Гид по городам мира





Лакнау


Столица самого густонаселенного штата Индии Уттар-Прадеша, в прошлом часть области Авадха, Лакхнау – исторически очень важный город, всегда находившийся в центре индийской культуры. Изящные манеры и гостеприимство, прекрасные сады, романтическая поэзия и музыка, изысканная кухня развивавшиеся под покровительством навабов (набобов), вдохновлявшихся персидской культурой, известны среди индийцев. Лакхнау по-прежнему иногда называют городом навабов, Золотым Городом Востока, Константинополем Индии, индийским Ширазом. Колыбель индуистко-мусульманско-сикхских симбиозов, которые собственно и сделали Индию страной великой культуры.Сегодняшний Лакхнау – яркий, динамично развивающийся город, но уникальный синтез очарования прошлого в виде культурного богатейшего наследия и недавно приобретенных признаков современности – многообещающая особенность.

Климат и погода

История

В домусульманский период Лакхнау был частью индусского княжества Каннаудж.
В 1528 году город захватывает Бабур, основатель империи Великих Моголов. Его внук Акбар делает Лакхнау частью провинции (суба) Авадх. В 1732 году Мухаммад Шах, один из последних могольских императоров, назначил Мухаммада Амир Саадат Хана навабом-везиром (губернатором) Авадха. Саадат Хан стал основателем династии, известной как Навабы-вазиры Авадха, бывшей у власти до 1856.
Первоначально столицей Авадха был город Файзабад. При навабе Асафуддоуле в 1775 году столица переносится в Лакхнау. По мере ослабления могольской империи Лакхнау приобретает все большее политическое влияние, и центр мусульманской культуры перемещается из Дели в Лакхнау.

Достопримечательности

Архитектура дворцов, храмов, минаретов Лакхнау поражает своим неповторимым стилем индо-мусульманского искусства. Один из интереснейших и экзотических индийских архитектурных стилей разбавляют европейские элементы: купола, арки, башни. Строительным материалом выступает в основном песчаник и известняк, что и является главной проблемой этих красивых зданий. Недолговечный материал не способен противостоять внешнему воздействию и времени, разрушаясь с каждым годом все больше.

Бара Имамбара

Бара Имамбара – это целый комплекс, построенный в 1784 году навабом Лакхнау Асаф-ув-Даулом. Комплекс также носит название Асфи Имамбара. Этимология названия складывается из Бара, что означает «Большой» и Имамбара – это храм, построенный Шиамом (Шиа – последователь Шиа-Ислама, одной из конфессий Ислама) Муслимом специально для церемонии Азадари. Бара Имамбара является одним из крупнеших строений в Лакхнау.
Комплекс включает в себя огромную мечеть Асфи, Бхулбхулайя (лабиринт) и Боули – подземелье со ступенчатым входом, напоминающий водопад. Двое грандиозных ворот ведут в главный зал. Бара Имамбара был построен в 1783 году, это был год опустошительного голода, и одной из причин начала это грандиозной стройки именно в то время для Асаф-уд-Даула стало его стремление обеспечить, а может даже «занять», людей работой в том регионе. Согласно летописям, голод продолжался более десяти лет и возведение комплекса продолжалось всё это время. Также летописи гласят, что обычные люди работали целыми днями возводя здания, тогда так людей из благородных семей и прочую элиту созывали к ночи, чтобы они ломали возведённые конструкции, «потому как у них не было способностей к какой-либо другой работе». И именно в таком ключе продолжалась стройка до тех пор, пока голод не прошёл.
Ещё в комплексе имеется замурованный вход в туннель, коридор которого, согласно легендам, тянулся почти на 2 километра под землёй к месту возле реки Гомли. По слухам, были и другие туннели, которые вели в Файзабад, Аллахабад и даже в Дели! Как принято считать, они существовали, но после длительного бездействия туннели были замурованы, равно как и страхи перед исчезновениями людей, которые, предположительно, пропадали в попытках их исследования.

Чхота Имамбара

Чхота Имамбара, так же известен как Хуссаинабад Имамбара, и тоже вполне достоин звания одного из самых грандиозных сооружений в Лакхнау. Оно было построено третьим навабом Авадха Мухаммад-али-Шахом в 1838 году и был задуман как его мавзолей. Ещё одно название, которое носило сооружение – Дворец Огней, возникшее во время представлений на специальном фестивале.
Люстры, украшающие интерьер здания, были привезены из Бельгии. Тысячи рабочих трудились над проектом, дабы избежать голода. У здания имеется позолоченный белый купол и несколько башен и минаретов. Гробницы Мухаммад-али-Шаха и остальных членов его семьи находится внутри мавзолея. Его стены украшены арабской каллиграфией.
За пределами Имамбары находится обзорная башня, также называемая Сатханда или «Семиярусная башня». Башня строилась в период с 1837 по 1842 года, ещё при жизни Мохаммед-али-Шаха. И хотя её и называют Сакханда, у неё лишь четыре яруса, так как возведение башни было остановлено после смерти Али Шаха. Мохаммед-али-Шах хотел сделать башню похожей на Кутб-Минар в Дели, однако добавив туда ещё и нотки башни в Пизе. Основное предназначение строения заключалось в наблюдении за Луной.

Мемориал мучеников

Мемориал мучеников – один из памятных комплексов, установленных в честь борцов за независимость Индии в первой половине ХХ века. Расположенный на окраине Лакнау, он тем не менее привлекает к себе не только местных жителей, но и ценителей истории со всего мира.

Руми Дарваза

Руми Дарваза, или турецкие ворота – самая заметная достопримечательность Лакнау. Эти ворота, расположенные при входе в Бара Имамбара, давно стали символом древней столицы штата. Это внушительное сооружение является яркой иллюстрацией царившего во времена средневековья, архитектурного стиля.
Ворота украшены княжеским гербом, а по обе стороны возвышаются минареты. Внутри за крепостными стенами можно увидеть несколько старинных зданий: мавзолей Асаф уд Даулы, могила Асафи Асджид, великолепная мечеть, украшенная минаретами. В мавзолее расположен уникальный зал, самый большой по площади во всей Азии.

Колледж Мартиньера

Колледж Мартиньера – уникальная историческая и архитектурная достопримечательность Лакнау. Построенный в 19 веке английскими колонизаторами для обучения военному ремеслу мальчиков, он и сегодня остается важной культурной и научной ценностью всей Индии. Красивое здание «Констанция» (колледж Ла Мартине), на берегу реки Гомати в окружении спокойных пейзажей, - ещё один из исторических ориентиров города, рассказывающий о колониальном прошлом Индии. В этом здании находится могила Клода Мартина, по желанию которого и был построен прекрасный памятник архитектуры в конце 18 века. Клод Мартин приехал в Индию из Франции в семнадцатилетнем возрасте, но смог приумножить свое состояние, переехав в Лакхнау, где и прошла большая часть его жизни. Звание генерал-майора было присвоено ему Британской Ост-индской компанией. Название дома, вероятно, происходит от девиза Клода Мартина «Labore и Constantia» (Труд и Настойчивость), но некоторые верят, что так звали первую любовь Клода Мартина, которая осталась во Франции.

Дворец Кайзарбагх

Дворец Кайзарбагх – одно из многих старинных зданий, величие которых не дошло до наших дней в полной мере. Дворец, задуманный как восьмое чудо света, сегодня утратил былое великолепие и создает впечатление немного заброшенной жертвы времени. Внутри здания находится большой зал музея современного искусства штата Уттар Прадеш, столицей которого является Лакхнау.

Мемориал Канши Рам

Мемориал Канши Рам – одна из новейших достопримечательностей не только Лакнау, но и всей Индии. Построенный в 2009 году, этот комплекс стал одним из наиболее посещаемых как туристами, так и местными жителями.

Зоопарк

Удивительное место в Лакхнау, которое придется по душе и детям и взрослым, – Зоопарк, основанный в 1921 году и известный первоначально как Зоологические Сады принца Уэльского. В зоопарке содержатся 430 млекопитающих, 261 птиц, 40 рептилий, в общей сложности 97 видов диких животных. Среди живых сокровищ зоопарка – королевский бенгальский тигр, белый тигр, лев, лающий олень, свиной олень, гиббон хулок, индийский носорог, черный гималайский медведь и другие редкие особи. В зоопарке успешно реализуется программа по размножению диких животных в неволе.

Шиизм

В отличие от Великих Моголов — суннитов авадхские Навабы были шиитами, и Лакхнау являлся также важным центром шиитской культуры и исламской юриспруденции с законодательной школой Фаранги Махал. Основные постройки, ритуалы, праздники и бытовой этикет Лакхнау также определялся шиизмом.
В Лакхнау проходят ежегодные процессии в месяц Мухаррам в память о мученичестве имама Хусейна и двух его сыновей, во время которых верующие выносят тазия — многоярусные макеты святилища шиитского имама в Карбале (Ирак). Во время остальной части года тазия находятся в Имамбарах («домах имама») — зданиях для шиитских ритуалов поминовения, в том числе в Большой Имамбаре, построенной навабом Асафуддаулой в 1784 г.

Индийское народное восстание

4 февраля 1856 г. состоялась официальная аннексия Авадха под предлогом дурного управления княжеством последним королем Ваджид Али Шахом. Низложенный король был сослан в Калькутту, а мятежные сипаи возвели на трон его малолетнего сына Бирджис Кадара и сделали регентшей королеву Хазрат Махал.
В начале 1857 г. многотысячная британская армия двинулась на Лакхнау, который стал одним из центров Великого народного восстания 1856—1858 гг. Наиболее драматичным эпизодом была долгая осада Резиденции, во время которой погибло большинство англичан, служивших в Лакхнау (в том числе, британский резидент Генри Лоуренс). Развалины Резиденции не восстанавливались и стоят как напоминание об этом трагическом периоде истории города. Руины, оставшиеся после битвы точно в таком же состоянии, какими они были после снятия осады 17 ноября 1857 г., произвели сильное впечатление на Марка Твена, описавшего осаду Лакхнау в своей книге «По экватору». Подробности осады и штурма Резиденции анализирует Ф. Энгельс в статьях «Взятие Лакхнау» и «Подробности штурма Лакхнау».

Исполнительские искусства Лакхнау

В XVIII в. в Лакхнау сформировалось поразительное разнообразие музыкальных и танцевальных форм. Многие вокально-музыкальные и танцевальные школы северной Индии — гхарана ведут свое происхождение из Лакхнау.
Помимо профессиональных музыкантов в культурной жизни города немаловажную роль играли таваиф (куртизанки), среди которых было много поэтесс, танцовщиц и певиц.
В Лакхнау преимущественно развивалась классическая музыка стиля кхаял. Высокого уровня развития достигли тхумри — лирические песни кришнаитского содержания, в стиле которых смешались классические раги и народные мелодии, а также такие формы как дадра, таппа и тарана, которые называют «полуклассической» или «легкой» классической музыкой.
Катхак — основной жанр северо-индийского классического танца, также получил значительноее развитие. Технически катхак основывается на сильных и энергичных движениях ног, сложных ритмических композициях, сопровождающихся игрой на табле — паре барабанов.
Феcтиваль Лакхнау, который проходит в феврале, дает возможность познакомиться с этой живой традиций музыки и танца.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна