Гид по городам мира





Латвия


На балтийском побережье Северо-Восточной Европы расположена небольшая, но самобытная страна под названием Латвия, входящая в состав НАТО и ЕС. Она особо примечательна своей богатой историей, берущей начало с XII века, и удивительно красивой природой, которую удалось сохранить благодаря системному подходу к охране экологических богатств региона. Латвию населяют более чем два миллиона двести тысяч граждан, из которых до семисот тысяч проживают в столице страны — Риге.

Климат и погода

Погодные условия в Латвии достаточно мягкие, что обусловлено гармоничным сочетанием морского и континентального климата на территории страны. Летом температура воздуха в стране обычно составляет около +16 по Цельсию; зимой — порядка –5°С, однако изредка случаются внезапные похолодания до –40°С. Чтобы посещение Латвии было наиболее комфортным, необходимо помнить, что летом атлантический ветер приносит с юго-запада значительное количество осадков, поэтому наилучшим периодом для туристических поездок следует считать теплый и сухой период во второй половине весны.

История

Предки современных латышей поселились на восточном побережье Балтийского моря примерно в начале 3-го тысячелетия до н.э. Историки полагают, что предками современных латышей были балтийские племена селов, куршей, а также славяне и представители фино-угорских племен.
Только в XII веке латыши включаются в общеевропейскую историю (но не по своей воле). Ливонский орден, поощряемый Ватиканом, пытается языческих латышей превратить в христиан. В начале XIII века большая часть территории современной Латвии находилась под властью немецких рыцарей и епископов. Таким образом Литва, вместе с южной Эстонией, образовала государство немецких рыцарей – Ливонию. Именно немецкие рыцари в 1201 году основали Ригу. С 1560 года по 1815 год Латвия входила в состав Швеции, а Рига была столицей шведской Ливонии. Именно в это время племена куршей, земгалов, селов, ливов и северных латгалов ассимилируются, и таким образом формируется латвийская народность. В конце XVIII века большая часть территории Латвии присоединяется к Российской империи.
В 1817 году в Курляндии было отменено рабство. В Лифляндии рабство отменили в 1819 году. Независимость Латвии была провозглашена в ноябре 1918 года, однако, в августе 1940-го года эта прибалтийская республика была включена в состав СССР.
4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики. Таким образом была образована Латвийская Республика. СССР признал независимость Латвии только в сентябре 1991 года.
В 2004 году Латвию приняли в военный блок НАТО, и в этом же году она стала членом Евросоюза.

Культура

Латвия может похвастаться богатыми фольклорными традициями, которые сохранились до наших дней. Латвия – христианская страна, однако старинные языческие праздники дошли до наших дней, пусть и в трансформированном виде, и латыши их до сих пор отмечают.
Самый большой старинный народный праздник в Латвии - Лиго (Янов день), отмечаемый во время летнего солнцестояния 23-24 июня.
Кроме того, среди самых популярных праздников у латышей следует назвать Масленицу (Meteni),Пасху и Рождество.
В последние годы в начале каждого лета в Риге регулярно проводится Go Blonde («Парад блондинок»). Можно считать, что «Парад блондинок» стал уже традиционным народным гулянием в Латвии.
Много туристов в Латвию приезжают ежегодно, чтобы побывать на музыкальном фестивале «Новая Волна», который проводится в Юрмале.

Достопримечательности

Латвия привлекательна не только природными красотами, но и самыми разнообразными достопримечательностями: памятниками архитектуры, искусства и духовной культуры. Практически в каждом крупном латвийском городе найдутся места, представляющие значительный интерес для каждого туриста: курортная Юрмала знаменита своими пляжами с кварцевым песком белого цвета, в Елгаве гостеприимно распахнули двери многочисленные музеи и ряд изумительно прекрасных церквей, а морской порт Лиепая известен разводным мостом, построенным по проекту Гюстава Эйфеля (того самого, который создал гениальные чертежи Эйфелевой башни в Париже). Достопримечательности Даугавпилса, второго по величине города Латвии, вообще не поддаются никакому учету — практически весь исторический центр города представляет собой один огромный памятник архитектуры со множеством уникальных кирпичных и деревянных строений XIX века, внушительными культовыми сооружениями и, конечно же, известнейшей Даугавпилсской крепостью, являющей собой безупречный образец старинного военного зодчества.

Даугавпилсская крепость

Даугавпилсская крепость является уникальным культурно-историческим памятником архитектуры национального значения, с общей площадью в два км2. Даугавпилсская крепость так же считается последней крепостью бастионного типа в мире, сохранившейся без значительных изменений и имеющей уникальную фортификационную систему. Крепость с птичьего полёта напоминает форму солнца или звезды, а кто-то может разглядеть и форму черепахи или летучей мыши. Данная сложная система укреплений была создана для того, чтобы вокруг крепости не было, так называемых, “мёртвых зон” и враг был легко заметен, вне зависимости от его расположения. Предположительно, 85% укреплений сохранились до нашего времени. На сегодняшний день, крепость является одной из самых популярных достопримечательностей города Даугавпилс.
Не менее важным является внутренняя отделка крепости, где до сих пор сохранилось 80 зданий соединяющихся с 10 улицами, прозванных историческими названиями. Большинство этих зданий сохранились вплоть с 19-го века. В настоящее время инфраструктура крепости приводится в порядок, а здания крепости переживают период возрождения. Одно из них, например, водоподъёмное здание, где сейчас размещается Центр информации и культуры Даугавпилсской крепости. В отреставрированном комендантском доме сейчас располагается Латгальское региональное управление и Даугавпилсский участок Государственный полиции, а здание Артиллерийского арсенала используется для нужд Центра искусств Марка Ротко. Кроме того, восстановлен исторический облик Николаевских ворот, которые, между прочим, были признаны лучшим реставрированным объектом 2014 года в Латвии. Воссоздан и деревянный мост, ведущий к Николаевским воротам, а так же первый набережный люнет с кордегардией. Данные проекты преобразовали облик крепости и сделали её более привлекательной для посетителей.
Строительство крепости было начато в 1810 году для защиты западных границ Российской империи и в преддверии войны с Наполеоном. Руководить работами было поручено военному инженеру генерал-майору Геккелю и, в общей сложности, в постройке крепости принимало участие около 12 тысяч человек, работающих непрерывно в двух сменах. Сразу же после окончания Войны 1812 года, строительство крепости было возобновлено, и вплоть до Первой мировой войны здесь размещались гарнизоны Российской императорской армии. В целом, крепость могла вмещать до 6000 человек. В 1920 году в крепости разместились воинские части Латвийской армии, а точнее три пехотных полка и один полк артиллерии 4. Земгальской дивизии. В 1940 году в Даугавпилсской крепости разместились части Красной Армии. Прежний гарнизон был расформирован и полки Латвийской армии покинули крепость. Во время Второй мировой войны, в крепости был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340». А в мостовом прикрытии действовало еврейское гетто, в которое помещались евреи со всей округи. С 1948 до 1994 года в крепости размещалось Даугавпилсское высшее военное авиационно-инженерное училище. В настоящее время крепость является микрорайоном города, где проживает более 1000 человек.
Сегодня крепость стремительно развивается, и с каждым годом привлекает все больше и больше туристов из Латвии, а так же других стран. Разрабатываются проекты по развитию и благоустройству крепости и близлежащей территории. Семьи предпочитают это место для прогулок, а так же для фотосессий.
В крепости проходят различные мероприятия городского, государственного и национального масштаба. Ежегодно тут организовывается Ночь музеев, здесь так же проводятся Дни Европейского культурного наследия. В 2015 году в крепости появилась новая традиция – фестиваль военно-исторической реконструкции “ Динабург 1812”, во время которого посетители крепости могут наблюдать реконструкцию событий 1812 года, когда французская армия шла в нападение, а крепость героически защищали российские войска. Также во время мероприятия предлагаются различные развлечения, как для детей, так и для взрослых.
В Центре культуры и информации Даугавпилсской крепости можно ознакомиться с историей и развитием Даугавпилсской крепости, запланированными проектами по её обновлению, а также грядущими мероприятиями. Здесь также есть возможность осмотреть посвящённую крепости экспозицию, получить карту крепости и другие туристические материалы. Центр работает каждый день с 10:00 до 19:00, включая субботу, а в воскресенье – с 10:00 до 17:00. С 1 мая по 1 ноября на ежедневный режим работы перейдёт и задание караульни 1-ого набережного люнета.

Рундальский дворец

Один из самых известных архитектурных памятников XVIII столетия в Латвии.
История
Построен по проекту российского архитектора итальянского происхождения Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство дворца началось в 1736 году по заказу Эрнеста Иоганна Бирона – фаворита российской императрицы Анны Иоанновны. Однако после ее смерти в 1740 году Бирон оказался в ссылке, и строительство дворца приостановилось. Возобновить и завершить строительство удалось только в 60-е годы, по возвращении Бирона из ссылки. В строительстве дворца участвовали рабочие, мастеровые и художники, в основном, из Петербурга, а также солдаты. После присоединения Курляндии к России дворец перешел во владение графа Зубова, позднее стал собственностью графов Шуваловых. В 1920 году дворец перешел к Латвийскому государству. В 1972 году во дворце был открыт музей и начались реставрационные работы, продолжающиеся по сей день.
Дворцово-парковый комплекс в Рундале – один из известнейших в Латвии архитектурных ансамблей, созданных в стиле барокко. В 1735 году фаворит российской императрицы Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон приобрел имение в Руэнтале (Рундале). Через год он распорядился снести стоявший здесь господский дом конца XVII века и начать новую, до сих пор еще невиданную в Курляндии, стройку. По его замыслу здесь должно было построить дворец – его летнюю резиденцию, не хуже, чем у западных монархов. Через два года Бирон при содействии Анны Иоанновны становится курляндским герцогом.
Дворец является центром комплекса, куда входят внутренний двор, конюшни, хозяйственные постройки и парки (также в стиле барокко) – французский и охотничий, с каналами и прудом. Регулярную планировку «французского парка» (10 га) определяет лабиринт симметричных аллей и дорожек, стриженые деревца и живые изгороди. Вся остальная территория сформирована с использованием естественного ландшафта и высокого силуэта прилегающего к парку небольшого леса и двух речек. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля - более 72 гектаров. Возводился он с 1736 по 1740 и, позднее, с 1764 по 1769 годы. Здание дворца состоит из трех корпусов, в основании образующих четырехугольник, с северной стороны к которому примыкают два коротких поперечных флигеля. Внутренняя планировка палаццо четко отделяет парадные залы восточного корпуса от апартаментов герцога в центральной части здания, и помещений для герцогини и гостей в западном корпусе. Из 138 помещений ровно половина находились на первом этаже, предназначенном для придворных и обслуживающего персонала. В общей композиции главенствует симметричная многолучевая планировка. Сгруппированные вокруг парадного двора, помещения на втором этаже образуют длинные анфилады залов. Внутренний двор вымощен брусчаткой, сложенной в виде солнца, с отходящими от него лучами. Великолепны главные ворота, украшенные пилястрами и колоннами.
За исключением некоторых мастеров, надзирателей и транспортных рабочих, строителей присылали из России. Отделочные материалы доставлялись из Санкт-Петербурга. Столичная канцелярия от строений направила сюда известного столярного мастера и резчика по дереву А.Камаева, художников И.Мизинова, И.Пилугина, И.Евдокимова. К строительству привлекли также военнослужащих российской армии. Лепной декор стен и потолков создавала бригада Петра Ефремова. Роспись плафонов для потолков присылали в Руэнталь тоже из города на Неве. Со знаменитых тульских металлургических заводов привезли литые украшения для фасадов. Петербургские кровельщики покрыли крышу изготовленными в России листами луженой жести. На солнце она сверкала, как серебро, что было новинкой в этих краях. Расписанные кобальтом изразцовые печи складывали мастера Невского кирпичного завода, руководимые Иваном Ушаковым. Чтобы ускорить процесс, императрица Анна Иоанновна в 1739 году приказала отправить в Курляндское герцогство всех каменщиков петербургской канцелярии.
Строительством руководил российский придворный архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), помощником которого был Николай Васильев. Зодчий, по желанию Бирона, стремился реализовать в проекте подобие Версаля. Герцог, несмотря на то, что в его распоряжении практически была вся российская государственная казна, постоянно сетовал, что ему трудно найти средства для завершения работ. Посему, он распорядился внести упрощения в проект. В 1740 году фасад был почти готов, однако достроить дворец не удалось. Вскоре после смерти императрицы Анны Иоанновны Бирон попал в опалу, был арестован и отправлен на 22 года в сибирскую ссылку. Такой поворот событий остановил стройку. Государевы люди были отозваны в столицу, подготовленные отделочные материалы вывезли в Петербург. Уже установленные элементы – двери, стеновые панели, паркет демонтировали. Лишь в 60-е годы XVIII века Екатерина II прервала ссылку, вернула Эрнсту Иоганну титул и герцогство, а Растрелли получил возможность достроить дворец. Тогда же был упразднен барочный скульптурный декор фасадов и надвратной башни, а парадные комнаты отделали в стиле позднего рококо. Из 138 комнат четвертая часть сохранила первоначальное убранство, поразительное по богатству художественных приемов, разнообразию лепных фрагментов, яркости колорита плафонов и роскоши декоративной пластики. Основные работы по декору проводились в 1765-1767 гг. В это же время было создано новое парадное обрамление главного въезда (снесена высокая надвратная башня), построено два одноэтажных служебных здания – конюшня и каретный сарай, промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (замысел Растрелли осуществил архитектор Северин Енсен).
Пышным великолепием отличаются три зала в восточном крыле. Здесь находится Золотой (тронный) или Аудиенц-зал, отделанный синим и розовым искусственным мрамором, позолотой и лепниной. Огромный живописный плафон (площадь 200 кв.м) изображает богов Олимпа, вручающих корону герцогу. Танцевальный (или Белый) зал и Большая галерея (обеденный зал для торжеств) радуют глаз изящным декором, множеством рельефных пасторалей – аллегорий охоты, сельских работ, музыки, других видов искусств. На втором этаже в правом крыле дворца располагалась анфилада приемных залов, в левом – апартаменты герцогини и придворных, посредине – покои герцога, центром которых была спальня.
В конце XVIII века сын и наследник Эрнста Иоганна - герцог Петр Бирон продает свои дворцы и поместья в Курляндии, в том числе и летнюю резиденцию в Руэнтале, императрице Екатерине II, и навсегда уезжает в Силезию. Утративший свое великолепие дворец царица в августе 1795 года дарит графу Валериану Зубову. После его смерти в 1804 году поместье унаследовал последний фаворит императрицы Платон Зубов, брат Валериана. Позже этим палаццо владела его вдова – Текла (Фекла) Валентинович, в 1824 году вышедшая замуж за обер-гофмаршала графа Андрея Петровича Шувалова. Семье Шуваловых дворец принадлежал до аграрной реформы 1920 года, когда вся собственность перешла под контроль государства.
В минувших за два века войнах дворец практически не пострадал. Во время нашествия Наполеона здесь пять месяцев квартировал французский корпус, артиллерийский осадный парк, а после тяжелых боев оборудовали лазарет. В этих стенах содержали и попавших в плен раненых русских офицеров. В период Первой Мировой войны во дворце размещался госпиталь. После 1920 года на территории находилась школа, а в 1924 - Союз инвалидов войны. В 1933 году был сделан ремонт, и здание передали Государственному музею истории, который планировал открыть здесь экспозицию церковного искусства. Во второй мировой войне дворец не пострадал. В послевоенные годы несколько залов переоборудовали под зернохранилище, а потом помещения передали для нужд начальной школы. В парадной белой столовой герцога находился спортивный зал.
К музейной жизни дворец вернулся только в 1964 году, когда здесь начал работу филиал Бауского краеведческого и художественного музея. Через год Советом Министров Латвийской ССР было принято решение о проведении реставрационных работ. В 1972 году Рундальский дворец получил официальный статус музея, и в том же году началось возрождение ансамбля. В первые годы становления музея ему оказывали помощь российские специалисты из пушкинского объединения «Росреставрация» и Московского института реставрации. В столице ткали шелковый штоф, копии печных изразцов изготовили ленинградские специалисты, над хрустальными люстрами трудились белорусские мастера. Сюда приезжали на время летней практики молодые художники, которые возрождали картины, чье состояние находилось в самом бедственном положении. Большой объем работ выполнило латвийское Научно-реставрационное управление. Часть исторических полотен передали в дар дворцу музеи Москвы и Ленинграда. Финансирование же государством программы восстановления здания продолжилось до 1992 года.
Уже 35 лет директором музея является неутомимый энтузиаст своего дела и исследователь Имант Ланцманис. Его изыскания в местных и российских архивах нашли отражение в многочисленных монографиях о Рундальском дворцово-парковом ансамбле. Работа дружного коллектива музея находит поддержку у спонсоров, потомков герцогской фамилии и созданных фондов.
В 2007 году Рундальский дворец был включен в Список культурного наследия Европы.
Архитектура
Принципиальным наружным украшением всего здания на низком рустованном цокольном этаже является ритм оконных проемов с барочными наличниками. Окна первого и второго этажей одинаковой высоты с небольшой разницей в декоративном оформлении. Излюбленная Растрелли в ранних работах рустовка и здесь плавно переходит с цоколя на наличники окон первого этажа и пилястры, ограничивающие центральные части и угловые ризалиты флигелей. Треугольные фронтоны оконных наличников чередуются с лучковыми. На высоких кровлях располагались круглые люкарны и дымовые трубы сложной формы.
Первый этаж предназначался для придворных и прислуги. Второй — господский — этаж дворца разделялся на парадные залы восточного корпуса, апартаменты герцога в центральной части здания и жилые покои герцогини и гостей в западном корпусе. К длинным анфиладам залов второго этажа вела парадная лестница. Пышным великолепием отличались три зала. Поразительное по богатству художественных приемов оформление Золотого, или Тронного, зала демонстрировало разнообразие лепных фрагментов. Огромный живописный плафон площадью 200 м изображал богов Олимпа, вручающих корону герцогу. Танцевальный, или Белый, зал был насыщен изящным скульптурным декором и множеством рельефных пасторалей — аллегорий охоты, сельских работ, музыки. При обоих залах имелись Фарфоровые кабинеты. Парадные залы были соединены между собой 30-метровой Большой галереей, служившей обеденным залом во время торжеств. Она была украшена росписями, имитирующими ниши с вазами на пьедесталах.
Парадные апартаменты герцога, центральную часть которых занимала спальня, также были изящно декорированы великолепным живописным плафоном, двумя изразцовыми печами, шпалерной обивкой стен и золочеными орнаментами. Интерес представляла Комната роз, ее стены украшали лепные гирлянды цветов, а на потолке находился плафон «Триумф Флоры». Мраморный зал служил столовой, предназначенной для трапезы в кругу семьи.
Женская половина дворца была обставлена более скромно. Из всех помещений этой части дома художественный интерес представляют спальня с будуаром, оформленным цветной скульптурой, и туалетная комната. Основной декор был сосредоточен у плафона, на верхней части стены.
Симметричный парк Рундальского дворца является классическим регулярным парком XVIII века. Он полностью соответствует плану архитектора Растрелли. Растения парка в точности такие, какие было принято сажать в садах того времени. Парк Рундальского дворца включает французский сад, в котором ежегодно расцветают: более 20000 луковичных растений, 2500 видов роз, которые представлены 12000 кустами.

Усадьба Бирини

Замок Бирини – одно из удивительных мест, которое обязательно нужно посетить, если вы путешествуете по северо-восточному району Латвии Видземе. История замка начинается в XIII веке, когда эти живописные угодья облюбовали ливы. В те времена местечко носило название Колдесселле. Однако недолго местность связывали с этим именем – переселенцы немецкого происхождения переименовали ее в Колцене. Позднее в XVI веке право владения поместьем перешло к известному историческому персонажу Йохану Бирингу – легендарному герою Ливонской войны. Истинный патриот своей страны проявил себя в качестве талантливого полководца, сумевшего отстоять земли у завоевателей. Наградой герою послужило не только признание и любовь местного населения, но также Колценское имение, пожалованное Йохану Бирингу королем Польско-Литовского княжества. С легкой подачи местного крестьянства за поместьем закрепилось название Бириньское.
Архитектура
«Relinquo Infantibus Amorem Pariae», что в переводе означает «Оставляю в наследство любовь к Отечеству» – уникальная надпись, которую можно прочитать перед входом в замок. Причем здание претерпело в течение многих веков несколько реконструкций, однако плита, на которой высечено изречение, сохранилась до сих пор. Тот архитектурный образ, который можно наблюдать и в настоящее время, поместье приобрело в 1860 году, когда претерпев смену нескольких владельцев, попало в собственность к Аугусту фон Пистолкорсу. Роскошное историческое сооружение выполнено в неоготическом стиле. Проект разработал В.Ф.Хессе. Строение отличалось богатой декоративной отделкой в виде скульптурной лепки. Однако часть декоративного оформления была утеряна в период Первой Мировой войны.
Сейчас посетители могут насладиться созерцанием сохранившейся отделки, выполненной в стиле неоренессанс. Таким способом декорирован вестибюль, в котором размещаются двухсторонние деревянные лестницы, и столовая, потолок которой представлен в виде кессонных деревянных конструкций. В столовой располагается изразцовая печь, украшенная глазурью. Замок со всех сторон окружен великолепным чудесным парком. В окрестностях находится два озера с прозрачной чистой водой. Отдохнуть на берегу озера, подышать чистым воздухом и любоваться окружающими видами предлагается в двух уютных беседках. Место пользуется большой популярностью для проведения семейного отдыха, семинаров и банкетов представительского уровня.
Привидение
Согласно преданиям в замке обитает свое приведение. Истоком возникновению предания послужила романтическая история большой любви между дворянином, Эриком Пистолкорсом, и миловидной служанкой. Трагические события, которые спровоцировала мать Эрика, не желавшая для своего сына брака с простолюдинкой, привели к тому, что девушка повесилась. Известие о смерти возлюбленной помутило разум Эрика, который спустя некоторое время застрелился в парке, окружающем поместье. Его душа была отпета согласно церковным постулатам, однако дух девушки, который так и не обрел покоя, до сих пор скитается в стенах замка.

Аглонская базилика

На востоке Латвии в Прейльском районе расположен маленький городок Аглона. Он расположен в очень красивой местности, между двумя живописными озёрами. С этим городком связано множество преданий. Так местные жители считают, что именно в этом городке в XIII веке был убит и похоронен знаменитый литовский Король Миндаугас (литовцы придерживаются другого мнения). Городок этот населён в основном латгальцами — очень радушным и открытым народом, имеющим свои достойные уважения культуру и традиции.
В XVвеке из Литвы в Аглону была доставлена Икона Девы Марии. До этого она находилась в городе Тракай, бывшим древней столицей Литвы. В Литву же эта Икона попала из Византии, как дар одного из византийских Императоров Великому Князю Литовскому Витаутасу Великому. Т.е., Аглонская Икона, подобно Остробрамской Божией Матери Вильнюса и польской Ченстоховской Божией Матери изначально была православной. Да и в наше время Аглонская Икона одинаково чтится как католиками, так православными и староверами. Икона была помещена в местном деревянном костёле, в котором пребывала почти три века.
В Шестнадцатом веке на холме недалеко от костёла произошло явление Божией Матери одной местной жительнице. Матерь Божия предсказала процветание этого места и то, что сюда пойдут очень многие люди. В наше время на место явления приходят как паломники, приходящие на 15 августа, так и простые жители Аглоны. Они молятся у установленной на этом месте статуи Девы Марии, прося благословить их на добрые дела.
Во второй половине Восемнадцатого века в восточной части Латвии (Латгалии) начался период, известный как период «латгальского барокко». Местные дворяне активно жертвовали на строительство красивых больших костёлов, при этом с условием, чтобы они были «не хуже европейских». Так в это время в Даугавпилсе появился костёл св.Петра, являющийся не много не мало, как уменьшенной копией знаменитой Базилики св.Петра в Ватикане. В Краславе был построен костёл св.Людовика, ставший уменьшенной копией главной церкви ордена иезуитов костёла Дель-Джезу в Риме. В это же время в 1780 году был построен и новый величественный каменный костёл в Аглоне.
Базилика в Аглоне просто поражает своей красотой. На фоне красивого сельского пейзажа высится ослепительно белая двух — башенная церковь. Внутри же храм отделан в очень красивом стиле, присущем периоду барокко. Разделён он на три части и все три части доступны верующим. В верхней части храма находится сама Аглонская Икона Божией Матери, к которой может прийти каждый верующий в любое время. Возле Иконы расположено, если так можно сказать, фойе, в котором экспонируется вот уже не один год фотовыставка «Храмы Латгалии». На этой выставке запечатлены как католические костёлы, так православные храмы, староверческие моленные и лютеранские кирхи.
На первом этаже располагается главный храм, где проходят ежедневные мессы, и естественно и праздничные Богослужения. В нем также расположено много других святынь для католиков, так например там находится икона Божией Матери Розария. Также с недавних пор в главном храме на первом этаже проходит круглосуточная адорация. Адорация — это постоянное поклонение Спасителю. Спасителя же в данном случае в католической традиции символизирует облатка св.Причастия заключённая в красивое обрамление.
В нижнем этаже, крипте храма расположены захоронения. Так там покоится один из выдающихся католических священнослужителей Латвии — первый латвийский Кардинал Юлиан Вайвод, а также два выдающихся католических священника латгальского края — Болеслав Слосканс и Язеп Ранцанс.
Перед входом в Базилику сооружён особый навес и балкон, на котором проходят праздничные Богослужения 13-15 августа.
Базилику окружает Сакральная площадь, на которой проходят Крестные Ходы 14 августа, а также располагаются верующие паломники со всех уголков Латвии и многих стран мира, приходящие на праздники 13-15 августа. В 90-е годы прошлого века Сакральная Площадь была отреставрирована и украшена. В её украшении потрудился ныне покойный рижский скульптор Игорь Васильев, а также скульпторы и реставраторы из Армении.
Недалеко от Базилики расположен источник святой воды. Этот источник в Девятнадцатом веке исследовали учёные из Санкт-Петербурга, и нашли эту воду целебной. Так, что она полезна даже для не католиков.
Что примечательно, Божия Матерь действительно хранила и хранит эту Базилику и этот край в течение всей многовековой истории. Так Базилика в Аглоне не пострадала ни в одной из многочисленных войн, проходивших через этот край. А во время Великой Отечественной Войны этот храм был спасён просто чудесным образом. Случилось это 29 июля 1944 года. В это время, гитлеровцы уже убегали из латгальского края. И, убегая, уничтожали все на своём пути. Среди прочего, они решили взорвать и Аглонский костёл. Так они отправили туда команду взрывников, которая с немецкой педантичностью и профессионализмом заложила взрывчатку. Заложили они взрывчатку, в том числе и на верхнем этаже в алтаре возле Иконы Божией Матери. И тут произошло нечто необъяснимое. Гитлеровских взрывников вдруг сморил сон, и они заснули прямо в костёле, естественно не приведя в действие взрывчатку. И спали они столь крепко, что разбудили их только наши передовые части, взявшие их в плен, тем самым костёл спасли костёл. Верующие католики же считают, что нацистов погрузила в сон сама Матерь Божия, защитившая свою святыню. Аглонский костёл уцелел в Латвии и в хрущёвские времена, когда в равной степени доставалось и православным храмам, и католическим костёлам.
В 1980 году в честь 200 летия со дня постройки костёла и в воздаяние уважения за все, что делает его приход, Папа Римский Иоанн-Павел Второй даровал костёлу титул Базилики.
С августа 1991 года в праздничную традицию в Аглоне вошёл покаянный Крестный Ход вокруг Базилики, где верующие вспоминают 15 остановок на Крестном Пути Спасителя и читают молитву Розария (Отче Наш, католический вариант Богородице Дево, плюс обращение к Деве Марии (Пресвятая Дева, моли Бога о нас ныне и в час нашей смерти) и молятся о вопросах, актуальных для республики и мира. Участники хода идут с зажжёнными свечами, происходит он вечером и выглядит очень красиво.
В сентябре 1993 года в ходе своего визита в Латвию, Аглону посетил и покойный Папа Римский Иоанн-Павел Второй, отслуживший там мессу. После этого Базилика в Аглоне стала местом паломничества международного значения, коим является и в наше время.

Кулдига

Кулдига - город в Латвии, расположенный в её западной части в историческом регионе Курземе. Это небольшой тихий городок с населением чуть менее 13 000 человек (2018 год). Кулдига - практически ровесник Риги. Первые письменные упоминания о городе восходят к первой половине 13 века. Интересно, что исторический центр Кулдиги практически не пострадал во время мировых войн. Здесь сохранилась старая деревянная застройка 17-18 веков. И пусть старые дома выглядят немного ветхими и обшарпанными, город это совсем не портит.
Исторический центр Кулдиги - переплетении узких улочек и исторической застройки 17-18 веков с сохранившимися старинными деревянными домами. Одним из символов города является старый кирпичный мост, построенный в 1874 году. Это самое длинное сооружение такого типа во всей Европе. Мост состоит из 7 пролётов. Рекомендуем прогуляться вдоль речки Алекшупите. Дома здесь расположены у самой кромки воды, придавая Кулдиге венецианское очарование. Церковь св. Екатерины - посвящена покровительнице города. История церкви восходит к 13 веку. Позже была перестроена в стиле барокко. Обязательно стоит прогуляться по Лиепайской улице. Это пешеходная улица с исторической застройкой. Рядом с мостиком через Алекшупите расположено старейшее деревянное здание города с старым флюгером. Из сакральной архитектуры стоит посмотреть на кирпичную лютеранскую церковь св. Анны, построенную в конце 19 века и синагогу. Из природных красот рекомендуем посмотреть водопад Вентас-Румба. Это самый широкий естественный водопад Европы, образованный рекой Вентой. В прошлом водопад был одним из главных промысловых центров по добыче лосося. Хитроумные приспособления по добыче рыбы получили известность, а город стал местом, где рыбу ловят в воздухе.

Митавский дворец

Митавский или Елгавский дворец (нем. Mitauburg, латыш. Jelgavas pils) — крупнейший по размерам барочный дворец Прибалтики, построенный в XVIII веке по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице — Митаве (ныне Елгава).
Дворец был заложен Эрнстом Бироном на равнинном острове между рекой Лиелупе и её притоками в 1738 году. Строительство велось на месте разобранной резиденции прежних курляндских герцогов из династии Кетлеров, предшественником которой был средневековый замок Ливонского ордена. Одновременно Растрелли проектировал загородную резиденцию Бирона в Руэнтале.
В связи с опалой Бирона в 1740 году все строительные работы были свёрнуты, хотя дворец не был ещё подведён под кровлю. Строительство было возобновлено после возвращения Бирона из ссылки в 1763 году. Помимо Растрелли, после смерти своей покровительницы Елизаветы потерявшего заказы в Петербурге, к достройке герцогской резиденции был привлечён датский архитектор Северин Йенсен, придавший ему некоторые черты классицизма.
После завершения строительства в 1772 году престарелый герцог не прожил в Митавском дворце и полугода. В 1779 году его преемник, Пётр Бирон, принимал во дворце знаменитого графа Калиостро. После аннексии герцогства Россией в 1795 году Митавский дворец часто менял владельцев. На протяжении многих лет в нём находили пристанище бежавшие из революционной Франции аристократы, в том числе в 1798—1800 годах Людовик XVIII со своим семейством. Здесь же Мария Тереза Французская сочеталась браком с герцогом Ангулемским.
Митавский дворец. Вид со стороны реки Лиелупе.
Внутреннее убранство дворца, над которым по заказу Бирона работали Ф. Х. Баризьен, И. М. Граф и итальянский художник д’Анджели, погибло в 1918 году, когда Митавский дворец был разграблен и сожжён отступавшими частями Бермондта-Авалова. Реставрировался для нужд будущего вуза во времена независимой Латвии в 1936—1939 гг., тогда же на месте бывших конюшен был возведён лабораторный корпус, закрыв таким образом квадрат двора со стороны города. В 1939 г. во дворец въехала Елгавская сельскохозяйственная академия. Ещё сильнее пострадал дворец в ходе военных действий 1944 года. Реставрация, производившаяся также для нужд восстанавливаемого вуза в 1956—1964 гг., практически не затронула интерьеров. В 1961 г. в здание въехала Латвийская сельскохозяйственная академия, ныне Латвийский сельскохозяйственный университет.

Замок Бауска

Замок в Бауске – из молодых, построен уже во времена огнестрельной артиллерии. Один из самых мощных замков в Латвии. Своеобразен ещё тем, что, фактически, это два очень разных, но соединённых вместе замка.
В 1410 году Тевтонский орден потерпел сокрушительное поражение при Грюнвальде. Этого рыцарям-монахам ещё мало показалось. Ландмейстер Ливонии Франк фон Кирскоф встрял в борьбу между претендентами на трон Великого княжества Литовского Свидригайло Ольгердовичем и Сигизмундом Кейстутовичем.
В 1435 в битве под Вилькомиром фон Кирскоф и его союзник Свидригайло были полностью разгромлены.
В итоге – фатально ослабленная Ливония с теперь уже очень враждебным соседом на юге – Литвой.
Литовцы, они не брезговали по джентльменским правилам средневековой войны пограбить и поразорять земли ослабевшего соседа, тем более, врага Великого князя. Как-то нужно было держать оборону.
В 1443 новый ландмейстер Ливонии Генрих Финке фон Оверберг повелел построить в узловой точке, там, где сливаются реки Муса и Мемеле, вблизи литовской границы, новый мощный замок.
Строить, правда, было некому, в этих местах из-за пограничных конфликтов и сопутствующих им разорений практически не было населения.
Орденские братья совершили рейд на территорию Новгородской республики, захватили в районе города Ям множество пленных и вот их-то и заставили строить замок Бауск. По национальности большинство пленников были не русские, а водь, финно-угры.
Строительство замка было окончено в 1451.
Замок Бауск во время противостояния с Литвой был узловым пунктом обороны против литовских отрядов, просачивавшихся в Ливонию. В мирное время, благодаря расположению, контролировал важный торговый путь.
В 1561 Ливонское ландмейстерство Тевтонского ордена было окончательно разгромлено, часть, примерно половина, его бывших владений стала герцогством Курляндским и Семигальским. Первый герцог (и последний ландмейстер Ливонии) Готхард Кеттлер сделал Бауск одной из двух своих столиц (вторая – Митава). В 1582 Кеттлер – ну, хотелось жить покомфортнее - начал строительство Нового замка. Строительство новой части замка было закончено только в 1596, уже при наследниках Готхарда, Фридрихе и Вильгельме Кеттлерах.
Уже в XVII веке Бауск был несколько раз осаждён и дважды взят противником. Правда, обошлось без штурмов. В 1625 король Швеции Густав Адольф захватил замок, благодаря предательству одного из бюргеров. А в 1628 уже польский полководец Александр Гонсевский предложил шведскому гарнизону очень выгодные условия сдачи.
В 1658 герцог Курляндский и Семигальский Екаб попал в плен к шведам и вынужден был передать им часть своих земель, в том числе и Бауск. Поляки несколько раз подступали к замку, но захватить его не смогли. Впрочем, вскоре, в 1660, замок был возвращён Курляндскому герцогу по условиям Оливского мира.
Настоящий штурм по всем правилам Бауск увидел только в 1701 году. Замок захватил король Швеции Карл XII.
Однако уже в 1705 году шведский гарнизон сдал Бауску без боя русской армии.
Пётр I приказал замок разрушить, чтобы шведы не воспользовались в будущем. Но приказать легче, чем сделать, кое-что было разрушено, но основные укрепления остались.
Конечно, то, что мы сейчас видим – герцогская часть замка, как новенькая – всё-таки результат реставрации. О Бауском замке ходит много легенд, с разными вариациями. В основном, с женским уклоном – то ведьма, возглавлявшая оборону замка, то принцесса, погибшая при попытке бежать из осаждённого замка. В подвалах замка хранятся сокровища. По крайней мере, столько, что можно ещё один такой замок выстроить. Но добраться до них нельзя – там бродит погибшая принцесса со своими фрейлинами и напрочь гасит все факелы и свечи. Мастер, когда-то строивший замок, каждую ночь поднимается на главную башню и пытается её восстановить в первозданном виде. Двое стражников, охранявших когда-то замковый мост, проворонивших наступление врага и казнённых за нерадивость, тоже каждую ночь пытаются исправить ошибку и перепилить мост. Правда, пока безрезультатно.

Тюрьма Кароста

Тюрьма Кароста или гауптвахта была построена примерно 1900 году как госпиталь. Со времен революции 1905 года здесь начинает работать тюрьма, которая выполняла свои функции вплоть до 1997 года. С сменой власти, менялись и заключенные, революционеров сменили матросы царской армии, позже дезертиры немецкой армии, враги народа. Так ка в советское время Кароста был важным военным объектом, в тюрьме продолжали держать непослушных солдат советской армии. Последними тюрьму использовали солдаты военно-морских сил Латвии, которые отбывали здесь дисциплинарные наказания. В тюрьме Кароста произошло много ужасных событий, было сломано много судеб и похищено много жизней. Достоверно известно, что во время тоталитарных режимов здесь были застрелены 150 человек. Много легенд ходит о Тюрьме Кароста. Одна из них рассказывает о неком молодом человеке и его невесте. В 1944 году немецкий патруль задержал молодого паренька по подозрению в дезертирстве и поместили его в 18ю камеру. Произошло это за две недели до его свадьбы. Невеста пришла спасать парня. Чтобы попасть в тюрьму, она отдала свою честь тюремным охранникам, но в камере так и не встретила своего любимого жениха, его уже застрелили. Не в силах пережить тяжесть произошедшего, девушка покончила с собой. С того для ее образ в белом платье бродит по тюрьме, хлопая дверьми, шумя и выкручивая лампочки. Этого призрака так и зовут Белой Дамой! Зарубежные профессионалы по призракам приезжали изучать призраков Тюрьмы Кароста. В 2009 году здесь были представители „Ghost Hunters International” , которые с помощью специальной аппаратуры неделю изучали происходящее в тюрьме. В результате было зафиксировано несколько паранормальных явлений. Выводы сделанные в ходе исследования были показаны по телеканалу „Sci – Fi” в США. После исследования Тюрьма Кароста была признана одним из самых одержимых призраками мест в мире, которое только на волосок отстает от знаменитой тюрьмы Алькатрас на одиноком острове в штате Калифорния, США. В Тюрьме Кароста у туристов есть возможность насладится разными нетрадиционными развлечениями, начиная с ночевки в тюремной камере, ареста и допроса, и заканчивая офицерским обедом в тюремном буфете.

Национальная кухня Латвии

Стоит отметить, что некоторые люди не знают совершенно ничего о Латвии. Но еще меньше людей знает что-нибудь о латвийской пище. Это удивительно, но многие люди, даже в самой Латвии не имеют ни малейшего представления о традиционных и наиболее популярных блюдах латышской кухни. Почему? Может быть, это потому, что Латвия является домом для многих других национальностей, помимо латышей: здесь живут тысячи русских, белорусы, украинцы, поляки, литовцы, евреи и т.д., которые в совокупности составляют не менее чем 40% населения Латвии. В любом случаи, даже если человек имеет иное этническое происхождение, он все равно должен знать традиции страны, в которой живет или в которую путешествует.
Так что же является основным продуктом питания традиционной латышской кухни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, что латыши были крепостным народом вплоть до начала 1800-х годов. Именно поэтому, традиционная латвийская еда всегда характеризовалась высоким содержанием калорий, была тяжелой, немного жирной и с низким содержанием специй, которые были очень дорогими, чтобы импортировать их в те дни. Латвия является относительно молодой страной, но вековая история ее территории связна с Германией, Швецией и Россией. Именно благодаря этим странам традиционная кухня Латвии естественно имеет много посторонних элементов. К примеру, немцы внесли в кухню Латвии всевозможные блюда из капусты, у шведов латыши позаимствовали рецепт желтого горохового супа, русским кухня Латвии обязана приготовлением ржаного хлеба, без которого теперь латыши не могут себе представить свою кухню.
Но, несмотря на все сходства, типичная латышская пища имеет свои индивидуальные особенности и до сих пор в значительной степени отличается даже от традиционных кухонь Литвы и Эстонии, стран, которые являются братскими народами на первый взгляд. В качестве примера следует отметить, что латыши едят много бобов, которые характеризуются очень высоким содержанием белка и являются прекрасным заменителем мяса. Одним из традиционных блюд кухни Латвии можно назвать серый горох с беконом, который, как правило, подается на Рождество. Люди верили, что употребление в пищу гороха принесет удачу и деньги, поэтому они ели его в большом количестве, также употребляя параллельно заливную свинину, сельдь под шубой, сыр с тмином с ржаным хлебом, перловую кашу с фундуком. Поесть, как настоящий латыш, означает употребить пищу с избытком, пока желудок не начнет болеть. И если это произойдет, то есть рецепт устранения такой ситуации, а именно употребление в пищу супов. Суп из щавеля, сметанный суп, суп из квашеной капусты и даже молочный суп являются лучшими лекарствами против боли в животе, так как они помогают пищеварению. Именно плохое пищеварение было огромной проблемой для людей, живущих в средневековье из-за того, что пища была очень тяжелая в те дни.
Если вы идете в латышский ресторан, то вам обязательно подадут традиционную латышскую закуску: роллы с беконом. Это блюдо готовят в печи, оно выглядит как рулет в форме полумесяца, фаршированный беконом, луком и яйцами, и подается с чашкой куриного бульона. Еще один популярный вид выпечки — скландраусис, представляет собой вкусные круглые пироги, которые заполняются двумя основными ингредиентами: морковью или картофелем. Идея заключается в том, чтобы придать пирогам оранжевый цвет, чтобы они стали похожи на солнце. Они являются своеобразным символом и на пасхальном столе. Но, конечно, это блюдо настолько вкусное, что люди не ждут, пока наступит Пасха, а употребляют это блюдо в течение всего года. В Латвии также подают холодный борщ. Этот тип супа является типичным для каждой восточноевропейской кухни. Примером традиционного основного блюда кухни Латвии является сельдь с творогом и картофелем. Здесь объединены в одно три наиболее типичных латвийских продукта, что делает это блюдо конечной формулой латышской кухни.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна