Гид по городам мира





Каменные города Тосканы


Большинство тосканских городков лежит на холмах и огорожено стенами. Дома стоят вплотную друг к другу, каменные улочки обрывисты и узки. Всюду полно закоулков, лестниц и крутых таинственных переходов.

Питильяно: город на скале.

Маленький городок Питильяно (Pitigliano) в итальянском регионе Тоскана – один из множества старинных городов этой провинции. Город не может похвастаться грандиозными сражениями, кипевшими у его стен, либо выдающими сынами, прославившими имя города в веках. Однако же Питильяно, несомненно, достоин того, чтобы его увидеть – этот город на скале словно бы сошел со страниц сказочных историй. И кажется, что в его узких средневековых переулках и улочках застыла сама История.
В южной Тоскане нас ждет Питильяно, городок, вознесшийся на скалах из туфа. Старый замок и средневековые дома здесь выглядят весьма необычно — словно нависают над пропастью. Когда-то город был этрусской крепостью - до сих пор под арками огромного акведука в скале видны пещеры этрусских коридоров и гробниц. Этруски заложили поселение на высоком холме (300 - 663 метров над уровнем моря), сделав город недоступным для врагов - скалы окружают Питильяно с трех сторон. Известно, что высокий холм, с трех сторон окруженный скалами, примерно в 8 веке до н.э. стал местом расположения одного из первых на этом месте селений, естественной площадкой, откуда удобно было наблюдать за приближающимся врагом. Римляне впоследствии также оценили преимущества его местоположения. Легенда гласит, что и своему нынешнему наименованию город обязан римлянам – Petilio и Celiano, комбинация имен которых и дала название городу.
Свой нынешний облик Питильяно приобрел во времена Средневековья. Очарования ему придает еще и тот факт, что холм, на котором он был построен, состоит из туфа, обязанного своим происхождением вулканическому пеплу. Со стороны кажется, что каменные дворцы, крепостные стены и башни города словно бы вырастают из скалы.

Питильяно часто называют «маленьким Иерусалимом», значительную часть его современного населения составляют евреи. Одним из главных исторических символов города является дворец Орсини, который был построен в 16 столетии и в настоящее время является местом расположения археологического музея. Во многом именно благодаря уникальному расположению городу удалось сохранить свой неповторимый средневековый облик, на территории Питильяно полностью отсутствуют современные постройки. Прогулка по старинному городу станет настоящим путешествием в прошлое.

Дворец Орсини вполне соответствует всемогуществу аристократической династии, из которой вышло не одно поколение пап. Дворец Орсини был построен как раз в эпоху процветания олигархов, в 13 столетие. Как это обычно и бывает, здание дворца ни раз перестраивалось. Реконструкция дворца шла до тех пор, пока сооружение не приобрело вида крепости, который, кстати можно увидеть и по сей день. После смерти Орсини, это мощное сооружение перешло в «руки» епархии, которое является их собственностью и по настоящее время. В это же время, дворец открыл свои двери и для публики. Здесь модно увидеть уникальное собрание икон, драгоценностей, крестов и многое другое.
Помимо укрепления существующих структур зданию придается элегантность, добавляются типичные для эпохи Возрождения элементы. Комплекс Дворца Орсини состоит из замка, двух башен, главной крепостной башни с зубчатой крепостной стеной, покрытой штукатуркой и туфом. Во внутреннем дворе расположен типичный для эпохи Возрождения колодец с резервуаром для сбора дождевой воды. С одной стороны здания расположена лоджия с круглыми арками, которые опираются на колонны с ионическими капителями.
Внутри дворца размещен Музей Цуккарелли, где представлена прекрасная коллекция произведений художника Франческо Цуккарелли (1702-1788 гг.). Два алтарных образа работы этого же живописца находятся в средневековом соборе, расположенном на Пьяцца Сан-Грегорио. В Этрусском музее хранятся предметы, найденные на местах древних поселений.
В Питильяно мы найдем также следы средневекового иудейского поселения. Недалеко от города расположена небольшая, но интересная местность Сована. Здесь стоит посетить приходскую церковь Санта-Мария с красивой дарохранительницей, стены и портал которой украшены ломбардо-романскими барельефами.

Церковь Богоматери и святого Роха находится в западной части Питильяно на углу улиц via Zuccarelli и via Orsini. Возможно, это самая старая церковь Питильяно, построенная в 12-13 веках на месте ранее существующего языческого храма. В 15 веке храм был перестроен по приказу Николо III Орсини. Во время реставрации пола был обнаружен древний могильник.
Фасад эпохи позднего Возрождения разделен на два яруса антаблементом, поддерживаемым четырьмя коринфскими пилястрами. Между центральными пилястрами расположен элегантный портал с тимпаном наверху. Над тимпаном – простое, без лепнины и каких-либо украшений круглое окно. Справа и слева от входа – герб семьи Орсини и герб города Питильяно. К порталу, который расположен на высоком пьедестале, ведут две боковые лестницы. Перед ними – элегантный фонтан. И лестница, и фонтан во время реставрации 1938 года были заменены на новые.
На левой стене вмурован барельеф 12 века: человеческая фигура между двух крылатых монстров, который символизирует человеческую душу, борющуюся с силами преисподней.
Интерьер, разделенный колоннами ионического ордера на три нефа, имеет трапециевидную форму. Центральный неф узкий и высокий, в то время как пределы расширяются от входа к алтарю. На стенах частично сохранились фрески. В апсиде, над алтарем можно увидеть фреску с изображением сцены Вознесения Пресвятой девы Марии, над которой изображены гербы.

Кафедральный собор святых Петра и Павла – главный собор Питильяно, первые упоминания о котором восходят к 1061 году. Церковь несколько раз перестраивалась, самые крупные реставрации были в 1509 году во время правления Николы III Орсини и в 18 веке. После того как в 1845 году епископ Сованы переехал жить в Питильяно, церковь стала Кафедральным собором.
Фасад собора разделен четырьмя большими пилястрами на три части. Над порталом 16 века, который выполнен из травертина, изображены два херувима с крестом в руках. В украшенных лепниной нишах справа и слева от входа находятся статуи святого Петра и святого Павла, которым посвящен собор.
Во втором ярусе фасада три окна: два пониже, одно повыше. Все окна богато украшены лепниной. Третий ярус венчается тимпаном, в котором расположен барельеф из каррарского мрамора, изображающий Вознесение Пресвятой девы Марии со святым Рохом и святым Франциском.
Слева от собора находится колокольня, которая использовалась для военных и гражданских нужд. Первоначальная структура предусматривала только два яруса (о чем свидетельствует герб Питильяно). Впоследствии во времена правления Медичи был построен третий ярус, исполняющий роль колокольной башни, для которой в 1726 году были отлиты колокола.
Внутреннее архитектурное убранство церкви относится к 1509 году. В 18 веке были добавлены боковые капеллы, барочные украшения главного алтаря и ансамбль архитектурных и декоративных элементов.
Над алтарем слева – картина начала 17 века художника Франческо Ванни «Мадонна с четками со святой Екатериной Сиенской, святым Домиником и Пием V».

Фонтан семи струй Фонтан, который был сооружен в 1545 году по желанию графа Орсини, находится в историческом центре Питильяно в южной части площади Республики (piazza della Repubblica). В 16 веке по приказу графа Орсини в Питильяно начали проводить сеть акведуков, рядом с одним из них был построен Фонтан семи струй, работы над которым были закончены только в 17 веке, когда Питильяно уже вошел в Великое герцогство Тосканское.
Нынешнее название фонтан получил в середине 18 века, когда были открыты все семь струй, которые до сих пор являются отличительной особенностью фонтана.
Это внушительное и монументальное сооружение с пятью большими туфовыми арками акведука. Средняя арка выше остальных. Верхняя часть акведука украшена пятью пинаклями: два – по краям и три – на средней арке.
Трубки, откуда сейчас течет вода, которая затем попадает в чашу внизу, изысканно украшены скульптурой различных эпох и стилей, каждая из которых представляет голову какого-либо животного.

Гетто «Маленький Иерусалим» - данный квартал появился в городе в шестнадцатом столетие, в период очередных гонений. В то время, как правило, большая часть Папских государств запретила евреям заселятся в их городах. Гетто «Маленький Иерусалим» - это район небольших улочек, малая часть которых выдолблена в туфе, очень интересен. В районе имеется своя старинная синагога, так же можно посетить великолепный Еврейский музей, а самая удивительная черта района – это несколько исторических пещер, которые были созданы рукотворно: одна для винодельни, вторая для миквы, другая для пекарни мацы и много еще для чего.

Синагога Питильяно является одним из наиболее характерных памятников исторического центра города. Переселение еврейской общины в Питильяно началось во второй половине 16 века под защитой графов Орсини. Нынешняя синагога построена в 1598 предположительно на месте ранее существующей часовни. С течением времени храм не раз реставрировался: в 1756 году, в 1835 году, когда фасад был украшен лепниной в стиле рококо, в 1931 году и, наконец, в 1995 году после оползня 60-х годов. После последней реконструкции здание было полностью восстановлено.
Для входа в синагогу надо пройти большую арку, которая ведет в небольшой открытый двор. Фасад здания украшен лепниной. На небольшой площадке перед главным входом есть также проход в галерею в верхней части синагоги, предназначенную для женщин. Сейчас в галерее располагается выставка, посвященная еврейской культуре, где представлены предметы культа.
Интерьер синагоги 16-17 веков тщательно отреставрирован. На стенах, покрытых лепниной и украшениями, много памятных надписей на иврите. Синагогальный ковчег (специальное хранилище для свитков Торы) из дерева - самая важная часть синагоги, как и положено, расположен в стене, обращенной к Иерусалиму. Центр синагоги занимает стол тева, с которого читается Тора. Вокруг тевы расположены скамьи для молящихся мужчин. В верхней части синагоги, за балюстрадой спрятаны скамейки для женщин.
Сегодня синагога используется редко, в основном, только по праздникам, так как нет миньяна (кворум из 10 взрослых евреев мужчин), который необходим для богослужения.
Значимость еврейской общины для города проявляется в том, что типичное блюдо Питильяно – именно еврейского происхождения. Основой десерта сфратто («изгнание»), являются орехи и мед. Десерт был придуман в 18 веке в память о событиях 17 века, когда был издан указ об образовании еврейского гетто в Питильяно. Сфратто имеет форму палки, которой стучали в двери и выгоняли евреев из их домов. В качестве начинки используют мед, апельсиновые цукаты, орехи, мускатный орех.

Этруски раскрывают тайны
Это открытие, подобно многим другим, произошло совершенно случайно. Весной 1828 года некий тосканский крестьянин вышел пахать землю. Во время пахоты его бык, тянувший плуг, неожиданно по самое брюхо провалился в какую-то яму. Передние ноги быка были сломаны, и до слез расстроенному крестьянину не оставалось ничего другого, как сбегать домой за ружьем и пристрелить несчастное животное. Вытаскивая тушу быка из злополучной ямы, крестьянин обратил внимание на то, что провал был чрезвычайно глубок и расходился куда-то в стороны. Заинтересовавшись, он взялся за лопату…

К вечеру в его руках была целая гора драгоценностей: золотые вазы и кубки, массивные золотые серьги, кольца, браслеты. Таинственная яма оказалась древним захоронением. Для Тосканы и соседних областей Италии это не являлось редкостью. Здесь и раньше делали подобные находки, хотя захоронения, как правило, оказывались разграбленными еще в древности. А тут впервые было найдено настоящее сокровище!

Открытие безвестного крестьянина послужило толчком к развитию настоящей «золотой лихорадки». Дело дошло до хозяина здешних мест — Люсьена Бонапарта, князя Канино, родного брата Наполеона Бонапарта. Разогнав всех самодеятельных кладоискателей, он взял дело в свои руки. За два года нанятые им специалисты вскрыли несколько сотен гробниц и извлекли из них около двух тысяч античных ваз, сотни золотых украшений, статуэток, сосудов, кубков, браслетов. Вскоре во всей Тоскане не осталось ни одного невскрытого захоронения, а вся Европа оживленно обсуждала Животрепещущий вопрос: как и за счет чего так неожиданно разбогател Люсьен Бонапарт?

Раскопки в Тоскане вызвали интерес не только при европейских дворах, но и в среде ученых. Люсьен Бонапарт продал часть своей коллекции ряду музеев Франции, Англии, Германии, Италии. С этого, по сути, началось научное изучение древностей этрусков — народа, чья блестящая культура во многом стала предшественницей Древнего Рима.

Так кладоискательство открыло путь к научным раскопкам. Как оказалось, «сокровища Люсьена Бонапарта» были добыты в некрополе Вульчи — одного из самых богатых и значительных городов древней Этрурии. Описания сделанных здесь находок десять лет подряд заполняли страницы научных журналов. В последующие, 1830–1840 гг., раскопками были открыты другие центры этрусской цивилизации — Тарквинии, Черветери, Кьюзи. Именно в Тарквиниях были найдены великолепные расписные гробницы. Несколько позднее археологи отыскали ныне знаменитые гробницы Барберини и Бернардини в Пренесте, потрясшие мир роскошью найденных здесь золотых изделий и тончайших украшений из слоновой кости.

«С последним ударом кирки камень, закрывавший вход в склеп, разлетелся на куски, и при свете наших факелов мы увидели уходящие вглубь своды, чей покой на протяжении двадцати веков не был никем потревожен. Все здесь находилось еще в том самом виде, как в тот давний день, когда склеп был замурован. Античная Этрурия предстала перед нами такой, какой она была во времена своего величия. На погребальных ложах воины в доспехах, казалось, отдыхали от боев, участниками которых им пришлось быть — против римлян или наших предков галлов. Очертания тел, одежды, материи, краски были видны несколько минут, затем все исчезло по мере того, как свежий воздух проникал в склеп, где наши мерцающие факелы едва не погасли из-за отсутствия кислорода. Прошлое восстало перед нами и тут же исчезло, подобно сновидению, исчезло словно для того, чтобы наказать нас за наше дерзкое любопытство… По мере того как эти хрупкие останки превращались в прах, воздух становился более прозрачным. И тогда мы увидели себя в компании других воинов, на этот раз детищ художников Этрурии. Казалось, в колеблющемся свете наших факелов ожили на всех четырех стенах огромные фрески, украшавшие склеп. Они вскоре привлекли все мое внимание, ибо показались мне самым значительным в нашем открытии…»

Так описывал раскопки одной из этрусских гробниц французский археолог Ноэль де Вержер. Именно он и его коллега итальянец Франсуа Тоскан стояли у истоков этрусской археологии. Тоскан излазил и исследовал чуть ли не все этрусские могильники — в Популонии, Руделле, Кортоне, Кьюзи, Тарквиниях, Вульчи. Вержер прославился прежде всего тем, что составил первый сводный труд об Этрурии и этрусках, не потерявший своего значения и в наши дни. Так полузабытая древняя цивилизация была вовлечена в сферу научных интересов.

Нельзя сказать, что об этрусках наука того времени не знала совсем ничего. Еще римский император Клавдий написал историю этого народа, дошедшую до наших дней в довольно больших отрывках. В XV веке монахдоминиканец Аннио де Виттербе написал «Историю этрусских древностей», а сто лет спустя ирландец Томас Демпстер выпустил в свет фундаментальнейший труд, содержащий свод всех сохранившихся от античности сведений об этрусках, перечень и описание известных в то время этрусских древностей. Этрускам был посвящен и ряд научных трудов, созданных учеными XVIII века. Тем не менее только после открытий в Тоскане этрусская цивилизация стала обретать «плоть и кровь», а этрусские древности приобрели новое значение.

С середины XIX столетия посещение этрусских гробниц стало обязательным пунктом в программе пребывания всех путешественников о Италии. В 1909 году в этрусской гробнице Волумниев, находящейся недалеко от Перуджи, побывал Александр Блок. «Она проста, — писал о гробнице Блок. — На глубине нескольких десятков ступеней — в скалистом холме, над порталом, поросшим зеленой плесенью, не светит каменное солнце меж двумя дельфинами. Здесь пахнет сыростью и землей. Под вспыхнувшими там и здесь электрическими лампочками начинают мерцать низкие серые своды десяти небольших комнат и изваяния многочисленного семейства Волумниев, лежащие на крышках своих саркофагов. «Немые свидетели» двадцати двух столетий лежат удивительно спокойно. На пальце руки, поддерживающей голову и опирающейся на две каменные подушки, — неизменный перстень. В другой руке, тихо положенной на бедро, традиционная плоская чаша — патера с монетой для Харона. Платье просторное и удобное, тела и лица — грузные, с наклонностью к полноте… Знаменательные украшения этой подземной «квартиры»: все, что нужно семье некогда неукротимого Публия Волумния сына Кафатии, чтобы молитвенно лежать в смертной дремоте, считать века на земле, над головой, молиться, как при жизни, и терпеливо ждать чего-то; на потолках и гробницах — скорбные и тяжелые головы медуз; голуби по сторонам их — знак мира; два крылатых и женственных Гения Смерти, подвешенные под потолком среднего зала. Каменные головки высунувшихся из стены змеек — стража могил…»

Сегодня взяты на учет, описаны, сфотографированы руины сотен этрусских построек, разысканы остатки этрусских городов, раскрыты и изучены огромные некрополи. Достаточно хорошо известна и история этрусков, и причины гибели их цивилизации. Не до конца ясно, пожалуй, лишь происхождение этого народа — по поводу него в научном мире еще продолжаются споры. Несомненным представляется то, что этруски (другое название — тиррены или тирсены) были выходцами из Малой Азии, переселившимися на Апеннины в ходе первого переселения народов на исходе бронзового века. Древнеегипетские источники называют тирсенов в числе «народов Моря», в 1212–1151 гг. до н. э. нападавших на Египет. Легенды рассказывают, что предки этрусков во главе с Тирреном, сыном Антиса, короля Лидии, высадились в Тарквиниях. Впоследствии Тарквинии была одним из самых значительных и богатых городов Этрурии, здесь были приняты важнейшие Религиозные и государственные установления этрусков. От самого города До наших дней не уцелело почти ничего, зато археологи нашли здесь огромный некрополь протяженностью около 5 км. Другой этрусский город располагался на месте современной итальянской деревни Черветери. Именно в Черветери находится одно из самых знаменитых кладбищ этрусков. Этот «город мертвых» занимает более 350 гектаров.

Более двух веков экономическим и политическим центром этрусской конфедерации являлся Вульчи. Именно отсюда началось открытие этрусских древностей. В 1820-х гг., во времена Люсьена Бонапарта, здесь насчитывалось около шести тысяч гробниц. Сейчас их сохранилось не более десятка — все остальные уничтожены кладоискателями. От самого города сохранились лишь остатки крепостной стены и полуразрушенный скальный храм. Чуть больше уцелело от города Вейи, где некогда располагался большой, широко известный в Италии храм. Вал, которым был окружен город, еще и сейчас кое-где угадывается. Этот город пришел в упадок уже к началу нашей эры, и современник императора Августа писал: «Некогда ты был могущественен, на твоей площади стоял золотой трон. А сейчас в твоих стенах слышен лишь звук пастушьего рожка, и там, где лежат твои мертвые, сбирают урожай злаков».

Руины некрополей, остатки древних городских стен, фрески, кое-где древние горбатые каменные мостики и водосбросы, проделанные в скалах, остатки городских ворот можно увидеть и в других местах Центральной Италии. Античная Этрурия охватывала не только Тоскану, но и некоторые районы Умбрии и весь северный Лациум — территорию в 200 км с севера на юг и примерно в 150 км с запада на восток, между Тирренским морем, рекой Арно и Тибром. Этрусские города и поселения располагались и на прилегающих землях.

В свое время сенсацией стало открытие «этрусских Помпеи» — города Спины, адриатического порта этрусков, погребенного под многометровыми наносами песка и ила. О том, что этот город некогда существовал, было известно давно. Товары сюда стекались чуть ли не со всех концов тогдашнего мира: с Балтийского моря доставляли янтарь, с Востока — ткани, домашнюю утварь, оливковое масло, египетское дерево, благовония. Этрурия вывозила через Спину вино, хлеб, железные и бронзовые изделия.

В древности порт располагался в трех километрах от моря, с которым его соединял канал, прорытый в русле одного из рукавов реки По. Однако постепенно песчаные наносы и отложения ила заставили море отступить. Город стал угасать. К I веку н. э. Спина, затянутая болотами и занесенная илом, исчезла.

Мало кто из археологов верил, что удастся когда-нибудь разыскать Спину. И тем не менее город был найден, и произошло это благодаря упорству итальянского археолога Нерео Альфиери. На поиски Спины ушло более тридцати лет. Еще в 1922 году в дельте реки По, в болотах Комаккио, был случайно найден греко-этрусский некрополь. Можно было предполагать, что неподалеку находится и сам город. Поиски велись вплоть до 1935 года. Было найдено более тысячи захоронений, но города так и не нашли. Прерванные из-за обострения международной обстановки и начавшейся войны поиски возобновились в 1953 году и спустя три года увенчались успехом: Спина была все-таки найдена!

Руины города занимали площадь примерно в 350 гектаров. Первые же раскопки дали замечательные результаты. Были найдены фундаменты домов, тысячи расписных ваз, в основном греческих, сосуды, относящиеся к Увеку до н. э. В 1955–1958 гг. Нерео Альфиери вскрыл в Комаккио две тысячи могил, впоследствии их число дошло до четырех тысяч.

В противоборстве с греками, умбрами, лигурами, сабинами и другими племенами, населявшими Италию, этрусское государство наращивало свою мощь. И к середине V века до н. э. лишь Карфаген да материковая Греция — страны, лежавшие далеко от его границ, оставались для него реальными соперниками. И вряд ли правители Этрурии могли предполагать тогда, что главным, смертельно опасным ее соперником станет один из ее собственных городов: отнюдь не самый значительный и не самый большой. Четыре века спустя Рим превратится в грозное государство и захватит все Апеннины…

Влияние этрусков на Рим несомненно. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, они плавали по всему Средиземноморью, усваивали традиции различных народов, создавая при этом свою высокую и своеобразную культуру. Мы знаем, что изобретательскому таланту этрусков римляне обязаны многим в гидравлике, в ирригации, что этруски изобрели якорь и что легион, знаменитая боевая единица римлян, был известен уже этрускам. Именно у них римляне заимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов, тайные науки жрецов-гаруспиков, гадавших по печени жертвенных животных, вспышке молнии и удару грома, и даже обычай отмечать победу полководцев триумфом. В Этрурию посылали учиться юношей из знатных семей, через Этрурию проникали в Рим греческие культы и мифы. И традиции этрусской культуры сыграли немаловажную роль в формировании культуры Древнего Рима.

Поблизости находятся и via cave. Это выбитые в скалах переходы, относящиеся к эпохе этрусков. Их считали святыми дорогами, которые соединяют кладбища с местами совершения религиозных обрядов, а также позволяют спрятаться от врага. 19 марта по Виа-Каве-ди-Джузеппе следует процессия до самого Питильяно, где празднуется уход зимы и торжество Св. Иосифа Обручника.

Монтемерано

К западу от Питильяно и Сованы лежит Монтемерано, изумительный городок, в котором хранится картина XV века с любопытнейшим названием «Мадонна делла Гаттайола», то есть «Кошачья Мадонна». Мадонна нарисована на дверях шкафа, в которых проделано отверстие для кота (возможно, они использовались как входные двери). Сегодня они хранятся в церкви Сан-Джорджо.

Город был основан в XIII веке семейством Альдобрадески на высоком холме. В XIV веке Монтемерано находилось во владение семейства Баски и подчинялся Орвьето, в XV веке город захватила и превратила в крепость Сиена. Во второй половине XVI века после падения Сиенской республики, Монтемерано вошел в Тосканское герцогство. Центр город расположен на холме, окруженном многолетними оливами, сохранилась средневековая стена, башни, различные каменные постройки эпохи Средневековья и Возрождения. Атмосфера города пропитана вековым спокойствием, улицы петляют верх и вниз, ленивые кошки спокойно посматривают на прохожих, местные жители переговаривают возле своих домов. Здесь увиты плющом старые дома, окружают каменные фасады маленькие площади. Если выглянуть за крепостные стены города, то можно увидеть красивые тосканские пейзажи.

Церковь Сан-Джорджо совершенно обычная, старая, без особых архитектурных изысков. В Монтемерано скорее смотрят церковь Мадонна дель Кавалуццо с картиной Мадонна с ребенком, двумя ангелами и Сан Рокко. Но здесь, в Сан Джорджо, находится необычная картина. Название ее весьма простое- "Мадонна с ребенком и Святые", картина относится к 15 веку и принадлежит кисти неизвестного художника, которого называют Маэстро из Монтемерано, и чьи работы хорошо известны в этих краях.
В настоящее время картина заключена в стеклянный футляр с позолоченными карнизами. Картина рассказывает о Благовещении, но не в этом любопытная деталь. Посмотрите- внизу картины светлое пятно. Это не дефект фотографии или самой картины, это отверстие, вырезанное для… кошек! Когда то картина была приспособлена специально для церковной двери. По преданию, отверстие было сделано приходским священником, чтобы коты могли беспрепятственно проникать в церковь и уничтожать мышей и крыс в ризнице.
Позднее картину восстановили, она заняла подобающее место в церкви, но отверстие сохранили. И теперь эта картина известна по всей округе как… Madonna della gattaiola- Мадонна кошачьего лаза!

Один из самых старинных и оригинальных соборов Тосканы находится в Кьюзи. Он относится к V веку и сохранился почти в целости. У храма красивейший, хотя и довольно простой, фасад, опирающийся на четыре колонны. Из стоящего рядом здания можно войти в лабиринт Порсенны — гробницу жившего на рубеже VI и V вв. до н. э. этрусского короля.

Кьюзи

Город Кьюзи находится в провинции Сиена в регионе Тоскана, в 125 км юго-восточнее Флоренции и в 80 км юго-восточнее Сиены. Ядро города составляет его исторический центр, постройка которого восходит к этрусским временам. Главной площадью городка является Соборная площадь (Piazza del Duomo), на которой расположен Кафедральный собор. Рядом с собором находится Музей Кафедрального собора и вход в археологическую зону «Лабиринт Порсенны», а также Национальный археологический музей Кьюзи.
Несколько интересных с исторической точки зрения храмов находятся в радиусе 300 метров от собора (церковь святого Франциска, церковь Богородицы). Стоит также посетить древние катакомбы, расположенные в 1,2 км от центра Кьюзи.

Исторические вехи
Первое поселение на месте современного Кьюзи основали умбры не позднее 8 века до нашей эры. В 7 веке до нашей эры умбров оттеснили этруски, заняли поселение, обнесли его стенами, вскоре город получил название «Клузий» (Clusium).
Клузий был самостоятельным городом-государством, одним из двенадцати главных городов Этрурии. Расцвет города приходится на период правления Ларса Порсенны, который успешно воевал с Римом, после чего даже заключил с ним выгодный для себя союзный договор.
Клузий оказался под властью римлян в 309 году до нашей эры. В 187 году до нашей эры через Клузий была проложена знаменитая Кассиева дорога. Во время первой гражданской войны в Клузии базировались отряды Папирия Карбона, возглавлявшего войска Мария в Этрурии. Сулла отомстил за это городу, введя в него колонны своих ветеранов. Христианство в Клузии распространилось в 3 веке, чему поспособствовали первые христиане, скрывавшиеся от римских преследований в катакомбах Клузия. Первый местный епископ, о котором сохранились письменные свидетельства, умер в 322 году.
В 540 году Клузий упоминается как крепость, в которой король готов Витигис разместил тысячу воинов. В 560 году в городе был построен первый собор. С приходом лангобардов Клузий стал центром одного из их владений.
В 932 году, после вторжения сарацин, Кьюзи в числе других территорий оказывается владением семьи Альдобрандески. В 11 веке Кьюзи приобретает самостоятельность под властью собственного епископа, однако вскоре оказывается территорией соседнего Орвието. В 1231 года Кьюзи подчиняется Сиене, с 1556 года входит в состав Великого герцогства Тосканского.
С 19 века судьба города тесно связана с историей объединенной Италии.

Кафедральный собор святого Секондиана – главный храм Кьюзи, расположенный на центральной Соборной площади (Piazza del Duomo). Собор возник в 558-560 годах. В 12 веке собор был перестроен, а в 1775 – 1822 годах претерпел кардинальную реконструкцию. Следующая перестройка относится к 1887-1894 годам, тогда же был реконструирован фасад. В 1970-х годах были произведены археологические раскопки, в результате которых и обнаружились остатки более раннего строения - трехнефной базилики с квадратными колоннами, оштукатуренными стенами и мозаичным полом.
Собор представляет собой раннехристианскую базилику. Фасад из травертина – результат реконструкции конца 19 века. Порталу предшествует портик с квадратными и круглыми колоннами. В верхней части фасада выделяются три окна – круглое в центре и два в виде арок по обеим сторонам от него.
В интерьере – три нефа, разделенных восемнадцатью колоннами с капителями различной формы из мрамора и травертина. Над арками, опирающимися на колонны, имеется по восемь больших окон с каждой стороны. Пространство церкви оканчивается большой полукруглой апсидой. Стены центрального нефа, часть стены над входом и апсида украшены стилизованной под римскую мозаику (конец 19 века), изображающей библейские сцены и сцены из жития святых.
В левом нефе располагается гробница святой Мустиолы – каменная урна, куда мощи святой мученицы были заложены в 1474 году. В 1785 году был построен алтарь, в котором помещалась урна с мощами, но в 1970-е годы его перенесли в ризницу, чтобы освободить пространство для археологических раскопок. В пресвитерии располагается резной деревянный хор 1660 года.
Капелла Причастия в левом нефе датируется 1801 годом и содержит «Поклонение младенцу святых Секондиана и Иеронима» сиенского мастера Бернардино Фунгаи (начало 15 века). На алтаре - фреска с изображением святой Екатерины работы Артуро Вилиджарди (1893).
Рядом с собором высится кампанила, перестроенная в 1585 году из оборонительной башни 12 века. В результате раскопок под башней были найдены остатки древней цистерны для хранения воды, датируемой 1 веком до нашей эры.

Церковь святого Франциска располагается на улице Via Ascanio Dei, 3, в 300 м северо-западнее Кафедрального собора. Согласно легенде, храм был основан самим Франциском Ассизским, посетившим город в 1212 году. Церковь была построена на фундаменте более ранней церкви святого Михаила, которая, в свою очередь была возведена на месте древнего этрусского святилища. В 18 веке храм был реконструирован.
На фасаде, выполненном из кирпича и травертина, видны три глухие арки. В центральной из них находится готический портал, обрамлённый витыми колоннами. На правой стене имеется еще один портал (13 век), с архитравом и резными карнизами.
В интерьере выделяется единственный неф. В результате реконструкции 18 века внутри храма были обнаружены фрагменты фресок различных периодов. Также в церкви находится хорошо сохранившееся деревянное распятие 15 века, расположенное во втором алтаре слева.

Церковь Богородицы располагается в Кьюзи на площади Piazza XX Settembre, в 200 м северо-западнее Кафедрального собора.
Церковь была построена в 11 веке, кампанила относится к более позднему периоду. Свой нынешний вид храм приобрёл в результате реконструкции 17 века.
На простом фасаде выделяется единственный каменный портал, увенчанный аркой с люнетом. В верхней части фасада расположено круглое окно.
Первоначально эта романская церковь имела три нефа, сегодняшний интерьер состоит из одного нефа с апсидой, главного алтаря 18 века, отштукатуренного и окрашенного, и двух боковых алтарей.
Во время археологических раскопок в 1980-х годах под церковью были обнаружены остатки двух сооружений из травертина, относящиеся к римской эпохе.

Национальный археологический музей находится на улице Via Porsenna 93, чуть к северу от Кафедрального собора. Музей, основанный в 1871 году, с 1901 года располагается в историческом здании, построенном в неоклассическом стиле. В 1932 году экспозиция значительно пополнилась экспонатами из частных коллекций. Музей сильно пострадал во время Второй мировой войны и стал государственным в 1963 году. В 2003 году он был полностью реорганизован.
В собрании музея – археологические находки, иллюстрирующие период от бронзового века до эпохи лангобардов, в том числе предметы этрусского, эллинистического, римского периодов. Среди экспонатов – предметы быта, культа и художественные произведения из бронзы, мрамора, алебастра, терракот.
При музее работает реставрационная мастерская, специализирующаяся на археологическом материале. В ведении музея находится зона археологических раскопок, включающая древние гробницы на территории коммуны Кьюзи.

Катакомбы Кьюзи святой Мустиолы и святой Екатерины Александрийской – подземные камеры, используемые первыми христианами в качестве гробниц и святилищ. Катакомбы святой Мустиолы, большие по размеру и датируемые 3 веком, были обнаружены в начале 17 века. Они расположены в 1,2 км к северо-востоку от центра Кьюзи на пути к озеру Кьюзи. Катакомбы состоят из ряда галерей, стены которых испещрены надписями, символами и знаками. Также в стенах галерей в несколько рядов высечены ниши, служившие гробницами. В одной из галерей в 274 году была похоронена святая Мустиола, мощи которой сегодня хранятся в Кафедральном соборе Кьюзи. Святая была канонизирована в 4 веке, и над её могилой в 5 веке возвели базилику, перестроенную в 728 году и снесенную в 19 веке.
Катакомбы святой Екатерины Александрийской – меньшие по размеру, были обнаружены случайно в 1848 году в 1 км юго-восточнее центра Кьюзи. Они представляют собой несколько подземных погребальных камер, найденных под остатками древнего здания, датируемого 2-3 веком. Камеры использовались первыми христианами вплоть до 4 века, на их стенах также были найдены надписи и знаки. Название катакомбы получили по имени капеллы святой Екатерины, некогда располагавшейся рядом.

Гробница Пилигрима Этрусская гробница недалеко от города, датируемая IV-III в. до н.э. Сохранились погребальные урны и саркофаги, с изображениями умерших и батальными сценами.

Кипящая площадь
Баньо Виньони - это маленькая деревушка с одной необычной достопримечательностью. Ее главная площадь представляет собой большой открытый пруд с кипящей водой из серных источников. Если мы окажемся здесь ранним холодным утром, то увидим нечто необыкновенное - таинственную испаряющуюся площадь. Здесь купались римляне, а затем Медичи, которые построили вокруг источников ренессансные аркады. Сейчас купание запрещено, но за плату можно воспользоваться той же водой в близлежащем отеле «Поста маркуччи».

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна