни в стране довольно низкий, но за последние годы Перу совершила мощный рывок в своем развитии, в результате чего люди стали жить заметно лучше и качественнее. Если еще 20 лет назад страна шокировала вопиющей бедностью на грани нищеты, то теперь этого нет и в помине. Во всех областях жизни виден заметный прогресс и качественные улучшения. Страна с богатейшим потенциалом, с древней историей и культурным наследием, по всем прогнозам, в ближайшие годы должна вырваться вперед и дать своему населению возможность жить достойно.
Перу — страна, уникальная в отношении природных ресурсов. Только здесь представлены 84 из 104 существующих на земле биологических природных зон. Трудно где-нибудь еще найти такое обилие флоры и фауны в одном месте.
В целом все природное многообразие Перу подразделяется на три крупных контрастных района. Это Коста, Сьерра и Сельва — тропические леса Амазонки.
Коста — прибрежная пустыня Перу. Прибрежная пустыня – Коста, протянувшаяся узкой изрезанной полосой вдоль всего перуанского побережья (на 2270 км) , представляет собой северное продолжение чилийской пустыни Атакама. На севере, между городами Пьюра и Чиклайо, пустыня занимает широкую низменность, поверхность которой занята в основном подвижными песчаными дюнами. Южнее, на участке от Чиклайо до Писко, крутые склоны Анд подступают к самому океану.
Бoльшая часть Косты настолько засушлива, что из 52 рек, текущих со склонов Анд на запад, только 10 доносят свои воды до океана. Побережье является экономически наиболее важным районом Перу. 40 оазисов этого района производят большинство важнейших сельскохозяйственных культур, в том числе экспортируемых. На побережье находится также ряд главных городов – Лима, Кальяо, Чиклайо и Трухильо.
Хотя растительность Косты бедна, животный мир никого не оставит равнодушным — здесь вам и пингвины, и морские львы, и чилийские фламинго, перуанские пеликаны, инкские крачки...
Сьерра — это высокогорные районы Анд. Представьте только: в Перу 38 горных вершин достигают высоты более 6000 м! Самая высокая гора — Уаскаран (6768 м). Пейзаж Сьерры — это нечто удивительное: глубочайшие каньоны, массивные ледники, широкие плато. В перуанских Андах расположено самое крупное высокогорное озеро на земле — Титикака. Здесь же обитает редчайший зверек шиншилла, чей мех ценится на вес золота.
Сельва включает нижнюю часть восточных склонов Анд и прилежащие к ним плоские равнины бассейна Амазонки. Эта область занимает более половины общей площади страны. Равнина покрыта густыми и высокоствольными тропическими дождевыми лесами, и единственными путями сообщения здесь являются крупные реки – Укаяли, верхнее течение Амазонки, носящее здесь название Мараньон, и Напо. Главным экономическим центром района является Икитос, расположенный на р. Амазонка; это самый верхний пункт, которого могут достигать речные пароходы с осадкой более 4 м.
Сельва встретит вас огромным множеством экзотических цветов и деревьев. Здесь растет каучуконос, красное дерево, сарсапарилла... В древности инки называли ее Омагуа, то есть «место, где водится рыба». И действительно, более тысячи видов рыб обитают в Амазонке и ее притоках. А знаете ли вы, что с берегов Амазонки легко можно увидеть розовых дельфинов?
Расположенная в недоступных Андах столица инков Мачу-Пикчу, таинственное озеро Титикака, непроходимые тропические заросли с 50-метровыми деревьями и тысячами видов птиц, насекомых и цветов — всё это не единственные достопримечательности Перу.
Название страны происходит, вероятно, от маленькой, высыхающей в период засухи речки Виру. Когда пять веков тому назад испанские конкистадоры спрашивали местных жителей: «Где золото?», то слышали в ответ: «Виру, Виру». Скорее всего, это означало название долины и протекающей по ней реки. Название претерпело изменения, и в 1531—1535 годах знаменитый испанский первооткрыватель и путешественник Франсиско Писарро завоевал страну, которая называлась «Перу». Заняв в 40-х годах XVI века территорию империи инков, испанцы назвали свою колонию вице-королевством Перу. Лишь в 1821 году страна обрела независимость.
Обширное и разнородное с климатической точки зрения Перу может похвастаться многочисленными рекордами. Здесь находится самое высокое судоходное озеро в мире — Титикака (3812 м над уровнем моря), самое глубокое ущелье — каньон Колка (3200 м), самая большая разница в высоте между расположенными в 12 км друг от друга местами (поселение Юнгай и вершину Уаскаран разделяет 4309 м). А через горные районы страны проходит одна из самых высоких железных дорог в мире — построенная 130 лет тому назад, она поднимается на высоту 4769 метров.
Природные красоты Перу — это великолепные национальные парки. В одном только заповеднике Ману обитает более 100 видов рептилий, 200 видов млекопитающих и 800 видов птиц. ЮНЕСКО объявило этот парк Природным достоянием человечества. Поражает воображение и национальный парк Уаскаран, на территории которого находятся 296 озер и 663 ледника!
Мачу-Пикчу древний город инков
Мачу-Пикчу в Перу - древний город Инков и всемирное наследие на вершине горного хребта на высоте 2450м над уровнем моря.
Название «Мачу-Пикчу» происходит из языка народности Кечуа и означает в переводе «старая гора». Поселение также часто называют «городом среди облаков» или «городом в небесах». Недалеко от города находится утес Уайна-Пикчу, что значит «молодая гора». Согласно легенде, этот утес — застывший в камне хранитель. И действительно, в определенном ракурсе, очертания Уайна-Пикчу напоминают профиль смотрящего в небо индейца.
Город состоит из нескольких сотен сооружений и имеет четкую структуру. В юго-восточной части расположены дворцовые постройки, дома знати и храмы. Одна из самых необычных построек — храм Кондора, который получил свое название из-за камня, очертания которого напоминают птичью голову с клювом. Вероятно, камень служил жертвенным алтарем, так как «клюв» окаймлен желобом. Существует гипотеза, что кондор был у Инков культовой птицей, олицетворявшей стихию воздуха и свободу. Две небольшие скалы позади жертвенного камня символизируют крылья.
Мачу-Пикчу – это известный всему миру город инков, затерянный в Перу. Чтобы до него добраться потребуется сначала прилететь в Перу самолетом до столицы Лима. Затем потребуется сделать небольшую пересадку на самолет в Куско. Далее туристы на поезде смогут добраться до населенного пункта Агуас-Кальентес с железнодорожной станции под названием «Порой» или другой станции в Священной долине. Это поселок, который ближе всего располагается к заветной цели. Следующий шаг – это покупка билета на автобус до Мачу-Пикчу. По стоимости этот путь является самым дорогостоящим.
Если у туристов есть желание сэкономить денежные средства, потребуется из Куско на автобусе доехать до Урубамбы. Там можно пересесть на другой автобус до Ойянтайтамбо. В вечерние часы из указанного населенного пункта отходит поезд до Агуас-Кальентес. Общее время поездки превышает 6 часов.
В итоге путешествие окажется довольно утомительным. Тем более, что из Агуас-Кальентес потребуется подняться на автобусе в горы. Но на это уже уйдет не более четверти часа, и вы окажетесь в замечательном и таинственном городе инков.
Если вы не привыкли добираться куда-либо на перекладных, можно сесть на прямой поезд Агуас-Кальентес. Правда, стоимость билета может оказаться для кого-то чересчур высокой.
Священный город древней империи Инков Мачу-Пикчу — гордость современного Перу, одна из главных достопримечательностей Перу и Латинской Америки. Также известен как «затерянный город Инков», ведь современный мир узнал о нем лишь в 1911 году, благодаря экспедиции американского профессора Хайрема Бингхема.
Древний архитектурный комплекс занимает территорию более 30 тысяч гектаров и по праву считается шедевром индейского зодчества.
Город расположен в удивительно живописном месте — среди неприступных утесов, на высоте более 2000 метров над долиной реки Урубамбы.
Почему Инки создали город в таком труднодоступном месте, до сих пор неясно. Возможно, причина в том, что эти земли не только издавна славятся красотой природы, но и считаются мистическим местом, имеющим мощную положительную энергетику. Возможно, вершины скал как нельзя лучше подходили для ведения астрономических наблюдений и приближали индейцев к Солнцу, которому они поклонялись как верховному божеству.
Большая Священная площадь отделяла район знати от жилищ простых обывателей, лавок, мастерских и кладбища, находившегося в Погребальной скале. В южном секторе города располагались дома крестьян с хозяйственными постройками и загонами для домашнего скота. Крыши своих домов Инки сооружали из деревянных балок, соединенных с помощью лиан, а сверху покрывали их соломой.
Главный храм Мачу-Пикчу расположен в западной части города. За ним находится возвышение с искусственными террасами и длинной лестницей, ведущей к одной из наиболее загадочных достопримечательностей в архитектурном комплексе — камню Интиуатана, известному также как «камень Солнца». Это огромный многоугольный камень, высеченный из гранитного монолита на вершине скалы. Считается, что камень использовался жрецами в ритуале «привязывания Солнца» — символическом действии, ежегодно совершаемом в день зимнего солнцестояния.
Многочисленные исследования ученых-историков так и не привели их к единому мнению относительно назначения города Мачу-Пикчу. И сейчас существует несколько гипотез, которые так и не стали аксиомами.
Согласно первой теории, город являлся родиной и последним оплотом Инков во время их борьбы с конкистадорами. Но только потом стало известно, что последним пристанищем загадочного древнего народа стал город Эспириту-Пампа.
Храм, построенный для Солнечных Дев – так долго именовали Мачу-Пикчу. Ученые предположили, что он был основан для женского религиозного ордена, поклонения им. Много лет назад американец Джордж Итон обнаружил на раскопках города огромное количество останков женских скелетов. Но сделанное предположение оказалось ложным, и выяснилось это лишь в 2000 году. Тогда были проведены более подробные исследования костей. Оказалось, что женское население в городе не преобладало.
Ряд ученых считают этот таинственный город резиденцией правителя Инков 15 века. Речь идет об императоре Пачакути. Гипотеза возникла в конце двадцатого века из-за одного испанского документа, но точно подтвердить ее еще никому не удавалось.
В 1991 году американец Рейнхард (знаменитый археолог) обратил внимание на то, что город построен на вершине горы, у подножия которой протекает бурная река Урубамба. В итоге был сделан вывод о том, что данный город имел священное значение для Инков. Рейнхард предположил, что Мачу-Пикчу объединял Небо и Землю, являлся неким «священным началом» для древнего народа, символизировал вечность, деталь мифологического ландшафта. Но подобные размышления весьма пространны и, по мнению других антропологов и археологов не имеют ничего общего с реальным предназначением Мачу-Пикчу.
И еще одна теория 2009 года. Итальянский астрофизик высказал свое мнение о том, что город был обычным местом паломничества, и в этом состояло его основное предназначение.
На сегодняшний день ни одна из вышеперечисленных гипотез не имеет реальной подоплеки и какого-то подтверждения данных. Поэтому назначение загадочного города древних Инков так и остается невыясненным.
Куда же делись жители? Ответить однозначно на этот вопрос также не представляется возможным. Слишком долго люди пытались разгадать тайны прекрасного «небесного» города. Похоже, что сейчас какая-то нить реальности была навсегда утеряна многочисленными исследователями и учеными.
Некоторые полагают, что жители умерли от эпидемии оспы. Другие рассказывают о нападении диких племен. Но это кажется невероятным, ведь никаких следов их присутствия найдено не было. Разрушений на территории города также нет.
Еще одна гипотеза – это осквернение города, после которого жители спешно покинули его. Считается, что было совершено насилие над жрицей Солнца. Инки полагали, что находиться на оскверненной территории им не дозволяется и ушли в неизвестном направлении.
Возможно, натиск безжалостных испанских завоевателей заставил коренных жителей покинуть священные земли, навсегда утратившие свой высокий статус. Но опять де неизвестно, в каком направлении отправились инки, и что стало с ними после ухода из Мачу-Пикчу.
Возможно, еще одна загадка, таинственного города об исчезнувших жителях, так и останется навсегда неразгаданной. Но ученые не перестают искать ответы.
Тысячи экспедиций со всего мира безуспешно пытаются отыскать знаменитое золото Инков. Считается, что конкистадоров-завоевателей древний народ принял за богов и одарил своими неземными сокровищами. Когда был казнен последний правитель Инков, испанцы спрятали золото, а часть его вывезли из города. Но поиски продолжаются, а сокровища так и остаются не разысканными.
Существует несколько интересных версий, каждая из которых не нашла подтверждения. Кто-то считает, что слитки были найдены в Германии фашистами еще в тридцатые годы. Другие – указывают на Ватикан, утверждая, что именно католическая церковь завладела сокровищами.
Третьи – полагают, что золото было каким-то немыслимым способом вывезено в Польшу последним из рода Инков. Но все эти версии оказываются недостоверными, поскольку отыскать удивительный клад так никому и не удалось. Охотники за золотом продолжают наведываться и в заброшенный город Мачу-Пикчу. Кто-то считает, что основная часть золота так и покоится в его землях – другого и быть не может. Некоторые ученые даже приводят исторические доказательства того, что испанцы вывезли с территории Инков лишь малую часть удивительных сокровищ.
Стоит лишь отметить, что город древних Инков был исследован не полностью. Не исключено, что он еще таит в себе небывалые загадки, которые так хочется скорее разгадать. Тысячи смельчаков приезжают сюда, чтобы отыскать ответы на самые каверзные исторические вопросы, тесно переплетающиеся с современностью.
Таинственное озеро Титикака
В окружении заснеженных гор и плодородных долин на границе Перу и Боливии расположено почитаемое коренными народами Анд таинственное озеро Титикака. Высота над уровнем моря 3 812 метров не имеет себе равных в мире среди крупнейших озер подобного размера. Озеро Титикака ошибочно описывают самым высоким судоходным озером в мире, хотя Перу и Чили имеют более высокие судоходные озера. Занимая 8 372 км2 территории, это второе по площади (после Маракайбо в Венесуэле) и первое по объему воды озеро Южной Америки. Озеро Титикака имеет максимальную длину 190 км и максимальную ширину 80 км. Узкий пролив Тикуина разделяет озеро на два водоема.
Происхождение названия Титикака достоверно неизвестно. Название состоит из двух слов на языке индейцев кечуа: тити (в переводе "пума") и кака (в переводе "скала"). С высоты птичьего полета форма озера действительно напоминает контуры пумы. Озеро в каждом государстве называют по своему. В Боливии, меньшую часть называют Lago Huinaymarca, большую - Lago Chucuito. В Перу, маленькую и большую части называют Lago Pequeno и Lago - Grande соответственно.
Озеро Титикака имеет значительную популяцию обитающих, мигрирующих и редких видов птиц (более 60 видов). По этой причине, 26 августа 1998 года озеро включено в список водно-болотных угодий международного значения. Здесь обитает находящийся под угрозой исчезновения титикакская нелетающая поганка. Другие птицы: баклан, чилийский фламинго, тонкоклювая каравайка, андская ласточка, обыкновенная кваква, утки.
Есть 18 видов земноводных в озере Титикака, из них титикакский свистун является самым известным. Эти лягушки живут под камнями в болотистых и глубинных районах озера, редко выходя на поверхность. Большая кожа и маленькие легкие указывают на то, что лягушки дышат под водой.
Млекопитающие. Из-за большой высоты и экстремальных температур, есть только несколько видов млекопитающих в районе озера Титикака. Среди них вискаша (грызун, похожий на нашего кролика), дикая морская свинка, андский волк, ламы, альпаки, андский скунс и андская лиса.
В 1930-х и 1940-х, неместные виды рыб выпустили в озеро Титикака как экономически более ценные по сравнению с местными видами. Местные виды рыб с тех пор стали редкими и исчезающими. Например, один из них (оrestias cuvieri) вымер, не выдержав конкуренции с выпущенным в 1930-х годах озёрным гольцом-кристивомером. Наиболее распространенным видом рыб сегодня является форель (озерная форель и радужная форель). Форель настолько прижилась в озере, что в 1961 году был открыт консервный завод, хотя он просуществовал всего девять лет.
Озеро Титикака находится альпийском поясе, прохладные и низкие температуры характерны в течение большей части года. Среднегодовое количество осадков составляет 610 мм. Зимы сухие с очень холодными ночами и теплой погодой во второй половине дня. Средняя температура на поверхности воды варьируется от +10 до +14 °C. В зимний период (июнь-август), в результате смешивания с более глубокими водами температура держится в пределах +10, +11 °C.
Озеро Титикака считается колыбелью цивилизации инков, Теотиуакан и других народов Анд (аймара, кечуа). Согласно мифологии инков, что когда-то с незапамятных времен мир пережил ужасные катаклизмы, вызвавшие наводнение. Земля была ввергнута в бездну тьмы и холода, а род людской оказался на грани исчезновения. Спустя некоторое время после потопа бог Виракочи вышел из глубины озера Титикака. Путешествуя по островах Амантани, Исла-дель-Соль и Исла-де-ла-Луна, Виракочи приказал взойти Солнцу (Inti) и Луне (Mama-Kilya). Затем, путешествуя к Тиуанако (Tiahuanaco), он создал заново мужчину и женщину и отправил их на все четыре стороны, начав заселение мира. Тиуанако остается по сегодняшний день священным местом Анд.
Полагая, что Солнце и Луна впервые возникли на Исла-дель-Соль и Исла-де-ла-Луна (острова посреди озера Титикака), инки строили храмы для поклонения небесным силам природы, а сам регион превратился в популярный маршрут паломничества задолго до прихода сюда европейцев. Острова имели настолько важное значение, что сами правители инков путешествовали к озеру для поклонения святыням. Изучавшие острова археологи обнаружили святилища, датирующиеся 500 г. до н.э., то есть эти острова считались священным местом предыдущих цивилизаций, предшествовавших инкам. Район озера когда-то служил колыбелью цивилизации Тиауанако, достигшего своего апогея около 600 года до нашей эры, но канувшее в безвестность примерно в 1200 году нашей эры. Инки не создали что-то новое, они просто узурпировали священные места предыдущих цивилизаций.
Каньон Колка
Каньон Колка – один из самых глубоких каньонов в мире, расположен на юге Перу, в 160 км к северо-западу от Арекипы. Его максимальная глубина 4160 метров, а протяжённость более 100 км.
Ранее считалось, что максимальная глубина каньона Колка – 3269 метров, но во время экспедиции 2005 года были произведены более точные замеры и теперь после уточнения всех данных его глубина составляет 4160 м на северной стороне и 3600 метров на южной.
Таким образом, Каньон Колка более чем в 2 раза глубже, чем Гранд-Каньон в Северной Америке, максимальная глубина которого 1800 м. Каньон Колка отличается от Большого Каньона тем, что его стены не такие вертикальные и он пригоден для земледелия, потому заселён людьми уже свыше 1500 лет.
Название «Колка» переводе с языка индейцев кечуа и означает “зерновой амбар”. И в этом есть смысл, так как в каньоне ещё с древних времён создана сложная система сельскохозяйственных ступенчатых террас, культивируемых местными жителями, по сей день сохранившими традиции своих предков.
Каньон Колка является одним из наиболее посещаемых туристами мест в Перу, которые едут сюда ради великолепной природы, уникальных ландшафтов и колоритных поселений, в которых до сих пор придерживаются богатых культурных традиций региона.
На одной из самых высоких точек Каньона Колка располагается обзорная площадка «Крус-дель-Кондор», откуда можно понаблюдать за самыми большими птицами в мире – кондорами, которых часто называют хозяевами Анд.
По обеим сторонам каньона расположены многочисленные андские деревни и террасы для земледелия. Растительный и животный мир в этом регионе очень разнообразен, но особенно интересно понаблюдать за парящими над пропастью кондорами. Андский кондор - самая крупная из современных хищных птиц. Его размах крыльев достигает 3,3 метров! Увидеть кондоров можно с самой высокой точки Каньона - смотровой площадки Ла Крус дель Кондор (La Cruz del Condor), которая находится в 1,5 часах езды от города Чиваи (Chivay).
В ущелье каньона Колка, в районе под названием Сангайе (Sangalle), есть плато с почти тропическим климатом. Здесь растут пальмы, а вода в реке кристально прозрачна. Это место называется Оазис. Оазис окружен ледниками, скалами и горами высотой более 4500 метров. Чтобы попасть сюда, нужно более 3-х часов идти пешком из Кабанаконде (Cabanaconde) - района, расположенного в самой северной части каньона. Спуск к Оазису проходит по узкой тропе в форме подковы, на которой путники сталкиваются друг с другом из-за тумана, окутывающего все вокруг. Чтобы было понятно, насколько труден этот спуск, достаточно сказать, что Оазис расположен на высоте всего лишь 1900 метров над уровнем моря, а стартовая точка пути Кабанаконде - на высоте 3500 метров! Путь к Оазису пересекает несколько сезонов - из зимы путешественники спускаются в лето. Как бы ни был труден спуск, этот райский уголок стоит всех усилий.
Город Куско
Куско — город в Перу, столица древней империи Инков. Находится в перуанских Андах и объявлена ЮНЕСКО культурным достоянием всего человечества, туристы посещают ее в первую очередь.
По преданию, прародители инков вышли из вод озера Титикака и основали город. Естественно, нынешний Куско разительно отличается от древней столицы империи инков, где проживала знать, жрецы и их слуги, но следы цивилизации инков проступают и сегодня сквозь изящную резьбу на фасадах городских церквей, и все католические ангелочки на картинах имеют резкие индейские черты лица. Самое интересное в Куско- это его архитектура. Массивные стены, сложенные из искусно подогнанных камней, свидетельствуют о могуществе цивилизации, которая пять столетий назад управляла большей частью южноамериканского континента. Испанцы пытались полностью уничтожить следы «языческой» культуры, но это оказалось для них непосильной задачей. В результате, конкистадорам пришлось возводить свои здания на фундаментах инков, зачастую используя при строительстве огромные камни, высеченные индейцами из скал. Собор в Куско частично сложен из блоков, доставленных сюда из индейской крепости Саксайуман, на строительство которой инки потратили больше столетия. Построенная инками гидравлическая система в храме Тамбочай работает до сих пор и дает кристально чистую воду. Ее используют для приготовления местного пива, которое пьют все жители современного Куско.
Самые красивые здания города расположены на центральной площади Пласа де Армас- это собор с колоколом Мария Ангола (самым большим в Южной Америке), звук которого уже 300 лет раздается по всей округе, и церковь Ла Компания с алтарем, покрытым золотой фольгой. Собор построен в стиле испанского ренессанса и стоит на древнем каменном основании, оставшемся от инка Веракочи. Ла Компанья же построена в стиле барокко и отличается изысканностью интерьеров и красотой резных балконов. Неподалеку от Ла Компаньи находится еще один храм Санто Доминго, построенный на месте священного Кориканча - храма Солнца, бывшего некогда самым величественным храмом Куско. Стены Кориканча были покрыты золотом, а во дворе были установлены золотые и серебряные скульптуры, изображавшие деревья, гуанако, фрукты, цветы и даже бабочек.
юди живут здесь на высоте 3 500 метров. Везде, кроме экватора, на таких высотах снег, ледники, чахлая травка. А в Куско цветут сады, в год собирают по три урожая картошки, кукурузы, ячменя и помидоров. Но кислорода в воздухе так же мало, как и везде на таких высотах. Жители Куско, родившись здесь, не могут спуститься ниже без серьезных последствий для здоровья. Сами местные говорят: "У нас кровь густая, внизу мы не сможем жить".
Заповедник Паракас
Национальный заповедник «Паракас» находится в провинции Писко в департаменте Ика на побережье центральной части Перу. Это единственный морской заповедник в стране.
Он работает круглогодично с 06:00 утра до 18:00, вход и экскурсии платные. На территории есть отели, но в сезон они довольно дорогие, поскольку эти места очень популярны. В городах Писко, Чинча-Альта и Ика выбор гостиниц, отелей и даже бюджетных хостелов больше.
В населенных пунктах, располагающихся рядом с заповедником, можно посидеть в уютных ресторанчиках и кафе. Возле входа в заповедник находится музей археолога Ситио де Хулио Сесар Тельо, исследователя древней культуры Паракаса. Благодаря представленным экспонатам посетители могут ознакомиться с древнеперуанской цивилизацией, а также экспозицией о природе этого края. «Паракас» можно изучать и со стороны моря, и с суши. Сотрудники парка предлагают прогулочные экскурсии на машине по заповеднику, на катере вдоль побережья или к островам Бальестас. Экскурсия длится 2 часа, катера отправляются два раза в день в 08:00 и 11:00.
Любители экстремального спорта могут здесь заняться дайвингом или сноубордингом на песке, покататься на багги, а любители природы — в непосредственной близости понаблюдать за птичьими базарами и лежбищами морских котиков. «Паракас» находится в 75км от Ика и в 280 км от столицы Перу города Лимы, оттуда можно попасть в заповедник по Панамериканскому шоссе.
С середины 1 тысячелетия до н.э. на полуострове Паракас, на юге Перу существовала культура паракас. Поселения и захоронения ее носителей нашли в речных долинах Ика и Рио-Гранде-де-Наска. Для изготовления предметов быта и орудий труда тогда использовали кость, дерево, камень, раковины. Металл в тот период только начали осваивать, поэтому археологи обнаружили лишь две вещи из меди. Керамические изделия паракасцев — горшки, миски, сосуды — были очень своеобразными. Их покрывали многоцветной росписью с нарезными узорами. Орнамент в основном геометрический, но в нем встречаются изображения животных и птиц, иногда фантастических. Часто в рисунках проскальзывает изображение ягуара или какого-нибудь мифологического хищника. Из-за большого природного и археологического значения правительство Перу в 1975 г. объявило территорию полуострова Паракас национальным заповедником, а его акваторию внесли в список орнитологических ключевых территорий, подпадающих под действие Рамсарской международной конвенции.
Низменный берег полуострова Паракас — продолжение чилийской пустыни Атакамы, самой сухой в мире. Береговые хребты Серра-Колорадо обрываются морскими террасами, высота прибрежной равнины колеблется от 300 до 700 метров над ур. моря. По своему географическому положению, эта местность открыта для безжалостных пассатоов, местные жители называют их «паракас».
Рельеф национального заповедника образуют преимущественно соляная пустыня, которая появилась на месте древнего океана, и дюны из красноватого песка, а также часть океанского шельфа. Окружающие полуостров скалы Серро-Колорадо далеко вдаются в Тихий океан. Около северной границы заповедника, в бухте Паракас, один из склонов берега пустыни демонстрирует гигантский трезубец, или канделябр Паракаса, как его еще прозвали. Размеры геоглифа впечатляют всех: длина основной оси столба — около 200м, боковые вертикальные ветви — по 60м, глубина борозд боковых колон колеблется от 1,3 до 3,2м. Когда геоглиф появился, неизвестно, зато он оброс легендами. По одной из них, эти линии — продолжение рисунков пустыни Наска, тем более что до нее недалеко, всего 210 км, к тому же и вершины трезубца смотрят в ту сторону. Некоторые исследователи полагают, что канделябр — дело рук древних местных перуанцев. Возможно, это был какой-то навигационный символ, поскольку его можно рассмотреть только со стороны залива. Да вот причалить к берегу здесь невозможно — эта часть береговой линии никогда и никому не служила пристанью.
Разрушиться от ветровой эрозии канделябру не дает своеобразная подушка из влажного стоячего воздуха, образовавшаяся в результате поглощения солнечного тепла красными кусочками риолита, и небольшого количества гипса, который увлажняет утренняя роса.
Еще одна достопримечательность парка — углубления в скалах побережья. Долгое время их принимали за естественные гроты, однако в XIX в. выяснилось, что это всё, не что-то иное, а подземный некрополь, состоящий из камер и соединяющих их тоннелей. В каждой камере сделан узкий тоннель, ведущий на поверхность, а вдоль стен лежат разнополые и разновозрастные мумии. Кроме мумий, в захоронениях перуанских индейцев обнаружили разнообразные вещи, которые оставляли усопшим для загробной жизни: сети для рыбной ловли, золотые украшения, оружие, керамика и ткани с причудливым орнаментом.
На полуострове Паракас слились две культуры: северная чавина с «ягуаро-пещерными» элементами, и южная чинчорро, разработавшая, возможно, один из наиболее древних способов мумификации.
Недалеко от заповедника, всего в 18,5 км, находится остров Бальестас, его еще называют малыми Галапагосами. Из-за огромного количества птичьих базаров территория островов покрыта многометровыми шапками гуано — продуктом жизнедеятельности морских птиц. Это ценнейшее органическое удобрение, которое благодаря сухому климату очень хорошо хранится.
Ля-Катедраль — огромная желтая скала причудливой формы. Раньше она была с аркой, соединявшей её с береговыми скалами, к сожелению, волны подмыли перемычку и она обрушилась. Своды арки имели вогнутую форму, поэтому там была очень хорошая акустика. Теперь Ля-Катедраль просто возвышающаяся из воды скала, в 50м от берега.
У подножия скалы океанские воды аквамаринового цвета постоянно беснуются, и почти всю акваторию покрывают гребешки пены.
Слово «Паракас» индейско-испанского происхождения, «para» на языке индейского народа кечуа означает «дождь», а «aco» — «песок». Вместе-же получается: Paraco — «песчаный дождь». Испанцы изменили фонетику слова, добавив привычное для себя окончание «as». Ветер на полуострове дует с такой силой, что поднимает в воздух огромную массу песка, создавая песчаные бураны. Средняя скорость такого потока равна 25км/ч, а максимальная, уже достигает 60км/ч. Чем севернее находишься, тем сильнее ветры, подгоняющие воды Перуанского течения, или течения Гумбольдта, омывающего Паракас.
Наземную флору полуострова Паракас образует в основном своеобразный пояс растительности, который иногда еще называют пустынными лугами, или лома. Лома — это «туманная» растительность посреди почти безжизненного пустынного солончакового ландшафта, возможная благодаря частым туманам. Более 40 % растительного мира национального заповедника «Паракас» — эндемики.
Выше ломы в предгориях Серро-Коло- радо встречаются небольшие участки пуны c разреженными колончатыми кактусами неораймондиа ареквипенсис (Neoraimondia arequipensis). Ниже зоны ломы на засоленных почвах растет дистихлис колосовидный (Distichlis spicata), в пресноводных низинах преобладают камыши (Scirpus spp.), а на песках — суккулентный гало- фит сезувиум портулаковидный (Sesuvium portulacastrum).
Подводный растительный мир заповедника намного разнообразнее наземного. Всё благодаря тому, что п-ов Паракас омывает прохладное Перуанское течение и здешние воды просто переполнены планктоном (около 257 видов морских водорослей!), который подъедают рыбы, моллюски и ракообразные.
Фауна национального заповедника «Паракас» очень разнообразна. Прибрежные воды облюбовали южноамериканские морские котики (Arctocephalus australis) и южные морские львы (Otaria byronia), кошачьи выдры (Lontra felina), дельфины-белобочки (Delphinus delphis). На охраняемой территории обитают более 200-т видов птиц. Среди них наиболее часто встречаются пеликан бурый (Pelecanus occidentalis), чайка серая (Larus modestus), крачки-инки (Larosterna Inca), водорез черный (Rynchops niger), тулес (Pluvialis squatarola), баклан красноногий (Phalacrocorax gaimardi) и баклан Бугенвиля (Phalacrocorax bougainvilli), кондор андский (Vultur gryphus), пингвин Гумбольдта (Spheniscus humboldti) и чилийский фламинго (Phoenicopterus chilensis).
В акватории заповедника обитают кожистые (Dermochelys coriacea) и зеленые (Chelonia mydas) черепахи, а на суше — тихоокеанские игуаны (Microlophus sp.) и представители семейства листолапых гекконов (Phyllodactylus spp.).
В прибрежных водах «Паракаса» водятся кунья акула (Mustelus spp.), чилийская пеламида (Sarda chiliensis), тихоокеанская сардина (Sardinops sagax), анчоус перуанский (Engraulis ringens), эсколар (Lepidocybium flavobrunneum) и другие промысловые и декоративные рыбы. Перуанское течение очень повлияло на мир морских беспозвоночных. Кроме огромного разнообразия зоопланктона акватория заповедника богата осьминогами (Octopoda), кальмарами (Teuthida), моллюсками (Mollusca) и ракообразными (Crustacea).
Острова Бальестас
В Перу вы сможете посетить одно удивительное место – острова Бальестас (Islas Ballestas). Они находятся недалеко от заповедника Паракас, что в южной части города Писко. Попасть на острова Бальестас можно только с помощью лодки, но сделать это не проблематично, ведь на береговой части заповедника вас всегда ожидают экскурсионные катера. Познакомимся поближе с данной достопримечательностью.
Острова Бальестас в Перу чем-то схожи с Галапагосскими островами в Тихом океане. Они также полностью лишены растительности, но при этом сохраняют достаточно привлекательный, необычайный вид. Внешне они напоминают небольшие скалы с белой макушкой и красным низом. В 18 веке острова были покрыты слоем гуано. Такая природная порода была просто сокровищем для садоводов и из-за нее чуть не разгорелась война между Чили и Перу.
На одной из скал вы сможете увидеть необычайный знак «канделябр» со стороны Паракаса. До сих пор ученые ломают голову над вопросами о его появлении и предназначении. Внешне он напоминает трезубец, но многие ученые думают, что это скорее кактусы или же изображение Северного Креста.
На острова Бальестас не разрешают никому ступать, кроме ученых и орнитологов, ведь фауна этого места имеет огромное значение и нарушать ее никто не позволяет. Многие обитатели островов занесены в Красную книгу, за их средой обитания и безопасностью наблюдают много научных организаций. Поговорим об этом подробнее.
Дельфины – это первые представители животного мира, которые встретятся вам по пути к островам. Они будут вас сопровождать своими прекрасными звуками всю дорогу, но если море разыграется, то, к сожалению, этих удивительных животных вы не встретите. Подплывая к островам, вы уже издалека сможете услышать крики пернатых. Главными обитателями на островах стали бакланы, пеликаны, крачки-инки, голуболапые олуши и вымирающие пингвины Хумбольдта. Для них на островах ученые установили специальные сооружения, чтобы птицы спокойно гнездились, а их число росло намного быстрее.
Славятся острова своей огромной колонией морских львов. Посещая достопримечательность, складывается впечатление, что эти животные самые главные на Бальестасас и охраняют их от любых нападений. Все дело в том, что на одном из островов находится небольшой пляж, где совсем маленькие морские львята только начинают познавать мир и находятся постоянно около своих мам. Самец, конечно же, тщательно следит за тем, чтобы их покой никто не нарушал и в случае угрозы показывает удивительно агрессивный настрой.
Загадочные геоглифы Наски
Геоглифы на плато Наска, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, - одна из самых загадочных достопримечательностей Перу. Гигантские геометрические фигуры, изображающие треугольники, спирали, линии, созвездия, а также обезьяну, паука, цветы, астронавта и колибри, размах крыльев которой превышает две сотни метров, были созданы в период между I и V веком н.э. Единого мнения о происхождении рисунков, нанесенных глубокими бороздами, и цели их создания нет до сих пор, несмотря на многие годы исследований.
«Гео» в переводе с греческого, как мы знаем, — «земля». А «глиф» — «вогнутая линия». Геоглифы Наски огромны, прекрасны и загадочны. Их окружает хаотичная на первый взгляд сеть линий и контуров. Относительно того, что эти изображения и линии появились в доколумбову эпоху, у ученых сомнений нет. Определен и их четкий временной барьер — до XII в., когда на территорию нынешнего Перу вступили инки, обладавшие совсем иной культурой. А вот относительно рамок начала и конца периода, в который создавались основные геоглифы Наски, имеются разные точки зрения.
Археологи, зная, что на фрагментах керамики народа наска встречаются те же геометрические элементы, что и на земле, а время расцвета этой цивилизации — с 100-х гг. до н. э. по 700-е гг. н. э., настаивают на этих датах. На это их оппоненты возражают, что не обязательно изображения создавались в течение всего этого периода. Возражения основаны на основе анализа окисей марганца и железа по краям линий. Эти окиси в Наске в условиях почти полной безводности образуют так называемый пустынный загар песчаной почвы, своего рода корку, которая складывалась тысячи лет. Под ней — песчаник. Поэтому так хорошо заметны линии Наски: темная корка и светлый песчаник контрастируют между собой резко и четко. И они не что иное, как свидетели времени. Согласно этой концепции геоглифы Наски геологами относятся в основном к I в. н. э., а самые поздние — к VI в. н. э. Однако исчерпывающе достоверным нельзя считать ни чисто археологический, ни чисто геологический подход, есть еще в каждой из версий слишком много вопросов без ответов.
История открытия геоглифов Наски началась лишь в XX в., ведь целиком их можно разглядеть только с высоты птичьего полета. Пока здесь не появились самолеты, Наска для мира оставалась «терра инкогнита». Хотя пастухи, а потом и путешественники, конечно, видели и понимали, что линии на земле — явно рукотворного происхождения: траншеи ровные, выложены по краям камешками. В 1553 г. Сьесаде Леон (1518/1520-1554 гг.), испанский священник, географ и историк, сообщил о них так: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всем протяжении идет прекрасная, большая дорога инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь».
Археологи Альфред Кребе и Торибио Мехия Ксесспе в 1927 г. предположили, что это система оросительных сооружений, Ксесспе, правда, потом передумал, согласившись с Леоном. Уже тогда было замечено, что линии-борозды прокладывались строго по прямой, никакие возвышения или сухие русла рек они не обходили. Но оставался неведомым сам масштаб рисунков. Пока не пролетел над ними на самолете в 1939 г американский археолог Пол Косок (1896-1959 гг.). А когда с 1941 г. с ним стала сотрудничать немка Мария Райхе (1902-1998 гг.), по профессии математик, открылся и новый смысл, да еще какой. Она полагала, и Косок был с ней согласен, что все эти контуры и линии не что иное, как астрономический календарь: прямые и спиралевидные фигуры символизируют созвездия, а символические фигуры животных — положение планет. Движение на небосводе планет и созвездий могло связываться с расчетами периода дождей. А также иметь сакральный смысл — послание к небесным повелителям сил природы с просьбой о ниспослании живительной влаги или, кто знает, не только об этом. О чем-то сугубо духовном, судя по тому, с каким поистине художественным вдохновением сотворены изображения. Если вспомнить о том, что их создатели не могли ни на чем подняться в воздух, а контуры проведены непрерывными линиями, то нельзя не склонить почтительно головы перед силой их воображения и точностью исполнения замыслов.
В 1994 г. геоглифы пустыни Наска были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плато Наска — песчаная засушливая равнина в южной части Перу, в одноименной провинции региона Ика, лежащего приблизительно в центре тихоокеанского побережья страны и в 40 км от океана, в 380-440 км на юго-восток от столицы страны города Лима. В этом регионе Анды отступают от побережья, и рельеф здесь преимущественно плоский и ровный, поднятия незначительны. Плато простирается между небольшими городами Пальпа на севере и Наска на юге, почти на 60 км с севера на юг и имеет ширину от 5 до 7 км с запада на восток. Отроги Анд подходят к нему с востока. Через Пампа-де-Наска, как плато называется в Перу, проходит Панамериканское шоссе.
Гипотезы о происхождении и назначении геоглифов Наски, от математических до уфологических, уже довольно давно приобрели характер лавины споров, в которых еще никому не удалось поставить весомую и неопровержимую точку. Но контрапункты в этом потоке все же есть.
Геологическими и гидрологическими исследованиями установлено, что 62 «лучевых центра» расположены на возвышениях, с которых видны русла рек (в основном на сегодня пересохших). Многие линии проходят точно над местами разломов и, следовательно, водоносных подземных горизонтов, особенно на востоке пампы, ближе к Андам. То есть в комплексе это вполне могла быть и карта распространения подземных вод.
Мария Райхе, отдавшая изучению геоглифов Наски более 40 лет, находила и их уменьшенные копии-эскизы. И следовательно, делает она вывод, древние художники умели масштабировать изображение, то есть понимали законы математики и физики (оптики), пусть не в теории, а так, как они проявляют себя в природе. Эти догадки Райхе разделяет и итальянский ученый-археолог Джузеппе Орефичи (р. 1946 г.), сегодня самый авторитетный в мире специалист по Наске, а также прилегающим к ней пирамидальным сооружениям города Кауачи. И не просто разделяет, он проверяет их с помощью компьютерных программ. У него есть и своя впечатляющая гипотеза. Изучая Кауачи с 1982 г., он пришел к выводу, что цивилизация наска была вообще гораздо более высоко развитой, чем принято думать, и выдвинул гипотезу о существовании приблизительно до середины I в. н. э. на плато большого города под названием Суаши. Он смоделировал в 3D-графике этот город, основываясь на мультиспектральном анализе почвы и археологических находках, в частности в некрополях Наски. Все люди, похороненные там, без оружия, значит, жили мирно. А когда человек живет в мире, он развивает свой интеллект и таланты. Наска не знали письменности, но рассчитывали свои пирамиды прекрасно, возводили их до 20 м высотой, у них был даже водопровод с разноуровневыми колодцами, наподобие кяризов в Центральной Азии, о которых мы пишем в этом же номере. (Удивительное совпадение — свидетельство того, что интеллект человека развивается по общим законам.) На мониторе Орефичи возник застроенный храмами и пирамидами город, ушедший под землю в результате двух стихийных бедствий сразу — землетрясения и наводнения: в ту эпоху Наска не была столь засушливой, как теперь. Расчеты Орефичи показали, что только 20% геоглифов могли иметь отношение к наблюдениям за звездным небом, и то гипотетическое. И просчеты у строителей пирамид хотя и редко, но случались, человеку ведь свойственно ошибаться. А вот пришельцы с других планет, которые, по некоторым версиям, истинные авторы геоглифов, врядли ошибались бы, их уровень знаний по определению должен был быть гораздо выше.
И тем не менее никакие научные выводы не могут сравниться по популярности у широкой публики с полетом фантазии сторонников теории участия тут внеземных цивилизаций. По книге швейцарского уфолога Эриха Дэникена (р. 1935 г.) «Колесницы богов» Харальд Райнль в 1970 г. снял фильм «Воспоминания о будущем», по форме документальный, но отличающийся крайне произвольной трактовкой снятого материала и вытекающими из него домыслами. Этот фильм широко известен в мире. Он заставил миллионы людей всерьез поверить в то, что геоглифы Наски — взлетно-посадочные полосы для пришельцев с иных планет и созданы, вполне вероятно, ими же (как и египетские пирамиды, и статуи острова Пасхи, и другие известные грандиозные и загадочные сооружения на планете). Много раз эти выводы были оспорены серьезными и ответственными учеными, но и этот фильм, и другие уфологические сочинения все еще принимаются на веру.
Одно несомненно: пустыня Наска откроет для всех нас еще много неожиданного и чрезвычайно интересного.
Чан-Чан (древний город)
Очень неприветливо выглядит местность, где были найдены руины древнего города Чан-Чан. Но это сейчас, а в прошлом это была цветущая долина. Чан-Чан — один из самых больших городов доколумбовой Америки, предположительно — крупнейший город мира, построенный из глины, процветавший в XIV — второй половине XV в., внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. Руины некогда громадного — для своего времени — города находятся в устье реки Моче на тихоокеанском побережье, близ современного перуанского города Трухильо.
В XIV-XV вв. Чан-Чан являлся религиозной и административной столицей легендарного индейского царства Чимор доинкского периода.
Культура чиму, пришедшая на смену культуре мочика, существовала примерно с 1250 по 1470 г. В эпоху расцвета влияние Чимора распространялось до границ Эквадора на севере и до Лимы на юге. В его столице Чан-Чан жило 60-100 тысяч человек, сам же город являлся крупнейшим на южноамериканском континенте.
Город был несметно богат. Используя рабский труд, жители царства Чимор добывали золото в реках и производили из него изделия. Мастерски владея ювелирным делом, они довели до совершенства технику отливки и сварки металлов и умели наносить тонкую позолоту на любую поверхность.
Из Боливии в Чан-Чан доставляли олово и выплавляли бронзу. Производство керамики, судя по раскопкам, было поставлено на поток.
Для водоснабжения населения сооружались каналы: по ним вода горных потоков доставлялась в Чан-Чан, причем длина некоторых оказалась более 100 км.
Царство Чимор было совсем не мирным государством: оно вело агрессивную политику, покорило соседнюю сиканскую культуру и ряд других. Однако в 1470 г. под стены Чан-Чана пришли более сильные инки. Город пал, правитель царства Минчанкаман сдался, само царство Чимор было покорено и присоединено к империи инков полководцем Тупак Инка Юпанки.
После завоевания город утратил свое значение. Но разрушили его не инки, как это иногда утверждается. Они были заинтересованы больше в расширении своей империи, чем в грабеже завоеванных ими городов, которые платили дань. Город превратился в развалины, когда империей инков завладели испанцы: они искали золото, которое, как их кто-то уверил, было замуровано в глиняных стенах домов.
Археологическая зона, в границах которой находится Чан-Чан и где ведутся раскопки, занимает площадь почти в три десятка километров. Что уже красноречиво говорит о масштабах города. От океана город отделяла гавань в виде прямоугольных бассейнов, оснащенная шлюзами.
Своеобразие Чан-Чана в том, что весь огромный город сооружен из самана: смеси глинистого грунта с соломой, мелкими камнями и даже навозом для придания большей прочности.
В том факте, что останки города из такого недолговечного материала сохранились до наших дней, — никакого секрета нет, и дело не в божественной воле, как уверены местные индейцы. Главная причина в практически полном отсутствии атмосферных осадков в этом месте и соответственно сырости: главного врага самана.
В прошлом огромная столица, сегодняшний Чан-Чан — это в первую очередь сеть высоких массивных стен длиной сотни метров, многие из которых сильно разрушены.
Стены предназначались для защиты не только от нападений, но и от жаркого солнца и ветра. Поставлены они таким образом, чтобы летом жители наслаждались прохладой. Для этого стены сложены в определенном направлении, у них волнистая структура и множество отверстий.
Прямолинейная структура улиц Чан-Чана уже существовала, когда в Европе над этим еще и не задумывались.
Работы над восстановлением облика старого города ведутся и в наши дни: собирать его приходится буквально по крупицам, учитывая материал, из которого созданы его постройки.
Стены огораживают десять больших прямоугольных секторов, составляющих весь городской комплекс.
В государстве Чимор всем управляли вожди и жрецы. Для них и были предназначены прямоугольные дворцовые комплексы, огороженные высокими стенами. Эти сооружения условно называют Центральный, Новый и Восточный дом: вероятно, одна из наиболее поздних городских построек. Центральный и Новый дома окружены двойной стеной с входом с северной стороны. В комплекс домов входят небольшие однотипные помещения вокруг внутренних дворов, родовые уаки (ритуальные пирамиды, у подножия которых находились захоронения), резервуары и сады в ступенчатых углублениях. В местах захоронений археологам удалось обнаружить золотые изделия и керамику, что свидетельствует о богатстве Чан-Чана.
Постройки, что находились по ту сторону стен, занимали мастерские и дома для людей попроще: ремесленников, слуг и их семей. Вся периферия города беспорядочно застроена подобными жилищами простолюдинов.
Центральная часть города отличается правильной планировкой. Стараниями археологов, расчистивших город, теперь можно увидеть внутри секторов остатки улиц, пересекающихся под прямым углом. Вдоль них выстроились большие и совсем крохотные дома, складские помещения (амбары с зерном, запасы сырья для ремесленников), резервуары с водой.
Внутри зданий всегда был свежий воздух, что достигалось за счет расположенных специальным образом отверстий на глиняных крышах. На их фоне выделялись высокие пирамиды культового назначения с плоской вершиной, на которой находились храмы.
В северной части города высилась большая пирамида со срезанной вершиной. Археологи назвали ее Гран-Чим, или Восточный дом. Есть еще другая пирамида — Бандельер, или дом Птиц. Обе раскопали в начале XX в., и, оказавшись на открытом воздухе, они начали быстро разрушаться. Сооружения украшены рельефными орнаментами на морскую тематику.
Сохранились и остатки старинного водопровода и канализации, представляющие собой сложные гидротехнические сооружения. К ним же можно отнести ирригационные каналы, резервуары, подземные и наземные водные каналы, построенные для обеспечения горожан водой и поливки полей.
Все стены были покрыты рельефным орнаментом в так называемом «ковровом стиле», ставшим своего рода отличительным знаком Чан-Чана.
Резьба представлена двумя видами. Первый — животный мир: птицы, рыбы и мелкие млекопитающие. Второй — графические стилизованные изображения тех же самых животных. Все резные фигуры горожане красили в белый, желтый или черный цвет. Орнаменты сохранились в основном в виде фрагментов.
Среди руин города были найдены резные фигурки, уцелевшие только потому, что не представляли интереса для искателей сокровищ. Это изображения пеликанов, крабов, черепах и сети для ловли различных морских животных.
Такой интерес к ихтиологической теме вполне объясним: население древней империи зависело от морского промысла. И поклонение воде, рыбам и птицам, обитающим на побережье, нашло отражение в орнаментах и рисунках, украшавших городские стены и дома.
Кроме списка Всемирного наследия ЮНЕСКО Чан-Чан включен также в список мест, которым грозит исчезновение. Главная опасность исходит от эрозии почв и людей, занимающих соседние с городом территории под пастбища, строительство домов и просто свалки.
Храмы Солнца и Луны
Храмы Солнца и Луны более чем на семьсот лет старше Чан-Чана и относятся к древней культуре Мочика. Оба храма стоят на южном берегу реки Рио-Моче, примерно в десяти километрах к юго-востоку от Трухильо по не асфальтированной дороге.
Храм Солнца (Huaca del Sol) — крупнейшая отдельно-стоящая конструкция Перу, относящаяся к доколумбовой Америке. Даже учитывая тот факт, что около трети здания было смыто водой за долгие столетия. На постройку храма предположительно ушло около 140 миллионов саманных кирпичей, многие из них помечены символами, означавшими рабочих, которые были заняты на строительстве храма.
Изначально пирамида состояла из нескольких различных уровней, соединенных друг с другом с помощью крутых лестниц, больших рамп и стен с углом наклона 77 градусов. Последние полторы тысячи лет существования культового сооружения нанесли постройке непоправимый ущерб и сегодня она выглядит как огромная груда саманных блоков, частично занесенная песком. Несколько могильников, расположенных внутри храма, подтверждают предположение, что постройка имела большое церемониальное значение. К слову, одни только размеры сооружения делают его впечатляющей достопримечательностью, а виды, открывающиеся с вершины пирамиды, просто великолепны.
Однако размер это еще не все. Более маленький, но не менее интересный Храм Луны (Huaca de la Luna) расположен примерно через 500 метров от Храма Солнца. Между двумя храмами лежит пустыня. В Храме Луны сохранилось множество отдельных залов с керамикой, драгоценными металлами и разноцветными фризами, которыми особенно славилась культура Мочика. Huaca (дословно переводится «гробница» или «могила») была построена более чем за шесть столетий до 600 года нашей эры. На протяжении шести поколений храм достраивался, в результате чего вид оригинальной конструкции полностью преобразился. Археологи до сих пор продолжают находить все новые и новые артефакты, включая фризы со стилизованными фигурами на каждом уровне храма. Некоторые из этих фризов великолепно сохранились благодаря тому, что поверх них продолжали сооружать новые архитектурные элементы храма. В любом случае стоит побывать в Храме Луны, даже если вы уже были в нем ранее. Дело в том, что вновь найденные сокровища пополняют коллекцию драгоценных находок археологов ежегодно. Большинство артефактов попадает в новый великолепный музей Храмов Мочика (Museo Huacas de Moche). Рядом с музеем располагаются исследовательский центр и театр.
Археологический комплекс Эль Брухо
Он находится в Долине Чикама (Chicama), в часе езды от Трухильо, в многокилометровых дебрях сахарного тростника. Эль Брухо – это комплекс из 3-х храмов разных веков, самый древний из которых - Huaca Prieta (Храм Приета) – был создан в 2500 году до нашей эры. Его еще до конца не раскопали, поэтому туда не пускают. А ехать туда стоит ради Huaca Cao Viejo (Храма Као Вьехо) и музея при нем. Храм относится к культуре Моче, он был построен где-то в 200 году нашей эры и использовался до 650 года н.э. Huaca Cao Viejo не реставрировался, все стены, рисунки – ровно в том же виде, как и были. Так же как и Храм Луны (Huaca de la Luna) Cao Viejo имеет несколько «слоев» - 4 храма строились последовательно один над другим.
Самое интересное это могила Синьоры де Као (Sen'ora de Cao)– одной из правительниц этого региона, жившей в районе 350 года н.э. Ее мумия прекрасно сохранилась и находится в музее при Храме. Особенно потрясает сохранность кожи, обтягивающей кости мумии – на ней видны все татуировки, украшавшие тело Синьоры.
Это была совсем молодая женщина: она умерла, когда ей было всего 20-25 лет. Но то, с какими почестями она была похоронена, свидетельствует о почтении, которое она вызывала у своего народа. Женщина-правитель – совсем не характерное дело для культуры Моче. Каким образом эта крошечная девочка (всего 145 см ростом!) пришла к власти, остается загадкой.
Могила Синьоры де Као была найдена всего 5 лет назад, в 2006 году. Могила очень глубокая. Может быть поэтому ее не нашли уакеросы (расхитители гробниц). Тело Синьоры было завернуто в 26 слоев ткани – ученым пришлось потратить целых 6 месяцев, чтобы развернуть мумию!
Туристов в этих местах пока очень мало. Если вы сюда соберетесь, вам, как нам, может повезти осматривать Храм и Музей в полном одиночестве, как если бы он был открыт лично для вас!
Усыпальница Сипан
На севере прибрежной части Перу, неподалеку от города Чиклайо расположился археологический комплекс Уака Рахада. Именно здесь в 1987 г. перуанский археолог Вальтер Альва Альва открыл миру уникальную находку – усыпальницу Сипан. Говоря об этом открытии, стоит упомянуть два момента. Оно несло в себе огромную культурную и историческую ценность, поскольку это первая гробница, не тронутая расхитителями и представшая перед археологами в своем естественном виде. К тому же, усыпальница – это целый комплекс захоронений, в центре которого могила высокопоставленного лица III века культуры Моче, известная как Правитель Сипана.
Что характерно, тело было мумифицировано, а одежда чередовалась с украшениями и драгоценными металлами. Затем вельможа был завернут в несколько шикарных покрывал и помещен в деревянный гроб, куда положили также золото, серебро и драгоценности. Среди них отличаются украшения и орнаменты, положенные высокопоставленным лицам. Всего их насчитывается около 400 штук.
Захоронен Правитель Сипана в окружении 8 преданных слуг. В загробный мир его сопровождали две наложницы, охранники, прислужники, жена и даже собака. Что характерно, у некоторых из них были отрублены ноги, предположительно для того, чтоб они не смогли убежать из гробницы. Также были найдены останки ребенка 9-10 лет.
Рядом с гробницей Правителя Сипана было найдено еще два интересных с точки зрения археологии захоронения – Жрец и Старый Правитель Сипана. Найденные в первой могил церемониальные предметы позволяют судить о том, что служитель богов имел один из высочайших статусов в религии культуры Моче. Старый Правитель Сипана был захоронен вместе с женой. Оба они был облачены в роскошные одежды, вышитые серебром и золотом.
Сама усыпальница имеет форму, схожую с пирамидой, и возведена в период «поздней архаики». Удивительным является способ и материал постройки – храм был выстроен без применения кирпичей, из смеси глины, навоза и соломы. Обнаруженные настенные росписи позволили с уверенностью заявлять о том, что перед нами древнейший памятник изобразительного искусства на континенте, поскольку их возраст насчитывает около 4 тыс. лет. Удивительно, но столько же лет первым постройкам в Гизе и пирамидам Майя в Мексике.
Царские гробницы Сипана
Поскольку Правитель Сипана и его система захоронений являет собой огромную ценность для культуры и истории не только страны, но и мира, то было принято решение создать отдельный музей, который сможет продемонстрировать все богатство уникальной находки. Царские гробницы Сипана, а именно такое название получило учреждение, внешне напоминают древние пирамиды культуры Моче. Этот музей считается самым большим выставочным павильоном Латинской Америки. Посетителям настоятельно рекомендуется начинать свою обзорную экскурсию с верхнего этажа, словно проделывая путь археолога в поиске бесценных находок. И именно на первом этаже хранится главный экспонат – мумия самого Правителя Сипана и его восстановленная гробница, с останками слуг и богатствами. Находится музей в городе Ламбаеке.
Перу удивительным образом соединяет в себе две традиции: с одной стороны, мы встречаем здесь многочисленные следы культуры древних жителей этих земель — инков, с другой — так же много образцов колониальной культуры. Искать в Южной Америке другую столь разнородную страну бессмысленно, Перу уникально — как в географическом, так и в историческом и природном плане. Каждый найдет здесь что-то для себя: альпинисты — снежные вершины Андов; любители путешествий — непроходимые джунгли и индейские поселения, до которых можно добраться только по воде; искатели приключений — интригующие фигуры в долине Наска и до сих пор не расшифрованные знаки инков на каменных постройках; любители комфортного отдыха — удобные отели с видом на океан и рейсы на моторках по озеру Титикака. По мнению знатоков, Перу — страна номер один в Южной Америке.
Прибывшие в Перу испанские конкистадоры не отдавали себе отчета в том, сколь велики сокровища, которые они обнаружат на этой земле. Корабли, до краев наполненные золотом инков, долгие годы отплывали из Перу в Европу. Спустя пять столетий страна вновь стала богатейшей, но с точки зрения... достопримечательностей. Бескрайние плоскогорья Анд с пасущимися альпаками, плавающие острова на озере Титикака, грозные джунгли — край пум и ягуаров. Перу по праву заслуживает звания наиболее привлекательной страны Южной Америки.
Кулинарные обычаи
Перуанская кухня объединяет индейские, испанские, африканские и восточные традиции. Блюда различаются в зависимости от региона. На побережье стоит попробовать ceviche de corvina - рыбу, маринованную в лимонном соке с луком и паприкой, которая для смягчения вкуса подается со сладкой картошкой (такое же блюдо из креветок называется ceviche de camarones). Также популярно здесь escabeche, то есть рыба жареная в луке с кукурузой, оливками и яйцом вкрутую. В Лиме стоит попробовать anticuchos - печеные на гриле кусочки бычьего сердца или другого вида мяса, pachamanca - мясное и овощное ассорти, печеное на горячих камнях, или papa a la Huancaina - картофель с пикантным соусом из желтого сыра и молока. Туристы охотно дегустируют pisco sour - коктейль на основе местной виноградной водки. В Андах едят chupe, то есть густой бульон из креветок, и мясо на решетке. В горах деликатесом служит печеная морская свинка (сиуо). В джунглях вы сможете попробовать жареную пиранью.
Путешествия для стойких
Перу - это мекка для любителей путешествий и горных походов. Однако важно помнить, что Анды - одни из самых опасных и трудных для покорения гор. Многие европейские экспедиции после нескольких дней путешествия вынуждены были отказаться от своих намерений буквально в 200-300 метрах от вершин шеститысячников. Причиной тому была горная болезнь, которая проявляется уже в Куско, расположенном на высоте 3500 м над уровнем моря. С другой стороны, отличительной чертой горного климата является переменчивость и сезонность. В горы лучше всего отправляться в сухой период, то есть с мая по ноябрь, и избегать путешествий с декабря по апрель. Любопытно, что если на высоте около 1000 м царит вечное лето, и буйно цветут экзотические растения, то выше 4800 м лежит снег и дуют ледяные ветра. Туристы, находясь на высоте около 3500 м, могут в течение нескольких часов попасть во все четыре времени года - от жаркого лета с палящим солнцем, через осенние проливные дожди, до колючих снегопадов.
В одной из своих цитат, Маргарет Мид, американский антрополог, говорит, что понимание других культур должно обострить нашу способность более усердно изучать и любить свою собственную. Давайте постараемся понять культуру Перу. Перуанская культура представляет собой совокупность характерных черт, которые изображают конкретное общество или социальную группу. Она представляет собой отношения между испанской и индейской культурами.
Перу, расположенное на западном побережье Южной Америки, граничит с Эквадором, Колумбией, Бразилией, Боливией и Чили. Лима, его столица, является самым крупным городом в Перу. В Перу очень изменчивый климат и рельеф. Культура Перу является одним из самых разнообразных в Южной Америке.
Перуанская культура охватывает искусство, литературу, традиции, а также перуанский образ жизни. Культура Перу в первую очередь основана на индейских и испанских традициях. Африканские, азиатские и европейские веяния также повлияли на перуанскую культуру.
Перу известно как сердце империи инков. Перуанские художественные традиции можно проследить в культуре инков. Инки постоянно занимались ремеслом. Строительство Мачу-Пикчу иллюстрирует архитектурные достижения инков. В колониальном искусстве преобладал стиль барокко. Большая часть предметов искусства в то время была посвящена религиозным темам. Хосе Сабогал возглавлял коренную школу живописи, которая доминировала в культурной жизни в Перу в течение десяти лет после 1932 года. В 1960-Фернандо-де-Сузло, перуанский художник, получивший международное признание, принёс в перуанское искусство абстрактную живопись. Перу гордится одним из крупнейших видов декоративно-прикладного искусства в мире. Молодые художники воодушевлены экономикой Перу.
Перуанская литература возникла из устной традиции доколумбовых цивилизаций. Испанцы развили здесь письменность в 16 веке. 20-ый век принёс таких писателей, как Сиро Алегрия, Хосе Мария Аргедас, и Сесар Вальехо. Работы Марио Варгас Льоса сделали перуанскую литературу популярной. Сегодня многие перуанские писатели живут в США.
Перу отмечает около 3000 фестивалей каждый год. Большинство из них связано с христианской религией. Наряду с Рождеством, Корпус-Кристи, или Страстной неделей, есть и другие праздники, которые пытаются уподоблять местные верования с христианскими.
В Перу едят разнообразные продукты, основные продукты – кукуруза, помидоры и картофель. Такие фрукты, как хиримойа, лукум и ананас, часто потребляются перуанцами. Одно из типичных блюд перуанской кухни – “севиче”, рыба, маринованная в соке цитрусовых. Еда часто сопровождается типичным освежающим напитком «чича де Жора”.
Наши советы:
Климат в Перу, в зависимости от региона, очень разнообразен. На океане зимой (в июле) на несколько градусов холоднее, чем летом (в январе), но в любом случае температура не опускается ниже 15"С. Во влажных тропических лесах на востоке температура постоянно составляет около 25'С. Самый заметный перепад температур происходит в Андах. Пик туристического сезона в Перу выпадает на наиболее сухой период: с июля по сентябрь. Удобен для посещения также период с января по апрель - на это время приходится множество ярких праздников с карнавалами.
Перелет из России в Перу длится более 10-15 часов и предусматривает, как минимум, одну пересадку. Регулярные авиалинии обычно приземляются в Лиме. Больше всего рейсов предлагают «Iberia», «KLM» и «Lufthansa». Иногда выгоднее купить билет с пересадкой в США или других странах Латинской Америки (некоторые американские авиалинии предлагают прямой перелет в Куско). При пребывании в Перу менее 90 дней виза не требуется.
Перед поездкой лучше сделать прививки от гепатита А и В, а также от желтой лихорадки, и взять лекарства от малярии и расстройства желудка. Заразиться малярией можно только в джунглях, поэтому тем, кто собирается в горы, не стоит ее опасаться. В Перу рискованно есть немытые фрукты, купленные на базаре, а воду следует пить только бутилированную.
Прекрасным сувениром будет свитер, пончо или ковер из шерсти альпаки. Лучше всего покупать шерстяные вещи в провинции, поскольку там они дешевле, а выбор больше. Прекрасным подарком будет бутылка желтой «инка-колы», которая продается во всех перуанских магазинах (и ни в какой другой стране). Немного рискованно провозить абсолютно легальный mate de coca, чай из листьев коки - европейские таможенники могут конфисковать его. Из Куско стоит привезти стилизованные под инков керамические изделия и фигурки божков, выполненные из дерева или тыквы, а также изделия из серебра. На островах на озере Тити-кака можно недорого купить разноцветные шапочки, шали, носки и плетеные браслеты, не похожие ни на какие другие.
Copyright © 2018
All Rights Reserved |
|