Гид по городам мира





Роттердам, Нидерланды


Роттердам является вторым по величине городом Голландии, современным и самобытным мегаполисом, не похожим ни на один другой типичный город страны. Огромное количество огней и прожекторов, бьющих в ночное небо, подарили Роттердаму славу Манхэттена на Мез.
Из некогда небольшого селения город вырос в настоящий культурный и архитектурный центр, который славится на весь мир своими архитектурными достопримечательностями, фестивалями и музеями. Более того, порт Роттердама является самым крупным портом Европы, а также входит в пятерку самых больших портов в мире. Город привлекает своей жизнерадостностью, демократичной культурой, обилием развлекательных заведений.
Роттердам стоит на берегу Нового Мааса (Nieuwe Maas) – это один из рукавов устья реки Маас. Центр города располагается на северном берегу, основные жилые и промышленные районы – на южном. Впрочем, тут уже нельзя понять, где Рейн, а где Маас – обе реки почти что сливаются, следуя параллельным курсом к морю. Название Роттердам означает «дамба на реке Роттер» – впрочем, этого маленького рукава речной дельты уже нет. История города типична для остальной Голландии – поселение в виде рыбацкой деревни возникло в начале X века, в 1260-х годах построили дамбу, а в 1340 году Роттердам получил статус города. Долгое время город развивался слабо, находясь в тени ныне совсем провинциальных Делфта и Лейдена.

Погода

На погоду Роттердама влияет умеренный морской климат, благодаря которому зима здесь теплая и мягкая, а летом нет изнурительной жары. Температура воздуха зимой колеблется у отметки +5 °C, причем ниже нуля практически никогда не опускается. Благодаря этому снег, если иногда и выпадает, то буквально сразу же тает. Летом время от времени случаются непродолжительные мелкие дожди, а порывов ветра практически не бывает. Средняя температура колеблется в районе +17…+21 °C.

История

Раньше на месте современного Роттердама была болотистая местность, которую еще в 10 веке начали обживать первые поселенцы. В том месте, где сливались реки Ньиве-Маас и Ротте (в переводе «грязная река») возникла одна из первых деревушек в западной части современных Нидерландов. После того, как в середине 13 века здесь была построена дамба, эту деревушку начали называть Роттердам, что означало «дамба на реке Ротте». В отличие от Гааги, Роттердам получил статус города еще в 1340 году. На тот момент в Роттердаме насчитывалось около двух тысяч жителей. После того, как в городе был открыт канал Rotterdamse Schie, Роттердам очень преобразился, ведь теперь он мог вести торговлю с Германией и Англией.
К 17 веку Роттердам становится крупным европейским торговым центром с населением в 20 тысяч человек. На значимость Роттердама указывает еще и тот факт, что Ост-Индская компания выбрала его как резиденцию для одной из своих торговых палат. К 18 веку позиции Роттердама как торгового города лишь укрепились, и он стал после Амстердама второй морской гаванью Голландии с населением уже в 50 тысяч жителей.
Следующий 19 век принес для Роттердама много значимых перемен, и все они были со знаком плюс. Канал Rotterdamse Schie уже не удовлетворял растущих потребностей города, поэтому было принято решение построить новый, более современный канал. В 1872 году был сооружен канал Ньиве-Ватервег. Теперь, даже несмотря на не самую чистую дельту Рейна и Мааса, в город могли заходить любые морские суда того времени, что сделало Роттердам первым в мире портом по обороту товара. В 19 веке в городе был открыт первый в Европе небоскреб Витте-Хюйс. По нынешним меркам 43 м для небоскреба – это немного, но для того времени это было впечатляющим достижением. Все эти изменения сделали Роттердам очень привлекательным для жизни городом, подтверждением чему является резкое увеличение численности населения – в конце века в городе проживало более 300 тысяч жителей. Уже тогда Роттердам превращался в мультикультурный город, в котором проживали представители из около 150 национальностей. Несмотря на это, Роттердам – это, прежде всего, город рабочего класса, поэтому даже сегодня местные жители отличаются трудолюбием.
Вторая Мировая война принесла для жителей Роттердама много бедствий. Особенно памятным для роттердамцев стало 14 мая 1940 года. В этот день вследствие авиа удара, нанесенного немецкими воздушными силами, были убиты свыше тысячи жителей города, и около 100 тысяч остались без крова над головой. К концу войны весь исторический центр города был уничтожен. Более того большая часть мужского населения Роттердама (более 50 тысяч человек) были депортированы в Германию как рабочая сила.
Как и в других городах страны (Гаага, Бреда) в Роттердаме также пришлось заново восстанавливать уникальные архитектурные сооружения, которые в ходе войны были стерты с лица земли. Ни один другой голландсий город не пострадал так от войны, как Роттердам. Одна только уборка обломков зданий заняла почти год. Процесс восстановления центра города продвигался очень медленно, ведь в послевоенной Европе наблюдался сильный дефицит стройматериалов. Известный французский художник Осип Цадкин, увидев «город без центра» был настолько впечатлен увиденным, что создал скульптуру под названием «Город без сердца», которую многие специалисты считают одной из самых значимых скульптур в мире.
Город смог прийти в себя лишь спустя 2 десятилетия после окончания войны. С 1962 года на протяжении последующих 40 лет Роттердам снова был признан самым загруженным портом не только в Европе, но и в мире. В 2004 году пальма первенства ушла сначала к Шанхаю, а затем и к Сингапуру. Тем не менее, значимость Роттердама в мировой морской торговле сложно переоценить.

Достопримечательности

Ратуша

Построенная в начале 20 века, городская ратуша Роттердама (Stadhuis van Rotterdam), наряду с Белым домом, — это одно из немногих зданий, которое смогло пережить многочисленные бомбардировки немецкими, английскими и американскими воздушными силами во время Второй мировой войны. Первый камень в строительство ратуши был заложен самой королевой Нидерландов Вильгельминой в 1915 году. Через 5 лет архитектор Эверс отрапортовал перед муниципалитетом о завершении строительства. Новая ратуша (старая была не такой вместительной) была выполнена в стиле неоренессанс. При строительстве Stadhuis использовали песчаник, который за 100 лет успел изрядно почернеть. Относительно недавно при помощи современных технологий специалистам удалось вернуть ратуше ее первозданный вид.

Музей Бойманса - ван Бенингена

Музей Бойманса - ван Бенингена один из интереснейших музеев в мире, при его создании материальную поддержку оказывали частные лица, многие произведения попали сюда из частных собраний. Коллекция отражает художественные пристрастия собирателей, а также вкусы директоров музея всех периодов формирования собрания. Музей Бойманс - ван Бенинген отличается от традиционных музеев Нидерландов тем, что его коллекция столь разноплановая и разносторонняя, что в залах музея вы можете увидеть скульптуры, рисунки, гравюры и дизайны как старого так и нового времени. Просматривая представленные в музеи экспонаты, вы имеете возможность проследить изменение, произошедшие в западноевропейском искусстве от Средних веков до сегодняшнего дня. Коллекция музейных экспонатов формировалась достаточно долго, произведения искусства попадали в музей Бойманс - ван Бенинген благодаря заинтересованности местных властей, деятельности постоянно меняющихся директоров музея, а также различных частных лиц.
Музей Бойманс - Ван Бенинген - муниципальный музей, расположенный в Роттердаме. Датой его открытия считается 3 июня 1849 года. Но свою историю он начинает с 1847 года, когда судья Ф. И. О. Бойманс завещал своему городу личную коллекцию картин и рисунков. Решающую роль на это решение повлияла покупка муниципалитетом и бургомистром Роттердама отдельно стоящее здание для размещения коллекции Бойманса, построенное в 1662 -1665 годах. Но уже в 1864 году происходит пожар, в котором погибает часть коллекции. Выручает страховка и в 1865-1866 годах экспозиция была пополнена за счет новых приобретение, в состав которых вошли работы Яна ван Кессела, Франса Халса, Паулюса Морелсе и Хиоба Беркхейда.
Коллекция музея быстро росла за счет новых поступлений. Уже в 1903 году собрание музея пополнилось картиной Винсента Ван Гога «Аллея тополей близ Нюэнена», полученной в дар от двадцати шести роттердамских любителей искусства. Это было первое произведение Ван Гога, попавшее в музей на родине художника.
В числе собирателей, внесших наибольший вклад, следует выделить Д. X. ван Бенингена. Начиная с 1916 года, он регулярно дарил музею картины и оказывал материальную помощь при покупке произведений. В 1933 году он передал музею шесть живописных эскизов Рубенса, - пожалуй, самый значительный из всех его даров. Кроме этого им же были подарены работы Корнелиса Троста и Яна Фейта. При этом личном собрании Д. X. ван Бенингена, которое с течением времени приобрело мировую известность, находились произведения многих великих мастеров прошлого, и особенно хорошо была представлена живопись Северных и Южных Нидерландов XV и XVI веков, а также искусство ряда других стран. В 1958 году, спустя три года после смерти владельца, муниципалитет Роттердама принял решение о покупке его собрания для музея Бойманс и об изменении названия музея - с этого момента он стал называется музеем Бойманс ван Бенинген. Благодаря этому, отдел живописи музея пополнился не менее чем 136 картинами, в число которых входили уникальные для Нидерландов произведения ван Эйка, Брейгеля, Тициана и Ватто. Из этого замечательного собрания можно увидеть полотна Питера де Хоха, Виллема Калфа, Геркулеса Сегерса, Яна Стена, Франсуа Буше, Жана Симеона Шардена, Жана-Антуана Ватто, Джованни Баттиста Морони, Тициана, Тинторетто, Веронезе и Винсента Ван Гога.
Подобные дары от частных лиц были не редкость в истории формирования коллекции музея. Толчком к его новому расширению послужила деятельность доктора Ф. Шмидта Дехенера -директор с 1908 по 1921 год. В этот период, в частности, поступила картина Виллема Бейтевега.
Приемник Дехенера, Ханнем, продолжал деятельность наставника и 1925 году по завещанию Й. П. ван дер Схилдена в музей попали такие экспонаты как картина Якоба Мариса и «Блудный сын» Иеронима Босха. В 1930 году коллекция музея пополнилась художественными работами Йонкинда, в 1935 году работами Израэлса. В это же время стало заметно, что старое здание музея уже не может вмещать всю его коллекцию, и власти решили начать строительство нового здания. В 1928 году муниципальный совет решил начать на приобретенном земельном участке Дейзихт, недалеко от центра города, строительство нового здания. В тесном сотрудничестве с директором музея архитектор А. ван дер Стёр создал проект нового корпуса, открытие которого состоялось в 1935 году. Оно было выстроено специально с расчетом на имевшуюся тогда коллекцию и включало залы для экспозиции живописи и скульптуры, прикладного искусства, а также помещения для временных выставок. Здание музея с характерной башенкой было возведено из кирпича и декорировано известняком. В убранстве его интерьеров, разработанном до мелочей, использованы различные сорта мрамора, стены и переходы облицованы дубовыми панелями. Эта постройка, отличающаяся разнообразием внутренних помещений и продуманностью освещения (здесь сочетаются верхний и боковой свет) создает прекрасные условия для экспонирования многочисленных произведений.
Коллекция музея продолжала умножаться и в 1937 пополнилась полотном Рембрандта «Мужчина в красном берете», картиной Блумарта «Оплакивание Христа». В 1939 году было принято решение о создании денежного фонда, на средства которого будут приобретаться музейные экспонаты. Это дало свои плоды и за счет фонда в последствии Музей Бойманс - ван Бенинген получил еще одну картину Рембрандта «Портрет Титуса», а в последствии и работы таких художественных мастеров как Бейерен, Брейтнер, Фейт и Капелл.
Вторая мировая война также помогла наполнению коллекции знаменитого музея, так туда попали картины де Витте и Стена. Директор музея Вуббен тоже не останавливался в покупке ценных экспонатов. Именно его стоит поблагодарить за появление в музеи картин Михаела Свертса, Хендрика тер Брюггена и Джузеппе Рекко с 1952 по 1963 годы.
Таким образом, музей Бойманс - ван Бенинген стал хранителем столь огромного числа произведений различных мастеров, приобрести которые в настоящее время не представляется возможным.
В 1978-1985 годы благодаря деятельности директора музея Беерена была пополнена коллекция работ современного искусства, которая в настоящее время приобрела популярность во всем мире.
Собрание картин, которыми располагает этот музей сегодня просто невероятно. Здесь представлены работы известных художников, начиная от самых зачатков итальянского и нидерландского искусства до работ сегодняшнего дня. Охватив такой огромный промежуток времени, музей Бойманс ван Бенинген также представляет работы, которые были сделаны в наиболее важные исторические эпохи. В залах музея Бойманс - ван Бенинген вы найдете живопись Нидерландов 15-16 веков, масленые эскизы такого великого художника как Рубенс, работы мастеров итальянской живописи 16-17 веков, а также живопись Франции в 18-го века.
Таким образом, музей Бойманс - ван Бенинген составил коллекцию старого искусства, которую в дальнейшем едва ли возможно было пополнить образцами столь же высокого уровня. Поскольку было очевидным, что современное искусство представлено здесь весьма неполно (хотя к этому времени имелись отдельные работы импрессионистов и мастеров более позднего времени), то руководство музея решило сосредоточить внимание на искусстве послевоенного периода. За десять лет было приобретено и экспонировано такое большое число произведений современного искусства, что возникла необходимость расширить здание музея, и в 1972 году к нему было пристроено новое крыло (архитектор А. Бодон). В эти годы в собрание влилась также коллекция Виллема ван дер Ворма. Ему, как и Д. X. ван Бенингену, музей обязан очень многим. Этот коллекционер, передавший в дар ряд очень значительных полотен, был также одним из инициаторов создания фонда музея Бойманс - ван Бенинген. Прислушиваясь к советам доктора Д. Ханнема, В. ван дер Ворм собрал коллекцию живописи, во многом дополнявшую музейную. К числу самых знаменитых картин его собрания принадлежат композиции Антониса ван Дейка и Габриела Метсю.

Морской музей

Морская слава Голландии, гремевшая на весь мир в XVII веке, была достойна увековечивания. И в 1873 году принц Хенрик Нидерландский распорядился открыть в Роттердаме Морской музей.
Первый этаж экспозиции, стоимость посещения которой составляет 8 евро, повествует об истории роттердамского порта. Здесь находятся экраны с кинохроникой и интерактивные компьютерные терминалы, позволяющие выяснить, какие товары прибывали и отбывали от пристани Роттердама. На втором этаже можно узнать об истории эмиграции и рассмотреть экспозицию, посвященную транспортной компании Нидерландов. Изюминкой является древнейшая, датируемая XV веком модель судна. Третий этаж встречает нас выставкой «Сила и Слава», посвященной голландскому флоту и состоящей из всевозможных древних карт, моделей кораблей, глобусов и корабельных пушек.
Морской музей может похвастаться такими уникальными экспонатами, как модель военного корабля «Зеландия», медная панорама Константинополя, а также модель торгового судна «Матарё» – старейшая в Европе, которая позволяет судить о конструктивных особенностях кораблей, совершивших самые великие географические открытия.
Желающие могут попробовать самостоятельно изготовить модель судна.

Собор Святого Лоренса

Церковь святого Лоренса или, как её ещё называют Большая церковь (Grote Kerk), является одним из древнейших зданий Роттердама. Ему каким-то чудом удалось пройти сквозь века и даже восстать практически из пепла после страшных бомбардировок Второй мировой войны. Сегодня старинный храм, построенный из коричневого кирпича с разделяющими светлыми слоями песчаника, стоит среди небоскрёбов и абстрактных памятников современного искусства, словно величественный осколок прошлого.
Возведение базилики, посвящённой святому Лаврентию (Лоренсу) происходило между 1449 и 1525 годами. В качестве архитектурного прообраза был выбран утрехтский собор, в результате чего церковь святого Лоренса получила свой позднеготический облик. Сегодня она состоит из двух частей: старинного нефа с кольцом капелл и более поздней четырёхъярусной колокольни XVII века, которая вздымается над городом на 65 метров. Кстати, вход на неё открыт для туристов.
За свою долгою историю, церкви святого Лоренса ни раз приходилось оказываться в фокусе важных исторических событий. Так, например, в 1572 году она стала центром реформаторского движения. 14 мая 1940 года храм был практически уничтожен в результате авиационной атаки немецких войск, и первоначально его планировалось снести. Однако сначала этому помешала немецкая оккупация, а затем и общественность пришла к мнению, что хорошо отреставрированное старое – это лучше любого нового.
Первый реставрационный камень в основание церкви был заложен в 1952 году самой королевой Нидерландов Юлианой. И через 14 лет – в 1968 году – храму был окончательно возвращён его прежний облик.
Внутреннее убранство церкви святого Лоренса весьма сдержанно. Внимание привлекают лишь медная ограда хоров, склепы трёх морских героев и прочих выдающихся голландских деятелей, чьи тела покоятся в храме, и четыре роскошных органа. Причём главный орган, созданный в 1973 году датским мастером Маркуссеном, по совместительству является самым большим музыкальным инструментом в Голландии, а в самой церкви регулярно проходят концерты.

Белый дом

В Роттердаме есть свой собственный Белый дом, но к политике он не имеет никакого отношения. И это не делает его менее интересным, потому что это первый небоскреб Европы и очень своеобразное здание само по себе.
Построен Белый дом был в 1898 г. архитектором Виллемом Моленбруком, по заказу — как офисное здание. Идея же родилась после визита одного из конструкторов в Нью-Йорк, где к тому времени уже строили небоскребы. Решено было и тут возвести что-то подобное, но трудность состояла в том, что в Роттердаме почвы, в отличие от Манхэттена, болотистые, и было неясно, станут они держать такое тонкое, но очень тяжелое здание или нет.
Архитектор предложил техническое решение — вбить в почву множество свай, разместив их особым образом. Так и сделали, стройка началась, а критики рвали инициаторов на части, уверяя, что вся эта их махина быстро упадет (а это, надо сказать, в Голландии дело обычное — тут почти везде болотисто). Прав оказался архитектор: здание не только не упало — оно сохранилось до сих пор, выдержав даже немецкую ковровую бомбежку. Соседние здания обрушились — это устояло.
При создании Белого дома соединили традиционные американские «небоскребные» формы со стилем ар-нуво. В результате этого слияния получилась постройка, похожая на небоскреб и на замок одновременно.
Здание находится на берегу Старой гавани. Оно довольно узкое, при этом под ним в почве со времен закладки забито около тысячи свай. В Белом доме 11 этажей, а высотой он 43 м — на момент создания для Европы это был абсолютный рекорд. В отличие от американских небоскребов, его построили не из бетона и стальной арматуры, а из цемента и частично — кирпича. Внешне здание производит странное впечатление. По словам создателя, планировалось соединить традиционные американские «небоскребные» формы со стилем ар-нуво. В результате этого слияния получилась постройка, похожая на небоскреб и на замок одновременно.
Здание кажется довольно пышным. Своеобразной формы окна, причудливая крыша с башенками по углам, асимметричность форм, узкие эркеры с одной стороны, крыша в форме четырехгранной усеченной пирамиды — все очень своеобразно. От небоскреба проекту достались стены со сплошной облицовкой и небольшая площадь в сечении. Первый этаж декорирован в стиле ар-нуво: цветочные гирлянды и колонны, эркерные башни украшены драконами, фасад декорирован пятью статуями, символизирующими прогресс, индустрию, торговлю, сельское хозяйство и мореходство, а еще одну статую уничтожили во время войны. Часть стен декорирована цветной плиткой — орнаментами в стиле модерн.
Внутри же это современное офисное здание, оно принадлежит компании «Вестермайер», а на первом этаже разместились кафе и ресторан.

Кубические дома

Невероятно интересный архитектурный комплекс «Кубические дома», что расположен в Роттердаме, одно из ярчайших тому подтверждений.
История
Еще в 30-е годы прошлого века шведский художник Оскар Реутерсвард изобразил фигуру, противоречащую математическим законам – невозможный треугольник. Три прямые находятся под углом в 90 градусов по отношению друг к другу. А треугольник из них можно сформировать, лишь подобрав определенный угол обзора. Этот треугольник-головоломка, а также ряд других невозможных фигур произвел большое впечатление на голландского художника-графика Мориса Корнелиуса Эшера. Большую часть своих литографий он посвятил изображению уникальных структур, развивая и усложняя идею невозможных фигур.
Все вышеперечисленное оказало сильное влияние на мировоззрение и творческие планы голландского архитектора Пита Блома. Амбициозный план Блома заключался в том, чтобы создать лес посреди города, причем в качестве деревьев выступали бы дома. Каким образом дома можно превратить в деревья? Только соединив серьезные математические расчеты и инновационный взгляд на архитектуру!
Архитектура
В 1984 году на улице Оверблаак появился комплекс зданий, поражающих своей геометрией. Почти четыре десятка сооружений были установлены согласно некой задумке, не совсем понятной, если смотреть на них вблизи. С высоты птичьего полета становится понятным, что Кубические дома образуют столь популярный в Нидерландах невозможный треугольник! Однако, это не все сюрпризы, которые заготовил для окружающих Пит Блом. Кубические дома попросту бросают вызов привычным представлениям об архитектуре! Каждая постройка состоит из четырех этажей, и в ней нет ничего от скучных панельных коробок. Три жилых этажа выполнены в виде куба, который воздвигнут на постамент-пилон административного этажа. Блом отверг самое простое решение, соединить куб и пилон гранями. Вместо этого, на вытянутое шестиугольное основание жилая часть дома насажена ребром. Те, кто хоть раз делал маме на подарок тюльпанчик из бумаги, оценят задумку архитектора. Конечно, в отличие от бумажных цветов, архитектура жилого дома требует кропотливых расчетов, а также их точнейшего воплощения. Цокольный этаж выглядит вполне обычно, основная его задача – служить крепким базисом для остальных этажей. Зачастую первые этажи Кубических домов используют под офисы, парикмахерские, магазинчики и т.п. А вот с кубической частью все обстоит гораздо интереснее. Во-первых, предложенный архитектором вид жилого комплекса создает иллюзию того, что дома выполнены в виде кубов. На самом деле, хорошую устойчивость конструкции придает лишь форма параллелепипеда. Во-вторых, трехэтажные квартиры имеют приличную квадратуру, порядка 100 м2. Однако, полезная площадь в разы меньше, а все потому, что стены и пол в домах наклонены под углом в 54,7 градусов!
Вполне естественно, что оказавшись в столь необычном месте, как роттердамские Кубические дома, путешественнику захочется увидеть столь одиозную конструкцию изнутри. Местные жители уже привыкли к повышенному вниманию туристов, но все же, оберегают свой покой. Тем не менее, один коммуникабельный и предприимчивый владелец решил обратить любознательность туристов в мирное русло.

Рынок «Markthal»

Архитекторы студии MVRDV спроектировали первый крытый рынок в Нидерландах. Проект Markthal в городе Роттердаме включает в себя сочетание многоквартирного дома и рынка свежих продуктов питания с продовольственными магазинами, ресторанами, супермаркетами и подземной парковкой. Здание должно было быть как можно более открытым для привлечения общественности и в то же время — закрытым из-за погодных условий. Для этих целей был выбран прозрачный фасад, который требует минимум конструктивных элементов. Его структуру можно сравнить с теннисной ракеткой, где стальной трос используется в качестве струн между которыми устанавливается стекло. Этот чистый фасад является крупнейшим в своём роде в Европе. Снаружи Markthal выполнен в сером цвете натурального камня, совпадающего с цветом тротуара, чтобы сделать акцент на разноцветном интерьере.
Все стороны здания имеют входы или витрины. Все склады, магазины и рестораны, находятся под землёй в свободном доступе для фургонов с товарами. Жители могут войти в свои квартиры через шесть отдельных входов, ведущих к лифтам и лестницам. Каждый лифтовой холл обслуживает максимум четыре квартиры, две из которых имеют окна в сторону рынка и большие стеклянные фасады в направлении улицы. Существует широкий выбор типов помещений, от свободных лофтов до дуплекса с несколькими спальнями. Метраж варьируется от 80 до 300 квадратных метров. Необычным в проекте было создание пространства для летучих мышей и стрижей. Эколог предложил разместить на западном фасаде четыре больших жилища для летучих мышей, а на северной стороне первого этажа десять гнёзд для стрижей. Таким образом, Markthal может по праву считаться первым зданием в своём роде, гибридом между рынком и жилым пространством.

Здание железнодорожного вокзала

Роттердам является одним из крупнейших железнодорожных узлов Нидерландов. И старый вокзал, построенный еще в 1957 году, давно перестал справляться с пассажиропотоком. А потому он был реконструирован – расширен, модернизирован, превращен в «зеленый» объект.
На данный момент железнодорожный вокзал Роттердама обслуживает примерно 110 тысяч человек в день. Но транспортная инфраструктура Нидерландов развивается стремительными темпами. И ожидается, что через десять лет этот объект будет принимать ежедневно в три раз больше людей. Для этих амбициозных целей и была проведена масштабная реконструкция вокзала, проведенная совместными усилиями архитектурных компаний Benthem Crouwel Architects, MVSA Architects и West 8.
В 1957 году, когда строилось здание вокзала в Роттендаме, в моде был бетон – символ прогресса и архитектурного всемогущества Человечества. Сейчас же на первый план выходят натуральные материалы. А потому интерьер этого сооружения после реконструкции получил множество деревянных элементов, в том числе, и отделку внутренних и внешних стен, а также балки перекрытия.
Второй важный материал, определивший новый облик железнодорожного вокзала в Роттердаме, – это стекло. Вместо сплошной крыши здание получило прозрачный купол атриума, через который внутрь попадает максимум солнечного света. А это позволит практически не использовать искусственное освещение в течение светлого времени суток.
Электричество же обновленный вокзал получает из «зеленых» источников. Примерно треть поверхности крыши здания покрыта солнечными панелями, которые смогут вырабатывать 320 мегаватт в год.

Порт

Роттердам — крупнейший порт в Европе. С 1962 до 1986 он был крупнейшим портом в мире, а с 2004 года азиатские порты, такие как Сингапур и Шанхай заняли лидирующие позиции в мире, отняв пальму первенства у Роттердама. По данным 2004 года Роттердам является седьмым портом мира по количеству обрабатываемых контейнеров (TEU).
Это один из крупнейших портов мира, расположенный в городе Роттердам, Южная Голландия, Нидерланды, находится в устье Рейна. Площадь порта в Роттердаме составляет 105 квадратных километров, в длину он вытянут на 40 километров. Он расположен по берегам Каландканал, продолжений реки Ньиве-Маас Ньиве-Ватервег и Схёур, а также на насыпной области Maasvlakt, выходящей в Северное море.
Порт Роттердама состоит из исторической портовой зоны в центре города, включающей в себя Делфсхавен; комплекса Маасхавен / Рейнхавен / Фейеноорд; гаваней вокруг Ньив-Матенессе; Ваалхавен; Вонделингенплат; Эмхавен; Ботлек; Европорт.
Особенно интенсивно он стал развиваться со второй половины ??? столетия, в связи с появлением в Рурском бассейне крупной промышленности. Сильно пострадавший во время Второй мировой войны, сегодня Роттердам перерабатывает огромные грузопотоки, основу которых составляют нефтьи и нефтепродукты.
Наиболее значимым сектором деятельности порта Роттердам является нефтехимическая промышленность и обработка генеральных грузов. Порт является важнейшим центром по обработке насыпных, наливных, контейнерных и других грузов как внутри Европейского континента, так и по всему миру. Помимо морского транспорта, с Роттердамом налажено сообщение с помощью автомобильного, железнодорожного, речного и авиатранспорта. С 2000 года началось строительство скоростной грузовой железной дороги Betuweroute, соединяющей Роттердам с Германией. Реки Маас и Рейн обеспечивают сообщение с внутренними районами континента. В восточной части порта расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы.
Расположенный на территории Нидерландов порт Роттердам в шутку называют самым большим портом Германии. Впрочем, эти слова могут быть отнесены не только к Германии, но и к целому ряду других стран, например, Австрии, Швейцарии: наибольшая часть грузов, доставляемых в эти государства, проходит через самые главные «ворота в Европу». Впрочем, и сам Роттердам уже с трудом можно называть голландским: порт теряет свою национальность — сегодня здесь на каждом шагу можно встретить торговых представителей едва ли не из всех стран мира, работников логистических комплексов глобальных корпораций, китайских моряков, российских бункеровщиков…
Расположенный на реке Рейн порт обладает одним важным преимуществом перед своими конкурентами — стивидорными компаниями, находящимися на европейском побережье между Гамбургом и Гавром: непосредственной близостью перегрузочных терминалов к Северному морю. Конкурентам же, прежде чем добраться до причала, необходимо пройти большое расстояние по реке или каналу в глубь континента.
Уникальность местоположения порта, предопределившая его успех, состоит и в том, что реки, текущие по территориям разных стран, великолепно подходят для транспортировки грузов в центральную и западную часть Европы. А ландшафт местности сделал возможным интенсивное автомобильное и железнодорожное движение, что крайне важно при высоком грузообороте.
Конечно же, посещение Роттердама будет неполным без осмотра порта на специальном судне. За всего 75 минут можно ознакомится с жизнью Роттердама на воде и вокруг воды. Незабываемые впечатления оставит после себя осмотр в непосредственной близи верфей, пирсов и доков, вы станете участником оживленного движения морских и речных кораблей по реке, принесшей славу Роттердаму. Также будет возможность познакомиться с окрестностями Роттердама во время захватывающей экскурсии по многочисленным рекам и фарватерам, которые имеются в этой местности. Во время путешествия, можно увидеть как порт постепенно расширяется и выходит к морю, где корабли становятся все больше и больше. За короткое время вы обогатитесь настоящим «мировым» впечатлением!

Мост Эразма

Талантливый строитель и дизайнер Бен ван Беркель всегда говорил, что архитектор, так же как и ученый способен изобрести нечто выдающееся и необычное, единственное в своем роде. Слова он подкрепил делом, выстроив в Роттердаме мост Эразма, аналогов которому в мире нет.
«Роттердамский лебедь» соединяет северную и южную часть города, центр и район Коп ван Зюйд. Самый ассиметричный мост в мире сравнивают с лебедем из-за белоснежного пилона, который изогнут, и напоминает «шею», высота которой 139 метров. В нем соединены сразу несколько конструкций – разводной мост, длина которого 82 метра, и он признан самым тяжелым в Европе, и висячий мост, третий по величине в мире. Названо столь нестандартное сооружение в честь знаменитого ученого и философа Эразма Роттердамского.
Чтобы построить мост понадобилось 163 миллиона евро. В сентябре 1996 года королева Нидерландов лично присутствовала на церемонии открытия. А через месяц всех ждал неприятный сюрприз, когда по мосту открыли движение, оказалось, что он качается при сильных порывах ветра. Пришлось устанавливать сильные амортизаторы, которые прекратили колебания. «Лебединая» форма моста не случайна, нельзя конечно исключать и момент чисто эстетический, но в его основе лежит трезвый расчет.
В целом мост длиной 802 метра, соотношение высоты пилона с длиной полотна – 284 метра. Эта цифра и определила угол наклона «шеи». Опора так изящно изогнута для того, чтобы нагрузка на нее была уменьшена. Впрочем, нести такую тяжесть, как мост Эразма не смог бы ни один пилон, даже изогнутый, если бы не современные высокотехнологичные материалы. В состав стали, для антикоррозийности, помимо прочего, были добавлены хлор и никель. Технологии XXI века позволяют мосту выдерживать 7 тонн собственного веса плюс ежедневный поток автомобилей.
Мост Эразма – достопримечательность, на которую специально приезжают посмотреть миллионы туристов. Вечером он сверкает огнями, «лебединая» шея устремлена вверх переливаясь тысячами лампочек. Конструкция красочно показана в одном из фильмов с Джеки Чаном, снятом в 1998 году. В 2005 году под мостом пролетела группа самолетов в то время когда проходили соревнования пилотажных групп «Red Bull Air Race», его пересекали гонщики Тур де Франс, на мосту не раз проводились красочные шоу.
Каждый день почти 20 тысяч человек пользуются мостом, как заметил его создатель Бен ван Беркель, его главная задача выполнена, объект не только необычен и красив, но и функционален.

Евромачта

Евромаст или, говоря по-русски, Евромачта является одним из наиболее узнаваемых символов Роттердама. Строительство огромной бетонной конструкции, видимой почти изо всех уголков города, началось в 1958 году и было приурочено к открытию четвёртого цветочного фестиваля Флориад, который проводился в Роттердаме.
Евромачта представляет собой конструкцию из бетона высотой 185 и диаметром 9 метров, при этом толщина стенок башни не превышает 30 см. Для того, чтобы башня была устойчивой, в её фундамент залили 1 900 тонн железобетона. Таким образом, центр тяжести Евромаст находится в основании. А на высоте 100 метров был сконструирован огромный горизонтальный отсек с рестораном и смотровой площадкой, который сами роттердамцы называют «воронье гнездо».
Надо отметить, что первоначально высота Евромачты была всего 101 метр. Хотя и этот, весьма невысокий по мировым меркам «рост», позволял ей быть самым высоким зданием Роттердама. Однако уже в 1970 году над «вороньим гнездом» была пристроена так называемая «Космическая башня», которая не только сделала Евромачту выше на 84 метра, но и позволила ей стать самым высоким зданием в Голландии.
Сегодня шпиль Евромачты превратился в один из самых интересных и щекочущих нервы аттракционов Голландии – Евроскоп. Это специальная панорамная кабинка, которая вращается вокруг своей оси и поднимает туристов с 112 метров до 185. Кабинка имеет не только прозрачные стены, но и стеклянный люк в полу, который делает осмотр окрестностей ещё более захватывающим.
Но это далеко не все чудеса Евромачты! В 2004 году символ Роттердама был полностью реконструирован, а в «вороньем гнезде» появилась настоящая гостиница. И пускай в этом миниотеле всего два сьюта, названия которых говорят сами за себя – «Звезды» и «Небеса». Кроме головокружительного в прямом смысле этого слова панорамного вида на город (отель расположен на высоте 100 метров над землёй), постояльцам предлагаются роскошно убранные номера с огромными двуспальными кроватями, джакузи и даже такой крайне необходимой вещью, как дизайнерский держатель для туалетной бумаги. Не упустите свой шанс побыть ближе к звёздам!

Район Делфсхавен

Район Делфсхавен – прекрасно сохранившийся уголок старого Роттердама, окруженный сетью мелких каналов, который по счастливой случайности не пострадал во время бомбежек Второй мировой войны.
Район находится на правом берегу реки Новый Маас на юге Роттердама.
Добраться до него лучше всего на трамвае №8, доехав до остановки Oostkousdijk. Также можно воспользоваться метро, выйдя на ближайшей станции Coolhaven.
В районе можно увидеть множество исторических зданий, возраст которых превышает два столетия. Там сохранилась настоящая ветровая мельница и историческая пивоварня. Кроме того, в районе множество маленьких магазинчиков, кафе, пивных, что позволит приятно провести время в приятной компании.
Одна из главных достопримечательностей района – Церковь Отцов-Пилигримов по адресу Aelbrechtskolk 20, где прожили несколько лет, скрываясь от религиозных преследований, первые переселенцы из Европы в Северную Америку, которые в 1620 году именно из района Делфсхавен отправились осваивать новые земли неизвестного континента.

Зоопарк Блейдорп

Путешествие по всем континентам за один день – это вполне возможно в роттердамском зоопарке Блейдорп. Волшебное путешествие по дну моря в «Океаниуме» где можно увидеть все виды рыб от сельди до акулы, далее через прибрежные регионы, где живут королевские пингвины. Бродить можно по различным уголкам планеты, все ландшафты имитированы с удивительной точностью, а животные чувствуют себя прекрасно и регулярно приносят потомство, что для зоопарков редкость.
На африканском острове живут гориллы целыми семьями, по специальному настилу можно пройти мимо крупных крокодилов, а затем взобраться на безопасную высоту и понаблюдать за гиенами, страусами и зебрами. Далее дорога ведет в Азию, где встречают слоны и носороги, которые бродят в тропическом лесу и завершить осмотр можно ледяными пещерами, где царствуют белые арктические медведи.
В зоопарке есть свой Ботанический сад, где важно расхаживают пятнистые олени и растут экзотические растения, собранные со всего мира. На случай непогоды по всей территории оборудованы крытые павильоны, в которых тоже много необычных зверей. Блейдорп в 2007 году отметил свой юбилей – 150 лет. Это один из самых старых зоопарков в мире и самый красивый в Европе. Правда, все, что сейчас находиться на его территории, возведено уже в XX веке.
Во время бомбардировок Роттердама в 1940 году зоопарк практически был разрушен полностью, очень много животных погибли, некоторые разбежались, а морские львы даже перебрались в городские каналы. Зоопарк, который любили все восстановили очень быстро. В год его посещает свыше 1,5 миллионов ценителей флоры и фауны, а в 2001 году, когда открыли павильон «Океаниум» территория Блейдорпа стала больше в два раза. На крыше аквариума-океанариума стоит самая большая в Голландии солнечная батарея.
В 2004 году, главную достопримечательность Роттердама, зоопарк, признали памятником национального значения. Любопытный факт! В 2007 году Блейдорп попал во все мировые новости с неожиданным происшествием. Самец гориллы сбежал из павильона и серьезно ранил одну из посетительниц. Как выяснилось, женщина по нескольку раз в неделю приходила в зоопарк и общалась конкретно с этой особью, улыбалась и кокетничала с обезьяной.
В зоопарке есть животные, которых очень редко можно найти в неволе. Это комодские вараны, египетские черепахи, японские журавли. Разводят в Блейдорпе даже сибирского осетра. По соседству обитают двугорбые верблюды и амурские леопарды, фламинго и тигры из Суматры, жирафы и китайские гигантские саламандры, зубры, скорпионы и галапагосские черепахи. Из морских обитателей интересны омары, медузы, барракуды, акула-молот.
Зоопарк участвует в программе разведения красных панд, стерхов, драконов Камодо. Блейдорп – член Голландской Федерации зоопарков и Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов. На его содержание муниципалитет ежегодно тратит почти 5 миллионов евро.

Деревня Киндердейк

Деревушка Киндердейк – это один из символов Голландии. Четкие силуэты 19 ветряных заводов-мельниц четко вырисовываются на фоне приморского пейзажа. Иногда по вечерам включают разноцветную подсветку и по воде плывут волшебные тени, а волны, казалось бы, нашептывают старинную легенду, от которой и пошло название для этой местности. В 1421 поселение было практически разрушено мощным наводнением, жертв было много.
Но когда уцелевшие жители пришли к месту разрушенной дамбы они увидели, что по воде плывет обломок, на котором чудом оказалась детская колыбель. Но больше всего удивил кот, который прыгал с края на край и таким образом не позволял колыбели перевернуться в воду. С тех пор поселение и стали называть Киндердейк – «Детская дамба». Находится она в 15 км. от города Роттердама, в южной Голландии, как раз на слиянии двух рек – Норд и Лек.
Все 19 мельниц – исполинов были построены в 1740 году для того, чтобы зону польдеров защитить от наводнения. Вся южная часть страны находится ниже уровня моря и натиск стихии приходится постоянно сдерживать огромными усилиями. Мельницы, все без исключения, сконструированы так, чтобы в случае необходимости могли откачивать воду в резервуары, специально подготовленные для этого, а во время засушливых периодов напротив, поднимать уровень реки в воде.
Нельзя сказать, что мельницы справлялись со своей задачей идеально, но это был единственный выход сохранить посевы, да и сами населенные пункты. В Киндердейке можно увидеть мельницы очень редкой конструкции, их верхняя часть, которая самопроизвольно вертится на ветру гораздо больше основания. Многие мельницы деревянные, верх агрегатов, которые зависят не только от ветра, поворачивают с помощью рычага, чтобы задать ориентир крыльям.
В конце XIX века появилось современное насосное оборудование, и эксплуатировать мельницы перестали, но не забросили. Все они в рабочем состоянии и не раз выручали в тех случаях, когда современные агрегаты выходили из строя. Активно использовали мельницы Киндердейка и во время войны, когда была нехватка дизельного топлива. На мельницах перемалывали зерно, кофе, пилили древесину.
К сожалению, почти все туры в Нидерланды не включают посещение Киндердейка, а жаль… Посмотреть там есть на что! Поэтому добираться до него лучше самостоятельно. Сейчас в большинстве мельниц по прежнему живут люди. В одной из них открыт музей, на канале возле мельниц разрешено удить рыбу. В 1997 году ветряные мельницы, а точнее заводы Киндердейка пополнили в числе прочих важных объектов, список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Транспорт в Роттердаме

Общественный транспорт Роттердама (RET) представлен автобусами, трамваями и метро. Время работы метро - с понедельника по субботу с 5:30 до 00:15, в воскресенье - с 7:30 до 00:15. Трамваи ходят с 5:00 (по воскресеньям - с 7:00) до 00:30. Ночные автобусы (BOB-bus) курсируют по четвергам, пятницам и субботам по специальному маршруту, проходящему мимо самых популярных ночных заведений Роттердама.
Смарт-карты OV-chipcard - наиболее удобный для туристов вариант проездных билетов. Они продаются в билетных автоматах, почтовых отделениях, железнодорожном вокзале, крупных автобусных остановках, табачных и газетных киосках и офисах RET. Стоимость смарт-карты, действительной в течение одного дня, составляет 7 евро для взрослых и 3,5 евро для детей от 4 до 11 лет. OV-chipcard на два дня обойдется в 10,5 евро для взрослых и 5,25 для детей, на три дня - 14 евро и 7 евро соответственно. Депозит за карту составляет 7,5 евро.
Стоимость разовых билетов, действительных на метро, в трамваях и автобусах в течение часа с момента первого прохода, составляет 3 евро. Билет на два часа обойдется в 3,5 евро. Стоимость проезда в ночном автобусе составляет 5 евро (по карте OV-chipcard - 4,5 евро); он действителен в течение 90 минут с момента первого прохода.
Туристическая карта Rotterdam Welcome Card включает в себя пользование общественным транспортом без ограничений в рамках выбранного времени – 24, 48 или 72 часа. Стоимость карты на один день составляет 10 евро для взрослых и 7 евро для детей от 4 до 11 лет, на два дня - 13,5 евро для взрослых и 8,75 для детей, на три дня - 17,5 евро и 10,5 евро соответственно.



Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна