Гид по городам мира




Брюссель, Бельгия


Брюссель — столица Бельгии. Еще во времена средневековья город приобрел статус ремесленно-торгового центра. В наше время здесь расположена штаб-квартира НАТО и ЕС.
Брюссель может похвастаться не только интересной историей, но и богатым архитектурным наследием, и разнообразием музейных экспозиций.
В этом городе множество памятников архитектуры в стиле ар-нуво. Здесь жил один из архитекторов, кто первым начал работать в этом стиле, — Виктор Орта. Четыре дома, построенных им, включены в Список наследия ЮНЕСКО.
Брюссель — современный город, столица развивающейся страны, интересное место для туризма. Путешествие в этот город понравится в первую очередь молодежи.

Климат и погода

В Брюсселе умеренный морской климат. Высокая влажность воздуха обусловлена морскими воздушными массами, приносимыми с Северного моря. Морской климат характеризуется большим количеством осадков. Большая их часть выпадает в ноябре — декабре. Самые жаркие месяцы в городе — июль — август. В эти месяцы средняя температура составляет около +17 °C. Январь является самым холодным зимним месяцем, со средней температурой +2,5 °C. Лучшие периоды для посещения города — весна, лето, и первые два месяца осени.

История Брюсселя

Брюссель—сердце Брабанта, столица Бельгийского королевства — ведет свое происхождение с первых веков нашей эры, когда остров Сен Жери служил местом расположения лагерей кельто-германских племен. В 977 году император Оттон II отдал графство Бруокселла Карлу Французскому, герцогу Нижней Лотарингии. Город Брюссель рос, с каждым десятилетием увеличивая число жителей, перебрасывая мосты через Сенн, приток реки Диль. В XIII веке герцог покинул остров Сен Жери и переселился в крепость на Коуденберге. Городское бюргерство усиливалось, развивались ремесла, торговля. Город стал требовать привилегий, добиваться прав самоуправления. Через несколько месяцев после восстания фламандцев 11 июня 1302 года народ Брюсселя поднялся на борьбу и был создан Городской совет с представительством широких ремесленных слоев. В 1459 году Филипп Добрый, герцог Бургундии, перенес в город свою Палату отчетов, сделав его таким образом столицей своего государства. Это было время блистательного расцвета искусств. Рогир ван дер Вейден становится в эту эпоху официальным художником Брюсселя, Гуго ван дер Гус оканчивает свои дни в Красном монастыре в окрестностях Брюсселя. Пышный бургундский двор привлекает поэтов, музыкантов, композиторов — Дюфай, Оккегема. Ян ван Рейсбрук подымает в небо башню ратуши, которая высится гордо по сей день.
В 1531 году Карл V приказывает рыть канал Вилмбрук, и Брюссель становится морским портом. Его сын Филипп II пытается задушить возмущение Нидерландов игом Габсбургского дома, и в 1567 году на Большой площади был сооружен эшафот для графов Эгмонта и Горна, что послужило мощным импульсом к многолетнему восстанию всей страны. Город был постоянной резиденцией наместников Испании, а в 1599 году в нем обосновались эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла, правившая до 1633 года. 17 августа 1695 года семнадцать тысяч французов окружили город под предводительством маршала Вильруа по приказу Людовика XIV. Бомбардировка длилась тридцать шесть часов. Три тысячи бомб обрушились на город, центр которого исчез в пламени огромного пожара. Сгорели сокровища искусства в ратуше, знаменитые картины со сценами правосудия Рогира ван дер Вейдена, драгоценные ковры. Было разрушено шестнадцать церквей, капелл и монастырей, три тысячи восемьсот пятьдесят домов. Однако 5 сентября Вильруа был вынужден снять осаду Брюсселя. Через шесть лет Корпорации города восстановили Большую площадь, создав уникальный по своей красоте ансамбль в стиле фламандского барокко. История Брюсселя полна драматических страниц. Его памятники архитектуры подвергались разрушению, но тем не менее старая часть города сохранилась и представляет несомненный интерес для изучения.

Достопримечательности

Атомиум

Атомиум находится в Брюсселе, в Бельгии, и представляет собой алюминиевый монумент, символ атомного века. Эта статуя — ярчайший символ безграничных возможностей мирной атомной энергии. Ведь именно XX век останется надолго в истории человечества как период изучения атома для мирных и военных целей.
Атомиум – это модель молекулы железа, которая увеличена более чем в 165 миллиардов раз. Высота сооружения около 102 метров. Диаметр каждого из девяти атомов составляет 18 метров. Вес атомиума составляет примерно 2400 тонн. Каждая сфера соединена с другими посредством труб, длина которых 23 метра.
Внутри этих огромных труб, которых насчитывается 20 штук, расположены эскалаторы и коридоры, соединяющие сферы. Только шесть сфер являются доступными для гостей и туристов. В одной из них есть лифт, который способен всего за 25 секунд доставить посетителей к верхней части Атомиума, где находятся смотровая площадка и ресторан.
Подъемник в трубе Атомиума считается самым быстрым во всей Европе. С обзорной площадки на самой верхушке сооружения открывается великолепная и величественная панорама Брюсселя. С нее город виден как на ладони. В солнечном свете переливаются разноцветные крыши дворцов, церквей, лабиринты улочек исторической части Брюсселя и современные здания.
Спроектировал впечатляющее своими размерами и формами сооружение архитектор Андре Ватеркейн, а строительство велось под руководством Мишеля Полакова. Открытие монумента Атомиум состоялось в начале работы Всемирной выставки достижений человечества в апреле 1958 года.
В начале строительства Атомиума его полностью покрыли алюминиевым слоем, но зимой в 2006 году после завершения капитального ремонта сделали стальную оболочку для большей стабильности и сохранности сооружения. Эта достаточно сложная кубическая конструкция одинаково великолепна в любое время суток. Днем металлические атомы блестят на солнце, отражая лучи, а вечером благодаря разноцветной подсветке создается необъяснимое, практически космическое ощущение.
Интересно то, что изначально бельгийский Атомиум строили только для проведения в нем выставки научно-технического прогресса, и по закрытии выставки его должны были просто демонтировать. Но сооружение настолько полюбилось горожанам, что было принято решение оставить монумент. Внутри кроме смотровой площадки и ресторана работает музей, экспозиция которого рассказывает об атоме и атомной энергии, о достижениях в исследовании мирного атома.

Ратуша

Важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные постройки среди которых особое значение имели ратуши. В качестве наиболее крупной из них в 15 в. прославилась ратуша в Брюсселе (1401—1456), строителями которой были архитектор Якоб ван Тинен и Ян ван Рейсбрук.
Брюссельская ратуша обращает на себя внимание прежде всего своими масштабами. Это монументальное сооружение в три очень высоких этажа, завершающихся высокой крутой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. По центральной оси фасада здание увенчано необычайно высокой для гражданских построек стройной башней, достигающей 114 м.
Образный замысел этого здания представляет собой, по существу, творческое претворение старого типа городских торговых рядов, увенчанных монументальной башней. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галлереи — мотив, также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное содержание; поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно-представительные функции. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора. Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов — средневековых готических беффруа— уступила здесь место стремительному взлету легких динамических форм.
Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Главный зал, по традиции расположенный на втором этаже, отличался очень большими размерами, достигая 60 м в длину. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-плас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуша играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия.

Дом короля

Одним из великолепных шедевров архитектуры и популярной достопримечательностью Брюсселя является "Дом короля", который считается настоящей жемчужиной площади Гранд-Пляс. Роскошное, словно сотканное из кружев здание, было создано из другого строения, которое находилось здесь в XIII, известное под названием "Хлебный дом". Он подвергался несколько раз реконструкциям и переделкам. Значительные изменения были внесены королем Карлом V в XVI веке.
Во дворце какое-то время проживали правители Брабанта, из-за чего строение стали называть "Домом герцогов". Спустя время он был переименован в королевский дом, несмотря на то, что короли здесь никогда не жили. В 1685 году дворец сильно повредили французские артиллеристы, но позже его восстановили и сейчас он предстает во всем своем блеске и великолепии архитектуры XVI века. Одним из самых необычных украшений дворца являются зеленые фигурки, которые можно рассмотреть лишь через многократное увеличение камеры. Подобный декор весьма оригинален и не встречается больше ни на одном готическом сооружении.
Фасады дворца украшены великолепными легкими колоннами, на которых покоятся два верхних этажа, просторными галереями, а также кружевной лепкой и ажурными башенками. "Дом короля" больше напоминает сказочный замок, созданный для театральных декораций. Дом является не просто образцом архитектурного зодчества, это весьма значимый исторический объект. Именно здесь провели свои последние дни такие личности, как адмирал Ф. Горн и нидерландский полководец Э. Ламораль.
Это были видные представители брюссельской знати, которые подняли мятеж против режима испанского герцога Альбы и короля Филиппа II. Однако мрачные истории дворца ушли в прошлое. Сегодня в стенах "Дома короля" расположен Городской музей, экспозиции которого посвящены истории бельгийской столицы. В его залах посетители могут ознакомиться со всеми подробностями развития города с момента его основания.
Обширная коллекция медалей, карт и планов дают полную картину развития и становления города. На стенах музея размещены знамена ремесленных мануфактур, под стеклянными витринами находятся редчайшие документы, которые когда-то принадлежали видным деятелям страны. Один из выставочных залов посвящен одежде знаменитого "Писающего мальчика". Музейная коллекция насчитывает более 350 костюмов.

Королевский дворец

Королевский дворец в Брюсселе находится в центре города, между Дворцовой площадью и великолепным парком. Когда-то он был королевским домом, но давно уже не выполняет эту функцию. Семья бельгийских монархов проживает в Королевском замке, на окраине Брюсселя, а не здесь. Напротив дворца расположено здание Бельгийского федерального парламента. Так на одной площади высятся два ключевых символа бельгийской системы правления, представляющих конституционную монархию и парламентскую демократию.
Монархи издавна облюбовали земли, на которых ныне стоит дворец. Еще в средневековье, во второй половине 11 столетия на этом месте был построен дворец Куденберг, более похожий на укрепленный замок, каковым он, в принципе, и являлся, создавая первую линию обороны Брюсселя. Это была резиденция герцога Брабанта, жившего неподалеку, в Левене.
На протяжении веков дворец перестраивался и усовершенствовался, расширялся и украшался в соответствии с ростом статуса герцогов Брабантских и их преемников. Пожар в 1731 году разрушил дворец, его восстановили только к 1775 году. Огонь уничтожил множество исторических реликвий. Археологические экспедиции неоднократно работали в подвалах здания и его окрестностях и обнаружили массу уникальных находок.
После бельгийской революции в 1830 году дворец занимал Леопольд Саксен-Кобург, но, как и его предшественник, Уильям II, использовал его лишь в официальных целях, проживая в Королевском замке. Его сын – Леопольд II, решил добавить зданию роскоши, соответствующей его высокому назначению и во время своего правления, обновил и почти в два раза увеличил резиденцию. Были заново и с шиком оформлены Тронный зал, парадная лестница и Галерея. Фасад был обновлен в 1904 году.
Традиционно Королевский дворец открывает свои двери для широкой публики через несколько дней после национальных праздников. Можно пройтись комнатами и залами этого внушительного здания, по коридорам и монументальной лестнице, полюбоваться бесценной художественными коллекциями и изделиями декоративно-прикладного искусства, привезенными со всего света.
Потолок знаменитой Зеркальной комнаты выложен крыльями более чем миллиона тайских жуков-скарабеев. В Имперской комнате можно увидеть 11 цветочных горшков из чистого золота с посаженными цветами от каждой из 11 бельгийских провинций. Величие зала Торжеств и Тронного зала просто захватывает дух. Их потрясающие размеры, высота потолка и бронзовые с хрусталем люстры являются свидетелями того времени, когда Бельгия была четвертой по величине торговой державой мира.

Лакенский дворец

На северной окраине Брюсселя расположен знаменитый Лакенский дворец, который на протяжении многих десятилетий является резиденцией бельгийских монархов. Эта яркая достопримечательность столицы Бельгии была сооружена в конце восемнадцатого столетия, при этом проект был разработан известным архитектором Шарлем де Вайи, строительные же работы осуществлялись под руководством бельгийского архитектора Луи Монтуайе, а изготовлением мебели занимался краснодеревщик Жан-Жозеф Шапюи.
Изначально в этом красивом дворце располагался штатгальтер Австрийских Нидерландов Альберт Саксен-Тешинский, позже резиденция неоднократно меняла своих владельцев. В 1830 году Бельгия обретает независимость, и король Леопольд I получает Лакенский дворец в качестве подарка.
В конце девятнадцатого столетия замок во время пожара сильно пострадал, но монарх Леопольд II приложил максимум усилий для восстановления королевского дворца. В годы своего правления этот король не только реконструировал дворцовый комплекс, но и расширил его, в это время здесь были сооружены прекрасные оранжереи и парк.
Интересен тот факт, что после посещения Всемирной выставки в Париже в 1900 году Леопольд II решил возвести на территории замкового комплекса два необычных сооружения: Японскую башню и Китайский павильон. Проекты этих удивительных архитектурных конструкций выполнил известный парижский архитектор Александр Марсель, а для работ по дереву были привлечены мастера из Шанхая и Йокогамы.
В начале двадцатого века при Леопольде III Лакенский дворец официально становиться постоянной резиденцией бельгийских монархов. В настоящее время здесь проживает королевская семья, но, несмотря на это, каждый желающий может посетить это чудесное место и увидеть роскошь королевского дворца, познакомиться со сказочным парком, удивительными оранжереями и даже лошадьми, которые находятся в королевской конюшне. Если вы уже посетили Лакенский дворец, трансфер из Брюсселя в Брюгге перенесет вас в другой бельгийский город несравненной архитектуры. Заказывайте трансфер в Брюгге на experts-tourister.ru, и вы получите возможность увидеть один из самых живописных городов Европы.
Также посетители Лакенского дворца могут увидеть уникальную коллекцию старинных карет, красивые садовые постройки и памятник Леопольду I, который первым из бельгийских монархов основался в этом прекрасном замке.

Дворец Стокле

Дворец Стокле (Palais Stoclet) расположен на территории коммуны Волюве-Сен-Пьер, которая находится на востоке Брюссельского столичного региона, на проспекте avenue de Tervueren. Построен был дворец в 1906-1911 годах для инженера-железнодорожника Адольфа Стокле, впоследствии он становится руководителем банка Societe Generale. Великолепным знатоком искусства являлся Адольф Стокле, его очень привлекало творчество венского сецессиона, т.е. объединение архитекторов периода 1892-1906 годов и венских художников.
Стокле лично встретился с основателем сецессиона, великолепным архитектором Йозефом Хоффманом, еще во времена, когда он сам строил в Австрии железные дороги. Инженер хотел поручить Хоффману постройку для своей семьи особняка в Вене. После того как умер отец Стокле его отозвали в Брюссель, чтобы продолжить семейное дело, и он тогда взял на себя обязанности по руководству банка. В Вену банкир переехать не мог, но мечта о доме у него осталась, и он пригласил Хоффмана с его коллегами к себе в Брюссель. Он в подробностях описал ему, каким должен быть новый дом. Кроме жилого помещения, стоило предусмотреть место для огромной коллекции различных предметов искусства, там должен быть роскошный салон, где было бы не стыдно принимать знаменитостей, друзей и деятелей искусства. При всем при этом, на реализацию проекта Стокле дал Хоффману полную свободу действий, в том числе и финансовую. Когда Йозеф Хоффман получил этот заказ, он находился на пике своей славы. Он был и признанным архитектором, и основателем целого направления в искусстве.
Когда ему была предоставлена возможность неограниченных действий в своем творчестве, Хоффман привлек к работе команду самых лучших художников. Они создали дворец, который выдержан в единой концепции вплоть до самых мельчайших деталей. Этот дворец, как полагал Хоффман, наглядное воплощение «тотального воплощения искусства», где живопись, архитектура и другие виды искусства с практической функциональностью составляют единое целое. Достаточно строгое здание с хорошо подчеркнутыми геометрическими формами, что является отличительным признаком работ Хоффмана, оно окружено незабываемой красоты садом, а его элементы повторяют объемы и линии постройки.
Дворцовая башня украшена скульптурами Франца Метцнера. Из материалов использовали художники бронзу и каррарский мрамор. Изысканно декорированы интерьеры дворца, к примеру, украшают столовую различные мраморные мозаичные панно, сделанные с полудрагоценными камнями и стеклом, они выполнены Леопольдом Форстнером, а эскизы предоставил Густав Климт. За всю свою историю существования дворец ни разу не был подвергнут серьезным модификациям, только вспомогательный характер носили немногочисленные изменения.
Разумеется Хоффман не знал как открыть iso, но он прекрасно знал толк в своей профессии. Когда умер первый владелец особняка и до 2002 года во дворце жили наследники Стокле, на данный момент компания под их руководством управляет и владеет особняком. Он был признан памятником истории и архитектуры в 1976 году, а в 2009 он был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Дворец правосудия

Дворец Правосудия (фр. Palais de Justice de Bruxelles, нидерл. Justitiepaleis van Brussel) — здание государственного суда в Брюсселе. Дворец Правосудия являлся крупнейшей судебной палатой XIX века, а сегодня — крупнейшей в Бельгии.
Этот дворец был построен в период между 1866 и 1886 годом согласно проекту Жозефа Поларта, бельгийского архитектора. Дворец правосудия расположен на символичном месте — на Холме висельников, где проходили казни преступников во времена Средневековья. Вся история постройки этого здания полна загадок и тайн.
Само размещение такого здания в самом неблагополучном социально районе города вызывало насмешки и курьезы. Жители, которые были вынуждены переехать в иной квартал из-за постройки Дворца правосудия, назвали Поларта «спятившим архитектором» (с течением лет это выражение приобрело популярность среди наиболее используемых ругательств). Как бы не пытались люди высмеять архитектора, но его детище действительно впечатляет своей красотой. Дворец, построенный из белого камня и имеющий позолоченную корону на куполе на самом деле оставляет отпечаток очарования в душе.
Примечательно, что из разных точек, с разных сторон Дворец правосудия производит различное впечатление, воспользуйтесь этой особенностью (особенно интересный вид на дворец открывается из высоток по соседству).
История
Ко времени возведения Дворца Правосудия в Брюсселе в Европе шла волна строительства зданий юстиции. Концептуальную основу бельгийского здания составил Дворец правосудия в Париже. К составлению плана приступили в 1831 году. Строительство должно было знаменовать законность новой государственной структуры. Здание олицетворяет размеры объединённой Бельгии и считается бельгийским национальным символом.
Строительство щедро финансировал король Леопольд II за счёт полученных средств из колониального Конго. Стоимость строительства составила примерно 46,5 миллионов золотых франков.
С началом строительства пришлось зачистить старый городской район Bovendael, что возмутило некоторых горожан. Они придумывали архитектору Жозефу Пуларту оскорбительные прозвища, а слово «архитектор» приобрело негативную коннотацию в Брюсселе. Жителям расселяемых районов предложили дома в коммуне Уккел, Quartier du Chat.
Спустя 4 года после смерти главного архитектора строительство окончилось в 1883 году на площади Галгенберг, где прежде приводили в исполнение приговоры. Дворец формирует городской пейзаж, разделяя Верхний и Нижний города.
По воспоминаниям архитектора Третьего Рейха Альберта Шпеера это грандиозное здание нравилось Адольфу Гитлеру. Во время немецкой оккупации 3 сентября 1944 года сгорел купол здания, восстановленный и увеличенный на 2,5 метра после войны.
В 2008 году бельгийское правительство выдвинуло Дворец Правосудия в кандидаты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура
Выстроен в стиле эклектика, совмещая в себе барокко, ренессанс, греческий, ассирийский стили. По периметру размеры здания Дворца составляют 160 метров в длину и 150 метров в ширину. Его высота с куполом достигает 116 метров (или 104, или 142 метра), что подчёркивает монументальность здания. Внутренняя высота купольного зала равна 97,5 метров. Постройка занимает общую площадь в 52.464 м. кв. Площадь внутренних помещений — 26.006 м. кв. (для сравнения: внутренняя площадь собора Святого Петра в Ватикане составляет 22.000 м. кв.). Главный зал у парадного входа (Salle des pas perdus) высотой 97,5 метров состоит из галерей и лестниц общим масштабом занимаемой площади 3600 м2. Во дворце Правосудия имеются 27 залов судебных заседаний, 245 меньших помещений, 8 дворов. В настоящее время здесь также располагается кассационная палата Бельгии. Ветшающее здание юстиции доставляет бельгийцам проблемы: купол более 25 лет не ремонтировался, многие залы повреждены и не используются, некоторые отделы переехали в новостройки.
Колоссальные позолоченные статуи - это Юстиция, Закон, Сила и Милосердие. Внутри - огромные статуи Демосфена и Ликурга работы Пьера Каттье (Pierre Armand Cattier) и Цицерона и Ульпиана Антони-Феликса Буре (Antoine-Felix Boure). Для строительства Дворца правосудия в округе было "милосердно" снесено 3000 домов и парк. Это вызвало волну возмущения (хотя жилье всем предоставили) и слово "архитектор" надолго стало в Бельгии ругательством. В настоящее время здесь располагается кассационная палата Бельгии. Зачем маленькой спокойной Бельгии столько правосудия - непонятно... Говорят, дворец очень нравился Адольфу Гитлеру, но тем не менее, во время второй мировой войны, перед тем как сдать Брюссель, немцы принялись обстреливать дворец, значительно повредили его и обрушили купол. Но в 1947 году бельгийцы всё починили и даже сделали купол выше прежнего на два с половиной метра! В 2003 году в здании снова были проведены реставрационные работы. Дворец Правосудия открыт с понедельника по пятницу, с 08:00 до 17:00. Но внутри делать нечего - зато от него открывается отличная панорама на Брюссель!
Сохранение здание как национального символа является предметом политических дискуссий.

Брюссельская фондовая биржа

Одним из самых известных зданий в Брюсселе, когда речь заходит о деньгах, выступает Брюссельская фондовая биржа. Говоря об основании данного сооружения, то на ум приходит имя известного Наполеона, которым был выдан указ еще в 1801 году. До того на месте биржи был францианский монастырь (до конца 18 века), а после него – масляный базар. За проект строительства биржи был ответственным талантливый архитектор Леон-Пьер Сейс. Строительству предшествовала программа благоустройства города, целью которой было очистить город и главную реку столицы Сенну. Именно по проекту этой программы была возведена Брюссельская фондовая биржа. Именно Сейс выступал одним из авторов этой программы. Строительные работы велись с 1868 по 1873 год.
Сейчас уже нельзя сказать, что это всего лишь Брюссельская биржа, так как в наши дни она играет очень важную роль. Этот факт связан с тем, что 22 сентября 2000 года произошло событие, которое изменило ход истории биржи. Тогда было оглашено о слиянии Брюссельской фондовой биржи с Амстердамской и Парижской. Результатом такого слияния стало возникновение нового рода биржи, которая называется сегодня Euronext Brussels. Наиболее известный индекс биржи – BEL20. Euronext Brussels – это единая панъевропейская биржа. После этого слияния здание было закрыто. Увидев это сооружение впервые, Вы никогда не скажете, что это фондовая биржа. Скорее всего, можно допустить, что внутри какой-нибудь известный музей или же театр, но явно не финансовое учреждение. Здание настолько обращает на себя взгляд как горожан, так и туристов, что просто невозможно пройти мимо, не сделав хотя бы одно фото. Если определять стиль, то можно заявить, что в архитектуре присутствует много элементов неоренессанса. Декор отличается своим богатством. Аллегорические фигуры Бельгии расположены на главном фасаде здания. Можно увидеть множество скульптур.
Брюссельская фондовая биржа расположена почти в центре исторической части столицы. Пройти к зданию можно от площади Гран-Плас – биржа находится примерно в 100 метрах от нее на северо-запад. Это неоклассическое здание обязательно следует увидеть, побывав в Бельгии. Особенно красиво оно смотрится после 16.00, когда включается подсветка.

Здание европарламента

Брюссель часто называют столицей Европы, поскольку это политический центр Европейского союза. Большинство административных зданий ЕС располагается в так называемом Европейском Квартале Брюсселя. Эта область полна жизни в рабочие дни, но спокойна по вечерам и практически безлюдна в выходные. Самое поразительное здание Европейского союза — Европейский парламент. Оно размещает более чем 700 избранных членов Европарламента в Международном Здании Конгресса в парке Леопольда. Эта огромная стеклянная структура является одним из трех домов Европейского парламента – другие располагаются в Страсбурге (Франция) и Люксембурге.
Комплекс связанных с парламентом зданий известен как Эспас Леопольд и включает палату дебатов, офис президентов, офисы секретариатов и номера для стратегических комитетов, межпарламентских делегаций и политических групп. Единственный способ посетить Европейский парламент — присоединиться к одному из официальных туров. Во время экскурсии вам расскажут о преимуществах объединенной Европы и истории этой международной организации.
Итак, очень необычной является архитектура здания. Оно выполнено в форме крыла и имеет обтекаемую форму. Здание венчает готический шпиль, а в самом сооружении просматриваются черты римского Колизея. Не удивляйтесь, если заметите, что 60-метровая башня выглядит недостроенной – это и есть замысел авторов проекта, согласно которому такая форма башни символизирует неполный пока еще список стран Евросоюза. Каждое здание Европарламента в Брюсселе носит имя одного из видных политических деятелей: Вилли Брандта, Вацлава Гавела, Анны Политковской. А главное здание названо в честь Альтьери Спинелли, итальянского коммуниста, который первым подал идею создания Соединенных Штатов Европы и даже предложил конституцию этого государства. «Сердце Европы» – скульптурная композиция объединенной Европы, которая расположена перед зданием Европарламента со стороны улицы Wiertz. Автором скульптуры является знаменитая Людмила Черина – французская художница, писательница, балерина и актриса в одном лице. «Сердце Европы» имеет и другое название – «Европа в сердце», но нередко ее именуют и просто «Евро». Осмотр архитектурной композиции здания Европарламента в Брюсселе, безусловно, очень интересен. Однако еще более увлекательной является возможность посетить это здание, побывать в его кулуарах и даже на пленарном заседании. Здесь проводят как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Кстати, если вам удастся попасть на сессию Европарламента, то вы услышите в наушниках практически мгновенный перевод сказанного парламентерами, на любом из 20 языков Евросоюза.

Фонтан «Писающий мальчик»

В Брюсселе, на перекрестке улиц Rue de l’Etuve (Банной) и Rue du Chene (Дубовой), вот уже семь столетий находится маленький мальчик, писающий с высоты в мраморную чашу, посмотреть на которого приезжают миллионы туристов. Всему миру он известен как фонтан «Писающий мальчик», а брюссельцы ласково называют его «Маннекен Пис».
Несмотря на свои скромные размеры, Маннекен Пис является для коренных жителей Брюсселя не просто фонтаном или достопримечательностью города Брюсселя. В нем воплощен символ неиссякаемого народного юмора и свободолюбивый дух Бельгии. В Брюсселе образ знаменитого мальчика встречается на каждом шагу. Это и скульптуры всевозможных размеров, выполненные из различных материалов, футболки и майки, а также разнообразные сувениры с его изображением.
К сожалению, документы, свидетельствующие о точном времени и обстоятельствах появления фонтана «Писающий мальчик», не сохранились, но первые упоминания об этом милом шалуне относятся к концу XIV столетия. Существует несколько легенд, согласно которым возник писающий мальчик, как правдоподобные, так и фантастические.
Одно предание гласит, что фонтан поставили в честь маленького мальчика, который таким образом потушил фитиль бомбы, заложенной врагами во время осады города. Если верить второму преданию, то своим возникновением этот символ Брюсселя обязан местному купцу, который во время празднеств потерял маленького сына. Он нашел его спустя два дня именно в такой позе и за таким занятием, в которой этот фонтан существует сегодня.
Третья легенда относится к временам гримбергенской войны, когда восставшие вассалы напали на войска герцога Готфрида III Левенского. Преданные слуги подвесили колыбельку с его маленьким сыном на дерево. Во время боя он с высоты «окропил» врагов, и они проиграли сражение.
Местные жители могут поведать о последнем, мистическом предании, согласно которому мальчик помочился на дом злой ведьмы, и та в наказание заколдовала его, превратив в камень.
Привычный всем облик памятнику «писающий мальчик» придал в 1619 году скульптор Жером Дюкенуа, отлив из бронзы фигурку мальчика высотой 61 см, заменив существовавшее каменное изваяние. Увы, но оригинал до наших дней не сохранился. Первые сведения о краже скульптуры «Писающего мальчика» относятся к 1695 году. За прошедшие века шалуна похищали неоднократно. Последний раз это случилось в 1978 году, когда его выкрали местные студенты. К сожалению, статуя пришла в негодность, и возвращение «Маннекен Пис» на свое место пришлось оплачивать хулиганам. Нынешний мальчик имеет рост чуть больше 55 см и весит 17 кг.
Интересный факт: этот бронзовый малыш – самый настоящий модник, которому первый наряд подарил в конце XVII столетия правитель Баварии. За долгие годы своего существования этот «денди» обзавелся целым гардеробом, насчитывающим более 600 костюмов. Самые знаменитые кутюрье мечтают подарить «Писающему мальчику» обновку. По установленному правилу его наряд должен состоять из четырех предметов: куртка, брюки, головной убор и обувь.
Кем ему только не приходилось быть: Элвисом Пресли и Наполеоном, индейцем и водолазом. В Международный день борьбы со СПИДом он даже стоял в костюме из презервативов. Примерял маленький Жюльен и костюмы персонажей кино и мультфильмов – Микки-Мауса, Обеликса и графа Дракулы. Среди его многочисленного гардероба есть национальные костюмы многих народов мира, а космонавты из России приняли его в свои ряды и подарили ему почти настоящий скафандр. Ежемесячно на решетку, окружающую фонтан, вывешивается расписание смены нарядов памятника Писающему мальчику. Поэтому жителям Брюсселя необязательно заглядывать в газету или слушать новости, чтобы узнать, какой сегодня день, и какое событие будет происходить в городе. Для этого достаточно увидеть костюм городского любимца.
Ранее весь его гардероб хранился в Брюссельском городском музее истории. Ныне для этих целей недалеко от фонтана открыли тематический музей, посвященный истории скульптуры «Писающего мальчика». Помимо нарядов, здесь выставлены около сотни копий знаменитого малыша, одетого в различные костюмы.
В 2015 году свое 60-летие отпраздновал Орден друзей «Писающего мальчика». В него входят 150 человек, активно помогающих мэрии Брюсселя ухаживать за этой достопримечательностью и выбирать очередной костюм для своего любимца. Кстати, с XVIII столетия существует специальная должность костюмера, в обязанности которого входит переодевание малыша и забота о его гардеробе. Смена костюма происходит в торжественной обстановке под звуки духового оркестра.

Брюссельский собор

Брюссельский собор Святых Михаила и Гудулы, расположенный на холме Тройренберг, является главным религиозным сооружением Брюсселя и постоянно пользуется повышенным вниманием не только со стороны верующих, но и простых людей, отдающих должное его впечатляющему архитектурному облику. На сегодняшний день, храм представляет собой уникальный образец готического средневекового искусства и наряду с такими шедеврами как легендарный Нотр-Дам в Париже и неподражаемый Дуомо в Милане, входит в число наиболее известных средневековых соборов на территории Европы. Его строительство началось ещё в первой половине XI века, когда из Фландрии в него перевезли мощи Святой Гудулы. В 1200 году его отреставрировали и дополнили рядом архитектурных элементов, а полностью здание было закончено в середине 80-х годов XV столетия.
Экстерьер Брюссельского собора выражен в форме симметричной готической композиции, обрамлённой двумя внушительными башнями, достигающими в высоту 64 метров. Главный фасад сооружения оснащён четырьмя дверями с тремя стрельчатыми порталами и скульптурами святых, установленных над ними. Автором центральной части храма стал архитектор Ян ван Рёйсбрук, спроектировавший также городскую Ратушу. Общая наружная длина собора составляет 114 метров, при ширине фасада 35 метров. Вход в здание предваряет широкая массивная лестница, построенная в 1861 году. Внутреннее убранство храма впечатляет своим размахом и величием. Особенно поражают кажущиеся снизу гигантскими, великолепные цветные витражи, через которые внутрь проникает солнечный свет. В разные годы они были исполнены мастерами Яном Хаком и Жаном-Баптистом Капроньером.
В течение долгих столетий Брюссельский собор был безмолвным свидетелем многих печальных и великих событий, храня память о них в своих мощных стенах. XX век ознаменовался для храма большим числом реставраций, коснувшихся преимущественно отделочных элементов и не изменивших его внешний облик. 3 важных события состоялись здесь относительно недавно. В 1995 году собор почтил своим вниманием Папа Римский Иоанн Павел II, а спустя 4 года тут состоялась торжественная церемония брака между герцогом Брабантским Филиппом и герцогиней Матильдой Брабантской. В 2003 году здесь прошла аналогичная процедура, связавшая нерушимыми узами брака принца Лорана Бельгийского и принцессу Клер Коомбс. На данный момент в соборе регулярно проводятся религиозные службы и органные концерты. Сегодня, Брюссельский собор заслуженно считается одной из главных достопримечательностей бельгийской столицы и несомненно заслуживает отдельного внимания.

Базилика Сакре Кёр

Базилика Сакре-Кер в Брюсселе, является младшей сестрой одноименного храма в Париже. Брюссельцы прозвали церковь Koekelberg. Церковь, как и ее старшая сестра, посвящена Святому Сердцу Господнему. Гора Кекель уже привлекала внимание короля Леопольда I, который решил построить на этом месте Королевскую резиденцию.
Затем Леопольд II решает устроить там Алею, славы ведущую к Бельгийскому Пантеону, о чем сегодня свидетельствует Проспект Национальной Славы и Аллея Пантеона. Проект не был одобрен католической буржуазией, которая находилась у власти. В 1902 году после возвращения из Парижа, где заканчивалась строительства Базилики Сакре Кер, король Леопольд II решил построить в Брюсселе Храм еще более представительный и внушительный. Менее искушенный в архитектуре, чем в других областях искусства, король поручил проект архитектору Пьеру Ланжероку.
Несмотря на расцвет в Бельгии Современного Искусства, король решает построить здание в неоготическом стиле. Чрезмерная стоимость проекта вызвала оппозицию министров. Тогда монарх предложил деньги из своих личных фондов, которые он получал от колонии в Конго. Но у Леопольда не хватило времени на осуществление своего проекта, в связи с его кончиной в 1909 году. Несмотря на то, что первый камень был заложен 12 октября 1905 года, проект был закрыт. После завершения Первой Мировой Войны в 1918 году, идея о постройке более скромного храма вновь вышла в свет. Для этого стали собирать пожертвования и финансирование общественных организаций.
В 1926 году, работы по постройке церкви были возобновлены. На этот раз руководил проектом Альберт Ван Юффель, который смешал несколько архитектурных стилей., перемежая немецкий Баухауз и Веркбонд с условным нео-византийским стилем. Использования кирпича и терракота, а также железобетона, должны были сильно сократить бюджет. Затем Великая Дипрессия 1930 годов, а после Вторая Мировая Война приостановили проект, и хотя место было освящено 14 октября 1951 года, работы продолжались еще долгое время финансируемые общественными сборами и другими церквями. Окончательно все работы были завершены к 1970 году. Это колоссальное здание пятая самая большая церковь в мире. Она имеет 141 метр в длину, 107 метров в ширину и 100 метров в высоту.

Церковь Нотр-Дам дю Саблон

Церковь Нотр-Дам дю Саблон, возвышающаяся в центре Брюсселя, поблизости от парка Саблон, считается одним из самых красивых храмов бельгийской столицы. Она возведена в стиле брабантской готической архитектуры и весьма гармонично дополняет здешние городские ландшафты. В XIV веке на этом месте была построена часовня, а нынешнее сооружение возникло здесь в XV-XVI столетиях. Церковь впечатляет обилием великолепных скульптур, целой россыпью арочных окон, расписными витражами и десятками изящных шпилей, но в то же время, не отличается особой роскошью и изысканностью, при этом обладая идеальными пропорциями. Сегодня, храм очень популярен в городе и исправно пользуется вниманием не только верующих, но и туристов, рассматривающих его как яркую архитектурную достопримечательность.
С церковью Нотр-Дам дю Саблон связано несколько красивых легенд и сказаний. Согласно одной из них, много веков назад, одной провинциальной девушке из Антверпена во сне явилась Дева Мария, попросив перевезти её статую в Брюссель. Сев на лодку и преодолев долгий путь по водной глади реки, девушка добралась до столицы и отдала ее в руки представителей гильдии арбалетчиков, которые возвели тут храм, ставший местом паломничества для сотен тысяч верующих. Одним из наиболее красочных элементов церкви являются 11 витражных окон, чья высота достигает 14 метров. Они хорошо пропускают дневной свет, делая помещение ещё просторней и величественней. В тёмное время суток здание подсвечивается искусственными огнями, придающими ему романтический оттенок.
Ещё, внутри церкви Нотр-Дам дю Саблон обращают на себя внимание стены, расписанные гербами самых влиятельных семейств Брюсселя, а в усыпальнице храма размещаются захоронения многих из них. Гости города часто приезжают в район Саблон, чтобы сфотографироваться на фоне исторического сооружения и прогуляться по одноимённому парку, выглядящему не менее живописно. Храм определённо достоин отдельного внимания и заслуживает того, чтобы уделить ему немного времени.

Церковь Нотр-Дам-де-Лакен

В брюссельском районе Лакен, который известен тем, что здесь расположены многочисленные королевские владения, в том числе и роскошная королевская резиденция, находится церковь Нотр-Дам-де-Лакен. Она представляет собой мавзолей монархов Бельгии.
Оригинальное готическое сооружение со множеством шпилей и башенок было построено на смену маленькой часовне, возведенной в XIII веке и ко второй половине XIX века обветшавшей настолько, что ремонту она уже не подлежала. Для строительства этой церкви был приглашен архитектор Жозеф Пуларт, впоследствии работавший над проектом огромного Дворца юстиции в Брюсселе. Ко времени возведения храма Нотр-Дам-де-Лакен Жозеф Пуларт был молодым и подающим надежды архитектором. Идея строительства церкви-усыпальницы принадлежала любимой супруге короля Леопольда I - Луизе-Марии Орлеанской. Возведением храма по приказу короля занялись уже после ее смерти в 1850 году. Первый камень в основание сакрального сооружения был заложен в 1854 году. Строительство храма продолжалось долго – до 1909 года. Старую церквушку снесли в 1894 году. От нее уцелела только апсида, которая сейчас превращена в кладбищенскую капеллу.
Когда храм был закончен, сюда перенесли прах Луизы-Марии Орлеанской и ее супруга Леопольда I, который так и не увидел эту усыпальницу законченной. С тех пор здесь нашли свое успокоение 20 представителей королевской бельгийской фамилии.
Главным сокровищем храма Нотр-Дам-де-Лакен считается статуя девы Марии, датированная XIII веком. Ее перенесли сюда после разрушения старой церкви.
Вокруг храма находится кладбище с пышными памятниками и гробницами.

Королевские музеи изящных искусств

Королевский музей изящных искусств в Брюсселе обязан своим возникновением художественной политике Французской республики. Декретом от 14 Фрюктидора 1799 года было оповещено о создании коллекций в пятнадцати столицах департаментов Республики, в том числе и в Брюсселе Однако же это намерение явно противоречило бесцеремонному разграблению художественных сокровищ, которому подверглась Бельгия в числе других стран, завоеванных Наполеоном. Начиная с 1797 года бельгийской стороной прилагалось немало усилий возвратить увезенные сокровища, украсившие залы Лувра в Париже. Борьбу за возвращение бесценного национального достояния возглавил первый хранитель музея в Брюсселе Гильом Жак-Жозеф Босхарт (1737—1815).
Босхарт руководил Академией живописи, скульптуры и архитектуры в Брюсселе, мечтая о создании при ней картинной галереи. По его предложению музей при Академии сначала был помещен в 1798 году в бывшей церкви иезуитов, но в итоге занял так называемый дворец Старого двора. С упорством и энергией разыскивал он ценные произведения искусства среди секуляризованных имуществ церквей, много покупал у частных владельцев. Рискуя своим положением и наживая врагов в правящих кругах, Босхарт проявил колоссальную настойчивость в переговорах о возвращении картин из Франции, сам ездил в Париж, писал лично Наполеону, и в конце концов его усилия увенчались успехом. Уже в 1801 году в Брюссель были отправлены картины Рубенса «Поклонение волхвов», «Св. Франциск Ксаверий», «Коронование богоматери», «Смерть св. Ливина». В результате всего было получено из Франции более ста полотен. Среди приобретений преемников Босхарта следует отметить шедевр Я. Иорданса «Аллегория плодородия» (покупка 1827 г.), «Оплакивание Христа» Петруса Кристуса (1844), «Битва восставших ангелов» П. Брейгеля (1846).
В 1834 году Министерство внутренних дел передало музею на хранение свою коллекцию современной живописи. Таким образом городская коллекция была соединена с государственным художественным собранием. В 1842 году, оцененная в миллион шестьсот сорок четыре тысячи франков, коллекция музея стала государственной собственностью, получив тогда наименование Королевского музея живописи и скульптуры, ныне измененное на Королевский музей изящных искусств.
Уже в 1882 году в музее было собрано пятьсот двадцать произведений, которые с трудом размещались во дворце Старого двора. Вскоре было принято решение о разделении коллекций, о переводе старой живописи, а также скульптуры во Дворец изящных искусств, предназначенный для выставок, концертов, конкурсов. Здание этого дворца было построено в духе классицизма по проекту архитектора А. Бала в 1875—1885 годах. До сих пор произведения искусства (включая XVIII в.) находятся в нем.
Репрезентативный фасад музея с четырьмя колоннами из шотландского гранита украшен скульптурами. Здание располагает большими пространствами, но сравнительно небольшой экспозиционной площадью. Это обстоятельство вынудило построить специальные компартименты из щитов для картин малого формата. Открытие музея во Дворце изящных искусств состоялось 26 мая 1887 года. Огромную роль в расширении функций музея в Брюсселе сыграл известный бельгийский искусствовед Фиренс-Геварт, назначенный в 1919 году директором. Ему музей обязан созданием публичной библиотеки, каталогов, отдела документации, фотоархива. Он писал: «Искусство не существует только для эгоистической радости небольшого числа специалистов и дилетантов. Это фактор социальный, который должен способствовать объединению масс. Очень важно, чтобы музей стал широко открытым для всех и любимым самой широкой публикой. Необходимо организовать популярные лекции, экскурсии для школьников. Так как долг чрезвычайной важности — развивать в юности чувство прекрасного» Он посвятил себя целиком начертанной программе.
Его дело продолжил крупный ученый, специалист по искусству Фландрии XVII века Лео ван Пойвельде. Ему принадлежит идея новой экспозиции музея, основной принцип которой состоит в наиболее выгодном показе шедевров. Менее интересные произведения были отправлены в хранилище. Он же предпринял крупные реставрационные работы по расчистке потемневшего лака на картинах и снятию позднейших поправок, что вызвало бурю протеста и волнений в различных кругах Бельгии. Однако реставрация была проведена на высоком научном уровне, и ее результатом было открытие заново живописного богатства многих шедевров. Лео ван Пойвельде организовал в стенах музея крупные выставки, на основе которых им были написаны главнейшие научные труды, такие, как монографии о Рубенсе, ван Дейке, Иордансе и исследование эскизов Рубенса.
Музей состоит из двух больших коллекций старого искусства и искусства XIX—XX веков, которые находятся в разных зданиях. Пополнение музейных коллекций осуществляется покупками произведений, а также дарами частных лиц, что чрезвычайно распространено в Бельгии. Пожертвования картин в музей делаются часто в память родных или друзей, что непременно отмечается в больших этикетках и каталоге. Как ни интересны отдельные собрания других художественных школ, брюссельский музей остается хранилищем прежде всего национального искусства.

Музей какао и шоколада

На протяжении нескольких столетий Бельгия и Швейцария сражаются за право называться самой шоколадной страной мира. Однако, отметим, что позиция в этом условном рейтинге совершенно не влияет на качество производимых здесь деликатесов! Сегодня мы остановимся на столь интересной достопримечательности Брюсселя, как музей какао и шоколада.
Брюссель прославился тем, что именно здесь были сделаны первые шоколадные конфеты и изобретено пралине, позволяющее наполнять конфеты различной начинкой. Своим «шоколадным» успехом Бельгия обязана ни только вышеупомянутым фактам, но природной любви местного населения к сладкому. Что же касается музея, то найти его вы сможете в самом центре города – уютный двухэтажный домик находится неподалеку от Гран-Плас.
Музей совмещает в себе магазин шоколадных изделий, выставочный зал, небольшой производственный цех и, собственно, сам музей. Во время экскурсии вы узнаете много нового об истории шоколада, тонкостях производства, секретах бельгийских мастеров и даже получите возможность собственноручно приготовить на память плитку шоколада! А в конце экскурсии вас ожидает дегустация горячего шоколада и известных бельгийских шоколадных ракушек.
В музее какао и шоколада опытные шоколатье продемонстрируют вам поэтапный процесс изготовления различных кондитерских изделий: от обычного плиточного шоколада до оригинальных шоколадных фигурок. То, что экскурсия окажется чрезвычайно интересной для детей – вполне очевидно, но практика показывает, что и взрослым времяпрепровождение в музее очень нравится! А напоследок в магазине вы сможете продегустировать и приобрести лучшие сорта бельгийского шоколада и всевозможных изделий, сделанных из какао и шоколада.

Музей музыкальных инструментов

Одним из крупнейших в мире музеев, который специализируется на коллекционировании музыкальных инструментов, является музейный комплекс, расположенный в Брюсселе. В стенах этого здания собраны практически все известные музыкальные инструменты, которые изобрело человечество.
Важно и то, что в стенах музея различные инструменты можно не только увидеть, но и услышать их звучание. Расположена эта уникальная музейная экспозиция в помещении, где ранее находился универмаг «Старая Англия». На сегодняшнее время посетители музея могут посмотреть на коллекцию, насчитывающую почти восемь тысяч экспонатов, начиная с бубнов, которыми пользовались некоторые африканские племена, и заканчивая современными музыкальными автоматами, гитарами и экзотическими инструментами.
Брюссельский музей музыкальных инструментов, который открыл двери для посетителей в 1877 году, входит в состав государственного музея «Королевские музеи истории и искусства». В первые годы своего существования экспозиция музея была представлена индийскими музыкальными инструментами, подаренными Леопольду ІІ, а также коллекцией инструментов, принадлежащих известному музыковеду из Бельгии Ф. Фетису. Огромный вклад в развитие музея внес инструментальный мастер В.-Ш. Маийо?н и музыковед Ф. Геварт, также подарившие свои коллекции музею.
До 2000 года MIM (так сокращенно называют музей) находился в Брюссельской консерватории, позже – в историческом здании, выполненном в стиле ар-нуво. Каждый этаж здания имеет свою тематическую выставку музыкальных инструментов, причем, одев специальные наушники, можно услышать звучание всех представленных инструментов.

Бельгийский музей королевской армии и военной истории

Королевский музей армии и военной истории, разместившийся на территории парка Пятидесятилетия в Брюсселе, полностью посвящён военной тематике и вот уже много лет пользуется огромным вниманием среди представителей сильной половины человечества. Его история началась ещё в 1910 году, когда музейная коллекция располагалась в пределах одного павильона. Популярность пришла к нему довольно быстро и уже через 13 лет перед городом возникла потребность об учреждении отдельного музея, в котором будет отражена боевая слава Бельгии. Со временем, число экспонатов значительно увеличилось, а тематика музея становилась более обширной и начала охватывать не только моменты национальной военной истории, но и расширяться в мировом масштабе.
В коллекции Королевского музея армии и военной истории сегодня можно увидеть тысячи экспонатов, среди которых военное обмундирование, холодное и огнестрельное оружие, а также военная техника и боеприпасы, используемые в разных странах мира. Прогуливаясь по музейным залам, посетители имеют возможность лицезреть доспехи средневековых воинов из Китая, Индии, Европы, Ближнего Востока и даже снаряжение американских индейцев до визита на континент Христофора Колумба. Особый интерес вызывает холодное оружие, включая шпаги, кинжалы, сабли, ятаганы, мечи, копья и прочие смертельные предметы, без которых в далёком прошлом не обходилось ни одно сражение. Традиционное вооружение XIX-XXI веков представлено в виде пушек, ракетниц, а также танков, боевых вертолётов и самолётов. Многие экспонаты интерактивны и гости музея могут испытать данную технику «вживую».
Отдельное место в залах Королевского музея армии и военной истории нашлось для иллюстрации мощи вооружённых сил Российской империи, где помимо оружия выставлены мундиры, знамёна, а также ордена и медали, которыми награждались отличившиеся в боях солдаты. Важная роль отведена в музейных экспозициях событиям Первой и Второй мировой войны, представленных в виде ярких чёрно-белых фотографий и документальных свидетельств. Для наглядности, многие экспозиции оснащены манекенами одетыми в военную форму и расставленными таким образом, чтобы максимально достоверно «обыграть» сцену из солдатского быта. При выходе из музея посетители могут прикупить сувениры и сделать фото на память. Королевский музей армии и военной истории считается одним из самых интересных и увлекательных подобных учреждений в Брюсселе, и заслуженно входит в число его главных достопримечательностей.

Музей "Автомир"

Одной из достопримечательностей Брюсселя, которая будет интересна любителям машин, является музей «Автомир». Ведь этот музей – это совокупность винтажных автомобилей, собранных в одном месте. На вид он напоминает стальную конструкцию. Музей расположен в южной части парка Пятидесятилетия
Посетив «Автомир», у Вас будет прекрасная возможность осмотреть более 400 автомобилей, которые представлены в экспозиции. Говоря о годах создания машин, то все они относятся к ретро. Автомобили были созданы с 1886 года до 70-х годов 20 века. Все эти авто когда-то принадлежали Гэслину Маи. В коллекции Вы сможете встретить такие старинные авто, как FN, Minerva, и даже Imperia. Это уникальные довоенные авто, которых Вам не удастся увидеть больше нигде в мире. Кроме известных бельгийских моделей, Вы также увидите множество автомобилей из разных стран Европы, в том числе французских, британских, итальянских и немецких. Также в коллекции собраны американские авто.
Войдя в здание музея, Вы сразу увидите как в нем гармонично расположены разные зоны относительно тематики автомобилей. В одной из них представлены только спортивные модели, которые явно оценят любители машин. В отдельном зале находятся разнообразные мотоциклы. Также у Вас будет прекрасная возможность посетить секции, которые выделены для микро автомобилей, коммунального и даже экологического транспорта. Но особую ценность составляют авто, представленные еще в одном зале. Здесь собраны машины, которые в свои времена принадлежали знаменитым людям. В подтверждение этих слов, Вы увидите автомобили, на которых ездили члены королевской семьи Бельгии. Также есть авто, принадлежавшие американским президентам Джону Кеннеди и Франклину Рузвельту. Стоит обратить внимание на самые раритетные модели, среди которых Бугатти 1930 года и Бентли 1928 года. Также советуем Вам посетить сувенирную лавку, которая есть в музее и приобрести мини-версию понравившихся Вам автомобилей.

Ворота Халле

Средневековые каменные городские ворота, построены где-то в 1357 - 1373 году, единственный сохранившийся фрагмент второй оборонительной городской стены Брюсселя. Помимо них было еще шесть башен, но они все были снесены Наполеоном. Названы в честь городка Халле недалеко от Брюсселя. На самом деле, очень характерное сооружение для бельгийской столицы - изображение Halle Gate встречается даже на марках. Теперь там музей оружия, главным образом, средневекового. Главный музей оружия находится в Парке Пятидесятилетия. Зато в этом есть ряд эксклюзивных экспонатов - например, парадные доспехи эрцгерцога Австрии Альберта. А сверху можно полюбоваться панорамой Брюсселя.
Вторая городская стена была построена между 1357 и 1383 годами. Точная дата постройки самих ворот неизвестна, по данным архивных документов время их постройки относится к промежутку между 1357 - 1373 годами, иногда называют 1360 год. Изначально это была просто башня с воротами закрывающимися тяжелой стальной решеткой, и подъемным мостом (перед стенами, как тогда и полагалось, был вырыт широкий ров). За последующие столетия в здании располагались таможня, зернохранилище и лютеранская церковь. С XVII века ворота использовались как военная тюрьма для пленных, а с 1758 до 1824 - как городская гражданская тюрьма. В 1782 году австрийский император Иосиф II издал указ о ликвидации городских стен и укреплений в большинстве городов тогдашних Австрийских Нидерландов, в том числе и в Брюсселе. Снос городских стен Брюсселя был завершён после того, как в 1810 году Наполеон приказал проложить на их месте кольцо бульваров (нынешнее Малое кольцо Брюсселя). Но именно благодаря своей тюремной функции ворота Халле избежали этого сноса. А вот после того, как в 1824 году городскую тюрьму убрали из ворот, встал вопрос об их дальнейшем использовании. В 1827 году по предложению короля Виллема I было принято решение о перестройке ворот под архив, но в связи с бельгийской революцией 1830 года эти планы не были претворены в жизнь. После независимости Бельгии существование ворот оказалось под угрозой - местные жители считали, что ворота уродуют город, и посылали городским властям петиции с просьбой об их сносе. И 5 июля 1832 года городской совет принял решение о сносе ворот. Однако реализации этих планов воспротивился городской архивариус Брюсселя - началась дискуссия о будущем ворот. В вопрос вмешалась образованная незадолго до этого Королевская комиссия монументов (орган, занимавшийся охраной памятников истории). Комиссия сочла, что ворота представляет историческую ценность, и должны быть сохранены. В 1840 году было принято решение о сохранении ворот.
В 1839 году в художественном журнале La Renaissance была опубликована статья с предложением о превращении ворот в музей. Эта идея привлекала многих сторонников, и в 1844 году государство поручило архитектору Т. Ф. Сёйсу (T. F. Suys) перестройку ворот под музей.
В 1847 году в воротах начал действовать Королевский музей оружия, древностей и этнологии (Musee Royal d’Armures, d’Antiquites et d’Etnologie). Он состоял из трёх отделов, в которых демонстрировались оружие и артиллерия, предметы древности и этнографические предметы из Китая, Японии, Африки, Америки и Океании.
В 1850 х годах стало ясно, что ворота плохо подходят для выполнения музейной функции, в связи с чем был объявлен конкурс на лучший проект по реставрации ворот. В 1860 году этот конкурс выиграл архитектор Хендрик Бейярт (Анри Бейярт) (Hendrik Beyaert, Henri Beyaert). Бейярт предложил перестроить ворота в неоготическом стиле. Первоначальный проект Бейярта оказался слишком дорогим, пришлось внести изменения. Работы начались только 18 августа 1868 года и были завершены в 1870 году.
В связи с ростом коллекций в 1889 году в другой музей была перенесена коллекция предметов древности, а в 1906 — этнографическая коллекция, после чего в воротах Халле осталась только коллекция оружия. В 1976 году ворота были закрыты для публики в связи с плохом состоянием и необходимостью новой реставрации. Да, ибо предыдущая реставрация Бейарта очень сильно изменила оригинальный облик ворот, при том, что все его перестройки (стрельчатые окна, остроконечная крыша, круглая башня с винтовой лестницей, круглые башенки по углам) не были обоснованы исторически, являясь плодом фантазии архитектора. Новая реставрация, проводившаяся под руководством архитектора Марко Боллена (Marco Bollen), началась в 1983 году. Эта реставрация не затронула существенно внешний вид ворот (таким образом, они сохранили неоготический вид, приобретёны ими в результате реставрации Бейарта). В то же время новая реставрация открыла многие средневековые элементы, скрытые в ходе реставрации Бейрата (машикули, бойницы и т. п.). Также в рамках реставрационных работ были проведены археологической исследования ворот и прилегающей территории. С 1991 года из-за постоянных перебоев с финансированием работы шли очень медленно и музей был вынужден проводить в своих стенах только небольшие временные выставки до марта 2007 года, когда в очередной раз его начали реставрировать. В 2008 году ворота вновь открылись для посетителей как филиал Королевского Музея Искусства и Истории. Экспозиции музея посвящены истории самих ворот, старинному оружию и средневековой истории Брюсселя. Действуют: зал оружия и доспехов, готический зал (посвящен истории фортификационных сооружений Брюсселя вообще и этих ворот в частности), зал гильдий (рассказывает о городских гильдиях), временная экспозиция, небольшое пространство для других экспозиций под самой крышей и смотровая площадка - можно полюбоваться видами Брюсселя.

Парк Мини-Европа

Поездка по Европе в поисках лучших достопримечательностей и ярких впечатлений может занять невероятное количество времени и потребовать существенных расходов. Однако, для того чтобы увидеть самые популярные культурные и архитектурные памятки этого материка можно потратить всего несколько часов и десяток евро. Потрясающий парк Мини-Европа в Брюсселе – уникальная достопримечательность, представляющая собой макет части света с соблюдением географического расположения стран и городов, а также изображением знаменитых объектов культурного наследия в масштабе.
Парк Мини-Европа - это кладезь знаний о культурном наследии, развитии и успехах Европейского союза. Он занимает территорию в 24 тыс. кв. метров, на которой представлено 350 зданий и 80 городов. Каждый из элементов экспозиции является результатом долгой и кропотливой работы множества специалистов, начиная от аналитиков и архитекторов, и заканчивая дизайнерами и художниками.
Монументы в парке сооружены в масштабе 1/25 и соответствуют реальной планировке соответствующих построек.
На создание потрясающей достопримечательности только вначале строительство было потрачено более 10 миллионов евро, огромное количество средств ушло на восстановление планов культурных памяток, аналитическую работу и подборку аутентичных материалов. Один макет в среднем требовал затрат на 150-200 тыс. евро.
Определение наиболее знаменитых мест для создания макетов осуществлялось путем оценки значимости тех или иных монументов для культурного наследия Европейского Союза.
Большая часть миниатюр выполнена способом отливания из разнообразных материалов. Почти все монументы представляют собой сочетание эпоксидной смолы, преобразованной в необходимую форму с помощью полиэфирной пластмассы. Для создания мелких деталей использовался преимущественно силикон. После создания макета, сооружения окрашивались и размещались в соответствующих секциях с подсветкой и декорациями.
Мы уже отмечали, что прекрасной брюссельской достопримечательности удалось объединить множество знаменитых монументов, имеющих существенное значение для Европейского Союза, на сравнительно небольшой территории. Среди них:
— Австрийский Мелк
— Бельгийские: Площадь Гран Плас, города Динан, Брюгге, Гент, университетский комплекс Левен и другие
— Болгарский монастырь Рила
— Великобританские: Вестминстерский дворец со знаменитым Биг Беном, английская деревня, усадебный дом Лонглит и несколько особо значимых городов.
Кроме этого, в экспозицию парка включено множество городов и памятников Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Франции, Венгрии, Греции, Дании, Ирландии, Латвии и иных европейских стран.
Особое место среди миниатюр популярных достопримечательностей занимают макеты:
— Железнодорожного парома
— Аэропорта Аэробус
— Нефтяная платформа
— Тоннель под Ла-Маншем, а также некоторые другие сооружения, которые невозможно отнести к конкретной стране.
Оживляют экспозицию различные анимации, изображающие движение поездов, падение Берлинской стены, извержение Везувия, крутящиеся мельницы, работающие от электроэнергии автомобили и иные движущиеся объекты.

Парк Пятидесятилетия независимости Бельгии

Парк Пятидесятилетия независимости Бельгии расположен в восточной части города, на границе Европейского квартала Брюсселя и соседней коммуны Эттербек, примерно в 3 км к востоку от площади Гран-Пляс (ближайшие станции метрополитена – Schuman и Merode).
История парка начинается с 19 столетия: после революции 1830 года Брюссель как столица нового самостоятельного государства активно благоустраивался, расширялись границы города и образовывались новые кварталы. На месте будущего парка находился полигон Национальной гвардии; он занимал много места и мешал развитию пригорода. Этому пространству нашлось более рациональное применение, тем более, приближалась пятидесятилетняя годовщина независимости Бельгии, и столице требовалось достойное место для проведения выставок, ярмарок и празднеств. Король Леопольд II посчитал, что именно здесь, на территории между Королевским парком и замком Тервюрен следует разбить парк и возвести дворец. В 1875 бельгийский архитектор Жедеон Бордьё, возглавлявший городские работы по благоустройству, предложил проект площади с парком и музейным комплексом. К празднованию юбилея два крыла дворца были готовы. В 1888 году в Брюсселе прошла Международная научно-промышленная выставка, специально к которой была построена Колоннада, а два года спустя Бордьё начал возводить триумфальную арку, однако завершить строительство не успел. После смерти архитектора, её доработал и закончил французский мастер Шарль Жиро - в 1905 году, к 75-летию независимости Бельгии. В 1910, к очередной Всемирной выставке на территории были построены ещё два павильона, соединённых полукруглыми колоннадами. В 1946 году пожар уничтожил часть южного крыла дворца; её впоследствии перестроили в более сдержанном стиле, немного нарушив общую гармонию ансамбля. Сейчас в дворцовых помещениях парка открыты музеи Армии (северное крыло), Авиации (северо-восточное крыло), Автомобилей (юго-восточное крыло) и Королевский музей искусства и истории (южное крыло).
Собственно парк занимает площадь более 30 гектаров. Стиль, скорее, смешанный: в регулярную, геометрически правильную французскую основу вплетены элементы типичного английского сада – имитации естественных пейзажей, постройки и скульптуры. Некоторым деревьям более ста лет. Парк полон патриотических деталей.
Из архитектурных сооружений на территории особенно интересны мечеть, павильон «Страсти человеческие» и триумфальная арка. Мечеть (Grande Mosquee), находится в северо-западной части парка. Ныне самый крупный мусульманский храм в Бельгии вырос из выставочного павильона в арабском стиле (1880, архитектор Эрнест ван Юмбек). В течение некоторого времени здание было заброшено, пока бельгийский король не подарил его правителю Саудовской Аравии. Павильон отреставрировали и перестроили, превратив в мечеть. Внутри можно увидеть монументальную фреску «Панорама Каира».
Павильон «Страсти человеческие» в классическом стиле в 1899 году построил будущий модернист Виктор Орта. Своё название постройка получила благодаря мраморному барельефу работы Джефа Ламбо. Павильон стал ареной противостояния Орта и Ламбо: скульптору не понравилось освещение в здании, и по его просьбе Орта вносил изменения в уже готовую конструкцию. Павильон так и не был достроен окончательно.
Трёхпролётная триумфальная арка (Arcades) привлекает своим скульптурным оформлением, в создании которого поучаствовали самые известные бельгийские мастера начала 20 столетия. На вершине находится бронзовая квадрига «Брабант с национальным флагом» работы Тома Вансотта и Жюля Лаге. Аллегорические фигуры остальных восьми провинций расположились у подножия колонн. В самой же колоннаде находится мозаичное панно площадью 360 кв. м, прославляющее «мирную и героическую Бельгию».
Историко-патриотическую тему продолжают монументы, посвящённые бельгийским колонистам в Конго (Тома Вансотт) и лётчикам, погибшим на службе. Есть в парке и скульптуры: кроме вполне привычных аллегорий времён года и бюстов композиторов, здесь можно увидеть бронзовых «Косаря» (Константен Мёнье), «Строителей городов» (Шарль-Пьер ван дер Стаппен) и «Зелёную собаку» (Жан-Батист ван Хеффен).
Парк открыт для посетителей круглый год в любое время. Что касается музеев, их расписание необходимо уточнять заранее, а экскурсии в павильон Виктора Орта возможны только по предварительной договорённости.

Шоппинг в Брюсселе

Брюссель – это настоящий рай для шопоголиков. Сегодня мы расскажем о тонкостях бельгийского шоппинга. Прогуляемся по самым интересным магазинам, отведаем фирменные сладости и совершим самые выгодные покупки.
Путешествие лучше всего начать из самого сердца Брюсселя — площади Grand Place. Это неповторимое место позволит с первых минут погрузиться в удивительную атмосферу и настроиться на увлекательное путешествие в мир красоты, роскоши, стиля и изысканности.
Каждый сможет по достоинству оценить качество фирменных товаров, местное пиво и вкуснейший в мире шоколад. Особой популярностью у сладкоежек пользуются пралине и трюфели. Имейте в виду, что за превосходное лакомство Neuhaus, Leonidas, Pierre Marcolini или Godiva, с разнообразными начинками, Вам придется заплатить от 5 до 50 евро. Да, Брюссель – это шоколадный рай. Удивительное дело, но на миллион жителей приходится, не поверите, но пятьсот «шокомастеров».
Видимо, поэтому шоколад здесь можно купить в любом удобном для вас месте, как в специализированных бутиках, так и в небольших частных лавках, где его изготавливают по семейным традициям и секретным рецептам. Мы не просто так начали свой шопинг именно с Grand Place, ведь именно здесь сконцентрировано самое большое количество «шоколадных» магазинов.
Отдельного внимания заслуживают кружева, главным производителем которых является «Manufacture Belge de Dent». Кружева вот уже более 600 лет считаются роскошью. Еще бы, в фирменном магазине представлены настоящие произведения искусства, тончайшая, я бы даже сказала, ювелирная работа. В фирменном магазине представлены роскошные блузки, которые модницы оценят по достоинству. Скатерти, салфетки, постельное белье – все это вызывает неподдельное восхищение. Если вы приобретете кружево на подарок, то поверьте, его оценят по достоинству. Магазин расположен по адресу Galerie de la Reine, 6–8.
От площади Grand Place можно отправиться в Royales Saint–Hubert Galleries. Вас непременно вдохновит на шопинг прогулка по этой восхитительной галерее. Если современные архитекторы отдают предпочтение простым формам и лаконичному дизайну, то Royales Saint–Hubert Galleries все просто пропитано роскошью – это настоящий архитектурный шедевр. Изначально здесь было расположено семьдесят магазинов. Просто рай для шопоголиков. Также здесь размещались и есть по сию пору офисы и даже жилые помещения.
Смешно представить, но когда-то вход был платным. Если в обычные дни посетитель отдавал 10 сантимов, то в четверг или в воскресенье приходилось выкладывать 25. С тем, как росла популярность этого места, оно трансформировалось в некий литературный центр. Только представьте, что именно здесь в кафе, которое сегодня известно под названием Taverne du Passage когда-то любили коротать Гюго, Дюма, Бодлер, Верлен и другие всемирно известные творцы.
Сегодня вход в Royales Saint–Hubert Galleries бесплатный и для посетителей открыты двери в 54 магазина. Здесь вы сможете приобрести не только вещи известных брендов, но и экзотические специи. Рядом с Grand Place расположена одна из трех галерей – Галерея Королевы.
В общем, здесь для вас представлены несколько сотен брендов, изысканные украшения, антиквариат, сладости, множество уютных кафе и поражающих своей изысканностью ресторанов.
Истинные модники ни за что не упустят возможность прогуляться по улочке Rue Neuve, где регулярно появляются таблички с надписью «Solden» или «Soldes». В такие дни покупки будут не только приятными, но и выгодными. На это улице сосредоточено более сотни различных магазинов и торговых лавочек. Здесь вы точно можете забыть о времени, наслаждаясь шопингом. В торговом центре City2, который имеет четыре уровня. Ежедневно его посещают более 40 тысяч человек. Вы легко найдете здесь магазины модной одежды таких известных брендов, как Mango, Mexx, H&M, Benetton, Zara, Mothercare. Обязательно загляните в местный универмаг «Inno», в котором представлено более шестисот различных брендов.
Любители роскоши и luxury-брендов могут проследовать до Avenue Louise и Boulevard de Waterloo. Здесь Вы найдете бутики лучших брендов, законодателей моды: , Christian Dior, Valentino, Cartier, Louis Vuitton, Versace, Chanel и многих других.
Мечтаете приобрести вещи известного бельгийского дизайнера Оливера Стрелли? Тогда Вам нужно отправиться на avenue Louise. Коллекции этого ведущего Кутюрье отличаются утонченностью, непревзойденным стилем и элегантностью. Его невозможно переоценить. Как только вы своими глазами увидите эти превосходные вещи, начиная от одежды и заканчивая аксессуарами и постельным бельем, то убедитесь, что он заслуживает отдельного и очень пристального внимания. Вещи из его коллекции можно увидеть на звездах шоу-бизнеса и королевских особах.
Если Вас всерьез заинтересовало творчество бельгийских дизайнеров, Вам стоит посетить улицу Antoine Dansaert, на которой расположен известный бутик Stijl. Здесь вы сможете примерить вещи из коллекции бельгийской звезды в мире дизайна Тима Ван Стинбергена. Магазины с аксессуарами от Marianne Timperman и Christa Reniers расположились неподалеку. Мимо Вы точно не пройдете.
Любители распродаж могут приобрести понравившиеся вещи с хорошей скидкой только с 1 июля или с 3 января. Sale длится ровно месяц. Даты строго фиксированные.
Всего пара часов езды от Grand Place и Вы попадете в настоящий рай – бутик-городок в Лимбурге — одно из лучших мест для шопинга. Более 100 бутиков предложат Вам товары luxury-сегмента. Что может быть заманчивее, чем приобрести вещи знаменитых бельгийских дизайнеров и таких известных во всем мире, как Tommy Hilfiger, Versace со скидкой до 60%! Кроме того, здесь Вы без проблем сможете оформить Tax Free (возврат налога).
Необходимо учитывать, что для возврата суммы НДС сумма единовременной покупки в данном магазине не должна быть менее 125 EUR. Воспользовавшись Tax Free, Вы сможете вернуть до 21% от стоимости покупки. Вам необходимо получить от кассира Tax Free чек, в котором будут указаны наименование товара, его стоимость с учетом НДС и сумма, которую Вам должны будут возместить. Данный чек необходимо будет предъявить на таможне, чтобы Вам поставили печать. Имейте в виду, что сотрудник может попросить Вас предъявить покупки. Важно, чтобы они были не распакованными, с ярлыками, ни в коем случае не ношенные и не использованные.


Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна