Гид по городам мира





Болгария


Республика Болгария — именно так звучит ее официальное название — расположена на юго-востоке Европы. Страна граничит с Турцией, Грецией, Сербией, Македонией и Румынией.
Географические объекты Болгарии имеют очень красивые названия. Например, курорты — Солнечный Берег, Золотые Пески, Елените; города с богатой историей — Албена и Несебр.
Болгария — это райское место на земле, сочетающее потрясающую красоту приморских курортов, восхитительное величие снежных вершин и завораживающее спокойствие плодородных долин. С древних времён эта часть Европы привлекает людей, желающих полноценно отдохнуть и восстановить свои внутренние силы, а также получить незабываемые впечатления. В Болгарии можно отдыхать на протяжении всего года. И всегда здесь туристов ждут: золотой песок широких пляжей, ласковое солнце, удивительно синее (а не чёрное) море, изобилие фруктов, тёмно рубиновый цвет болгарских вин, дружелюбие местных жителей, обилие достопримечательностей и богатая история этого края.

Климат и погода

На севере страны климат резко континентальный с холодными зимами (нередко до –30°С в горах) и жарким летом (до +30°С). На юге Болгарии климат более мягкий, средиземноморский, летом его влияние по всей стране особенно заметно. В летние месяцы на всём побережье стоит теплая солнечная погода с температурами от +23 до +27°С. Сезон для купания начинается с конца мая и заканчивается начале октября, вода в это время прогревается от +21 до +25°С.

История

Первые поселения на территории Болгарии датируются 5 тысячелетием до н.э. и первым крупным городом основанным фракийцами был Пловдив (Эвмолпиада), который сегодня является одним из старейших городов Европы (он старше Афин, Рима, Константинополя и Карфагена). В середине IV века до н.э. город был завоёван отцом Александра Македонского — Филиппом II. Первые упоминания о болгарах, как народности, относятся к 354 году. Вся болгарская государственность ведёт свое начало с 681 года и ознаменована созданием Первого Болгарского царства. Затем были Византийская Болгария, Второе Болгарское царство, Видинское царство, Османская Болгария, Княжество Болгария, Третье Болгарское царство и наконец, в 1946 году была образована Народная Республика Болгария, а в 1990 году — Республика Болгария.

Достопримечательности

Семь Рильских озёр

Великолепие гор Рила, чистый воздух, тепло солнца и красота уникальных семи Рильских озер затронут в душе такие струны, звучание которых будет ощущаться еще очень долго после посещения этого места. Огромное пространство вокруг озер предлагает туристам бесконечные возможности для походов или прогулок, спорта и активного отдыха. Пешком или на лошади, на подъемнике или велосипеде здесь невозможно усидеть на месте, а наградой за движение будут замечательные виды и ощущение свободы и бесконечности.
Лучшее время, чтобы посетить озера — летние месяцы. Даже в июне озера все еще могут быть покрыты льдом. Это наиболее посещаемая туристами озерная группа в Болгарии. Озера расположены в Северо-Западной части гор Рила и расположены они на высоте от 2100 до 2500 метров над уровнем моря.
Семь озер расположены в живописной долине под не менее красивыми хребтами и вершинами. Некоторые озера соединены небольшими реками. После прохождения воды в этих потоках образуются небольшие пороги и каскады.
Имя каждого из семи озер имеет связь с конкретными внешними признаками этого озера. Озеро, которое находится выше других, называется Сылзата (Слеза) из-за прозрачности воды, которая позволяет видеть дно озера.
Следующее озеро Окото (Глаз), которое имеет характерную овальную форму и, при хорошей погоде, темно-синий цвет. Окото – самое глубокое каровое озеро в Болгарии – его глубина 37,5 метров.
У озера Быбрека (Почка) самые крутые берега из всей озерной группы. Пожалуй, нельзя придумать более точного названия, глядя на форму этого водоема площадью 8,5 гектаров со скалистыми берегами.
Четвертое озеро Близнака (Близнецы). Это самое большое озеро из семи Рильских озер. Оно похоже на песочные часы с сужением посередине и в безводные годы делится на две меньших и похожих водоема, откуда и происходит это название.
Озеро Трилистника (Трилистник) неправильной формы с низкими берегами. Самое мелкое среди Семи озер — Рибното (Рыба).
Самое нижнее из озер — Долното (Нижнее). Оно собирает воду, которая течет из других озер и формирует реку Джерман.
Все эти водоемы связывают узкие ручейки. В некоторых из озер водится рыба — балканская форель, но в целом, из-за низкой температуры воды разнообразие видов здесь невелико. Озера наполняются за счет дождей и таяния снегов.
Еще одной изюминкой этого района является высокий водопад Скакавица, расположенный на одноименной реке в заповеднике.
Приятная прогулка на запад между кленами и можжевельником, а затем лесом около часа и можно добраться к усадьбе Скакавица. Там гостеприимные хозяева предложат чай или кофе для короткого перерыва во время прогулки. Отсюда живописной долиной в сказочном заповеднике менее чем за полчаса можно добраться до замечательного водопада Скакавица, который сбрасывает воду на камни с высоты 70 метров. В заповеднике много охраняемых видов растений, можно увидеть редких хищников, таких как орлы, тетерева и другие, а также диких коз и оленей.
В этом регионе Болгарии местное население традиционно занимается разведением лошадей и летом большинство лошадей находятся в высокой части гор Рила. Предприимчивые местные жители предлагают туристам поездки на лошадях вокруг семи Рильских озер, и другими описанными выше маршрутам.
Зимой озера находятся под толстым слоем льда и снега, но горы предлагают посетителям уникальную возможность отдыха на лыжах или сноуборде.

Белоградчикские скалы

Белоградчикские скалы - уникальный природный феномен, представляющий собой большой скальный комплекс шириной 6-7 км и протяженностью около 30 км. Белоградчикские скалы расположены недалеко от города Белоградчик (вблизи границы Болгарии и Сербии). Скальный комплекс простирается с запада на восток от горной вершины Ведерник (1124 м над уровнем моря).
Скалы под Белоградчиком сформировались природой более 200 миллионов лет назад. Под воздействием воды, ветра и перепада температур образовались причудливые скальные изваяния и множество пещер в них. Скалы имеют разнообразную форму и размеры, вздымаясь ввысь на 100 метров. Красно-бурый оттенок горных пород связан с большим содержанием в них окиси железа. Скалы, находящиеся вблизи Белоградчика, имеют свои названия: Всадник, Мадонна, Адам и Ева, Дервиш, Лев, Грибы, Монахи, Медведь, Пастушок, Замок. Западнее города расположена другая группа скал, из которых наиболее известны скалы Збегове (представляющие собой естественные скальные крепости), Эркюприя (природный скальный мост) и Борич. К скалам можно проехать на автомобиле по проселочной дороге. Интересны скальные композиции под названием Близнецы и Большой и Малый Збег, которые, ещё в древние времена были оборудованы, как крепости. На протяжении разных исторических эпох скальные крепости использовались фракийцами, римлянами, византийцами, болгарами и турками. Для удобства передвижения в скалах были выдолблены ступени. Среди скал видны руины построек, когда-то бывшие стенами различных зданий.
В четырех километрах восточнее Белоградчика расположена ещё одна группа скал, в которую входят скалы вокруг крепости Латинское кале и пещера Лепеница. Четвертую группу скал образуют скалы между селами Боровица и Фалковец. В этих местах расположены скалы Боров камень, Пчелин камень, Момина скала и Торлак. Завершают скальный комплекс скалы, расположенные вокруг сел Белотинци и Гюргич.
Самой известной из крепостей скального массива является Белоградчикская крепость.
Пришедшие на Балканы в I веке римские легионеры, основали в этих местах крепость, не потерявшую значение и позднее, в эпохи Болгарского царства и Османского владычества.
В XIV веке правитель Бдинского (Видинского) царства, сын болгарского царя Ивана Александра Иван Срацимир (1324-1396, годы правления 1356-1396) расширил границы старой крепости, которая находилась ранее только в скальной части. Во времена правления Ивана Срацимира Белоградчикская крепость стала одним из важнейших форпостов Бдинского царства, занимая второе по значимости место, после Видинской крепости, выполнявшей роль царской резиденции.
В 1396 году Белоградчикская крепость была захвачена турками. Во времена Османской империи крепостные стены были расширены. В 1805 году началось преобразование крепости в военное оборонительное укрепление: в стенах были сделаны около четырехсот бойниц. Архитектура крепости отражала османское и европейское фортификационное искусство – в строительстве принимали участие военные инженеры из Франции и Италии.
Белоградчикская крепость была связана с произошедшим в этих местах в 1850 году Видинским восстанием – крупнейшим крестьянским восстанием против турецких завоевателей. В память об этих событиях у Белоградчикских скал, на месте казни повстанцев, был установлен обелиск.
В последний раз Белоградчикская крепость использовалась как военно-стратегический объект в 1885 году, во время сербско-болгарской войны, которая была объявлена Болгарии Сербией, в лице короля Милана Обреновича, в ответ на объявление об объединении Болгарии с автономной турецкой провинцией Восточная Румелия. Эта братоубийственная война, в которой были убитые и раненые с обеих сторон, была развязана из-за территориальных притязаний; она длилась с 14 по 28 ноября и закончилась полным поражением сербов.
В настоящее время общая площадь крепости, состоящей из трех ярдов (или дворов) и отдельных укреплений, составляет около 211 кв. километров. Высота стен, в которых находятся амбразуры, достигает десяти метров. В крепости расположены казармы, помещения для складов, несколько арсеналов, тюрьма, мельницы и четыре водохранилища.
На расстоянии около ста метров от крепости находится Астрономическая обсерватория Болгарской академии наук, которая располагает тремя телескопами, взглянуть на звездное небо через которые может любой желающий.
В окрестностях Белоградчика расположена ещё одна природная достопримечательность – пещера Магура.

Фракийская гробница в Казанлыке

Фракийская гробница Казанлык находится в 2,5 километрах к юго-западу от села Свештари, в северо-восточной части Болгарии. Фракийская гробница Казанлык датируется III веком до нашей эры, и обнаружена недалеко от Казанлык в Долине Роз. Гробница является ярким примером эллинистического искусства и внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фракийская гробница Казанлык – это единственный фракийский город, который был полностью раскопан, исследован и сохранен. Эти исследования показывают, что эта холмистая местность была заселена большим поселением фракийцев, которые достигли своего культурного развития до III века. Использование кирпичной кладки было свойственно только этому району, нигде больше во времена фракийцев кирпичи так широко не применялись при строительстве.
Фракийская гробница находится на вершине холма, и была построена без глубокого фундамента. Она состоит из трех камер, так требовал культ погребения фракийских умерших. Первая – прихожая, строилась для колесниц и лошадей, или рабов, которые сопровождали умершего в загробный мир. Вторая – коридор (дромос), представлял собой небольшую комнату для вещей, необходимых в загробной жизни. Третья – погребальная комната, предназначалась для самого тела. Все эти составляющие имели различные формы и размеры.
Фрески здесь считаются уникальные, потому что они полностью сохрани работы мастеров эллинистического искусства, и найдены в том состоянии, в котором они изначально выполнены. Они начинаются с прихожей. Стены сделаны из светлого цвета, на фоне которых выложены в темные линии камни, создавая тем самым торжественную обстановку при входе в коридор и погребальную комнату.
Живопись коридора и погребальной комнаты представляет собой монументальный фасад. Он начинается с высокой трибуны, выше которой нейтральные цвета и заканчивается архитектурными деталями и картинками между ними. Фрески гробницы являются частью художественной композиции, которая удачно вписана в архитектуру гробницы – это произведение искусства.

Широка-Лыка

Одно из знаменитых болгарских сел — архитектурно-исторический заповедник Широка-Лыка — находится в окружении живописных Родопских гор и омывается рекой Широколышка. Эта маленькая деревня известна далеко за пределами страны своими архитектурно-этнографическими памятниками и имеет музыкальную славу.
Эта местность в Родопах была населена с доисторических времен. По крайней мере, археологические раскопки на вершине горы Турла неподалеку от села, а также возле соседнего села Гела, позволяют сделать такие выводы.
Смолянский регион, к которому относится село, преимущественно мусульманский. Его жители приняли ислам во времена турецкого завоевания. Однако пять сел этой округи, а именно Солишта, Гела, Стикыл, Стойките и Широка-Лыка остались христианскими.
Сама деревня может служить образцом горной болгарской деревенской архитектуры, характерной для Родоп. В основном она состоит из двухэтажных домов с деревянными лестницами, соединяющими этажи. Окна в таких домах маленькие, трубы высокие, а стены толстые, как в крепости. Эти дома, как правило, имеют внутренние, мощеные камнем дворики.
Некоторые из домов даже имеют свои имена – в честь знаменитых хозяев: Богданов, Григоров, Калайджи… Храм Богородицы, расписанный местными художниками-братьями Зографами, Димитром и Захарием и арочные мосты над рекой Широколышкой, соединяющие разные части села, находящиеся по обоим берегам речки, тоже являются объектом внимания туристов.
Однако не только своеобразная национальная архитектура, но и фольклорно-музыкальные традиции Широка-Лыка известны во всей Болгарии. Здесь, в этой деревне открыта школа фольклорного искусства национального значения. Тут учат играть на аутентичных болгарских сельских музыкальных инструментах: гадулке, кавале и каба-гайда. Поэтому послушать красивые, протяжные и берущие за душу песни местных горцев в сопровождении этих инструментов ежегодно съезжаются сотни людей.
Окрестности Широка-Лыка тоже достойны посещения. Многие маркированные пешеходные туристические маршруты по Родопам, проложенные от одного туристического приюта до другого, проходят через эту деревню. В частности, отсюда можно добраться до приютов Ледницата, Перелик и Изгрев. Кроме того, гости деревни могут в течение одного дня посетить соседнюю деревню Вырбово, тоже славящуюся архитектурным комплексом и живописными видами. Из Широка-Лыка можно также съездить на экскурсию в центр региона, город Смолян. Недалеко от села находятся также горнолыжный курорт Пампорово (12 км) и бальнеологический курорт Девин (22 км).

Долина Роз

В Болгарии между центральным хребтом Балканских гор и цепью гор Средна-Гора расположилась Долина роз или Розовая Долина.
На земле известно около 7000 видов роз, но лишь 200 видов являются масличными, т.е. те, которые дают ценные благоухающие эфирные масла. К масличным розам относится и казанлыкская роза в Болгарии. Эти розы считаются национальным богатством страны. Из казанлыкской розы получают известное розовое эфирное масло. Масличная роза стала национальным цветком Болгарии.
Эти розы встречаются только в культурном виде. Известно, что роза является гибридом двух видов роз. Люди пытались вывезти розу в Калифорнию, на Кипр, в Грецию. Но там роза не прижилась.
Казанлыкская роза представляет собой кустарник высотой 1,5 метра, который может расти на одном месте до 20-40 лет. Она относится к семейству розоцветных. У розы крепкие крючковатые шипы. Листья яйцевидной формы, опушенные. Цветы издают нежный запах. В цветке розы сто лепестков. Цветы розы имеют нежнейший розовый цвет. Цветет роза с середины мая до середины июня.
Типичный розовый запах имеют только розовые и красные розы. Розы иного цвета, например, белые, желтые и иные могут пахнуть лимоном, фиалкой, ирисом.
Правительство Болгарии еще в 1945 году издало специальный закон, поощряющий выращивание роз, те, кто высаживал новые плантации роз, получали специальные поощрительные премии. Чтобы люди были заинтересованы выращиванием роз, государство устанавливало высокие заготовительные цены на розы. К настоящему времени розовые плантации в Казанлыкской долине занимают 300 гектаров.
Сбор роз необходимо проводить ранним утром, с 4 до 9 часов утра. В это время в розах содержится наибольшее количество эфирных масел.
Розы требуют тщательного ухода, лепестки роз собирают только вручную. Лепестки собранных роз сразу следует переработать, то есть, с помощью водяного пара из них получают розовое масло. Розовое масло хранят в темном месте. Эфирное розовое масло считается на рынке одним из самых дорогих.
Розовое масло болгарской розы используют в парфюмерной промышленности. Без него невозможно изготовить духи. Оно придает особый аромат духам и его закрепляет.
Розовое масло имеет и целебные свойства. Оно используется в фармацевтической промышленности и медицине. Его применяют при головных болях, как противовоспалительное и болеутоляющее средство. Люди используют розовое масло для лечения полости рта и заболеваний глаз. Им лечат язвы и туберкулез, оно обладает слабительным свойством. Оно используется для лечения бронхиальной астмы, так как масло улучшает работу гладкой мускулатуры органов дыхания.
В последние годы розовое масло стали активно использовать в качестве пищевых добавок, его добавляют в ликеры, пищевые изделия. Из лепестков роз готовят розовое варенье. В связи с этим потребительский рынок сбыта увеличивается.
Родиной эфиромасличных роз считается Иран. Из Ирана масличная роза была завезена в Индию, Египет, Турцию и Болгарию. Болгария к настоящему времени самая известная страна в мире по выращиванию масличной розы.

Крепость Царевец

На протяжении ХIII-XIV веков город Велико-Тырново был центром политической жизни Болгарии. Здесь принимались важнейшие политические, религиозные, административные и культурные вопросы в жизни средневекового государства.
Планируя путешествие или экскурсию по Болгарии, невозможно пропустить это интересное архитектурное сооружение. Крепость Царевец является символом Болгарии, ее руины многие века поддерживали в народе надежду и вселяли уверенность в обретении свободы.
На протяжении более двух веков Велико-Тырново был столицей Второго Болгарского царства (конец XII — XIV век).
В период с V по VII век город назывался Зикидева — крупнейший город в провинции Нижняя Мезия, которая в то время принадлежала Византийской империи. Затем некоторое время городок находился в упадке, а в IX веке возобновился рост поселения, которое быстро разрослось.
В 1185 году во время освящения церкви «Святого Димитра» в городе, братья Асен и Петр начали восстание болгар против византийского господства. В следующем году болгарское государство было восстановлено и город Тырново стало его столицей.
Ландшафт местности здесь такой, что долго это место необитаемым быть не могло. Река Янтра здесь делает петлю вокруг горы, которая является естественным укреплением. Дворец болгарских царей, был построен учредителями Второго Болгарского царства, братьями Асеном и Петром на горе как феодальный замок, но впоследствии превратился в дворцовый комплекс и был окружен стенами и башнями — Царевец, в котором правили много великих монархов, таких как царь Петр IV, царь Асен I, царь Калоян, царь Иван Асен II, царь Иван Александр и Иван Шишман. Современники не жалели эпитетов, воспевая его красоту: «Богоспасенний Тырново», «Королева городов», и сравнивали его с Константинополем.
Царевец поражает своими размерами и великолепием. Крепкие крепостные стены окружают исторический холм со всех сторон, а высокие скалы превращают его в недосягаемое фортификационное сооружение. Крепость имела три входа, которые можно увидеть и сегодня. Главный вход, защищенный башнями и подъемным мостом, расположен с запада. Второй, называемый Малыми воротами (Асенов) находится на северо-западной крепостной стене. Третий вход был сделан на юго-восточной стороне этой крепости и имел одну боевую башню. Она известна под названием Балдуинова башня — по имени византийского императора Балдуина фландрского, плененного царя Калояном в битве при Адрианополе в 1205 году. Протяженность стены 1100 метров, ширина местами достигает 3,40 и высота — более 10 метров.
В центральной части крепости находился Дворцовый комплекс. Это несколько сооружений, обнесенных внутренней каменной стеной, с двумя боевыми башнями и двумя входами. Он включал Тронный зал, Дворцовый зал и царские палаты. Дворец имел два входа — северный и южный, северный вход был официальным. Площадь дворца составляла 2872 квадратных метров, в восточной части дворцового двора находилась замковая церковь Святой Петки, чьи мощи после битвы у Клокотницы (9 марта 1230), царь Иван Асен II получил от Византийской империи. В этом храме также были похоронены некоторые из болгарских царей, правивших в XIV веке.
Вокруг дворца холм был застроен жилыми домами, ремесленными мастерскими, многочисленными церквями и монастырями. При раскопках было открыто более 400 жилых домов, более 22-х церквей и 4-х монастырей. Кроме царей, бояр и духовенства, здесь также жило многочисленное население, которое обслуживало господствующий класс. Приблизительная численность населения Царевца в XII — XIV веках составляла 3000 — 3200 человек.
В самой высокой точке холма находилась резиденция болгарских патриархов. Это второй по величине архитектурный комплекс в Царевце (2413 м?) рядом с Королевским дворцом. Археологические раскопки обнаружили, что Патриархия была независимой крепостью со стенами, воротами и башнями. Вход располагался с западной стороны, в центре комплекса находилась Свято-Вознесенская Патриаршая Церковь, которую мы можем видеть сегодня. Церковь состоит из нефа, апсиды, крестообразного главного помещения с притвором и экзонартексом. С южной стороны находится высокая колокольня — редкое явление в церковной архитектуре на Балканах. Патриаршая церковь была богато украшена внутри и снаружи мозаикой и фресками.
В 1393 году крепость Царевец окружили османские войска султана Баязида I. Осада продолжалась в течение трех месяцев. 17 июля овладели городом и сожгли крепость, чем положили конец Болгарского царства. Так и стояла она пустотой долгих 550 лет. Реставрация крепости Царевец была начата в 1930 году и завершена в 1981 году в связи с чествованием 1300-летия создания первого Болгарского Царства.
В наши дни архитектурно-музейный заповедник «Царевец» уникальное место знакомства с прошлым Болгарии. Доступ ко всем объектам облегчает инфраструктура, созданная в аутентичном для той эпохи стиле. Указательные таблички дают дополнительную информацию о назначении и историю объектов. Посетители могут подняться на башню-колокольню, откуда открывается прекрасный вид на город.
Восстановленная Свято-Вознесенская церковь поражает своими размерами и архитектурой, а также иконописью, которая воспроизводит подъем и гибель Второго болгарского царства. Сегодня здание церкви превращено в музей.
Посетители Царевца могут любоваться старой крепостью в течение дня, а если посетить это уникальное место ночью, можно получить двойное удовольствие. Если днем крепость лежит спокойно на крутом холме, то ночью она взрывается множеством звуков и цветов!
С 1985 года проводится аудио-визуальное зрелище, которое представляет яркую историю Второго Болгарского царства. Это сказочное сочетание музыки и света с участием сотен цветных прожекторов и ламп, перезвона колоколов и лазеров, производит неизгладимое впечатление на посетителей старого города. Первый показ состоялся в 1985 году в честь 800-летия восстания братьев Асена и Петра. Зрелище организуется по запросу для групп от 30 человек. Лучшее место, чтобы наблюдать это площадь перед Царевцем, которая носит имя царя Ивана Асена II. К сожалению, это происходит не каждый день, но увидеть его можно с большой вероятностью.
Легенды
Как в любом другом месте, которое когда-либо играл важную роль для людей, а сегодня напоминает о былых временах, о крепости Царевец имеются различные легенды.
Во времена царя Калояна в одной из башен Царевца был заточен Византийский император Болдуин Фландрский, захваченный болгарами в битве при Адрианополе. Легенда гласит, что Анна Куманата, жена царя, влюбилась в императора. Она послала секретное письмо Болдуину, предлагая ему свободу за то, что он возьмет ее с собой. Император отклонил предложение царицы, чем вызвал у нее сильное желание мести. Она оговорила Болдуина и обвинила его, за что тот был казнен. Вот почему сегодня одна из башен Царевца носит имя Болдуина.
Другая легенда говорит о скрытых подземельях с потайным ходом. Они служили еще римлянам, чтобы прятаться от варварских нашествий. Подземелье имеет озеро и смертельные механизмы, которые препятствуют доступу недоброжелателей.
Естественно, как и в любой истории не обошлось без сокровищ. Одна легенда утверждает, что в глубоком хранилище, которое находится на много уровней вглубь, скрыты несметные сокровища. Однако никаких исторических свидетельств, чтобы поддержать эту легенду, до сих пор не найдено.
Существует еще одна область Царевца, известная своей темной историей. Это впечатляющий скальный выступ Лобная скала, расположенный в северной части крепости. По преданию, отсюда в реку сбрасывали предателей страны. В XVI веке на этом месте был построен монастырь. Древняя крепость хранит память о многих событиях.

Крепость Баба Вида

Это единственная хорошо сохранившаяся средневековая крепость в Болгарии. Она находится в городе Видин (в квартале Калето), на берегу реки Дунай, на северо западе Болгарии. С 1958 года замок открыт для посещений, в нем устроен музей. Для туристов открыты для посещения две башни. В крепости ранее была тюрьма, и сейчас посетителям показываю предметы пыток. В крепости находится и летний театр (на 350мест). Замок являлся естественной декорацией для съемок в кино (в замке и на площаде вокруг него были сняты более 50 болгарских и иностранных фильмов) и театральные представления, а также для других культурных мероприятий. В замке проводился средневековый фестиваль, в котором участвовали сотни посетителей. С 1964 года крепость объявлена как памятник национального-культурного значения. Крепость входит в 100 национальных туристических объектов Болгарии.
Легенда
У болгарского короля, который правил в Видине, было три дочери: Вида, Кула и Гамза. Перед своей смертью король разделил все свои владениям между дочерьми. Старшей, Виде, достался сам город и земли к северу от Карпатских гор, Кула получила город Зайчар (территория нынешней Сербии) и окружающие земли вдоль реки Тимок, а Гамзе достались земли к западу от р. Морава. Кула и Гамза в итоге женились на дворянах, предпочитающих алкоголь и хорошую драку, а Вида осталась незамужней и построила в своем городе крепость, который с легкой руки самой Виды или жителей, получил название «Баба Вида», или шутливо «Бабуля Вида».
История
Город Видин имеет многовековую историю. Он возник на месте древнего кельтского селения Дунония, где римляне построили город с именем Бонония, которую болгары нарекли Бдин (от разговорного слова бдя или бдеть) или косвенно Видин. Во времена Римской империи Видин был главным городом в провинции Горна Мизия, которая охватывала территорию от Северозападной Болгарии до Восточной Сербии. Крепость (замок) Баба Вида построена на фундаменте древней крепости „Бонония”. Предположительно в конце Х века замок уже был построен а для строительства были использованы каменные блоки из разрушенных римских замков „Бонония” и „Рациария”. Впоследствии замок был перестроен и расширен многократно.В период XIII-XІV в. он приобрел законченный вид, как объект, предназначенный для штаб-квартиры в конролируемой области, и как жилище местных правителей. В средние века он имел 10 башен - 4 угловых и 5 побочных, связанных с внутренней стеной ограды, толщина которой составляет около 2.2 м, а внешняя крепостная стена была построена с входной башней, которая охраняла подвижный мост. Высота внутренних башень была 16 м. Ров вокруг крепости глубиной 4 м, и шириной около 6 метров. Здание построено в характерном для Второго болгарского царства стиле - каменных блоков и кирпича, сложенных на раствор. Город был центром отдельной административной области, а после принятия христианства он стал резиденцией епископа. В 1003 году город был осажден Василием II и после восьми месячной осады был взят. Отбит в 1195 году, и начинается так называемый период Второго болгарского государства, в котором период город переживает свое бурное развитие, как экономический и политический центр. В 1396 г. в период османского владычества была произведена и реконструкция крепости “Баба Вида”, ее реконструировали для использования огнестрельного оружия. Это видно по амбразуре, построенной во внешней крепостной стене, а часть башен было разрушено и превращено в бастионы. Помещения во внутреннем дворе были переделаны в склады боеприпасов и военные помещения. В таком виде крепость и сохранилась. Сейчас крепость состоит из крепостных стен, башень и жилищных строений, окруженых рвом. Начиная с 1718 года Видин стал считаться пограничным городом Османской империи. В городе начало действовать пограничное законодательство, согласно которому болгарам запрещалось селиться внутри крепостных стен. Те же, кто имел дома внутри крепости, должны были их продать и построить себе жилище за её пределами, причём строить каменные сооружения запрещалось. Помимо этого, крепостные ворота были заперты с 6 часов вечера до 7 часов утра, поэтому жители не могли присутствовать на всенощных во время главных православных праздников в церквях Видина. Это вынудило их приступить к строительству новой церкви — за пределами крепости. Новая церковь была названа во имя великомученика Димитрия. Во второй половине ХХ века открыт железнодорожный паром Видин - Калафат (Румыния). С начала 1990-ых годов он дополнен автомобильным паромом. В 2007 г. началось строительство моста через Дунай между Болгарией (г. Видин) и Румынией (г. Калафат). Мост открыт 14 июня 2012 г. и введен в эксплуатацию. Он известен как мост Видин - Калафат, но получил новое имя - «Новая Европа». Ожидается, что мост существенно улучшит автотранспортное сообщение запада Болгарии со странами Централной и Западной Европы в обход Сербии (не входящей в ЕС и Шенгенскую зону).

Руины Древней Плиски

В Болгарии можно найти огромное количество древностей. Город Плиска известен своей древней историей. Начиная со времени турецкого иго, он был переименован в Абоба. Древнее название Плиска ему было возвращено в 1925 году. С 681 по 893 годы здесь находилась столица Болгарского царства, останки которой расположены в 2 км от современного города Плиска. Основателем города стал хан Аспарух — основатель первого болгарского государства на Дунае.
Город Плиска был разграблен византийскими войсками в 811, но скоро захватчиков оттеснил хан Крум. В этой битве погиб император Византийской империи Никифор I. Говорят, что из черепа Никифора хан Крум сделал себе чашу, из которой потом заставлял пить своих военачальников.
Начиная с 886 Борис I основал в Плиске книжную школу, которая становится центром культуры и литературы Первого Болгарского царства и всех славянских народов в ІХ — Х веках. Именно в Плиске в 882 Владимир Расате пытался реализовать возврат к язычеству. Но эта попытка не удалась и была подавлена войсками Бориса I. Новый наследник болгарского престола Симеон I перенес столицу Болгарии в город Преслав. Плиска постепенно терял свою значимость. Во время атак Киевской Руси и Византийской империи между 969 и 979 годами город был разрушен, но заново восстановлен не был.
Сегодня от ныне великой столицы Первого болгарского царства сохранились лишь руины. Плиска был окружен земляным рвом с валом и охватывал прямоугольное пространство площадью 23 кв.км. Почти в середине Внешнего города находится внутренняя крепость, защищающая Внутренний город.
Под защитой оборонительных сооружений находились Большой дворец с тронным залом, Малый дворец — резиденция царя, языческие капища, а затем христианские церкви, хозяйственные постройки, цистерны для воды и т.п. Все здания были сложены из больших каменных плит. Сооружения древней Плиски по сей день поражают размахом, искусной системой водоснабжения и отопления. Дворец в Плиске, построенный ханом Омуртагом, был двухэтажным и занимал площадь более 1500 м?. Его украшали колонны и мраморные плиты.
У Восточных ворот Плиски некогда находился Большой дворец, на фундаменте которого впоследствии был возведен тронный зал. В нескольких метрах от него — Малый (жилой) дворец, обнесенный в древности ещё одной стеной из камня и кирпича. Особый интерес представляет Тронная палата (814-831 гг.), по-видимому, предназначавшаяся для торжественных церемоний.
Внутренний город Плиски был застроен внушительными зданиями, здесь находилась ханская цитадель, также укрепленная мощной стеной. Из ханских покоев за пределы цитадели вел потайной подземный ход. Невозможно не поражаться мастерству строителей: использовавшиеся ими огромные каменные блоки даже при нынешней технике нелегко было бы укладывать и транспортировать сюда.
После крещения Болгарии в 865 году в Плиске было построено много церквей. Уже вскоре после этого события царь Борис основал в Плиске первый монастырь. В те же годы была построена самая известная из церквей Плиски — так называемая Большая Базилика. Ее длина составляла 99 м, ширина — 30 м, общая площадь застройки — 2920 м?. Это было самое большое здание древней Болгарии и одно из самых крупных зданий Европы того времени. Отдельные восстановленные фрагменты сегодня позволяют судить о первоначальном облике храма. По своей архитектуре Большая базилика в Плиске близка к византийским сооружениям аналогичного типа. Колонны внутри церкви датируются разным временем создания. Это говорит о том, что они взяты из более ранних античных построек. Судя по найденным в земле каменным деталям, базилика была богато украшена каменной резьбой и мозаиками.
Весь комплекс древнего города Плиска является музеем под открытым небом, где продолжают вестись археологические раскопки. От Плиски виден обрыв Мадарского плато, на котором высечен барельеф Мадарский всадник — объект списка Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Плиска находится в 25 км к северо-востоку от Шумена и 404 км к северо-востоку от Софии, недалеко от Варны и Балчика.

Дворец «Тихое гнездо»

Великолепный дворец «Тихое гнездо» находится в болгарском курортном городке Балчик. Это летняя резиденция румынской королевы Марии Александры Виктории Эдинбургской, которая была внучкой российского императора Александра Второго, а также английской королевы Виктории. Место под строительство великолепного дворца королева выбрала в небольшом городке Балчик на берегу Черного моря.
Вы спросите: как румынская королева могла поселиться в Болгарии? Дело в том, что часть болгарских территорий, в том числе и Балчик, были оккупированы Румынией в 1913 году, эта аннексия продлилась двадцать семь лет. Дворец возводился с 1924 по 1931 годы, а его великолепный парк - до 1936 года. Первоначальное название величественной летней резиденции было «Tenha Yuvah», что в переводе с турецкого языка значит «Одинокое гнездо», но со временем, оно преобразовалось в «Тихое гнездо». Если правильно охарактеризовать чудесное сооружение, то это скорее летняя вилла или роскошная дача румынской венценосной особы, с совершенно удивительной для этих краев архитектурой, где гармонично смешался европейский и арабский стили. Проект дворца создавали самые выдающиеся итальянские архитекторы. В результате, они возвели белоснежное трехэтажное здание, одной стороной вплотную прилегающее к мощной скале. Дворцовое строение оформлено интересными дизайнерскими решениями, в том числе множеством переходов, галерей и террас, выложенных шикарной турецкой плиткой, с которых открываются роскошные виды на море, горы и изумительный ботанический сад. Сочетание восточного и западного стилей в архитектуре дворца были, по мнению королевы Марии, выражением ее стремления к объединению христианской и мусульманской вер. Очень интересен тот факт, что сама Мария Эдинбургская исповедовала бахайскую веру.
Вообще, болгарский дворец «Тихое гнездо» - место не только романтическое, а еще и очень загадочное, оно овеяно массой легенд. К слову, все туристы обращают внимание на то, что дворцовое сооружение имеет минарет в мусульманском стиле. Экскурсоводы рассказывают, что вдовствующая королева Румынии не долго убивалась горем из-за смерти своего супруга - короля Фердинанда, так как в браке они не были счастливы. Она, въехав в свое «Тихое гнездо», завела роман с турецким капитаном, который спас ее тонущую в море дочь Илеану. Для капитана и был возведен минарет, чтобы тот мог совершать свои молитвы Всевышнему. Но капитан жил во дворце недолго, он вернулся на родину к своей семье, а влюбленная королева, оставшись одна, ежедневно поднималась на минарет и из его окна вглядывалась в морскую даль, ожидая увидеть паруса корабля своего возлюбленного. По приказу Марии, на берегу моря, под старым раскидистым деревом для нее был возведен каменный трон: каждый день она садилась на него, чтобы любоваться закатами, писать картины, стихи, прозу и детские сказки. Вообще, королева была очень творческой личностью, она даже занималась разработкой проектов мебели и дизайном нарядов. В свои последние годы жизни, проведенные в этом дворце Балчика, королева Мария Эдинбургская трудилась в своем любимом саду, лично ухаживая за растениями и цветами. Этот сад Мария разбила вместе со своей дочерью - принцессой Илеаной, в честь дочери была названа верхняя часть этого сада. Королева сама писала письма в разные ботанические сады и парки мира, заказывая там семена экзотических цветов, трав, саженцы деревьев, которые ей приходили по почте или кораблями по морю. А еще, в те времена при дворце функционировала почта, телеграф и кинотеатр.
В «Тихом гнезде» царила творческая атмосфера, которая не могла не притянуть сюда различные одухотворенные личности. С тридцатых годов двадцатого века, дворец Балчика стал местом пребывания румынской богемы. Говорят, что по приказу Марии, гостей «Тихого гнезда» часто угощали опиумом в курительной комнате, а она подслушивала их разговоры через специально установленные там акустические устройства. Не была она и против воркования влюбленных пар в беседках, розариях и на тенистых аллеях своего парка. Мария являлась ценительницей очень редких сортов вин, и даже основала в замке «Тихое гнездо» винный погреб, названный в ее честь.
Сегодня дворцовый комплекс, включающий десять вилл, часовню и парк, превращен в большой Ботанический сад – самый крупный на Балканском полуострове, занимающий территорию в шесть с половиной гектаров. Основой проекта для королевского сада стал мифологический лабиринт Крита, включающий: каменные тропинки, которые при жизни царственной хозяйки были покрыты дорогими коврами, широкие тенистые аллеи, которые оформлены мельничными жерновами и марокканскими глиняными кувшинами. Конечно же, внимания посетителей заслуживает легендарный «Серебряный колодец желаний». По поверью, человек с душей, отягощенной грехами, не сможет увидеть там своего отражения, поэтому далеко не каждый турист решается заглянуть в него. А еще, говорят, что тот, кто сможет бросить монетку через плечо и попасть в колодец, загадав желание, может рассчитывать на его скорое исполнение.
Прошли годы, а сад королевы Марии столь же прекрасен, как и при ее жизни. Тут находится отличная коллекция из трех тысяч видов редких растений, почти не встречающихся в дикой природе: «сладкое» и бумажное деревья, каучук, секвойя, гинкго билоба, магнолия, песчаная лилия, - это двести видов деревьев, сотен невероятных видов цветов, двухсот пятьдесят видов кактусов, причем высота некоторых экземпляров более четырех метров.
Вы, наверное, уже поняли, что румынская королева Мария была неординарной личностью, противоречивой и эксцентричной, у нее была непростая жизнь и странная смерть. По невероятному стечению обстоятельств она была случайно застрелена собственным сыном Каролем, когда вмешалась в дуэль двух родных братьев, поссорившихся из-за женщины: она загородила собой своего младшего сына Николая. Смертельно раненная женщина прожила еще несколько месяцев, но так и не поправившись, умерла. Это случилось в 1938 году. После смерти было вскрыто завещание, в котором Мария просила похоронить ее сердце в часовне «Stella Maris» при замке «Тихое гнездо» в Балчике. Экскурсоводы часто говорят туристам, что и по сей день дух Марии витает в своем любимом приморском убежище, несмотря на то, что ее бренные останки находятся в Румынии, рядом с супругом-королем.
Замок-резиденция «Тихое гнездо» и его ботанический сад – это самые посещаемые достопримечательности Болгарии, ежегодно привлекающие сотни тысяч туристов. Посетители могут приобрести отдельную экскурсию по дворцу: его виллам, курительной комнате, королевскому винному погребу или только по Ботаническому саду, а могут посетить все вместе. В этом болгарском дворце зачастую идут интересные фестивали, выставки, даже проводятся свадьбы. Любой турист находит здесь развлечение под свой вкус.

Созополь

Наряду с Несебром, Созополь является одним из старейших городов Болгарии и Европы. Первое поселение на месте современного города датируются 3-м тысячелетием до нашей эры. В VI веке до нашей эры греки основали здесь поселение Аполония. Оно вошло в историю своей 14-метровой статуей, посвященной Аполлону, которую в I веке до нашей эры римляне после разграбления города увезли в Рим и установили ее на Капитолийском холме, где она находится по сей день.
Свое название город получил от греческого «Созополис», что означает «город спасения». И пожалуй, это верное название для города, в котором действительно так приятно на период летних отпусков спасаться от суеты мегаполисов.
Созополь, так же как и Несебр, делится на старый и новый город. Старый Созополь — это музей под открытым небом, в котором все улочки, дома и церквушки «дышат» богатым историческим прошлым. Мощеные неширокие улицы усеяны типичными рыбацкими домиками XIX века с каменным первым этажом и деревянным вторым, нависающими над улочками своими эркерами, балконами и подпирающими их балками.
В старой части расположена охраняемая ЮНЕСКО церковь Святой Богородицы (XV век), знаменитая своим великолепным иконостасом. Также в старом городе находятся церкви Святого Георгия, Святых Кирилла и Мефодия и ряд других. Основные храмовые сооружения были уничтожены турками во времена Османского ига, и в более поздние времена жители города отстроили преимущественно маленькие часовни.
В городе хорошо сохранилась часть крепостной стены над морем VI — XIV века с квадратной надвратной башней. Неподалеку находится археологический музей, в котором предоставлены обширные коллекции найденных амфор и древнегреческих ваз, поднятых со дна моря якорей и керамических статуэток. Картинная галерея порадует посетителей полотнами известных болгарских и зарубежных художников.
Недалеко от старой части Созополя расположены два острова — большой Святого Ивана (пятый по размеру остров в Болгарии) и маленький Святого Петра. На них находятся остатки древнего монастыря Святого Иоанна Крестителя, античный маяк и древнегреческий храм Аполлона.

Несебр

Город Несебр по праву считается одним из наиболее посещаемых мест на болгарском побережье. Один из древнейших городов Европы, основанный более двух тысяч лет назад, в 1956 году Несебр был объявлен городом-музеем, а в 1983 году, благодаря своей уникальной природе и хорошо сохранившимся памятникам разных эпох, включён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Тысячи отдыхающих ежегодно приезжают сюда на экскурсии, пользуясь удачным расположением Несебра относительно больших курортных городов: всего 8 минут езды от курорта Солнечный Берег (4,3 км), 20 минут — от посёлка Святой Влас (11 км) и 25 минут — от Елените (15 км). Расписание и маршруты местных автобусов можно найти на сайте транспортной компании.
Но значительно интереснее поселиться в этом городе и познакомиться с ним поближе. Воспользуйтесь уникальной возможностью совместить традиционный курортный отдых в Новом Несебре, раскинувшемся на материковой части, с приятными ознакомительными прогулками среди архитектурных памятников старой части города.
Новые строения в Несебре строятся на материке, а вот старый город расположен на полуострове, соединённым с материком лишь дамбой, она же дорога в город и место расположения местной достопримечательности — старой мельницы (объект для съёмок всех туристов). Далее виден памятник Святому Николе, покровителю всех рыбаков. Сразу за памятником, (справа и слева при въезде в Старый город) есть стоянки для автомобилей, потому как въезд в старый город запрещён.
Сразу за остатками крепостных стен возле входа в Старый город расположился Археологический музей (ул. Месембрия, 30), открытый в 1994 году, в котором выставляются на обозрение находки фракийской эпохи (золотые украшения и монеты IV-III веков до н.э.), а также коллекция икон (нижний этаж). Некоторые сохранившиеся церкви превращены в художественные галереи, а единственная действующая православная церковь Пресвятой Богородицы на улице Славянской проводит службы. К чудотворной иконе накануне праздника Святой Девы в августе приходят верующие в надежде получить исцеление.
Но не только памятники истории придают Несебру романтический облик средневекового города. Архитектура жилых домов периода болгарского Возрождения (XVIII-XIX века) — это высокие белокаменные основания нижних этажей, используемых под винные погреба и подвалы, и выступающие над ними тёмные деревянные эркеры жилых комнат верхнего этажа. Окна на верхних этажах широкие, в то время как в цокольном — узкие и немногочисленные. Балконы и кровли украшены резьбой и рельефами. В интерьере характерны тёмные деревянные потолки и выбеленные стены. Эти приземистые, плотно прижавшиеся друг к другу дома вкупе с узкими, мощёнными булыжником улочками запоминаются своей неповторимой атмосферой. С бытом жителей Несебра разных времён можно познакомиться в местном Этнографическом музее.

Рильский монастырь

Рильский монастырь был основан в тридцатые годы X века учениками преподобного Иоанна Рыльского (876 – 946). Православная святыня находится в долине одноимённой реки, в ста семнадцати километрах к югу от болгарской столицы. На протяжении всего времени существования Рильский монастырь активно поддерживался болгарскими правителями, жертвовавшими на его нужды значительные суммы денег.
Период расцвета монастыря пришёлся на XII-XIV век. В XV веке Рильская святыня была разрушена турками, но уже начиная с 1469 года (времени перенесения в монастырь мощей Иоанна Рыльского) она начала активно возрождаться, во многом благодаря помощи Русской православной церкви. Начиная с XVI века Рильский монастырь стал активно сотрудничать с другими славянскими монастырями. В 1983 году главная болгарская достопримечательность стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь Святого Иоанна Рыльского располагается на площади в восемь тысяч восемьсот квадратных метров. Он имеет форму неправильного четырёхугольника, в центре которого находится главная церковь Рождества Богородицы, имеющая пять куполов, три алтаря и два придела, и Хрельова пятиэтажная башня (1335 г.), долгое время использовавшаяся монахами в качестве цитадели.
На территории Святой обители, окружённой каменными двадцати двух метровыми стенами, стоит древняя библиотека с рукописными книгами XI-XIX века и монастырский музей, в собрании которого находится богатая коллекция икон и знаменитый Крест Рафаила с вырезанными на нём многочисленными религиозными сценами (104 сцены) и миниатюрными фигурами (650 штук) размером с рисовое зёрнышко. Монастырский комплекс также включает в себя разнообразные церковные, жилищные и хозяйственные постройки. В Рильском монастыре хранится чудотворная икона Богородицы Осеновицы (XII в.) и сердце царя Бориса III.

Мелник

Мелник находится в Благоевградской области Болгарии, среди живописных скал, и считается самым маленьким городом страны с численностью населения всего 390 человек. Его название происходит от обрывистых меловых скал, которые окружают посёлок со всех сторон. Мелник был основан в начале прошлого столетия всего группой людей, прибывших сюда из Греции. В своё время тут родились такие известные в науке люди, как Анастасиос Полизоидис и Анастасиос Христоманис. Город входит в состав общины Сандански, которая состоит из 54 населённых пунктов общей площадью чуть более 1000 километров и численностью примерно 45 000 человек. Община имеет своего руководителя, то есть человека, ответственного за существование всего сообщества. Здесь он называется Кметом, по аналогии с большими городами его функции можно сопоставить с должностными обязанностями мэра. Как и в любой стране с демократической формой правления, такой человек назначается на свой пост путём народного голосования. В Болгарии Мелник обладает статусом культурно-исторического заповедника и тщательно оберегается государством.
Главной исторической достопримечательностью этих мест является Рождественский монастырь, расположенный в горах Пирин, в пяти километрах от города. Он считается одним из крупнейших монастырей Болгарии и чуть ли не единственным сооружением первого века нашей эры, столь хорошо сохранившимся до наших дней. В семнадцатом веке святая обитель сильно пострадала во время пожара, но за семь лет была восстановлена благодаря материальной поддержке местных жителей, населявших эти благословенные земли. В середине XIX века монастырь стал духовным православным центром Благоевградской области. Его территория расширилась, как и окрепло влияние на близлежащие сёла и окрестности. Внешний вид сооружения напоминает средневековую крепость, имеющую форму неправильного шестиугольника и состоящую из нескольких зданий соединенных между собой. Во внутреннем дворе находятся трёхъярусные корпуса, формирующие собой жильё для монахов, а также оборудованные трапезной и кельями. Частично монашеский двор занят виноградником. Внутренне убранство официальной части монастыря составляет сплошь ручную работу с изысканной художественной резьбой и бесценным иконостасом, несущим в себе всё религиозное воплощение храма. Сегодня, Рождественский монастырь входит в число наиболее знаковых достопримечательностей Болгарии.
И всё-таки настоящим символом Мелника являются его знаменитые «Мелникские пирамиды». Эти величественные скальные образования охватывают площадь в 50 квадратных километров и ежегодно собирают тысячи желающих полазать по их вершинам. Порой высота скал достигает 100 метров, а на ровных площадках их оконечностей растут всевозможные растения и травы. Физическая причина появления на свет «Мелникских пирамид» в том виде, в котором они возвышаются сейчас, над просторами данного региона, заложена в эрозионном воздействии на скалистые валуны такими природными элементами как вода, ветер, солнечные лучи и снег. На протяжении тысячелетий эти факторы оказывали влияние на скалы и в конце концов предали им такие своеобразные очертания.
Мелник не отличается обилием архитектурных достопримечательностей, но и здесь есть несколько сооружений достойных особого внимания гостей города. Пожалуй, самой яркой из них можно признать дом Кордопулова, представляющий собой четырёхэтажный особняк белого цвета, где два нижних этажа выполнены из камня, а два верхних из дерева. Окна сделаны из дорогого венецианского стекла, внутренние помещения изобилуют лестницами и переходами, по периметру комнат стоят изысканные кувшины, а в подвале находится шикарный винный погреб, где хранится элитное вино, некоторые экземпляры которого настаиваются уже сотни лет. Ещё к началу двадцатого столетия дом принадлежал династии греческого купца Манолиса Кордопулоса, но после того как его род был прерван, это чудо творения человеческих рук перешло к богатой болгарской семье, которая сделала из него музей, пользующийся популярностью у туристов.
На небольшом холме, в черте города, возвышается церковь Святого Николая Чудотворца, датированная тринадцатым веком и располагающая нетрадиционной для православия колокольней, похожей больше на минарет. Чуть за ней, на территории небольшой холмистой долины виднеются ещё несколько небольших церквушек, времён средневековья. Немного южнее, у подножия «Мелникских пирамид» возвышаются руины древней крепости, стены которой видели годы правления деспота Алексея Славы и с тех пор сооружение зовётся «Боярким домом».
По своим уникальным ландшафтам, Мелник напоминает легендарные «греческие метеоры» в провинции Фессалия, на берегах Эгейского моря. Между тем в средние века город являлся ещё и центром виноделия Болгарии. В XIV столетии здешнее креплёное вино большими количествами отправлялось в Италию в качестве экспорта, благодаря чему город долгое время считался экономически развитым поселением, а количество местных жителей доходило до пяти тысяч человек. Доказанным историческим фактом является то обстоятельство, что в прошлом веке сам Уинстон Черчилль заказывал здесь вино на свадьбу своего сына. Этот напиток изготавливают в Мелнике по сей день, и до сих пор местное вино считается одним из лучших в Болгарии.

Средневековая крепость Перперикон

В восточных Родопах, в 15 километрах от города Кырджали, на горе высотою 470 метров находится великолепный археологический объект - скальный город Перперикон. Перперикон это святилище, природное образование и крепость одновременно. Этакая европейская Мачу Пикча. Река Перперешка течет по плодородной долине с великолепными условиями для жизни.
История
Тысячелетия назад Перперикон представлял собой огромную скалу без растительности. Так как древние люди не были в состоянии справиться со скалами из за отсутствия инструмента, они просто совершали культ на скале. Позже, с появлением инструмента, они смогли выдалбливать в скале целые помещения. Но к сожалению это также означает и разрушение следов древних культур. Именно такая проблема существует и на Перперикон. Поздние строительства в значительной степени уничтожили остатки древнейших цивилизаций. По последним археологическим исследованиям, первые следы жизни Перперикона идут от неолита, в конце 6-го - начале 5 века до н.э.
Когда люди не могли еще справиться со скалами из за примитивного инструмента. Поэтому фрагменты керамики эпохи неолита находят в основном на поверхности скал, в природных трещинах. Известно, что люди каменного века были в основном фермеры. Перперикон был в то время обожествленной скалой. Следующий установленный исторический период неолита в конце 5 - начале 4 тысячелетия до н.э. В это время на скале появляются высеченные ямы с разбитыми культовыми черепками. Такие же осколки керамики той поры нашли в знаменитом кургане Карановская могила в Болгарии. Развитие Перперикона шло в течение бронзового века, когда Перперикон пережил свой первый расцвет.
Особенно важно то, что обилие керамики этого периода найдены в культурных слоях, лежащих на крупных обработанных поверхностях породы. В 2002 году были найдена керамическая посуда бронзового века: маленькие чашки, высокие сосуды с изогнутыми ручками, типичные для того времени. Существует разница в качество глины. Наряду с грубой и полной примесей из щебня керамики есть и роскошные сосуды с блестящей черной отделкой. На внешней поверхности почти полностью сохранившегося сосуда шесть человеческих фигур, расположенных вокруг центрального образа солнца. Религия становится особенно интенсивной в начале железного века, керамика этого периода так же найдена на Перпериконе. Как крепость Перперикон была известна в XIX веке как средневековая крепость Хиперперакион, где "Хипер" это сверх-, над-, а "пирос" огонь.
Легенда
Чем древнее археологическое творение, тем больше легенд о нем. Одна из легенд гласит, что в далекие времена здесь высоко на холме было тракийское святилище - каменный дом Бога Солнца. И что здесь молились тракийцы богу Дионису, и как будто здесь мудрецы предсказали два пророчества имеющих мировое значение. Одно из них что Александр Великий (Македонский) завладеет всем светом. "Когда Октавиан, отец Августа, вел свое войско в каких то отдаленных уголках в Священные горы Диониса, было ему подтверждено жрецами, что его сын станет хозяином всего мира, потому как вино разлилось на алтарь, дым развеялся поверх святилища и вплоть до небес, это знамение получил и сам Александр Великий, когда приносил жертву на этот алтарь". Второе пророчество было высказано отцу Октавиана Августа (Первый римский император), что его сын будет владеть миром (создаст Римскую империю). Об этом написано в книге "Жизнь двенадцати цезарей" римского историка Гай Светоний Транквилла.

Мечеть Джумая

Главный мусульманский храм и одна из самых посещаемых достопримечательностей Пловдива – мечеть Джумая, расположенная в центре города в пешеходной зоне, к западу от Старого Града. Она была возведена во второй половине XIV века, после завоевания города турками-османами. Первоначально она носила название Мечеть Мурада, в честь османского султана Мурада I, который финансировал строительство. Позже она была переименована в «Джумая мечеть Улу», что переводится как «Главная пятничная мечеть».
Историки полагают, что турецкая мечеть возведена на месте более древней православной церкви Петьки Болгарского, чьи мощи хранились в Пловдиве до 1228 года. Однако эта гипотеза основывается исключительно на местных легендах и ничем пока не подтверждена. Археологи не обнаружили в фундаменте мечети никаких следов более древней постройки.
Существуют также противоречивые мнения о времени постройки Мечети Джумая. Согласно одной из версий мечеть была возведена султаном Мурадом I, но спустя 60 лет была полностью разрушена. Заново отстроенную мечеть, которую туристы сегодня могут видеть в Пловдиве, построил османский султан Мурад II в середине XV века. К концу XIX века мечеть Джумая был в очень плохом состоянии – по зданию и куполу пошли трещины.
Отреставрировать здание мечети взялись только в 2006 году на пожертвования мусульманской общины Стамбула. Стены и колоны были заново укреплены, а крыша покрыта современными кровельными материалами. Верхняя часть минарета, поврежденная землетрясением в 1928 году, была восстановлена в своем первоначальном виде. Внутри мечети восстановлены росписи XVIII века, в основном цитаты из Корана.
Стены мечети построены из двух слоев кирпича, которые чередуются со слоем камня – клеточная кладка. Этот вариант кладки применялся для строительства храмов и церквей на Балканском полуострове до завоевания его Османской империей. В отличие от более поздних мусульманских храмов, в мечети Джумая молитвенная комната покрыта четырьмя куполами, которые поддерживают четыре столба в центре здания.
Туристы, желающие посетить мечеть Джумая, должны помнить, что это действующий мусульманский храм и попасть в него можно только при соблюдении определенного дресс-кода – отсутствие обуви, одежда должна закрывать все тело, а женщины обязаны покрывать голову платком.

Национальная кухня Болгарии

Национальная болгарская кухня – самая лучшая гавань для корабля, на котором настоящий гурман причаливает к берегам этой страны. В ней сосредоточена все самые лучшие вкусы кухонь Европы и Азии. В ней присутствую как блюда, готовящиеся на раскаленных углях, что характерно турецкой кухне, так и запеченные в глиняной посуде, что характерно грекам.
Популярны и исконно славянские блюда из овощей и круп. Также в Болгарии готовят исключительно вкусные блюда из рыбы и морепродуктов. И все это на фоне невероятного колорита, равнодушным к которому мало кто останется.
Одна из основных черт национальной болгарской кухни – обилие овощей, приправ и невероятно пикантный вкус. Вообще говоря часто Болгарию называют страной овощей, что не может не отразится на рецептах. Овощи едят в любом виде – сырые, маринованные, обжаренные или тушеные. Мастера болгарской кухни любят помидоры, баклажаны, все виды капусты и несомненно болгарский перец, количество видов его приготовления и фаршировки не имеет пределов и часто является настоящим искусством.
Одним из символов национальной кухни Болгарии – великолепная болгарская брынза, которая присутствует на каждом столе, как праздничном так и ежедневном.
Также популярны различные кисломолочные продукты, одни из которых является йогурт, который болгары употребляли единственные во всей Европе. его подают как напиток, десерт и соус к множеству блюд.
Шопский салат – один из шедевров национальной болгарской кухни. Предельно простой и в тоже время вкусный салат в составе содержит помидоры, огурцы, лук, брынзу, заправленные оливковым маслом.
В перечень обязательных для дегустации блюд следует отнести наваристый куриный суп, жаренные мясные колбаски , тушеное мясо с картофелем и овощами и голубцы из бараньего сальника.
Обязательно попробуйте “Гювеч” – горшочек с запеченной, выложенной слоями начинкой (лук, брынза, яйцо, помидор и красный перец).
Обратите внимание и на закуску из печеных баклажанов с чесноком и орехами “кьополу”, многослойное овощное блюдо с рубленым мясом или сыром “мусака” и басчисленное множество видов “кебаба”.
Среди легких перекусов выделяются пирожками из слоеного теста с брынзой “баница” и очень вкусный суп “таратор”, основой которого является вкуснейший йогурт (“кисло мляко”).
Сладкие блюда, популярные в Болгарии: пироги с начинкой, восточные сладости, различные желе и варенья.
Ни одни праздничный стол в стране не обходится без вина, история производства которого насчитывает многие века. Поражает и количество сортов – более 1300. Для южных регионов характерно красное вино, тогда как для северных – белое. Болгария – один из крупнейших производителей вина.
Любителям употребить напитки “покрепче” следует обратить свой взор на болгарскую водку “ракию”, изготавливаемую из фруктов.

Культура Болгарии

Болгария — страна с древними музыкальными традициями. Орфей и музы из древнегреческой мифологии жили на земле нынешней Болгарии, которая звалась тогда Фракией. Эта историческая область вошла в анналы всех древнейших исторических записей. Более двух тысяч лет назад именно здесь располагался центр фракийской культуры. Легендарный Спартак, взбунтовавшийся раб-гладиатор, который возглавил в 73-71 годах до н. э. стихийно возникшие бандформирования беглых рабов и бросивший их в бесплодный поход против могущественной Римской империи, также был родом из Фракии.
Традиции и праздники болгарского народа включают древние национальные, религиозные и семейные торжества, а также новые обычаи, введённые в годы коммунистического режима. Старинные народные традиции проявляются в одежде, украшениях, танцах, песнях и магических ритуалах, которыми сопровождаются церемонии. Такие как танцы на догорающих углях (нестинарство), обрядовые представления на масленицу (кукерские игры) и танец вызывания дождя (герман).
В формировании современной культуры и быта болгар большая роль принадлежит традиционной народной культуре. Её влияние чувствуется и в архитектурном стиле, и в музыке, и в прикладном искусстве, в семейных и праздничных обычаях, и устройстве домашнего быта.
Традиционная народная культура имеет свои особенности у населения Западной Болгарии, у старожилов Дунайской равнины, у жителей Добруджи, Балканских гор, Фракийской низменности, Родопского края, но всех их связывает общенациональный пласт культуры. В городах национальная культура более однородна. Влияние городской культуры на деревню стало гораздо более ощутимо в период между двумя мировыми войнами, особенно в центральных, равнинных районах страны. Одновременно происходило стирание районных культурно-бытовых различий, отмирание старинных обычаев.
Традиционное крестьянское жилище очень разнообразно. На равнине дома были одноэтажные, прямоугольные, нередко с выступающей одной комнатой, с галереей, образуемой столбами под навесом крыши. Стены их делались из плетнёвого каркаса, обмазанного глиной. В горах дома имели два, иногда три этажа (считая цокольный) и в плане приближались к квадрату, в котором большой сектор занимали терраса или светлый вестибюль. Характерно нависание верхних этажей над цокольным, выступы (эркеры), придающие зданию лёгкость. Эти дома строились из деревянных брусьев или из камня, или из комбинации камня с каркасной конструкцией. В конструктивном и эстетическом отношении горное жилище совершеннее равнинного, и черты национального архитектурного стиля восходят прежде всего к этому типу жилища.
В Болгарии охраняются государством лучшие образцы народной архитектуры. Некоторые города объявлены государством городами-музеями. Это бывшая столица средневекового Болгарского царства Велико Тырново; город Копри-вштица, каждый дом которого свидетельствует о строительном таланте мастеров эпохи болгарского возрождения; город Мелник — самый маленький город Болгарии, где на всех домах, прилепившихся к живописным холмам из светло-жёлтых песчаников, прибиты таблички, гласящие о том, что они представляют культурную ценность, охраняемую государством; старинный полуостровной городок Несебр. Под охрану взяты и некоторые старинные сёла, например Жеравна, Широка-Лыка.
Болгарская национальная традиционная одежда, очень красочная и разнообразная, в целом вышла из повседневного употребления. Но она служит для случаев, когда требуется подчеркнуть национальный характер торжества или события или же национальный состав участников какого-то мероприятия. Народные праздники и гуляния обязательно включают в себя народные танцы в национальных костюмах. Национальный женский костюм (например, в Казанлыкской котловине) — тёмный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая туникообразная рубаха, скромно орнаментированный, цветной пояс, скреплённый тяжёлой серебряной пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская обувь сделана из сыромятной кожи с узорными шерстяными чулками. Головной убор — одноцветный шёлковый платк, завязанный на темени, под который с левой стороны заткнут живой цветок. Популярен также костюм женщин Кюстендилской котловины, где вместо сукмана — распашная одежда с короткими рукавами, украшенная золотым шитьём. У мужчин, пожалуй, не сделано предпочтительного выбора между белосуконным западноболгарским и жёлто-коричневым восточно болгарским костюмами, различающимися покроем брюк и рядом других элементов. В отдельных случаях — на праздничных манифестациях, на торжественных актах, приуроченных к общественным мероприятиям общеболгарского или международного значения, — демонстрируется всё разнообразие местных видов народной одежды, которое очень впечатляет.
Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.
Болгарская культура, формируясь в течение сотен лет в условиях постоянной угрозы исчезновения нации, приобрела своеобразный боевой характер. Героями огромного числа удивительных по своей мелодичности народных песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие врагов. Другие популярные фольклорные темы — сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у болгарского крестьянства, часто страдавшего от засух, особое, уважительное отношение. По всей стране можно встретить чешмы — каменные сооружения над родниками, часто украшенные резьбой.
Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.
Традиции родственной и соседской взаимопомощи, временное обобществление средств труда всё ещё поддерживались из-за отсталости сельскохозяйственной техники и крайней бедности основной массы крестьян. Два-три хозяйства объединяли рабочий скот, созывались помощники для уборки урожая или постройки дома. Летними ночами молодёжь собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то в одном доме, то в другом — это было родом вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний. Многие старинные обычаи перекочевали из сельской местности в города, например обычай лить воду под ноги человеку, приступающему к новому делу, и вообще при всяком начинании — чтобы всё шло гладко и легко, «как по воде» (у русских — «как по маслу»). Так провожают невесту па регистрацию брака, ребёнка в первый класс, человека, уезжающего в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании ленты во время церемонии открытия театра, завода и т. п. Славянский обычай поднесения хлеба-соли у болгар широко практикуется и в быту, и на общественных торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и красное вино (красный цвет — символ здоровья), и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть в соль и чабрец и запить вином. Провожая и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски «здравец», символ здоровья). Цветы часто служат обрядовым реквизитом и украшением, их затыкают в праздник за платок или шапку у виска, букетики герани, связанные красной ниткой с золотой или серебряной монеткой (символ чистоты и благополучия), дарят ребёнку в день наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят невесте.
Традиционно торжества в Болгарии устраиваются на природе. Праздничный «стол» на разостланных красочных тканях, к которому подают излюбленные блюда, например барана, зажаренного на вертеле, затем — состязания по борьбе (народный вид спорта) с призом — живым бараном, а с наступлением темноты — костры и песни до утра.
Болгары очень ценят чувство юмора, самокритичного подхода к национальным чертам характера, к личным недостаткам. Особенно прославились этим жители города Габрово благодаря анекдотам, получившим широкую известность. Установилась традиция проводить в Габрово в апреле-мае международный праздник юмора и сатиры. Он открывается карнавальным шествием по улицам персонажей из габровских анекдотов и других, высмеивающих недостатки общественной, культурной и частной жизни. Устраиваются выставки карикатур. С 1971 раз в два года в Габрово проходили международные конкурсы юмора и сатиры. Официальными праздниками являются Новый год, День национального освобождения (3 марта), Международный день труда (1 мая) и День славянской письменности и болгарской культуры, посвящённый просветителям Кириллу и Мефодию (24 мая). С 1998 отмечается День независимости (21–22 сентября).
Народное творчество до сих пор весьма популярно в Болгарии как среди сельских жителей, так и среди горожан. Более всего это относится к песням и танцам. Танцуют на улицах городов и сёл во время праздников, на свадьбах, в ресторанах.
Песенный фольклор очень разнообразен. Наиболее важную его часть составляют юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас. Они представляют героический эпос болгарского народа, рассказывают о борьбе против османских поработителей. Герои юнацкого эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.) наделены чертами сказочных персонажей. Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI-XIX века), более реалистичны, в них больше бытовых подробностей. В годы антифашистской борьбы эти песни зазвучали с новой силой. Большой популярностью пользуются также лирические, шуточные народные песни, в то время как обрядовые, мифологические в современном быту почти забыты.
Эпохой национального возрождения считается период с конца XVIII века по первую половину XIX века. В это время активно развивались все направления искусства: литературу, живопись, архитектуру, ремёсла. До нас дошли великолепные образцы архитектуры того времени — многочисленные церкви и монастыри с их украшенными деревянной резьбой потолками, искусно сделанными решётками, изразцами и витражами.
Болгары часто ругают правительство, местное или государственное управление, всех, с кем по той или иной причине свела их жизнь. С другой стороны, как правило, ничего не делают сами для улучшения своей жизни, как личной, так и общественной. По мнению иностранцев, в других странах народ давно бы навёл чистоту на улице сам или добился бы выделения соответствующих средств от местного управления. В Болгарии будут писать, ругаться, что кто-то что-то не сделал, ничего не предпринял, не исполнил свои обязанности, но никто ничего не предпримет для исправления данного явления. Среди болгар даже существует название такого отношения ко всему: «непукизм». То есть многие на всё отвечает: «А на мен не пука от това!» («А мне безразлично, меня лично не касается!»).
В Болгарии институт семьи достаточно мало изменился за много лет. В некоторых семействах, если не чтят наш домострой, то во многом мужчина был, есть и будет главой семейства. Он часто решает основные вопросы семьи, кто, что и как будет делать, чем заниматься. Мужчина, как правило, и основной «добытчик» средств для содержания семьи. Есть и не довольные люди и довольные от своих браков с болгарами. Многое зависит и от самого человека. Возможно русские более независимые, а это не всем нравится. До недавнего времени к русским женщинам относились отрицательно (наплыв «рускинь» в начале перестройки в варьете, рестораны, ночные клубы), но отношение меняется!
Мужчины в Болгарии более инфантильные, часто в зрелом возрасте рассчитывают на мнение родителей. Забота о детях не заканчивается периодом окончания средней школы, а продолжается часто до пенсии! Отчасти можно такое сказать и о болгарских женщинах.
В Болгарии много обращают на мнение соседей, знакомых, а, учитывая главную черту болгар: зависть, то необходимо всё время быть на чеку. Никогда не можешь предвидеть, как твои слова или поведение могут истолковать. Есть и другой выход: не обращать внимание ни на что. В Болгарии: если сделаешь что-то, то будут о тебе сплетничать, злословить, а не сделаешь, то будут говорить то же самое, как будто сделал.
Болгары много внимания уделяют воспитанию детей, что естественно хорошо! Но родители остаются родителями до 20-25-30 летнего возраста детей. Ото всего стараются освободить своё возрастное чадо, везде стараются взять «ребёнка» за руку и отвести к врачу, учителю, работодателю.
Как результат такого воспитания много молодёжи не в состоянии заняться своим бизнесом, какой-то активной независимой деятельностью, а предпочитают жаловаться на высокую безработицу, на работодателей, которых удалось найти, на местную власть и правительство.
Мало кто знает, что Орфей, один из героев древнегреческой мифологии, пришёл в Грецию из фракийской культуры. По преданию, он родился в Родопах. Волшебная сила его песен и игры на арфе привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По крайней мере, американский космический зонд «Вояджер» в качестве дара Земли неземным цивилизациям унёс в глубины космоса диск с записью народных мелодий жителей Родоп.
В последние несколько десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более 1000 песен! Эта, так называемая, аутентичная музыка, исполняемая только непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, — использование горловых и носовых звуков. Очень часто применяются и асимметричные ритмы (5/8, 7/8, 11/8), необычное усиление и продление некоторых долей (10/8, 12/8 и т.д.). Излюбленные национальные инструменты — гайда, болгарская волынка, используемая как аккомпанирующий, так и солирующий инструмент; каваль — солирующая свирель; гадулка — струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла — однострунный щипковый инструмент.
Нечто символическое есть в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе внимание мира, который заговорил о «болгарском музыкальном чуде». Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева, Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют на их афишах. Болгарские хоровые коллективы завоёвывают самые авторитетные награды на международных фестивалях. Искусство болгарских исполнителей М. Минчева, М. Левиева, А. Вайсенберга, выступающих на авторитетнейших сценах мира, получает восторженные аплодисменты.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна