Гид по городам мира





Каир. Город тысячи и одной ночи


Каир, город мечтателей и кипящих жизьнью экзотических базаров.Для одних Каир — туристический рай, другие видят в нем современную столицу арабского государства, а кто-то — удивительный город из сказок «Тысячи и одной ночи». С уверенностью можно сказать, что этот город многолик. Атмосферу Каира невозможно передать словами, ее можно только почувствовать. Существует выражение: «Кто не был в Каире, тот не был в Египте». Даже самого искушенного путешественника очарует количество собранных здесь памятников египетской, римской и раннехристианской истории, а особенно великолепный мусульманский Каир, с его переливающимися разноцветными минаретами, мечетями и экзотическими базарами.

История возникновения Каира

Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой Нила способствовало возникновению поселений на территории современного Каира еще в глубокой древности. В разные периоды своей истории город носил два имени: Эль-Кахира ("Победитель") и Умм-эд-Дунджа ("Мать мира"). Среди древних египтян ходили легенды о том, будто здесь шла война между братьями-богами Хором и Сетом.
История города начинается с VII в., когда в письменных источниках впервые упоминается имя полководца Амр ибн эль-Аса. Родившийся, как и пророк Мухаммед, в Мекке, этот сначала ярый противник новой религии в дальнейшем стал активным распространителем ислама в Египте.
На месте римского лагеря Вавилона он разбивает свой военный лагерь, ставший зародышем Фустата (старого Каира). Но лишь Фатимиды в 969 г. основывают к северу от Большого Фустата новый город Эль-Кахиру, нынешний Каир.
С 1250 по 1517 г. здесь правят мамлюки. Они украшают город бесчисленными мечетями, мавзолеями, школами Корана и, к сожалению, почти не сохранившимися дворцами.
К концу средних веков Каир увядает, все больше приобретая провинциальный облик. Лишь в 1805 г. реформатор Мухаммед Али пробуждает город от векового сна.

Благодаря огромному количеству памятников старины, исламская часть Каира была внесена ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Она занимает площадь всего в полтора - два десятка квадратных километров, но для ее осмотpa может понадобиться несколько   дней и даже  недель. В Каире несколько сотен мечетей, однако самой прекрасной из них считается мечеть АльАзхар, или «Блистательнейшая».

Основанная в 972 году, спустя немного времени она стала важнейшим и наиболее достойным центром исламской науки. В Европе ее даже называли по этой причине «исламский Ватикан». В те времена, когда у власти были Фатимиды — мусульманская династия, господствовавшая в Египте в 969 - 1171 гг., — в мечети преподавалась шиитская религия, но когда 1171 году к власти пришел султан Салах-ад-дин, храм стал центром суннитских наук. Основные суннитские и шиитские законы отличаются несущественно, но приверженцы обоих направлений упрекают друг друга в отступничестве от основ ислама.

Каир, современная часть города.Богословы, выпускающиеся из университета Аль-Азхар, в течение столетий служили посредниками между властью и подданными, и не было важного государственного решения, которое принималось бы без их участия. Это понимал и Наполеон Бонапарт, который сразу после завоевания Египта в 1798 году старался добиться благосклонности каирского духовенства. Потерпев неудачу, он отдал своим войскам приказ захватить мечеть.

В Аль-Азхар приезжают студенты-мусульмане со всего мира. Университет обеспечивает им бесплатное обучение и проживание. До 1961 года здесь преподавали только Коран, исламский закон, грамматику, риторику и логику. Теперь же читаются и светские предметы — например, медицина и экономика, и даже было разрешено основать кафедру изящных искусств. В Аль-Азхаре могут учиться и иностранцы, однако для этого они должны пройти подготовительный курс, во время которого изучают арабский и английский языки и основы имама.

В 1964 году университет открыл свои двери для женщин. Всего в университете преподают несколько тысяч профессоров.

Достопримечательности

Туристы, посещающие Каир, имеют возможность познакомиться с памятниками культуры этого города разных эпох – от периода Древнего Египта, арабских завоеваний и утверждения арабской культуры до многочисленных памятников современного ислама.
Если посмотреть на карту Каира, то можно заметить разделение на районы: более древний – восточный, застроенный глиняными домами и хибарами с узкими улочками между ними, а также западный, более современный. Именно в западной части расположены правительственные и административные здания. В пригородах Каира, как указывает карта, находятся важные для каждого туриста достопримечательности, известнейшие памятники истории Древнего Египта, достояние цивилизации – Великие пирамиды и Большой Сфинкс.

Аль-Азхар - это не только духовная академия, но и исключительный памятник мусульманской архитектуры. В течение многих столетий, благодаря щедрости правителей, комплекс постоянно достраивался. Сегодня помимо главной мечети он включает в себя шесть ворот и пять минаретов. В университет ведут двойные Ворота Цирюльников середины XVIII века, в которых когда-то обривали головы студентам. Неподалеку находится библиотека, где хранится 60 тыс. рукописей. На центральном дворе площадью 4 тыс. м2 установлено 140 мраморных колонн. К двору примыкает крытый главный молитвенный зал, застеленный коврами. Иногда здесь можно встретить учеников, сидящих у ног учителя, как это было и тысячу лет тому назад.

Каирский (Египетский) музей. Данный музей был создан для того, чтобы сберечь артефакты периода Древнего Египта и выставить их на обозрение публики. Дело в том, что практически всю свою историю памятники культуры Древнего мира постоянно грабили, портили и уничтожали любители наживы, разбойники, да и простые люди, мечтавшие заработать на продаже сокровищ из пирамид. В 1858 году Огюст Мариэт основал музей древностей. Сейчас в экспозиции музея, который находится в центре Каира на площади Тахрир, около 120 тысяч предметов эпохи Древнего Египта – саркофагов, мумий, папирусов, украшений, ваз, приспособлений для культа и обрядов. Это не только достопримечательность страны, но и важный культурный центр. Музей создает необыкновенные впечатления и атмосферу времени фараонов и жрецов и их особенное отношение к культу смерти и посмертной жизни. К сожалению, в связи с часто возникающими политическими и религиозными волнениями в Каире, музей подвергается нападениями со стороны радикалов, и его экспонаты либо портятся, либо исчезают.
Музей Имхотепа Музей включает в себя шесть галерей, в которых на всеобщее обозрение представлены экспонаты, раскрывающие историю Саккары. Перед входом стоит статуя Джосера, содержащая надписи - имена и титулы Имхотепа. Экспозиция музея содержит разнообразные медицинские инструменты, изваяния божеств и керамическую посуду - все это было обнаружено в результате многолетних археологических исследований.
Кроме того, посетителям этого музея предоставлена возможность осмотреть усыпальницу, специально сконструированную для более полного представления о гробницах, входящих в состав некрополя.
Музей открыли совсем недавно. И хотя Каир не может похвастаться современными постройками, тем не менее, внутри все сделано в соответствии с современными стандартами. Основателями музея стала французская группа исследователей, которые посветили его одному из первых археологов, который начал заниматься раскопками на территории Египта – Жанну Филиппу Лауэру. Именно он смог открыть самую древнюю пирамиду на территории Каира, а также внести неоценимый вклад в развитие археологии в данной местности. Музей Имхотепа в Каире находится недалеко от центра города. Поблизости работает множество ресторанов и отелей, в которых можно остановиться и перекусить. Работает музей всю неделю с 7 до 19.00. Приходить сюда можно в любое время дня, так как современные системы кондиционирования всегда сохраняют в помещениях музея Имхотепа спасительную прохладу.

Музей Гайер-Андерсона располагается в южной части старого мусульманского района Каира, рядом с мечетью Тулун. Музей состоит из 2 зданий, соединенных галереей – Бейт-аль-Киритилия и Бейт Амна Бент Салим. Одно из зданий построено в 1540 году, второе – в 1631. В 1934 году дома были проданы правительству, которое, в свою очередь, передало их английскому военному врачу майору Гайер-Андерсону.
Англичанин отреставрировал оба дома, сохранив средневековый интерьер и разместив здесь богатую коллекцию произведений искусства, антиквариата, одежды и безделушек разных исторических эпох.
В залах музея можно увидеть антикварную мебель, арабские костюмы, ковры, посуду из стекла и хрусталя. Вниманию посетителей представлены статуи царицы Нефертити и богини Бастет, деревянный потолок, украшенный сценами из Корана, мраморный фонтан в гостиной. В кабинете Гайер-Андерсона ничего не меняли с его смерти, на стенах кабинета до сих пор висят фотографии родных англичанина. В интерьерах музея снимали одну из серий Бондианы – «Шпион, который меня полюбил».
Каирский музей парфюмерии находится в столице Египта. В этом уникальном музее собрана большая коллекция ароматов, позволяющих проследить тысячелетнюю историю производства духов на территории этой древней и загадочной страны.
Берега Нила издавна были местом, где выращивали масличные растения, экстракты которых применялись мастерами для производства неповторимых ароматов. Доподлинно известно, что при дворе египетских фараонов содержались парфюмеры, поставлявшие для венценосных правителей уникальную парфюмерию.
Особого внимания заслуживают сосуды, выполненные вручную высококлассными мастерами-ювелирами. При изготовлении сосудов использовались драгоценные камни и металлы, позволявшие духам долгое время сохранять свои первоначальные качества. Традиционно для производства духов в Египте использовались лишь натуральные материалы – масла, экстракты трав и специи. В музее также расскажут о древних технологиях получения ароматов и предложат продегустировать некоторые из них.
Детский музей в Каире был открыт в 2011 году в рамках сотрудничества страны с Британским музеем. Это самый крупный в Африке и арабском мире музей для детей. Он располагается в лесопарке Гелиополя.
Музей создавался по инициативе Сюзанны Мубарак, супруги прежнего президента страны. На 2-м этаже музея размещена её статуя, которую подарил Британский музей в качестве признания вклада Сюзанны Мубарак в заботу о детях Египта. Рядом имеется обращение к детям, призывающее обогащать собственные знания.
В открытии музея принимали участие специализированные рабочие группы египетских и мировых экспертов в области науки, технологии, физике, истории, географии, цивилизации, геологии, архитектуры, а также специалисты в проектировании выставок. Сам музей находится в лесопарке в Гелиополе, где растения снабжены табличками с названиями и описанием.
Экспозиция музея иллюстрирует историю Египта с древнейших времен: одеяние, процессы ткачества и прядения, систему орошения, древнее судостроение, внутреннее устройство пирамид, расшифровку иероглифов с Розеттским камнем. В зале, посвященном Красному морю, посетители могут узнать о морской флоре и фауне, ознакомиться с описанием имеющихся экологических проблем. Зал, посвященный обитателям пустыни, рассказывает о способах приспособления растений и животных к суровым природным условиям. Также в музее имеются такие залы, как ремесленный, информационный, о строении человека.
Музей "Панорама Октябрьской войны", построенный в 1989 году, находится в районе гелиополиса в Каире. Он рассказывает о событиях великой победы Египта над Израилем в 1973 году. Музей представляет собой круговое здание, центральное место в котором занимает панорамная живопись, изображающая военные события между египетскими и израильскими вооруженными силами.
Вся панорама состоит из трех отдельных шоу, каждое из которых длится около 20 минут: первое начинается с документального фильма "Путь к Победе", второе шоу представляет собой небольшое театральное представление, и третье - круговая 3D диорама батальной сцены на вращающейся платформе, включающая множество спецэффектов: от столбов дыма до роя самолетов, летящих прямо в зрительный зал.
Музей под открытым небом в Мемфисе Мемфис – старейший город Египта, крупный административный центр древности. В 3 тысячелетии до нашей эры здесь располагалась столица Древнего царства. Сейчас на этом месте находится своеобразный музей под открытым небом.
В Мемфисе по сей день идут раскопки, но они затруднены близким залеганием подземных вод и тем, что часть территории древнего города находится под частными пальмовыми рощами. Целых зданий в городе практически не сохранилось – до наших дней город дошел полностью покрытым илом.
В Мемфисе можно увидеть знаменитый колосс фараона Рамзеса II, достигающий 10 метров в высоту, большой алебастровый стол, где бальзамировали священных быков, посвященных богу Апису, алебастрового сфинкса весом в 10 тонн. Также здесь можно увидеть гранитные надгробия, остатки древних храмов и гранитных статуй фараонов. Музей открыт ежедневно, вход на территорию платный.
Музей современного искусства в Каире найти легко – он располагается прямо напротив Каирской Оперы. Он открылся вновь совсем недавно – в 2005 году, этому предшествовала длительная реконструкция. Здесь находятся работы египетских художников 20 и 21 веков.
Самая значительная выставка музея – «Искусство сегодня» - расположена на первом этаже. Здесь выставлены работы 95 художников, выполненные с 1975 года и до сегодняшнего дня.
Самые заметные экспонаты музея - бронзовая статуя скульптора Махмуда Мухтара «Невеста Нила», картины Махмуда Саида «Город» и «Свидание» Рахгеба Айяда.
Для посетителей музея работают кафе и сувенирный магазин с открытками и постерами, расположенные на верхнем этаже трехэтажного здания музея.
Музей исламского искусстваАрабская культура стала преобладающей в Египте в седьмом веке нашей эры после завоевания арабами. И продолжает оставаться таковой в наше время. Большинство населения современного Египта исповедуют ислам. Поэтому неудивительно, что в Каире существует большой музей исламского искусства.
Идея собрать арабские исторические ценности воедино появилась в середине девятнадцатого века. Тогда были собраны небольшие коллекции, которые кочевали с одного места на другое. И только в 1902 году было построено здание музея, в котором он располагается и сейчас.
Музей исламского искусства находится в центре Каира недалеко от площади Тахрир. Коллекция Музея исламского искусства в Каире насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов, иллюстрирующих все периоды развития мусульманского искусства. Здесь выставлены образцы не только из Египта, но и из других исламских стран: Ирана, Армении, Турции.
История Египта полностью отображена в музее исламского искусства в Каире. Он был построен в начале 20 века Альфонсо Манескалой, архитектором из Италии. Здание имеет два входа, один на северо-восточной стороне, а другой на юго-восточной. Красивый сад с фонтаном ранее располагался перед первым входом, но позже был разрушен. Выход на улицу Порт-Саида имеет роскошный фасад, богатые украшения в стиле исламской архитектуры различных периодов развития Египта.
Посетители музея могут увидеть здесь мраморные фонтаны, резные решетки машрабия, персидские ковры, образцы арабской каллиграфии. В музее выставлены ткани, арабское оружие, изделия из серебра, стекла и дерева, золотые и бронзовые украшения, металлическая посуда. Есть также образцы резьбы по дереву с запрещенными исламом изображениями людей.
Помимо основных экспонатов в музее интерес вызывают коллекция известных миниатюр, которые были изготовлены еще в 10-12 веках в фатимидскую эпоху. Это говорит о том, что в Египте уже в те времена существовала хорошая школа миниатюрной живописи.
Во время раскопок в 1932 году была найдена уникальная настенная роспись, на которой изображены люди. Данную работу сразу же передали в музей исламского искусства, и теперь она занимает там свое достойное место.
В одном из залов музея выставлены многочисленные копии Корана. Также здесь можно увидеть зал исламской керамики, мозаичное панно с видами Мекки и Каабы, огромный папирус 8 века. На территории музея исламского искусства расположены также сувенирный магазин, кафе, лекционный зал, библиотека. Есть условия для посетителей с ограниченными возможностями. Фотографировать в музее разрешено только без вспышки.
Строение музея исламского искусства в Каире представляет собой двухэтажное здание, нижний этаж содержит выставочные залы, а верхний предназначен для общего пользования. В подвале данного музея Каира находится хранилище, связанное с отделом реставрации. И каждый, кто посетит Каир, в том числе Музей исламского искусства, откроет для себя много новых и интересных нюансов истории мусульманского мира.
Египетский музей текстиля – первый специализированный музей на Ближнем Востоке и третий музей текстиля в мире. Здесь представлены дошедшие до наших дней образцы всех тканей, изготавливавшихся в Египте с древних времен: льна, в обработке которого древние египтяне были очень искусны, тонкой шерсти, образцы вышивки и золотого шитья.
Здесь можно увидеть погребальные одежды из гробниц фараонов, коптские вышивки, окрашенные ткани царских одеяний, набедренные повязки и рубашки, мусульманские молитвенные коврики. Также в музее представлены орудия труда прях и швей, ткацкие станки.
Экспозиция музея дает представление не только о древнеегипетской текстильной промышленности, но и об истории костюма.
В музее 2 этажа, здесь поддерживается особый микроклимат, необходимый для сохранности тканей и изделий из них. Впервые экспозиция была открыта для публики в 2010 году.

Мечети Каира. Арабский период истории Каира представлен многочисленными мечетями и медресе, а также одним из старейших в арабском мире университетов. Мечети строились в течении всей истории ислама. Каирские мечети датируются X, XI, XII, XIV, XV, XVIII, XIX веками и являются действующими. Их расположение можно найти на карте достопримечательностей города. К наиболее важным относятся мечеть Мухаммеда Али, Османского Паши, наместника Египта начала XIX века. Иногда эту мечеть называют алебастровой. Ее стиль объединяет детали классических арабских мечетей и древнеегипетских построек. Известна также голубая мечеть XIV века (свое название она получила благодаря небесного цвета изразцам, которые были привезены из Дамаска). Эта важнейшая достопримечательность города после долгой реконструкции вновь стала доступной для туристов в мае 2015 года.
Ибн-Тулуна – мечеть, расположенная в Каире. Предположительно, это самый старинный храм Фустата, сохранивший свой изначальный облик, который восходит к середине 9 столетия.
Сооружение построено ибн Тулуном в 879 году до нашей эры - судя по надписи на плите в мечети.
Ибн-Тулун достаточно уникальная личность. Согласно древней легенде, Тулун родился рабом. Но спустя годы он сумел каким-то образом не только завоевать себе свободу, но и стать одним из самых влиятельных людей в Египте – мэром Каира. И кстати, вокруг самой мечети также ходит немало историй. Например, одни источники говорят, что она была построена на том самом месте, где причалил Ноев ковчег после Великого Потопа. Согласно другому поверью, на этом месте Авраам хотел принести в жертву собственного сына, но его вовремя остановил Бог. Какая из этих версий более правдива, неизвестно. Но место для строительства, видимо, действительно выбиралось неслучайно.
И наконец, еще один исторический факт. До сих пор точно неизвестно, кто был главным архитектором Мечети Ибн Тулуна. Но многие специалисты видят определенное сходство этого храма с Большой мечетью в Самарре (Ирак). Она была воздвигнута на 30 лет раньше каирской. И историки думают, что оба сооружения строились под руководством одного человека.
Ибн-Тулуна создано в стиле знаменитых построек Саммары, который был обычен для периода династии Аббасидов. Современный вид мечети несет в себе существенные черты влияния традиций архитектуры Багдадского халифата.
Храм сложен из обожженного кирпича, а также покрыт специальной смазкой из известняка, что считается удивительным для города, в котором на тот момент было большое количество камня, пригодного для строительства. Древние строители не стали особо украшать стены. Это вообще было в духе религиозных строений того времени. И делалось для того, чтобы верующие не отвлекались ни на что во время молитв.
Если посмотреть на мечеть сверху, то по форме она будет больше напоминать прямоугольник, поделенный на несколько частей. Больше половины территории занимает двор, окруженный высокой стеной и с фонтаном посредине, который, к слову, появился гораздо позже – в 1296 году. Размеры внутреннего двора ровно 92х92 метра. Почему были выбраны эти цифры, остается только догадываться. Но говорят, что Ибн Тулун исходил из того, что внутри должны были поместиться все солдаты его войска.
Южная часть мечети отводится под молитвенный зал. Здесь можно увидеть шесть древних ниш для моления. А в середине стоит большая скамья из мрамора, которая предназначена для цитирования Корана.
На западе мечети Ибн-Тулуна возвышается минарет, выдающий багдадские влияния, которым в свое время поддался Каир. Его архитектура уникальна, так как лестница для подъема наверх находится не внутри, как в большинстве мусульманских храмов, а снаружи. Кстати, если подняться на башню, то можно увидеть почти весь Каир.
Мечеть Амра ибн Аль-Ааса носит звание самого древнего исламского памятника. За время долгого существования она постоянно перестраивалась и увеличивала свою площадь.
Это самый древний исламский памятник Каира. Мечеть основана в 640 г., когда арабские отряды Амра подошли к крепости Вавилон. В ту пору она представляла собой небольшую глиняную постройку на деревянных столбах. В 827 г. мечеть расширили, стены выложили из кирпича. С тех пор мечеть Амра многократно перестраивалась. В 1800 г. были возведены минареты.
В плане мечеть представляет собой неправильный четырехугольник. Устроена она так же как и большинство других средневековых мечетей Каира: навесы-аркады вдоль стен, причем сторона, примыкающая к молитвенной нише — михрабу, шире остальных.
Середина мечети представляет собой открытый двор. Почти все колонны различной высоты, толщины, возраста. Отличаются друг от друга и капители. Но такой разнобой стилей не портит впечатления. На архитектуру мечети повлияло соседство со Старым Каиром — элементы более ранних сооружений римской и византийской эпох использованы очень широко.
В дальнем левом углу мечети находится могила сына Амра, Абдаллаха. Сам Амр похоронен в отрогах г. Мукаттам, но его могила давно потеряна.
Местоположением мечети стало то место, на котором стояла палатка командующего завоевательной армии, генерала Амра ибн аль-Аса. Надпись на крыше гласит: «Аллах акбар».
Первоначально представляла собой небольшую глиняную постройку с плоской крышей, на пальмовых столбах; служила местом суда, совещаний, приютом для путников. Нынешняя мечеть не имеет ничего общего с той хижиной, которую построил Амр ибн аль-Ас.
В настоящее время это место можно смело назвать царственным эталоном классической восточной архитектуры. Ее белоснежные мраморные полы и стены снаружи, в сочетании с роскошным убранством внутри, создают потрясающий воображение образ.

Церковь Пресвятой Богородицы (El Adra) располагается на территории Сирийского монастыря, находящегося в Wadi Natrun. Церковь построена в 1 веке нашей эры. Сооружение имеет притвор с куполом и часовню, которая посвящена 49 мученикам.
В центре нефа находится мраморный бассейн, предназначавшийся для омовения ног на праздник святых Петра и Павла, а также в Великий четверг. Во время реставрационных работ на стене была обнаружена композиция с изображением патриархов Авраама, Иакова и Исаака в туниках и палиях, держащих на коленях души умерших. Это самая старая в Египте стенная роспись. На куполе обнаружилась уникальная живопись, которая относится к периоду возведения храма. Здесь изображена сцена Благовещения, в середине которой запечатлен курящийся ладан – что нехарактерно для средневековой коптской росписи.
В церкви можно увидеть келью святого Bishoi крюк на потолке, куда святой привязывал свои волосы, чтобы не уснуть во время длительных молитв уникальную дверь из черного дерева, украшенную слоновой костью, с надписью на сирийском языке 926 года а также многие другие интереснейшие предметы и красивейшие древние росписи.
Церковь Святой Марии Коптская церковь в Египте была основана в третьем столетии нашей эры. Коптами называли первых христиан, которых в Египте было множество. Церковь Святой Марии в Старом городе также называют Подвешенной или Висячей, поскольку она расположена на холме и добраться до нее можно, преодолев 29 ступеней. Построена церковь в ранневизантийском стиле.
Висячая Церковь в Каире построена в 7-ом веке. Предположительно она была воздвигнута на месте церкви для солдат легиона 3-го или 4-го века. С тех пор церковь подвергалась реконструкции уже несколько раз, в том числе и главной реконструкции при Патриархе Аврааме в 10-ом веке. В 11-ом веке Висячая Церковь официально была признана резиденцией Александрийского коптского патриарха, здесь проводились даже несколько коптских синодов. Кафедра проповедника, датирующаяся 13-ым столетием и экраны, являются главными деталями интерьера церкви.
Красивые железные ворота над входом в Висячую церковь ведут во внутренний дворик, откуда ступени поднимаются в саму церковь. На верхней площадке перед вами стоят три деревянных двери, каждая их которых украшена геометрическими орнаментами и резными фигурками. Самая древняя и оригинальная часть церкви расположена справа от лестницы, она находится выше южного оплота.
Висячая церковь, несомненно, самая красивая и ценная церковь в городе. Кафедра проповедника в ней сделана из мрамора. Она появилась тут в 11 веке на 13 столбах, 12 из которых представляют учеников Иисуса, экраны инкрустированы, в интерьере много икон и фресок. На ступенях кафедры изображены кресты и раковины. Самой старой в церкви иконой считается икона 8-го столетия.
Множество экспонатов из Висячей церкви сегодня выставлены в Коптском Музее: здесь и барельеф 5-6 века с изображенным на нем Христом, который входит в Иерусалим. Восточный конец церкви украшен тремя святилищами с алтарями, которые посвящены Деве Марии, Св. Георгию и Св. Иоанну Крестителю.
Центральный экран святилища — иконостас, — датируется 12-13 столетием. Изготовлен он из черного дерева, инкрустирован слоновой костью, декорирован крестами и геометрическими орнаментами и семью большими иконами. Центральная икона содержит изображение возведенного на престол Христа. Справа от него Дева Мария, Архангел Гавриил и Святой Петр, а слева Иоанн Креститель, Архангел Михаил и Святой Павел.
На потолке церкви в Каире семь маленьких икон, повествующие о жизни Святого Иоанна Крестителя. Создателем этих икон стал армянский художник Орхан Карабедиан. Он нарисовал их своей кистью в 1777 году. В Висячей церкви хранятся более 100 икон, а также мощи нескольких святых.

Церковь Абу Сейфейн (святого Меркурия) - сокровищница коптского изобразительного искусства с уникальными настенными росписями. Церковь была построена в VI веке и расположена в коптской части Каира. Церковь возведена в честь святого Меркурия, которого в коптской египетской культуре называют "святым двух мечей". Согласно древней легенде, Меркурий от ангела получил меч для борьбы с варварами. А затем после мученической гибели явился к Джулиану-Вероотступнику во время битвы с персами и убил его мечом. В коптском искусстве Меркурия всегда изображают в виде всадника с двумя мечами.
За тысячелетия храм пережил много битв, был сильно разрушен. Но в XII столетии церковь отреставрировали и вернули ей первозданный вид.

Дворцы Каира Дворец Амир Таз является одним из известных исторических памятников Каира. Дворец представляет собой красивейший ансамбль из нескольких зданий, садов и пристроек. Весь комплекс окружен большой каменной стеной, призванной сохранить приватную жизнь обитателей дворца. Парадный вход – две двойные арки - расположен на улице Аль-Суфийа. Западный вход выполнял роль транспортного подъезда и вел непосредственно к конюшням.
Общий стиль дворца практически лишен привычной восточной вычурности – ее элементы встречаются только в некоторых внутренних помещениях и внутреннем дворе. Внутренний двор имеет четыре входа, два из которых сохранились в первоначальном виде. В центре находится большой бассейн.
В ходе последней реставрации было достоверно установлено, что дворец был оборудован уникальной системой центрального водоснабжения, включавшей водяное колесо, акведуки и водоемы.

Монастыри Каира Монастырь Святого Макария расположен в так называемой Нитрийской пустыне Египта, между Каиром и Александрией, в 92 километрах к северо-западу от столицы. Он был основан в 360 году н.э. Макарием Великим.
Преподобный Макарий, основавший монастырь, был одним из первых египетских отшельников. Благодаря его божественному влиянию Нитрийскую пустыню стали называть пустыней Макария. Основанный им монастырь является древнейшим в долине Вади-Натрун. За длительную историю монастыря его населяли монахи из разных стран, и за эти годы монастырь Святого Макария прошел целую эпоху восстановления. Это касается не только архитектурных форм, но и духовного аспекта. Новое здание монастыря в шесть раз превышает размеры старого комплекса. Сейчас в составе монастыря более 150 помещений, большая столовая, просторная библиотека и большой гостевой дом с несколькими комнатами.
В настоящее время монастырь Святого Макария находится под управлением Папы Шенуда III и поддерживает тесные связи с монастырями из других стран, включая обители в Бельгии и Франции.
Коптский монастырь Барамос имеет богатейшую историю. Свое название, которое в переводе означает "два римлянина", храм приобрел благодаря двум римлянам-отшельникам. Они жили в пещере, полностью отказавшись от мирских благ, и посещали богослужения в церкви. Их похоронили тут же, в монастырских стенах.
Архитектурное оформление храма Барамос довольно простое и сдержанное, что обусловлено, прежде всего, его небольшими размерами. Основным декоративным элментом является красивая резьба по дереву и монументальная живопись XIII века.
Уже в наши дни - в начале ХХ века, рядом с древним храмом построили новую церковь Иоанна Крестителя. На стенах храма роскошный иконостас красного цвета, изображения на котором выполнены в византийском стиле. Обязательно стоит осмотреть башню Хусн, построенную в VI веке и выполненную в том же стиле, что и остальные постройки монастыря.
Вокруг монастыря стоит высокий забор, отделяющий участок для земледелия и скотоводства. Гостям предлагают пообедать в трапезной за каменным столом, где можно почувствовать себя перенесшимся в прошлое. Для туристов здесь сохранены многие элементы традиционной коптской жизни: глиняная посуда, орудия труда - музейные экспонаты, еще недавно служившие людям в повседневном быту.

Каирская башня В центре Каира располагается знаменитая Каирская башня — символ нового Египта. Она представляет собой стилизованное под стебель лотоса сооружение, высота которого составляет 187 метров. Внутри башни находится крайне популярный ресторан, который расположен на платформе, вращающейся вокруг своей оси. А поднявшись на самый верхний этаж можно попасть на смотровую площадку и увидеть всю дельту Нила с величественными пирамидами. Вход платный. Открыта она каждый день с 09.00 до 01.00.
История появления Каирской башни
Гамаль Абдель Насером (главный офицер) принял решение построить телебашню такой высоты, чтоб с нее была видна вся каирская территория. Проект башни был разработан Наумом Чебибом, архитектором из Египта, именно его и использовали для возведения, а непосредственно строительством занимался Наум Шебиб, также архитектор по профессии.
Каирскую башню начали строить спустя 11 лет после окончания войны, в 1956 году. Возведение оказалось очень долгим и трудным, потому что это самое высокое здание в Египте. Оно продлилось целых 5 лет. Стройка Каирской башни была окончена в 1961 году. Её построили из единой колонны, а использованным материалом при этом был гранит. На ней нет никакой росписи, она проста и благодаря своей простоте стала уникальной.
Первоначально башня должна была выполнять сугубо технические цели (телевидение или радиовещание), но в дальнейшем она стала объектом архитектуры, который многие стремились посетить. Местные жители говорят, что это цилиндрическое здание было построено на финансы ЦРУ, которые с их помощью хотели подкупить президента, но это закончилось для них плачевно.
По окончании проекта башня имела 16 этажей (ярусов), каждый из которых был по 12 метров в высоту. В сумме получилось 187 метров. Здесь даже пирамида Хеопса рядом не стоит, так как она ниже на 43 метра. Стоит отметить, что на сегодняшний день высота Каирской телебашни составляет больше 187 метров, потому что после реконструкции к башне добавили еще 4 яруса и теперь здание состоит из 20 этажей. Вестибюль, ведущий на смотровую площадку с телескопами, украшен мозаичным панно, который составлен из 6-ти миллионов плиток разного цвета.
На последнем этаже Каирской башни расположен ресторан, известный своим вращением. По стоимости среднего чека, по обслуживанию и по интерьеру о нем можно сказать, что он относится к высшему классу или классу «люкс». Меню здесь представлено несколькими десятками блюд из мяса и из рыбы, овощными закусками, десертами. Зал ресторана рассчитан на 15 столиков. Дизайн обеденного помещения выдержан в стиле времен древнего Египта и персонал также одет в одежду того времени. Именно этот ресторан считается изюминкой Каирской башни, потому что за 29 минут он поворачивается на 360 градусов.
Первый этаж башни занят ночным клубом, где каждый вечер можно посмотреть на танцы живота, которые исполняют профессиональные танцовщицы. Площадь верхних этажей выделена под кафетерий и бар. На верху смотровой площадки можно увидеть весь Каир. На город лучше любоваться непосредственно перед закатом или восходом солнца, поскольку именно в это время можно увидеть всю настоящую красоту Каира.

Транспорт в Каире

Транспортная система египетской столицы представлены и маршрутными автобусами, и метро, и пригородными электричками, а также такси.
Городских автобусов в нашем представлении в городе не существует, это, в основном, небольшие маршрутные такси, стоимость которых составляет от 1 до 5 египетских фунтов в зависимости от расстояния.
Состояние самих маршруток часто оставляет желать лучшего, впрочем, бывают и абсолютно новые микроавтобусы. Для туристов пользование маршрутками практически невозможно хотя бы потому, что на них отсутствуют какие-либо опознавательные признаки вроде номера или пункта назначения.
Сами египтяне, останавливая автобус, жестами уточняют у водителя на ходу маршрут следования. Так, автобусы, следующие в Гизу, к пирамидам, сами египтяне «изображают», сложив ладони пирамидой.
Популярный транспорт в Каире — это метро. Каирское метро как раз удобно для туристов, правда, перемещаться с его помощью можно преимущественно в центре города, т.к. на окраинах метро нет.
Что интересно, в составах есть один вагон специально для женщин, во всех без исключения поездах это — второй. В принципе, это удобно как для иностранок, так и для египтянок, перемещающихся по городу в одиночестве.
Пригородным поездом стоит воспользоваться в том случае, если вам надо доехать в Александрию. Существуют вагоны разных классов с разной степенью удобства для путника. Составы по-египетски неторопливы и, хотя обещают доставить во вторую столицу за 2 часа, часто едут и три, и четыре, причем предсказать это невозможно.
Самым приемлемым транспортом в Каире для туриста является такси. Сами египтяне также часто прибегают к услугам городского такси из-за его относительной не дороговизны.
В Каире такси представлены двумя разными видами — старое и новое. Старое — черного цвета, новое же белое, оснащено кондиционером, в такси установлены счетчики. Впрочем, часто счетчики не включаются и о цене можно договориться.
Имейте в виду, что Каир — чрезвычайно загруженный город, транспортный поток не останавливается ни на минуту, поэтому в пробках можно провести без преувеличения полдня. Заранее планируйте время, чтобы не опоздать в назначенное место.
Иностранные пешеходы будут немало удивлены и даже шокированы тем, что светофоры и пешеходные переходы в городе отсутствуют даже на оживленных многополосных трассах. На 2008 год в Каире было лишь 8 светофоров. Даже в тех местах, где они установлены, водители полностью игнорируют зеленый пешеходный сигнал.
Аренда автомобиля для иностранцев настоятельно не рекомендуется, т.к. система движения в Каире понятна только самим местным жителям, и даже жители других городов Египта, приезжая, оставляют автомобиль припаркованным, не решаясь сесть за руль.

Мусульманский Каир, одна из самых красивых частей города.Жизнь египтян неразрывно связана с рынком и торгом. А самое интересное и посещаемое место в Египте — это базар. Здесь постоянный шум, все перекрикиваются и торгуются, используя богатую мимику, энергичные жесты и изысканные диалоги. Слышны свисти зазывания продавцов, которые любым способом стараются привлечь внимание клиентов. Самый большой и знаменитый в Каире базар расположенный в мусульманской части города Ханэль-Халили. Своим названием базар обязан чиновнику аль-Халили, 600 лет тому назад построившему здесь товарный склад. Раньше на рынке было строгое разделение ремесленников и торговцев, а сегодня рядом уживаются продавцы рыбы, фруктов и мастера по производству ковров или медной посуды. На базаре можно купить практически все: золотые и серебряные драгоценности, знаменитые арабские ковры и подстилки из верблюжьей шерсти, одежду, фрукты, приправы, духи, мелкие сувениры и, конечно, великолепный арабский кофе. До 1870 года здесь еще можно было приобрести невольника. Поход на рынок стоит завершить чашечкой сладкого, как сироп, чая, популярного в Египте.

Любопытно
Важной традицией, почти церемонией, на рынке в Египте является торг. Этот ритуал порой бывает труден для европейцев.

Хорошим тоном считается умение менять выражение лица, рыдать или прикидываться равнодушным и даже отказываться от покупки. Опытный клиент умело использует все эти техники и не отходит от прилавка с пустыми руками.

Настенная живопись времен фараонов уже изображала женщин, исполняющих танец живота. В 1990-х годах исламские фундаменталисты вынудили танцовщиц прикрывать живот, но сегодня тысячелетние традиции возрождаются и в Каире можно насладиться этим знаменитым танцем. При этом танец живота не является исключительно женским занятием. Хотя и в несколько иной форме, его исполняют мужчины, разыгрывающие с помощью деревянных палок свой собственный спектакль битвы на мечах.

К сведению
Танец дервишей  одно из тех исключительных представлений, от которого не стоит отказываться во время пребывании в Каире. Дервиши - члены мусульманского религиозного братства мистического характера, обычно исповедуют суфизм - аскетическое направление ислама. Братство известно своим оригинальным подходом к молитве. Танцоры, одетые в разноцветные костюмы, под влиянием гипнотизирующего ритма бубнов и пищалей, кружатся все быстрее и быстрее, чтобы войти в транс, кульминацией которого должно стать единение с Богом.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна