Гид по городам мира





Казахстан


Казахстан – самая крупная страна в мире, которая не имеет прямого выхода в Мировой океан. Большую часть территории страны составляют пустыни – 44% и полупустыни – 14%. Степи занимают 26% площади Казахстана, леса – 5,5%. В стране насчитывается 8,5 тысяч рек. Северо-восточная часть акватории Каспийского моря входит в пределы республики. Аральское море разделено между Казахстаном и Узбекистаном. В Казахстане есть 48 тысяч больших и малых озер. Самые крупные из них – Балхаш, Зайсан и Алакол. Удаленность от океанов обусловливает резко континентальный климат страны.

Климат и погода

Климат в Казахстане умеренный, с теплым летом и холодной зимой. Средняя температура воздуха - +8,9С. Самая высокая средняя температура воздуха в Казахстане наблюдается в июле (+30 С), а самая низкая – в январе (-12 С). Среднегодовое количество осадков – 581 мм.

История

Люди на территории современного Казахстана жили уже в бронзовом веке. В VI -III вв. до н. э. на территории современного Казахстана существовало государство скифов. Примерно в V веке н.э. в Казахстане поселяются тюркские племена.
В Средние века на территории Казахстана существовало несколько государств, которые сменяли друг друга – Тюргешский каганат, государственные образования огузов, караханидов, кимеков, а затем и кыпчаков, а также Карлукский каганат. В начале XIII века Казахстан вошел в состав улусов Джучи и Джагатая Монгольской империи. Считается, что первое казахское государство сформировалось в начале XVI века при хане Касыме. В XVI веке в Казахстане образовались территориальные племенные объединения Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз. С середины XVIII века начинается процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи, который завершился окончательно в 1860-х годах. В 1918 году часть территории Казахстана вошла в состав Туркестанской АССР, а в 1920 году остальная территория Казахстана была включена в состав Киргизской АССР, которая затем была переименована в Казахскую АССР. В 1936 году Казахская АССР была преобразована в Казахскую ССР. В декабре 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость.

Достопримечательности

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.
Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению.
Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий. Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа. Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи Тамерлана простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай, но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.
Архитектура
Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др. Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином. Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям. У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Космодром Байконур

Байконур расположился в Казахстане, недалеко от города Казалы и посёлка Жосалы, в 2500 км от Москвы и в 1400 км от Алматы. Город вместе с одноимённым космодромом образует комплекс «Байконур», на длительный срок арендованный Россией (ранее, Казахская республика находилась в составе СССР, но после 1991 года пришлось перейти на коммерческие отношения).
Такое название космодром получил неслучайно. Секретные службы СССР стремились запутать потенциальных конкурентов и противников. И только позже выяснилось, что образованный в 1955 году город и посёлок Байконур — две разные точки, расположенные на расстоянии 350 км друг от друга. Своё официальное современное имя Байконур получил совсем недавно - до 1994 года город назывался Ленинск.
Для размещения полигона выбрали пустыню вблизи реки Сырдарья. Такое расположение имеет преимущества: здесь безлюдно, место находится относительно близко к экватору и имеет 300 солнечных дней в году.
Рельеф территории Байконура — равнина с холмами высотой до 20 метров. В основном на территории космодрома представлена пустынная растительность, в том числе тюльпан Борщова — он даже стал символом Байконура. Из-за специфического расположения космодрома до сих пор окончательно не решена проблема с пресной водой для населения Байконура и технических целей. Артезианские скважины позволяют добывать солоноватую воду, которую требуется опреснять и очищать специальным методом.
На Байконуре резко континентальный климат с незначительным количеством осадков. Зимы здесь очень ветреные и морозные со средней дневной температурой до -10 °C и ночной температурой до -25 °C. Лето наоборот — жаркое и засушливое с частыми пыльными бурями. Днём воздух прогревается до +30 °C.
В Байконур туристы, несомненно, приезжают ради космодрома, расположенного примерно в 350 км от города. Многие туристические компании предлагают увлекательные экскурсии на непилотируемые и пилотируемые старты космических кораблей, отправляющихся с космодрома. Для туристов это уникальная возможность посетить сам Байконур, его стартовые площадки, испытательные и монтажные корпуса, увидеть памятники покорителям космоса и познакомиться с коллекцией музеев.
Но самое важное — понаблюдать за всеми этапами подготовки: вывозом ракеты, её установкой, пресс-конференцией экипажа, проводами космонавтов и, наконец, стартом космического корабля. Это незабываемое зрелище надолго останется в памяти. Подобные экскурсии организуют нечасто, поэтому подавать заявки нужно заранее.

Подземная мечеть Бекет – ата

Одним из почитаемых людей в Западном Казахстане считается Бекет-ата Мырзагул улы. Будучи суфием, облачившись во власяницу, он выбрал для отшельнических заточений первозданную пустынную землю, забытую богом и людьми – полуостров Мангышлак. Мастер-строитель Бекет-ата на скалистых отрогах построил четыре мечети. Первую в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторую в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третью - в местности Тобыкты и четвертую подземную мечеть вырубил в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды.
Родился Бекет-Ата во второй половине XVIII века вблизи поселка Кульсары Атырауской области. В 14 лет, придя поклониться к праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получил его благословение и наказ учиться. В медресе далекой Хивы он постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, стал суфием, начал обучать детей грамоте. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих быть справедливыми и творить добро.
Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед - Есет-батыр. С благословения святого духа множатся добрые дела. Суфий Бекет-Ата не оставляет в беде тех, кто обращается к нему за помощью.
Бекет-пир запомнился в памяти народа и как предсказатель, пророк, которому открыта Книга бытия.
Подземная мечеть Бекет-Ата в местности Огланды, которая стала его последним пристанищем, несмотря на труднодоступность, является местом массового паломничества. Говорят, что после посещения могилы этого святого и мечети с верующими случаются исцеления. Другие рассказывают, что комнаты вырубленной в скале мечети точно повторяют расположение комнат пирамиды Хеопса! По предположению экспертов, это необычайное сходство связывают с тем, что символика суфизма переняла многие мистические символы древности, в том числе и египетских жрецов.
Некрополь Бекет-Ата - духовный, исторический и архитектурный памятник. Поражает необыкновенная акустика подземной мечети - во всех помещениях удивительная слышимость читаемых молитв. Более того, при открытых дверях, отдушинах отсутствует сквозняк. Создается впечатление, что суфий и в самом деле интуитивно постигал законы науки. Ученые выдвигают смелую гипотезу о том, что мечеть Бекет-ата была подобием обсерватории, в которой святой наблюдал за движением небесных тел. Это позволяло ему точно предсказывать суровую зиму, знойную жару, ливни, определять время откочевок на джайляу...
На вершине урочища Огланды находится дом паломников, который еще называют «дом с голубыми куполами». Много легенд можно услышать в этом доме о чудодейственных способностях Бекет-Пира.

Мавзолей Арыстан баб

Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в XII веке. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От нее сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. В лицевой кладке стен здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе.
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества. По легенде, Арыстан баб был сподвижникам пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму.
Сегодня над могилой Арыстан баба возвышается мавзолей площадью 30х13 м. По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован. Мавзолей Арыстан баба - место захоронения учителя Кожи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан бабу свои четки-аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику - будущему Коже Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан баба находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами (с. Сайрам).

Свято-Вознесенский кафедральный собор Алматы

Величественный Вознесенский собор украшает собой парк, названный в честь 28 гвардейцев-панфиловцев. Писатель Юрий Домбровский, посетивший Алма-Ату в 1933 году в первый раз, был сражен этим неожиданно оказавшимся здесь строением, нависающим над городом. Он описывает собор, как высочайшее здание с множеством куполов, узорчатое и разноцветное, украшенное хитрыми карнизами и гофрированным железом на крыше. Экстерьер не менее удивителен, писатель поразился многоступенчатой системой лестниц и переходов, ведущих в колокольню и галереи. Ю. Домбровский сравнил его с настоящим собором Василия Блаженного, отметив, что полуфантастическое здание стало для него символом Алма-Аты.
Храм возвели по проекту архитектора А. Борисоглебского. Важную роль в выполнении работ сыграл областной инженер А. Зенков, ему пришлось внести в действующий проект множество правок, значительно изменивших общий экстерьер. Доработанный проект совершил долгое бюрократическое путешествие по всем возможным инстанциям и в 1903 году после многочисленных сомнений, наконец, был утвержден.
Для строительства собора в 1904 году собрали специальный комитет, после чего начались непосредственные работы. Главным за осуществление проекта в жизнь был назначен областной инженер А. Зенков. Впервые в Семиречье здесь была использована железобетонная конструкция, приточно-вытяжные системы вентиляции антисептики и каналы. Еще никогда строители не возводили в этой местности высотное здание, поэтому особое внимание пришлось уделить его сейсмической устойчивости. В результате высота до подкрестного шара храмовой колокольни составляет 41,4 метра.
А. Зенков по собственной концепции при обустройстве фундаментов решил вместо цоколя из кирпича сделать армированный бетон, в результате чего остов здания получился более надежным. Так же была применена его идея, состоящая в том, чтобы стены из брусьев укрепили по углам. Для этого срубы соединялись деревянными брусчатыми зажимами, которые стягивались болтами. Подобным образом были зафиксированы большие колонны внутри помещений. В стены закладывались нагели чаще, чем при обычном строительстве. Остов колокольни и купольные барабаны буквально насквозь пронизаны связями из металла. Стальные накладки скрепляют и сруб основного барабана; перекрещивающиеся балки держат плоское перекрытие, в верхней части восьмерика надежно связывает между собой стены. Металлические связки и скобы укрепляют все стропила, кровельная обрешетка имеет вид цельного настила из досок. Стройка была завершена к 1907 году. Собор посвятили «Вознесению Господа». Иконостас расписал иконописец Н.Г. Хлудов. В 1911 году произошло сильное землетрясение, оно испытало на прочность новое здание храма. В целом собор устоял. Только немного просела угловая часть колокольни, наклонился крест и из окон посыпалось остекление.
В Советский период храм пережил сложное время. В 1929 году сбросили колокола звонницы, уничтожили очень красивый резной позолоченный иконостас в три яруса, разворовали всю церковные вещи, пропали иконы и ценные книги. Здание собора даже намеревались снести и соорудить на том же месте музей. В 1927 году храм, как культовую организацию, закрыли. В разное время в нем поселяли: Главную радиостанцию, Центральный республиканский музей, Архитектурный музей Алматы, Администрацию художественных выставок и Общественную организацию по охране памятников, Концертные площадки и выставочные залы. В 1995 году помещение передали в постоянное владение местной епархии. Сегодня здесь открыт Кафедральный собор, где регулярно проводятся богослужения.

Аксу-Жабаглинский заповедник

«Аксу-Джабаглы» — невероятно живописное место, привлекающее туристов со всех концов света. Здесь можно увидеть все великолепие «Небесных гор»: заснеженные вершины и величественные скалы, узкие долины рек с бурными горными потоками, захватывающие дух водопады и глубокие ущелья с их дикими обитателями. Заповедник не только служит домом многим видам редких растений и животных, но и хранит наследие прошлых эпох — ископаемые останки флоры и фауны юрского периода, а также древние наскальные изображения — петроглифы.
История создания
В 1920 году известный гидробиолог А.Л. Бродский впервые посетил верховья рек Аксу и Джабаглы и выступил с предложением создать в этих местах заповедник. Через два года территорию обследовала группа профессоров Ташкентского университета: Д.Н. Кашкаров, Е.П. Коровин, М.В. Культиасов, М.Г. Попов и Н.А. Димо. Они подтвердили природную ценность этой территории, где в нетронутом виде сохранились места обитания многих редких видов растений и животных.
Заповедник создавался в три этапа. Отводить земли под него начали в мае 1925 года по решению Чимкентского уездного отдела. Официально заповедник «Аксу-Джабаглы» был учрежден специальным постановлением Совнаркома Казахской Республики годом позже. Спустя еще год оно было утверждено решением Совнаркома РСФСР. Таким образом, «Аксу-Джабаглы» может отмечать свой юбилей три года подряд.
Из-за малой изученности района изначальные границы заповедника были определены не слишком удачно. Лучшие насаждения древовидного можжевельника остались за его пределами. Не были учтены и ареалы некоторых ценных видов животных, например архара. Благодаря стараниям Б.П. Тризны, первого директора заповедника, к концу 1930-х годов площадь охраняемой территории увеличилась более чем вдвое. Новыми участками стали долины рек Балдабрек и Бала-Балдабрек, отроги хребта Майдантал и правый склон каньона реки Джабаглы.
В дальнейшем границы и площадь заповедника менялись лишь незначительно. И только в последнее десятилетие к нему присоединили верховья рек Аксай, Коксай и часть долины реки Майдантал.
Горные хребты «Аксу-Джабаглы» пронизывает сеть узких речных долин с крутыми и отвесными берегами. Они разрезают территорию заповедника на отдельные, часто изолированные друг от друга участки. Век за веком настойчивые бурные потоки прокладывали себе путь сквозь горные породы, зачастую образуя головокружительные каньоны, стиснутые крутыми склонами. Самый большой из них — ущелье реки Аксу. Оно протянулось более чем на 30 км, его глубина — 500 м, а расстояние между его верхними краями даже в самой широкой части не превышает 700-800 м. Берега спускаются к руслу реки несколькими отвесными уступами, разделенными плоскими террасками и окаймленными у подножия серыми осыпями. По нему проходит один из самых живописных туристических маршрутов. Небольшие, но красивые каньоны образуют и другие реки заповедника. Например, Балдабрек прорезал в высокой горной гряде узкие ворота глубиной более 100 м и шириной всего 6-8 м. Питаются реки главным образом талыми водами снегов и ледников. Половодье начинается в марте или начале апреля, а до самого сентября случаются мощные паводки. За это время по рекам успевает пройти от 70 до 85% годового стока. Во время паводков реки превращаются в яростные потоки, сметающие все на своем пути. В такие периоды их воды могут даже менять цвет. Аксу, бирюзовая в мае, с приходом летнего паводка становится молочно-белой, как бы оправдывая свое название, которое в переводе с казахского означает «белая вода». Другая важнейшая река заповедника, Джабаглы, в это время окрашивается в желто-оранжевый или даже красный цвет из-за примеси глины, которую приносят некоторые ее притоки.
Озер в заповеднике совсем немного, всего 23, зато они весьма разнообразны. Самые крупные из них, площадью 10-15 га, Бугулуторколь и Шункульдук, ледникового происхождения. Они расположены на высоте около 3400 м над уровнем моря, почти у самых вершин гор. Несколько ниже на склонах можно встретить так называемые завальные озера. Они возникали, когда горные обвалы преграждали путь какому-нибудь горному потоку. Особенно впечатляюще выглядит озеро Кокуйрум в верховьях реки Улькен-Аксу. Его нижний край подпирают нагромождения огромных, в человеческий рост, валунов. В предгорьях расположились озера, образовавшиеся в оползневых впадинах. Они, как правило, довольно мелкие. Например, глубина озера Айнаколь не превышает 1,5-2 м. Сквозь его удивительно прозрачную воду легко разглядеть мелкие острые камушки, которыми усеяно дно. Другое оползневое озеро, Кызольгенколь, замечательно своей формой: оно напоминает след гигантской человеческой ступни. Летом этот водоем пересыхает и отмелью разделяется на два.
Вершины высоких гор «Аксу-Джабаглы» покрыты снежными шапками, а в глубоких впадинах склонов (так называемых карах) берут начало ледники. Крупнейшие из них — Джабаглинский (2,63 кв. км) и Шункульдук (2,56 кв. км). Массы льда, очень медленно, со скоростью несколько метров в год, стекая вниз по склонам, местами образуют живописные ледопады. Всего в заповеднике «Аксу-Джабаглы» 114 ледников, однако площадь большинства из них не превышает 1 кв. км.
Постоянная снеговая линия в заповеднике расположена на высоте 3300 м над уровнем моря. Это гораздо ниже, чем в других частях Тянь-Шаня. Однако снежники и фирновые поля «Аксу-Джабаглы» зачастую встречаются и еще ниже — до 2200 м. В узких тенистых ущельях, куда почти не попадает солнечный свет, они могут доходить даже до самого русла реки, образуя постоянные и довольно прочные мосты. В конце зимы и начале весны большую опасность представляют собой лавины. Огромные массы снега, подтаяв на солнце, срываются с высоких гор и стремительно несутся к самому дну ущелий.
Флора
Флора «Аксу-Джабаглы» очень богата. Здесь произрастает приблизительно по 60-70 видов мхов, лишайников и водорослей, более 1300 видов высших растений, а также более 250 видов грибов. Многие из них — эндемики, то есть встречаются только на территории заповедника и в его географических окрестностях.
Такова, например, береза таласская. Это высокое стройное дерево с гладкой белой корой, длинными тонкими ветвями и крупными листьями. Лишь на осыпях высокогорий можно увидеть латук удивительный — многолетнее травянистое растение с плотными сизоватыми листочками и фиолетово-розовыми цветками, собранными в небольшие корзиночки. Еще более редок шлемник веерный. Его так называют из-за сети выпуклых расходящихся жилок на нижней стороне листа. Найти его можно только на перевале Улькен-Каинды и на осыпях Каскабулака. К эндемикам также относятся угамия ангренская, первоцвет Минквиц, остролодочник таласский, мытник Масальского. Кроме того, в заповеднике растут более 30 реликтовых, то есть сохранившихся с древнейших времен, видов. Среди них, например, клен Семенова — невысокое деревце с шатровидной кроной. Его часто используют в декоративных посадках из-за ярких плодов, которые вначале имеют ярко-красный или розовый цвет, а по мере созревания желтеют. Из прошлых эпох пришел и горец дубильный — травянистое растение с яйцевидными листьями и рыхлыми метелками белоснежных цветов.
Фауна
Животный мир заповедника не менее замечателен, чем мир растений. На сравнительно небольшой территории обитают виды, характерные для различных ландшафтов Европы, Северной Африки, Передней и Центральной Азии. Наиболее многочисленная группа — насекомые: их в заповеднике столько, что многие до сих пор остаются неизученными. Сейчас известно свыше 906 видов жуков, около 463 видов бабочек, 275 видов клопов. Несколько десятков новых для науки видов были здесь открыты и описаны впервые. Однако энтомологи предполагают, что работа по изучению насекомых заповедника еще далека от завершения.
Особенно красивы здесь бабочки: редкие высокогорные аполлоны с белыми или кремовыми крыльями, покрытыми красными и черными пятнами, элегантная черно-белая мнемозина, желтушка Вискотта и множество видов голубянок.
Впрочем, другие отряды стараются не уступать. Очень эффектно выглядит, например, красный в черную полоску щитник линейчатый, прозванный итальянским клопом за сходство его расцветки с формой гвардейцев Ватикана. Среди жуков особенной импозантностью отличаются пахучий красотел и каллистенес Кушакевича. Первый окрашен в золотисто-зеленый цвет, второй — в сине-фиолетовый с металлическим отливом. А глядя на лимонно-желтые с черными пятнами крылья аскалафа пестрого, не понимаешь, кто перед тобой: то ли бабочка, то ли стрекоза. На самом деле ни то ни другое: это крупное сетчатокрылое — представитель своего собственного семейства.
В «Аксу-Джабаглы» 267 видов птиц. Примерно половина из них в заповеднике гнездится, а остальные — пролетные, залетные или зимующие гости из самых разных уголков Земли. Среди птиц есть поистине сказочные. Например, лилово-фиолетовая синяя птица, ярко-рыжая, с длиннейшим хвостом райская мухоловка, похожий на яркую бабочку крошечный стенолаз, краснокрылый чечевичник. Кажется, больше всего пернатых гнездится в арчевниках. Почти на каждом дереве можно увидеть массивное, вымазанное глиной гнездо дрозда-дерябника или небрежное, просвечивающее строение вяхиря или большой горлицы. В кроне можжевельника усердно ищут себе и птенцам пищу гималайская синица, рыжехвостый сорокопут, серая мухоловка и четыре вида славок: певчая, ястребиная, серая и горная. На невысоком колючем кусте вьет гнездо желчная овсянка, а ее родственницы — горная овсянка, Стюарта и просянка — на земле под камнями. Однако не меньше желающих выводить потомство на отвесных скалах. К таким экстремалам относятся скалистый поползень, городская ласточка, черный стриж, пустельга, беркут, стервятник, белоголовый сип. На скалах над водой устраивают гнезда оляпки, белобрюхая и бурая, а на земле под скалами — каменные дрозды.
Палеонтология
Особая гордость заповедника — два палеонтологических участка, расположенных в горах Каратау. Один из них, Карабастау, был учрежден еще в мае 1924 года. Он стал первым палеонтологическим заповедником Советского Союза. Второй, Аулие, присоединен в 1973 году.
На этих территориях хорошо представлены так называемые рыбные сланцы — затвердевший карбонатный ил, отлагавшийся на дне бывшего Каратаузского бассейна. Он прекрасно сохранил останки животных и растений, обитавших в этой местности около 120 млн лет назад. Здесь найдены отпечатки древних хвойных, бенеттитовых, папоротников, хвощей, гинкговых — всего более 80 видов. Богато представлены насекомые: палеонтологи собрали в заповеднике более 18 тыс. образцов. Но больше всего в сланцах Каратау сохранилось останков рыб, от мальков до крупных экземпляров около 30 см длиной. Исключительный интерес представляют находки скелетов хищных летающих ящеров рамфоринхов и отдельных костей крупного динозавра.
Оставили здесь следы своей деятельности и наши далекие предки. В котловане урочища Каскабулак находится знаменитая каменная галерея. На порфиритовых камнях, покрытых железисто-марганцевой корочкой, первобытные люди высекли более 2 тыс. рисунков. Мастерство древних художников поражает. Особенно красивы изображения диких животных: маралов, горных козлов, архаров. Но создатели петроглифов не обошли вниманием и человека. Изображения всадников на лошадях и верблюдах, охотников с луками и копьями выполнены с не меньшей тщательностью. Встречаются сцены борьбы, плясок, даже казни.

Национальный Парк Алтын-Эмель

Алтын-Эмель – национальный природный парк, расположенный в долине реки Или на территории Казахстана. Парк был основан 10 апреля 1996 года с целью сохранения уникального природного комплекса, археологических и историко-культурных памятников, редких и исчезающих видов растений и животных. На территории парка общей площадью 520 тыс. га можно встретить различные ландшафты: горный, песчано-пустынный, щебнистые, пустынные.
Флора парка насчитывает около 1800 видов растений, среди них 21 вид занесён в Красную книгу Казахстана, около 60 видов являются редкими формами, которые встречаются лишь на территории Джунгарского Алатау и в бассейне реки Или и озера Балхаш. Из обитающих в парке животных 56 видов считаются редкими, занесенными в Красную книгу Казахстана, среди них архар, кулан, джейран.
На территории парка расположено немало уникальных природных и исторических объектов, имеющих важное значение: самым известным из них является уникальное явление природы – дюна Поющий бархан, длиною 1,5 км и высотой до 120 м. Бархан имеет форму полумесяца, что делает его красоту уникальной. Когда ветер дует с запада, разгоняя пески, создаётся ощущение, что в сердце пустыни играет орган. До сих пор это явление остаётся загадкой природы, но ученные предполагают, что в сухую жаркую погоду, песок с помощью трения электризуется и создаёт определённую звуковую вибрацию. Никто, хоть раз слышавший пение бархана, не забудет это явление никогда.
Кроме того, здесь так же расположен комплекс сакских курганов Бес-Шатыр, который является историческим памятником и наследием, оставленным великими кочевниками среднеазиатских степей. Могильные курганы датируются раннежелезным веком (VII-VIв. до н.э). Ученые раскопали и изучили 31 курган, один из которых самый большой и богато обустроенный, принято считать «царским». Среди вещей, найденных в могилах позолоченные конские сбруи, золотые украшения и утварь, оружие и доспехи, всё то, что по религиозным верованиям древних кочевников могло пригодиться воину в загробной жизни.
Туристы также могут насладиться великолепными природными пейзажами гор Актау, которые не без основания называют «лунными» из-за их необычной раскраски. Актау – это меловые горы возрастом более 400 миллионов лет, в основном белого цвета, но здесь, также встречаются голубые и розовые, красные и зелёные склоны, которые придают горам Актау неповторимую инопланетную красоту.
Национальный парк Алтын-Эмель – это не только самый большой и известный природный заповедник в Казахстане, но так же ценное и значимое наследие в культуре казахов, поэтому в 2002 году Казахстан выдвинул Алтын-Эмель как кандидата в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Петроглифы Тамгалы-Тас

Урочище Тамгалы-тас расположено на правом берегу реки Или, в 26 км к северо-западу от Капшагайской плотины. Урочище представляет собой большие до 60 м скальные выходы.
На отдельной скале и валунах высечены изображения Будды и Бурханов (Бодхисаттв), изображения сопровождаются тибетскими надписями, выполненными различными стилями. Надписи и изображения Тамгалы-тас сделаны высокой и тонкой техникой резьбы по камню, их отличает строгость, четкость рисунка и особое изящество контурных линий. Вся композиция из пяти изображений и надписей расположена на трех больших скальных блоках. Одно изображение Будды Шакья My ни высечено в 50 метров от основного комплекса выше по течению реки. Датировать время появления этого изображения сложно ввиду отсутствия каких-либо датирующих признаков. Само изображение высечено в соответствии с каноном, получившим очень широкое распространение и сохранявшимся очень длительное время. Основной комплекс представляет особый интерес своеобразной организацией пространства, которая в полной мере соответствует общепринятой концепции храма.
Пройдя между больших камней, человек оказывается перед отдельным камнем с изображением бурхана со змеями. Вероятно, этот бурхан являлся своеобразным стражем - охранителем. Змеи показаны «рогатыми», это мифические змеи, не существующие в реальности. Одним из титулов такой змеи является «дарящая смерть». Подобные устрашающие изображения в традиции Юго-Восточной Азии отгоняют злых духов и не пропускают людей со злыми помыслами. Только пройдя мимо бурхана со змеями, человек мог подняться к центру всего комплекса. На центральной вертикальной скале размером 6 на 8 метров в середине изображен Бодхисаттва Арья Авалокитешвара. Ему посвещена мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он высотой 2,5 метра, сидит в алмазной позе на цветке лотоса с четырьмя руками. Передняя пара рук сложена для молитвы, в правой задней – он держит хрустальные четки, а в левой - цветок лотоса с длинным стеблем. На голове корона. Бодхисаттва украшен серьгами, ожерельями, браслетами. Все они имеют по три драгоценных камня. Возле него – надпись переводимая: «Покланяюсь святому Авалокитешваре». Справа от него на высоте четырех метров - Будда Шакьямуни размером 1 метр с надписью: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». В левой руке у него чаша для подаяния, правая опущена вниз ладонью к себе. Этот жест призывает Землю в свидетели. Слева – бурхан Мангла божество врачевания. Размер рисунка то же метр. Он сидит на троне из лотоса, в левой руке держит шкатулку наполненную лечебным нектаром, а опущенная к низу правая рука ладонью к зрителю в жесте отдачи держит плод Золотого миробалана. Это растение – «индийский миндаль», дерево – пагода, царь всех лечебных препаратов от психических и физических недугов. Снизу подпись: «поклоняюсь будде Мангла». Слева от центральной скалы на огромном камне – учитель Нагарджуна с семью змеями над головой.
Центром всей композиции является скала, на которой высечены три фигуры: Будда Шакья Муни и два Бурхана - Ман-Ла и Чон Рай Чик. Под изображениями написаны их имена.
Будда и Бурханы изображены в традиционной созерцательной позе лотоса. Чон Рай Чик, занимает центральное положение, его изображение значительно крупнее и богато украшено. Чон Рай Чик соответствует монгольскому изображению бурхана, «отсекающего пламенеющим мечом путы невежества». По буддийской и общеиндийской традиции невежество или «авидья» фактически исполняет роль дьявола.
Главное препятствие для человека на пути к истине - это наличие собственного невежества, нежелание и неспособность понять. Поэтому после обращения к бурхану, «отсекающему путы невежества», верующий обращал свой взор ко второму персонажу композиции - Ман-Ла, титул которого можно перевести как «хранитель мудрости». Отказавшись от собственных заблуждений, человек как бы становился способным воспринять высшую мудрость. Завершает всю композицию изображение самого Будды Шакья Муни. Пройдя три предыдущих этапа, верующий мог обратиться к высшему божеству и проникнуться истиной. Такая интерпретация комплекса в наибольшей степени соответствует как традиционной модели буддийского храма, так и самой идее этапов совершенствования верующего буддиста, следующего открытым Буддой «восьмеричным путем». Весь комплекс представляет собой единую композицию и является выдающимся памятником искусства, истории и культуры Казахстана. Комплекс образует буддийское святилище под открытым небом, в котором рельеф местности - скалы и река - занимают важное место и усиливают эмоционально-психологическое воздействие.

Курорт Боровое

Боровое находится в Казахстане, и является любимым местом отдыха для большинства туристов, которые хотя бы раз побывали в этом дивном месте. Ежегодно тысячи туристов из самых разных городов России приезжают в этот уютный курортный поселок, чтобы приятно провести время, и восстановить свои жизненные силы.
Отдых в Боровом — это не только физическое расслабление, но еще и снятие психологического напряжения от повседневной суеты. Также отдыхающие могут наслаждаться удивительным явлением природы, ведь курорт расположился посреди казахской степи, и является настоящим оазисом нашего времени.
Туристический поселок Боровое – курорт, популярный уже не первое десятилетие. В его окрестностях существует немало гостиниц и отелей самых разных уровней комфортабельности. Также здесь сдается различное жилье от частников, а в теплое время года совсем нетрудно найти организованный кемпинг или палаточный лагерь. Выбирать вариант размещения следует в зависимости от ваших личных потребностей и предпочитаемого стиля отдыха. Есть актуальная информация для туристов, любящих путешествовать «дикарями» с палатками. В летний сезон в этих местах достаточно тепло, и можно купаться, а количеству солнечных дней в Боровом и окрестностях могут позавидовать многие известные курорты Крыма и Краснодарского края. Однако останавливаться следует именно в организованном кемпинге. Здесь вас ждет не только организованный походный быт, но и повышенные условия безопасности. Помните, в окрестных лесах и горах еще встречаются дикие животные и ядовитые растения, поэтому даже кратковременные прогулки рекомендуется совершать в сопровождении гида.

Большое Алматинское озеро

Большое Алматинское озеро расположено в северо-западной части Тянь-Шаня, практически на границе Казахстана с Киргизией. Это место считается самым живописным в окрестностях Алматы и всего окружающего национального парка. Его посещение гарантирует незабываемые впечатления и уникальные фото вне зависимости от сезона. К озеру легко добраться на автомобиле с помощью турфирм или пешком.
История образования
Большое Алматинское озеро имеет тектоническое происхождение: об этот свидетельствует котловина сложной формы, обрывистые берега и высокогорное (2511 м выше уровня моря) расположение. Воду в горах задерживает естественная плотина высотой в полкилометра, образованная сходом морены еще в ледниковом периоде. В 40-х годах XX века избыток воды вытекал из него в виде красивых водопадов, но позже плотину упрочнили и организовали водозабор по трубам для питания города.
Свое текущее название водоем получил не из-за размеров (береговая линия – в переделах 3 км), а в честь впадающей в него с южной стороны реки Большей Алматинки. Уровень зависит от сезона: минимальный наблюдается зимой, а максимальный – после таяния ледников – в июле-августе.
Озеро образует красивую белую чашу, когда замерзает полностью. Первый лед появляется уже в октябре и держится до 200 дней. Цвет воды зависит от времени года и погодных условий: меняется от кристально прозрачного до бирюзового, желтого и ярко-голубого. По утрам на его поверхности отражается окружающий горный хребет и знаменитые пики Турист, Озерный и Советов.

Озеро Иссык

В глубине Иссыкского ущелья в горах Заилийского Алатау, на расстоянии 80 км к востоку от Алматы лежит озеро Иссык. Его геологический возраст невелик - оно образовалось около 10 тыс. лет назад в результате горного обвала огромных масштабов. В результате этого образовалась большая впадина, которую постепенно заполнили воды реки Иссык. Такова история возникновения этого "бриллианта в гранитной оправе". Река продолжала прокладывать себе путь среди скал, и вскоре с низовой стороны возникло ещё одно озеро - Малое Иссыкское или Круглое. Из него воды реки бурным потоком устремляются дальше в долину, падая каскадами, и постепенно замедляясь. Раньше озеро имело 1850 метров в длину на 500 метров в ширину. Его наибольшая глубина достигала 55 метров. Оно всегда отличалось низкой температурой воды, которая никогда не превышала 7 °С. Поэтому рыба в его водах никогда не водилась. Окрестности озера всегда были безлюдны. Оно лежало в стороне от караванных путей, и здесь не было никаких населённых пунктов. Сюда забредали только охотники в поисках дичи, которая в этих местах была непуганой. Всю территорию вокруг озера покрывали густые хвойные леса, в которых преобладала Тянь-Шанская ель. В них обитало множество медведей, барсов, кабанов, горных козлов и архаров. В 1857 году это место посетил и подробно описал знаменитый русский исследователь и путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шанский. До 1963 года озеро Иссык оставалось подлинной жемчужиной Казахстана. К озеру была проложена современная автомагистраль, которая на отдельных участках имела серпантины. На его северном берегу была построена база отдыха ВЦСПС. Рядом находилась турбаза, действовал автовокзал. Тысячи жителей и гостей столицы Казахстана приезжали сюда на отдых. Его изображение украшало открытки, почтовые марки и туристические брошюры. Так было до роковой даты 7 июля 1963 года, которая считается днём гибели озера. В этот день никто не ждал беды. Берега озера были буквально загружены отдыхающими, в связи с выходными днями. Повсюду расположилось множество торговых палаток с пивом, лимонадом, мороженным и другим подобным товаром. Ждали приезда первого заместителя председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и главы Казахской ССР Д.А.Кунаева. С утра день выдался солнечным, но к полудню небо стало быстро покрываться тучами, пошёл сильный дождь, загромыхал гром. Вскоре из зоны ледников, где находятся верховья реки Иссык, ринулся вниз мощный селевой поток. Огромные четырёхметровые волны жидкой серой грязи, перемешанной с камнями и обломками деревьев, буквально смели естественную плотину. В течение четырёх часов они двигались вниз несколькими валами, уничтожая всё живое. Вскоре оба озера просто исчезли, а сель двинулся дальше в Иссыкскую долину. На своём пути он буквально смёл местную станицу и гидроэлектростанцию и только после этого постепенно прекратился. Членов правительства и пионерский лагерь успели эвакуировать, часть людей через горы вывели проводники, остальные погибли. Газеты официально сообщили о гибели ста человек, в действительности счёт жертв шёл на тысячи. Красивейшее озеро Иссык исчезло, превратившись в поле, покрытое грязью и каменными валунами. Природная катастрофа, уничтожившая его, считается самым мощным и разрушительным селем за всю историю СССР. Сейчас о трагедии напоминают только деревья, выросшие за прошедшие годы на бывшем дне озера, руины домов и огромные каменные валуны на нижнем берегу, и ещё крест на склоне горы, в память о погибших. Долгое время на месте бывшего озера ничего не происходило. От него остался лишь небольшой водоём. Восстановительные работы начались только в конце 80-х годов. С помощью мощной строительной техники удалось вычерпать из котловины озера, то, что принёс сель. Из всей этой массы камней и глины была сооружена новая плотина, имеющая водосливные сооружения. Первоначальный объём озера, однако не восстанавливают в целях селевой безопасности. В настоящее время озеро частично восстановлено и прекрасные горные пейзажи вокруг него снова радуют людей. К сожалению, его площадь и глубина намного меньше того, что было до катастрофы 1963 года.

Озеро Балхаш

Многие путешественники уже посетили архитектурные достопримечательности Казахстана, которыми богаты Астана, Алматы и другие города страны, но ее природные пейзажи не уступают им. Степи, пустыни, луга, горные хребты и озера образуют уникальные живописные картины и природные комплексы. В Казахстане вторым по размеру непересыхающим водоемом после Каспия выступает озеро Балхаш. Оно располагается на востоке республике. Озеро Балхаш служит основной природной достопримечательностью страны и великим достоянием казахского народа. В настоящее время многие туристы стараются увидеть озеро Балхаш, когда посещают Казахстан.
Балхаш – полупресноводное бессточное, второе после Каспийского моря по величине, соленое непересыхающее озеро. В перечне крупнейших озер мира оно занимает четырнадцатое место. Интересно, что Балхаш располагается на территории трех областей Казахстана – Алматинской, Карагандийской и Жамбыльской. Выглядит озеро Балхаш как длинный полумесяц. Его воды обладают удивительным фактом. На две части озеро разделено узким проливом, вода в которых разная по химическому составу. На западе озера вода почти пресная, а на востоке – соленая. Это является уникальном составом воды.
Озеро находится в Балхаш-Алакольской котловине на высоте 340 м над уровнем моря. Длина водоема составляет 605 км, ширина на востоке от 9-19 км, на западе – 74 км. Площадь озера 16,4 тыс. кв. км. Наибольшая глубина составляет 26 м.
Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками».
История
Первые данные об озере Балхаш обнаружены в китайских письменных источниках. Это объясняется тем, что китайцы были единственной развитой цивилизацией, которая живет недалеко и имеет возможность познакомиться с этой местностью. Регион, находящийся к западу от Великой китайской стены, они называли «Си-Юй», что означает «Западный край». О его существовании они знали уже в 126 году до н.э. К 607 году китайцы уже составили карты 44 стран, которые находились в то время на территории Средней Азии. Но эти описания до настоящего времени не сохранились.
По некоторым данным, озеро Балхаш было известно китайцам под названием «Си-Хай», т. е. «Западное море». Под этим наименованием оно отмечено на атласе 1855 года. В тот же период у озера было и другое название, данное ему калмыками и джунгарами «Балхаш-Нор» («Озеро Балхаш»). А восточные народы, такие как тюрки и монголы, которые обозначали белым цветом все географические объекты к западу от своих жилищ, назвали его «Ак-Денгиз» («Белое море»). А после того как границы их стран отодвинулись на запад, озеро стало «синим» (восточным) – «Кукча-Денгиз». Казахи называли озеро «Тенгиз», что означает «Море».
В 18-м веке озеро было отмечено на нескольких картах: на карте 1716 года, которые изданы шведским офицером Ренатом, и на российской карте, которую составил капитан Страленберг в 1730 году.
Во время правления китайской династии Цин (1644-1911) озеро простиралась вдоль северной границы китайского государства. В 1864 году, в соответствии русско-китайскому соглашению, касающемуся северо-западной границы, Балхаш и примыкающие к нему территории отошли к Российской империи.
В 1903-1904 годах озеро и примыкающие к нему территории изучала экспедиция Л.С. Берга. В результате нее было установлено, что Балхаш находится за границами Арало-Каспийского бассейна, и что они никогда не объединялись в своем геологическом прошлом. Интересно, что Берг, изучая водоем, пришел к тому, что озеро не уменьшается и вода в нем пресная. Также он отметил, что был период, когда Балхаш совсем высох, но потом снова наполнился водой, и с того времени вода его еще не успела стать соленой.
В настоящее время Балхаш привлекает всеобщее внимание находкой, которую выявили вертолетчики. Делая полет над перешейком, которое разделяет озеро на соленую и пресную акватории, они обнаружили абрис защитных валов со сторожевыми башнями. Появилось еще одно подтверждение того, что тысячу лет назад на месте нынешнего озера были два автономных. Сегодня по этому перешейку озеро можно пройти вброд. Найденный на дне город был центром Великого шелкового пути в Сары-Арку.
Легенда
В соответствии с легендой о происхождении озера, у обеспеченного чародея Балхаша была красивая дочь Или. Когда наступило время выдавать ее замуж, то Балхаш объявил, что отдаст Или только за самого сильного, красивого и богатого. Среди приехавших женихов были два сына китайского императора с караванами, заваленными дорогими товарами; сыновья монгольского хана с лошадьми и серебром; и молодые бухарские купцы с изделиями из слоновой кости и коврами. Но был среди претендентов и бедный пастух Каратал, в которого сразу же влюбилась девушка.
После соревнований, на которых Каратал победил, Балхаш выгнал его. Но ночью Или сбежала из дома и ускакала с избранником от отца. Балхаш, узнав о побеге дочери, наложил заклятие на молодых, и они превратились в две реки, которые стремительно несут свои воды с гор. А для того, чтобы эти реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал озером.
Флора и фауна
Озеро относится к ареалу обитания больших бакланов, фазанов, чирков, белых цапель и беркутов. Из 120 видов птиц в Красную книгу занесено 12, в том числе розовый и кудрявый пеликаны, лебедь-кликун, колпица и орлан-белохвост.
Балхаш имеет богатую фауну, но, начиная с 1970-х, качество воды стало портиться, что послужило причиной снижения видового разнообразия фауны в озере. До этого в нем обитало около 20 видов рыб. Сейчас рыбалка в Прибалхашье возможна на такие виды рыб как сазан, сом, судак, жерех, вобла, окунь, карась, лещ и другие.
На берегах озера можно встретить такие растения, как туранга, ива, из злаковых – рогоз южный, тростник обыкновенный и несколько видов камыша. В зарослях тростника можно увидеть диких кабанов.

Долина замков

«Долина замков» — так еще называют каньон Чарын, расположен в Казахстане, приблизительно на расстоянии 200 км. от Алматы или 180 км. от Талгара. Река Чарын – самый большой приток Или – разместила на своих берегах уникальный природный комплекс, образованный около 30 млн. лет назад.
Причудливые формы эрозии поверхности образуют целые сказочные города, башни, замки, фантастические фигуры, создавая необыкновенное настроение. В каньоне не получится устроить банкет на природе, как в популярных сейчас эко-парках, но настроение здесь заметно улучшается у любого путешественника.
Одним из чудес этого каньона является то, что увидеть его можно только тогда, когда оказываешься непосредственно рядом с ним. Вот ты летишь по дороге среди ровных предгорий и вдруг… вылетаешь на край пропасти, прячущей чудесную страну. Каньон Чарын очень напоминает Большой каньон, расположенный в штате Колорадо, конечно, уступая ему в размерах, но никак не в красоте.
Красота Чарынских каньонов по-своему уникальна, любоваться ими можно как сверху, так и снизу. Удивительные ощущения обеспечены и в том, и в другом случае. Находясь там, непременно прогуляйтесь по вершине каньона, а затем спуститесь вниз, в ущелье.
Внизу растут заросли туранги, это разнолистный тополь, илийского барбариса. Осенью барбарис полностью покрывается красными плодами. В низовьях реки Чарын находится Ясеневая роща, такое же насаждение этого реликтового ясеня есть только в Северной Америке. Эта роща тоже является уникальной: ясень, растущий в ней, рос еще тогда, когда по Семиречью бродили давно вымершие животные. В 2005 году на территории каньона и Ясеневой рощи было решено организовать заповедник, в котором охраняются 34 вида животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Культура Казахстана

Казахи – чрезвычайно гостеприимные люди. Если вы приедете в гости к казахской семье, даже совершенно неожиданно, то будете приняты так, будто вас ждали здесь целую вечность. С раннего детства казахам внушаются уважение к гостям и старшим, так же как принципы мира и терпимости. Все это – национальные особенности казахской культуры и традиций. Благодаря этому в истории Казахстана не отмечено значительных национальных или религиозных конфликтов. По традиции каждому гостю предлагают отведать блюда национальной казахской кухни, заботливо усадив гостя за дастархан в центре юрты.
Юрта – знаменитый «перемещающийся» дом, удобный и практичный, идеально подходящий для местных условий и образа жизни – одно из самых выдающихся изобретений евразийских кочевников. Он легко собирается и разбирается, (говорят, что даже казахская женщина может сделать это за полчаса), легко переносится лошадьми и верблюдами.
Юрта состоит из трех главных элементов: расширяемой основы из решеток (кереге), купола (юк) и круглой вершины (шанырак). С древних времен тюрки славились как самые квалифицированные изобретатели передвижных жилищ.
Казахи живут в окружении украшений. Каждая юрта убрана красивыми национальными настенными коврами ручной работы и разноцветной вышивкой. Щедро украшены и орудия труда, выполненные из дерева, кости и металла. Красиво расшиты головные уборы, платья, сумки и чепраки. Казахи используют традиционное искусство резьбы для украшения деревянных чаш, пиал, ковшей, из которых пьют кумыс (напиток из кобыльего молока).
Рога горных козлов часто используются для украшения кроватей. Из кожи шьются пояса, ремни и фляги (торсык) для воды и кумыса. Казахские ремесленники – умелые и тонкие ювелиры. Традиционные казахские колоколообразные серьги, оригинальные фигурные браслеты из белого серебра, шейные украшения – все это не оставит равнодушной ни одну модницу.
В каждой области Казахстана есть свои особенности в национальной одежде. Но это скорее проявляется в некоторых элементах: в отделке, орнаменте или украшениях. В целом же традиционный казахский национальный мужской костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из богато вышитого бархата) и головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай).
Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой и высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле.
Казахи – большие поклонники словесного искусства. Их акыны – народные поэты – устраивают настоящие импровизированные соревнования (айтыз), на которые собираются все горожане. Акыны соревнуются в искусстве словесного пения, сопровождая свой сказ игрой на национальных струнных музыкальных инструментах: домбре или кобызе.

Национальная кухня Казахстана

Казахстан расположен в южной части Азии между Россией и Узбекистаном. Около 80 процентов земли состоят из низменностей, равнин и плато. Климат в Казахстане изменчив, поэтому в разных регионах находятся различные растения и животные.
На протяжении сотен лет казахи были пастухами, которые выращивали курдючных овец, крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей. Казахские кочевники использовали своих животных для перевозки, для изготовления одежды и в качестве еды. Они обычно ели баранину, молоко, сыр и плоский хлеб, испеченный на сковородке.
Казахские кочевники мигрировали от региона к региону, в зависимости от того, где имелась в наличии вода и пастбища для скота. Они также производили товары, которыми могли торговать, такие как зерно, овощи и фрукты. Кочевой образ жизни сменился в 1800-х годах, когда русская империя завоевала регион Казахстана. Позже страна стала частью Советского Союза (1922 год), и казахские кочевники стали селиться в сельской местности или городах. Шелковый путь был крупным торговым маршрутом, который пролегал через современный Казахстан между Азией, Ближним Востоком и Европой в древние времена. Современная казахская национальная кухня включает в себя некоторые узбекские, русские и корейские продукты. Традиционные продукты питания Казахстан отражают образ жизни кочевых народов, а также попали под влияние ближневосточных стран. Конина и баранина являются наиболее распространенными продуктами. Ближневосточные методы подготовки и приправки риса, овощей, шашлыка (мяса на вертеле) и приготовление йогуртов были добавлены к традиционной кухне. Казахская кухня попала под некоторое влияние кухни России (и наоборот). Так, у русских было позаимствовано употребление мяса, картофеля, пельменей и овощей. Холодные блюда, которые называют закусками (копченая рыба, соленья или лук) подаются в первую очередь. Затем подается мясо или рыба с хлебом. Любимые напитки, такие как черный чай, являются частью казахских и русских обычаев. Русскую еду в изобилии употребляют в северном Казахстане и крупных городах.
Коренными продуктами казахов считаются конина и баранина (мясо овцы). Они являются основой большинства казахских блюд. К этим блюдам относятся шужук (колбаса из копченой конины) и куырдак. Куырдак готовится из свежезабитых лошадей, овец или коров и состоит из сердца животного, печени, почек и других органов. Их разрезают на части, варят в масле и подают с луком и перцем. Бастурма готовится из баранины, ее едят со свежими огурцами и помидорами. Круглые и плоские хлебцы дополняют большинство блюд.
Бешбармак — традиционное блюдо из мяса (например, баранины), которое едят с вареным тестом. Тесто раскатывается на тонкие полоски и готовится в бульоне из баранины. Он подается с чесноком и луком. К фруктам, которые выращиваются в Казахстане, относятся абрикосы, персики, дыни, яблоки и виноград. Плов является гарниром, который обычно готовят из риса с добавлением кураги, фиников, чернослива, яблок. В казахский плов традиционно кладут чеснок, финики, миндаль, абрикосы, чернослив и сверху по часовой стрелке добавляют в рис мясной фарш (обычно из баранины).
В качестве закусок или пищи для подкрепления могут подаваться сушеные и свежие фрукты (виноград или дыня), орехи, торты или баурсак (тип хлеба). Здесь также могут предложить кисломолочный продукт кумыс (молоко лошади). Чай или кумыс подается в пиале.
Уникальным обычаем в Казахстане является дастархан, праздник для приезжих гостей и торжественных мероприятий, который включает употребление мясных блюд и молочных продуктов. Здесь подают вареное мясо, жуту (паста, фаршированная тыквой или морковью) и лепешки. Далее предлагаются овощи, сорпа (наваристый бульон) и шубат (молочный напиток).

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна