Гид по городам мира





Луксор, город мертвых


Луксор - город мертвых

Древнейший город Луксор

Всего в 600 км от Каира стоит самый старый город Египта, город живых и мертвых, называющийся Луксором. До Нового времени город носил имя Великие Фивы, и приставка «великие» совсем не случайна, он был местом жизни и правления самых великих фараонов эпохи.
Еще в 21 веке до н.э. город Луксор стал столицей Египта. Он находился сразу на двух берегах Нила, но устья этой реки были не только источником воды, но и играли сакраментальную роль в жизни туземных жителей. Нил до нашей эры назывался Стиксом и разделял город на две части: Мир Живых и Мир Мертвых. По одну сторону реки расцветали и блистали дворцы, храмы, архитектурные памятники, мраморные тропы, царила и кипела жизнь, правили фараоны, именуемые царями, по другую же сторону Нила жизнь остановилась навсегда и застыла в ожидании – Мир Мертвых был и есть по сей день в усыпальницах и пирамидах.
Луксор – один из самых посещаемых городов Египта и самый зрелищный. Это музей под открытым небом, поскольку в одном месте расположено сразу несколько исторических памятников.
Итак, город условно разделен на две части: на правом берегу Нила – «город живых», на левом – «город мертвых». Левобережье отличается тем, что здесь расположен фиванский некрополь, погребальные храмы знатных царей и цариц Египта. Это выглядит грандиозно, оставляя незабываемые впечатления о красивом Луксоре: храмы в скале, массивные колонны и длинные лестницы. Это стоит один раз увидеть.
Правый берег известен благодаря двум архитектурным памятникам — Карнакскому и Луксорскому храмам. На левом же берегу находится Долина царей, Долина цариц, Мемнонские колоссы и храм царицы Хатшепсут. Помимо этого, сам Город мертвых наполнен особой, мистической атмосферой древности.

Транспорт в Луксоре

Хотя центральную часть Луксора нетрудно обойти пешком, потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к местному дорожному движению (смесь велосипедов, автомобилей, телег и микроавтобусов) и пристающим на каждом шагу местным жителям. Поездка в конном экипаже весьма увлекательна и особенно удобна, если у вас тяжёлый багаж, но этот вид транспорта несколько дороговат для повседневного использования. Плата за проезд устанавливается городскими властями, но водители стремятся поднять цену при каждом удобном случае.
Будьте готовы к спорам, если платите по официальным расценкам (5 фунтов в пределах Луксора; 10 фунтов за часовую прогулку); поездки в Карнак – особый случай. Ветеринарная клиника Brooke призывает туристов просить кучеров не пускать лошадей галопом и не брать более четырёх пассажиров. До отдалённых отелей и аэропорта удобно добираться на такси (5-9 фунтов), но внутри города такие поездки (3-5 фунтов) – излишняя роскошь, допустимая разве что при возвращении с ночной дискотеки. С таксистами, как и с извозчиками, вам придётся поторговаться о цене, которая непременно будет выше, чем стоимость проезда в общественном транспорте.
Удивительно, но лишь немногие путешественники пользуются многочисленными бело-голубыми микроавтобусами, маршруты которых соединяют отдалённые окраины и проходят через центр города, по Шария эль-Карнак. Микроавтобусы, идущие на север, либо поворачивают в сторону стоянки такси (могаф), или идут прямо, к Карнаку и отелю Nile Hilton. Маршруты южного направления заканчиваются у городской больницы (мустафша) на улице Телевидения или у Авмии, за гостиницей Sheraton.
Микроавтобусы до больницы едут по городу длинным маршрутом, через железнодорожный вокзал, а те, которые идут до Авмии, – прямо по Шария Халид-ибн-Валид. Вам нужно поймать любой микроавтобус, следующий в нужную сторону, назвать место – «могаф», «Хилтон», «мустафша» и так далее – и запрыгнуть в машину, если она идёт туда, куда вам надо. Плата за проезд на всех маршрутах фиксированная – 25 пиастров.
Хотя ездить на велосипеде по самому Луксору не рекомендуется, многие туристы берут велосипеды напрокат, чтобы использовать их при посещении Фиванского некрополя, расположенного на западном берегу. Переправиться через реку с велосипедом можно на одном из местных паромов. В магазинах на Шария аль-Махатта и улице Телевидения, а также во многих дешёвых отелях велосипед можно взять напрокат за 10 фунтов в день.
Большинство велосипедов не имеют переключателя скоростей, а некоторые могут быть даже неисправными (хотя, например, в Happy Land проводится их ежедневное техобслуживание), поэтому всегда проверяйте велосипед прежде чем взять его напрокат. В залог обычно требуют паспорт или любое другое удостоверение личности. В некоторых местах, в частности в отеле New Everest, за 50 фунтов в день можно взять напрокат мотоцикл с объёмом двигателя 150 кубических сантиметров.

Еда и напитки в Луксоре

Кулинарный репертуар Луксора не столь разнообразен, как каирский, но заведений, где можно пообедать, достаточно. В ресторанах высококлассных отелей всегда есть кондиционеры, там хороший сервис и разнообразная кухня, например, китайская (в Pyramisa Isis), японская (в Sonesta Saint George), итальянская или французская (в большинстве остальных). В других местах вы найдёте в основном пиццу, кебабы, омлет и прочую туристическую снедь. Меню обычно вывешивается снаружи, а большинство официантов знают английский язык, так что с заказом проблем не будет. Будьте готовы к тому, что в счёт включат дополнительную сумму за обслуживание и налог (до 22%), хотя во многих местах его не берут.
Обычную уличную еду можно купить на улицах Эль-Карнак, Рамсес и Юсеф Хассан. Круглосуточная пекарня на углу улицы Шария аль-Махатта и рынка предлагает солёные крендели и булочки, а в Twinky на Шария эль-Маншийя, ближе к вокзалу, продаются липкие кондитерские изделия. Если вы готовите себе сами, в городе вы найдёте много небольших бакалейных лавок (баал), торгующих консервами, сырами, оливками, фруктовыми йогуртами и соками. На базаре можно купить свежие фрукты и хлеб, а мини-маркеты на улице Телевидения предлагают более широкий ассортимент импортных продуктов.
Большинство перечисленных ниже ресторанов недороги по западным меркам и открыты с утра до девяти-десяти часов вечера (некоторые – позже), хотя ближе к закрытию выбор блюд уменьшается. Как правило, в них не подают алкогольные напитки (если не указано особо). Из луксорских кафе включены в список только те заведения, где можно пообедать. Кроме них существуют ещё многочисленные кофейни, где можно попробовать экзотические напитки: к ним относится, например, хельба, ярко-жёлтый чай из пажитника. Около бассейна в Movenpick Jolie Ville есть кафе, где продают самое лучшее мороженое в Луксоре. Кроме того, несколько отличных заведений имеется на западном берегу, возле причала парома в Гезире.

Луксор, Египет – город живых

Этот красивый город имеет интересную историю. В эпоху, когда Луксор Египет сделал своей столицей, страна переживала расцвет архитектурной культуры. Имена правящих фараонов того периода запечатлены на их гробницах и памятниках, среди них Рамсес, Сет, Тетмос, Тутанхамон, Аменофис и др. Поклоняясь богу Амону, они выстраивали огромные гробницы для себя и своих жен и после смерти забирали с собой туда все самое ценное: оружие, украшения из золота, серебра, драгоценных камей и меди, одежду и даже письма.
Мир живых в Луксоре процветал, храмы возвышались до самого неба среди лавровых листьев, аллеи сфинксов встречали гостей храмов своими каменно застывшими взглядами, искусственные оазисы зелени в самом центре пустыни дарили свежесть, запах цветущих орхидей, изумрудный свет. Роскошные дворцы заставляли простых путников, увидевших их впервые, вздрагивать. Это были огромные конструкции, где одновременно умещались тысячи людей, их окна закрывались текстильными накидками из первого в мире батиста, который и появился в Египте. Если иностранцы слышали имя страны Египет – Луксор всплывал у них перед глазами, усеянный дворцами и храмами, памятниками и большими рынками. Это был могучий город.
Если вы посетите Луксор – Египет мира живых – вашему взору представится самый старый и самый большой сохранившийся храм в стране – Луксорский храм. 2100 лет он простоял до нашей эры, и почти столько же уже стоит в нашей, он в два раза старше нашего летоисчисления, но его величественные колоны стоят, не дрогнув, каменные кошки глядят на посетителей таинственными взглядами, будто знают о том, что всех не станет, а они так и будут стоять, охраняя покой Амона. Не менее величественный храм воздвигнут в Карнаке богу солнца Амону-Ра. Величественность и монументальность строения до сих пор заставляет архитекторов задуматься, как во времена, когда механизированный труд отсутствовал полностью, каменные глыбы весом в 2 тонны поднимались на высоту 20-30 метров.

Из мира живых в мир мертвых

Переплыв из Луксора на лодке на противоположный берег Нила, мы попадаем в страну мертвых — место вечного покоя египетских правителей, так называемую Долину Царей. Закончив свое правление в мире живых, каждый фараон покидал правую сторону Нила, попадал в Луксор – Египет мира мертвых. На левом берегу реки раскинулись долина Цариц и долина Царей, где насчитывается более 40 усыпальниц, где покоились Тутмес 1, Тутмес 2, Тутмес 3, Тутанхамон, Хатшепсут, Мадинет-Абу и другие. Многие усыпальницы находятся глубоко в скалах, только длина ходов составляет от 70 метров.
Такие храмы, в которые в вечность отправлялись цари Египта после смерти, создавались десятки лет, украшались и превращались в настоящие святилища.

Для того чтобы никто из современников не посягал на богатства мертвых фараонов, их гробницы были защищены проклятием богов, и каждый, кто прикоснулся бы к золоту царей прошлого, должен был подвернуться самому ужасному наказанию.
Мир и богатства прошлого манят нас и сегодня. В 1979 году в целях защиты монументальных конструкций и музеев Луксора город был назван ЮНЕСКО всемирным наследием. Посетите живой «музей под открытым небом» - Луксор. Египет не раскроется во всей красе перед теми, кто не видел этот город. Ежегодно здесь бывают сотни тысяч туристов. Для польшинства путешественников, посещающих Египет, Луксор - одна из главных достопримечательностей.

Некрополь Иптефа

Самый древний фиванский некрополь в Луксоре – это некрополь Иптефа. Здесь археологами было обнаружено большое количество стел, на многих из которых было начертано имя Иптеф, которое и послужило названием этой усыпальницы. Этот некрополь самый большой в Луксоре. Захоронения этого некрополя в Луксоре имеют вид либо находящихся на равнине удлиненных могил либо немного врытых в грунт усыпальниц так называемого скального типа.
Поскольку местность эта не имеет крутых горных выступов, то для гробниц скального типа приходилось отрывать в твердой почве углубленный в нее на 3–4 метра открытый передний двор, задняя стена которого образовывала переднюю сторону гробницы, чьи внутренние помещения устраивались в толще холма. Прямоугольные отверстия в этой стене вели из переднего двора во внутренние помещения гробницы, которая казалась как бы обрамленной с передней стороны столбообразными колоннами, образующими открытую галерею. Обычно на боковых сторонах переднего открытого двора также вырубались проходы в боковые помещения, что создавало впечатление, будто бы передний двор был с трех сторон окружен колоннадой. Арабы называют этот тип гробницы «сафф», что означает «ряд». Из почти 100 гробниц подобного типа в некрополе Интефа выделяются три гробницы своими огромными размерами. Их открытые передние дворы достигают в ширину 60–70 метров, а углублены они в грунт на 5–7 метров. Длина переднего двора самой большой гробницы — 250 метров. Позади подобных удлиненных передних дворов на склоне холма возвышались когда-то небольшие кирпичные пирамиды, от которых О. Мариетт в 1860 году обнаружил лишь жалкие остатки. Есть основание полагать, что эти три захоронения с наиболее крупными передними дворами принадлежали трем первым фараонам XI династии: Интефу I, Интефу II и Ментухотепу I.
В некрополе в Луксоре также была найдена очень необычная стела, на которой был изображен величественный фараон вместе с его пятью охотничьими собаками.
В холмистых возвышенностях вокруг гробниц первых фараонов XI династии расположились погребения их придворных. И позднее, уже после того как Ментухотеп II и Ментухотеп III создали новый некрополь в Дейр-эль-Бахри, некоторые высокопоставленные лица из царского окружения продолжали строить в древнем некрополе Интефа свои гробницы. Простых людей хоронили здесь и позднее.

Карнакский храм

Луксор находится в 300 км к югу от Хургады, куда можно добраться на автобусе за 4,5 часа. Название «луксор» – переиначенное арабское слово «ал-Кусур», что в переводе – дворцы. Современный город построен на месте бывшей столицы Верхнего Египта – Фив. Единственным подтверждением былого могущества Фив остались развалины Карнакского и Луксорского храмов, соединенные между собой аллеей сфинксов.
Представший нашему взору правобережный Луксор поразил своей красочностью на фоне однообразного пейзажа желтой пустыни. Находящаяся в пойме реки Нил бывшая столица богата сельхозугодиями, возле воды – жизнь кипит. То и дело можно встретить повозки, запряженные мулами, крестьян, перегоняющих овец или коров, грузовики, груженные сахарным тростником. Радует глаз и богатство зеленых растений, столь не свойственное здешним местам, от густых зарослей травы вдоль берега и цветущих деревьев до многочисленных пальм, поражающих большой протяженностью насаждений. Луксор, однозначно, красивее и экзотичнее Каира.
Храм Луксора был возведен по велению фараона Аменхотепа III. Также свою лепту в строительство храма внесли и другие фараоны, например, Рамзес II. Позже, на этом месте был воздвигнут храм Александру Великому. Длина этого храмового комплекса составляет 250 метров, двадцатиметровые пилоны расположены у входа. Помимо пилонов, в древности вход также украшали шесть исполинских статуй Рамзеса II, из которых лишь две дошли до нашего времени. На протяжении многих столетий этот памятник архитектуры был погребен под слоем писка. И только в XIX веке западные археологи начали в прямом смысле окапывать храм. Нужно сказать, что работы здесь ведутся до сих пор, и ученые постоянно обнаруживают что-то новое.
Карнакский храм, или Ипет-Исут – самый крупный храмовый комплекс Древнего Египта. Этот храм также посвящен богу Амону-Ра. Храм находится в небольшом селение Карнак в 2,5 км от Луксора. Самое древнее здание Карнакского храмового комплекса – Белая капелла, было построено при фараоне Сенусерте I, который правил Египтом с 1971 по 1926 г. до нашей эры. Храмы Карнака достраивались и перестраивались вплоть до начала нашей эры, когда Египет уже находился под властью Древнего Рима. Среди зданий храмового комплекса находится священное озеро, питаемое грунтовыми водами.
Карнакский храмовый комплекс — самый большой в Египте и скорее напоминает настоящий город, нежели просто храм. По популярности у туристов это место едва ли уступает пирамидам. Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». Сам храм разделен на три секции; одна из них воздвигнута в честь Амон-Ра, другая его жены, Мут, а третья в честь их сына, Хонуса. Строительство этого храмового комплекса было начато в XX веке до н. э. и длилось в течение последующих 13 столетий. За это время практически каждый фараон привносил что-то новое в этот огромный музей прямо под жарким египетским солнцем.
Раскопки начались только в XIX веке, почти 1400 лет это место покрывали пески. У входа в храм можно обнаружить целую аллею сфинксов с головами баранов, охраняющих его. Баран – одно из воплощений бога Амона. Два ряда баранов продолжаются до храма Рамсеса III, чья статуя и украшает вход в следующий храм. На стенах видны рисунки и остатки барельефа. По левую сторону от входа – часовня фараона Сети II. В ней три входа в три святилища – богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.
Почти в самом центре Карнакского храма располагается огромная статуя Рамсеса II, рост которого достигал 2,5 м, а ниже представлена статуя его жены, знаменитой красавицы Нефертари, ее голова едва доходит фараону до колена.
За статуей следует мощный колонный зал, ранее находящийся под крышей, но после землетрясения 27 года до н. э. храм упал, крыша обвалилась. Теперь колонны высотой 23 метра подпирают небесный свод.
Центральные колонны покрыты рисунками, где изображена жизнь и подвиги фараонов. Храм состоит из 10 пилонов, вдоль которых располагаются статуи фараонов, а в перспективе видны два обелиска, которые установила женщина-фараон Хатшепсут. Один из обелисков находится в горизонтальном положении, рядом с ним расположена скульптура жука-скарабея – символа возрождения новой жизни. В целом Карнакский храм напоминает развалины. Отсутствие какой-либо композиции также свидетельствует об этом, лишь многочисленные фрески на камнях напоминают о когда-то существовавшей цивилизации.

Долина царей

Самое же известное место на правом берегу — Долина царей. В этом месте найдено более 40 захоронений египетских фараонов, в том числе знаменитого Тутанхамона. Идея организации этого некрополя принадлежала Тутмосу I, который правил Египетским царством в XV веке до н. э. Правитель боялся, что его усыпальницу разграбят, а потому выбрал себе особое место упокоения — его склеп был выбит в скале, далеко от основных захоронений. Примеру Тутмоса I следовало большинство фараонов в течение последующих 500 лет, что и привело к созданию этого некрополя.

Долина цариц

Недалеко от Долины царей расположено место, где находятся захоронения членов семьи фараонов. Их гробницы не были такими же богатыми, как гробницы фараонов, но они также становились целью для мародеров. Пожалуй, самая красивая гробница принадлежит царице Нефертари. Она богато украшена статуями и барельефами. Сейчас эта гробница закрыта для туристов, потому что ученые опасаются за ее сохранность.
Гробницы Долины цариц относятся к тому же периоду, что и захоронения Долины царей. Это XVI-XI вв. до н. э., время правления фараонов XVIII-XX династий. Всего в Долине обнаружено 70 гробниц, а также помещения культового назначения и комнаты, предназначенные для мумифицирования тел усопших. Всего в Долине цариц насчитывается свыше 80 археологических объектов. Однако некрополь изучен значительно хуже, чем Долина царей, поэтому здесь наверняка стоит ожидать новых находок.
В Долине цариц похоронены жёны фараонов, их дети, а также ряд высокопоставленных сановников Древнего Египта. Усыпальницы устроены значительно проще, чем захоронения фараонов. Гробницы вырублены в скале и в большинстве своём состоят из небольшой прихожей, расположенной на уровне поверхности, узкого наклонного хода и погребальной камеры.
Судьба здешних гробниц печальна. Открытые в течение многих веков усыпальницы использовались грабителями караванов в качестве временного пристанища, пастухи укрывались здесь от непогоды, а многие «прихожие» гробниц служили загонами для скота. Стены и потолки помещений несут следы копоти от пылавших здесь костров. Однако ничто не может затмить великолепия фресковых росписей, многие из которых по странной прихоти судьбы дошли до нас в прекрасном состоянии.
Та-Сет-Неферов, «Пристанище красоты» — так называли некрополь древние египтяне. Самым значительным памятником Долины цариц является гробница Нефертари, любимой жены Рамзеса II Великого. Память о Нефертари по приказу фараона была многократно увековечена в скульптурах и фресках, ей был посвящён один из храмов Абу-Симбела, а росписи на стенах её гробницы поражают своим совершенством.
Усыпальница Нефертари была открыта в 1904 году Эрнесто Скиапарелли, директором Египетского музея в Турине. Она устроена значительно сложней остальных гробниц Долины цариц и состоит из семи залов, предназначение некоторых из них не установлено. Изумительные фрески, которыми покрыты стены гробницы, принесли ей заслуженную славу «Сикстинской капеллы Древнего Египта».
Стены лестницы и коридора, ведущих в погребальную камеру, расписаны сценами из «Книги мёртвых», сборника сакральных текстов, советов и заклинаний, призванных помочь усопшему добраться до царства Осириса. Повсеместно встречаются изображения самого Осириса и Анубиса, который сопровождал души умерших в их странствии по загробному миру.
Свод главного зала гробницы поддерживался четырьмя колоннами, покрытыми барельефами. В центре погребальной камеры, площадь которой составляет ~90 кв. м., был установлен гранитный саркофаг царицы, а роспись потолка зала изображала тёмно-синее небо, покрытое золотыми звёздами. Стены зала показывали путь царицы по загробному миру, в котором её сопровождали божественные проводники, а вырезанные здесь же заклинания были призваны облегчить путь усопшей.
Росписи гробницы Нефертари являются ценнейшим историческим источником, повествующим о представлениях древних египтян о загробной жизни. Но сухими научными данными значение фресок не ограничивается. На стене гробницы сохранилось стихотворение Рамзеса II, с которым фараон обратился к своей рано ушедшей супруге. Это последнее послание грозного для врагов царя своей жене трогает до глубины души. Моя любовь – единственная. Никто не может соперничать с ней, потому что она самая красивая женщина из всех живших. Всего за одно мгновение она украла мое сердце.

Статуя Анубиса, шакалоголового бога бальзамирования, надзирает за коллекцией мумий рептилий и птиц. Здесь же находится хорошо сохранившаяся мумия чиновника Масерхарти, жившего при XXI династии. Фотографировать в музее не разрешается. По субботам в 19:00 здесь проводятся бесплатные лекции по археологии, которые читают такие видные учёные как, Кент Уикс (исследователь гробницы KV5 в Долине Царей), Хуриг Сурузян (раскапывающая поминальный храм Аменхотепа III) и Збигнев Шафрански (из польской миссии в Дейр-эль-Бахри).

Храм царицы Хатшепсут

Стоит обязательно посетить храм-усыпальницу царицы Хатшепсут. Этот памятник архитектуры не выглядит грозно, в отличие от многих египетских достопримечательностей. Наоборот, он кажется легким и воздушным, стены его украшены красивыми фресками; в самом храме много статуй.
Царица Хатшепсут была во многом женщиной выдающейся для своего времени. Дочь фараона Тутмоса I , сводная сестра и по совместительству супруга Тутмоса II, она должна бы была покорно принять роль регентши при малолетнем пасынке Тутмосе III после смерти царственного мужа. Однако, Хатшепсут была слишком горда, чтобы позволить управлять собой и далее. В обход законного наследника Хатшепсут провозгласила себя единственной и полновластной царицей Египта, и 15 лет ее правления стали одними из лучших в истории XVIII династии, увенчанными многочисленным победами на военном поприще.
Годы правления царицы Хатшепсут были временем небывалого процветания Египта, строились храмы и восстанавливались разрушенные завоевателями памятники. Словом, эта женщина-фараон была хорошим правителем и сильной личностью. Это подтверждается тем, что она лично возглавила военный поход против врагов царства.
Свои победы, как и себя саму царица не забывала прославлять. Заупокойный храм на западном берегу Нила стал одним из главных сооружений, призванных славить Хатшепсут не только на земле, но и на небе.
Само место для строительства было выбрано не случайно – рядом с гробницей Ментухотепа I, фараона, считавшегося родоначальником XVIII династии. Тем самым царица подчеркивала, что имеет полное право на престол, захваченный в обход законного наследника.
При Хатшепсут в Египте очень активной была строительная деятельность. Больше нее смог построить разве что Рамсес II Мериамон, хотя следует сказать, что он не стеснялся ставить свое имя и на монументах, построенных его предшественниками. Хатшепсут приказала восстановить памятники, которые были разрушены гиксосами. Некоторые древние сооружения были перестроены.
При этом царица возводила и новые храмы. В Карнаке появилось так называемое «Красное святилище». Оно предназначалось для церемониальной ладьи Амона-Ра, бога Солнца. На стены этого святилища были нанесены рельефные изображения, рассказывающие о правлении Хатшепсут. Не так давно этот древний архитектурный памятник был восстановлен из разрозненных блоков. Теперь там проводят экскурсии.
В правление Хатшепсут в Карнаке построили многие другие сооружения. Например, были возведены два гранитных обелиска. Масса каждого составляет 350 тонн, высота – 30,7 м. На одном из них есть надпись, которая гласит, что эти обелиски являются памятником Амону, владыке Фив. Также там построили святилище Амона-Камутефа и расширили храм богини Мут.
Храм царицы Хатшепсут строился приблизительно с 1482 по 1473 г. до н.э., это совершенно новый стиль в строительстве древнего Египта, а его монументальный вид многие архитекторы использовали в строительстве по всему миру.
Храм был построен по всем правилам. Входом на его территорию служил огромный пилон, узкий проход, выстроенный в виде усеченной пирамиды, от которого шел 37 метровый путь к храму. Эту дорогу с двух сторон охраняли сфинксы. Орошаемое пространство перед храмом украшал сад из диковинных деревьев и кустарников, тут же были разбиты два священных озера.
Храм находится на трех террасах, которые соединены между собой пандусами, а святилище храма врубается в толщу скалы. Храм украшен статуями царицы Хатшепсут, колоннами венчающимися головами богини Хатор и многочисленными росписями, посвященных событиям царствования Хатшепсут.
Самая верхняя терраса была предназначена для главных ритуалов. Именно здесь был вырублен вход в святилище Хатшепсут, находившееся в скале. Некогда здесь, перед четырехгранными колоннами, стояли монументальные статуи самой царицы, которые были видны с кораблей, проплывавших по Нилу. В главном зале некогда также стояло монументальное изображение Хатшепсут, от которого теперь сохранились лишь обломки, полы были облицованы золотыми и серебряными плитами.
На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.
Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.
Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.
Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.
По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.
После смерти царицы ее храм продолжал оставаться местом культовым. Еще столетия спустя сюда приходили люди, верившие, что священные стены помогут им излечиться от тяжелых болезней. Позднее храм был заброшен и превратился в руины. И лишь стараниями реставраторов, принявшихся за казавшуюся непосильной работу в 1961 году, храм царицы Хатшепсут сегодня вновь возвращается к жизни.
Хатшепсут как историческая личность, как женщина, сумевшая добиться небывалых успехов на государственном поприще (к которому в Древнем Египте женщин не слишком-то допускали), всегда будет вызывать интерес у людей. Подтверждение этому можно найти хотя бы в истории любви Хатшепсут и архитектора Сенмута. Говорят, будто он был влюблен в царицу, она отвечала ему взаимностью, невзирая на смертельный риск. Эта история очень нравится нашим современникам. Но как обстояло дело на самом деле?
Многие историки считают, что это просто красивая сказка о любви великой женщины и талантливого архитектора. Хатшепсут, получив Двойную Корону Хора Нармера, лишилась права на любовь. Да и вряд ли их связь могла остаться тайной, ведь у царицы было много недоброжелателей, желавших заполучить трон. Кроме того, Сенмут и после смерти Хатшепсут продолжал работать архитектором, он служил Тутмосу III. Мог ли последний пощадить архитектора, если тот был возлюбленным царицы? На этот вопрос каждый отвечает так, как ему нравится. Во всяком случае, люди никогда не раскроют тайну любви царицы Древнего Египта.
Интересным фактом является и значение имени Хатшепсут. «Находящаяся впереди благородных дам». Неудивительно, что женщина с таким именем стала правительницей египетского государства. И она полностью ему соответствовала.
Вокруг личности Хатшепсут возникают всевозможные теории, в которые иной раз просто трудно поверить. Так, говорят, что Хатшепсут и есть та самая добрая царевна, которая нашла в водах Нила корзинку с младенцем Моисеем. Именно она будто бы и воспитала будущего пророка. Согласно другой гипотезе, выдвинутой психоаналитиком Иммануилом Великовским, Хатшепсут – это легендарная царица Савская. Путешествие в Пунт отождествляется у него с явлением к царю Соломону.

Гробница Тутанхамона

Гробница Тутанхамона до сегодняшнего дня поражает человеческое воображение. Интерес к ней подогревается слухами о «проклятии фараона». Почему гробница, несмотря на сломанную печать, осталась нетронутой? И что было причиной внезапной смерти участников открытия?
В свое время и до сих пор гробница Тутанхамона является выдающейся археологической находкой, сенсацией мирового масштаба. Археолог Говард Картер навеки вписал свое имя – он первый и единственный археолог, кому удалось найти и вскрыть не разграбленную гробницу.
Тутанхамон(Тутанхатон) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333- 1323 годах до н. э., из XVIII династии, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора.
Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы. В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волоc его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.
В правление Тутанхамона, Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.
Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.
Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.
При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.
Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.
В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. У входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность) 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

Легенда о «проклятии фараона»

Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, однако практически сразу возникли мистификации вокруг его смерти (говорилось даже о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита»). В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как крупнейший американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис.
Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже 70 лет, Н. Г. Дэйвису — 71, а А. Гардинеру — 84 года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним — в 1939 году в возрасте 66 лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает её с грибком или другим микроорганизмом, находившимся в усыпальнице, что объясняет, в частности, тот факт, что первым умер астматик лорд Карнарвон.

Любопытно
В 1881 году после допроса членов одного разбойничьего клана, были найдены мумии фараонов, чудом уцелевшие, несмотря на прошедшие тысячелетия. Они лежали, беспорядочно брошенные в кучу. Спустя несколько дней двести человек погрузили мумии на пароход, который должен был отвезти их в Египетский музей. И тогда неожиданно местные крестьяне пришли на берег реки воздать почести забытым царям.
Самая известная древнеегипетская книга - это "Книга мертвых". Мы знаем о ней благодаря фрагментам, помещавшимся в гробах вместе с усопшими. Это описание потустороннего мира и собрание магических заклинаний отличалось тем, что предназначалось также и для простых людей, помогая им снискать благосклонность подземного бога Осириса.

Частью культа фараона было создание его  образов после смерти. Монументальные статуи с чертами лица фараона имели магическое значение. При помощи определенных ритуалов им «открывали» глаза, уши и уста, чтобы покойник мог видеть, слышать и говорить. Скульпторы делали статуи из тех видов камня, которые сохранялись дольше всего. Эти ритуалы должны были обеспечить существование души после смерти тела фараона. Когда тело обратится в прах, душа сможет поселиться в каменном воплощении умершего.

К сведению
Великолепнейшей из  всех усыпальниц Долины Цариц считается гробница царицы Нефертари. Ее украшают прекрасные скульптуры, вырезанные в известняковых стенах. С некоторого времени этот исторический памятник находится под угрозой исчезновения - подземные воды проникают сквозь стены усыпальницы, что приводит к отложению на них солей и уничтожает не только наскальные рисунки, но и стены - гробницы.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна