Гид по городам мира




Стамбул, Турция


Стамбул, который лежит на границе раздела Азии и Европы, является уникальнейшим местом, где встречаются Восток и Запад.
Особенностью планировки Стамбула является то, что он разделен на две части — европейскую и азиатскую, которые связаны многочисленными мостами и паромами.
Этот удивительный город является одним из самых древних в мире и имеет богатейшее историческое прошлое.

Климат и погода

Погоду в Стамбуле определяет субтропический климат, а также холодные ветра с севера. Зима здесь влажная и прохладная со средней температурой воздуха +3…+9 °C, однако отметка термометра иногда может опускаться ниже 0 °C. Снег выпадает практически ежегодно. Весна и осень — довольно мягкие, но в эти сезоны возможны резкие перепады температур. Лето же в Стамбуле сравнительно жаркое (от +20 °C до +28 °C), хотя сильная засуха бывает достаточно редко.

История Стамбула

У Стамбула длинная история, подлиннее чем у некоторых точно. Соперничать со Стамбулом по масштабам и долголетию может наверное только Рим, Но ведь не зря же Константинополь называли Вторым Римом. Но Рим, есть Рим, у него своя судьба, а у Стамбула — своя.
У Стамбула было много имен, и этот город был столицей четырех империй. Какой еще город на земле может похвастаться такими приключениями?
Первое имя Стамбула — Византий. Город с таким названием основали греческие колонисты, основали в 7 веке до нашей эры. Получается, что городу уже как минимум больше 2800 лет от роду. В 330 году уже нашей эры, император Константин перенес сюда столицу из Рима и попытался назвать город Новым Римом, но прижилось название Константинополь. Интересно, что официально город продолжал называться Константинополем, даже после завоевания его турками.
После распада Римской империи на восточную и западную, Константинополь стал во второй раз столицей, столицей Восточной римской империи.
А после падения Рима под натиском вестготов, Константинополь целых 250 лет считался самым большим городом в мире по количеству населения, около 800 тысяч человек проживали здесь. Местные жители часто называли его просто Город, да с большой буквы.
В 537 году был построен собор Святой Софии, который более 1000 лет оставался самым большим христианским храмом в мире и 900 лет самым крупным зданием в мире (до строительства дуомо во Флоренции), если не считать, конечно, пирамид в Египте.
После завоевания Константинополя крестоносцами "в рамках" Четвертого Крестового похода (интересно, что крестоносцы брали город приступом дважды, а после второго раза сильно его разграбили и разрушили, ограбили даже собор Святой Софии, сняли даже "чудотворные" ворота оббитые серебром) Константинополь в третий раз стал столицей "империи", которая теперь называлась Латинской империей.
Правда империя была уже несколько... карликовой. Да еще и рядом из осколков былого величия вдруг возникло еще две "империи" Трапезунская и Никейская. Впрочем, средневековье на дворе и раздробленность обычное дело. Империя из двух городов с окрестностями, это нормально.
Через 60 лет византийцы отвоевали город у крестоносцев, но былого величия Константинополю было уже не вернуть.
В 1453 году турки сумели таки (пытались и раньше) взять штурмом Константинополь, применив современную артиллерию и старый трюк князя Олега с кораблями поставленными на колеса, чтобы обойти знаменитую цепь перегораживающую бухту Золотой Рог.
С этого времени Константинополь становится центром новой империи, османской. Христианство заменяет ислам, но город все так же живет и здравствует. Всего через сотню лет город расцветает с новой силой.
Большинство мечетей и дворцов, которыми сейчас принято любоваться, и на фоне которых делать счастливые фото, были построено в 15-16 веках (Мечети Сулеймание, Фатих, Шехзаде, Баязит, Гранд базар, дворец Топкапы и много чего еще).
Всего через 100 лет после падения Константинополя, его население достигло 500 тысяч человек, почти как в старые добрые времена. Вместе с турками уживаются генуэзцы, греки, армяне, евреи. Пока Европа отвыкала от Средневековья, Константинополь (да все еще Константинополь) рос и богател. А империя в это время воевала со всеми соседями.
В 17-м веке султан Ахмет Первый не выигравший ни одного крупного сражения Голубую мечеть, чтобы умилостивить Аллаха.
В 19 веке Стамбул/Константинополь становится все более европейским городом, появляются мосты (первый вариант Галатского моста), трамваи и пароходы. В моду даже входит французский язык. Султанской резиденцией становится дворец вполне европейского типа, но восточной роскоши – Долмабахче.
А в 1923 Турция становится республикой, а Стамбул перестает быть столицей. А в 1930 году Константинополь становится Стамбулом официально. До этого во всех официальных документах город назывался Константинополем. А местные часто называли его... Город.
Сегодня, Стамбул больше не столица, но это крупнейший город Турции населением почти 14 миллионов человек, огромным количеством достопримечательностей, многонациональным населением, двумя аэропортами, сетью трамваев и метро и главное уникальным колоритом, ни то восточным, ни то западным (если посмотреть на город с восточной стороны Босфора) но все таким же привлекательным для путешественников со всего мира.

Достопримечательности

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья.
История
Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил император Константин. Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya Irini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы.
Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Kucuk Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.
Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.
Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».
Византийский период
Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.
Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.
Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.
В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.
Османский период
После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.
До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.
Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.
Турецкая Республика
После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.
В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.
Архитектура
Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола. Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.
Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.
Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.
Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.
Достопримечательности собора
Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;
Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.
Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III. Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.
Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.
Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.
Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.
Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.
Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.
Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.

Голубая мечеть

Голубая мечеть в Стамбуле была построена в 1609-1616 годах в период правления султана Ахмеда I. Считается одним из самых выдающихся образцов как исламской, так и мировой архитектуры. Находится величественное сооружение в исторической части города недалеко от собора Святой Софии. Используется в качестве действующей мечети.
История
Строительству мечети предшествовали неудачные войны, в результате которых авторитет Османской империи заметно упал. В мусульманском мире пошли разговоры, что виной всему гнев Аллаха. За последние 40 лет не было построено ни одной мечети, и Ахмед I решил задобрить небожителя. Он решил возвести величественное сооружение, которое бы искупило грехи всех турецких султанов.
Так как войны были неудачными, то и государственная казна не пополнялась. Поэтому османский владыка выделил деньги на строительные работы из собственной сокровищницы. Все организационные и строительные мероприятия тщательно записали, и получилось 6 томов. В настоящее время они хранятся во дворце Топкапы в библиотеке.
Строительную конструкцию возвели на месте дворца византийских императоров. Для этого использовали уже имеющийся фундамент. Были также разрушены ближайшие здания и зрительские места Ипподрома.
Главным архитектором строительных работ стал Седефкар Мехмет. Он происходи из янычар и приглянулся известному архитектору Синану. Тот сделал толкового молодого человека своим учеником. А ученик, набравшись опыта, решил превзойти учителя, воплотив в жизнь огромный архитектурный шедевр.
Архитектура
Длина сооружения составляет 73 метра. Ширина равна 65 метрам. Высота купола достигает 43 метров. Внутренний диаметр купола равен 23,5 метров. Помимо главного купола имеется 8 вторичных куполов и 6 минаретов. Высота минарета составляет 64 метра.
Данная конструкция является кульминацией 200-летнего развития строительства османских мечетей. Она включает в себя не только традиционную исламскую архитектуру, но и некоторые элементы византийского зодчества.
Своё название Голубая мечеть в Стамбуле получила за счёт голубых и белых изразцов ручной работы. Применялись они в декорации интерьера. Главный купол накрывает центральный зал, размеры которого составляют 53 на 51 метр. Его поддерживают 4 колонны диаметром 5 метров. Все купола расписаны цитатами из Корана. Пол устлан коврами.
Дневной свет попадает в помещение через 260 окон. Второстепенные купола имеют по 14 окон, а главный 28, при этом 4 из них слепые. Вначале использовалось цветное стекло из Венеции. Но в настоящее время, практически, все стёкла заменены современными без художественной отделки.
Наиболее важным элементом является михраб (молитвенная ниша). Выполнен он из цельного куска мрамора и окружён множеством окон. Смежные стены выложены керамической плиткой. Справа от михраба находится амвон или минбар. Это место, на котором имам читает полуденные молитвы в полдень по пятницам и по праздникам. При этом акустика идеальная.
Королевская ложа располагается в юго-восточном углу здания на верхней галерее. Поддерживается она десятью мраморными колоннами и имеет свой михраб. Раньше он был украшен нефритом и позолотой. Многие лампы внутри когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Все эти украшения были либо украдены, либо удалены и спрятаны.
В западной части молитвенного комплекса имеется особый вход, перегороженный цепью. Через него во двор мечети мог въезжать на коне только султан. От земли цепь натягивали на такой высоте, чтобы владыка мог под ней проехать, опустив голову. Это был символичный жест, показывающий, что султан ниже Аллаха и кланяется ему.
Мечеть представляет собой не отдельное здание, а целый архитектурный комплекс. В него входят караван-сарай, медрес, больница, помещения для приготовления пищи. В XIX веке больницу и караван-сарай разрушили.
Минаретов насчитывается 6. За это мусульманский мир подверг султана жёсткой критике, так как такое количество минаретов имела только главная мечеть Кааба в Мекке. Ахмед I решил эту проблему. Он приказал построить 7-й минарет в Мекке.
Четыре минарета стоят по углам Голубой мечети. Каждый из них имеет по 3 балкона. Два минарета расположены в конце площади и имеют по 2 балкона. Рядом с мечетью находится мавзолей. В нём покоятся останки султана Ахмеда I.
Папа Бенедикт XVI посетил главную мечеть Стамбула 30 ноября 2006 года во время визита в Турцию. Это второй папский визит в мусульманский мир за всю историю существования ислама. Глава католической церкви снял ботинки и, закрыв глаза, погрузился в безмолвную молитву. Рядом с ним стояли муфтия Стамбула и имам мечети.
После этого понтифик отметил, что Турция является мостом дружбы между Западом и Востоком. Он поблагодарил турецкий народ за радушный приём и доброту.

Мечеть Сулеймание

Визитка Стамбула – мечеть Сулеймание или мечеть султана Сулеймана Великолепного, самая красивая и самая вместительная мечеть Турции, построенная по приказу султана Сулеймана и названа в его честь.
Одновременно в мечети султана Сулеймана могут молиться до пяти тысяч человек! Это сакральное сооружение знаменито еще и тем, что на его территории расположены гробницы легендарного султана Сулеймана Великолепного и его любимой жены Хюррем (Роксоланы).
Выстроенный архитектурный комплекс поражает воображение не только линиями и размерами, но и применением специальных технологий, которые позволили за 450 лет пережить без каких-либо последствий 89 землетрясений. Она действительно ни разу не пострадала во время разрушительных землетрясений, благодаря фундаменту, заполненному водой.
В 1985 году здание было включена в список культурного наследия по программе ЮНЕСКО. Ныне действующее религиозное сооружение, здесь ежедневно проводятся религиозные служения.
Если посмотреть на Мечеть Сулеймана с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что территория занимает почти целый городской квартал. Площадь комплекса – почти 4500 метров, а размеры самой – 60 на 57 метров.
Территория величественной мечети напоминала город в городе. Помимо самого храма, здесь имелись больница, медресе, приют, столовая, кухня, караван-сарай для гостей, фонтаны, хамам (баня) и даже обсерватория.
Купол же мечети Сулеймание, высота которого равна 50 метрам, в диаметре имеет 26 метров, освещен почти полутора сотнями окон так, что человек, входя в молитвенный зал мечети (63 м шириной, 69 м длиной), сразу охвачен потоком света, который течет от макушки купола вниз на землю. Этот свет обволакивает каждого, независимо от того султан ли он, или бродячий дервиш. Это самая большая мечеть в городе и вторая по значимости (главной в городе является мечеть султана Ахмеда).
Четыре минарета мечети Сулеймана напоминают о том, что он был четвертым султаном с момента захвата Константинополя, а 10 балконов на минаретах – что он был десятым по счету султаном Османской империи. Высота больших минаретов – 74 м, двух меньших – 56 м.
Ныне Сулеймание – действующая мечеть. Во время богослужений (намазов) вход туристам запрещен. Некоторые помещения комплекса мечети закрыты на реставрацию.
Кстати, хамам при мечети, который по легенде часто посещал султан Сулейман, действует до сих пор.
История
История мечети Сулеймание в Стамбуле начинается с 1550 года – тогда правивший в Османской империи султан Сулейман Великолепный приказал начать строительство грандиозного храма, который назвал в свою же честь. Проект мечети подготовил зодчий Синан, он же и руководил работами. За основу архитектор взял храм святой Софии, но планировал «переплюнуть» его по размерам и убранству.
Строительство затянулось на семь лет, что постоянно вызывало недовольство султана. В связи с этим существует легенда: чтобы высмеять Сулеймана, его заклятый враг персидский шах прислал ему в подарок ларец с драгоценностями, тонко намекая на причину затяжной стройки – нехватку финансирования. Разъяренный султан при свидетелях раздал часть изумрудов и бриллиантов на базаре, а часть высыпал в фундамент одного из минаретов.
В 1557 году мечеть Сулеймана была достроена. В день ее открытия Синан удостоился чести взять в руки золотой ключ от ворот. На торжественном открытии зодчий провозгласил: «Эта мечеть будет стоять вечно!» В своих словах он не сомневался, ведь здание строилось на фундаменте, переполненном водой (новинка того времени), и было устойчивым к землетрясениям.
Выдающийся и плодовитый архитектор, который жил и творил в 1490- 1588 гг., и был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Синан, не мусульманин из Кайсери, в Стамбул попал 22 летним юношей, для службы в янычарном корпусе.
После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре. По проектам Синана, в чьём творчестве много схожих черт обнаруживают с Микеланджело, в Мекке была построена медресе, в Будапеште мечеть и ряд других сооружений.
Существует предание, что строительство мечети и комплекса продолжалось на протяжении семи лет. А в первые три года занимались только строительством 6-7 метрового фундамента, который должен был противостоять землетрясениям, в закладке фундамента принимало участие около 3000 человек вместе с мастерами и их помощниками. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям.
Интерьер
Интерьер Мечети Сулеймание выполнил каллиграф Хасан Челеби. Михраб и минбар сделаны из белого мрамора, над ними расположены цветные витражи - работа мастера Ибрагима по прозвищу Сархош. Всего в мечети 136 окон, в куполе - еще 32 окна - потому храм кажется просторным и наполненным светом.
Внутренняя отделка мечети славится витражами мастера Ибрагима по прозвищу «Сархош» (опьянённый). Известным мастером Гасаном Челеби, на табличках выгравированы имена выдающихся деятелей исламской религии и айаты (стихи) из Корана. При изготовлении этих табличек, чёрная краска, служившая фоном для надписей была получена в результате смешивания копоти от канделябров и потока воздуха внутри помещения, который направлялся в необходимые точки.
В честь празднования 400-летия открытия мечети, в 1957 году были начаты реставрационные работы в ходе которых возобновились отделочные работы оригинальных декоративных украшений. Махфиль мечети для муэдзина и михраб были построены из белого мрамора. Витражи на окнах - оригинальная работа стекольных дел мастеров 16 столетия.
Одной из особенностей мечети Сулеймана является еще акустическая сила здания, она была достигнута использованием специальных кувшинов-резонаторов, размещённых в стенах.
Лампады, которые обеспечивали освещение мечети и свисали на минимально низком уровне имели своеобразную конструкцию и усиливали яркий свет внутри мечети.
Лампады мечети султана Сулеймана, оснащённые устройствами чёрного цвета и округлой формы, не только напоминают страусовое яйцо, но и являются таковыми. Всевозможные травы, специи и другие благовония, которые впитались в эти традиционные устройства для лампад явились причиной расположения многочисленного семейства пауков.
Во дворе, позади мечети имеется кладбище, которое сегодня превратилось в музей могильных плит на открытом воздухе. Каждая из этих могильных плит отличается художественной самобытностью и демонстрирует редчайшее изящество отделки. На этом кладбище покоятся влиятельные лица и дворцовая знать.
В саду позади мечети - два мавзолея: самого Сулеймана и его любимой жены Роксоланы. В первом стоит обратить внимание на роспись купола: именно такими яркими цветами - черным, винно-красным и золотым - были когда-то расписаны внутри стамбульские мечети (сейчас они все в каких-то голубовато-бурых бледных арабесках).
Легенда
Со строительством мечети связана одна легенда. Однажды некий персидский шах прислал султану Сулейману драгоценные камни – бриллианты, изумруды, рубины, как раз в то время, когда вовсю шло строительство.
Султан усмотрел в этом намек на то, что у него не хватит средство на постройку такого грандиозного сооружения. Разгневавшись, он повелел собрать все присланные драгоценности и поместить в закладку одного из минаретов. Больше таких намеков никто делать не осмеливался.

Дворец Долмабахче

Удивительно, но дворец Долмабахче, в прямом смысле построен на воде залива — некогда эту территорию омывали волны Босфора. Чтобы сделать любое строительство возможным, необходимо было соорудить огромную насыпь, что, собственно, и было сделано еще в 17 веке. Именно поэтому, дворец и носит название, в переводе звучащее, как «насыпной сад».
Вал из земли предназначался для возведения Бешикташа, который построили в этом же столетии из дерева. Конечно, непрочный материал постепенно разрушался, и постройка была стерта с лица земли временем. Мысль освоить незастроенные насыпные земли пришла султану Абдул-Меджиду только спустя 2 века.
История
Постройка дворца Долмабахче уходит корнями в 19 столетие. Инициатором строительства стал падишах Абдул-Меджид (Abdulmecit). Капризному султану показалась слишком скучной и обычной дворцовая архитектура Топкапы, и он решил возвести роскошное строение, способное посоперничать по красоте и величию со знаменитыми европейскими аналогами, такими как Версальский дворец во Франции.
Дословно в переводе на русский Долмабахче означает «насыпной сад». Проект здания принадлежит талантливому турецкому архитектору Карапету Бальяну, рожденному в Армении. Для строительства была выбрана территория, отвоеванная возле залива Босфор. Длительный период Долмабахче считался основной резиденцией турецких султанов. Когда Кемаль Ататюрк, основавший Турецкую республику, отошел в мир иной, дворцовые залы опустели, а позднее их превратили в красивый музейный комплекс.
Идея возвести шикарный дворец была воплощена сполна. Дворцовые стены протянулись по берегу залива на целых 600 метров, а перед центральным фасадом был разбит шикарный парк.
Внутреннее убранство дворца поражает своей роскошью. На его территории размещены 285 комнат и 43 больших зала, богато украшенных золотом, самоцветами, резьбой, лепниной. Когда-то легенды о богатстве дворца ходили далеко за пределами Османского государства!
Исторические документы рассказывают, что на строительство и благоустройство дворцового интерьера ушло свыше 15 000 кг чистого золота и 40 000 кг серебра. Известно, что некогда почетной гостьей дворца была королева Виктория, которая преподнесла падишаху шикарный подарок – изумительную люстру. Сегодня ее могут лицезреть все посетители большого зала церемоний.
Дворец Долмабахче условно делится на две основные зоны. Одна часть – общественная – предназначена для проведения торжеств, собраний, официальных приемов и т.д. Другая часть – жилая – была отдана в полное распоряжение султанского гарема.
Большой дворцовый туристический комплекс-музей Долмабахче включает в себя так называемые Государственные апартаменты, из которых открываются виды на побережье Босфора. Эта часть дворца состоит из двух ярусов, объединенных широким лестничным пролетом.
Конечно, ни один дворец не мог обойтись без собственной кухни и поваров. Интересно, что в самом Долмабахче кухонной зоны предусмотрено не было: специальная постройка была возведена в отдалении от главного здания, через дорогу. Сделано это было неслучайно: предполагалось, что ароматы яств, подающихся к столу падишаха, будут отвлекать от государственных дел, происходящих в общественной зоне.
Современная музейная экспозиция Долмабахче насчитывает тысячи редчайших экспонатов, среди которых медвежья шкура, присланная падишаху из России. Изначально шкура имела белый цвет, но во дворце решили кардинально поменять ее оттенок на черный. Сделано это было из практических соображений: так на предмете интерьера не было заметно загрязнений.
Особый интерес у посетителей музейного комплекса вызывает художественная коллекция. Среди многочисленных картин есть целое собрание произведений Ивана Айвазовского, русского художника-мариниста. Творчество Айвазовского так нравилось правителю Империи, что он заказывал у талантливого художника картины с видами Босфора, которых сегодня в коллекции 40 экземпляров. Полюбоваться ими можно в зале «Сокровищница дворца».
Еще одна выставка, посвященная быту дворцовых жителей, находится в зале «Салон драгоценных вещей». Здесь выставлены личные вещи знати, жившей в Долмабахче, выполненные из драгоценных металлов и камней.
Но более всего туристов привлекает экскурсия по гарему. Осмотр «женских» помещений и личных покоев султана доставляет истинное удовольствие! Гарем также имеет две основные зоны: первая для организации торжественных приемов (Голубой зал), вторая – для веселого времяпрепровождения султанских наложниц и жен.
Дворцовый комплекс
Долмабахче – это полноценный комплекс, в состав которого входит большое число дополнительных построек, объединенных в группу одной общей стеной.
Дворец Долмабахче, как уже говорилось, состоит из двух главных частей и Церемониального зала:
Mabeyn-i Humayun — это официальная часть или Селямлык (Selamlik)
Harem-i Humayun — семейная часть или Гарем (Harem)
Muayede Salonu — Церемониальный, праздничный зал (Toren Salonu)
Чтобы войти в центральные административные здания, нужно пройти через ворота. Главных входных ворот здесь двое – Императорские врата и Казначейские врата. По побережью тянется еще 5 ворот для тех, кто прибывает во дворец по воде. Полноценная экскурсия по дворцовой территории в сопровождении гида длится порядка 2 часов.
Одним из самых интересных зданий считается стеклянный павильон, из которого открываются потрясающие виды на местную природу. Когда-то османские падишахи наблюдали с этой точки за военными парадами и жизнью дворца, в целом.
Для туристов Павильон открывает двери наравне с дворцом. Чтобы попасть в него, необходимо пройти в ближний угол парковой зоны, располагающийся слева.
От постройки веет легкостью и воздушностью, ведь через потолок и стены проникают лучи солнца. Подобные впечатления достигаются не только за счет прозрачности стекла, но и за счет большого числа хрустальных светильников и люстр.
Еще одна интересная надворная постройка 19 века – это птичья галерея, которую соорудили специально для пернатых питомцев султана. Неподалеку есть павильон с различными видами растений, комната главного евнуха, кухонная зона, а также ковровая мастерская.
Площадь территории Долмабахче составляет 45 000 кв. м. Здесь, помимо шикарных комнат и залов, находится 5 главных лестничных проемов и целых 68 туалетов! С уличной стороны выложены каменные стены, а внутренняя часть конструкции выполнена из кирпича. Помимо нескольких тонн золота и серебра, для украшения дворцового интерьера был соткан 131 ковер из шелка. Предметы меблировки, в основном, европейские. Руководил их поставкой французский посол Ахмед Фетхи Паса. К примеру, вазоны привезены из Севра, шелковая ткань из Лиона, подсвечники из Англии, стекло венецианское, люстры немецкие.
В музее собрана внушительная коллекция хрусталя со всей Европы. Здесь же сохранилось свыше тысячи стульев, диванов и кушеток. Часть меблировки выполнена на заказ, другая получена в дар от индийских, китайских, египетских и прочих послов.
Для поддержания комфортной температуры в помещениях сначала использовали плиты из керамики и камины. В начале 20 века на смену им пришли более современные системы отопления.
Церемониальный зал
Этот роскошный зал был предназначен для аудиенций султана и торжественных церемоний.
Именно в этом зале, с высоты 36 метров свисает самая большая и тяжелая люстра в мире, которая была подарена королевой Викторией в 1853-м году. Люстра поистине прекрасна: вес ее составляет свыше 4,5 тонны. По всему периметру интерьерного украшения из богемского стекла установлены подсвечники, общее число которых 750!
Пол Церемониального зала украшает самый большой в Турции ковер, площадью 124 квадратных метра.
По соседству с залом для церемоний (Muayede Salonu или Toren Salonu) расположен еще один зал, который нельзя обойти вниманием. Комната Клерка имеет несколько наименований, среди которых наиболее известны Зал Секретариата или Керамическая комната. Славится это помещение тем, что здесь размещено самое большое художественное произведение во всем дворце – картина, датируемая началом 70-х годов 18 века. Автором этого шедевра является исследователь Востока из Италии Стефано Усси. На полотне изображено паломничество людей из Стамбула в Мекку. Известно, что картину турецкий падишах получил в дар от египетского главы государства Исмаила-Паши.
Первый этаж дворца со вторым соединен при помощи массивной лестницы, перила которой выполнены из хрусталя. Лестничная конструкция носит название Императорской. Стилистически она относится к барочному направлению. В роли проектировщика выступал Нигогос Бальян. Для украшения лестницы применялись кристаллы из баккара. От красоты интерьерного оформления главных дворцовых залов перехватывает дыхание!
Зал послов
Поражает своей оригинальностью и роскошью еще одно дворцовое помещение – зал Сюфера. Эту территорию некогда отдали для проведения собраний и переговоров с послами из разных государств, равно как и соседний Красный зал. В нем также нередко бывали иностранные делегации. В этих помещениях не просто принимали дипломатов, но и проводили для них увеселительные мероприятия. В качестве напольного покрытия в зале послов выступает ковер Хереке, размер которого поражает воображение. Общая площадь покрытия составляет 120 кв. м.
Красный зал назван так неслучайно. Основным оттенком интерьера здесь был именно глубокий красный, особенно в текстиле. Символизировал этот цвет силу власти Империи Османов. Интересно, что настоящих прочных стен в зале нет, их заменяют плотные бордовые занавески. Главное украшение комнаты – реальная картина Стамбула, которая открывается перед посетителями сквозь широкие оконные проемы.
Гарем
Под Гарем отдано 2/3 дворцовой территории Долмабахче. Апартаменты с восточной стороны (на побережье) были полностью отданы под нужды матери Султана и членов правящей династии. В уличных комнатах проживали наложницы падишаха, в том числе и «фаворитки». Данная зона вся расписана великолепными орнаментами в традициях Турции и Европы. Гарем сообщается с Селамликом посредством просторного, протяженного коридора. Более всего интересны для гостей дворца два гаремных зала – Голубой и Розовый. Первый получил такое наименование из-за небесного цвета, преобладающего в интерьере и текстиле. В дни религиозных празднеств здесь проводились шикарные торжества. Розовый зал тоже получил название из-за цветовой гаммы стен. Из оконных проемов этого помещения отлично видны умопомрачительные пейзажи Босфора. Здесь привечала посетителей Валиде-Султан, а также эти апартаменты использовали для приватных бесед и знакомств.
Мечеть и Музей часов
На юге дворцового комплекса возвышается прекрасная мечеть, датируемая серединой 19 столетия. Авторство проекта здания принадлежит Нигогосу Бальяну. Стилистически постройка относится к барочной архитектуре. Некоторое время в религиозной обители размещалась музейная экспозиция, посвященная военно-морскому делу. В этот период здание потерпело значительные разрушения. Затем мечеть восстановили, и она вновь открыла двери для верующих. Последняя реставрация здания произошла в начале 21 века.
Большой интерес у гостей Долмабахче вызывает Музей часов, который располагается на садовой территории дворцового Гарема. В здании собрана шикарная выставка эксклюзивных украшений, относящаяся к Национальной коллекции часов. Экспозиция часовых механизмов состоит из 71 экспоната. Кроме них в музее собраны интересные предметы ручной работы, созданные именитыми турецкими мастерами.
Музей живописи и скульптуры
Во дворце Долмабахче целых 20 роскошных помещений отданы под выставку величайших образцов живописи и скульптуры. Открыт этот комплекс был в конце 30х годов 20 века, и в настоящее время экспозиция насчитывает свыше 3000 экспонатов. Сегодня залы активно реконструируют, но ходят разговоры о том, что музей, возможно, перенесут в другое здание.
Комната Ататюрка
Последним «хозяином» дворцового комплекса Долмабахче считается Кемаль Ататюрк. В качестве президента, Ататюрк впервые посетил Дворец Долмабахче 1 июля 1927-го года. Зал, который был выбран Ататюрком в качестве постоянного жилья, некогда использовался османскими падишахами в качестве зимней спальни.
Интерьер комнаты Ататюрка дошел до нас в неизменном виде, включая украшения и меблировку. Примечательно, что здесь нет ни роскоши, ни шика. Все очень просто и строго. Путешественников, приезжающих в Долмабахче, интересует один и тот же вопрос: почему все дворцовые часовые механизмы показывают одно и то же время – 9:05? А ответ на него очень прост: именно в это время 10 ноября 1938 года ушел из жизни легендарный Мустафа Кемаль Ататюрк.

Дворец Топкапы

Величайший город мира Стамбул хранит и оберегает роскошный и всемирно известный Дворец Топкапы. В переводе дворец «Пушечные ворота». Здесь происходило действие множества книг, фильмов, даже опер. С ним связано немало увлекательных историй и невероятных тайн, число которых, пожалуй, больше, чем имеется у всех, взятых вместе, королевских резиденций мира. Это около 7 тысяч квадратных метров, страстей и забытых историй. Дворец Топкапы в Стамбуле это – изумительные изникские изразцы, великолепные росписи, журчащие фонтаны. А еще это – длинная труба, по которой сбрасывали в Босфор кожаные мешки с зашитыми в них провинившимися обитательницами гарема… Это – дворцовые перевороты, заговоры и убийства. Это – то место, где прошла жизнь султана Селима Пьяницы, который утонул в бане, выпив слишком много кипрского вина и султана Ибрагима Безумного, который потерял рассудок, просидев по приказу своего брата Мурата IV 22 года в золотой клетке , это место, где прошла жизнь удивительной Роксоланы, ставшей из украинской бесправной рабыни султанской наложницей, но, преодолев неисчислимые преграды, наложница становится любимой женой султана Сулеймана Великолепного, оставив неоднозначный след в истории человечества.
Название «Пушечные ворота» произошло от традиции при въезде и выезде султана из дворца производить почетный пушечный залп.
Дворец Топкапы — это самая главная достопримечательность Стамбула. Это как Эйфелева башня в Париже или Красная Площадь в Москве. Это своеобразный город в городе, таящий в себе бесчисленное количество тайн и интриг. Отсюда османские султаны правили половиной мира и здесь вершились великие дела.
Дворец-музей Топкапы находится на самой крайней точке полуострова, которая со всех сторон омывается водами Мраморного моря и пролива Босфор. Он надежно окольцован крепостной стеной и башнями с незабываемыми формами.
В течение нескольких веков дворец Топкапы был резиденцией османских султанов. А с 1924 года стал именоваться дворцом-музеем и распахнул ворота туристам со всего мира, поток которых увеличивается год от года.
Дворец Топкапы — это целый город, который находится на территории Стамбула. Комплекс по своим размерам превышает площадь Ватикана в два раза.
Были времена, когда на его территории проживало до 50 тысяч человек и дворцы имели собственные мечети, зоопарки, бани.
Изначально Топкапы строился, чтобы исполнять государственные функции, которые можно сравнить с Думой или Парламентом. Здесь султан совещался со своими чиновниками по поводу внешних или внутренних политических проблем. Но уже в 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил во дворце свой большой гарем и началась активная застройка комплекса.
Всего в Топкапы проживало 24 султана. А в 19 веке очередной султан воздвиг себе живописнейший дворец на берегах Босфора и переехал из дворцового комплекса.
История
Строился этот красивейший комплекс очень долго — на протяжении нескольких столетий. Началось оно еще при султане Мехмете Втором в 1462 году, и каждый из последующих султанов добавлял к комплексу свои здания.
При строительстве не придерживались никаких проектов, просто строили каждое новое здание, исходя из собственных приоритетов, и такая форма построек придает Топкапы привлекательность и оригинальность.
Топкапы имеет четыре основных двора, которые разделяются между собой монументальными воротами. Через Имперские ворота имел право проезжать на лошади только султан, все остальные ходили под этой аркой пешком. Во втором дворе находятся Приветственные ворота, которые по своему строению (низкие арки) заставляли каждого проходящего склонять голову. В третий двор ведут ворота Блаженные. Считалось, что близость к Султану дает подданным неземную благодать. В первом дворе были служебные постройки, в которых располагались казармы янычар.
В отличие от древних посетителей, современные туристы беспрепятственно могут войти в самую интересную часть Топкапы — гарем.
Смотря на эти огромные и роскошные здания, которые соединили в себе самые разнообразные стили и культуры, возникает понимание, насколько велика была власть османских султанов: более 600 лет Османская империя простиралась на три части света — Европу, Азию и Африку.
Гарем
Гарем - это целый комплекс зданий, которые ограждает высокая стена. Когда султаны переехали в более просторный и соответствующий их статусу новопостроенный дворец Топкапи, то гарем в Топкапи не переехал, а продолжал оставаться на его задворках в «Изразцовом дворце» или «Изразцовом киоске» — «Чинили кешк», сооруженном в 1472 году Мехмедом Завоевателем.
Первые несколько десятилетий Топкапи был, так сказать, только рабочим офисом султанов, а их жены и наложницы жили отдельно, хотя и рядом, в «Чинили кешк». И это было нормой для османов.
Роксолана - любимая наложница султана Сулеймана Великолепного, именно она, прошедшая путь от рабыни до Султанши Хуррем, смогла добиться переезда во дворец Топкапи, чтобы быть постоянно рядом с султаном.
Именно сооружение комплекса гарема во втором и третьем дворах Топкапи в XVI веке стало наиболее значительным изменением в планировке этого дворцового сооружения с момента первоначальной постройки. В итоге, постепенно весь гарем переехал в этот новый дворец, а в старый стали ссылать жен и наложниц умерших султанов.
Бывшее здание старого гарема — «Изразцовый дворец» — киоск «Чинили кешк», и ныне находится на задворках дворцового комплекса Топкапи (его первого двора).
Поскольку помещения гарема достраивались, пристраивались и перестраивались, у него нет единого стиля или облика. Более 400 комнат, построенных в разные века, отличаются по стилю и наполнению.
На территории гарема располагается бассейн, лечебница, две мечети, восемь турецких бань и четыре огромнейшие кухни. В экспозиции музея можно увидеть целую коллекцию дорогих украшений, нарядов и одежд, которые носили наложницы.
Раньше тому, чья нога ступит в гарем, грозила смертная казнь. Такие строгие правила были не только потому, что там жили женщины султана, но и потому, чтобы оградить от опасности многочисленных его детей и наследника в том числе, которые жили со своими матерями.
Находят много интересного в посещении дворца не только мусульмане. Иудеи и христиане найдут здесь многочисленные святыни: жаровню Авраама, мощи Иоанна Крестителя, посох Моисея и меч царя Давида. Топкапы считается одним из самых посещаемых мест в Стамбуле.

Дворец Бейлербей

Дворец Бейлербей (Beylerbeyi Saray) является самым известным архитектурным памятником и достопримечательностью Турции в Стамбуле - расположенный на берегу Босфора, он не настолько популярен у туристов, как Ай-София, Голубая мечеть, Дворец Топкапы и Дворец Долмабахче, поэтому посетителей в нем не много и не приходится стоять в длинной очереди за билетами на вход, как на другие достопримечательности Стамбула. В самом начале 16 века это была вилла, расположенная на морском побережье. Построена вилла была в годы правления падишаха Бейлербея, в честь него же и получила свое название. Дворец Бейлербей - одна из многочисленных достопримечательностей Турции в Стамбуле. Расположен на берегу пролива Босфор, в азиатской части, в районе Ускюдар. В прошлом это была летняя резиденция султанов и один из красивейших исторических памятников в стране, а также здесь останавливались их высокопоставленные гости.
История
Еще со времен Византийской империи территория современного района Стамбула – Бейлербей, расположенного на азиатском побережье пролива Босфор, была заселена. Исторические источники XVIII века сообщают нам о том, что это место получило название «сады Иставроз» после того, как император Константин Великий воздвиг здесь крест.
Во времена оттоманской империи здесь находился имперский парк. Инджиджиан – известный путешественник XVIШ века, описывает события, при которых это место получило название Бейлербеи. В эпоху правления Мурада III, в XVI веке, Мехмед-паша, был удостоен титула генерал-губернатора – бейлербея Румелии, после чего он построил загородный дом на берегу Босфора.
По приказу султана Махмуда II в 1827 году в Бейлербее появился дворец, который был создан архитектором Киркором Бальяном. Однако, в 1851 году, при султане Абдул-Меджиде I, это строение, состоящее целиком из дерева и прилегающее к берегу было частично уничтожено пожаром. Удалось уцелеть только Мраморному павильону Мермер Кёшк, большому бассейну и нижней террасе.
Османские султаны в XVII веке строили здесь летние резиденции, павильоны. В 1861-1864 гг., по приказу падишаха Абдулазиза – брата и наследника Абдул-Меджида I, на том же самом месте, где был разрушен пожаром деревянный дворец, принадлежащий Махмуду II, архитекторами Агопом и Саркисом Бальяном был заново возведен новый дворец - летняя резиденция султанов из камня и белого мрамора. Он служил местом размещения важных гостей иностранных государств во время их визита в османскую столицу и был выполнен в стиле барокко.
Особое восхищение вызывает сад, который находится позади Дворца Бейлербей на склоне холма. В тени сада находится цветник из магнолий, плавательный бассейн. Сады вокруг дворца Бейлербеи дарят посетителям прекрасный вид на пролив Босфор. Здесь всюду полно различных видов деревьев, древних статуй и роскошных бассейнов.
Дворец был разделен на две части – гарем и общие покои.
В таком виде он и сохранился до наших дней. Внутреннее убранство представляет традиционный османский стиль.
Архитектура
Бейлербей состоял из двух главных этажей и подвального (цокольного) помещения, в котором располагались кухня и кладовые. Дворец был прекрасно и со вкусом декорирован, у него имеется три входа, 6 больших парадных зала и 26 комнат. За ним расположились цветники с ароматными магнолиями. Здесь также имеется большой бассейн для плавания и несколько летних дворцов.
Интерьер дворца представляет собой причудливую смесь разнообразных восточных и западных стилей, хотя сама схема комнат сделана в турецких традициях с диваном посередине. Меблировка и убранство гарема, по сравнению с общими покоями, выглядела скромнее. Оформление же и отделка публичных комнат, именуемых Селямлык, была богаче и разнообразнее.
Интересно, что пол в Бейлербеи покрывали тростником, который поставлялся из Египта (так называемыми египетскими циновками). Зимой он избавляли обитателей от сырости и влаги, а летом он был спасением от зноя.
На пол стелили редчайшие ковры ручной работы. Такие же ковры были и во дворце Долмабахче. Их изготавливали в дворцовых ткацких мастерских в Хереке.
Во дворце можно любоваться великолепной красоты люстрами из богемского хрусталя, китайскими, японскими, французскими и турецкими фарфоровыми вазами, а также французскими часами.
Султан Абдулазиз был страстно увлечен кораблями. В эпоху его правления турецкий флот был вторым по величине в мире после английского. Это отразилось на внутреннем убранстве дворца. Здесь можно наблюдать большое множество морских мотивов и изображений кораблей.
Вокруг дворца находились охотничьи угодья, зоопарк и сад с растениями, привезёнными сюда со всего мира. Существует туннель, ведущий из дворца в сады, построенный при Махмуде Втором. Это необычно для такого дворца, т.к. обычно для этого строили мосты. Жёлтый и Мраморный павильоны, Музыкальные апартаменты, Олений Дом, Голубиный храм, птичий двор и королевские конюшни окружают дворец.
В настоящее время здесь никто не живет и это чисто экскурсионное место. Внутреннее убранство соответствует тому периоду времени, когда здесь жили и развлекались со своим гаремом султаны. Повсюду помпезные хрустальные люстры, французские часы, китайские, японские, французские и турецкие фарфоровые вазы, ковры на полу. В одном из приемных залов даже есть бассейн с фонтаном.
Дворец Бейлербей - очень красивое место. Вокруг разбит парк, деревья аккуратно подстрижены, много скульптур, есть скамейки, чтобы можно было посидеть и насладиться видами на пролив Босфор. Рядом расположено кафе, где можно перекусить, если вы проголодались.
Гости
В разные временные периоды здесь гостили такие важные персоны как принц Уэльский, король Эдуард VIII, австрийский император Франц Иосиф, князь Николай, персидский шах Насреддин, король Монтенегро, принц Сербии, последний султан Турции Абдулхамид. Шах Ирана – Насреддин после свержения был заключен в этом дворце и умер здесь же в 1918 году. А в 1869 году останавливалась во дворце и супруга Наполеона III – императрица Евгения. Сам султан Абдулазиз контролировал процесс подготовки и убранства покоев столь важной гостьи. Поговаривали, что он был весьма неравнодушен к императрице. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что даже москитная сетка, висевшая на окне над кроватью Евгении, была усеяна мельчайшим жемчугом. Французская императрица была настолько польщена, что когда вернулась домой, заказала в свой дворец Тюильри такие же окна, как и в резиденции Бейлербей на побережье Босфора.
Дворец неизменно вызывал у посетителей восхищение и восторг своей утонченной изысканностью. В сады пускают только по предварительному согласованию и не всех.

Крепость Румелихисар

Румели хисары - крепость, возведенная в 1452г. по приказу Мехмеда II, перерезала водный путь по Босфору, нарушив снабжение Константинополя. Сегодня Румели хисары в Стамбуле - один из популярных музеев в турецком мегаполисе.
Крепость Румели хисары, построенная на европейском берегу за рекордный срок - всего четыре месяца, входила в стратегический план осады Константинополя. Крепости Румели и Анадолу хисары, сооруженные практически друг против друга на противоположных берегах пролива, давали султану Мехмеду II полный контроль над самым узким участком Босфора. Пушки, фото Крепость Румели хисары установленные в высоких башнях крепостей, простреривали всю акваторию пролива, закрывая проход для кораблей союзников Константинополя, ранее доставлявших продовольствие через Дунай и далее по Черному морю во Второй Рим.
Над возведением цитадели на европейском берегу трудились более трех тысяч человек. Стены и башни строились руками тысячи каменьщиков, а перевозили строительные материалы на сотни телег и лодок с азиатского берега. Мехмед II самолично наблюдал за строительством Румели хисары, которая была спроектирована архитектором Мюслихиддином, учитывая непростой рельеф склона. Форма цитадели напоминала треугольник в углах которого построили куле - высокие башни фото Крепость Румели хисары в Стамбуле невероятной по тем временам толщины стен - от 5 до 7 метров. Крепостные стены и еще тринадцать бурч - наблюдательных башен замкнули внутреннее пространство объемом в тридцать гектар. Внутри крепости выстроили пороховой склад, арсенал, казармы и цистерну для воды, замаскированную под полом небольшой мечети.
С точки зрения военной стратегии Румели хисары являлась форпостом османской армии на европейском континенте, вблизи от Константинополя. Попытки осадить крепость были бы бесплодны из-за практически не поддающихся штурму башен, а пушки башни Халиль-паша не оставляли шансов пересечь Босфор. Ежедневно орудия пристреливались и могли точно поразить судно в проливе Босфор, удаленное от башни на разные расстояния. Ходит легенда, что один из кораблей византийцев сделал Крепость Румели хисары попытку прорыва, но был подбит, а затем схвачен на абардаж османскими судами, затаившимися в устье реки около Анадолу хисары. Команда была обезглавлена, а капитан судна посажен на кол. После этого случая слухи о Румели хисары дошли до византийцев и осадили их пыл в попытках пройти через пролив. Вторая легенда говорит о том, что османы протянули через пролив цепь, подобную защитной цепи в Золотом Роге.
После успешной осады Второго Рима крепость Румели хисары потеряла актуальность своего предназначения. Сильные землетрясения в начале 16 века привели к обрушению построек и стен. В 16 веке в башнях устроили тюремные камеры. В середине прошлого века Румели хисары в Стамбуле отремонтировали и превратили в музей. На небольшой площадке в виде амфитеатра, выстроенной над обломком минарета мечети, устраиваются различные концерты, а также фестивали.

Археологический музей

В историческом центре Стамбула, в нескольких километрах от живописного парка Гюльхане и великолепного дворца Топкапы, расположен Археологический музей – один из известнейших и интереснейших музеев города. Этот музей, в котором сегодня собрано более 1 млн. различных экспонатов, состоит из трех отделений – Музея Древнего Востока, Музея отечественной истории и Изразцового павильона.
Идея создания музея археологических ценностей принадлежит выдающемуся деятелю Турции Осману Ханди-Бею, который активно боролся за сохранение культурных памятников государства. Именно под его руководством в 1881 г. были начаты работы над строительством здания в неоклассическом стиле, в котором, собственно, и разместился Стамбульский археологический музей.
В наши дни этот музей может похвастаться богатой коллекцией, в состав которой входят уникальные артефакты и археологические находки (саркофаги, глиняные таблички с иероглифами, статуи, бюсты и т.д.), найденные на территории древних государств Европы, Африки и Азии. Многие из экспонатов этого музея имеют всемирную ценность. Например, именно в Археологическом музее Стамбула хранится Сидонский саркофаг – один из самых ценных саркофагов античности, украшенный сценами из жизни великого полководца Александра Македонского. Не менее известен и уникальный Саркофаг плачущей женщины.
Также в этом музее можно увидеть такие ценные экспонаты, как статуи льва, богини Кибелы, Эфеба, бюсты Зевса и А.Македонского, артефакты, найденные во время археологических раскопок Трои. Не менее интересна коллекция глиняных табличек с надписями (75 тыс. экспонатов), мозаичная икона сретения, которая датируется 600 г., Обелиск царя Ассирии и Календарь из Гезера.
Стамбульский Археологический музея – это настоящая сокровищница с особенной атмосферой древности, которая позволяет проникнуть в мир наших предков и прикоснуться к таинственной и загадочной эпохе античности.

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика — одна из самых популярных достопримечательностей Стамбула, которую посещает каждый второй турист. Водохранилище Йребатан одно из самых необычных и интересных объектов — неожиданно тихое, темное, прохладное и таинственное, которое обязательно оставит после себя впечатления. Самые главные колонны в цистерне украшены в основании головами Медузы Горгоны, которая в соответствии с древнегреческой мифологией, являлась чудовищем с женским лицом и змеями вместо волос.
Современный Стамбул, а в прошлом Константинополь, был громадным городом прошлого. Кто бы ни был у власти в те времена, всегда беспокоился о безопасности и неприступности города. Для этого строились не только укрепления, но и водохранилища. В Константинополе был недостаток воды, поэтому приходилось подавать воду с помощью акведуков, а на случай нападения хранить ее в водохранилищах.
Сколько всего водохранилищ или цистерн (именно так по-гречески звучит водохранилище) в Стамбуле — вопрос, который навсегда останется без ответа. Цистерны находятся в самых непредвиденных местах. А те, которые уже были обнаружены, выступают в совсем неожиданных ролях. Например, на их территории открывают рестораны или другие развлекательные сооружения. Некоторые удостоились чести стать музеями, в их числе самая популярная цистерна — Йеребатан или Базилика. Другим же повезло меньше, они находятся в заброшенном состоянии.
История
Строить Цистерну Йеребатан начали еще греки в 4 веке на том самом месте, где некогда красовалась базилика святой Софии, и строительство продолжалось вплоть до 532 года. Эта поистине уникальная стамбульская достопримечательность хранила внутри себя практически неиссякаемые потоки чистой питьевой воды, запасы которой были необходимы городу на случай наступления засухи или военных действий. Объемы резервуара огромны: когда-то Цистерна вмещала до 100 000 тонн воды и была главным источником живительной влаги для центральной части города и самого Императора. Позднее, когда власть захватил турецкий падишах, воду из сооружения брали чтобы поливать ею сады Топкапы.
Древние архитекторы и ученые проделали огромную работу, чтобы выстроить масштабный водопровод от Белградского леса к Цистерне протяженностью в несколько километров. Наполнялось сооружение при помощи акведука Валента, а опорожнялось посредством труб из обожженной глины, встроенных в восточную стену. Резервуар возводился поэтапно, и каждый из этих этапов представляет собой, без преувеличения, историческую веху для города:
- начало 4 века – старт строительных работ под контролем императора Константина Первого;
- 532 год – завершение возведения Цистерны уже при правлении Юстиниана;
- 16 век – опустение и загрязнение Цистерны;
- 1987 год – реставрация достопримечательности и открытие в ее стенах музейного комплекса.
Конечно, цистерна исправно служила бы и в каждом столетии, но когда Константинополь захватили турки, водохранилище было заброшено. Вернее, его не нашли, поэтому о том, что под зданиями находится такое интересное сооружение, в то время турки даже не догадывались.
Турецкое правительство узнало о существовании такого объекта в Стамбуле лишь в 1553 году, когда Цистерну нашел французский путешественник. Однако на тот момент власти сочли эту информацию бесполезной. Затем Цистерна Базилика вновь о себе напомнила в 19 веке, но и тогда оказалась никому не нужной. Опять ее открыли в 20 веке. Теперь уже это открытие показалось интересным. Хоть на тот момент Цистерна Йеребатан была сильно загрязнена и не выглядела величественно, в ней все же увидели потенциал и решили отдать огромную территорию под музей. Реставрационные работы заняли длительное время. Сначала из резервуара пришлось вывезти тонны грязи и мусора. После этого пол покрыли толстым слоем бетона, а чтобы туристам было удобнее ходить, соорудили настилы из дерева. Также в Цистерне оборудовали хорошее освещение. Вода внутри резервуара есть и сегодня – она просачивается из земли, но высота ее не превышает 50 см.
Архитектура
Масштабы уникальной конструкции сложно переоценить. Водохранилище углублено в недра земли на 10-12 метров. Цистерна Йеребатан представляет собой подземное сооружение длиной в 145 метров и шириной в 65 метров. Потолок его поддерживает колоннада из 12 рядов – по 28 колонн в каждом. То есть всего их 336 штук. Именно благодаря такому огромному количеству колонн, входя в помещение, создается впечатление, что вы попали в какой-то замок. Поэтому иногда это место называют Затонувшим дворцом. По периметру сооружения выстроена стена из кирпича толщиной в 4 метра, покрытая с внутренней стороны специальным гидроизоляционным составом.
Высота колонн колеблется в диапазоне от 9 до 13 метров, расстояние между ними примерно 4 метра, но декор каждой из них уникален. Они по-разному украшены и состоят из различных материалов. Дело в том, что колонны сюда привозились из древних разрушенных храмов Византии и даже Малой Азии, и уже на месте подгонялись под сооружение.
Самые популярные колонны Цистерны Йеребатан стоят на голове Медузы Горгоны. Одна стоит на перевернутой вверх ногами голове, а другая на голове, которая положена на бок. Теорий, почему головы не стоят в обычном положении, несколько. Первая утверждает, что головы Медузы Горгоны перевернуты, чтобы она не могла поразить своим взглядом посетителей. Вторая утверждает, что таким образом строители хотели выразить пренебрежение к мифическому персонажу. Третья, самая прозаическая, утверждает, что просто в таком положении блоки с головами лучше подходили для того, чтобы служить основанием для колонн. Еще одна знаменитая колонна Затонувшего дворца Стамбула «плачет» слезами. По легенде эти слезы она проливает по рабам, которые погибли при строительстве водохранилища.
Цистерна до сих пор наполнена водой. Перед открытием бассейн был загрязнен, но теперь его очистили и в нем даже живут рыбки, которых в музее довольно много. Видимо, они чувствуют себя здесь прекрасно. Кроме античных красот и необычной атмосферы туристы приходят в этот музей, чтобы посмотреть на различные мероприятия. Здесь часто проводятся музыкальные концерты или выставки. В такой старинной атмосфере искусство воспринимается лучше.
К тому же Цистерна Йеребатан успела несколько раз попасть в кадр популярных фильмов. Кинематографисты очень любят и ценят эту достопримечательность за неповторимый, самобытный колорит. К примеру, здесь снимался один из фильмов Бондианы («Из России с любовью»). А агент 007 плавал по водохранилищу на лодке. Также в Цистерне проходили съемки киношедевра под названием «Инферно» по Дэну Брауну.
В некоторых книгах Цистерна тоже выступает, как одно из основных мест действия. Что ж, место действительно необычное, поэтому и заслуживает внимания. Каждая его черта неповторима и совершенна. Цистерна Базилика – это культурно-исторический памятник не только для Стамбула, но и для всей Турции. Сюда приезжают путешественники со всех уголков мира, чтобы насладиться красотой «Колонны слез» с печально стекающими по ней капельками воды, заглянуть в каменные глаза страшной Медузы Горгоны, а затем непременно бросить монетку в местный «Фонтан желаний», чтобы когда-нибудь возвратиться сюда вновь!

Вокзал Хайдарпаша

Вокзал Хайдарпаша расположен в азиатской части города Стамбул в Турции. Безусловно, с каждым из двух существующих железнодорожных вокзалов в городе Стамбул, так или иначе, связано множество различных исторических событий и любопытных фактов. В свою очередь вокзал Хайдарпаша отличается не только оригинальной архитектурой в стиле немецкого неоклассицизма, но и монументальными размерами, располагаясь на площади более четырех гектаров, с большим трудом отвоеванных у Мраморного моря.
История
Для защиты от морских волн перед возводимым сооружением вокзала Хайдарпаша предварительно укрепили ранее возведенный длинный волнолом, а также установили на нем маяк (позже реконструированный, см. фото внизу справа). Затем у Мраморного моря была отвоевана территория площадью почти три гектара. В болотистую насыпную почву при помощи парового молота было забито более тысячи деревянных свай, создавших некое подобие системы укрепления грунта, используемой при строительстве современных высотных сооружений. Таким образом, здание вокзала Хайдарпаша было возведено на месте, где когда-то бушевали волны Мраморного моря. А перроны и рельсовые пути в направлении Стамбул - Багдад проложили там, где еще недавно располагались старый речной порт и склады, а также частные владения.
Архитектура
Архитектурный проект вокзала Хайдарпаша был доверен двум немецким специалистам - Гельмуту Куно и Отто Риттеру. В отличие от здания вокзала Сиркеджи, в котором наглядно прослеживается стиль Ориентализма, вокзал Хайдарпаша демонстрирует тяжеловесный прусский стиль неоклассицизма. Поэтому монументальное, пятиэтажное здание определенно выглядит совершенно чужеродным в азиатском городе. Широкая лестница ведет от набережной к трем громадным входам внутрь вокзала, похожим на ворота в локомотивное депо. В углы вокзала Хайдарпаша вписаны круглые башни, увенчанные высокими конусообразными крышами, что придает сооружению сходство со старинным замком. Элементы барокко (излишнего украшательства), ярко проявляются в использовании колонн на башнях или вычурных часов на фасаде здания. Непривычно высокая и крутая крыша после пожара в 2010 году заменена на фасаде здания на плоскую, что внесло известную дисгармонию в единство архитектурного облика. Здание вокзала Хайдарпаша облицовано плитами из туфа, поэтому с течением времени приобрело неоднородный горчичный цвет.
Интерьер
Первый этаж вокзала Хайдарпаша богато декорирован в восточном стиле. Прежде всего, это колоритные, яркие витражи в больших окнах входной группы, выдержанные в традиционной османской тематике. Кроме этого, удивляет очень светлая и жизнерадостная роспись на потолках залов ожидания. Выделяются арочные проходы, обрамленные мозаичной "изразцовой" росписью и замысловатой лепниной. Посетители, входя в здание вокзала, выполненное в стиле неоклассицизма, неожиданно для себя окунаются в стилистику Востока. Элементы декора залов недвусмысленно подчеркивают территорию страны, на которой оказался пассажир вокзала Хайдарпаша, выйдя из поезда. Стены ресторан вокзала также украшены изразцами в традиционном восточном стиле.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна